Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Самая мощная современная российская фугасная бомба — ФАБ-9000 М54. ФАБ-9000 М-54 была разработана в конце 1950-х годов и считается самой мощной неядерной бомбой на вооружении СССР и позднее России.
Россия готовится применять в зоне СВО уникальное оружие
Длинна авиабомбы составляет 2765 метра, с диаметром в 630 мм и общем весом в 1550 кг. Масса боевой части ВВ авиационного боеприпаса равна 675,6 кг. При применении, авиабомба оставляет после себя воронку до 15 метров в диаметре, а ее радиус поражения осколками и ударной волной составляет около 500 метров.
Эксперты считают, что благодаря модернизации и разработке более тяжелых модификаций, таких как ФАБ-9000, российская авиация приобретает значительное преимущество на поле боя. Данное улучшенное оружие позволит эффективнее противостоять современным ракетным системам и повысить оборонную способность страны. Таким образом, появление «Слона» в Северном и других военных округах может стать ключевым моментом в укреплении обороноспособности России и создать новые возможности для авиации в решении военных задач.
Предприятие имеет большую площадь в несколько километров, включая цеха и подсобную базу противника. Чтобы зачистить «Азовсталь» за несколько дней, можно работать более эффективными боеприпасами, выразил мнение заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов. По ним можно применить объемно-детонирующие авиабомбы. Маленькие, на 500, 1000, 1500 килограмм. Они эффективно подействуют на личный состав ВСУ и практически не затронут сооружения [завода]. В результате использования таких боеприпасов разрушаются не все сооружения. В безопасности остаются конструктивные, которые состоят из балок, металлических перегородок. Только вылетят стекла, большие мощные панели. Каркас останется. А националистов раздавит ударной волной», — пояснил летчик.
Сегодня самой массовой из российских фугасных авиационных бомб считается ФАБ-500. Корректируемое возмездие ФАБ принято относить к свободнопадающим авиационным бомбам. Для их применения летчику необходимо подойти к объекту уничтожения на максимально близкое расстояние, что сопряжено с определенным риском как для пилота, так и для боевой машины. Для того чтобы советские летчики могли поражать цели, не входя в зону действия зенитных ракетных комплексов противника, в 1970-х началась разработка новых корректируемых авиабомб КАБ. Вскоре на вооружение фронтовой авиации поступила КАБ-500Л, оснащенная лазерной головкой самонаведения. Для поражения цели самолет подсвечивает ее лучом лазера, а затем летчик производит сброс. Эта авиабомба предназначена в том числе и для замаскированных целей. Она может применяться одиночно и залпом по нескольким целям из горизонтального положения самолета, пикирования или кабрирования полета с набором высоты и задранным выше горизонта носом. Кроме этого, КАБ-500Кр способна запоминать местонахождение цели и корректировать полет до момента поражения, что соответствует принципу "выстрелил-забыл". Еще одна корректируемая авиабомба в арсенале российских ВКС — КАБ-1500 Л-Пр — предназначена для поражения высокопрочных и заглубленных в землю складов ядерных боеприпасов, командных пунктов, а также различных малоразмерных целей с железобетонными стенами толщиной до 3 м. Кроме всего прочего, боеприпасы этого типа могут комплектоваться двигательной установкой для достижения большей дальности планирования. Первое боевое применение российскими ВКС корректируемых авиабомб состоялось в Сирии в 2015 году.
Newsweek: российская авиабомба ФАБ-1500 усилит давление на украинскую ПВО
"Если бомба ФАБ-500 стала кошмаром для пехоты ВСУ, ФАБ-1500 называют дьяволом, то ФАБ-3000 будет концом пехоты ВСУ, которая попадется ей под руку. CNN: авиабомба ФАБ-1500 изменила баланс сил и уничтожила украинскую оборону. РИА Новости, 06.01.2018. Супербомбы мировых держав и их роль в «принуждении к миру» - Экспресс газета. Amodel NA72009 Авиационная бомба ФАБ-9000 М54 1/72. CNN: авиабомба ФАБ-1500 изменила баланс сил и уничтожила украинскую оборону. Основное назначение ФАБ-9000 — нанесение разрушительных ударов по большим объектам и инфраструктуре противника. В России началось массовое производство бомб ФАБ-3000.
Фугасные авиабомбы ФАБ-250
В основе бомбы — боеприпас ФАБ-1500 общей массой в 1550 кг, 640 из которых — взрывчатое вещество. Сверхтяжелые бомбы ФАБ-3000 позволят армии России решать новые задачи в зоне СВО. свободнопадающая толстостенная фугасная бомба. Позже выяснилось, что это модернизированные свободно падающие фугасные бомбы типа ФАБ-500, которых на военных складах РФ с советских времен сохранилось огромное количество. ФАБ-9000 предназначалась для борьбы с кораблями и поражения фортификационных сооружений. Военный корреспондент Александр Сладков сообщил, что после начала выпуска трехтонных управляемых бомб ФАБ-3000, российские воздушно-космические силы могут начать использовать ещё более мощные боеприпасы весом в 9 тонн, известные как ФАБ-9000.
Сладков напомнил о 9-тонном оружии, которое Россия еще не применяла в СВО
Основное назначение ФАБ-9000 — нанесение разрушительных ударов по большим объектам и инфраструктуре противника. Несмотря на то, что авиабомба ФАБ-5000 задумывалась в качестве средства для уничтожения кораблей, советская бомбардировочная авиация с большим успехом применяла эти бомбы против наземных целей. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000. Соответственно, от ФАБ-9000 в несколько раз больше, поэтому такие бомбы нужны, особенно против мощных укрепрайонов. При том, что «ФАБ-500» это одна из самых слабых по мощности авиационных бомб.
Авиационная бомба ФАБ-1500-М54 с УМПК впервые была применена российскими ВКС на Украине
А также еще один факт, касающийся одного из оборонных предприятий. И тут у Запада совсем голову сорвало, ибо ядерное сдерживание России переходит на второй план. Новое или хорошо забытое старое? Не так давно появились новости о возобновлении производства ФАБ-3000, которые планируют оснастить модулями от ФАБ-1500. В свою очередь полуторатонные бомбы, помимо УМПК, имеют реактивный двигатель, благодаря которому дальность поражения достигает 150 км. Новость до икоты напугала не только вооруженные силы страны «404», но даже и их кураторов в НАТО. И она на самом деле оказалась более чем реальна. Несмотря на отсутствие более развернутой информации, ряд военных экспертов считают, что, помимо УМПК, ФАБ-3000, по аналогии со своим полуторатонным собратом, получит и реактивный ускоритель, в результате чего дальность поражения наземных целей от места сброса составит от 60 до 80 км.
Свои супербомбы разрабатывали и союзники СССР.
Вне этой гонки остались, пожалуй, только немцы — отсутствие стратегического бомбардировщика у Люфтваффе делало бессмысленным разработку боеприпасов массой свыше 2,5 тонн. Разработка тяжелых боеприпасов для ВВС западной коалиции неразрывно связана с именем изобретателя и авиаконструктора Барнса Уоллеса, создавшего несколько легендарных изделий. Одно из самых знаменитых — «прыгающая бомба», предназначенная для разрушения дамб. Конструктивно она представляла собой короткий цилиндр длиной 152 и диаметром 127 сантиметров, массой около 4200 килограммов. Бомба подвешивалась под переоборудованные тяжелые бомбардировщики «Ланкастер». С помощью оснащенного мотором специального устройства она раскручивалась перед сбросом, что позволяло ей прыгать по поверхности воды, обходя таким образом защищающие дамбу противоторпедные сети. Дистанция сброса рассчитывалась так, что прямо перед дамбой бомба тонула, и подводный взрыв наносил тяжелые повреждения телу плотины. Две первых были разрушены, что привело к серьезным затоплениям в Рурской долине — одном из главных промышленных районов Третьего рейха.
Эскадрилья получила неофициальное наименование «Разрушители дамб» — Dambusters. Макет «прыгающей бомбы» Фото: Wikimedia Успех «Дамбастеров» позволил Уоллесу добиться воплощения своей следующей идеи, так называемой «сейсмической бомбы». Суть заключалась в создании мощной бомбы обтекаемой формы с прочным корпусом. Такой боеприпас, сбрасываемый с большой высоты, достигал земли на большой скорости и значительно углублялся в грунт до взрыва, что позволяло вызывать локальные землетрясения, способные разрушать защищенные конструкции, неуязвимые для фугасок обычных типов. Чтобы поднять такой боеприпас, бомбардировщики «Ланкастер» пришлось облегчать, убирая с самолетов бронезащиту и почти все вооружение, кроме спаренной пулеметной установки в хвосте. Для повышения точности бомбометания был разработан специальный стабилизированный прицел. Первое применение «Толлбоя» состоялось в ночь с 8 на 9 июня 1944 года, когда «Ланкастеры» разрушили железнодорожный туннель вблизи города Сомюр с целью осложнить немцам подвоз подкреплений в Нормандию. Одна из бомб «Толлбой» взорвалась прямо в тоннеле, пробив 18 метров горных пород.
Бомбы этого типа применялись для вывода из строя укрепленных пусковых комплексов ракет V2 «Фау-2» , баз подводных лодок с железобетонными укрытиями, подземных заводов и других важных целей. Осенью 1944 года британцы приступили к испытаниям еще более мощного боеприпаса — бомбы Grand Slam массой около 10 тонн.
Мощь внушительно выглядящих бомб расходовалась впустую: радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 оставался в пределах 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал в 225м вокруг - результат, уступавший серии бомб "фронтового калибра", прицельно сброшенных со штурмовика. Характеризуя качественные перемены, аналитическая записка Управления боевой подготовки Сухопутных войск еще в октябре 1984 г. Наиболее надежным средством их поражения становилась авиация. Однако "булавочные уколы" ВВС 40-й армии, вынужденных действовать на значительном удалении от баз, должного успеха не давали: на такое расстояние истребители и штурмовики могли, в лучшем случае, доставить пару бомб.
К тому же, фугасной мощи предельных для них ФАБ-500 не хватало для разрушения укрытий, нередко вырубленных в цельной скале или залитых бетоном. Некоторые пещеры не удалось подорвать даже саперам - заложенные заряды не смогли обрушить своды, и взрывы лишь "вычищали" их словно под метелку. Защищённые цели требовали должных мер воздействия, и тут подходящими оказались те самые авиабомбы крупных калибров. Фугасный удар сверху вызывал сотрясения, растрескивание и обрушение камня заваливавшего пещеры, а обвалы засыпали их входы. Бомбометание по склонам давало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели. Чтобы мощь взрыва не расходовалась впустую на поверхности, взрыватели выставлялись на срабатывание с замедлением, дававшим бомбе углубиться и взорваться в толще горы. Обычно применялись электрические взрыватели АВУ-Э и АВ-139Э, специально предназначенные для бомб большого калибра и высотного бомбометания.
Даже обычные передовые штабы Украина старается хорошо забетонировать. Он убежден, что ФАБ-3000 нужно применять только с модулем планирования и коррекции. В какой-то мере это замена тактического ядерного боеприпаса в части поражения хорошо защищенных объектов. Те же мосты проектируются с запасом десятикратной прочности. Если нужно, чтобы мост выдерживал сто тонн, то проектируют конструкцию, способную выдержать тысячу тонн. Уничтожить такой мост — сложная задача. Причины ровно те же, по которым российская авиация давно уже не применяет в ходе спецоперации авиабомбы свободного падения.
Почему вымерли тяжёлые авиабомбы?
При том, что «ФАБ-500» это одна из самых слабых по мощности авиационных бомб. Большую часть накопленных в арсеналах ФАБ-9000 высыпали на головы афганским моджахедам и чеченским боевикам, просто потому что использовать по назначению их было в разы дешевле, чем разрядить. CNN: авиабомба ФАБ-1500 изменила баланс сил и уничтожила украинскую оборону.
Fighterbomber: ВКС России расконсервировали бомбы ФАБ-3000
Их применяют для поражения различных объектов: от техники и живой силы, до сооружений, транспортных узлов, фортификационных укреплений. Наибольшее распространение получили 250-килограммовые бомбы среднего калибра ФАБ-250 различных модификаций. Разработка С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности в сравнении с планерами Первой мировой войны и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться. В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб.
В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса либо боевой части. Модификации С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна.
Огнесмесью является органические горючие вещества, загущённые до вязкого состояния специальными веществами каучук , жидкое стекло , полистирол. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь [1]. ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть [1]. ЗБ — зажигательный бак. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара , возникающего при ударе о преграду.
Ее предполагалось использовать для борьбы с кораблями и фортификационными сооружениями противника. Но свое применение боеприпас нашел в несколько иной сфере. Психологический эффект Именно ФАБ-9000М-54 советский генералитет решил использовать против засевших в горах и ущельях моджахедов во время Афганской войны. И опять результат оказался далек от ожиданий. Во-первых, для размещения пятиметровой бомбы в грузовом отсеке бомбардировщика требовалась его переделка.
Во-вторых, при метании с больших высот точность оставляла желать лучшего. В-третьих, поражающая сила также оказалась не очень большой. Взрывная волна приводила к смерти лишь в радиусе 50-60 метров, а в радиусе 225 — к контузиям.
Потом пришлось решать проблему прочности корпуса, чтобы бомба не раскалывалась при ударе о землю. Чтобы добиться требуемой прочности, применили специальные методы литья и закатки корпусов. Весной 1944 г. Первый налет с этими бомбами был совершен 8 июня на важный железнодорожный тоннель Сомюр во Франции. Германская танковая дивизия выдвигалась по железной дороге из Бордо к плацдарму союзников. Поезда с бронетехникой должны были проследовать через тоннель Сомюр, лежащий в сотне миль от берега. Надо было тоннель, прежде чем поезда пройдут через него. В полном составе 617-я эскадрилья поднялась в воздух сразу после заката, а чуть после полуночи летчики увидели место, где рельсы исчезают в тоннеле, уходящем вглубь холма Сомюр. Через 90 секунд «Ланкастеры» начали ложиться на боевой курс. А еще через пару минут впервые «бомбы-землетрясения» полетели на цель. В 6 км наверху экипажи испытали легкое разочарование. Появлялся только тусклый красный светлячок, когда бомба врезалась в землю, и взрыв происходил на глубине почти 30 м. Утром прилетел фоторазведчик «Москито» с фотографиями, которые сами произвели эффект разорвавшейся бомбы, и разочарования у летчиков как не бывало. За одним исключением, огромные кратеры легли вокруг горла тоннеля. Причем две бомбы взорвались рядом прямо на рельсах. Железнодорожная насыпь была полностью уничтожена. Но особенно потрясла всех бомба, которая упала в 60 м от горла тоннеля. В том месте, где упала бомба, холм уже сформировался и 21 м плотного грунта и известняка прикрывали тоннель. Тяжелый «Толлбой» пробил свод и взорвался прямо в тоннеле. Около 10 000 т земли и мела взлетели в воздух, и гора обрушилась в тоннель. Это было одно из самых впечатляющих прямых попаданий за все время войны. Летчики могли гордиться результатом — всего 617-я эскадрилья сбросила 19 грозных снарядов. Все они легли достаточно точно. Одна из бомб попала в вершину холма прямо над тоннелем, глубоко вошла в меловой массив и взорвалась, похоронив тоннель. Бомбы оставляли воронки диаметром около 24 м и глубиной 7,6 м. Не менее бурным было признание нового оружия и в высоких штабах. Наутро после налета на Сомюр высокопоставленный чин из Бомбардировочного Командования ворвался в кабинет, размахивая фотографиями разрушенного тоннеля. Как много мы их получим? Две бомбы попали в корабль и взорвались глубоко внутри корпуса, после того, как сработал взрыватель с задержкой. Мощь 5 т взрывчатки, заключенной в бронированную коробку, оказалась ужасающей, «Тирпиц» был буквально выпотрошен. Когда осели брызги близких разрывов, линкор выглядел так, словно его протащили сквозь валки исполинского прокатного стана. Один из очевидцев заметил, что он «больше всего напоминал недостроенный корпус на стапеле». Через 5 минут огромный пожар достиг кормового погреба. Взрыв боеприпасов пробил брешь длиной 40 м под броневым поясом левого борта. Огромный корабль перевернулся и затонул. Эскадрильи благополучно вернулись в Вудхолл, где были встречены очень торжественно. Военный оркестр играл «Идут победившие герои». Пришли поздравления от английского короля, военного кабинета, флотского командования, принца Олафа Норвежского и даже советского руководства. Только после войны стало известно, что ранее сильно поврежденный «Тирпиц» отбуксировали в Тромсё не для ремонта, а чтобы установить на мелководье как непотопляемую крепость. Немцы рассчитывали укрепить им береговые сооружения северной Норвегии, но они ошиблись в расчетах, и в результате под килем линкора еще оставалось 15 м воды. Немцы попытались исправить положение, намыв под днищем корабля мель земснарядами, но не успели. Глубина оказалась вполне достаточной, чтобы линкор перевернулся. Однако самое парадоксальное заключалось в том, что кое-кто в Адмиралтействе заявил, что линкор нельзя считать потопленным, так как днище из воды видно. Смешно, но факт. Однако летчикам, в результате такой комбинации получившим сильно урезанную премию, было не до смеха. Впрочем, при всей его внешней эффектности потопление «Тирпица» нельзя считать главным достижением 617-й эскадрильи. Гораздо более важным и замечательным был успех в уничтожении ранее неуязвимых бункеров подводных лодок. Обычные бомбы только царапали массивные крыши толщиной в 4 м железобетона. В 1945 г. Они атаковали с помощью «толлбоев» укрытия подводных лодок в Поортерсхавене, Эймейдене, Гамбурге, бетонное чудовище в Фарге возле Бремена. При этом были потеряны два или три экипажа, но эскадрилья добилась десятков прямых попаданий в толстые крыши. Но действовали бомбы почти нормально. В Бресте несколько последовательных попаданий глубоко изрыли, а потом и проломили крышу бункера. В Эймейдене они обрушили 13 000 т бетона с крыши и стен убежищ. При этом близкие разрывы действовали не хуже прямых попаданий. То же самое произошло в Бергене и Поортерсхавене. В Бергене близкие разрывы потопили две подводные лодки и похоронили еще одну под рухнувшей стеной дока. Эти порты и убежища постепенно переполнялись по мере того, как немцы теряли другие базы. После налетов бомбардировщиков там воцарился хаос. Выходы лодок были поставлены под угрозу, а по моральному состоянию самих подводников и людей, которые их обслуживали, был нанесен сильнейший удар. Успех «толлбоев», в свою очередь, привел к решению наконец заняться и гигантской 10-тонной бомбой «Гранд Слэм» «Большой хлопок». Полученный опыт применения шеститонок был очень полезным, но оставалась еще пара проблем. Снова всплыл вопрос обеспечения прочности корпуса. Уоллис потребовал сталь с очень высоким пределом прочности. Для этого требовалась закалка корпуса в масле, и только один завод — Стальная Корпорация Шеффилда — имел печи и ванны достаточно больших размеров, чтобы работать с этими отливками. Когда «Гранд Слэм» решили поставить на поток, то фирма работала на пределе возможностей и все же не могла обеспечить выпуск необходимого количества бомб. Тем временем первый «Гранд Слэм» был почти готов. Тысячи рабочих несколько месяцев трудились над сверхсекретным проектом, но лишь десяток из них знал, что это будет.
Россия готовится применять в зоне СВО уникальное оружие
Конструкция авиабомбы ФАБ-5000 Технологически ФАБ-5000 относилась к авиабомбам сварной конструкции с сильно развитой системой дополнительных детонаторов. Ее стальную головную часть, достигавшую у головного среза толщины 90 мм, отливали. Цилиндрическую и коническую части корпуса вальцевали из листового проката, тщательно проваривая двухсторонним швом все стыки. Снаряжали авиабомбы через два специальных люка диаметром 200 мм в цилиндрической части корпуса, закрываемых крышками на болтах. Вдоль продольной оси авиабомбы располагался сплошной запальный стакан, выполненный из тонкостенной бесшовной трубы диаметром 108 мм, концы которой приваривали к головной и хвостовой втулкам взрывателей, также приваренным соответственно к головке и конусу авиабомбы. Детонаторы в запальный стакан вкладывали через хвостовую втулку, после чего закрывали ее конической крышкой с резьбой под взрыватель. Боковые запальные стаканы с втулками под взрыватели крепили к цилиндрической части авиабомбы также сваркой.
Между собой и с продольным запальным стаканом они соединялись приваренными стальными планками. Поскольку масса боевого заряда ФАБ-5000 намного превышала суточную норму выработки целого снаряжательного завода, снаряжали каждую из них в течение недели, доставляя взрывчатое вещество порциями на особо охраняемую дальнюю заводскую площадку. Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное кольцо хвостовой втулки. Его перья к угольникам конической части авиабомбы, как и стальные 5-мм растяжки, приваренные к ним для жесткости, притягивали 14-мм болтами. Поскольку ФАБ-5000 транспортировали без укупорки, то для предохранения деталей ее запальных стаканов и снаряжательных люков от деформации приваривали уголковые профили. В замки бомбодержателей самолета бомбу подвешивали на специальных поясах.
Начиная с 1944 г. И это не самая большая — есть ведь ещё ФАБ-9000 Современные авиабомбы ФАБ-5000М-54 Всего за годы войны было произведено 98 авиабомб ФАБ-5000НГ — с одной стороны потому, что очень уж специфический получился боеприпас — не каждый день приходилось Красной Армии штурмовать крепости, а с другой — носителем сверхмощных бомб был Пе-8, а их самих-то построили 93 штуки.
Радиус поражения такой бомбы составляет около 200 метров. В зоне поражения бомбы происходит полное разрушение зданий и сооружений, а также гибель людей. Если человек находится в 100 метрах от места взрыва, то он будет подвержен воздействию ударной волны, осколков и термического воздействия.
Ударная волна может нанести человеку серьёзные травмы, вплоть до летального исхода. Осколки бомбы могут пробить человека насквозь, а термическое воздействие может вызвать ожоги.
Тем не менее «традиционное» авиационное оружие продолжало совершенствоваться. В 1954 году была принята на вооружение бомба ФАБ-9000М-54, прозванная «девятитоннкой» и «слоном». ФАБ-9000 предназначалась для борьбы с кораблями и поражения фортификационных сооружений. Однако в реальности советской армии пришлось использовать её для других целей. ФАБ-9000 в Афгане Во время войны в Афганистане советским генералам пришла в голову идея «испытать» ФАБ-9000 на моджахедах, укрывавшихся в ущельях и пещерах.
Тем более, что взорвать скопившиеся на складах боеприпасы было дешевле, чем утилизировать их промышленным способом. Однако использование сверхтяжёлой бомбы оказалось сопряжено с трудностями. Чтобы разместить боеприпас длиной 5 метров в грузовом отсеке бомбардировщика, в нём предварительно требовалось смонтировать мостовой держатель БД-6 с массивными балками. Перед одним из первых вылетов бомбу закрепили с перекосом, из-за чего она застряла в отсеке и едва не вывалилась на головы сотрудникам аэродрома. К счастью, ЧП удалось избежать.
Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья. Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб.
Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники. Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг. Принцип действия Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри например, внутри зданий или заглубленный в почву объект бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т.
Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва. Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни.