14:43 Житель Гродно стрелял из пневматики с балкона: суд вынес приговор Происшествия. Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии. Гродненская и Волковысская епархия — епархия Белорусского экзархата Русской православной церкви.
Новости сайта Гродненской епархии
Религиозное объединение «Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви» по адресу Гродно, улица Максима Горького, 4, +375 15 239 3190. 230009 г. Гродно, ул. Врублевского, 1. Сегодня: Карта сайта Электронные обращения. Новости, события, приходская жизнь Туровской епархии Белорусской Православной Церкви. Главная→События→Новости епархии→В Гродно прошел форум общества трезвости «Покровское». Главная→События→Новости епархии→В Гродно прошел форум общества трезвости «Покровское».
Гродненская епархия
Мона Лиза из Гродно и многое другое | Хочу в путешествие | Дзен | Рыма-каталіцкі Касцёл на Гродзеншчыне. Навіны і падзеі з жыцця лакальнага касцёла, карысная інфармацыя, афіцыйныя дакументы. Заўсёды актуальныя навіны. |
БОРИСОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | Митрополит Феодор совершил Литургию в Рождественско-Богородичном монастыре города Гродно. |
KALAKAZO — LiveJournal | Контакты и информация о компании Гродненская Епархия Белорусской Православной Церкви в Гродно: каталог товаров, часы работы, адрес, телефон, обратная связь, официальный сайт. |
Галоўная - Гродзенская дыяцэзія | ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ — Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 альный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. |
В Гродно представили нового епископа Гродненского и Волковысского | Гродненская и Волковысская епархия — епархия Белорусского экзархата Русской православной церкви. |
ГРОДНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Гродненская епархия - YouTube | Официальный канал Гродненской епархии БПЦ МП. |
Богослужение в Лазареву субботу | компании Гродненская Епархия Белорусской Православной Церкви в Гродно: каталог товаров, часы работы, адрес, телефон, обратная связь, официальный сайт, отзывы, новости, вакансии. |
Откуда взялась «неизвестная церковь»?
- В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест» |
- Иерей из Гродно, ранее возглавлявший отдел по отношениям с ВС, перешел в Польскую церковь
- Епископ Серафим принял участие в торжествах, посвященных 30-летию Гродненской епархии
- Главные новости
- Гродненская епархия - Синодальный отдел по делам молодежи
Новости епархии сегодня
Гродненская епархия - Синодальный отдел по делам молодежи | Гродненская епархия Белорусской православной церкви 10 августа сменила в социальных сетях свой герб: вместо бело-красно-белой ленты теперь фиолетовая. |
ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ | ВКонтакте Видеоканал Великолукской епархии Православный видеоканал информационно-краеведческого православного портала "БлагоПСКОВ". |
Гродненская епархия поменяла в соцсетях свой герб. Догадайтесь, какое сочетание цветов убрали | Новости. Епархия сегодня. В ближайшее время нового настоятеля главного православного храма Гродно представят прихожанам во время службы. |
Новости Гродно. 05.04.2024. В Гродненской католической епархии новый епископ | Санкт-Петербургская Митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). |
БОРИСОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Кадровые перестановки ключевых фигур в православной епархии Гродно произошли спустя полтора месяца после смены руководителя епархии. Епархия Гродно Филарета улица. Официальный видеоканал Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусский Экзархат Московский Патриархат). Пресс-секретарь Гродненской епархии диакон Дмитрий Павлюкевич пояснил, что пока синодальные решения не имеют юридической силы.
ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ
Хатняя старонка» Культура» В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест». Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, управляющий Слуцкой епархией. Епархия сегодня. Важные кадровые изменения произошли в православной епархии Гродно спустя полтора месяца после назначения нового руководителя. В Гродно ушел из жизни архиепископ Артемий, который более 25 лет занимал должность руководителя Гродненской и Волковысской епархии БПЦ. Смотрите видео онлайн «В Гродно освятили новую церковь в микрорайоне Южном» на канале «Сладкие Искушения» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 18 июля 2023 года в.
Богослужение в Лазареву субботу
Лермонтова — ул. Митрополита Филарета — ул. Дзержинского — ул. У врат Покровского кафедрального собора участники крестного хода встретили Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина. Затем в соборе была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Вениамин. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько, настоятель прихода храма в честь благоверного великого князя Александра Невского города Минска протоиерей Николай Коржич, настоятель прихода храма в честь святителя Николая Чудотворца поселка Привольный Минского района протоиерей Анатолий Иващук, настоятель Петропавловского кафедрального собора города Волковыска архимандрит Василий Коржич , настоятель Покровского кафедрального собора города Гродно протоиерей Григорий Беляцкий, благочинный Гродненского городского церковного округа протоиерей Александр Велисейчик и духовенство Гродненской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой. В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П.
Он будет служить в храмах попеременно по воскресеньям и на праздники. Буду как и раньше служить Богу и людям. Мечтаю, чтобы эти храмы стали местом радостных встреч для молитвы и общения как жителей этих мест, так и всех тех, которые были вынуждены оказаться в силу разных причин на чужбине. С Богом! Прошу ваших молитв! Его преследуют с мая 2022 года — тогда милиция провела с ним профилактическую беседу , после чего Андрея сняли с должности после семи лет службы.
О новости стало известно из провластного Telegram-канала «Гродненские сливы». Однако, очевидно, что в Гродненской епархии грядут перемены», — говорится в записи. Епископу Артемию — всего 69 лет. Быть почисленным на покой в силу возраста ему еще рано. Судя по тому, что он лично присутствовал на нынешнем заседании белорусских синодалов — вопрос о здоровье также не актуален. Вероятнее всего, «убрали» с архиепископства его именно по требованию президента страны Александра Лукашенко за оппозиционные политические взгляды, которые не разделяли и в Белорусской православной церкви. Еще в самом начале протестных акций в августе 2020 года глава Гродненской епархии был единственным православным архиереем, который жестко осудил творящееся в стране насилие. Кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни — на совести тех, кто сознательно сам убивал либо принуждал других убивать правду», — увещевал он в одной из проповедей. Мы говорим о том, что совершается беззаконие. Наши люди просто звереют и терзают своих же братьев», — добавлял он в другом обращении с амвона. Вместо митрополита Павла Пономаренко , который не противодействовал участию священников в несанкционированных акциях, был назначен митрополит Вениамин Тупеко. Последний сразу не только запретил клиру как-либо участвовать в политических протестных митингах, но и сблизился с Лукашенко, который ранее потребовал от представителей различных религиозных организаций не вмешиваться в вопросы политики.
Я вспоминаю, как мы в молодости боролись за право быть в Церкви, служить, как мы «горели», и кем мы стали, когда это стало работой... Сегодня можно очень удобно устроиться, «законсервироваться» на своем приходе. Проще всего для священников поделить все на зоны «влияния» между приходами, брать деньги за требы — и будешь сыт до конца дней! Можно даже построить прекраснейший храм, но жизни там не будет... Религия — это, прежде всего, не внешнее здание, это область внутреннего мира человека. А порой глубина церковной жизни остается невостребованной... У народа, по большому счету, иллюзорное отношение к христианству. Сейчас появилось большое число людей, которые, называя себя православными христианами, никакой потребности в общении со Христом не чувствуют. Им важнее получить исцеление от разных болезней, им важнее получить утешение от разных житейских скорбей, поэтому они часто прибегают за помощью только к тем или иным святым и святыням. Даже образ Креста иногда не связывается у нас со Смертью Христовой: многие воспринимают Крест и знак крестного знамения, скорее, как оберег, как то орудие, которое охраняет человека от разных темных сил, от разных внушений, сглазов, порчи и всего в этом ряду. О Боге вспоминают, желая, чтобы в жизни все было гладко, тихо, мирно и благополучно. Был такой современный спектакль: там Христос ходит по современной Италии. Мимо Него проходят люди, все спешат, всем не до Него. Он заходит в дом, а там все смотрят футбол по телевизору. А на кровати лежит больной — парализованный. Христос к нему подходит: «Тебе говорю, встань». Тот вскакивает и — за табуретку, к телевизору! Христос стоит один у кровати и смотрит на эту толпу, сидящую к Нему спиной... В Православие должны приходить не за чудесами, и не по политическим мотивам, и не потому, что это культурная, национальная традиция. Оно должно вырастать из сердца человека, из его внутреннего мира. И задача Церкви — не завлечь человека в какую-то структуру, а разбудить его сердце, помочь ему. Так что строить храмы — очень важно, но еще важнее — «золотить» души, а не купола. Пускай приход имеет золотой купол и прекрасный иконостас, но если у него нет воскресной школы, то для меня такой приход мертв. Если священник не говорит проповеди, не проводит беседы, не посещаются больница, дом престарелых или приют — это просто «фабрика обрядовых услуг» православной направленности, а не церковная жизнь. К сожалению, больше всего приходится встречать препятствия со стороны духовенства старой, «застойной» закваски. Зато радуют молодые священнослужители — выпускники сегодняшних духовных школ. Как бы то ни было, и священникам, и епископам нужно учиться, как жить в Церкви — и мне в том числе, и у меня масса проблем; и прихожан своих учить нужно. Но Церковь — это не батюшка и не епископ. Церковь — это все общество верующих, богочеловеческий организм. И изменения должны происходить с «низов» — одними циркулярами «сверху» невозможно изменить отношение к вере. Кто-то скажет: мы живем обычной христианской жизнью — молимся, причащаемся, постимся. Но обычной христианской жизни не бывает. Все мы — между добром и злом, Богом и дьяволом и третьего не дано. А раз не дано третьего варианта, то значит, средней, комфортной, обыденной христианской жизни быть не может. Если не с Богом, значит с дьяволом. А не хочешь быть с дьяволом — борись, действуй! Путь христианина — это путь крестоношения. Это значит, всегда — путь скорбей, всегда — борьба со многими искушениями и испытаниями; борьба и с самим собой — с теми страстями и пороками, которые живут в нас; борьба и с тем злом, которое окружает нас в мире. И мы никуда не уйдем от этой борьбы. А если хотим благоденствия и спокойствия, хотим тихо плыть по течению, то, значит, мы предаем нашего Бога, Который зовет нас на труд, на борьбу, Который зовет нас следовать за Ним. Жизнь христианина поэтому — это жизнь с постоянным напряжением физических и духовных сил. И этому нужно учиться. Не плыть по течению, и не сидеть сложа руки. А начинать с самих себя. Господь говорит: «Не гонись за количеством, за объемом, сам стань христианином, и этого будет достаточно». Живи по-христиански и твой пример заставит людей задуматься и обратиться к Евангелию. Если мы сами, каждый из нас, будем что-то делать, если мы будем активны, Православие будет живое, действенное. Поэтому все должны быть вместе, одной семьей и, как единый организм, устраивать нашу церковную жизнь. Пускай будет лучше самый маленький приходик на весь город, но пусть там будет живая община, такая, какой она была во времена апостолов. Это будет лучше десятка громадных позолоченных соборов. Расположена на западе страны, граничит с Польшей и Литвой. Согласно житию, он происходил из знатного рода и обратился в христианство, встретив в лесу на охоте оленя с золотым крестом между рогами. В XX веке это соотношение резко поменялось. Город был захвачен гитлеровцами на второй день войны, до 1943 года здесь существовало два еврейских гетто, а в предместьях города — под Фолюшем — концлагерь, в котором были убиты и замучены 33 тысячи человек. Гродно стал центром партизанского движения и был освобожден в июле 1944 года. В XVI веке распространяется лютеранство и кальвинизм. С XIV века появляются иудейские евреи, караимы и мусульманские татары общины. Сегодня большинство римо-католиков Беларуси сосредоточено именно в Гродненской области.
Please wait while your request is being verified...
Епархия Белорусской православной церкви (Белорусского Экзархата Московского патриархата) с центром в городе Гродно. Территория епархии включает западную часть Гродненской. Официальный канал Гродненской епархии БПЦ МП. Епархия Белорусской православной церкви (Белорусского Экзархата Московского патриархата) с центром в городе Гродно. Территория епархии включает западную часть Гродненской. Панорама — религиозное объединение Гродненская Епархия Белорусской Православной Церкви, Гродно. Подписка на Лента Новости сайта Гродненской епархии.
Церковь вспоминает воскрешение праведного Лазаря
По материалам Свято-Покровского кафедрального собора Posted in Главное, Новости, Служение архиерея. Главная→События→Новости епархии→В Гродно прошел форум общества трезвости «Покровское». Религиозное объединение «Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви» по адресу Гродно, улица Максима Горького, 4, +375 15 239 3190. Епархия Гродно Филарета улица. Впервые он прошел в Гродно в 2002 году в честь 10-летия возрождения Гродненской епархии.
Последние новости
- В единстве с Русской Православной Церковью
- Гродненская епархия — Википедия
- Гродзенская дыяцэзія
- Бывший руководитель православной епархии умер в Гродно - 22.04.2023, Sputnik Беларусь
- Государственное учреждение образования
Мона Лиза из Гродно и многое другое
Сегодня здесь можно не только купить лекарства, но и познакомиться с историей фармацевтики в небольшом музее. Под балконом помельче "ресторан Муравьев". Оказалось, что в 2019 году гродненский бизнесмен Станислав Семашко приобрел историческое здание купца Муравьева, которое все больше и больше разрушалось. Предприниматель произвел масштабные работы, максимально сохранив фасад и планировку здания, имеющего богатую историю. Дом был возведен в середине 90-х годов XIX века. В 1928 году тут работала пекарня. Затем действовало банковское отделение, а после банка - мануфактурный магазин. Еще некоторое время спустя до 1995 года здесь размещалась Гродненская областная библиотека.
Когда библиотека переехала, здание долго пустовало.
И храмик получился таким детским: маленькие аналойчики, низенький иконостас и словно детские такие иконочки. Алтарничает, конечно, тоже малышня.
Храм освящен в честь равноапостольной княгини Ольги, но покровительствует детям еще один святой — их ровесник, мученик Гавриил Белостокский. В XVI веке его выкрали у родителей и жестоко убили сектанты. Для «старшей» молодежи — службы без поблажек.
И каждый месяц — встреча с епископом: вот на нее мы и идем. Это не то чтобы какой-то обязательно-принудительный «съезд». Встречи «камерные»: небольшой класс, человек 30 молодых людей.
После знакомства с владыкой Артемием мне ясно, что тут ни пафоса, ни общих слов в стиле «дорогу — молодым» не будет. Была даже жесткость: — Не надо стесняться: «Извините, я христианин». Но не нужно и демонстраций устраивать из своей «святости», — говорит владыка Артемий.
А мы боимся, как бы чего не вышло… В епархии существует множество молодежных братств. Есть несколько сестричеств — названия условные: и там, и там состав смешанный. Кстати, одно из сестричеств курирует протоиерей Георгий Суботковский, возглавляющий...
Воспитание бережного отношения к природе, даже устройство церковных помещений по энергосберегающим технологиям, в т. У соседей-поляков в определенной степени призывает учиться и владыка Артемий. Вот в Польше ежегодно вся верующая молодежь выходит на крестный ход — тысячи и тысячи!..
Ни разу не был, — ко всеобщему смеху отвечает на чей-то вопрос архиерей. Может, на коленях стоят…. Говорит, когда был молодым, бабушки ужасались: танцы?!
А сейчас? Каждый человек должен нормально развиваться, я за «живых» людей. Но все нужно в меру.
Пока можете владеть собой, воспитывайте себя нормальным человеком. И уже серьезно: — Сам теплохладный, сам ленивый — не могу здесь советовать особенно. Стучите и отворят вам.
Не дожидайтесь инфаркта. Все начинается с молитвы, но в одночасье ничего не происходит — чтобы мы поняли, что невозможно спастись без Христа. Позади множество встреч, бесед и историй — день пролетает моментально, а сам город, сердцевину епархии, мы почти не видели.
На следующее утро нашим временным экскурсоводом по Гродно станет протоиерей Александр Велисейчик, молодой благочинный Гродненского округа, большой любитель и знаток истории. Регент — протоиерей Андрей Бондаренко, композитор, лауреат государственной премий за оперу «Князь Наваградскi» 1994. До рукоположения в диаконы в 1995 году преподавал композицию, руководил Гродненской капеллой.
Снова ощущение, что все друг друга здесь знают. Борисо-Глебская Коложская церковь, г. Гродно Отец Александр — из священнической семьи: отец и брат — священники.
Из его кабинета, уставленного кубками за баскетбольные турниры православной молодежи, отправляемся в центр города. В любом городе есть своя «Красная площадь», своя «изюминка», особенная гордость. Больше нигде в мире вы не увидите такой церкви.
На Гродненщине в средние века было принято украшать храмы очень своеобразным способом: в стены с внешней стороны помещались огромные обтесанные камни — в нижний ярус, а выше — из полудрагоценных камней выкладывались мозаикой кресты. Эти кресты на солнце переливались разными цветами. Девять веков спустя они, конечно, потускнели, да и комсомольцы в свое время сделали из них мишени для стрельбы.
Часть храма в конце XIX века обрушилась в Неман — дожди подмыли склон. Но своеобразия своего храм не утратил: он прямо дышит средневековьем! В стены встроены «голосняки» — полые кувшины, создающие внутри храма замечательную акустику.
Но дело, конечно, не только в акустике. Свой приход он в шутку именует подвижническим: ну кто еще согласится и летом, и зимой стоять всю службу на холодном каменном полу?! Отопления здесь, как и в средние века, нет, но подогрев пола все же планируют сделать, и восстановить его прежний, первоначальный вид.
В особенные дни «подвижничают» здесь новобрачные — отец Владимир вспоминает, как в один из дней, на некую круглую дату, кажется, 07. Сейчас Коложская церковь не просто действует, при ней — вокресная школа, в храме выпускается детский листок — «Сретение», прихожане окормляют городскую больницу, дом инвалидов, тут же молодежное борисоглебское братство… Местная святыня — Коложская икона Божьей Матери. Говорят, что во время первой мировой войны ее обносили вокруг фортов города, служили молебен.
И Вильгем, немецкий кайзер, по необъяснимым причинам развернул свои войска и вместо Восточной Польши пошел на Францию… Хочется напоследок как бы захватить из этих мест побольше ощущений. Действительно, необыкновенное чувство — быть внутри храма, в котором молились в 1410 году, уходя на Грюнвальдскую битву — решающее сражение против Тевтонского ордена, в котором участвовало чуть не пол-Европы. Стоишь и завороженно смотришь: тут все так, как должно быть в церкви.
Напоследок мы заезжаем к владыке Артемию — попрощаться. И заходим в кафедральный собор. Внимательно всматриваешься в свеженаписанные иконы новомучеников.
И воедино связывается нить — между древней Коложей и отреставрированным новеньким Покровским собором. И так странно вглядываться в облик новомучеников, таким смутным предупреждением отзывается их жизнь — когда знаешь, что храмы открыты и исповедание веры ничем не грозит. Мирное время сейчас...
Фото:Свято-Покровский кафедральный собор Также глава БПЦ сообщил о назначении нового епископа, который ранее возглавлял «Слуцкую кафедру». После завершения литургии митрополит Вениамин, епископ Антоний и священнослужители «совершили славление празднику Вознесения Господня», — отметили в пресс-службе. Патриарший Экзарх также обратился к епископу Антонию: он пожелал ему «всеукрепляющей помощи Небесного Пастыреначальника Господа» на новой работе. Автор: Павел Господарик Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
И однажды решил послать свою статью на сайт епархии. Через какое-то время меня пригласили работать — временно…». Еще Александр ведет «ветку» о православии на светском форуме, учится заочно в семинарии и...
Вот вам и технический склад ума! Свято-Покровский кафедральный собор Как сказал владыка Артемий, люди зачастую приходят в церковь как в государственное учреждение: пришли, отстояли, ушли. Поэтому у себя старается всеми силами объединить людей, ввести их в «семью», никого не оставить не у дел, так что поддерживает практически любые начинания — у человека «глаза горят», когда он при своем деле. Эта приятная женщина лет шестидесяти встречает нас каждый раз по возвращении в паломнический центр. Она офицер, военный строитель, окончила инженерно-строительный институт в Москве. В ее взгляде, манере держаться сразу видны и хватка, и воля… и радушие. Угощая нас, разумеется, бесподобной картошкой, Мария Андреевна рассказывает, как строили больничный храм.
Однажды начавшись, в какой-то момент работа была приостановлена, ничего не двигалось с места. Тогда она попросила разрешение вмешаться. Пришла на стройплощадку, собрала рабочих, прораба: — Вы знаете, что строите? Так давайте обсудим, как нам организовать нашу работу в соответствии с этой целью. И дело пошло! Больничный храм — тоже гордость епархии и отдельный разговор. Сестра владыки Артемия лечилась в гродненской больнице, и он вспоминает об этом с горечью: «Придет иной священник, прочитает молитвы и уйдет — ни беседы, ни поддержки.
А когда в больнице есть храм, это, безусловно, гораздо лучше». Удивительный по красоте храм, и типично белорусский — по скромности. Тут служит протоиерей Александр Хомбак, по второму образованию он психолог. По призванию — наверное, миссионер: он возглавляет миссионерский отдел епархии. Соборы, костелы и кирха Протестанты и католики в Гродно — на особенном положении: ведь разные конфессии уживаются тут еще со средних веков. Не заметно здесь никакой воинствующей враждебности по отношению к инославным. Отношение спокойное.
В двух шагах от паломнического центра — лютеранская кирха 1783 года постройки. А у римо-католиков в Гродно — своя семинария. Когда стоишь на главной площади города, видишь сразу несколько костелов — и ни одного купола! Когда-то на этой площади был храм, где в разное время служили то православные, то католики, но его в 60-е годы приказал взорвать Никита Хрущев. Нынче традиционные христианские конфессии живут мирно. Такая вот эклектика! Он тихо жил, тихо умер, еще до революции.
Поняли после, когда пришла советская власть: могилу отца Иоанна залили асфальтом и на ней устроили… танцплощадку. За пределами Беларуси святой совсем почти не известен. Тем не менее, в главном соборе Гродно, куда мы отправляемся вместе с отцом Вячеславом, первое, что бросается в глаза — это иконы новомучеников, большинство из них — белорусские святые. Об этих иконах отзываются по-разному, но ясно одно: идея понравилась не всем. Потому что — как же! Это не всем по духу. Но владыка иконы убирать не собирается — есть вещи, в которых он остается тверд и даже жёсток.
Некоторые священники считают, что владыка уже слишком иногда резко поступает. Большинство поддерживает своего архиерея: не нужно бояться отстаивать свободу веры и интересы Церкви», — говорит отец Вячеслав. Епископ уверен, это был самый свободный приход. Потому что он ни от кого не зависел и ни у кого не просил «панской милости». Так и надо — считает владыка. И учит этому молодежь — своих любимых воспитанников. Со «старшей» молодежью Гродно познакомимся вечером, а пока знакомимся...
Недавно его освятили при воскресной школе, теперь тут регулярно служится «детская литургия». Она короче, чем обычная, «взрослая». И храмик получился таким детским: маленькие аналойчики, низенький иконостас и словно детские такие иконочки. Алтарничает, конечно, тоже малышня. Храм освящен в честь равноапостольной княгини Ольги, но покровительствует детям еще один святой — их ровесник, мученик Гавриил Белостокский. В XVI веке его выкрали у родителей и жестоко убили сектанты. Для «старшей» молодежи — службы без поблажек.
И каждый месяц — встреча с епископом: вот на нее мы и идем. Это не то чтобы какой-то обязательно-принудительный «съезд». Встречи «камерные»: небольшой класс, человек 30 молодых людей. После знакомства с владыкой Артемием мне ясно, что тут ни пафоса, ни общих слов в стиле «дорогу — молодым» не будет. Была даже жесткость: — Не надо стесняться: «Извините, я христианин». Но не нужно и демонстраций устраивать из своей «святости», — говорит владыка Артемий. А мы боимся, как бы чего не вышло… В епархии существует множество молодежных братств.
Навигация по записям
Сегодня, 18 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Глава Волгоградской митрополии возглавил Божественную литургию в Рождественско-Богородичном ставропигиальном женском монастыре города Гродно. У врат обители Его Высокопреосвященство встречала матушка настоятельница игумения Гавриила Глухова , а также воспитанники монастырской воскресной школы. По окончании богослужения игумения Гавриила сердечно приветствовала митрополита Феодора и поблагодарила его за отклик прибыть на торжества 30-летия возрождения Гродненской обители.
В деревенском храме, куда мы с фотографом приехали буквально с вокзала, под потолком висит большой, в типичном белорусском сельском стиле написанный образ. А снизу, крупными аккуратными буквами: «Икона пожертвована колхозом «Октябрь». Председатель такой-то»... Позже нам рассказали, что Белоруссия по плану советских деятелей должна была стать первой абсолютно «безбожной» республикой в Союзе говорят, что до сих пор памятников Ленина на душу населения в Беларуси больше, чем в любой другой стране СНГ , а по иронии судьбы стала одной из самых активных в Русской Церкви. Соседство активной и пестрой религиозной жизни — православных, католиков, кальвинистов, неопротестантов — и никак не выветривающегося атеистического прошлого — одна из специфических особенностей этих мест.
Удивительная судьба! За один только XX век город побывал в составе пяти государств: Российской империи, Литвы, Польши, СССР и Беларуси; переходил из рук в руки — год город польский, четыре месяца — литовский, и снова — польский! Жители не успевали привыкнуть к одному названию улицы, как оно менялось на другое: Софийская — Кенигсбергская — Ленинская. Но кафедральный собор Гродно и кабинет епископа Гродненского и Волковысского Артемия находятся на улице «идеологически нейтральной» — в честь польской писательницы Ожешко. Прямо с вокзала мы едем на архиерейскую службу, чтобы после познакомиться с владыкой Артемием. Фото Ивана Цыркуновича Чин «освящения картошки» Говорят, каков поп, таков и приход. Какой епископ, такая и епархия — не говорят.
Наверное, потому что звучит длинновато и нелаконично, но, тем не менее, это именно так и есть. Наше знакомство с епископом Гродненским Артемием начинается, как знакомство читателя с главным героем «Ревизора», который появляется лишь во втором действии, а в первом — все о нем говорят. Он с вами шутить будет постоянно», — наставляет коллега из Минска. Некоторые священники опасались, говорили, что это отпугнет людей, но владыка настоял…»... После Литургии епископ принимает нас тепло и очень как-то просто. Но его преосвященство действительно «отслужило Литургию и пообедало» — что поделаешь! Сегодня в деревне Свислочь — архиерейская служба, соборная.
Но храм полупуст. А если серьезно, основная конфессия во всю историю Гродненской области менялась чуть ли не с той же частотой, что и политическая власть. Православие, католицизм, униатство, кальвинизм — в разное время власть и местная знать поощряла то одну, то другую веру. Так что храмы и костелы меняли «хозяев», разрушались и восстанавливались, строились и разбирались. В годы коммунизма ими владело государство, верующие храмы арендовали, а священник фактически не мог быть главой прихода. Гродно, Старый замок. Руины нижней церкви XIV—XV веков Трудности Трудности не помешали будущему архиерею ходить в храм с седьмого-восьмого класса — хотя в первый такой поход «бабка из церкви выгнала».
После учебы в техническом вузе и службы в армии он уехал в Псково-Печерский монастырь послушником, потом — семинария, духовная академия... А уж потом пришел: пожалуйста, извините меня, но я теперь дьякон, если хотите — принимайте меня таким». Хотя, узнав об этом, начальство досрочно отправило мать будущего епископа на пенсию... Такие были времена. Когда владыка Артемий, только что назначенный епископом, приехал в Гродно в 1996 году как говорит, «с подрясником и рясой — вот и вся моя «команда» — «резиденцией» архиерея были 3 комнатки и пожарная лестница в здании Мединститута ранее принадлежавшем Церкви. По соседству с моргом, операционной и виварием для собак, крыс, кроликов. Карта города Гродно времен Польско-Литовского государства.
XVI век. Сейчас — потихоньку, с трудом все восстанавливается. Люди вспоминают свою полузабытую веру, храмы и церковные здания возвращают свое первоначальное назначение, улицы — былые названия. Деревенский храмик, например, стоит на Крестовоздвиженской... Старенькие прихожанки после Литургии сидят за одним столом с епископом, священниками, едят одну и ту же «бульбу». Нас тоже приглашают за трапезу. Кто старшая?
Она уже отвыкла быть в центре внимания. Общий смех. Благодаря вам открываются приходы», — как не расцвести от таких слов? Когда каждый — при своем деле Из деревни владыка Артемий отправляется по делам — мы прощаемся с ним до вечера и едем с отцом Вячеславом в город Гродно. Город маленький, и поэтому впечатление такое, что половина жителей — молодые люди в рясах. Гродненская епархия считается самой молодой в Беларуси — если считать по возрасту священников. И одной из самых деятельных.
Вот мы и в Гродно, у Кафедрального Покровского собора — бывшей гарнизонной церкви, построенной в память о погибших в русско-японской войне 1904—1905 г. Улыбается и притормаживает, подъезжая к нам. Александр по образованию программист, выпускник математического факультета, но уже 7 лет один отвечает за интернет-сайт и газету. И однажды решил послать свою статью на сайт епархии. Через какое-то время меня пригласили работать — временно…». Еще Александр ведет «ветку» о православии на светском форуме, учится заочно в семинарии и... Вот вам и технический склад ума!
Свято-Покровский кафедральный собор Как сказал владыка Артемий, люди зачастую приходят в церковь как в государственное учреждение: пришли, отстояли, ушли. Поэтому у себя старается всеми силами объединить людей, ввести их в «семью», никого не оставить не у дел, так что поддерживает практически любые начинания — у человека «глаза горят», когда он при своем деле. Эта приятная женщина лет шестидесяти встречает нас каждый раз по возвращении в паломнический центр. Она офицер, военный строитель, окончила инженерно-строительный институт в Москве. В ее взгляде, манере держаться сразу видны и хватка, и воля… и радушие.
Это настоящие певческие семьи!
Какие же мы счастливые, что можем прославлять Господа вверенными нам талантами! Владыка Антоний сугубо поблагодарил всех причастных к организации праздничного концерта, преподал архипастырское благословение на дальнейшие труды и выразил надежду, что фестивальное движение в епархии будет продолжено. Напомним, что в рамках XX фестиваля православных песнопений Гродненской епархии состоятся еще три концерта. И завершит певческий форум 12 февраля концерт коллективов Гродненского и Скидельского благочиний, который пройдет в Вертелишковском центре культуры.
Усяж иерея Димитрия Борисова права ношения палицы, а настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы аг. За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира. Во время Литургии была совершена диаконская хиротония выпускника Минской духовной семинарии Ильючика Александра. По заамвонной молитве было совершено славление празднику.
Иерей из Гродно, ранее возглавлявший отдел по отношениям с ВС, перешел в Польскую церковь
Вам, как управляющему Гродненской епархией белорусской православной церкви надлежит обеспечить на ее территории соблюдение вышеуказанных требований законодательства республики Беларусь, а также решений и позиции Синода Белорусской православной церкви», — говорилось в послании экзарха от 17 декабря. Однако архиепископ Артемий увещеваниями пренебрег. Но Церковь не должна быть безразлична ко всему происходящему. Новомученики и праведники нашего времени всегда говорили: «Молчанием предаётся Бог». Быть христианином — это значит быть крестоносцем. Начиная в борьбе со своими пороками, в борьбе со своим личным грехом, в борьбе с общественными нестроениями, с церковными проблемами — это крест тяжелый, который надо нести, иногда жертвуя собой». Теперь судьбу гродненского архиерея должны решить в РПЦ. Пресс-секретарь Гродненской епархии диакон Дмитрий Павлюкевич пояснил, что пока синодальные решения не имеют юридической силы. Синод в Москве будет проходить 17 июня. Только после этой даты будут опубликованы журналы Синода и решения», — заметил он, добавив, что «у них жизнь идет своим чередом, архиепископ Артемий остается при своей должности».
А пресс-секретарь БПЦ иеромонах Афанасий Соколов напомнил, что «бывали случаи в истории, когда наш Синод принимал те или иные решения, но они не были утверждены». Между тем надежды на то, что патриарх Кирилл отменит вердикт белорусских епископов, мало.
Владыка Антоний сугубо поблагодарил всех причастных к организации праздничного концерта, преподал архипастырское благословение на дальнейшие труды и выразил надежду, что фестивальное движение в епархии будет продолжено. Напомним, что в рамках XX фестиваля православных песнопений Гродненской епархии состоятся еще три концерта. И завершит певческий форум 12 февраля концерт коллективов Гродненского и Скидельского благочиний, который пройдет в Вертелишковском центре культуры. По материалам сайта Гродненской епархии orthos.
Контакты Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия.
Николая Чудотворца в Волковыске, на содержание к-рого вел. Ясиновичи, имения Волконовичи, Лебетовчину и Исаевичи. Известны пожалования Витовта костелам в Городно и Новогородке, получившим от него села и земли Vitoldiana.
Витовт запретил на литов. В то же время в обмен на денежную помощь Витовт поддерживал католич. Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 г. По-видимому, с нач. Фотия , занимавшего Киевскую митрополичью кафедру в 1408-1431 гродненские земли находились под непосредственным управлением Киевских митрополитов, как об этом свидетельствует ставленая грамота митр. Ионы протодиак. Михаилу на наместничество в Киеве от 9 февр.
Власть митрополичьего наместника распространялась помимо Киева на Вильно, Городно, Новогородок и «по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви». При этом митр. Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моем брате, при Фотее митрополите» РФА. Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский мон-рь, имевший право выборного самоуправления. В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митр. Фотия, совершавшего объезд западнорус.
Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г. Григория, Витовт примирился со свт. Фотием, зап. XV - кон. Материальное благосостояние мн.
Сигизмунд I выделил часть доходов с королевских имений для содержания богадельни при Борисоглебской Коложской ц. В 1558-1560 гг. Дыбовский и Л. Война при инвентарном описании Гродненской экономии назвали в Гродно 5 церквей, 2 костела и синагогу Писцовая книга Гродненской экономии. Вильна, 1882. Кроме Пречистенской соборной и Борисоглебской монастырской церквей существовали Крестовоздвиженская на Подоле, отданная в 1674 г. Упоминаются также Симеоновская позже на ее месте построен иезуитский костел и Малая Коложская.
В 1591 г. С 1536 г. Пречистенский храм в Волковыске. В XVI в. Богородицы в Мурованке совр. Щучинский р-н и во имя арх. Михаила в Сынковичах совр.
Зельвенский р-н. Гродненский замок. Белоруссии широко распространились насаждаемые местными магнатами протестант. Николай Радзивилл Чёрный, и социнианство, насаждавшееся Я. Распространение протестант. К кон. XVI - кон.
XVIII в. После принятия большинством западнорус. Униатскими приходами и мон-рями на Гродненщине управлял митрополит, живший в Вильно или Новогрудке. Ужесточение законов Речи Посполитой в отношении православных и агрессивная прозелитическая деятельность иезуитов способствовали тому, что большинство местной правосл. В 1622 г. Косодубского в городе была устроена миссия иезуитов, в 1625 г. Миссии иезуитов были также основаны в Волковыске и др.
В 1643 г. Бригиты, на содержание к-рого ктиторы пожертвовали неск. До 1655 г. Политика латинизации и полонизации распространялась не только на православных, но и на униатов. Последний крупный переход униатов в католич. Церковь во имя арх. Михаила в дер.
Верными Православию на гродненских землях оставались мон-ри: заблудовский в честь Успения Пресв. Богородицы, бельский во имя свт. Николая Чудотворца, дрогичинские в честь Св. Троицы и Спасо-Преображенский, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, к-рый с 1783 г. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. Слуцкий архим.
Виктор Садковский , епископская хиротония к-рого состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе; одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита. XVIII - кон. XIX в. В 1795 г. В образованной в 1801 г. Гродненской губ.
Симеона Столпника, в то же время в губернии действовало 559 костелов Гродненские ЕВ. В 1807 г. Софийский собор, к-рый стал кафедральным. В 1833 г. В 1840 г. В 1828 г. Николая I униат.
В состав Литовского диоцеза вошли Гродненская и Виленская губернии, Белостокская обл. Епархиальное управление и епископская кафедра находились в Жировицком мон-ре. Здесь же помещалась униат. ДС, в ведении к-рой находилось неск. Церковь на белорус. Униатов воссоединение , состоявшееся на Полоцком Соборе в 1839 г. Иосифа Семашко , в Гродненской губ.
Назимова, население Гродненской и Виленской губерний «почти наполовину принадлежит православной Церкви» цит. В 1843 г. Богородичный мон-рь базилианок в Гродно был преобразован в правосл. В 1853 г. В апр. В 1864-1890 гг. Сергия Радонежского в гродненском мон-ре Рождества Пресв.
Богородицы 1866 , ц. Александра Невского в Гродно 1870, разрушена в 1938 , отремонтированы 63 церкви. В 1895-1896 гг. Основную роль в деле фактического возвращения униатов в Православие по замыслу властей должны были играть церковноприходские школы. В 1860 г. Активное создание школ в Гродненской губ. Только за 2-ю пол.
В 1889 г. В 1895 г. Богородицы начала работу певч. В 1896 г. Гродненская епархия в 1900-1991 гг. Святейший Синод принял решение на части территории Литовской епархии учредить самостоятельную Гродненскую и Брестскую епархию. Пределы новой епархии определялись границами Гродненской губ.
Гродненской и Брестской областями Белоруссии и Подлясским воеводством Польши адм. Первым Гродненским епископом стал сщмч. Иоаким Левицкий , бывш. В начале своего существования епархия была разделена на 26 благочиний, имела 654 храма и часовни, в к-рых служили 365 иереев и 30 диаконов, 5 мон-рей с 42 монашествующими гродненские во имя святых Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресв. Богородицы, жировицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , красностокский в честь Рождества Пресв. В Гродно действовали правосл. Богородицы в жен.
По благословению еп. Иоакима при Жировицком ДУ преобразовано из униатского в 1839 начали работу ежегодные педагогические курсы для учителей церковноприходских школ. Ежегодно проводились регентские курсы в Гродно , а также уездные курсы для учителей церковного пения и псаломщиков. Статус епархиальных имели братства Софийское в Гродно учреждено в 1882, имело попечение о церковно-школьном деле , слонимское Преображенское создано в 1560, восстановлено в 1866 , брестское Свято-Николаевское создано в 1591, восстановлено в 1867 , красностокское во имя Пресв. Богородицы учреждено 1903. Почти при каждом храме существовали приходские братства, из к-рых наиболее деятельным было Петропавловское в Волковыске 1866-1870, 1873-1915 , ставившее задачей заботу о правосл. РГБИ Гродно.
РГБИ В 1901-1915 гг. В 1906 г. В 1907 г. Богородицы совр. Во время первой мировой войны большинство священнослужителей и правосл. В февр. Михаил Ермаков вместе с братией гродненского Борисоглебского мон-ря.
В сент. Владимир Тихоницкий и в отсутствие правящего архиерея по благословению Патриарха св. Тихона Белавина вступил в управление Гродненской епархией. По Рижскому договору 1921 г. Согласно переписи того же года, на территории епархии жило более 484 тыс. В 1923 г. В 1928 г.
В условиях преследования правосл. Пилсудского для отделения польск. Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. Несмотря на протесты, в 1925 г. Священноначалие РПЦ не признало канонической законности этого акта. В 1929 г. Церковь в Польше инициировала дело о ревиндикации отчуждении храмов и имущества правосл.
Церкви, принадлежавших до 1839 г. В Гродненской епархии католики требовали возвращения 174 церквей. Православным в судебном порядке удалось отстоять значительную их часть. Тем не менее у Гродненской епархии было отнято ок. Богородицы в Мурованке. В 1938 г. Александра Невского.
Имели место случаи насильственного захвата правосл. Церкви и возрождения униатства, в т. В 1924 г. Сынковичи действовал его филиал. Власти добивались использования польск. Несогласных священнослужителей лишали приходов, облагали денежными штрафами, арестовывали, депортировали в концентрационный лагерь в Берёзе-Картусской. Полонизации правосл.
Церкви содействовали «общества православных поляков», а также созданный в Гродно в 1938 г. Ковчег с частицей мощей мч. В окт. Незадолго до введения советских войск в Зап. Белоруссию Гродненский еп. Савва Советов эмигрировал. Пантелеимон Рожновский , прежде находившийся на покое: он был уволен за непризнание автокефалии правосл.
Церкви в Польше. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий Страгородский утвердил его правящим архиереем Пинско-Новогрудской епархии, в состав к-рой были включены гродненские земли. Сергия Гродненская епархия была восстановлена с названием Гродненская и Вилейская. Епархия объединила территорию бывш. Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве, и включала 307 приходов. Украины и Зап.
Венедиктом Бобковским. Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена нем. В 1941 г. Пантелеимон назначил управляющим приходами на этой территории Брестского еп. Венедикта, жившего в Жировицком мон-ре. Венедикта в Гродно и Жировичах открылись курсы по подготовке кандидатов в священнослужители. Венедикт вместе с архиеп.
Пантелеимоном принял условия Генерального комиссариата Белоруссии о подготовке к учреждению автокефальной Церкви. Венедиктом Бобковским , вошедшим в Синод Белорусской правосл.
гродненская епархия
Также он занимал ранее должность настоятеля храма Августовской иконы Божией Матери в Гродно и был клириком Покровского кафедрального собора города. В них также отмечается, что Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин и архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний не имеют возражений против перехода Ноздрина в юрисдикцию Польской церкви.
В этом мы и сами смогли убедиться. Начали знакомство с городом с кафедрального костёла Святого Франциска Ксаверия. Когда-то костёл и монастырь иезуитов при нем были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал города. Костел украшают часы, которые являются самыми древними работающими часами в Европе. Их механизм был изготовлен в конце XV века. Внутри впечатляет 21-метровый резной алтарь.
Она была построена в 1687 году. Сегодня здесь можно не только купить лекарства, но и познакомиться с историей фармацевтики в небольшом музее.
Архиепископ Антоний обратился с приветственным словом к митрополиту Вениамину и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. С приветственным словом от имени региональной власти обратилась председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Патриарший экзарх обратился к верующим с архипастырским словом и в память о торжествах преподнес архиепископу Антонию факсимильное издание Жировичского Евангелия. Всем молящимся митрополит Вениамин вручил образки Казанской иконы Божией Матери. Далее для паломников была организована трапеза. Высоких гостей приветствовала ректор Гродненского государственного университета И. Во внимание к соработничеству с Православной Церковью Патриарший экзарх вручил И.
Китурко медаль «1030-летие Православия на белорусских землях». Архиепископ Антоний также приветствовал участников открытия экспозиции.
В завершении богослужения Владыка обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом. Материалы по теме:.