Новости битва на реке сити юрий всеволодович

Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре. Сражение на реке Сить, произошедшее, согласно летописным данным, 4 марта 1238 года между войском великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и монголо-татарами Бурундая, стало одной из самых трагических страниц в истории Древнерусского государства.

Юрий (Георгий) II Всеволодович, великий князь Владимирский

Погибло почти всё население, которое яростно сопротивлялось, сложили свои головы сыновья князья, Всеволод и Мстислав. Не предполагая столь быстрого падения укрепленной столицы своего княжества, Великий Князь Юрий еще до осады оставил Владимiр и ушёл в леса около реки Сить северо-запад современной Ярославской области , где надеялся собрать объединенное русское войско вместе с соседними княжествами. Там собирались и разрозненные остатки войск из разоренных городов. Татары прошли незамеченными от разоренного ими Углича к реке Сить и внезапно напали на русское войско с трех сторон.

Монгольская конница обладала максимальной мобильностью и была фактически регулярной армией, к тому же закаленной в непрерывных 30-летних сражениях.

Русские имели в своих рядах лишь небольшие профессиональные княжеские дружины, остальные воины были ремесленниками и крестьянами. Значение битвы …всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Евангелие от Матфея 12:25 После разорения земель северо-восточной Руси тумен Бурундая устремился на запад. Однако огромные потери заставили монголов повернуть на юг и северо-западная часть Руси осталась свободной… Ситская битва стала единственной во время первого нашествия на Русь попыткой объединения войск пяти князей для противодействия врагу.

Возможно, главная уязвимость русского человека и русского мира — неумение договариваться, когда дело касается убеждений, амбиций или личных интересов. Кажется, события, предшествовавшие битве, которые описаны в Лицевом летописном своде, произошли не много веков назад, а вчера. Главное в ранней истории Руси — не военные победы или поражения, а тяжелейший процесс осознания князьями общих интересов, приоритета родственных целейнадместечковыми… Нашествие иноземцев инициировало процесс собирания русских земель, попытку князей договориться между собой, осознать общие интересы и выступить против захватчиков единой волей и общим войском с самой современной тактикой, управлением и вооружением. Соответственно, иго длилось бы короче, жертв было бы меньше, если бы интеграция русских земель прошла быстрее, а регулярная армия возникла раньше — это величайшие уроки для нашего Отечества!

В походах приходилось спать под открытым небом на сырой земле. Нередко случались заболевания. Если сложить все эти факторы, то станет очевидно, почему победы становились все труднее. Некоторые источники говорят, что Батый, погруженный в свои раздумья, не обрадовался даже подарку, когда ему принесли голову Юрия.

В итоге, Батый отказался от своих первоначальных планов о походе на Новгород. Что такое смутное время : кратко о причинах и последствиях смуты Загадки и тайны Битва на Сити окутана многими темными тайнами. Этот момент истории является одним из самых спорных. Историки до сих пор не могут прийти к соглашению по итогам битвы.

По официальным источникам русские войска потерпели поражение. Но есть те, кто с этим не согласен. Эта позиция тоже будет правильной, как и предыдущая. Благодаря итогу сражения, Батый решил отказаться от завоевания Новгорода.

Споры идут и о вопросе даты сражения. Есть те, кто не согласен с принятыми официальными данными. Эти историки высказывают свои сомнения, опираясь на сведения С. Историк говорит о том, что ростовский князь Василько Константинович был замучен до смерти Бурундаем в Ширенском лесу 4 марта.

Но от реки Сить до Ширенского леса после битвы полководец добирался 3 дня. Следовательно, сражение произошло на 3 дня раньше. Однако эта версия тоже не складывается воедино с другими сведениями. Историки, которые занимались определением местонахождения Ширенского леса, говорят, что этот лес был расположен юго-восточнее битвы.

Но Бурундай не мог туда отправиться. После сражения он поспешил на запад, на помощь к Батыю, штурмующему Торжок. Однако здесь упущен один момент. Бурундай мог отправить отряд с пленным Василько Константиновичем в Ширенский лес, а сам направиться к Батыю.

Есть и другие вопросы, вызывающие споры.

После вторжения монголов во Владимирское княжество Юрий оставил столицу княжества и ушёл в леса около реки Сити северо-запад современной Ярославской области России , где собирались разрозненные остатки войск. Монгольская армия под командованием темника Бурундая подошла к Сити со стороны разорённого ими Углича. Исход упорной битвы решил подход свежих монгольских сил во главе с Батыем. Владимирское войско было окружено и почти поголовно перебито. Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар хану Батыю.

После гибели великого князя Юрия на великокняжеский престол приходит его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович, под прямым контролем которого оказались два самых крупных княжества Северо-Восточной Руси Владимирское и Переяславское. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы, что стало одной из причин отказа Батыя идти на Новгород. Сергей Ершов, капитан 2 ранга в отставке Тайна Ситской битвы существует до сих пор, как в причинах внезапного скрытного окружения войск князя Юрия на протяжении почти всего течения Сити более 100 километров ,так и в средствах и неразгаданных путях темника Бурундая. Каким образом огромная масса войск около 40000 всадников — четыре тьмы незаметно подошла и окружила русские войска, пройдя огромные пространства с трех сторон? Сама официальная дата Ситской битвы, 4 марта 1238 года, вызывает сомнение. Дата 4 марта 1238 года является точной датой смерти ростовского князя Василько Константиновича, замученного в Ширенском лесу вместе с полоном.

Ссылаясь на историка С. Соловьева, занимавшегося определением местонахождения Ширенского леса, В. Чивилихин в своей книге «Память» указывает, что Ширенский лес находится сейчас в 24 километрах от г. Кашина и в 40 километрах от г. Калязина на реке Ширенке, притоке реки Медведицы, т. Он считает, что после битвы Бурундай шел до этого леса 3 дня.

Тогда, по его мнению, Ситская битва произошла 1 марта 1238 года. На наш взгляд если основываться на том же историческом факте, наиболее вероятна дата Ситской битвы 2 марта 1238 года, так как Бурундай спешил на помощь главным силам хана Батыя, уже взявшим Тверь 21 февраля 1238 года и штурмующим Торжок вторую неделю. После чего Бату-хан должен был пойти на Новгород. В случае недостаточно оправданной задержки Бурундай рисковал отсечением головы. Других наказаний у хана не было. Поэтому Бурундай прошел этот путь за 1,5-2 дня.

Однако, по мнению С. Мусина-Пушкина, высказанному в его книге «Очерки Моложского уезда», Ширенский лес находился на границе Угличского и Романово-Борисоглебского уездов, где, как он утверждает, было урочище Ширены и пустоши Васили. Однако на территории Раменского сельсовета нынешнего Борисоглебского округа протекает река Ширенка, а в 10 километрах на территории Ярославского округа находится село Ширенье. От места Ситской битвы до реки Ширенки через Мышкин около 100 километров. Следовательно, этот отряд шел двое суток. Отсюда следует, что Ситская битва произошла 2 марта 1238 года.

Следует заметить, что на урочище Ширены или на реку Ширенку не мог идти Бурундай, так как этот путь уводил бы их к юго-востоку, а не на запад — к Торжку и Новгороду. Пленных с князем Васильком вел другой небольшой отряд которому было поручено увезти награбленное и пленных. В настоящее время по вопросу о месте сражения ученые и краеведы пришли в основном к единому мнению, заключающемуся в том, что в районе селений Могилицы и Божонки было сражение с полком Дорожа Дорофея Семенова ; в районе селений Игнатова, Станилова, Юрьевского, Красного — битва центрального полка под командованием самого князя Юрия Всеволодовича на реке Сить было три деревни с одинаковым названием «Игнатово»: около Сысоева, около Станилова и рядом с Семеновским ; признается сражение в районе селений Семеновское, Игнатово, Княгинино, Покровское, Великое Село, однако умалчивается размах этой битвы, ибо памятник погибшим воинам стоит напротив Игнатова, близ Станилова, что не совсем справедливо. Большинство ученых и краеведов признают два направления движения отрядов татар на Сить. Первое — с верховьев Сити от Коя, второе — от устья Сити.

Благоверный князь Юрий Всеволодович, последний владыка Древней Руси

Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом монгольского темника Бурундая. Сражение стало одним из центральных событий Запа. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича Сражение произошло 4 марта 1238 г. на реке Сить, притоке р. Мологи, между войсками Великого Князя Владимірского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая. Великий Владимирский князь Юрий Всеволодович погиб в битве с монголо-татарами 785 лет назад. Готовясь к решающей битве монголами князь Юрий Всеволодович оставил столицу на попечение сыновей, а сам направился на север, где организовал военный лагерь на реке Сить и ждал подхода оставшихся сил Суздальской земли. Битва на реке Сити.

Битва на Сити

Здесь передовой отряд кочевников сразился с дружинами русских князей. Битва показала несогласованность их действий, монголы одержали победу. В то время на Руси были разные княжества, между которыми происходили междоусобицы. Их силы тратились на эти войны и, как показал опыт битвы на Калке, они не всегда согласованно действовали против общих внешних врагов. Это первое столкновение с монголами не привело к более организованным совместным действиям и подготовке к возможным новым вторжениям.

В 1237 году монгольские войска вторглись в Рязанское княжество. Здесь они не встретили общего организованного войска всей русской земли. Монголы победили местные полки, взяли столицу и, продолжая дальнейшее движение, вступили в пределы Владимиро-Суздальской земли. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович послал вперед дружину под начальством своего сына Всеволода и воеводы Еремея Глебовича.

Они соединились около Коломны с дружиной рязанского князя Романа Ингваревича. В январе 1238 года здесь состоялось сражение русских с монголами. Упорное противостояние завершилось победой кочевников. После этой битвы была взята Москва, и основные силы завоевателей двинулись ко Владимиру.

Золотые доспехи Юрия пробиты, меч все тяжелей шёл вверх. И вот, вошла меткая стрела ему в грудь. Юрий Всеволодович рухнул на окровавленный лёд и в последнем вздохе простил брата Ярослава и его Великий Новгород, что так и не пришли на помощь. А затем счастливый багатур отрубил ему голову... Династиям Северной Руси не стыдно перед Богом и потомками. В отличие от князей Киевской, Южной Руси, князья Севера не убегали в Европу от монголов, а сражались до конца.

Все княжеские семьи Севера от Рязани и Коломны, до Москвы, Владимира и Ярославля, погибли со своим народом и разделили его судьбу. В этом проявился весь блеск уходящей, Древней Руси. Руси Рюрика, Святослава, Юрия Долгорукого. Но сражение на реке Сить еще не окончено. К месту битвы спешил последний, ростовский полк.

Ярослав и его сын Александр явно как-то связаны с еще одной многовековой загадкой: почему войско Батыя так и не дошло до Новгорода? На исторической карте остался словно знак вопроса: после взятия Торжка Батыево воинство сделало было движение в сторону Новгорода, но вдруг повернуло сверху вниз и направилось к югу. Тоже результат переговоров? До татаро-монгольского нашествия Ярослав четыре раза становился князем в Новгороде и вооруженной силой принуждал к миру всех, кто угрожал Руси с запада: немецких рыцарей, литовцев и народность емь. Вот и в 1239 году, через год после падения Владимира, Ярослав устроил военный поход. Но вовсе не против монголов, а против литовцев, напиравших тогда на Смоленск. А монголы тем временем провели очередной набег в наши места, взяв по пути Муром и Гороховец. Сын Ярослава Александр Невский явно продолжал военную политику отца с направлением на Запад. И отец поддерживал его в этом, например, направил ему в помощь войско на Ледовое побоище в 1242 году. В 1243 году Ярослав поехал в Орду к Батыю и стал первым в череде русских князей, которым хан выдал ярлык на великое княжение Владимирское. То есть признал Ярослава главным князем на Руси. Где Ярослав похоронил старшего сына и жену? Ярослав особо известен в истории как отец двух святых благоверных князей Федора и Александра. Старший сын Ярослава Федор поразил современников своей внезапной кончиной в 13-летнем возрасте. Ярослав с малолетства задействовал его в военных походах и политике. Но Федор, которого отец посадил князем в Новгороде, в 1233 году скоропостижно умер прямо в день своей свадьбы с княжной Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского. Феодулии после такого резонансного срыва политически важного брака ничего не оставалось, как уйти в монастырь. Сегодня она известна как святая Ефросиния Суздальская. Все дети Ярослава, семеро сыновей и две дочери - родились от брака со второй женой Феодосией-Ростиславой, дочерью харизматичного князя Мстислава Удалого Удатного , а первой супругой Ярослава была половчанка, о детях от нее историкам ничего не известно. Феодосия в конце жизни тоже ушла в монастырь и приняла в иночестве имя Ефросиния. В 1244 году она умерла, и, как утверждают летописи, была похоронена в Георгиевском храме Юрьева монастыря, рядом «об едину страну» с сыном Федором.

Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Последствия Верещагин В. Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию [1] и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович , под прямым контролем которого оказались Владимирское княжество и Переяславль-Залесское княжество.

Великая битва на древней реке Сить: о причинах и итогах

Первый состоялся в 1237—1238 годах в пределы северо-восточной Руси, второй в 1239—1240 годах на юго-западные земли. Одним из основных сражений в ходе первого похода была битва на Сити 4 марта 1238 года. Оно состояло из кочевых племен, объединенных под властью Темучина, потом названного Чингисханом. Военная организация монголов была сильной и дисциплинированной, у них была разведка, разные приспособления для ведения осады городов, чему способствовало перенятие опыта завоеванных китайских земель.

Эти кочевники продолжали продвигаться на запад. Первое вооруженное столкновение русских войск с монгольскими произошло в 1223 году на берегах реки Калки. Здесь передовой отряд кочевников сразился с дружинами русских князей.

Битва показала несогласованность их действий, монголы одержали победу. В то время на Руси были разные княжества, между которыми происходили междоусобицы. Их силы тратились на эти войны и, как показал опыт битвы на Калке, они не всегда согласованно действовали против общих внешних врагов.

Это первое столкновение с монголами не привело к более организованным совместным действиям и подготовке к возможным новым вторжениям. В 1237 году монгольские войска вторглись в Рязанское княжество. Здесь они не встретили общего организованного войска всей русской земли.

Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу.

Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам.

Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского».

В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников.

В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости.

Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году.

Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В.

Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол.

И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно. И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича.

В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г. Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г.

Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке. И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь.

Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел. Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево.

Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем. А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой.

Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить.

И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман. Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись.

Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити. Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан.

Жена и дети мои погибли.

Взяты Тобою и люди, вверенные Тобою же моей державе. Что же делать мне? Но эта кровь множества людей, не повинных в наших грехах?

Господи, Господи! Ты призвал к Себе это множество новых мучеников: почто же меня единого сохранил посрамленным? Всемилостиве Господи!

Не лишай и меня, грешного и недостойного, Твоего участия в их славе, сподоби и меня пострадать со Христом, как они пострадали, ради имени Твоего святого, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Но да будет воля Твоя святая, яко благословен еси во веки. Молитва укрепила его, и князь стал спокойно готовиться к битве и к смерти.

Воевода Дорожа с трехтысячным отрядом послан был разузнать о неприятеле; но он скоро возвратился и донес, что татары уже обошли русское войско кругом. Тогда князь сел на коня и вместе с братом Святославом и тремя племянниками выступил против врагов. Произошла страшная сеча, русские полки побежали, и великий князь был убит.

Татары отсекли ему голову. Молитва его была услышана, он пал как добрый воин, как мученик за веру и Русь Православную. Как буря, пронеслось вражеское войско, оставив за собою поле, покрытое трупами.

Недолго спустя после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве Ростовский епископ Кирилл. Путь его лежал недалеко от Сити. Архипастырь зашел сюда, чтобы вознести свои молитвы к Богу об упокоении душ за веру и отечество павших воинов.

Среди множества мертвых тел святитель узнал по великокняжескому одеянию тело великого князя Георгия, но туловище его лежало без головы. С благоговением взял он тело князя, принес его в Ростов и здесь при великом плаче народа, отпев обычные погребальные пения, похоронил его в соборном Богородичном храме. Через некоторое время была найдена и глава князя-страдальца, принесена и приложена к телу.

Новый великий князь, брат почившего, Ярослав Всеволодович, устроившись во Владимире, очистив от трупов и возобновив церкви, в 1239 году послал в Ростов за телом благоверного Георгия. Честные останки великого страдальца возле Владимира встретил митрополит Кирилл II со всем духовенством, великий князь Ярослав с братом Святославом и детьми, со всеми боярами и всеми жителями Владимира от мала до велика. При виде гроба раздался общий плач и рыдания, заглушавшие церковное пение.

Дивный во святых Своих Господь благоволил утешить сердца русского народа, явив в благоверном князе Георгии Своего угодника. Все бывшие при перенесении тела увидели преславное чудо: глава святого Георгия, отсеченная татарским мечом, приросла в гробе к телу, так что не видно было на теле и следа отсечения ее, но все составы были целы и неразлучны. Каменный гроб, в котором были положены мощи святого Георгия, установлен в возглавии гробниц с телами его сыновей — Всеволода, Мстислава и Владимира.

В этом гробе тело пребывало до 1645 года, когда обретено было нетленным и переложено в сребропозлащенную гробницу, устроенную патриархом Иосифом, питавшим особенное уважение к этому святому.

Приехав на предполагаемое место битвы в 1848 году, он обследовал курганы, в которых, по его мнению, могли находиться останки воинов. На основании расспросов старожилов и обследования курганных групп учёный назвал в качестве места битвы великокняжеских полков с монголо-татарами окрестности село Боженки [6] [7] [8] в верховьях Сити Кашинский уезд, на границе Ярославской и Тверской губерний [9]. Икона Юрия Всеволодовича, 1645 г. Преображенский , обследовавший курганы Сити в 1853 году возле села Покровского, публикует данные о невысоких насыпях, соединённых между собой земляным валом. По свидетельствам местных жителей, они находили в этом месте «человеческие кости и старинное оружие». Учёный счёл насыпи остатками военных укреплений [10]. Никольский обследовал окрестности сражения в 1859 году. Он описал могильные насыпи и различного рода земляные укрепления на берегах Сити от устья до середины реки.

Учёный также опрашивал старожилов и по их рассказам отмечал, что возле села Покровского ему показывали «земляные городки» и «по местному преданию», там был «убит великий князь Юрий Всеволодович» [11]. Троицкий полагал, что место битвы при Сити — это Кашинский уезд Тверской губернии. Историк считал, что битва проходила в районе селения Могилицы и простиралась до сёл Красное и Боженки в Тверской губернии [12]. По его мнению, сражение «занимало большое пространство около реки Сити; даже и ныне в некоторых местах, например, около села Новаго, находят кресты и остатки бранных орудий; находят их и около сел Байловского, Семеновского и Покровского» [11]. Подробное описание курганов на берегах Сити составил Николай Павлович Сабанеев, в 1864 бывший председателем «Общества исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении». Он руководил раскопками 24 курганов и считал остатками городища группу из 9 курганов на левом берегу к северо-востоку от села Покровского. Исследователь также отмечал, что были найдены останки в курганах под деревнями Игнатово и Мерзлеево, на которых «очень ясно видны следы холодного оружия: у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсеков, и, наконец, у третьих между ребрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей» [11]. По мнению русского археолога В. Лествицына , главное сражение происходило у села Станилова современный Некоузский район Ярославской области , а возле села Боженки верховья Сити сохранились курганы, в которых захоронили воинов Дорожа. Его версия основана на рассказах местных старожилов, основанных на народном предании, связанных с похоронами убитого Юрия Всеволодовича [11].

Против характеристики ситских курганов, как имевших «боевое значение», выступил Л. В 1881 году он вступил в полемику с учёными, утверждая, что курганы не имели отношения к военным действиям и относятся к X—XI векам, так как насыпей и валов в то время делать было некогда и несподручно в такое время года. Учёным были раскопаны 150 курганов и обнаружено много ранних захоронений «мирной мери и веси ». В выводах историка отсутствовали данные о группах курганов, также он не упоминал о тех курганах, которые обследовал Сабанеев. Но его выводы были приняты научным сообществом и привели к тому, что историками курганы Сити и остатки земляных укреплений не стали связываться с битвой на Сити. Место и ход сражения Юрия Всеволодовича с татарами впоследствии исследователи пытались уточнять, базируясь на материалах топонимики и местных преданий [11]. Обследуя курганы в 1887 году, исследователь нижегородского края А. Гациский определил, что «Боженковская группа» курганов имеет «чисто этнографический характер».

Кто обрёк на смерть основателя Нижнего Новгорода

В неравной схватке отряд был опрокинут, сам воевода успел вернуться к князю, но и тут, буквально по пятам, видимо, преследуя отступающих разведчиков, появились татары. Окружение соединённого войска князей означало лишь то, что оно было отрезано от возможных путей отхода. Под внезапным натиском сплочённого тумена Бурундая, неустроенное и дезорганизованное княжеское войско побежало. Видимо, небезупречным было и поведение самого Юрия, судя по двусмысленности летописного комментария: «Богъ же весть како скончася: много бо глаголют о немъ инии». Здесь приведены выдержки из Новгородской первой и Лаврентьевской летописи. Возможно, как полагает Комаров, более стойкое сопротивление попыталась организовать дружина Василька Ростовского, как о том сообщает летопись: «Ростовъ же и Суздаль разидошася разно». Это может говорить о разном времени выхода из сражения, а также о разных местах расположения войск. Бытует версия о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки Сить. До сих пор на этот счёт нет единого мнения. Тактика монгольских войн предусматривала разделение войск противника на части, окружения их и уничтожение. Если придерживаться версии расположения войск по населённым пунктам, от которых они должны были кормиться, то фактически князь Юрий облегчил Бурундаю выполнение этой задачи, расставив свои войска вдоль течения реки в нескольких местах.

Но есть версия, базирующаяся на археологических раскопках, озвученная военным историком Вадимом Викторовичем Каргаловым: «Предварительные итоги, которые могут быть сделаны при обобщении археологического и этнографического материала, сводятся к следующему; находки на среднем течении реки Сити остатков вооружения и человеческих костей, а также обнаруженные при раскопках курганов костяки со следами ударов холодным оружием и сопутствующими предметами вооружения подтверждают летописные известия о большой битве на реке Сити. Центром сражения, на наш взгляд, был район села Покровского, в среднем течении Сити». Отмеченные историографией находки оружия и человеческих костей на большом пространстве вдоль реки Сити объясняются, вероятно, преследованием и избиением побежденных татарской конницей. Нет, конечно, оснований утверждать, что все многочисленные курганы Сити относятся к битве 1238 г. Однако часть их, несомненно, явилась следствием погребения павших в битве русских воинов после отхода татар. Именно такими, на наш взгляд, были курганы около села Покровского. Итогом сражения оказалось полное поражения русского войска, гибель Великого князя Юрия, большие людские потери. Василько Ростовский, единственный из участвовавших в битве князей, попал в плен. Монголы вели его до Шернского леса по летописным сведениям находился между Москвой и Переславлем , где в своём стане пытками принуждали его перейти на службу. Василько отказался, был убит и брошен в лесу.

Угличский князь Владимир Константинович по сведениям угличского летописца вообще не принимал участия в сражении. И оукрываяся по различным российскимъ градом…». По другим сведениям Экземплярский «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. Владимир Константинович вместе с братьями примкнул к Великому князю Юрию и участвовал в бою на р. Сити 4 марта 1238 года, и оказался в числе князей, которых «Бог спас от меча татарского». Одной из важнейших причин поражения, которую следует отметить — это борьба с действительно сильным и умелым противником. В создании армии монголы следовали традициям древних степных кочевников, однако именно монголы сумели довести до совершенства военное искусство кочевых народов.

В случае недостаточно оправданной задержки Бурундай рисковал отсечением головы. Других наказаний у хана не было. Поэтому Бурундай прошел этот путь за 1,5-2 дня. Однако, по мнению С. Мусина-Пушкина, высказанному в его книге «Очерки Моложского уезда», Ширенский лес находился на границе Угличского и Романово-Борисоглебского уездов, где, как он утверждает, было урочище Ширены и пустоши Васили. Однако на территории Раменского сельсовета нынешнего Борисоглебского округа протекает река Ширенка, а в 10 километрах на территории Ярославского округа находится село Ширенье. От места Ситской битвы до реки Ширенки через Мышкин около 100 километров. Следовательно, этот отряд шел двое суток. Отсюда следует, что Ситская битва произошла 2 марта 1238 года. Следует заметить, что на урочище Ширены или на реку Ширенку не мог идти Бурундай, так как этот путь уводил бы их к юго-востоку, а не на запад — к Торжку и Новгороду. Пленных с князем Васильком вел другой небольшой отряд которому было поручено увезти награбленное и пленных. В настоящее время по вопросу о месте сражения ученые и краеведы пришли в основном к единому мнению, заключающемуся в том, что в районе селений Могилицы и Божонки было сражение с полком Дорожа Дорофея Семенова ; в районе селений Игнатова, Станилова, Юрьевского, Красного — битва центрального полка под командованием самого князя Юрия Всеволодовича на реке Сить было три деревни с одинаковым названием «Игнатово»: около Сысоева, около Станилова и рядом с Семеновским ; признается сражение в районе селений Семеновское, Игнатово, Княгинино, Покровское, Великое Село, однако умалчивается размах этой битвы, ибо памятник погибшим воинам стоит напротив Игнатова, близ Станилова, что не совсем справедливо. Битва на реке Сити. Большинство ученых и краеведов признают два направления движения отрядов татар на Сить. Первое — с верховьев Сити от Коя, второе — от устья Сити. Но нет твердого мнения, откуда пришли отряды к устью Сити и к Кою. Были тщательно разработаны планы захвата Переяславля, Ростова, Ярославля, Твери, Торжка, Вологды, Галича который так и не смогли взять и Ситской битвы. Были и другие задачи, например заготовка кормов приблизительно на 300000 лошадей и продовольствия более чем на 100000 , всадников и др. Взяв Владимир 7 февраля 1238 г. Преодолев расстояние в 205 километров за двое с половиной суток, приступили к штурму Твери. Ситская битва произойдет после взятия Твери 2 марта 1238 года официальная дата 4. Вот почему князь Юрий ожидал нападения татаро-монголов от Твери, через Бежецк и Красный Холм по кратчайшему пути. Юрий ошибочно считал, что у Батыя в Твери и Торжке все его силы. Можно упрекнуть князя Юрия в отсутствии дальней разведки в южном и юго-восточном направлениях. Некоторые летописи отмечают, что стражи Юрия проспали врага. Из вышесказанного можно сделать еще один важный вывод, а именно — главные силы Бату-хана не участвовали в Ситской битве, и не могли участвовать, так как в это время они вели самый тяжелый, двухнедельный штурм Торжка. У них не было времени участвовать и в штурме Ростова Великого и Суздаля. Там были другие отряды. Интересен вывод о скорости передвижения хана Батыя, Он дает возможность определить примерные сроки взятия других городов. Получается, что средняя скорость их передвижения была около 80 километров за сутки. Это максимально возможная скорость движения зимой. Очевидно, степняки привыкли отдыхать в седле. Для штурма и взятия Ростова Великого, Ярославля, Вологды, Галича и разгрома войск князя Юрия Бату-хан должен был послать сильные отряды, не менее пяти туменов тумен равен тьме , то есть 50000 всадников, под общим командованием Бурундая.

Это максимально возможная скорость движения зимой. Очевидно, степняки привыкли отдыхать в седле. Для штурма и взятия Ростова Великого, Ярославля, Вологды, Галича и разгрома войск князя Юрия Бату-хан должен был послать сильные отряды, не менее пяти туменов тумен равен тьме , т. Ростов был взят 20 февраля 1238 года, затем отряд под общим командованием Бурундая разделился: часть его ушла на Ярославль; во главе основных сил Бурундай пошел на Углич, где еще разделил силы, образовав два первый и второй оперативных отряда для нападения на Сить. Третьим оперативным отрядом для нападения на войска князя Юрия с севера и северо-востока был ярославский отряд около одной тьмы. Первым оперативным отрядом две тьмы командовал сам Бурундай, идя от Углича вверх по реке Вороксе до Коя, затем на с. Ярославский третий оперативный отряд пошел по Волге, реке Мологе в устья рек Сити и Удрусы. Именно на рубежах Углича и Ярославля мы подходим к началу разгадки тайны скрытного окружения всех трех отрядов князя Юрия по отдельности растянутых к началу битвы по Сити на расстояние более 100 километров, с выдвинутыми небольшими отрядами охранения по западному берегу и, надо полагать, с запасным полком на восточном берегу между Семеновским и Красным, а также отрядами охранения обозов в Семеновском, Княгинине и на левом берегу в Великом Селе между Покровским и Брейтовом. Разгадка тайны скрытности окружения состоит в том, что Бурундай, в отличие от шумных погромов, поджогов и грабежа главными силами Бату-хана, применил тактику скрытных переходов по ночам с созданием режима абсолютного непроникновения беженцев, вестников и разведчиков на Сить, а также мелких отрядов, шедших к князю Юрию. А погромы всех селений этих районов, с полным уничтожением селений, вырезанием людей и уводом случайно оставшихся в плен, были после битвы. Очевидно, была проведена глубокая массированная скрытная разведка по всем дорогам и тропам, с поимкой «языков». Кроме разведки был создан режим изоляции всего района Сити от внешнего мира. Причем скрытные заставы татаро-монголов, проникавшие ночами по всем дорогам и тропам, очевидно, были эшелонированными, иначе хотя бы один герой, да прорвался бы в стан князя Юрия, чтобы сообщить об опасности. Таким образом, первый оперативный отряд Бурундая скрытно сосредоточился вблизи села Воскресенского, а ярославский отряд в лесу на левом берегу Мологи выше села Ветрина, в районе потом построенной деревни Пенье теперь в зоне затопления. Второй оперативный отряд, отделившийся от отряда Бурундая в Угличе и направляющийся через Мышкин — Некоуз — частью к Станилову, а в основном к Семеновским обозам, также подошел скрытно. Этому отряду путь был ближе: до Станилова — 71 километр, а через Лацкое до Семеновского — 113 километров. О применении татаро-монголами тактики «облавы» подробно писал Тимур-Лен. Ее использование в Ситской битве подтверждено многими летописями и признано всеми исследователями. К началу битвы русские полки были расположены в следующем порядке. Первый — трехтысячный конный полк во главе с воеводой Дорожем, находился в верховье Сити, в районе селений Могилицы и Божонки, с целью своевременного обнаружения разведки противника и встречного боя с его передовым отрядом. Второй — центральный отряд — в районе селений Игнатово — Станилово — Юрьевское — Красное. Там был стан командующего, князя Юрия Всеволодовича, с оборудованными для боя позициями, с обозами в районе третьего полка. Третий отряд полк правой руки — в районе Семеновского, Игнатова рядом с Семеновским , Петровского, Ст. Мерзлеева и Великого Села, которого сейчас нет. Задачи отряда — обеспечение северного фланга русских войск и участие в главном сражении. В соответствии с тактикой русских войск того времени должен быть и запасный засадный полк. Запасный полк князя Юрия, скорее всего и был поставлен на восточном берегу Сити, так как Юрий считал его безопасным даже не вел разводку в сторону востока , а точнее между Семеновским и Красным, чтобы во время битвы полк мог идти на помощь как в стан Юрия, так и к северному полку. Все три отряда к моменту битвы были растянуты на расстояние более 100 километров. Бурундай, выйдя к Сити, точно знал расположение этих отрядов. Как от своей разведки, так и от пленных он узнал и о проходе полка Дорожа в верховье Сити мимо села Воскресенское, куда он пошел, ожидая встречи передового отряда Батыя от Бежецка, ибо он, как и Юрий, считал, что все силы врага находятся в Твери и Торжке. Итак, выйдя к Сити у села Воскресенское, Бурундай вдогонку Дорожу направил сильный отряд около одной тьмы для его уничтожения у селений Могилицы, Божонки и других. Этот отряд громил, вырезал и сжигал все на своем пути, ибо скрывать уже было нечего. Вот поэтому долгое время у многих ученых и краеведов, в том числе и у С. Мусина-Пушкина, сложилось мнение, что татаро-монголы пришли с запада — от Бежецка через Красный Холм.

Таким местом на Сити было ее нижнее течение. Здесь легко было построить и разного рода оборонительные сооружения». Опасаясь появления орды именно со стороны Твери и Торжка, в деревне Шелдомеж была выставлена застава, откуда велось наблюдение за всей прилегающей местностью — как я уже отмечал, об этом рассказывают местные легенды. Таким образом, расположение русских войск на реке Сить прослеживается довольно четко — в деревне Божонка, в верхнем течении, стоял полк Владимира Угличского, и максимум, сколько в нем могло быть ратников, с учетом того, что князь поднял на ноги всю свою волость, так это около 1000 человек. В среднем течении реки, у деревни Роково Раково , стоял ярославский полк Всеволода Константиновича, а за ним в районе Станилово — Игнатово — Рубцово пешая рать Георгия Всеволодовича. Великий князь мог привести на Сить лишь сотни две своих личных гридней, поскольку и владимирская, и суздальская дружина полегли под Коломной, а потому главную силу его полка составляло пешее ополчение, набранное в северных волостях княжества. Дальше вниз по течению у Лопатино — Красное, расположился князь Святослав с дружиной, и севернее всех, в районе Сить — Покровского и Семеновского, стоял ростовский полк князя Василька. Сразу оговорюсь, это не более чем версия, но, на мой взгляд, она более или менее позволяет увязать между собой все различные аспекты этой битвы. Максимум того, что могли в этот момент выставить северные города и волости княжества, было 12 000—15 000 ратников и ополченцев, но значительное число небольших отрядов так и не успело подойти на Сить до рокового дня 4 марта. Также спешил с дружиной Иван Стародубский, но и он не успел, поскольку велик был риск натолкнуться на монгольскую облаву, а это было очень опасно. Потому и пробирались все лесами по нехоженым тропам, что соответственно сказывалось на сроках прибытия в боевой стан. Но главной надеждой князя Георгия оставался Новгород и брат Ярослав, однако сведений, которые хоть немного бы осветили то, что происходило в этот момент в самом Господине Великом, в письменных источниках нет. И лишь в Никоновской летописи мы встречаем сообщение, которое немного приоткрывает завесу тайны: «И жда брата своего Ярослава, и не бе его, и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Ясно сказано — ждал, а раз ждал, значит, знал чего. О том же свидетельствует и В. Татищев: «Он же, ожидая брата Ярослава или помощи от него, но видя, что ни известия нет, более опечалился». Но Ярослав почему-то задерживался, и тогда князь принимает решение, которое можно истолковать так, что он решился на битву с монголами без помощи из Новгорода: «и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Другого толкования у фразы просто не может быть, особенно если исходить из того, в каком контексте она дается. Да и воевода этот — Жирослав Михайлович, главный военачальник великого князя который «воеводьство приказа Жирославу Михайловичю» , получает четкий и конкретный приказ, из которого следует, что назревают некие события. И потому, исходя из имеющихся в нашем распоряжении данных, мы можем осторожно предположить, что же планировали великий князь, его родственники и воеводы. Разгромив Тверь и осадив Торжок, орда опасно приблизилась к стану на Сити с запада, и русские военачальники не могли не считаться с этой угрозой. От Торжка до Бежецка, ближайшего городка, к расположению великокняжеских войск в наши дни по трассе 191 км, но дело в том, что дорога эта проходит через Тверь, которая на этот момент была уже захвачена монголами, и на Сити об этом хорошо знали. От Твери до Бежецка — 130 км, а от Бежецка до Божонки, где стоит полк Владимира Константиновича, будет километров 40, а это не так уж и много. И князья, и воеводы чувствовали ту опасность, которая подползала к ним с юго-запада, и просто были обязаны принять соответствующие меры. И они их приняли. Очевидно, было решено все полки выдвинуть в верхнее течение Сити и именно там ждать встречи с монгольской ордой — место, как мы уже убедились, было выгоднейшее, да и князь Владимир, судя по всему, подготовил позиции для боя. Опять же, если вдруг объявится Ярослав, то идти ему будет гораздо ближе до Божонок, чем до района Игнатово — Станилово, и в этом случае появлялась вероятность либо ударить по монголам с двух сторон, либо объединить войска. Но был еще один момент, и он мог стать одним из важнейших — дело в том, что наступила весна со всеми вытекающими последствиями. Пока погода стояла холодная, и лед на реках был крепок, но именно что пока. Если весна вступит неожиданно в свои права и снег начнет таять, то это могло бы привести к необратимым последствиям для всей русской рати. Дело в том, что по весне и сегодня в тех местах передвигаться достаточно сложно, даже на внедорожнике это довольно проблематично, ну а что уж говорить про XIII век! Оставаясь в среднем течении Сити, русские полки реально могли там увязнуть в трясинах и чащобах на неопределенный срок без возможностей получать продовольствие и пополнения. Конечно, утопающая в грязи русская рать сразу же стала бы недоступной для монголов, но собирали ее не для того, чтобы отсиживаться по лесам и прятаться от врага! И если бы Ярослав все же выступил из Новгорода на помощь брату, то он запросто рисковал попасть под удар монголов, не имея ни малейшего шанса на помощь со стороны князя Георгия, который со своей ратью барахтался бы в ситских болотах. И потому решили начать выдвигать войска к Божонке, а самым первым должен был выступить пеший трехтысячный полк под командованием воеводы Дорожа Дорофея Семеновича. Скорее всего, первоочередной задачей воеводы было укрепить немногочисленную рать угличского князя и крепко удерживать позиции для подхода главных сил. В главном же расположении войск стали готовиться к предстоящему выступлению — собирали продовольствие и свозили корм для лошадей, поскольку стояла весна и закрома крестьян в окрестностях Божонки уже были опустошены. Что же касается воеводы Дорожа, то совершенно непонятно, почему ему приписывают командование трехтысячным конным полком, поскольку никаких указаний на этот счет в источниках нет. Вряд ли таким количеством всадников располагали князья и воеводы в районе Станилово — Игнатово, поскольку, как уже отмечалось, сам князь Георгий привел на Сить очень мало владимирских гридней. Это однозначно зафиксировано в летописях: «В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной» Лаврентьевская летопись. Опять же, все эти всадники могли быть только княжескими гриднями, а свои дружины князья водили сами, зачем им доверять над ними командование воеводе, пусть даже и толковому! Князей собралось на Сити достаточно, и любой из них мог бы возглавить этот отборный отряд, так что версия о 3000 лихих наездниках полностью отпадает. О том, что полк Дорожа шел в сторону Божонки, свидетельствует тот факт, что он столкнулся с монголами, которые шли от Коя — с юга. О цели похода летописи свидетельствуют так: «и после мужа храбра Дорофея Семеновичя и с ним три тысящи мужей пытати татар» Никоновская , «Князь же Юрьи посла Дорожа въ просокы въ 3-хъ 1000-хъ» Новгородская , «Князь же Юрьи посла Дорожа в просокы в 3000 — х муж» Троицкая. А вот как это звучит в изложении В. Татищева: «Вперед же от войска послал в разъезд мужа храброго Дорофея Семеновича с 3000, проведать о татарах». С одной стороны, информация Василия Никитича вроде бы перекликается с информацией Никоновской летописи, но если посмотреть с другой, то зачем посылать такое огромное количество людей в разъезд «проведать о татарах»? Но скорее всего, именно с легкой руки историка и пошла гулять по научным трудам байка о 3000 всадниках, поскольку в разъезд ходят на лошадях. Опять же, сама фраза «въ просокы» вызывала недоумение, вплоть до того, что шел этот отряд по лесным просекам либо сам эти просеки прорубал. На мой взгляд, совершенно прав краевед П. Голосов, директор Ординской школы Мышкинского р-на, который вполне логично разъяснил ситуацию: «Объяснение этого слова как «просека в лесу» тоже не подходит, так как просеки прорубались для обозначения границ лесных владений. Эта работа требовала больших усилий и в XIII веке в глухих лесных местах была просто не нужна. Поэтому слово «просоки», скорее всего, имеет то же значение, что и «засеки», т. И вот здесь все сходится, поскольку именно в Божонках как раз могли быть те самые засеки и укрепления, о которых говорили местные краеведы. Переславль-Залесский — родина Александра Невского. Фото автора Но в самый канун решающих событий Георгий Всеволодович получил страшную весть о гибели всей своей семьи. И был князь Юрий в великом горе, думая не о себе, но о разорении церкви и гибели христиан» Тверская летопись. Источники единодушны в том, что свое горе великий князь переживал страшно, но именно на нем в этот кризисный момент лежала ответственность за всю Суздальскую землю и именно от него зависело дальнейшее развитие событий. Он не имел права устраняться от дел, он был последней надеждой разграбленной и униженной страны, и от этого Георгию Всеволодовичу было еще тяжелее. Ведь он лишился не только всей своей большой семьи, он практически лишился и своего княжества, столица которого теперь лежала в руинах. Именно это и имел, скорее всего, в виду летописец, когда записал, что «Князь же, услышав это, в слезах закричал громким голосом, оплакивая правоверную христианскую веру, и особенно сокрушаясь о гибели церкви, епископа и всех людей ведь он был милостив , нежели о себе, о жене и о детях» Лаврентьевская летопись. И Тверская, и I Софийская летописи тоже об этом свидетельствуют, и скорее всего, именно в эти черные дни князь Георгий осознал весь масштаб катастрофы, которая постигла его землю и которую он не смог предотвратить.

Битва на реке Сити

Битва на реке Сить. 4 марта 1238 года корпус монгольского войска под предводительством темника Бурундая внезапно атаковал войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, расположившееся на берегу реки Сити. В бою погибли великий князь Юрий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, воеводы Дорож и Жирослав. На Сить под знамёна великого князя Юрия Всеволодовича подошли с дружинами брат Святослав Всеволодович и племянники— сыновья Константина: Всеволод князь Ярославский, Владимир князь Угличский и Василько князь Ростовский. Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году.

Описание битвы русских и монголов на реке Сить

Битва на реке Сити – это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сити – это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий