Новости что такое синдром отличника

Синдром отличника — комплекс психологических особенностей личности, когда человек стремится достичь высоких целей и получить одобрение окружающих. «Синдром отличника» представляет собой набор качеств, особенностей характера личности, при которых человек стремится достичь целей и сложных задач ради получения похвалы и оценки со стороны окружающих. Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, разъяснил психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих.

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов

Проблема людей с синдромом отличника в том, что их такой результат не устраивает. Из-за этого они в итоге либо «зависают» на том простом этапе, когда надо просто как-то сделать работу и двигаться дальше, пока не доведут этап до пятерки, либо, что чаще всего происходит с такими людьми, они не берут на себя ответственность в тех вопросах, в которых не могут гарантировать самим себе выполнение задачи на отлично. В результате, по словам специалиста, такие люди часто прокрастинируют, ограничивают зону своих действий и очень редко решаются попробовать себя в каких-то новых видах деятельности. Тем самым они очень сильно ограничивают свою жизнь в рамках тех компетенций, которые успели наработать.

Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает. Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они?

Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т. Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение. А это, как минимум, нечестно… Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого порой совершенно не авторитетного мнения. Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе. Разрешайте себе шалить Мы уже разобрались в том, что сидром отличника у взрослых — это отклик из детства.

Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем. Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих. Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, так как быть балованным, шалить — это проявлять себя, давать свободу своим действиям. Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного. Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте! Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает.

Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом — практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве. Вы неидеальны, и это здорово! Долой сравнения Еще один ответ на вопрос «Как бороться с синдромом «отличника»? Вы — отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик. Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно.

Невозможно быть лучшим во всем: варить самый лучший кофе, писать самые лучшие статьи, быть лидером и побеждать во всех проектах, разбираться в электронике и быть отличным поваром. В конце концов, это скучно и занудно, ведь интерес жизни в том, чтобы учиться чему-то новому, открывать в себе новые грани, взаимодействовать с другими и получать у них опыт. В случае же, когда вы и так все выполняете идеально, вам нечему учиться, нечего узнавать. Поэтому не бойтесь быть профаном — как правило, это начало увлекательного путешествия. Смещайте фокус с результата к процессу, наслаждайтесь обучением , поэтапным ознакомлением с разными видами деятельности, занимайтесь над тем, к чему распложена у вас душа, а не то, что популярно среди знакомых или высоко ценится в обществе. Если вам нравится класть плитку на пол — почему бы не заняться этим и не добиться высокого мастерства?

Наслаждаетесь чистотой в помещениях и аккуратностью обстановки? Откройте свою клининговую организацию. Ставьте в приоритет именно свои потребности. Пройдите онлайн-программу На нашем сайте есть отличная возможность поправить свое психическое состояние. Онлайн-программа « Психическая саморегуляция » направлена как раз на это. Пройдя ее за 6 недель, вы ощутите значительные результаты в понимании психических процессов, свойственных вашей личности, научитесь бороться со многими проблемами, такими как волнение и страх, апатия, сложность сделать первый шаг и т.

Но, что самое главное, посредством увлекательных занятий с действенными упражнениями и техниками, вы придете к осознанности, узнаете свои скрытые проблемы, что уже является немаловажным шагом на пути их исправления. Ознакомьтесь с книгами Возможно, вам интересно более глубоко погрузиться в тему синдрома «отличника» и граничащего с ним перфекционизма. В таком случае список ниже может стать отличным компаньоном на пути борьбы с данными недугами: Эрих Фромм, «Человек для себя» работа немецкого социолога о том, как, не зацикливаясь на «биологичности» и «мифологичности», обратить внимание на свою социальную сущность , построить общество психологически здоровых людей. Руби Уэкс, «Быть собой» пособие по осознанности, помогающие замечать собственные мысли и желания. Укажем также художественные книги, относящиеся к теме: Ирина Пивоварова, «Тройка с минусом, или Происшествие в 5А».

Мы часто встречаем взрослых людей, которые испытывают сильные эмоции обиду, злость, ощущение беспомощности от того, что их работу не оценивают на отлично. Если им ставят «хорошо», у них рушится мир внутри, но внешне они могут этого не показывать. Сила эмоций доставляет отличнику немалый дискомфорт. Ему требуются большие внутренние ресурсы, чтобы с этими ситуациями справиться.

Может быть так, что боясь этих эмоций, отличник может избегать определенных видов деятельности. Эти ситуации должны его побуждать к тому, чтобы пересмотреть свое отношение к мышлению и повелению. Признаки синдрома отличника: 1. Зависимость от оценки окружающих 2. Катастрофизация последствий от сделанной ошибки 3. Стремление доводить все до идеала, даже если в этом нет необходимости 4. Чувствительность к успехам других достижения других воспринимаются как собственный провал 5. Страх неудачи, который мешает реально оценивать собственные возможности, чтобы справиться со сложной ситуацией Как человек становится «отличником»?

По словам эксперта, ученики, мотивированные на высшую оценку, а не на результат, к старшим классам обрастают целым комплексом психологических проблем. Они болезненно воспринимают критику, боятся ошибиться, а потому — проявить инициативу, найти нестандартное решение.

Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями. О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья. На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор.

Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше.

Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом.

Синдром отличника. Что делать? Советы родителям

Ради этого они создают условия для их развития заранее: записывают в обучающие кружки, развивают память, речь и внимание специальными игровыми методиками, стараются перед поступлением в первый класс, научить не только читать и писать, но и решать уравнения. Ребёнок, когда ему интересно учиться, быстро усваивает новый материал. Родители поощряют его, хвалят, подпитывают самооценку словами о том, что он должен быть самым умным, лучшим, первым учеником в классе. Так, ребёнок, сам того не замечая может приобрести «синдром» отличника. Что отличает таких детей от их сверстников? У них всегда выполнено домашнее задание, они не стремятся гулять с друзьями, если приготовили не все уроки. Выбирая между книжкой и прогулкой во дворе, эти дети предпочтут книжку, потому что получать знания для них важнее — это приоритет в жизни, который был сформирован родителями. Они всегда получают пятерки, если оценка оказывается ниже на балл, могут очень сильно переживать, плакать, не спать ночами, пока не исправят ее. Как живется таким детям и что происходит с их детством, можно узнать, прочитав эту статью. Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия У детей мало свободного времени Обычно дети, развитием которых взрослые занимались чуть ли не с пеленок, и которые привыкли быть самыми лучшими — в классе, на школьном мероприятии, в кругу сверстников — быстро привыкают к тому, что учеба становится их главным занятием. Они плохо чувствуют себя, если что-то мешает им вовремя приготовить уроки, испытывают чувство вины, когда по какой-то причине не сделали их вовремя.

Они боятся и не умеют поддерживать дружеские отношения, замыкаются в себе, становятся нервными, раздражительными. Истерический плач от огорчения и дикий смех от радости — постоянные спутники ребенка. Неудачи приводят к депрессии , а достижения других воспринимаются как личная обида. Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника: советы и рекомендации Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. Путь это небыстрый, родителям придется проявить много такта и терпения. Основные пути избавления от проблемы: Любите своего ребенка безусловной любовью. Не за хорошие оценки в дневнике, примерное повеление и победы на соревнованиях, а за то, что он есть; Не сравнивайте с другими детьми, которые добились большего. Способности у всех разные; Не делайте трагедию из-за тройки в дневнике; Не возлагайте на ребенка лишнюю ответственность, не требуйте идеального выполнения задачи или соответствия своим мечтам; Научите сына или дочь переключаться с учебы на домашние дела или развлечения, находить время для отдыха.

Снизьте градус накала в семье. Если вы получали всегда пятерки и делали все идеально, не требуйте того же самого от ребенка. Это другой человек со своими возможностями, способностями, талантами. Сделайте упор не на результат, а на путь к нему. И пройдите эту дорогу вместе. Но все должно быть в меру. Можно не занимать лидирующие позиции в жизни, но быть на высоте своего положения.

Ведь отдыхать такой личности некогда, он пребывает в постоянном режиме самосовершенствования: посещает какие-то лекции, симпозиумы, семинары, занимается самообучением, что приводит к обратному эффекту вследствие высокой загруженности. При этом у взрослых лиц не всегда синдром отличника укоренился на детском возрастном этапе. Нередко породить его может вереница последовательных невезений, вследствие которых, человек убеждает себя, что в этом он полностью виноват, поскольку если бы он больше работал, занимался отношениями, лучше учился, то достиг бы идеальных результатов. Подобные мысли постепенно закрепляют в человеческом мозге установку, что любая неудача вызвана собственным несовершенством. Синдром отличника у мужчины чаще формируется на ярусе подсознания, поскольку спровоцирован мнением, что если он будет идеально со всем справляться, то станет достойным одобрения и любви. Помимо того исследования доказали, что склонность к зарождению рассматриваемого синдрома бывает врождённой, обусловленной типом темперамента и индивидуальными психофизиологическими специфическими чертами индивида. Диагностика Обнаруживается синдром отличника у детей в глубоких переживаниях из-за получения любой отметки ниже отличной. Дети, страдающие рассматриваемым отклонением, легко жертвуют развлечениями, свободным досугом, общением с одногодками ради обретения первенства в учебной деятельности. Так как ведущей мотивацией в новом виде деятельности для малыша с данным синдромом становится не получение знаний, а достижение любыми усилиями отличной отметки, одобрения учителей, похвалы родителей, то это приводит к зависимости крохи от отношения окружения, от их суждений. Также подобное отношение к отметкам, получаемым на уроках, порождает нестабильность самооценки: она растёт при похвале и резко снижается при стороннем неодобрении. Помимо того проявлением комплекса отличника можно считать и болезненную ревность, возникающую при похвале других детей. Малыш, которого значимые взрослые не принимали таким, каков он есть, которому они не выказывали безусловную любовь, вынужден во взрослом состоянии преодолевать колебания самооценки. Став взрослыми, «отличникам» сложно осознать, что их можно полюбить не за что-то, а вопреки всему, просто за то, что они существуют. Синдром отличника у взрослых чаще проявляется комплексом признаков: — ощущения вины за гипотетический неуспех; — сильным чувством ответственности; — неумением расставить акценты, попытками стать успешным во всём; — неумением проигрывать. Для постановки верного диагноза, рассматриваемый синдром следует дифференцировать от стремления к самореализации либо от перфекционизма. Дифференциальная диагностика, в первый черёд, подразумевает сбор анамнеза, который позволит увидеть полноту клинической картины. Человек, имеющий данное нарушение, всегда будет сконцентрирован на внешнем аспекте деятельности, непосредственно результате и его признании, заработанных оценках, похвалах или вознаграждениях, на победе над соперниками. А перфекционисты сосредотачиваются именно на качественных характеристиках выполняемой работы, на самой деятельности. При проведении комплексного диагностирования применяются такие методы, как беседа и использование опросников. Беседа заключается в проведении опроса, который помогает выяснить все тонкости и специфики симптомов, беспокоящих пациента. Поскольку «отличник», обрисовывая собственный настрой, будет рассказывать о появлении чувства подавленности и напряжения после совершения ошибок, присутствии страха неуспеха и воодушевления вследствие реализации намеченного. Опросники подразумевают определённый подбор тестов, позволяющих исследовать самооценку «отличника», его взаимоотношения в детстве со значимыми взрослыми лицами учителями, родителями. Также применяются проективные методики, заключающиеся в изображении собственной семьи, своих страхов, себя.

Он понимает, что многие дела можно выполнять и на 3, и продвигаться в жизни. Но мышление отличника мешает ему. В психологии используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции и поведение. Бывает так, что один из пассажиров начинает вам мешать, что-то требовать и кричать. Пока за рулем вы, все хорошо. Но если вы уступите рули мысли о том, что нужно быть отличником, тогда стоит задуматься о вашем мышлении и поведении. Как справиться с «синдромом отличника»? Пропишите краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы, если это произойдет. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, если в ней будет меньше высоких стандартов. Задайте себе вопросы: «Каким я буду? Выявите убеждения, которые подталкивают вас к выполнению дел на пятерку. Например, это может звучать так «Я должен задержаться на работе допоздна и проверить отчет 2 раза, чтобы не совершить ошибку».

Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим

Определение синдрома отличника связано с постановкой высоких амбиций личности с последующим ожиданием похвалы. «Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться.

Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?

Если кто-то из родителей или значимый педагог хвалит достижения другого, ребенок может устраивать сцены ревности. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей. В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь. На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка.

Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их.

Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют.

Здесь мы собрали 5 советов, как побороть синдром отличника, которые подойдут разным возрастам. Отвлекитесь от мнения других и сосредоточьтесь на своём Пытаться быть хорошим для всех — это заранее проигранная битва. Людей вокруг слишком много, и кто-то всегда будет вами недоволен. Но разница между их недовольством и вашим в том, что окружающим особо нет дела до ваших неудач. Они могут осудить или осмеять, но уже через пару минут переключатся на что-то другое и забудут.

А ваше недовольство собой придётся нести дальше, как кандалы. Если хотите исправить перфекционизм, начните с самооценки. Примите факт, что не бывает безупречных людей, и позвольте себе не быть таким. Знаем, это так легко не исправить. Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог. Всё получится!

Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой. Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить. Потребность получить внимание родителей. Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей. Как избавиться от синдрома отличника? Лучшее лечение от синдрома отличника — это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок — за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным. Категорически запрещается: Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад. Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием. Бояться совершения ошибки. Ошибка — это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе. Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка — это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка.

Однако, если стремление к превосходству доминирует, весь мир кажется враждебным. Появляется этакий синдром отличника - острая потребность доказывать всем: "Я лучше". Возникает некоторый парадокс. С одной стороны, мы хотим, допустим, возглавить отдел и не можем смириться с тем, что назначили "не меня, а этого идиота". В то же время нам не дает покоя собственный комплекс неполноценности, мы сомневаемся в своих силах, и это нас угнетает. Часто так ведут себя люди, которым в детстве внушали: "Сиди и не высовывайся", "У тебя все равно ничего не выйдет". Негативные предписания глубоко оседают в подсознании. А потом, когда нужно сделать шаг к своей мечте, неуверенность в собственных силах сковывает нас будто кандалами.

Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться

Психологи Рена Бранч и Роб Вилсон предлагают три шага к решению проблемы: Распознать иррациональную мысль. Для этого спросите себя: действительно ли мысль полезна вам? Она звучит нейтрально или скорее негативно? Есть ли реальные подтверждения того, о чем вы думаете? Остановить ее.

Бранч и Вилсон советуют вслух проговаривать слово «стоп», как только иррациональная мысль появляется и начинает отвлекать на себя внимание. Другие возможные способы — переключение фокуса на другие темы, медитация, отвлечение с помощью музыки. Заменить иррациональную мысль на рациональную. Это, пожалуй, самый сложный, но самый важный шаг.

После того как вы зафиксировали и остановили деструктивные размышления, попробуйте сформулировать здоровый ответ на них.

Зависимость от оценки окружающих 2. Катастрофизация последствий от сделанной ошибки 3. Стремление доводить все до идеала, даже если в этом нет необходимости 4. Чувствительность к успехам других достижения других воспринимаются как собственный провал 5. Страх неудачи, который мешает реально оценивать собственные возможности, чтобы справиться со сложной ситуацией Как человек становится «отличником»? Взрослея, ребенок осваивает разные навыки, необходимые в жизни, и всегда получает обратную связь. Иногда родители в силу эмоциональных особенностей обращают внимание на ребенка только тогда, когда он его как-то заслуживает например, получает пятерку.

Таким образом, оценка «отлично» для него становится залогом получения одобрения и принятия родителей. Закрепляется связка «Старание — это очень хорошо». Буквально формируются правила для будущей жизни. Вначале все идет хорошо, но проблемы начинаются в послеуниверситетской жизни, когда повзрослевший отличник попадает во взрослый неидеальный мир. Он понимает, что многие дела можно выполнять и на 3, и продвигаться в жизни.

Почему возникает «синдром отличника»? На формирование синдрома могут повлиять особенности темперамента, а также условия, в которых растет ребенок. Психологическую предрасположенность можно скорректировать воспитанием, но, увы, не наоборот. С точки зрения психических особенностей ребенка можно отметить, что склонны к проявлению «синдрома отличника» робкие, стеснительные дети, которые не бывают в центре внимания в коллективе. Чтобы завоевать популярность, они могут пытаться соревноваться с детьми-лидерами, и это зачастую заходит слишком далеко.

Модели поведения ребенка, а позже взрослого — закладываются в раннем детстве. На нас влияют условия, в которых мы находимся. Дети наблюдают за поведением родителей, потом — других детей и взрослых. Они впитывают все, как губка. Разумеется, главные авторитеты с раннего детства — это родители. В переходном возрасте это, конечно, может изменяться, но факт остается фактом: наибольшее влияние на детей оказывают их мамы и папы, в некоторых случаях — другие близкие родственники. Как родители могут повлиять на формирование «синдрома отличника» у ребенка? Вот подборка типичных ситуаций: Родители реализуют через ребенка собственные ожидания, свои мечты и желания, которые по тем или иным причинам им не удалось реализовать самостоятельно. В этом случае родители или один их них могут быть настолько одержимы идеей воплотить свою мечту, что будут всячески давить на ребенка, повышать голос и унижать, если у него что-то не получается. Родители приписывают ребенку качества, способности и таланты, которыми он не обладает, и требуют реализации всего вышеперечисленного.

И вместе с тем, они игнорируют качества, способности и таланты, которые у ребенка есть, не помогают в их реализации. Родители ругают ребенка за неудачи, не интересуясь причиной и не допуская права на ошибку. Из-за этого малыш живет в постоянном напряжении и боится браться за что-то новое. Родители говорят, что любят ребенка, когда он достигает успеха. Возникает устойчивая причинно-следственная связь: «Я успешен — меня любят, я потерпел неудачу — меня не любят». Эта установка переносится на другие отношения, следовательно, ребенок ищет одобрения везде. Своими успехами он пытается заслужить любовь. Родители сравнивают ребенка с другими детьми, подчеркивая, что он хуже. Когда в ответ малыш начинает критиковать других, родители отвечают знакомой всем фразой: «Меня не волнует, что делают другие дети». В данном случае ребенок пытается восстановить баланс.

Упоминание ребенком грехов оппонента можно назвать реакцией психологического иммунитета. В таком случае успехи ребенка — это способ потешить свое самолюбие.

А в итоге страдает самооценка. Как проявляется «синдром отличника»? Если ваш ребенок хорошо учится и успешен во всем, за что берется, это еще не значит, что он типичный «отличник», которому в жизни будет непросто.

Насторожиться стоит, если вы замечаете следующие сигналы: 1. Ребенок делится с вами своими успехами, ожидая похвалы, и часто скрывает неудачи. Он очень сильно переживает из-за отметок в школе, даже когда они не плохие, а средние например, 7 или 8 , может прятать дневник. Ребенок, как правило, убежден в том, что одобрение и похвала — это выражение вашей любви, а если он сделал что-то недостаточно хорошо или вовсе плохо, то вы перестанете его любить. Ребенок испытывает стресс, когда ему нужно сделать что-то новое.

Если «отличник» все-таки берется за задачу, то стремится выполнить ее идеально в ущерб себе например, ограничивает сон, не прерывается на прием пищи. Ребенок боится не самого факта неудачи, а оценки окружающих. Ребенок болезненно воспринимает критику. Если он слышит замечание в свой адрес, делает вывод, что недостоин любви и внимания в первую очередь, родителей. Даже корректные и мягкие советы «отличник» расценивает как сигнал о том, что он «неудачник».

Иногда он может даже недослушивать вас, прерывать фразой «я понял -а » — таким образом ребенок защищается от критики. Ребенок завидует успехам других друзей, одноклассников, знакомых. Считается, что для успеха нужно окружить себя успешными людьми. К сожалению, «отличникам» это не помогает и способствует нездоровой мотивации либо вовсе демотивации. В противном случае «отличник» начинает критиковать и ненавидеть себя за то, что не может добиться таких же результатов, как остальные.

Ребенок не умеет здраво оценивать свои способности и стремится любой ценой побить рекорды окружающих. Так, ребенок с гуманитарным складом ума будет стараться стать гением естественных наук и переплюнуть одноклассника со способностями к математике, а про свои таланты может забыть. Почему возникает «синдром отличника»? На формирование синдрома могут повлиять особенности темперамента, а также условия, в которых растет ребенок. Психологическую предрасположенность можно скорректировать воспитанием, но, увы, не наоборот.

С точки зрения психических особенностей ребенка можно отметить, что склонны к проявлению «синдрома отличника» робкие, стеснительные дети, которые не бывают в центре внимания в коллективе. Чтобы завоевать популярность, они могут пытаться соревноваться с детьми-лидерами, и это зачастую заходит слишком далеко. Модели поведения ребенка, а позже взрослого — закладываются в раннем детстве. На нас влияют условия, в которых мы находимся.

Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным

Синдром отличника - что делать Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала.
Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих.
Синдром отличника у взрослых и детей - как избавиться, признаки, психология Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем.

Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника

Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально? Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих.
Ответы : Что такое "СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА"? Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника.

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов

– «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Термин «синдром отличника» часто встречается в материалах об эмоциональном выгорании. Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть. Синдром отличницы — крайняя степень перфекционизма, когда вы стремитесь к идеалу во всем. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни.

Что такое синдром отличника

Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Термин «синдром отличника» часто встречается в материалах об эмоциональном выгорании. Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий