Большинство букв могут обозначать как твердые, так и мягкие звуки, в зависимости от того, какие звуки находятся рядом с ними. Чтобы произнести мягкий звук, нужно переместить язык вперёд, а среднюю часть его спинки вытянуть в сторону твёрдого нёба. Итак, вы теперь знаете, что буква Ч является согласным звуком. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными.
Литературное чтение. 1 класс
Чарда: «ч» здесь звучит твердо перед буквой «а». Череп: «ч» здесь звучит твердо перед буквой «е». Запомнить все правила произношения буквы «Ч» несложно, просто нужно понимать контекст слова и следовать правилам русского языка. Правила замены твердой Ч на мягкую Для правильной замены твердой Ч на мягкую следует руководствоваться следующими правилами: Твердая Ч заменяется на мягкую Ч после шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ц. Например: Шчепка — мягкая Ч после шипящего Ш. Жчать — мягкая Ч после шипящего Ж. Щчель — мягкая Ч после шипящего Щ. Цчение — мягкая Ч после шипящего Ц.
Например: Чай — мягкая Ч перед мягкой согласной Й. Человек — мягкая Ч перед мягкой согласной Е. Чёрный — мягкая Ч перед мягкой согласной Ё.
В этом случае она произносится как звук «ч» со слабым шипящим звуком. Примеры слов, в которых буква Ч мягкая: чай; улочка; ножка. Однако, буква Ч может быть и твердой, когда она стоит перед согласными звуками или после спектра мягких согласных, таких как «л», «н», «м», «р». Примеры слов, в которых буква Ч твердая: часы; черный; чуть. Знание правил произношения буквы Ч мягкой и твердой поможет говорить и писать по-русски правильно и бегло. Слова, в которых Ч мягкая Буква «Ч» в русском языке может быть как мягкой, так и твердой. В зависимости от контекста слова, мы определяем, какое произношение нужно использовать.
Например: Человек: «ч» здесь звучит мягко перед буквой «е». Чёрный: «ч» здесь звучит мягко перед буквой «ё». Чина: «ч» здесь звучит мягко перед буквой «и». Чюрю: «ч» здесь звучит мягко перед буквой «ю».
Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой — твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем. Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.
Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается. Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому распечатать и разрезать. Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка. Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики.
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак после шипящих. Гласные после шипящих и Ц
Восторгова система Эльконина - Давыдова Подтверждением написания в слове Ь может быть только мягкий звук в сильной позиции по твёрдости-мягкости, то есть в конце слова или перед твёрдым согласным. Так как она находится в корне, возьмём однокоренное слово бант. Фонема оказалась перед твёрдым [т], то есть в сильной позиции по твёрдости-мягкости. Понятно, что обозначать на письме её не следует.
В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется. Например: Мощный без ь , хищник без ь , кончать без ь. Буква ь обозначает мягкость согласных звуков на письме в конце и в середине слова.
Например: журнальчик, штопальщик. В сочетаниях чн, чк, щн, нч, нщ, чт буква ь не пишется, так как буквы ч, щ обозначают всегда мягкие звуки и не нуждаются в дополнительном смягчении с помощью ь. Например: отличник, печка, хищник, почти, птенчик, каменщик, нянчить.
На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком ь : Например: тетрадь, конь Буква ь пишетсяч перед суффиксами -чик, -щик только после л Например: пальчик, стульчик, пильщик, стекольщик, но одуванчик, балкончик, банщик, каменщик. В буквосочетаниях чк, чн, щн мягккий знак не пишется. Например: Нет Сочетания букв жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, нщ, рщ на письме воспроизводятся всегда в одном и том же виде в любой части слова.
Например: Нет 5-9 класс.
На письме мягкость выражается двумя способами: с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков; с помощью мягкого знака ь. Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким. Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы. Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко.
Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными. Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду. Сонорные согласные Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные. Шумные согласные звуки Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Буква И, но звук [Ы] — гласный, безударный. Здесь остановимся, чтобы наглядно убедиться, что в русском языке произношение звуков и запись букв не всегда одинаковые. Для этого мы занимаемся внимательным исследованием слов, применяем правила, которые учим с первого класса. Вот и оказалось в слове «ёжики» правило «жи, ши пиши с буквой и». Произносим «ы», но пишем «и» по правилу, потому что звук «ж», как мы помним, всегда твёрдый, и он не может согласиться быть мягким. К [К] — согласный, парный, глухой, мягкий.
И [И] — гласный, безударный. Теперь посмотрим на полный фонетический анализ слова «ёжики».
Характеристика звука "ч" в русском языке
Даже если после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, он всё равно будет произноситься твердо. Как различать твёрдые и мягкие согласные звуки Все буквы русского языка за исключением Ь и Ъ обозначают какой-либо звук. Буква Ч (ч) имеет значение порядкового числительного «двадцать третий»: пункт «ч», сектор Ч. Вы узнаете что такое согласные звуки, чем отличаются глухие согласные от звонких, какие буквы всегда твердые и какие мягкие. Буква ъ (твёрдый знак).
Есть ли в русском языке твердый [ч] и мягкий [ц']?
В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются. На этой странице вы найдете ответ на вопрос Какая мягкая и твёрдая буква ч. Буквы, которые обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки А теперь давайте перечислим буквы которые могут относиться как к твёрдым, так и к мягким согласным звукам.
Твердые и мягкие согласные
Костенко Ольга Викторовна Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч». Образовательные: закрепление знаний об изученных звуках и буквах русского языка, знакомство с новым звуком и буквой Ч, сформировать понятие возможности согласного звука всегда быть мягким. Вот и оказалось в слове «ёжики» правило «жи, ши пиши с буквой и». Произносим «ы», но пишем «и» по правилу, потому что звук «ж», как мы помним, всегда твёрдый, и он не может согласиться быть мягким. Еще одна удивительная особенность буквы Ч: несмотря на то, что она всегда мягкая, мы пишем ее так, будто она твердая. Для тренировки можно проговаривать твёрдые и мягкие согласные попарно, обращая внимание на разницу.
Какая буква Ч гласная или согласная?
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать. Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме. Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное — не съедобное».
Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый — ребенок ловит мяч, а если мягкий — нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку. Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков. Найди пару.
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ. Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить. Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх. Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными например, мелодия «В лесу родилась елочка». А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении. Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество. При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме.
В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил. Первый класс — это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам.
Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче. Источник: Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Просто невозможно представить в современном мире человека, не знающего хотя бы базовые принципы фонетики. Именно фонетика изучает звуковой состав слова, все особенности и тонкости произношения.
В русском языке выделяют гласные и согласные звуки. Согласные в свою очередь делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные-непарные, сонанты, свистящие, переднеязычные, шипящие и другие. Давайте более детально остановимся на особенностях шипящих звуков. К ним относят ш, ж, ч, щ. Особую роль в фонетике этих звуков играет их артикуляция.
Все они, исходя из места образования, относятся к переднеязычным, а по способу к щелевым. Исключением является только ч. Он принадлежит к смычно-щелевым. Это означает, что когда мы его произносим, происходит смыкание передней части языка с альвеолами, и образование щели. Также происходит дополнительное поднятие языковой спинки к небу.
Например: ночь, дочь, печь, спичка, почка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, мальчик, пончик, печенье, качели. Давайте подробнее разберемся относится ли «ч» к мягким или твердым согласным звукам.
Необязательно, но допускается произношение [шн] в словах: сливочный, молочный, порядочный при этом возможны колебания в зависимости от семантики: этот человек порядо[чн]ый, а вон тот — порядо[шн]ая сволочь , копеечный, шапочный, шуточный, бутылочный, гречневый, горчичный и горчичник , булочная, прачечная, двоечник, троечник, лавочник, собачник. В остальных случаях предпочтительным является произношение [чн].
Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды. При произношении твердых согласных [б], [в], [д], [з] и др.
Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов. Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
Буква "ч" звонкая или глухая?
Буква «ч» является парной или нет. Помимо перечисленного разделения букв,... Отвечает Карина Кашин Звуки и буквы. Согласные звуки. Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з.
Видео-ответы Гласные и согласные звуки и буквы Сегодня поговорим о гласных и согласных буквах и звуках русского языка. Узнаем какие звуки называются гласными, какие... Уроки русского Согласные звуки и их буквы Русский язык 1 класс. Согласные звуки и их буквы Много в русском языке разных слов, а на какие три группы делятся все...
Как определить глухой или звонкий согласный звук? Как объяснить ребенку звонкие и глухие согласные? На этот остров часто... Вопросы в тренде.
В очередной раз открыв "Русскую фонетику" М. Панова, "Русское литературное произношение" Р. Аванесова и учебник Л. Касаткина по фонетике современного русского языка, мы найдем ответ. Раньше этот звук мог произноситься, например, в слове цвет и его производных по старшей норме.
Аванесов писал в 1967 г.
Всего в русском языке есть 21 согласная буква. Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими. Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу. Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости: Твёрдые.
Некоторые буквы обозначают только мягкие или только твёрдые звуки. Об этом расскажем далее.
Парные твёрдые и мягкие согласные Почти все согласные звуки образуют пары по мягкости. Если звуки парные, они различаются только подъёмом середины языка и большим выдвижением вперёд кончика. Все остальные органы речи имеют одинаковое положение в момент произнесения звуков.
Подробно о твердых и мягких согласных звуках — как обозначаются, как дифференцировать
Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук. В белорусском, болгарском, сербском, македонском и украинском языках буква Ч произносится твёрже, чем в русском. Твердые и мягкие согласные звуки. На странице вопроса Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый? Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении.
Звук [Ч] — глухой или звонкий? Объяснения учителя, запоминалки и хитрости
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Какая мягкая и твёрдая буква ч. Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик]. Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый? Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч».