Новости в чем смысл брикс

Простыми словами, БРИКС старается прийти к повышению представленности во всевозможных интернациональных структурах – ООН, Всемирный Банк, МВФ и ВТО. В этом смысле влияние на политику России расшире-ния БРИКС лежит в плоскости роста возможностей взаимодействия в мире. Председательство в БРИКС осуществляется государством-участником в течение календарного года на ротационной основе. К выступлению о значении БРИКС президент готовился до последней минуты. Я бы не называл БРИКС аналогом G7, потому, что G7 заточена под США.

«Поддержка принципов многополярности»

  • Чего мы должны ждать от БРИКС, а чего нет? — Клуб «Валдай»
  • Сюрпризы расширения
  • БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира
  • Работа БРИКС
  • Что означает аббревиатура БРИКС ?
  • Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023

Процесс расширения запущен

  • Не упустить главное: о плюсах и минусах расширения БРИКС / Сергей Лавров / НКИ БРИКС, Россия
  • Кто войдёт в БРИКС
  • Что такое БРИКС: расшифровка, цели и принципы организации
  • Что такое БРИКС?

Не упустить главное: о плюсах и минусах расширения БРИКС / Сергей Лавров

Экономист Колташов: Единая валюта БРИКС может быть привязана к золоту. Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. Не исключено, что БРИКС даже поменяет название – во всяком случае после расширения его рядов это было бы логичным. В определённом смысле БРИКС, каким мы его знали последние пятнадцать лет, основывался на такой философии классической геополитики. К потенциальным членам БРИКС относят те государства, что уже изъявили желание вступить в состав членов этой международной организации.

Что такое БРИКС

  • БРИКС++: Запад пытается играть в "догонялки", но уже слишком поздно — американский эксперт
  • Перспективный союз, или что такое БРИКС по сути
  • БРИКС против доллара: к чему может привести вступление в организацию новых стран
  • БРИКС стал серьезным противовесом США и ЕС на мировой арене, заявил Пушков
  • Цитаты о СНГ

БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении

Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. В последние годы БРИКС стремится к расширению своего влияния за счёт присоединения новых стран. БРИКС расширяется в поисках смысла.

Перспективы расширения БРИКС

В сочетании с недовольством по поводу таких дисбалансов на Глобальном Юге растут опасения, что США могут превратить доллар в оружие с помощью санкций, как это было сделано в отношении России. Это привело к тому, что страны БРИКС индивидуально и коллективно пытаются уменьшить свою зависимость от американской валюты, одновременно увеличивая двустороннюю торговлю в своих собственных валютах, поясняет Al Jazeera. Новые участники, обладающие экономическим влиянием, могли бы стимулировать способность группы перестраивать или создавать альтернативы существующим глобальным институтам власти, отмечает CNN. Африканских кандидатов в члены, таких как Эфиопия и Нигерия, привлекает приверженность блока реформированию ООН, которое придало бы Африке более весомый голос на глобальной арене, отмечает The Guardian. Другие страны полагают, что расширенный БРИКС, возможно, сможет провести изменения во Всемирной торговой организации, Международном валютном фонде и Всемирном банке. Также, по мнению экспертов, включение в список стран, которые открыто настроены антагонистически по отношению к Западу, таких как Иран и Венесуэла, может еще больше подтолкнуть БРИКС к превращению в антизападный блок. Появление новых членов, вероятно, окажет, по крайней мере, некоторое положительное влияние на самого влиятельного члена группы, Китай, особенно в связи с тем, что Си Цзиньпин пытается позиционировать свою страну как лидера в перестройке возглавляемой США системы, которая, по его мнению, направлена на сдерживание роста его страны, подчеркивает CNN, добавляя, что широкий интерес стран к вступлению в БРИКС также является стимулом для Путина. По мнению аналитиков, это также указывает на увеличивающийся разрыв между приоритетами тех стран, которые выстраиваются в очередь в БРИКС, и богатых западных стран, которые объединились против России в поддержку Украины.

Но разногласия внутри существующей "большой пятерки" могут стать препятствием для любых прорывных решений по этому вопросу, предупреждают западные аналитики. Когда дело доходит до расширения БРИКС, у каждой из составляющих его стран есть свои причины проявлять осмотрительность в отношении того, кого впускать, поскольку этот вопрос был поднят во время последнего председательства Южной Африки в 2018 году, а затем страны решили продолжить его изучение после прошлогоднего виртуального саммита, организованного Китаем. Аналитики считают, что для Индии, у которой есть пограничный спор с Китаем и которую все больше тянет к США из-за их общих опасений по поводу напористого Пекина, резкий антиамериканский блок был бы нежелателен.

В одной из своих аналитических статей в начале нулевых он объединил самые перспективные, на его взгляд, экономики мира — Бразилию, Россию, Индию и Китай в блок, который назвал BRIC, что созвучно английскому слову «кирпич» brick. Тогда финансист и не предполагал, что упомянутые им страны объединятся и создадут союз для согласования политических и экономических шагов. Он стал своеобразной альтернативой Всемирному банку и МВФ, в политике которых главную роль обычно играют западные страны. Летом 2022 года российский лидер Владимир Путин сообщил, что БРИКС «занимается созданием единой валюты, которая положит конец доминированию доллара в мировой экономике», а также работает над созданием многосторонней платежной системы, аналогичной SWIFT, для того чтобы «обезопасить торговые расчеты и лишить США возможности санкционного давления». Страны договариваются, всегда есть пространство для диалога. БРИКС — это вызов старым центрам принятия решений со стороны новых глобальных сил.

Все эти встречи и заседания проводятся регулярно, с определённой периодичностью. Многие эксперты считают БРИК исключительно политическим объединением, однако, это не так. В повестку дня ключевой «пятерки» входит свыше 20 сфер взаимодействия.

В целом справедливо говорить о том, что роль БРИКС в глобальном управлении экономикой постепенно растет. Не последнюю роль при этом играет коллективная экономическая мощь пяти стран-участников, а также такие факторы, как вклад «пятерки» в реформу международных экономических институтов, их влияние, оказываемое на трансформацию международной финансовой и валютной систем, поддержка центральной роли Всемирной торговой организации сокращенно — ВТО , а также стремление к преодолению кризиса в Органе по разрешению споров ВТО и тупика в Дохийском раунде многосторонних торговых переговоров. В последние годы наблюдается растущее взаимопонимание стран БРИКС относительно международных конфликтов и проблем военно-политического характера.

Предполагалось, что день дискуссий будет в среду. Тогда же состоится итоговая пресс-конференция всей пленарной сессии лидера страны — хозяйки мероприятия президента ЮАР Сирила Рамафосы. Однако уже после первых часов обсуждения все поменялось. Рамафоса перевел открытую сессию в закрытый формат и продлил ее на один день. Собственно, то, какие страны пополнят ряды объединения и что станет критериями приема в его ряды, и было главной интригой, связанной с Йоханнесбургским саммитом. По тому, кто именно станет членом объединения, можно будет судить о характере его дальнейшей эволюции.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди, коего в прессе периодически подозревают в намерении помешать китайским планам трансформации объединения, с пополнением рядов БРИКС не торопил.

Страны БРИКС: полный список в 2024 году с описанием (+ карта, факты, чем занимаются)

Акроним БРИКС (BRICS) образован от названий входящих в объединение стран на английском языке, до присоединения в 2011 году ЮАР оно носило название БРИК. Расширение БРИКС приведет к укреплению позиций России в системе международных отношений, уверен эксперт. Последовательность букв в слове имеет скрытый смысл: BRICs звучит как английское bricks — «кирпичи». В этом смысле БРИКС напоминает ситуацию, когда лебедь, рак и щука пытаются сдвинуть воз с места. Слоган нынешнего саммита — «БРИКС и Африка: партнерство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и всеохватной многосторонности», — намекает на проявление интереса на форуме к проблемам африканского континента. Вхождение в состав БРИКС Аргентины имеет больше политическое значение, чем экономическое.

Перспективы расширения БРИКС

Каковы цели данной организации? Может ли БРИКС предложить альтернативу нынешней финансово-экономической мировой системе с доминированием доллара? Об этом корреспондент EADaily поговорил с ведущим специалистом Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. Горчакова Сергеем Вадимовичем Орловым. Однако зачастую у нас нет общего представления о том, что из себя представляет данный блок. Каковы цели данной организации и ее важность для России? Повышение их роли привносит культурное и цивилизационное разнообразие в процессы, происходящие на мировой арене. С другой стороны, глобализация сделала мир глубоко взаимосвязанным и сложным. Однако новые глобальные проблемы и вызовы требуют коллективного решения. В этой связи межгосударственные союзы и объединения, основанные на принципе коллегиальности и равноправия, приобретают все большую привлекательность и являются наиболее перспективными с точки зрения решения накопившихся проблем и разногласий.

И, как мы видим, БРИКС является такой точкой опоры в вопросе построения нового глобального миропорядка. Главная цель объединения на момент основания — создание площадки для выражения консолидированного мнения государств Бразилия, Россия, Индия и Китай, а позднее ЮАР с быстроразвивающимися экономиками в ситуации, когда в мире доминируют США и их западные союзники. На сегодняшний день можно констатировать, что объединение отошло от исключительно экономической повестки и старается превратиться в инновационный инструмент глобального управления, в первую очередь, среди стран Глобального Юга, предлагая государствам более демократичный и справедливый миропорядок.

Было бы разумно более чётко представлять себе, что нам в действительности имеет смысл ожидать от тех, что позиционируются как важные в системе российской внешней политики. Как устроено это объединение и как функционирует вы можете узнать из нашей видеоинфографики.

В первую очередь потому, что это объединение пяти значимых государств, к которому с 1 января 2024 года присоединились ещё несколько участников, концептуально противоречит всем сложившимся в XX веке представлениям о том, на чём должна быть основана международная организация. Говоря коротко, в основе БРИКС нет сколько-нибудь зримой возможности объединения странами-участницами своих экономических и военных ресурсов. Даже постоянный состав Совета безопасности ООН представляет собой сравнительно гомогенную группу и состоит из держав, которые с разной степенью достоверности признаны победителями в последней мировой войне и все без исключения обладают военными ресурсами, недосягаемым образом превосходящими других членов международного сообщества. В первом случае мы видим реальное объединение военных возможностей, во втором — экономической мощи. БРИКС не основана на балансе сил основных участников, как это бывало с наиболее успешными альянсами прошлого.

Несмотря на то, что считающийся суперуспешным Венский порядок был сговором сильнейших европейских держав по поводу основ легитимности внутреннего порядка в странах, до которых они могли дотянуться, он всё равно содержал в фундаменте идею взаимного баланса сил. Собственно говоря, разрушение этого баланса в результате бурного усиления Германии и стало причиной краха всей Венской системы. В БРИКС также совершенно невероятно появление одного лидера, как в НАТО или «семёрке», который сможет дисциплинировать остальных участников и добиваться выполнения поставленных совместно целей. Тем более что эти цели, сформулированные в рамках «лидерской» модели института, достижимы именно потому, что удовлетворяют интересам лидера. Другими словами, БРИКС, как это ни поразительно, не является институтом-фальшивкой, ширмой, прикрывающей основные механизмы взаимопонимания своих участников.

И именно это представляет собой самую большую сложность. Как в достижении совместно поставленных задач, так и для его понимания сторонними наблюдателями, мышление которых выстроено в рамках уже давно и прочно утвердившегося канона.

И в этом плане настораживают прежде всего Бразилия и Индия. Выбор новых членов меня озадачил, — говорит Иван Лошкарев. Объединенные Арабские Эмираты тоже своеобразная троянская лошадка. Очень радует наличие в списке новых членов Египта и Ирана. А турецко-катарскую ось проигнорировали. Эфиопия независимая, но там традиционно сильны и западные позиции, и позиции откровенно недружественных нам стран. Пока непонятно, насколько новые государства в составе БРИКС помогут в выстраивании альтернативного порядка».

По мнению Примакова, этот союз мог стать не только военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, но и «краеугольным камнем» нового многополярного мира, при этом каждая из сторон триумвирата развивала бы двусторонние отношения с другими странами мира. Взаимодействие Москвы, Пекина и Нью-Дели даже с примкнувшими к ним Бразилиа и Преторией могло бы обойтись без формальных договоренностей и основываться на взаимопонимании сторон — равно как происходит координация стран G7. Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений. Критики сценария развития организации «не вглубь, а вширь», без артикуляции четких целей и задач, указывают, что БРИКС рискует превратиться в некий аналог Генассамблеи ООН для развивающихся стран: это удовлетворит их амбиции с точки зрения «веса» в мировой политике, но по факту никак не окажет влияния на ее развитие. Возможно, в перспективе мы увидим создание некоторого аналога Совбеза ООН из наиболее сильных в военно-политическом и экономическом плане стран, который сможет проводить в жизнь отдельные решения сообщества, минуя долгие обсуждения и согласования. Более того, пятерка основателей БРИКС, сохранивших статус и название организации, вероятно может претендовать на такую роль. Но вряд ли остальные участники готовы признать за ней право выносить коллективные суждения. Особенно если речь пойдет о вопросах принципиальных — военных операциях, конфронтации, революционных финансово-экономических мерах. В то же время пущенное на самотек развитие БРИКС при дальнейшем расширении может привести к формированию в организации групп и кланов например, «нефтяных» или «региональных».

В таком случае сообществу грозит либо дезорганизация, либо усиление Китая. Китай, впрочем, всячески отнекивается от перспективы лидерства в БРИКС, а председатель КНР Си Цзиньпин даже заявил, что «китайская нация не имеет в своих генах гегемонистских черт» и «тяги к великодержавным играм». Китайская идея именно этим и нравится развивающимся странам, поскольку осуществляется без жесткого давления. Как китаист, могу сказать, что для КНР идея столкновений, конфронтации — чуждая, в их политической культуре принято учитывать все нюансы и спорные моменты». Как бы то ни было, приняв через семнадцать лет после своего основания решение преобразоваться из неформального клуба пяти стран в большую международную и межконтинентальную организацию, БРИКС будет вынужден найти ответы на принципиальные вопросы о смысле своего существования. При этом одни страны первым делом хотят изменить политическую реальность, другие — торговые и экономические правила игры, и все заинтересованы в гарантиях собственной безопасности. Естественно, весь этот противоречивый букет желаний адресуется либо существующему мировому гегемону — США, либо коллективному Западу, в том числе его политическим военным и финансовым институтам. При этом страны БРИКС совершенно не собираются вести с Западом войну на уничтожение в прямом и переносном смысле слова. Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных.

В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой. Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма. Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол. Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости. Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита. Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации?

Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны? Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением? Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости.

Поэтому, рассматривая заявки на вступление от первой партии претендентов, «пятерке» пришлось решать нелегкую задачу: кого принимать, а кому отказать. По его словам, надо учитывать вес, авторитет и значение страны-претендента, ее позицию в международном плане. Что это означает на практике? Ясно, что в первую очередь «пятерку» интересовали страны, обладающие реальным суверенитетом. Страны, которые будут тайно согласовать свою позицию с Вашингтоном, станут балластом или, и того хуже, — «троянскими конями» в объединении. В БРИКС решения принимаются консенсусом, что предполагает схожесть позиций по важнейшим вопросам совместного бытия. Любая иная позиция может затруднить его работу. Также «пятерка» учитывала готовность страны-претендента участвовать в строительстве многополярного мира, согласие с принципами, продекларированными государствами — учредителями БРИКС, и способность ее экономики усилить мощь всего объединения. Важно было также соблюсти географию претендентов, чтобы ни один континент не остался обделенным и каждый был представлен в объединении. Поздравляя новых членов, Владимир Путин заявил: «Хочу заверить всех коллег, что мы будем продолжать то дело, которое мы с вами начали, — по расширению влияния БРИКС в мире». Отсюда несложно сделать вывод: расширение влияния БРИКС вряд ли возможно без притока новых членов в объединение. Что касается новых членов БРИКС, то, при всем уважении к Аргентине, давшей миру легендарного Лионеля Месси, ее принятие в объединение вызывает ряд вопросов. Дело в том, что в Аргентине в настоящее время крайне непростая обстановка. Страна находится на грани дефолта, общество расколото, во многих городах беспорядки. В преддверии президентских выборов один из кандидатов, отчаявшись найти для своей страны приемлемое решение всех проблем, даже предложил сделать доллар национальной валютой. Мало какая страна может «похвастаться» такими низкими экономическими достижениями. Возможно, авансом, поскольку страна обладает значительным потенциалом в промышленности и сельском хозяйстве, а нынешние трудности — явление временное. А возможно, принимая во внимание хлопоты Бразилии за своего соседа. Другой новичок, по которому возникают вопросы, — это Эфиопия, чья экономика является всего лишь пятой на континенте. Общая картина в Эфиопии, несмотря на отсутствие ярко выраженных плюсов, тем не менее складывается вполне позитивная. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве, чему способствуют благоприятные условия. Страна богата полезными ископаемыми, но нужны инвестиции для их разработки. Особо надо отметить, что в Эфиопии не так сильны позиции западных стран в силу того, что страна никогда не была европейской колонией, соответственно, западная идеология не смогла развратить эфиопов. И что для нас самое главное — Эфиопия по многим вопросам поддерживает Россию сейчас, равно как и Россия ранее — Советский Союз поддерживала Эфиопию в трудные периоды ее истории. Поэтому не исключено, что именно Россия ходатайствовала за Эфиопию при голосовании. Открывая своего рода «охоту» на новых членов, в БРИКС планируют, очевидно, решающую схватку с долларом. Чем больше государств присоединятся к объединению, тем скорее будет создана дедолларизованная система расчетов между ними. Это создаст предпосылки для оздоровления всей мировой экономики, а не только экономики стран — членов БРИКС. Но расширение нужно не только в этих целях. Каждая вступившая в БРИКС страна — это активный штык в борьбе против англосаксонского доминирования в мире. Это тот самый случай, когда количество должно перерасти в качество. Что, в свою очередь, свидетельствует о том, что лидерству США нанесен серьезный урон. Многим колеблющимся странам теперь есть над чем подумать: с кем дальше жить и развиваться? Общая валюта: спасение или головная боль? Доллар нравится далеко не всем. И если пачка долларов в кармане обывателя, несомненно, его порадует, то значительные долларовые запасы являются настоящей головной болью для инвесторов, министров финансов и руководителей центробанков многих стран и заставляют их напряженно размышлять над тем, как этими долларами лучше распорядиться. Доллар плох не тем, что в настоящее время является проблемной мировой валютой. И даже не тем, что он не привязан к золоту. Беда доллара состоит в том, что он фактически стал инструментом американского правительства в регулировании мировой экономики. А это означает, что экономики многих стран зависят от курса доллара, который устанавливает Федеральная резервная система США, выполняющая функции центробанка страны.

БРИКС расширяет географию: как решение Египта повлияет на мировую торговлю

Простыми словами, БРИКС старается прийти к повышению представленности во всевозможных интернациональных структурах – ООН, Всемирный Банк, МВФ и ВТО. Главные новости об организации БРИКС на Будьте в курсе последних новостей: Китай оказывает поддержку Белоруссии на пути в Шанхайскую организацию сотрудничества и БРИКС. После 2010 года экономический потенциал БРИКС начал неожиданно ухудшаться. Многие сравнивают БРИКС с НАТО или ООН, что неверно: у этой организации нет штаб-квартиры, она не имеет отношения к военным договоренностям, а курирует, в основном, экономические вопросы. Для новых участников вступление в БРИКС могло бы расширить их дипломатическое влияние и открыть выгодные торговые и инвестиционные возможности.

БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении

Группа БРИКС, первоначально созданная для выявления инвестиционных возможностей, с годами превратилась в сплоченный геополитический блок. Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их значение как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов. Группа БРИКС – это объединение государств, разделяющих стратегическое видение справедливого мирового порядка, но преследующих свои национальные интересы. В отличие от международных организаций и блоков БРИКС имеет более гибкую структуру, за счёт чего может оперативнее и эффективнее реагировать на возникающие вызовы глобального масштаба. Я бы не называл БРИКС аналогом G7, потому, что G7 заточена под США.

Что такое БРИКС и что он предлагает миру. Простыми словами

В целом же Россия продолжит усилия по продвижению всего комплекса партнёрского сотрудничества в рамках БРИКС по трём ключевым направлениям — политика и безопасность, экономика и финансы, культурно-гуманитарные контакты. Естественно, особый упор сделаем на повышении внешнеполитической координации стран-участниц, совместном поиске эффективных ответов на вызовы и угрозы международной и региональной безопасности и стабильности. В числе приоритетов - дальнейшее продвижение взаимодействия в сфере науки, высоких технологий, здравоохранения, экологии, а также в области культуры, спорта, молодежных обменов и по линии гражданского сообщества. В общей сложности в рамках председательства планируется провести более 200 мероприятий различного уровня и направленности во многих городах России.

А недостатка в количестве людей в странах БРИКС точно нет, БРИКС обладает огромным количественным потенциалом людей, которые могут быть задействованы в развитии науки, технологий и образовании. Контроль над образованием — критически важный пойнт для будущего любой страны. Происходит развитие совместных международных научных и образовательных проектов при одновременном сохранении научного суверенитета. Развивается сотрудничество в области развития космоса, обмен спутниковыми данными , создание совместной виртуальной спутниковой группировки. Политика Выше уже писал, что экономики без политики не бывает.

По своей сути БРИКС — союз стран, которые решили совместно отстаивать свои интересы на международной арене. Страны запада явно видят в БРИКС угрозу для своего доминирующего положения, далее приведу слова Джо Салливана : «Слухи о гибели доллара как мировой резервной валюты, возможно, были преувеличены в преддверии августовского саммита [БРИКС].

Мнения Также рассуждения о том, что реально БРИКС может, а чего не может, стоило бы начать с понимания того, насколько достижения или провалы других международных институтов связаны с их индивидуальными особенностями. Второе, однако, является теоретической задачей. Группа БРИКС — если кратко — это объединение государств, разделяющих стратегическое видение справедливого мирового порядка, но преследующих свои национальные интересы в практических вопросах мировой экономики и политики. Поэтому, во-первых, мы не можем рассчитывать на то, что группа БРИКС создаст международные финансовые институты и инструменты, сопоставимые по масштабам влияния с теми, которыми управляет Запад — с Международным валютным фондом или Всемирным банком. Во-вторых, вряд ли стоит ожидать от БРИКС решений конфронтационного или репрессивного характера в отношении других участников международного сообщества. Мы понимаем, конечно, что в своём современном положении страны Запада воспринимают как конфронтационное любое действие или решение, которое не обслуживает их специфические интересы. Другое дело, что западные державы неслучайно подозревают всех остальных в революционных или ревизионистских замыслах — даже вполне невинные действия становятся опасными для организма западной гегемонии в условиях его современной хрупкости. Вопрос, таким образом, только в способности Запада адаптироваться к неизбежному сокращению своей власти над основными институтами и повестками глобального характера.

Поэтому нет оснований пытаться «давить» на наших партнёров с тем, чтобы их действия стали более разрушительными для Запада, — это в любом случае произойдёт. В-третьих, БРИКС вряд ли окажется готова масштабно решать те задачи глобального характера, которые Запад решать не может или — в рамках своих эгоистических интересов — не хочет. Однако БРИКС сможет создавать конкретные механизмы решения проблем развития бедности, голода, экологии, преступности, терроризма, информационной безопасности, искусственного интеллекта , представляющие собой альтернативу западным подходам и решениям. Это само по себе принесёт пользу мировой устойчивости, но также послужит той самой адаптивности Запада к новым условиям. И наконец, не стоит ждать от стран БРИКС достижений в тех вопросах, где их национальные интересы отличаются в силу объективных причин, то есть связаны с достижением ими основных целей развития. БРИКС создан и расширяется для того, чтобы дополнительно усилить возможности его участников, но ни в коем случае их не ослабить.

Уже не в первый раз они выступают с политическими заявлениями по самому широкому спектру актуальных вопросов мировой повестки дня — начиная с сирийского конфликта и заканчивая международными санкциями, и зачастую эти заявления кардинально отличаются от мнения стран G7.

Однако несмотря на совокупный потенциал и мощь отдельных членов, состоятельность БРИКС, как и любой другой международной организации, зависит от того, насколько она адекватна вызовам своего времени. Именно в этом контексте у БРИКС есть пространство для маневра, так как все существующие в настоящее время международные организации были созданы в другом пространстве глобальных вызовов и были ориентированы на решение других задач. Глобальные вызовы Подавляющее большинство действующих сегодня международных институтов сформировались после Второй мировой войны с главной задачей создать такую систему управления, в которой будут невозможны глобальные вооруженные конфликты и которая будет сохранять ялтинско-потсдамские принципы неприкосновенности. Соответственно, международные организации можно поделить на две группы в соответствии с типом их интеграции — политической или экономической — как ответа на современные ей вызовы. Задачей политической интеграции является в первую очередь усиление влияния на окружающий альянс контекст — так, высшей формой политического сотрудничества считается военно-политический альянс типа ОДКБ или НАТО. Более нейтральными формами являются крупные диалоговые площадки типа СНГ, ШОС или ЛАГ, вокруг которых строится та или иная экономическая инфраструктура, но она имеет лишь обслуживающий характер. Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты.

Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования. Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба. В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии. Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами. В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта.

Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии? Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста? Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность? Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой? За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями?

Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий. Адекватная реакция на сложившиеся вызовы потребует не только согласованного подхода, но и существенных инвестиций. Согласно оценкам ООН, достижение одних только целей развития тысячелетия потребует затрат в размере более 100 млрд долларов. И это только социальная перспектива, ведь инфраструктурные вызовы потребуют куда больших инвестиций — по некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов. Полное замещение энергоресурсов на возобновляемые источники будет стоить мировой экономике уже десятки триллионов долларов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий