Новости что такое святки

Рождественские Святки — очень интересный период, когда христианские традиции тесно переплетаются с языческими. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути.

Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать

В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк. В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью. Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах… К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр — святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду — сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом.

Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе». В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. Достоевского, святочные рассказы Лескова. Сейчас этот жанр не забыт — современные писатели не только пишут рождественские рассказы , но и проводят конкурсы на лучший из них.

Ну, а как же гадания? А вот их Церковь категорически запрещает - как на Святках, так и когда-либо. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — пишет диакон Андрей Кураев. Последние дни Святок были посвящены подготовке к празднику Богоявления, или Крещения Господня.

Что делали на святки?

В традиции дохристианской Руси на святки было принято: поминать предков угощать ряженых традиционной выпечкой - кокурками небольшими булочками или крендельками и козулями фигурками животных из теста петь традиционные песни - колядки и щедровки участвовать в зимних развлечениях, в частности, кататься на санках с горы гадать. Как отмечать святки правильно? В православном христианстве на время святок выпадает три важных праздника: Рождество, Обрезание Господне и Крещение. Каждый из них предписывает соблюдение определенных правил, в том числе посещение церкви и вознесение молитв за родных и близких. Традиция колядовать и щедровать на Святки тоже сохранилась.

Колядуют обычно на Рождество, славя младенца Иисуса, а щедруют на Старый Новый год, то есть 13 января, с пожеланиями благополучия и радости.

Завершаются Святки в праздник Крещения Господня, который отмечается в ночь с 18 на 19 января. Как и Рождество, Крещение — непереходящий праздник, то есть каждый год Святки приходятся на одни и те же даты. Традиция святых вечеров уходит корнями в глубокую древность и имеет богатую историю. Откуда пошла традиция Святок Первое упоминание о Святках датируется IV веком нашей эры — христианский богослов Ефрем Сирин писал об этом периоде в своих трудах. Так что уже в то время греческие христиане праздновали две недели после Рождества, прославляя появление на свет Мессии.

В 567 году церковь официально объявила праздничными 12 дней после Рождества Во время Святок люди радовались и воспевали пришествие Иисуса Христа на Землю. Было важно, чтобы в это время хорошее настроение было у всех, в том числе у рабов, нищих и даже заключенных. Поэтому на Святки верующие приносили угощения в тюрьмы и больницы, а также помогали бедным. Традиция дарить подарки на Рождество тоже восходит к преданию о волхвах. Ведь они первыми принесли дары — золото, ладан и смирну — новорожденному Иисусу. Считается, что по этой же причине сегодня дарят подарки и на дни рождения близким людям.

Как отмечали Святки на Руси На Руси православные обычаи тесно переплелись с языческими обрядами. Историк и поэт Николай Карамзин писал, что до принятия христианства в период Святок славяне чтили Коляду — божество, олицетворяющее Молодое Солнце и Новолетие. В фольклоре древних славян Коляда — сын и один из ликов бога Солнца — Даждьбога По другой версии, слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом, колесом, солнцем. А в словаре «Славянские древности» сказано , что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца». Также было принято «зажигать солнце» — свечу в центре разукрашенного колеса, гасить старый огонь в печах и разводить новый. Также в это время пекли ритуальные пряники, символизирующие жертвенных животных — коров или ягнят.

Кроме того, в святочные дни народ «рядился» в звериные шкуры и страшные маски. Иногда мужчины одевались в женскую одежду.

Что это за праздник, история и традиции празднования рождественских Святок. Обряды на Святки, народные приметы, что можно и нель... РЕН ТВ.

Традиции, обычаи, запреты и приметы Святок, которые празднуют с 6 по 18 января 2023 года

Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа. Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы). Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки. Если поискать в словарях значение слова «святки», то можно найти такое определение: они означают праздничные январские дни и происходят от слов «святой» и «святить».

Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать

Длинное повествование «Покажи мне звезду» состоит из большого числа диалогов — ссора родителей, разговор главной героини с братом и приятелем. Само же описание рождественской службы и относительно счастливый финал рассказа могут заинтересовать человека, который помнит строчки Бродского «В Рождество все немного волхвы», и хочет увидеть, как ощущение праздника пробивается сквозь обыденную и сложную жизнь. Немного странный текст с названием «Калямка» близок к традиции Ивана Шмелева и передает ощущение маленького мальчика от рождественской ночи. Читатель так и не узнает, в чем заключалось чудо, открытое герою, но оно было настолько сильным, что стало самым ярким впечатлением на всю жизнь. Бывает так, что рождественское чудо приходит в дом самых незащищенных людей — одиноких бабушек и дедушек. Трогательная история «Еловые лапы» рассказывает об одном дне из жизни тети Муси — немолодого соцработника, который много лет помогает старикам. Страшные подозрения героини, связанные с еловыми ветвями, не подтверждаются, и она становится свидетелем того, как Христос приносит радость в этот мир. Иногда Рождество удивительным образом смягчает человеческое горе.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед говорил о том, что отпевание человека начинается со слов, которые очень трудно произнести родственникам «Благословен Бог наш». О том, что происходит в сердце взрослого мужчины, у которого на новогодние и рождественские праздники умирает мать, можно узнать из рассказа «Рождество, мама». Это очень тяжелая история о медленном угасании родного человека, которому Христос на Рождество подарил не исцеление, а утешение и покой. На сайте «Фомы» можно найти прекрасную сказку «Эльфрин». На первый взгляд события, с которыми познакомится читатель, не имеют никакого отношения к Рождеству. Рыцари и драконы, храбрые воины и немного трусливый король — в декорациях традиционной волшебной сказки разворачивается глубокая история об обретении человеком собственной души, о его способности «положить жизнь за други своя». Во многих классических святочных рассказах XIX века обыгрывается тема ребенка или бедняка, замерзающего насмерть, с несколько необычной точки зрения к этой истории подошел автор рождественского фэнтези «Последнее окно» Читатель узнает о поединке между святителем Николаем и Джеком Фростом английским аналогом Деда Мороза за жизнь одной художницы.

Даже из этой небольшой подборки видно, каким разным может быть святочный рассказ. Надеемся, что каждый из наших читателей сможет найти текст, который наполнит его сердце переживанием Рождества, поможет по-новому взглянуть на свою жизнь и в тоже время подарит ему немного радости и надежды.

Дело было на святках, в праздник. Короленко, Мултанское жертвоприношение. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т.

В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 20 января Зимний свадебник и половину дня 8 21 января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество. В христианской традиции — время с Рождества до Крещения Господня. В церковном быту — праздничное время от дня рождества до крещенья.

У православных Святки начинаются 7 января и заканчиваются 18 января, в Крещенский Сочельник — этот период знаменателен народными традициями и обычаями. На Святки православные ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями.

Любимое развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей и шла колядовать по деревне или городу. Главным персонажем среди них всегда был медведь. Им старались одеть самого крупного парня деревни.

На святочный стол подаётся семейный обед с кутьёй, сбитнем, ореховым печеньем и другими кушаньями. Святочные традиции на Руси имеют как церковные, так и языческие традиции, в угоду последним проводились массовые народные гулянья и гадания. В эпоху Петра Первого Святки отмечали очень шумно, и сам император, по некоторым данным, любил колядовать. Колядование является одной из самых известных и распространённых святочных традиций.

Святки 2024

Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно. Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа.

Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных.

Также, поскольку это время радости, нельзя на Святки грустить и жаловаться на судьбу. Женщинам стоит воздержаться от рукоделия, иначе в течение года придётся столкнуться с большим количеством забот. По той же причине лучше отказаться от тяжёлой работы в эти дни. Нельзя, по христианской традиции, и отказывать в помощи нуждающимся.

Есть и другие, народные традиции, с православными обычаями не связанные. Так, например, в дни Святок запрещается пересчитывать деньги, особенно мелочь, иначе это привлечёт в жизнь нищету. Вообще в Святки лучше финансами или новыми делами не заниматься, поскольку разгул нечистой силы сведёт на нет все усилия. Приметы на Святки В народной памяти сохранилось большое количество связанных со Святками примет, благодаря которым, как считается, можно узнать или изменить будущее. Так, по примете, если на Святки потерять вещь, это сулит убытки в будущем году.

А вот найти вещь, особенно какое-то ювелирное изделие, — к денежному изобилию. На Святки следует воздержаться от охоты — наши предки верили, что в это время леший может завести незадачливого охотника в непроходимую глушь. Считалось, что кто охотится на Святки, домой не вернётся. Чтобы год прошёл хорошо и в достатке, на Святки нужно надевать только лучшие вещи, а чтобы в семье царили мир и любовь, нужно говорить друг другу только ласковые слова. Также не рекомендовалось выметать сор из избы — сделать это можно только в самом конце праздников, и то его нужно собрать, вынести во двор и сжечь.

Так, по поверью, можно избавиться от горестей и тревог. Фото: unsplash. Причина — всё в том же разгуле нечистой силы. Есть и много примет, связанных с погодой. Так, если на небе видно много звёзд, или в дни Святок часто идёт снег, или на деревьях выпадает много инея — это говорит о том, что год будет богатым и сытным.

Гадания на Святки Хотя церковь не одобряет гадания — не только в святочные дни, но и в принципе, — изжить эту традицию ей не удалось. На Руси гадали много — узнать своё будущее хотелось всем. Особенно это касается незамужних девушек: в святочные дни они много гадали на суженого, на то, скоро ли произойдёт замужество и какая будет жизнь в браке.

Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки.

Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице.

При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой.

Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества.

В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох.

Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском у. Тулуновская вол. Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие. Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются... Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно распространялось и на ряженье как таковое.

Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился. Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы.

Запрещалось на святки что-либо скручивать и связывать, так можно притянуть беды. По примете не стоит в праздники выбрасывать из дома мусор, чтобы не вынести свою удачу. Лучше не убирать со стола на ночь остатки ужина, иначе потом будешь голодать. Не поднимали с пола упавшую ложку. Считалось, что вещи с земли могут налечь порчу. Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы.

Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет. Запрещалось играть свадьбы, так как счастья в семье не будет. Старики говорили, что на святки только волки женятся. Не охотились в это время на зверей и птиц. Считалось, что с охотником несчастье случится. Не давали на святки деньги в долг и сами не брали, чтобы не быть должником весь год. Не стоит в праздничные дни надевать старые и грязные вещи — к нищете.

Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки

Несмотря на то что святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми. Сразу после праздника Рождества Христова наступают особые дни – Святки. Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник.

Святки: история и христианские традиции

В Святки, сидя за праздничным столом, старались как можно меньше разговаривать, вести себя сдержанно – верили, что болтовня может спугнуть удачу. Рождественские святки – это период в жизни православных россиян между Рождеством Христовым, которое отмечают 7 января, и Крещением – его празднуют 19 января. В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий