«Монстры рока» в Тушино стал первым и последним рок-концертом такого масштаба за всю историю СССР, прекратившего свое существование спустя три месяца. Борис Зосимов, организатор масштабного международного рок-фестиваля «Монстры рока», прошедшего в сентябре 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве, рассказал о страшной борьбе российских групп за право выступать вместе с Metallica и AC/DC. Рок-фестиваль Монстры рока, который состоялся на аэродроме в Тушино, наделал немногим меньше шума, чем пресловутый августовский путч ГКЧП.
Фестиваль Монстры Рока в Москве Тушино 1991
Монстры Рока в Тушино (1991): история «тушинского попоища» | В 1991 году, накануне распада СССР, в Москве, на аэродроме Тушино, прошел легендарный фестиваль «Монстры рока». |
"Монстры Рока" в Тушино. 28 сентября 1991 года.: foto_history — LiveJournal | Через месяц после августовского путча — 28 сентября 1991 года — на территории аэродрома в Тушино прошел международный рок-фестиваль «Монстры рока». |
«Монстры рока» в Москве. 30 лет «тушинскому побоищу» | Через месяц после августовского путча — 28 сентября 1991 года — на территории аэродрома в Тушино прошел международный рок-фестиваль «Монстры рока». |
Фестиваль Monsters of Rock глазами музыкантов: Metallica играла, бутылки летали - МК | Этот концерт состоялся спустя месяц после знаменитого августовского путча и навсегда вошел в историю как отражение событий в стране. |
Фестиваль «Monsters of Rock-1991» в Тушино (28.09.1991)
Некоторые ночевали в подъездах ближайших домов, их выгоняла милиция, но они возвращались. Тогда же случились и первые драки — группа неустановленных граждан перевернула машину с питанием для обслуживающего персонала. Тем временем впервые оказавшиеся в Москве музыканты «Металлики» без сопровождения отправились гулять по ночному городу. У Белого дома «последние могикане» августовских баррикад на расстроенных гитарах исполнили для Ларса Ульриха и Кирка Хэммета Wind of Change. А утром на поле повалила публика, в которой поклонники металла со всех концов страны оказались перемешаны с подмосковными гопниками, привлеченными халявой, выпивкой и перспективой сломать кому-нибудь нос.
Над толпою взметнулась огромная растяжка: «Мы ждали 8 лет! Все ошибки организации тут же дали о себе знать. По мнению Зосимова «свободный вход» означал отсутствие каких бы то ни было кордонов на этом самом входе. Разумеется все, кто хотел пронести с собой пресловутые «напитки в стеклянной таре» — их пронесли, а бутылки потом полетели в милицию.
Явила себя во всей красе и межведомственная неразбериха: 11 000 охранников собирали в последний момент. Единого центра управления и координации они не имели. На поле были замечены: спецназ, морская пехота, срочники советской армии и внутренних войск, пешая и конная милиция, курсанты московских милицейских школ и военных училищ, автоинспекторы ГАИ, американские и почему-то венгерские «секьюрити» и отечественные «бойцы» из охранного кооператива «Алекс». Больше всех «отличились» обычные солдаты, многим из которых в этот день впервые дали в руки резиновую дубинку, но не объяснив толком, как и в каких случаях ее следует применять.
Некоторые из них кидались избивать людей за любое неправильное по их мнению действие, другие наоборот оставляли свой пост, отпивали из чужих бутылок и окончательно смешивались с толпой зрителей. Один из таких, ошалевших, снял китель и залез на вышку с аппаратурой. Через секунду ему в голову прилетела бутылка. Милиция сумела удержать ситуацию буквально в шаге от катастрофы, разбив людское море на отдельные условные сектора.
Основное «месиво» началось во время выступления Pantera и выглядело со сцены настолько страшно, что представители Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль от греха подальше. Их с трудом уломали… Зосимов вышел на сцену и рявкнул во всю мощь 550-киловаттной аппаратуры: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт и слушайте тогда «Ласковый Май»! Хоть немного, но помогло. К слову сказать, милицейский протокол по итогам «Тушинского побоища» получился совсем не впечатляющим: всего за медицинской помощью обратились 76 человек, 53 было госпитализировано, в основном с черепно-мозговыми травмами из них — 16 военнослужащих и сотрудников милиции , 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, была изъята одна единица огнестрельного оружия.
На всем пути от метро до Тушинского поля стеклянные автобусные остановки — внебрачные потомки провалившегося горбачевского «сухого закона» — были полностью разгромлены. Одним словом, для такого количества народа, к тому же разогретого всевозможными напитками, результат вышел на редкость смехотворным. Особенно после знаменитого «черного Вудстока», организованного группой Rolling Stones в Алтамонте, где после массовой драки, устроенной «Ангелами Ада», с поля вывезли пять трупов, а количество раненых не установлено до сих пор. На первых Monsters of Rock в Доннингтоне двух человек задавили насмерть.
В Тушино же обошлось совсем без умертвий. О музыке говорить и вовсе бесполезно. Увы, но любая, даже самая качественная видеозапись, всегда была, есть и будет лишь бледным отпечатком настоящего концерта. А уж пытаться передать такое словами — увольте.
Если вкратце, то Black Crowes, пытавшихся воскресить ритм-энд-блюз 60-х в «тяжелой» упаковке, наша публика не поняла и не приняла, но зато Pantera показала себя во всей красе. Пик популярности этой группы в России был еще впереди, пока же наша музыкальная пресса презрительно обфыркала техасский трэш, назвав выступление группы «самым слабым на фестивале». Удачной находкой Зосимова стал вытащенный на одну сцену с мировыми звездами отечественный Э. Задорная смесь порой откровенно «кабацких» текстов с кустарным хэви в стиле «сделано под Motorhead» мало кого оставила равнодушной, и сотни тысяч людей в едином порыве подпевали: «Запомни, Катюша, я гений, запомни, я твой командир…».
Что касается «Металлики», то этот концерт сами музыканты считают лучшим в истории группы за все 90-е.
Для многих участников, в том числе для Стаса, это был гигантский акт культурного обмена: рокеры и панки со всей страны съехались показать себя и посмотреть других. Рассказать об особенностях жизни неформалов в провинции. Подраться с мажорными московскими рокерами в "косухах" с лисьими воротниками. Оторвать воротники. Разбить в драке бутылку вина. Расстроиться ровно до того момента, как на сцену не выйдет Metallica. Обмен опытом закончился с первыми же аккордами Enter Sandman Metallica. Культ "Металлики" сложно переоценить: что тогда, что сейчас группе по-настоящему поклонялись, а при одной мысли о том, что на их концерте можно будет побывать, людей трясло от волнения мелкой дрожью. При упоминании "Металлики" все аж дрожали.
Шоу Metallica состояло из 13 суперхитов подряд, на которых тушинский аэродром ходил ходуном. Все распри, конфликты и проблемы были забыты — всё внимание было на сцене. Cтычка фанатов рока с милицией случилась, по мнению Станислава, из-за эйфории. В воздухе летали пустые бутылки, которые швыряли взбудораженные фанаты, но нарочно никто никого не провоцировал. Официальная статистика утверждает, что после концерта было около сотни так или иначе пострадавших, что, если сравнить с общим числом участников, капля в море. Драки, конечно, были. Но строго между собой, не с милицией и только из-за недопонимания. Усталые, оглохшие, охрипшие, потерявшие куртки и шапки в прохладный сентябрьский вечер, рокеры шли домой через коридор, организованный внутренними войсками. И очень грустные от того, что всё закончилось", — говорит Стас.
Доселе мы никогда такого не видели и уже не увидим впоследствии. Впервые я и все мы, металлисты, панки и прочие рокеры узнали о фестивале из телека. В общем, несмотря на мои юные годы, мы с группой друзей махнули-таки в Москву, проехав тысячу километров на поезде. Конечно, мы купили с собой некоторое количество спиртного, совершенно не боясь, что у нас могут его забрать на входе — мы тогда не то, чтобы об этом не знали, а такой практики и не было. На поле в Тушино, вроде как, за толпой неформалов приглядывали 11 тысяч ОМОНовцев, милиционеров и разных людей в форме, но никаких металлоискателей не было, как и самого этого слова. Впрочем, для СССР это была невиданная практика, фестивали такого масштаба не проводились, тем более в открытом поле, а концерты на стадионах — не в счет. Конечно, тогда не было пива в жестяных банках — все несли бутылки. И на поле прямо с грузовиков продавали бутылочное пиво. А без жестяных банок на больших сборищах — жесть! Все поле оказалось усыпанным стеклянной тарой. В этом и была первопричина многочисленных травм — фэны начали бросать бутылки в милиционеров, которые вели себя с перепугу агрессивно, каждый присутствующий для них был враг. Сейчас я смотрю эти кадры, и мне это чем-то напоминает знаменитые бои народа с милицией на Болотной площади. Были десятки пострадавших, кому-то бутыль угодила в голову. Менты бесчинствовали — известна история, хотя и непроверенная, о том, как они начали мочить дубинками просто сидящую в отдалении на травке целующуюся парочку. Впрочем, милицию отчасти тоже можно было понять — ограждения, делившие толпу на «слои» были живыми, то есть, служители порядка просто образовывали оцепления, чтоб народ не пер к сцене и не задавил самого себя, однако, разгоряченной публике было не понять — почему их не пускают поближе к Хетфилду? Напомню, в стране был 1991 год, многие просто впервые в своей жизни оказались на фестивале. Народ «пугали» со сцены — «если вы не успокоитесь, то сейчас будете слушать Ласковый Май».
То, что тушинский фестиваль прошел почти через месяц после событий ГКЧП в 1991 году, однозначно свидетельствует о его важном значении в развале СССР и в становлении российской элиты, которая начисто сдала страну Западу. На еще вчерашнюю советскую молодежь фест оказал влияние колоссальное. Со стороны коллективного Запада это был гениальный ход. Скажем так, тушинским концертом «Монстры рока» американцы и ельцинские приспешники заполировали победу в холодной войне. Когда я анализировал свое отношение к фестивалю в Тушино, то пришел к выводу, что он является одной из реперных точек антисоветского мировоззрения, которое мне и всему молодому поколению было усиленно навязано в 90е годы. Антисоветизм в силу своей лживости, цинизма и предательской антинародной сущности к настоящему времени выхолащивается. Пересмотреть отношение к тушинскому фестивалю важно, признав его лицемерие и весомый вред в плане оболванивания населения. Сделать это непросто, поскольку тогда выступали мои любимые группы. Австралийский коллектив единственный, к которому у меня сохранилась светлая юношеская любовь. Она превратилась в своего рода фан, как дополнительный источник радости жизни. Благодаря любимому рок-коллективу, я упростил всем своим знакомым вопрос относительно того, чтобы мне подарить на День рождения.
Самый масштабный рок-фестиваль в ссср «монстры рока»: фото, видео, факты
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Фестиваль Монстры Рока в Москве Тушино 1991. Что еще почитать. Рассказ о легендарном рок-фестивале Монстры Рока прошедшем в 1991 году на аэродроме в Тушино. «Монстры Рока» («Monsters of Rock») — рок-фестиваль, состоявшийся в СССР 28 сентября 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве. «Монстры рока» в Советском Союзе.
AC/DC, людское месиво и драки с милицией: участники — о фестивале «Монстры рока»
В 1991-ом году в Москве состоялся крупнейший рок-фестиваль Монстры рока. После концерта "Монстров Рока" в Тушино всемирное мнение о нас с вами, благодаря съемкам "МТВ", рассказам музыкантов, многочисленным репортажам журналистов, может оказаться еще хуже. я был на концерте Монстры в Москве на аэродроме в Тушино в 1991 г.
«Монстры рока» в Тушино
Мы были в парадке, то есть даже не в полевой форме. Солдаты-вэвэшники были наряжены как крестоносцы. Нам же не выдали даже касок. В руках у нас вообще ничего не было. Короче, были живыми турникетами. Обещали менять каждый час, однако всех нас продержали на месте все десять часов. Если б кто рассказал, я б не поверил, но все это время мы не только ничего не ели, но ни разу не присели, ничего не пили и ни разу не отлили. Наверное, от зашкалившего адреналина и не только от феерии живых легенд Рока», — вспоминает полковник запаса, пожелавший сохранить анонимность. Вячеслав Помигалов Побоище Алкоголь в неограниченных количествах и стеклянной таре, огромная толпа зрителей и три кольца оцепления не могли не привести к эксцессам. После концерта лишь госпитализировано было 53 человека, из которых 16 — военнослужащие. Но и это не окончательные данные.
С переломами и ушибами люди обращались в больницы и последующие два дня», — МК, 01. Бутылками кидались не в милицию, хотя, конечно, и в них тоже. Видел как вспыхнули факелом волосы у одной из девушек в первой зоне оцепления, видимо, были покрыты лаком. А уж как систематически выносили людей с разбитыми головами», — рассказывает один из участников оцепления. Впрочем, претензии были и к поведению правоохранителей, конечно. Представьте себе, уже в 12 часов дня — за два часа до концерта — свободное перемещение сбоку от сцены было перекрыто: всех гнали в центр. Хмурые курсанты не видели вокруг себя людей: клепаные куртки, рваные джинсы, небритая щетина — что церемониться с эдакой шпаной? В первых рядах прижатые к металлической ограде и стиснутые со всех боков люди стояли лицом к лицу с милицейской цепью. Ограда держалась прочно. В нее вдавливались.
К слову, действия милиции отметили и участники концерта. Они вели себя очень жестко. Казалось, их цель — не помогать тому, чтобы концерт прошел хорошо, а подавлять, прессовать зрителей», — вспоминал позднее Фил Ансельмо из «Пантеры». О том же говорил и Ларс Ульрих: «Я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками.
Казалось, что сама история вдруг начала грохотать и лязгать затворами "калашниковых" и танковыми траками так, что заглушить ее было бы не под силу никакой "Металлике". Провести такой фестиваль в Москве, да еще и с бесплатным входом, казалось ему лучшим вариантом для начала собственного продюсерского бизнеса. Делалось все в последней момент и по русскому обычаю — на авось.
Date 2 Warner Inc уже объявили, что заключительное шоу фестиваля состоится 24 сентября в Мадриде. Подготовить мероприятие такого масштаба всего за 20 дней попросту нереально. У Зосимова под рукой не было ни заграничных контрагентов, ни подшивок западной музыкальной прессы, ни компьютера с интернетом. Была только бумажка с телефоном сына президента Warner Bros. Inc Марка Росса. Тот сперва решил, что с ним говорит сумасшедший. И что, из-за этого надо срочно менять график фестиваля?
А, спрашивается, как mr Zosimoff планирует за столь короткий срок организовать провоз в СССР полутора тонн аппаратуры и более 300 человек обслуживающего персонала, в основном американцев? Нет, это решительно невозможно", - сказал он. Фестиваль спасло лишь то, что сам Зосимов в те времена был изрядным металлистом-меломаном и когда встал вопрос о возможных заменах участников, предложил пригласить к нам Pantera. Продюсером и "открывателем" техасских трэшеров был как раз Марк Росс. И все завертелось... То есть "завертелось" по плану у них, а в Москве началась форменная чехарда с препятствиями. Только что закончился августовский путч, между союзным и только что утвердившимся в креслах российским правительством шла "война законов", никому не было понятно что будет дальше и уж тем более никому не было дело до какого-то кооператора Зосимова с каким-то фестивалем.
Юрий Никулин довел председателя BIZ за руку до приемной Лужкова, но там оба напоролись на стену глухого непонимания: "У вас будет сто калек на концерте, о чем речь... Затем встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом вообще ничего. Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: "Умри, но сделай так чтобы пропустили". Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу Radisson-Slavyanskaya, но официально открыть еще не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия еще толком не началась, создала уникальную "точку невероятности", в которой на мгновение стало возможно все.
Еще сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы "Чайки" из гаража Совета Министров, "челночными рейсами" их гоняли в первый московский "Макдональдс" на Пушкинской. Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали "поставить" на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст.
Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности "новой Ходынки". И тут редактор металлического фэнзина Zarazza Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы — впоследствии там проводились фестивали "Крылья" и "Максидром". Публика стала появляться на поле еще ночью.
В официальной сводке МВД указывалось, что в результате столкновений пострадали 76 человек 16 из них — сотрудники милиции и военные , 51 человек госпитализирован, 30 фанатов задержаны в пьяном виде, один — в состоянии наркотического опьянения, девять металлистов были пьяны настолько, что их отправили в вытрезвитель. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и «Вудсток», и «Уайт», и «Централ Парк», и даже концерты Rolling Stones», — говорится в статье «Комсомольской правды» от 1 октября 1991 года. Очевидцы и участники концерта говорили и о погибших. По некоторым свидетельствам их было 11.
Однако официально данная информация до сих пор не подтверждена. Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль, но Зосимову удалось уговорить промоутеров продолжить шоу выступлениями единственных неметаллистов The Black Crowes, а после — русских E. Причем последние зажигали на сцене целых два часа. Несмотря на то, что столько крупный фестиваль должен был стать настоящим праздником, многие очевидцы отмечают, что весь вечер в Тушино царила напряженная и агрессивная атмосфера. Не было пресс-конференций, никаких интервью. Американцы, организаторы концерта, никуда не пропускали наших журналистов. А здоровенные ребятки из их «секьюрити» просто вышвыривали особо настойчивых представителей прессы, как маленьких котят. Все это вместе с огромным количеством военных, вертолетами, аэростатами, прожекторами, шарящими по полю, меньше всего напоминало обещанный «праздник рок-н-ролла», — пишет автор журнала «Эстрада и цирк» Ягодина статья вышла осенью 1992 года. Несмотря на то, что атмосфера на фестивале была напряженная, многие фанаты, побывавшие на поле в тот день, до сих пор называют тушинских «Монстров» самым впечатляющим шоу.
Впечатления на всю жизнь, конечно, у меня остались! Жаль, такого больше никогда не будет». Сразу с вокзала в Тушино, поэтому удалось расположиться возле первого ограждения, возле сцены. Но когда начала выступать Pantera, давка стала катастрофической и мы отошли назад, я стоял возле ограждения центрального пульта, где по рельсам ездила тележка с камерой — и видно, и слышно.
За столь выдающиеся заслуги перед отечеством ему даже можно простить безголосую дочку-певичку-леночку, назойливо мелькавшую по ТВ в 90-е. Конечно, у Зосимова был и свой профит: благодаря концерту о нём прознали на загнивающем Западе. Но чтобы реально ощутить весь размах и необычность по тем временам случившегося, в современных условиях нужно представить не иначе как прилёт марсиан, по пьяни перепутавших родную планету. И тем не менее, 28 сентября грянуло! Что это было!? Местом проведения был выбран аэродром Тушино в Москве.
Заблаговременное освещение дало возможность народу съехаться со всех сколь угодно отдалённых уголков страны — по разным оценкам, на поле собрался приблизительно 1 млн человек. Вход был бесплатный, пронести можно было что угодно, продавалась дешёвая выпивка [2] , при этом отхожие места отсутствовали. Некоторые недостатки организации дали о себе знать уже по ходу концерта, опыта проведения всё-таки было мало.
Монстры Рока в Тушино (1991): история «тушинского попоища»
Фестиваль "Монстры Рока" в Тушино в 1991 году — Teletype | «Монстры рока» в Советском Союзе. |
«Монстры Рока» в Тушино — ровно четверть века назад | Через месяц после августовского путча — 28 сентября 1991 года — на территории аэродрома в Тушино прошел международный рок-фестиваль «Монстры рока». |
«Монстры рока» как завершающий аккорд СССР
Фестиваль «Monsters of Rock-1991» в Тушино (28.09.1991) | Игорь Шамарин от "А" до "Я" | 28 сентября 1991 года в Москве состоялся фестиваль Монстры Рока, который стал широко известен как «тушинское попоище». |
Monsters of rock USSR-1991. Тушинское побоище под AC/DC | | Летом того 1991 года Монстры Рока уже прокатились по Европам и собирались закругляться. |
Монстры Рока в Тушино (1991): история «тушинского попоища» - Роккульт | я был на концерте Монстры в Москве на аэродроме в Тушино в 1991 г. |
«Монстры Рока» в Тушино — ровно четверть века назад | Этот концерт состоялся спустя месяц после знаменитого августовского путча и навсегда вошел в историю как отражение событий в стране. |
«Монстры Рока» в Тушино — ровно четверть века назад
30 лет назад, 28 сентября 1991 года, на поле аэродрома в Тушино состоялся крупнейший рок-фестиваль в отечественной истории, который посетили до 1 млн человек. Итак, 28 сентября 1991 года на аэродроме в Тушино проходил рок-фестиваль "Монстры Рока". Ровно 25 лет назад, 28 сентября 1991 года, на аэродроме Тушино в Москве состоялся рок-фестиваль Monsters of Rock, который вошел в историю как крупнейшее рок-побоище столицы. У фестиваля «Monsters of Rock-1991» в Тушино, этого во всех смыслах неожиданного и более чем своевременного подарка из рук бизнесмена Бориса Зосимова отечественным тинейджерам начала 1990-х, истосковавшимся по настоящему, актуальному року. Концерт «Монстры рока в СССР» отгремел спустя месяц после путча ГКЧП и в какой-то мере стал символом новой страны. «Монстры Рока» («Monsters of Rock») — рок-фестиваль, состоявшийся в СССР 28 сентября 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве.
Самый масштабный рок-фестиваль в ссср «монстры рока»: фото, видео, факты
Решение поставить самую агрессивную из всех участников Монстров Рока группу на разогрев удивляет до сих пор. А именно, о рок-фестивале в Тушино 1991 года. Картину происходившего в сентябре 1991 в Тушине с помощью очевидцев восстановила корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.