Жизнь Александра Македонского, одного из величайших завоевателей Древнего мира, окружена тайной.
Мало кто знает о следующем:
- Он доказал свое лидерство в шестнадцать лет
- Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти
- Почему не отмечают 40-й День рождения
- Мало кто знает о следующем:
- Тайна гробницы Александра Великого
- История. 5 класс
Сибирский поход Александра Македонского, или о чем на самом деле рассказал Плутарх
Сын Македонского царя Филиппа, Александр Великий1 пользуется в истории столь громкою и широкою известностью, что с ним не может сравниться в этом отношении ни один из европейских и азиатских великих завоевателей. Сложно найти в истории столь же знаменитого героя, как Александр Македонский. Почти сразу после смерти Александра Македонского его государство распалось: разные части отошли диадохам — полководцам царя. В ноябре 333 года до нашей эры македонской войско Александра Великого встретилось с армией персидского царя Дария III при городе Исс на юге Малой Азии. О македонских правителях Филиппе II и Александре Македонском, о завоевательных походах и эпохе эллинизма и пойдет речь на данном уроке. Величайшей загадкой античности являются причины внезапной болезни и смерти Александра Македонского.
Александр Македонский – величайший правитель свого времени
О том, что «сказало» ему божество устами своих служителей, история умалчивает, но якобы оно подтвердило божественное происхождение Александра. Правда, Плутарх впоследствии давал следующую курьезную интерпретацию этому эпизоду: египетский жрец, принявший Александра сказал ему по-гречески «пайдион», что означает «дитя». Но в результате дурного произношения получилось «пай Диос», то есть «сын Бога». Так или иначе, Александр остался доволен ответом. Провозгласив себя с «благословления» жреца богом в Египте, он решил стать богом и для греков. В одном из своих писем Аристотелю он просил последнего аргументировать грекам и македонянам его божественную сущность: «дорогой учитель, сейчас я прошу вас, моего мудрого друга и наставника, философски обосновать и убедительно мотивировать грекам и македонцам провозглашение меня богом. Делая это, я поступаю как отвечающий за себя политик и государственный муж».
Впрочем, на родине Александра его культ не прижился. За маниакальным желанием Александра стать для своих подданных богом, безусловно, стоял политический расчет. Божественный авторитет сильно упрощал управление его непрочной империей, которая была поделена между сартрапами управителями. Но личностный фактор тоже играл не последнюю роль. Во всех основанных Александром городах ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его сверхчеловеческое стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, буквально овладевшее им в последние месяцы жизни, говорит о том, что он сам верил в созданную им же легенду, считая себя скорее богом, чем человеком.
Тайна смерти Александра Смерть настигла Александра посреди его грандиозных планов. Несмотря на свой образ жизни, он умер не во время сражения, а на своей постели, готовясь к очередному походу, на этот раз на Карфаген. В начале июня 323 года до н. Причина столь внезапной смерти Александра до сих пор остается одной из самых главных загадок древнего мира.
Александр полюбил Роксанну, одну из своих жён, с первого взгляда.
После захвата в 327 году до нашей эры Согдийской скалы, неприступной горной крепости, 28-летний Александр осматривал своих пленников. Внимание полководца привлекла Роксанна, дочь-подросток бактрийского дворянина. Вскоре после этого во время традиционной свадебной церемонии король разрезал буханку хлеба своим мечом пополам и поделился ею со своей новой невестой. Александр богоподобный. Таким Александра Великого изобразили в Голливуде.
Там историк рассказывает, что от кожи Александра исходил «приятнейший запах», и что «его дыхание и всё тело были так благоуханны, что отдавали аромат одежде, которую он носил». Эти обонятельные живописания были частью традиции, начатой ещё при жизни Александра, приписывать богоподобные атрибуты царю-завоевателю. Сам Александр открыто называл себя Сыном Зевса во время визита в Сиву в 331 году до нашей эры. После победы над персами Александр стал одеваться как они. Александр обладал не только блестящим умом, но и потрясающим политическим чутьём.
После шести лет завоевания Персидской империи, в 330 году до нашей эры, Александр захватил Персеполь, давний центр персидской культуры. Царь понимал, что лучший способ сохранить контроль над персами - это стать похожим на них. Он начал носить персидскую полосатую тунику, пояс и диадему. Македонские пуристы были в ужасе! В 324 году Александр организовал массовую свадьбу в персидском городе Сузы.
Там он заставил 92 знатных македонян взять в жёны персиянок. Этому примеру последовал и сам царь, женившись сразу на двух Статире и Парисатиде. Причина смерти Александра до сих пор остаётся одной из величайших загадок древнего мира. В 323 году до нашей эры Александр Македонский заболел, выпив чашу вина на пиру. Две недели спустя 32-летний правитель скончался.
Учитывая, что отец Александра был убит его собственным телохранителем, подозрение упало на тех, кто окружал Александра.
Но успел ли он завести детей и что стало с наследниками после смерти полководца? Этим вопросом задаются в материале Live Science. Кратко: у Македонского, как полагают многие современные историки, был один, а возможно и два ребенка — оба сыновья. Исследователи из Университета Маккуори Австралия говорят: до рождения сына от Роксаны Александр не дожил буквально несколько месяцев — полководца не стало в 323 году до н.
Сама Олимпиада, божественно красивая жрица Деметры, тщательно поддерживала эти слухи.
Уже в шестнадцать лет юный македонянин проявил себя как хороший правитель и храбрый воин. Когда Филипп отправлялся в поход, он поручал ему управление всей Македонией. И сын оправдал надежды отца: он справился с восстанием фракийцев и основал в усмирённой стране несколько городов, которые назвал городами Александра. Можно сказать, что именно с этого момента начался его великий поход. Жизнь этого человека была подобна метеориту, который, прочертив яркий след, исчезает в бездонной черноте небес. Таинственным было рождение божественного Александра, и столь же таинственной и загадочной была его смерть.
По данным, предоставленным различными историческими источниками, великий полководец умер в Вавилоне, на руках у верных диадохов последователей. Его тело было положено в золотой саркофаг и с почестями похоронено. Но до сих пор никто и никогда не видел могилы Александра Македонского. Её местонахождение вот уже более двух тысяч лет остается загадкой. Полководец Пердика обещал Александру сделать это, но решил увезти тело царя в Македонию, на родину Александра. Его замысел не удался.
Птолемей, встретив колесницу в Дамаске, отвёз саркофаг в 321 г. Его могила стала местом массового паломничества людей. Спустя три столетия римский император Октавиан Август 43—14 гг. Тело лежало в стеклянном саркофаге, а мавзолей находился на центральной площади. По словам Светония, у могилы Александра побывал и Калигула 37—41 гг. Наконец, солдатский император Септимий Север 193—211 гг.
Правда, по утверждению киевского архимандрита Константина, пытавшегося в 1803 г. Версий о захоронении Александра Великого дошло до нас превеликое множество. Все они в пестрых лоскутах легенд. Они противоречивы и пристрастны, чем затрудняют поиск археологов. Персидские сказания утверждают, что Царя захоронили в Вавилоне, а в Александрию повезли пустой саркофаг. Другая восточная легенда повествует, что тело полководца долго пролежало в земле Месопотамии и растворилось в ней, обильно политой им людской кровью.
В город при устье Нила отправили мумию, искусно сделанную египетскими мастерами из смолы и камыша. Эги - столица Древней Македонии Македонская легенда гласит, что ветераны собрали сход и спросили своего оракула, как поступить с телом вождя. Тот заявил, что Александр завоевал тридцать стран, основал тридцать городов и достиг тридцатилетнего возраста, а это по ритму Вселенной означает - судьба великого человека на этом завершилась. Следовательно, его надо похоронить там, где он родился.
Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти
Объединив Элладу, Александр совершил великий поход на восток, о котором мечтал Филипп. Сражения с персами продемонстрировали военный талант Александра. После битвы на реке Граник в 334 году до н. Александр получил славу величайшего полководца. Практически без боя подчинив страны Ближнего Востока, Александр отправился в Египет, где его встретили в качестве божества. Там царь основал в свою честь еще один город — Александрию. Последний стал столицей новой державы.
В 329 году царь Персии, Дарий, был убит своими приближенными, и Александр вновь показал себя умным тактиком и стратегом. Он объявил, что в падении империи виноваты убийцы царя, а не завоеватели, и себя назвал мстителем за Дария. Александр стал царем Азии и в течение 2 лет захватил современные Афганистан, Узбекистан и Таджикистан. На новых территориях Александр закладывал города, называя их в свою честь Александриями. В 326 году до н. Александр предпринял поход в Индию.
Он захватил несколько племен и покорил территорию современного Пакистана.
Образование заложило прочную основу для будущих достижений в политике, культуре и войнах. Александр имел светлую кожу, как свидетельствует Путарх [1] , в отдельных местах белизна переходила в красноту особенно на лице и на груди. Как замечает Плутарх, самый точный скульптурный портрет Александра создал Лисипп. Историк отмечает в произведении Лисиппа «лёгкий наклон шеи и томность взгляда» [2] , присущие Александру Македонскому.
Поль Фор, французский археолог и филолог, биограф Александра Македонского пишет о «нежном овале вечно безбородого лица», изяществе, вечной озабоченности уходом за своим телом [3]. Плутарх говорит, что царь не отличался любовью атлетическим состязаниям, поэтому не имел крепкого телосложения, а предпочитал охоту, состязания поэтов и музыкантов [4]. Темперамент Александра отличался резкостью, однако несмотря на это, он был расчётливым политиком. Исследователи предполагают, что буйный характер он унаследовал от матери, а прозорливый ум от отца. Царь был тактичен, но испытывал неутолимую потребность в восхищении, а также был подвержен частым перепадам настроения [5].
Александр хотел всегда быть лучшим, из-за чего в каждом бою бросался в гущу схватки [6]. Часто его стремление к лидерству приводило к конфликтам с окружающими. Однажды он приказал убить знатного юношу Гермолая за убийство кабана во время царской охоты. Гермолай возглавил "заговор пажей", чтобы отомстить. Во время восточного похода Александр стал ещё более фанатичными властным, что некоторые исследователи связывают с паранойей.
Его любовь к алкоголю только усиливала эту тенденцию. Ранние годы Александр родился в 356 году до н. Принадлежал к династии Аргеадов , которая правила Македонией с начала её истории. Древние историки вели генеалогию Аргеадов от Геракла , а его мать происходила из династии Пирридов , чьё происхождение возводили к Ахиллу. Таким образом и по мужской, и по женской линии Александр считался потомком богов и великих воинов, что оказало огромное влияние на развитие его личности [2].
Александр получил эллинское воспитание, его наставником с 343 года до н. Как писал Плутарх, Александр любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно [3]. Восшествие на престол Филипп II был убит в 336 году до н. Таким образом Александр, взойдя на престол в двадцать лет, получил, в наследство от отца, сильное государство с современнейшей по тем временам Армией, но пустой казной. Учитывая, что Александр при восшествии на престол, отменил большую часть налогов, чтобы привлечь на свою сторону знать и народ, военная экспансия была самым очевидным выходом для нового царя [4].
Первый военный поход Первым испытанием на престоле для Александра, стало восстановление позиций в Коринфском союзе, который включал в себя всю остальную Грецию, кроме Спарты, и признавал Филиппа своим гегемоном. Воспользовавшись смертью Филиппа, греки объявили себя независимыми. Действуя умело и решительно, он пошёл с армией на юг, что повлекло его избрание тагом Фессалии, далее направил своих войска в Среднюю Грецию, поставив лагерь под Фивами. Испуганные греческие полисы прислали своих делегатов в Коринф, где подтвердили свою покорность Александру. Восстановив свои позиции и провозгласив себя, вслед за отцом, гегемоном Коринфского союза, а также стратегом-автократором будущего похода на персов, в марте — мае 335 года до н.
Александр он осуществил северный поход, усмиряя восставшие против него племена иллирийцев, фракийцев, трибаллов и гетов. Царь нанёс упреждающий удар фракийцам весной 335 года до н. В битве у горы Эмон Александр разбил сильные позиции фракийцев на возвышенности, а затем одержал победу над трибаллами. Собравшихся на северном берегу реки геттов Александр счёл провокацией и переправил свою армию через Истр, используя подручные плавучие средства. Здесь он быстро расправился с геттами, что оставило трибаллов в безнадежном положении.
Далее Александр двинулся в Иллирию, где, попав в осаду, смог разгромить иллирийцев. Однако из-за долгого отсутствия Александра в Греции появились слухи о том, что он мёртв. Это послужило восстанию фиванцев, которые осадили македонский гарнизон. Афины начали переговоры о союзе с Персией, а Пелопонесские полисы пошли армией к Истму. Узнавший об этом Александр, выдвинул армию вглубь Греции, на что ему понадобилось всего 13 дней.
В результате, большинство полисов немедленно капитулировало, за исключением одних только Фив. Фивы были демонстративно наказаны Александром, их армия была разбита, на улицах учинили резню, унесшую жизни 6 тысяч человек. Город был разрушен, земли поделены между соседями, а 30 тысяч жителей проданы в рабство. С этого момента власть Александра в Греции стала неоспоримой [5]. Восточный поход.
Сенсация долго кочевала по газетам, но учёные собрались с визитом в эту мечеть лишь через три года. Естественно, они ничего не нашли, но приписали отсутствие саркофага проискам арабов, якобы перепрятавших древнюю мумию. Существует также письменный отчёт Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниэль спустя несколько лет после Скилитсиса. В его задачу входило составление карты древнего города по заказу Хэдайва Исмаила в 1865 г. В отчёте Махмуд Бей сообщает: «Во время моего посещения хранилищ под зданием мечети я вошёл в большую комнату с арочной крышей на уровне земли города.
Из этой комнаты начинались наклонные коридоры в четырёх различных направлениях. Из-за их длины и плохого состояния я не мог рассмотреть их полностью. Большое качество камней, используемых в строительстве, и многие другие признаки подтвердили мою уверенность, что эти подземные проходы, должно быть, вели к могиле Александра Великого. Поэтому я возвратился, чтобы возобновить мои исследования, но, к сожалению, мне это было запрещено». В 1879 г. Они прошли некоторое расстояние и уже могли различить памятники, сделанные из гранита.
Когда они хотели пойти дальше, шейх приказал им возвратиться и не рассказывать об увиденном похоже, что каменщики всё же не очень усердно хранили тайну. Профессор каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году также заявил, что, по его расчётам, гроб с телом Александра скрыт под развалинами мечети Наби Даниэль в старой части Александрии. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спланированного ещё прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, которой мусульмане приписывали особую святость. Итак, мечеть есть, версия о захоронении также есть, но… Мечеть уже давно находится в полуразрушенном состоянии, и для египетских мусульман она священна.
Чтобы исследовать мечеть, необходимо разрешение местного духовенства, которое получить практически невозможно, так что историкам придётся подождать. Оазис Сива Египетский Верховный Совет официально признал более ста сорока попыток найти гробницу Александра, в том числе и внутри мечети Наби Даниэль в Александрии. В 1989 году греческий археолог Лиана Сувалиди начала раскопки в районе оазиса Сива, в древности оазис был известен как Сантария. Эксперты в области древних языков считают, что это название можно перевести как «святой арий» или интерпретировать как «место, где покоится Александр». А ещё обращает на себя внимание то, что всего в двадцать пять километрах от оазиса есть местечко Аль-Мираки. Это название очень схоже с древнегреческим «миракиан», что переводится как «человек, который умер совсем молодым».
Раскопки продолжались в течение пяти лет, в ходе которых были обнаружены остатки царского захоронения. В комплекс усыпальницы входили храм и гробница, в которой находились обломки саркофага из алебастра, изготовленного за пределами Египта и барельеф с восьмиконечной звездой личным символом Александра. Из гробницы тайный ход вёл к храму Амона-Ра. Здесь же находились три стелы с надписями на древнегреческом языке. Но представители Греции, которые посетили место раскопок, после тщательного изучения руин заявили, что стиль могилы не является македонским, и найденный могильный комплекс относится к более позднему периоду.
Александр во главе соединённых сил Македонии, греческих городов-государств кроме Спарты, отказавшейся от участия и союзных фракийцев выступил в поход против персов. Общее количество войск Александра в начале похода достигало 50 000 солдат. В штабе Александра было также немало учёных и историков — Александр изначально ставил перед собой и исследовательские цели. Когда армия Александра оказалась возле города Лампсак на берегу Геллеспонта, горожане отправили к Александру ритора Анаксимена, который обучал Александра ораторскому мастерству, чтобы просить его спасти город. Ожидая изощрённых риторических уловок и просьб от своего учителя, Александр воскликнул, что не выполнит ничего из того, что попросит Анаксимен. Однако ритор попросил его захватить и разграбить его родной город, и царю пришлось сдержать своё слово — не захватывать и не грабить Лампсак. Занимая расположенный поблизости городок Приап, солдаты Александра с удивлением узнали о культе местного одноимённого божества — древнегреческого бога плодородия, полей и садов. Вскоре его почитание Приапа распространилось по всему Средиземноморью. Александр покорил Эфес, Милет, Галикарнас. Так в течение 334 до н. Александр покорил всю Малую Азию. Сражение с персидским царём Дарием III в ноябре 333 до н. Сам Дарий бежал с поля боя, бросив в лагере семью, которая досталась в качестве приза македонянам. Огибая побережье Средиземного моря, направился в Финикию с целью покорения прибрежных городов и лишения мест базирования персидского флота. Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены Александром. Из городов Финикии только неприступный Тир, расположенный на острове, отказался признавать власть Александра. Однако в июле 332 до н. С его падением персидский флот на Средиземном море перестал существовать, и Александр мог беспрепятственно получать подкрепления по морю. После Финикии Александр продолжил путь к Египту через Палестину. Город Газа оказал отчаянное сопротивление, но и он был взят штурмом после 2-месячной осады. Египет был сдан без всякого сопротивления. В Египте Александр пробыл полгода с декабря 332 до н. За это время был основан город Александрия, который стал одним из главных культурных центров древнего мира и крупнейшим городом Египта в настоящее время второй по величине город Египта. Александр стал распространять о себе слух, прежде всего для местного населения, о том, что приходится сыном Зевсу, главному богу чтобы получить признание в Египте как царь, Александр принял египетскую традицию, согласно которой восхождение фараона на престол считалось подтверждением его происхождения от верховного божества. В мае 330 до н. Александр возобновил преследование Дария. В июле 330 до н. Бактрийский сатрап Бесс, убивший Дария, назвал себя новым царем Персидской империи под именем Артаксеркс. Бесс пытался организовать сопротивление в восточных сатрапиях, но был захвачен соратниками и выдан Александру в июне 329 до н. Став властителем Азии, Александр перестал смотреть на персов как на покорённый народ, пытался уравнять победителей с побеждёнными и соединить их обычаи в единое целое. Принятые Александром меры вначале касались внешних форм вроде восточных одежд, гарема, персидских придворных церемоний. Впрочем, он не требовал их соблюдения от македонцев. Александр пытался править персами так, как их прежние цари. Отказ армии от продолжения похода. Первые жалобы со стороны войска Александра появились с осени 330 до н. Боевые соратники, привыкшие к простоте нравов и дружеским отношениям между царём и подданными, отказывались принять восточные понятия, в частности проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. Ближайшие же друзья и придворные льстецы без колебаний последовали за Александром. Македонская армия утомилась от длительного похода, солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира. В конце 330 до н.
Екатерина ШКАТОВА
- Вознесение и царствование
- Биография Александра Македонского
- Как выглядел Македонский
- Александр Македонский, удивительные факты о величайшем завоевателе - Дневник истории
- Установлена причина смерти Александра Македонского
- Великий Александр Македонский и 10 особенных фактов о нем
Александр Македонский как историческая личность
За несколько лет своего правления Александр Македонский женил около сотни македонян на местных жительницах. Изображение Александра Македонского и мумии. Смотрите BigPicture история Последняя тайна Великого Александра — куда пропали две тысячи македонских кораблей.
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа
Александр Македонский. Гробница Александра Македонского столетиями остается одной из самых вожделенных целей ученых и искателей сокровищ. Александр Македонский. Александр Македонский. Поход Александра Македонского на восток стал поистине переломным моментом в истории античного мира, до неузнаваемости преобразив расстановку сил в Восточном Средиземноморье, военное искусство проживавших там народов и их политическую культуру.