Новости антонина васильевна нежданова

Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950). Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «» («») под названием «Нежданова, Антонина Васильевна», находящаяся по адресам. Новости Отец-одиночка Евгений Миронов вышел в свет с подросшим сыном.

Нежданова Антонина Васильевна — биография певца, личная жизнь, фото, музыка

Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе — в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым 1891—1953 : пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова. Станиславского, в 1943—1950 годах — в Московской имени П. Чайковского профессор с 1943 года. Доктор искусствоведения 1944. Умерла 26 июня 1950 года в Москве.

Глинки Татьяна «Евгений Онегин» П.

С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К. Станиславского , в 1943—1950 годах — в Московской консерватории с 1943 года — профессор. Весной 1943 года скончался Рахманинов, посвятивший ей свой « Вокализ ». Среди её учеников — И.

Масленникова , А. Масленников , М. Максакова , Т. Воскресенская, Л. Гриценко , Р.

Котова , Л. Лубенцова, Н. Добриянова Болгария и другие. Автор многих статей по вокальному искусству. Под её редакцией вышло 11 сборников вокальных произведений.

Нежданова Антонина Васильевна умерла 26 июня 1950 года в Москве. Семья Муж — Николай Семёнович Голованов 1891—1953 , дирижёр, хормейстер, пианист, композитор, педагог.

Однако эта ошибка не помешала выдающемуся педагогу, итальянцу Умберто Мазетти, разглядеть в абитуриентке будущую большую певицу. Нежданову приняли в «избранный» класс. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков её пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти. Можно с уверенностью сказать, что он «подарил» Неждановой её голос.

Мазетти проявил себя как тонкий и умный педагог. Первые четыре месяца он вообще не занимался с новой подопечной и, лишь присмотревшись к Неждановой, оценив её необычный, яркий голос, начал вокальные упражнения. Диапазон певицы, по её собственному утверждению, не превышал полутора октав, но Мазетти сразу отказался от искусственного вытягивания верхних звуков и долгое время позволял Неждановой петь только те произведения, которые были построены на среднем регистре голоса. Мазетти как бы предоставил возможность постепенно проявиться самой природе, осторожно, без напряжения «подталкивая» голос к верхним регистрам. Таким образом, именно итальянский педагог заложил основы уникального мастерства певицы, в исполнении которой поражала прежде всего раскованность и лёгкость в партиях любой сложности. Однажды в Киеве к Неждановой, уже признанной певице, после окончания спектакля «Лакмэ» подошёл антрепренёр и спросил, не пела ли она арию с колокольчиками, выпустив наиболее трудные места.

Заметив недоумение Неждановой, антрепренёр пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию, он решил, что Антонина Васильевна спела упрощённый вариант, поскольку её пение было очень лёгким. Антрепренёр не знал, что лёгкость исполнения — первый и самый главный принцип, который она переняла у Мазетти. Он же, Мазетти, научил Нежданову и трепетному, заботливому отношению к собственному голосу: петь не больше двух трех часов в сутки — двадцать минут упражнений, потом обязательный двадцатиминутный отдых. Нежданова берегла свой голос пуще всего на свете, часто по этой причине отказываясь от выступлений, некоторых партий, гастролей. Она относилась к голосу свято, словно осознавала, что дан он ей не за какие то особые заслуги, а просто так… случайно, и она не вправе распоряжаться им, как транжира. Зато до конца дней Антонина Васильевна сохранила нежный звонкий «колокольчик» своего природного инструмента и никто никогда не слышал старческого, плавающего дребезжания в её пении.

А свой последний концерт Нежданова дала на радио 4 августа 1943 года. Фото Сахарова и Орлова. Напряжённые занятия с Мазетти они не прекращались даже в каникулы и выходные дали свои положительные результаты. Как утверждали газеты, «свежестью и приятностью голоса произвела наиболее приятное впечатление А. Нежданова, спевшая партию Лючии». Однако в тот раз наша героиня в театр не попала.

Принимая во внимание особые таланты дебютантки, ей предложили место в Мариинском театре, однако Нежданова отказалась. Во первых, певица навсегда отдала своё сердце Москве, городу, который в неё поверил; во вторых, она не хотела отказываться от уроков Мазетти. И надо заметить, что, несмотря на успехи в карьере, Нежданова никогда не изменила своему первому педагогу и до самой его смерти в 1919 году продолжала заниматься с ним вокалом. Стать артисткой Большого певице помог «его величество» случай.

Многие исследователи творчества Антонины Васильевны Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха.

Когда Нежданова поступила в консерваторию, ее музыкальный диапазон был невелик, но благодаря ежедневным упражнениям с Мазетти она смогла его расширить. Педагог учил и бережному отношению к голосу. Он увлекал своих студентов эмоциональной передачей музыкального текста, темпераментом, артистизмом, требовал осмысленного пения. И Нежданова сполна воплотила и развила все это в своем творчестве. Она стала первой ученицей консерватории, ей аккомпанировал преподававший там Александр Скрябин, который очень любил ее голос.

Любил его и Сергей Рахманинов. Позднее он посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нем нет слов, он сказал: «Ваш голос выразит все лучше, чем слова». В 1902 году Нежданова с золотой медалью окончила консерваторию. Тогда же она попробовала получить место в Большом театре.

В Москве воссоздадут музей-квартиру оперной дивы Антонины Неждановой

российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Знакомство Рахманинова с Неждановой состоялось, когда Антонина Васильевна обучалась в Московской консерватории. новости коротко. Павел Дегтярев aka bnr.

150 лет назад родилась Антонина Нежданова - русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано

В 1899 поступила в Моск. Была принята в труппу Большого театра, в к-ром пела свыше 30 лет вместе с Л. Собиновым, Ф. В работе над сценическими образами Н.

Словцов , Л. Собинов , Ф.

С 1917 года вела широкую музыкально-общественную деятельность. Участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио. Записывалась на грампластинки. С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К.

Станиславского , в 1943—1950 годах — в Московской консерватории с 1943 года — профессор. Весной 1943 года скончался Рахманинов, посвятивший ей свой « Вокализ ». Среди её учеников — И. Масленникова , А. Масленников , М.

Максакова , Т. Воскресенская, Л. Гриценко , Р.

И надо заметить, что, несмотря на успехи в карьере, Нежданова никогда не изменила своему первому педагогу и до самой его смерти в 1919 году продолжала заниматься с ним вокалом. Стать артисткой Большого певице помог случай. Там неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды в опере "Иван Сусанин". Дирекция императорских театров вспомнила о молодой певице и попросила ее "выручить" спектакль. День 1 мая 1902 года ознаменован началом творческого пути замечательной русской певицы Антонины Васильевны Неждановой. Уже в первом сезоне она выступила в восьми операх. Тесное творческое общение связывало Нежданову с такими корифеями русской оперной сцены, как Собинов, Шаляпин, Рахманинов, Танеев.

Рахманинов, будучи дирижером Московского Большого театра с 1904 по 1906 год, с особой тщательностью корректировал исполнение певцов, борясь со ставшими привычными нарушениями ритма, интонаций смысловых и акустических. Только дважды Антонина Васильевна согласилась на заграничные гастроли - в Париж в 1912 году, где партнерами певицы были Энрико Карузо и Титта Руфо, и в 1922 году - в Западную Европу, - измучившись от постоянных лишений в послереволюционной России. Но остаться за границей, жить там она так и не смогла. Она была так консервативна, так привязана к месту, к своей родине, что пожертвовала всемирной славой ради покоя и приверженности ко всему русскому, дорогому и такому понятному.

Сольные выступления певицы проходили под аккомпанемент гениальных композиторов Рахманинова, Глазунова, Скрябина. Природная, уникальная красота лирико-колоратурного сопрано Неждановой была дополнена не только ювелирно отточенной техникой, но и очаровательным тембром, интонацией, одухотворенной простотой и искренностью исполнения. Современные композиторы ценили ее за предельно полное понимание замысла произведения, умение постичь его не только умом, но и душой.

Листки из семейного альбома

Мемориальная доска солистке Большого театра Антонине Васильевне Неждановой (1873-1950) установлена на доме в Брюсовом переулке, 7 (бывшая улица Неждановой), где жила певица. Антонина Васильевна Нежданова родилась (4) 16 июня 1873 года в Балка, близ Одессы. Антонина Васильевна Нежданова (1873–1950) – русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано. Антонина Нежданова исполняла песни на одной сцене с оперными певцами Энрико Карузо и Федором Шаляпиным. 95 лет назад во время гастрольной поездки наш город посетила знаменитая певица, солистка Большого театра – Антонина Васильевна Нежданова. Антонина Нежданова пела на одной сцене с Энрико Карузо и Федором Шаляпиным; Бернард Шоу считал ее «лучшим творением природы», а Сергей Рахманинов посвятил ей свой знаменитый «Вокализ».

Нежданова Антонина Васильевна — биография певца, личная жизнь, фото, музыка

Бернард Шоу называл ее лучшим творением природы ,... Бернард Шоу называл ее "лучшим творением природы", а Рахманинов посвятил артистке свой "Вокализ". Но на заре своей славы Нежданова неоднократно слышала, что ей не нужно связывать свою жизнь с творчеством. Голос отличный, но петь не умеет Раннее детство Антонины Васильевны прошло под звуки музыки.

Пели и ее мать с отцом, а также приходящие к ним друзья. Пела и Антонина. Изначально она повторяла колыбельные своей няни, а в 7 лет солировала в сельском хоре, собирая восхищенные отклики соседей.

Во время учебы в женской гимназии Нежданова также посещала музыкальное училище, но по настоянию матери и отца бросила его, чтобы полностью сосредоточиться на основном образовании. Окончив гимназию, Антонина Васильевна стала работать педагогом в Одесском девичьем училище. Девушка грезила о творчестве, часто посещала театр, а также оперу, пела в гостях.

Зато счастье улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории уже начался, но Нежданову прослушали директор консерватории В. Сафонов и профессор пения Умберто Мазетти.

Ее пение понравилось. Умберто Мазетти. По мнению Л.

Дмитриева, он "являл собой пример представителя итальянской музыкальной культуры, сумевшего глубоко почувствовать особенности русской музыки, русского исполнительского стиля и творчески сочетать эти стилевые особенности русской вокальной школы с итальянской культурой владения певческим звуком. Мазетти умел раскрыть перед учеником музыкальные богатства произведения. Блестяще аккомпанируя ученикам, он увлекал их эмоциональной передачей музыкального текста, темпераментом, артистизмом.

С первых шагов, требуя осмысленного пения и эмоционально окрашенного звучания голоса, он одновременно уделял огромное внимание красоте и верности образования певческого тона. Большинство исследователей творчества Неждановой сходятся во мнении, что благодаря Мазетти она добилась большого успеха. Когда Антонина Васильевна поступила в Московскую консерваторию, ее музыкальный диапазон был не очень большим, но благодаря определенным упражнениям с профессором будущая знаменитость смогла его расширить.

Преподаватель учил ее и деликатному отношению к голосу. Нежданова — Выдающиеся русские певцы прошлого. По воспоминаниям Неждановой, благодаря настойчивости, а также сидячей работе ей удалось сделать многое, и в конце учебного года появились успехи в ее пении.

Высокие ноты прибавлялись не сразу, а по одной-две ноты в течение года. К концу первого учебного года появилось у меня си. Второй и третий год я дошла до высокого ми, а когда я стала уже артисткой Большого театра, появились у меня фа и фа-диез — предельные ноты для колоратурного сопрано, которые были необходимы для исполнения арии Царицы ночи из «Волшебной флейты».

Услышав, как увеличился мой голос и в диапазоне, и в силе, какую я приобрела технику, все говорили: «Теперь это не одна Нежданова, а десять». Она стала первой ученицей Консерватории, ей аккомпанировал тогда преподававший там Александр Скрябин, который очень любил ее голос. Любил его и Сергей Рахманинов.

Позднее он посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нем нет слов, он сказал: «Ваш голос выразит все лучше, чем слова». Тогда же будущая знаменитость попробовала получить место в Большом театре.

Шаляпин, Л.

В ее обширный концертный репертуар входили произведения Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, П.

Чайковского, М. Ипполитова-Иванова, Н.

В ее обширный концертный репертуар входили произведения Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, П.

Чайковского, М. Ипполитова-Иванова, Н. Метнера, И.

ООО "НОВОРОС-АУДИТ"

Царица русской оперы Полная биография певца Антонины Неждановой.
Листки из семейного альбома В этом доме с 1915 по 1935 год жила Антонина Нежданова, наша дива, оперная прима.

Антонина Васильевна Нежданова

НЕЖДА́НОВА АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873 — 1950), русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925).
НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна Павел Дегтярев aka bnr.

Вспоминая Антонину Васильевну Нежданову...

После окончания Московской консерватории в 1902 году певица была приглашена солисткой в Большой театр, где работала больше 30 лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. В 1912 Нежданова выступала в партии Джильды «Риголетто» Дж. Верди на сцене Парижской оперы вместе с Э. Карузо и Т. Среди ее знаменитых работ — Людмила «Руслан и Людмила» М.

Успех благодаря Мазетти Большинство исследователей творчества Неждановой сходятся во мнении, что благодаря Мазетти она добилась большого успеха.

Когда Антонина Васильевна поступила в Московскую консерваторию, ее музыкальный диапазон был не очень большим, но благодаря определенным упражнениям с профессором будущая знаменитость смогла его расширить. Преподаватель учил ее и деликатному отношению к голосу. Хоть Антонина Васильевна и занималась каждый день без выходных, петь артистка могла не больше 2-3 часов в сутки, и то с перерывами. По воспоминаниям Неждановой, благодаря настойчивости, а также сидячей работе ей удалось сделать многое, и в конце учебного года появились успехи в ее пении. Примадонна Большого театра В начале двадцатого века Антонина Нежданова с золотой медалью окончила консерваторию.

Тогда же будущая знаменитость попробовала получить место в Большом театре. На прослушивании Антонина Васильевна исполнила арию из "Ивана Сусанина". Несмотря на то что ария понравилась руководству театра, ей все равно было отказано. Но очень скоро Нежданова стала артисткой Большого.

Народная артистка СССР 6. Герой Труда 1925. В детстве пела в церковных хорах. В 1883—1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А. Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе — в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым 1891—1953 : пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.

Принимая во внимание особые таланты дебютантки, ей предложили место в Мариинском театре, однако Нежданова отказалась. Во-первых, певица навсегда отдала свое сердце Москве, городу, который в нее поверил; во-вторых, она не хотела отказываться от уроков Мазетти. И надо заметить, что, несмотря на успехи в карьере, Нежданова никогда не изменила своему первому педагогу и до самой его смерти в 1919 году продолжала заниматься с ним вокалом. Стать артисткой Большого певице помог "его величество" случай. Неизвестно, как сложилась бы судьба Неждановой, если бы однажды не заболели все три! Дирекция императорских театров вспомнила о молодой певице и попросила ее "выручить" спектакль. Сразу отметим, что Нежданова вошла в историю русской оперы как лучшая исполнительница труднейшей партии Антониды. День 1 мая 1902 года ознаменован началом творческого пути замечательной русской певицы Антонины Васильевны Неждановой. Уже в первом сезоне она выступила в восьми операх. Но не все предлагаемые ей партии были в пределах ее лирико-колоратурного сопрано. Природа голоса, нежнейший тембр его не сразу были учтены руководителями театра. И какая же дебютантке нужна твердость характера, уверенность в себе и своих возможностях, чтобы отказаться от не подходивших ее голосу партий драматического характера например, Венера в "Тангейзере" Вагнера. Однако вскоре по распоряжению дирекции Большого театра Неждановой был передан весь репертуар тогдашней примадонны Эмилии Кристман. И посыпались блестящие рецензии, цветы от поклонников, признание критики. Тесное творческое общение связывало Нежданову с такими корифеями русской оперной сцены, как Собинов, Шаляпин, Рахманинов, Танеев. Рахманинов, будучи дирижером Московского Большого театра с 1904 по 1906 год, с особой тщательностью корректировал исполнение певцов, борясь со ставшими привычными нарушениями ритма, интонаций смысловых и акустических. На вопрос Неждановой, почему же Рахманинов не поправляет ее, он ответил: "Пойте так же прекрасно, как вы это делали до сих пор". На одном из концертов композитор сидел в публике и слушал в исполнении Антонины Васильевны арии Франчески из собственной оперы "Франческа да Римини". Как же должно было взволновать Рахманинова пение Неждановой, если при его сдержанности, даже высокомерии, композитор вышел на эстраду и стал экспромтом аккомпанировать певице. Однако самые теплые чувства Нежданова питала к Леониду Витальевичу Собинову, который являлся практически постоянным партнером певицы на оперной сцене. Собинов трогательно называл Антонину Васильевну в письмах: Нежданчик. Это он, ведя переговоры о гастролях, рекомендовал дирекции Миланского театра Нежданову для партии Амины в "Сомнамбуле" Беллини. Он утверждал, что Нежданова — единственная в Европе певица, способная спеть эту партию. Интересной особенностью нашей героини было то, что она редко гастролировала, отказывала в ангажементах лучшим мировым театрам.

"Мой район. Обратная связь": капремонт столичного дома, где жила певица Антонина Нежданова

Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней. Полная биография певца Антонины Неждановой. Вот еще почему вокально-техническое мастерство Антонины Васильевны должно изучаться" Антонина Васильевна Нежданова родилась 16 июня 1873 года в деревне Кривая Балка, близ Одессы, в учительской семье. В каждой из ролей Антонина Нежданова находила строго индивидуализированные психологические черты, жанровое своеобразие. Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу.

16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Неждановой

Антонина Васильевна Нежданова - YouTube Великая русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова помимо множества официальных званий и наград имела почетное народное звание Царица Русской Сцены, которым ее величали задолго до.
Вспоминая Антонину Васильевну Нежданову...: nashenasledie — LiveJournal новости коротко.
16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Неждановой 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка, близ Одессы родилась Антонина Васильевна Нежданова, чьё феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой.
Нежданова Антонина Васильевна | это... Что такое Нежданова Антонина Васильевна? Волей случая Антонина Нежданова стала солисткой Большого театра.
Нежданова Антонина Васильевна, биография — РУВИКИ Павел Дегтярев aka bnr.

Антонина Нежданова - кратко

Лауреат Сталинской премии первой степени 1943. Доктор искусствоведения 1944. В детстве пела в церковных хорах. В 1883—1891 годах училась в Одесской Мариинской гимназии. С ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в музыкальных классах при Императорском русском музыкальном обществе ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А. В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У. Мазетти, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов.

Тогда же она попробовала получить место в Большом театре. На прослушивании Нежданова исполнила арию Антониды из «Ивана Сусанина». Несмотря на то, что она очень понравилась дирекции театра, ей было отказано. Но вскоре она все же стала артисткой Большого. В театре неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды, про Нежданову вспомнили и попросили выручить. Зрители приняли молодую артистку очень хорошо, и она была приглашена в труппу. Первой ее партией стала Джильда в опере «Риголетто». Среди других исполненных ею партий на сцене Большого театра — Татьяна в «Евгении Онегине», Розина в «Севильском цирюльнике», Снегурочка в одноименной опере Римского-Корсакова, Шамаханская царица в «Золотом петушке», Марфа в «Царской невесте». Нежданову активно приглашали выступать и на сценах других театров: миланского Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен-опера и так далее. Она отказывала всем, отдавая предпочтение работе в России.

Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев в роли аккомпаниатора фигурировал С. Рахманинов очень высоко ценивший певицу и посвятивший ей свой знаменитый "Вокализ" , а позже супруг Неждановой - дирижер Н. Голованов; она выступала также в ансамбле с А. Аренским , А. Глазуновым , А. После 1917 года Нежданова продолжала работать в Большом театре и концертировать; с 1924 года много выступала по радио. С 1936 года преподавала в студии Большого театра, в "Оперной студии К.

В народные учителя шли многие талантливые, энергичные, образованные люди, стремившиеся облегчить крестьянскую долю, поднять культурный уровень народа. Одним из таких людей был и Насилий Павлович Нежданов. Антонина Васильевна, посвящая своему отцу строки любви и преклонения, характеризует его, как человека передовых идей и лаконично рассказывает о друзьях и знакомых семьи. По этим строкам можно представить окружение Неждановых. Антонина Васильевна упоминает о «политически неблагонадежных» студентах, которые укрывались в их доме от преследований полиции. Это были не случайные в доме люди. Некоторые студенты были постоянными участниками деревенского хора, руководимого Василием Павловичем. Круг знакомых Неждановых — семьи народных учителей, педагогов высших учебных заведений, профессоров университета. О принадлежности Василия Павловича к прогрессивным кругам русской демократической интеллигенции свидетельствует его многолетняя дружба с В. Фармаковским директором Народных училищ. До своего переселения в Одессу, Фармаковский жил в Симбирске, где работал в дирекции Народных училищ, возглавляемой И. Ульяновым — отцом В. Семья Фарма-ковского была близка с семьей Ульяновых, и их дети росли в тесном общении друг с другом. Естественно, что быстро возраставшая популярность В. Ленина среди передовых русских кругов была предметом гордости всех Фармаковских, и его имя часто звучало в их семье. Через Фармаковских Антонина Васильевна совсем юной девушкой вошла в среду передовой интеллигенции. Встречи и общение с такими людьми, как профессора Успенский, Зелинский, Умов и другие выдающиеся деятели русской культуры и науки, явились своеобразным университетом для Неждановой, оказав огромное влияние на формирование ее мировоззрения. Дружба с семьей Сеченовых ввела артистку в передовую московскую среду и дала новую, обильную пищу ее впечатлительному уму. Сам Иван Михайлович Сеченов и его жена одна из первых русских женщин-врачей, окончившая университет в одно время с Софьей Ковалевской были страстными почитателями искусства, и особенно музыки. Верное художественное чутье помогло им почувствовать огромный талант ученицы Московской консерватории, выступившей в одном из студенческих концертов. Сеченовы выразили восхищение безукоризненным исполнением Неждановой старых итальянских мастеров. Это положило начало их тесной дружбе с молодой певицей. В доме Сеченовых она встречала таких людей, как К. Тимирязев, Н. Зелинский, Н. Стороженко п другие. Страницы воспоминаний Антонины Васильевны о нравственном влиянии на нее Сеченовых характеризуют кристальную чистоту души этих замечательных русских людей, как и самой артистки. Сеченовы помогли утвердиться прогрессивным взглядам Неждановой на искусство, на отношение к людям, развивали присущие ей оптимизм, выдержку, такт. Особенно они внушали необходимость постоянного совершенствования, работы над собой. Главное же, что воспитала окружающая среда в Неждановой,— это то, что она никогда не мыслила себя жрицей «чистого искусства». Понимание своего артистического долга, как долга общественного, искусства, как средства служения народу и родине, всегда отличало Нежданову. Поэтому материальные расчеты, погоня за громкой славой никогда не имели места в артистической жизни Неждановой. Поэтому она всегда отклоняла самые лестные предложения заграничных антреприз, оставаясь верной русской сцене. Поэтому, как и ее ближайший соратник по сцене Л. Собинов, Нежданова с радостью и полным бескорыстием принимает широкое участие во всех благотворительных мероприятиях, в концертах для неимущих студентов и т. С первых же дней своей артистической жизни Антонина Васильевна была избрана почетным шефом Высших женских курсов и университета Шанявского, ежегодно давая в их пользу свои концерты. Об этом же говорят многие другие письма и телеграммы, сохранившиеся в архиве певицы. В годы первой империалистической войны Нежданова, одна из первых артисток-патриоток, стремилась оказать помощь русским солдатам. Наряду с Г. Федотовой, Н. Никулиной, А. Южиным и другими деятелями русского театра Антонина Васильевна у себя дома принимала пожертвования в пользу армии. Газеты того времени часто пишут об активной деятельности Неждановой в этой области. Даже по небольшим газетным заметкам можно составить представление о том, в какой среде и у какого слушателя наиболее почиталась Нежданова. Это была не аристократия, не буржуазия. Пришлось подписать массу фотографий и удовлетворить наивное любопытство поклонников и поклонниц, интересовавшихся обстановкой, в которой живет артистка». Редкая скромность Неждановой говорит о том, что все это она делала от чистого сердца, а не в поисках популярности. Истинный патриотизм великой артистки раскрылся с особой яркостью в революционную эпоху. Несмотря на настойчивые советы некоторых «доброжелателей» уехать за границу, Антонина Васильевна осталась, как всегда, верной своей Родине, народу и русскому искусству. Именно в эти годы с особой наглядностью выявляются ее передовые устремления. С первых же месяцев революции Антонина Васильевна начинает активную общественную деятельность, часто выступает на концертах-митингах. Она принимает участие в первом открытом концерте в пользу Красной Армии, состоявшемся 10 апреля 1918 года. Сохранилась письменная благодарность Антонине Васильевне от Штаба Красной Тяжелой Артиллерии МВО за участие в этом концерте, «успех которого,— как гласит благодарность,— находился в тесной зависимости от Вашего выступления... Голованов много рассказывал мне о совместных с Антониной Васильевной шефских поездках в трудные годы гражданской войны — в части Красной Армии, героически отстаивавшей молодую Советскую республику. Они выступали перед бойцами в Ростове, Смоленске, в Нижнем Новгороде и в других городах, ставших бастионами революции. И часто речи большевиков-трибунов, вдохновлявшие бойцов на борьбу с врагами Родины, сопровождались чарующими песнями Неждановой. В эти же годы Антонина Васильевна восстанавливает свою дружбу с А. Горьким, по просьбе которого она принимает участие в апреле 1920 года в концерте-митинге, в котором выступает с пламенной речью В. Здесь и происходит встреча Антонины Васильевны с Ильичем, отнесшимся к артистке с исключительным вниманием и теплотой. Советские годы — это годы всестороннего раскрытия творческой натуры Неждановой, расцвета ее общественной деятельности. Невозможно представить на протяжении более тридцати лет почти ни одного крупного события в области музыки без участия Неждановой. Она входила во многие правительственные комиссии по вопросам искусства, ее всегда можно было увидеть в президиуме торжественных заседаний, среди членов жюри музыкальных конкурсов и олимпиад самодеятельного искусства, участников вокальных конференций и т. В студии Большого театра, затем в оперной студии им. Станиславского Нежданова начинает педагогическую деятельность. Мужественно проявляет себя Нежданова в период Великой Отечественной войны. Ни фашистские бомбы, ни зарево приближающейся войны не заставили Антонину Васильевну покинуть любимую Москву. Ее воспоминания этих лет обнаруживают исключительную твердость духа и глубину переживаний артистки за любимую родину. Она поет в госпиталях, военных частях, по радио. В эти годы в общественном облике Неждановой выявляется еще одна черта. Певица, всегда очень скромная, не любившая привлекать к себе внимание, учится говорить с аудиторией, выступать с трибуны. У меня сохранился черновик речи Неждановой, произнесенной ею в 1943 году в день 50-летия со дня смерти П. Чайковского в его Доме-музее в Клину по дороге в поезде мы вместе с Антониной Васильевной набросали текст ее выступления. Эта дата совпала с открытием Дома-музея после восстановления от повреждений, нанесенных фашистскими захватчиками памятнику русской культуры. Несмотря на холодный, ноябрьский день, Нежданова и Голованов проделали довольно трудный в военных условиях путь, чтобы принять участие в этом торжестве. Теперь мы собрались сюда в годину великих испытаний нашей Родины, когда весь народ встал плечом к плечу на защиту своей земли, своей культуры от варварского нашествия. Печальные следы этого нашествия еще заметны на стенах домика Петра Ильича. Но фашизму никогда не удастся уничтожить русской культуры». Приняв участие в концерте, Антонина Васильевна спела несколько романсов Чайковского под аккомпанемент Н. Это было, кажется, ее последнее публичное выступление как певицы...

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна

Antonina Nezhdanova "Nightingale". Антонину Нежданову неоднократно приглашали выступать в ведущих оперных театрах мира – La Scala, одном из крупнейших центров мировой оперной культуры, Парижской опере, Лондонском Ковент-Гардене, Нью-Йоркской Метрополитен-опере, Чикагской опере. НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна [4(16).6.1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одесса, Украина – 26.6.1950, Москва], рос. певица (лирико-колоратурное сопрано), засл. арт. имп. театров (1912), нар. арт. 16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Васильевны Неждановой, русской певицы (1873–1950). Заметив недоумение Неждановой, антрепренер пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию; он решил, что Антонина Васильевна спела упрощенный вариант, поскольку ее пение было очень.

Грандиозная овация: 8 апреля 1925 года в Краснодаре выступала великая певица Антонина Нежданова

Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950). Антонина Васильевна Нежданова за свою жизнь заслужила огромное количество наград и званий. Многие исследователи творчества Антонины Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий