Из данной статьи вы узнаете о настроениях в русском обществе во время правления Александра I, о ине и его «Записке о древней и новой России» как концентрации мировоззрения дворянства. Основные события общественного движения при Александре 1 можно представить в следующей таблице.
Общественное движение при Александре I презентация
причины зарождения, лидеры, основные цели и задачи и реакция властей на их деятельность. Общественное движение при Александре I кратко и понятно – самое главное. Главная» Новости» Общественное движение при александре первом выступление декабристов.
Общественное движение при Александре 1 (таблица)
Общественное движение в России в эпоху правления Александра I | причины зарождения, лидеры, основные цели и задачи и реакция властей на их деятельность. |
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | | Однако император Александр I, в целом, оставался довольно пассивен и лоялен по отношению к будущим деятелям 14 декабря, повторяя: «Не мне их судить». |
Общественное движение при Александре 1 | • В царствование Александра I общественное движение впервые приобрело организованные формы. |
Общественное движение при Александре I — Гипермаркет знаний | Основные события общественного движения при Александре 1 можно представить в следующей таблице. |
Русское общество в правление Александра I. Общественная мысль | В целом, общественное движение при Александре I имело долгосрочные последствия для политической ситуации в России. |
Помагите пожалуйста по истории тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ 1 кратко и важное
Число жертв составило, по разным данным, от 200 до 300 человек. После получения известия о разгроме выступления в Петербурге 29 декабря 1825 г. Муравьёва-Апостола выступил Черниговский полк на Украине. Но уже 3 января 1826 г. К следствию и суду было привлечено несколько сотен человек, большинство из которых были военными. Осуждённые были разделены на четыре разряда в зависимости от тяжести приговора. Пятеро декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, М.
Бестужев-Рюмин — были поставлены «вне разрядов» и приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк. Несмотря на жестокую расправу с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам. В российском образованном обществе бурно обсуждаются пути развития страны, происходит осмысление национальных задач и интересов, внимательно изучается отечественна история, вырабатываются и предлагаются многообразные проекты настоящего и будущего устройства России. Постепенно в российской общественной мысли складываются несколько направлений. Наибольшим влиянием пользовалось государственно-охранительное направление, представленное теорией официальной народности, разработанной министром народного просвещения графом С. Теория была основана на трёх принципах — православие, самодержавие, народность. Православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства.
Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России. Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни. Близок к этому направлению был историк М. Погодин, издававший журналы «Московский вестник» и «Москвитянин». Он считал, что Россия развивается совершенно по иному пути, чем страны Европы, а самодержавие продолжает играть самую благодатную роль в русской истории. В 1836 г. Публикация письма навлекла на Чаадаева гнев властей: его объявили сумасшедшим и оставили под постоянным полицейским надзором. В письме Чаадаев высказал мысль, что Россия, отказавшись в древности от католицизма и приняв православие, совершенно оторвалась от общемирового культурного развития.
Это письмо не только потрясло всё русское думающее общество, но и положило начало его размежеванию на несколько мировоззренческих направлений — славянофильство и западничество. Сходство взглядов их представителей заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего, понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформаторских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Однако их взгляды расходились по вопросу о путях развития России. Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России. Уникальность исторического пути России они видели в отсутствии классовой борьбы, в наличии крепкого сословного строя, в существовании сельской общины, в православной религии. Эти же черты они находили и в истории других славянских народов и считали, что Россия должна объединить мировое славянство, стать охранительницей православной христианской веры и монархии. Эта теория получила название панславизма. Славянофилы отрицали необходимость введения каких-либо представительных парламентских учреждений европейского образца и выдвинули свой известный лозунг: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор.
Реформы, которые провёл Петр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» пути. Главным результатом петровских преобразований они считали установление деспотической власти и крепостного права. Несмотря на резкую критику Запада, славянофилы вовсе не были противниками технического прогресса. Они понимали важность и нужность технических усовершенствований, высказывались за отмену крепостного права, за развитие торговли, промышленности, банковского дела, за строительство железных дорог. Но при этом, считали славянофилы, государство должно твердо стоять на страже национальных интересов, поддерживать и поощрять коммерческую деятельность отечественных купцов и промышленников. Славянофилы внесли большой вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским, господствовавшее в общественном сознании XIX в. Среди славянофилов мы встречаем имена философов, историков, литературоведов, богословов, экономистов. Это братья И. Киреевские, А. Хомяков, братья К.
Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики. Западники высоко оценивали реформы Петра I, считая, что именно в его правление Россия активно двигалась по западному пути. К лагерю западников относились известные общественные деятели и историки: философ П. Чаадаев, историки Т. Грановский, С. Соловьёв и К. Кавелин, литературные критики П.
Истоки движения декабристов: война 1812 года разбудила политическое самосознание народа; идеи французских просветителей Руссо, Вольтер, Монтескье ; идеи русских просветителей Радищев, Новиков об отмене крепостного права; революционные события в Испании, Португалии, Греции. Тайное общество декабристов: 1.
Слайд 5 Династический кризис. Междуцарствие 19 ноября 1825 г. Слайд 6 Династический кризис. Цель: смена государственного строя путем вооруженного восстания. Слайд 8 Выступление 14 декабря 1825 г. Слайд 9 Восстание Черниговского полка на Украине 29 декабря 1825 — 3 января 1926 гг.
К началу 1820-х гг. Первые тайные общества Вскоре после окончания Заграничных походов русской армии образовались первые тайные общества. Их целью была подготовка и осуществление преобразований. Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» 1816—1818 , имевший по уставу наименование «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А. Муравьёв, а членами — С. Трубецкой, С. Муравьёвы-Апостолы, Н. Муравьёв, М. Лунин, П. Пестель, И. Пущин и др. Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Они обсуждали пути достижения этих целей, высказывали идеи о возможности военного переворота. Лунин И. Пущин В 1818 г. В нём насчитывалось уже около 200 членов, во главе его были те же лица. По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более чётко определились в путях достижения этой цели. Уже не стремясь к перевороту, они хотели лишь пропагандировать передовые идеи, заниматься воспитанием и образованием населения с целью распространения либеральных идей. Для этого предполагалось создавать просветительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. Чтобы в будущем привести страну к благоденствию, члены «Союза благоденствия» считали себя обязанными помогать правительству в проведении реформ. Его члены стали вновь пересматривать свою тактику. На многие мысли наталкивали известия об успешных военных переворотах в ряде стран Западной Европы, произведённых там сторонниками перемен. В 1821—1822 гг. Южное и Северное тайные общества Южное тайное общество было образовано в городке Тульчине, где находился штаб расквартированной на Украине армии. Им руководил энергичный полковник П. Пестель, бывший участник «Союза спасения», другие два отделения общества находились в городах Каменка и Васильков, во главе их стояли В. Давыдов, С. Волконский, С. Муравьёв-Апостол и М. Северное общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. Муравьёв, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Оба общества, Южное и Северное, считали необходимым подготовить восстание и захватить власть насильственным путём. Привлечение широких слоёв населения к своим планам они считали ненужным и вредным. Однако по вопросу о том, какие реформы необходимо будет провести после захвата власти, они серьёзно разошлись. Южное общество высказывало более радикальные взгляды и стремилось ликвидировать самодержавие и создать в России республику, Северное общество предлагало монархию сохранить, но ограничить её конституцией. Пестель Н. Муравьёв 4. Пестеля Главным программным документом Южного общества стала написанная Пестелем «Русская Правда», названная так в память о древнерусских законах. Вспомните, когда и с какой целью была создана «Русская Правда» Ярослава Мудрого. Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Проект предполагал создание в России республики и разделение властей. Законодательная власть должна была принадлежать парламенту — Народному вечу. Исполнительная власть передавалась Державной думе, состоявшей из пяти человек, ежегодно менялся один из членов думы. Эти органы власти, по мысли Пестеля, должны были быть выборными. К выборам в Народное вече он хотел допустить всех мужчин, достигших 20 лет, независимо от имущественного положения и от образования. Державную думу должны были избирать члены Народного веча. Контроль за соблюдением законов должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Сословное деление «Русская Правда» ликвидировала и провозглашала гражданские свободы: слова, печати, передвижений, равенство всех перед законом. Крепостное право Пестель предлагал отменить. Чтобы обеспечить крестьян достаточным количеством земли, весь земельный фонд страны должен был быть разделён на две равные части — земли общественные и частные.
Общественное движение при Александре 1
В Северном обществе было две категории участников: «убеждённые» и «согласные». За основу в Северном обществе была взята «Конституция» Н. Она предусматривала установление в России конституционной монархии с обязательным разделением властей и созданием двухпалатного парламента — «Народного вече». Парламент должен был быть выборным, но избирательное право предоставлялось на основе имущественного ценза. Страна делилась на 15 регионов по экономическим признакам. В каждом регионе должен быть свой выборный орган власти — «Державное вече».
Императору Н. Муравьёв оставлял только исполнительную власть, ограниченную парламентом. Правитель считался чиновником на службе, а потому должен был получать жалованье. Кондратий Фёдорович Рылеев 1795—1826 гг. Никиты Муравьёва, написанная его рукою в каземате крепости и представленная при ответах «Лицо Императора священно и неприкосновенно — Он не подлежит суждению.
Он облечён всею Верховною Исполнительною Властью. Он Верховной Начальник всей Сухопутной и Морской Силы, назначает и отменяет по своему произволу Министров, Главнокомандующих армиями и флотами и всех Чиновников Исполнительной власти — представляет Россию во всех её сношениях с иностранными Державами, назначает Посланников и ведёт переговоры. Имеет право созывать по своему Произволу обе Палаты Народного Веча и отсрочивать их заседания — но не более как на три месяца. Он предлагает Народному Вечу Проэкты Законов, принуждает его ко вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения. В случае Суда он имеет власть созвать Верховную Думу отдельно.
Он заключает Мирные Трактаты с согласия одной Верховной Думы. Император даёт Грамоты назначения всем Сановникам Империи. Его Изображение чеканится на Монетах. Он пользуется определённым на всё его Царствование Доходом. Женщины не наследуют Престола.
Министерств полагается четыре: Финансов, Иностранных дел, Военное и Морское. Министры ответствуют за всякое противузаконное веление, ими подписанное. Задание: Каковы были права и обязанности императора по «Конституции» Муравьёва? Свернуть Документ также предусматривал освобождение крестьян с предоставлением им двух десятин чуть больше двух гектаров земли, которую нельзя продавать и покупать. Остальные земли должны остаться в собственности помещиков.
Северное общество выступало за ограничение самодержавия путём введения конституции. Предполагалось разделение властей и освобождение крестьян с минимумом земли. Его возглавил П. Общество было устроено так же, как Союз спасения. Его участники были настроены более радикально, чем их северные коллеги: они хотели убить императора и осуществить государственный переворот силами армии.
Поэтому в Южное общество принимали только военных, в нём соблюдалась строгая дисциплина, от участников требовали абсолютного подчинения. В обществе было три подразделения управы : Васильковская, Каменская и Тульчинская. Южное общество хотело договориться о совместных действиях с польскими освободительными организациями. Предполагалось, что в результате переворота Польша получит независимость, ей передадут часть Украины. Южное общество хотело объединиться с Северным, но они не могли договориться о целях и методах.
Слайд 8 Выступление 14 декабря 1825 г. Слайд 9 Восстание Черниговского полка на Украине 29 декабря 1825 — 3 января 1926 гг. Слайд 10 Следствие и суд на декабристами П. Пестель , С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев -Рюмин, П.
Исходя из этого, в его «Записках о древней и новой России» можно обнаружить весьма критические замечания касательно деятельности Петра I и Александра I, которые стремились к ускорению процессов российского развития, совместно с тем, что они не считали обязательным полагаться на готовность жителей страны к проведению реформ. В качестве основной задачи для верховной формы правления должно стать нравственное и политическое развитие личности.
В ее приоритетные задачи необходимо включить установление примера уважительного отношения к религиям и законам для россиян. Подобные идеи слабо сочетались с позицией Александра I, но в понимании Карамзина это являлось больше, чем проповедь, либо педагогическая система. Автор свои стратегии и позицию считал единственно верным решением для развития политики не только для верховных форм правления, но также и для всей общественной совокупности. Даже в лингвистических кружках «Беседа любителей российской словесности» и «Арзамас», которые были весьма знамениты в 1810-х годах, их современники обсуждали гораздо более значимые вопросы, нежели рассуждения о русской словесности и языковых особенностях. Противоречия представителей консерватизма Так, столкновение «Арзамаса», в который входили сторонники позиции Карамзина, с «Беседой любителей российской словесности», чьим руководителем был Шишков, происходило в рассуждениях о приоритетной позиции личностных установок над словесными, либо бюрократическими их формами, совместно с правами граждан на выражение собственной позиции, а также с истинными, а не казенными формами патриотизма. Таким образом, смысл рассуждений сводился к выявлению особенностей подлинного просвещения, совместно с пониманием особенностей долга и чести граждан, что являлось объектом повышенной важности в теориях Карамзина. Несмотря на то, что Погодин и Шишков, выступая в качестве консерваторов разделяли мысли Карамзина, споры между ними велись весьма большие, это было обусловлено тем, что консерватизм, являясь идеологией и общественным движением с весьма размытыми гранями. Это характерно многим общественным движениям, однако для консерватизма, особенно с его выделенной атмосферой и программной широтой является первостепенным.
Это является причиной того, что в первой четверти XIX века в рамках российского консерватизма активно развивались не всегда мирным путем различные направления в охранительных мыслях. Шишковым, совместно с М. П, Погодиным, который разделял его взгляды, русская монархия представлялась не в качестве гибкой системы, а в качестве уникального и мощного механизма, который опирается исключительно на свои, присущие только ему законы.
Первое находилось на Украине, возглавляемое П. Второе — в северной российской столице, Санкт-Петербурге. Душой этого общества были Н. Муравьев и поэт К. Декабристы не были шутниками. Со стороны их поведение и манера разговаривать могли показаться даже театральными. Однако никакой нарочитостью здесь и не пахло. Недаром Рылеев даже предельно заострил мысль, афористично заявив: «Я не поэт, а гражданин». Власти знали о зреющем заговоре и предпринимали определенные меры по его предупреждению. Например, в среду заговорщиков внедрялись агенты влияния и провокаторы.
Общественное движение в России в эпоху правления Александра I
Он стал свидетелем революции 1848 г. Наблюдения за жизнью Европы породили у него разочарование в западном буржуазном строе. Перспектива построения на Западе социалистического общества отодвигалась. Возможность перехода России к социализму, минуя капитализм, Герцен видел в сохранении крестьянской общины с её коллективным трудом, уравнительным распределением земли, самоуправлением. Наличие в стране предпосылок для построения социализма не снимало, по мнению Герцена, задачи привнесения в Россию западных начал, например для создания условий развития личности и утверждения демократических форм правления. Идеи А. Герцена способствовали возникновению такого общественного течения, как народничество. Зарождение консервативного течения в русской общественной мысли В России также постепенно формируется консервативное направление общественной мысли, представители которого выступали за сохранение основ существующего политического и социального строя. Его «исконными началами» считались монархия, православная церковь, сословное деление, патриархальная семья, община, крепостное право. Одним из первых российских консерваторов был писатель, историк и общественный деятель второй половины XVIII в. Исправить положение можно, если сам государь будет следовать добродетели, и это, в свою очередь, положительно повлияет на подданных.
Представитель родовой знати, Щербатов выступал в защиту родовитого дворянства, стремился убедить власть в необходимости прекратить пополнение дворянства лицами из других сословий, поддерживал крепостное право. В первой половине XIX в. На материале российской истории он пытался обосновать необходимость самодержавной формы правления, считал, что именно эта форма в наибольшей степени соответствует российским условиям. Карамзин настороженно относился к любым преобразованиям государственного или общественного устройства. По его мнению, они должны соответствовать сложившимся традициям, быть хорошо подготовленными. Однако приверженность существующим порядкам не мешала ему критиковать власти за имеющиеся недостатки. Щербатов и Карамзин являлись сторонниками «просвещённой монархии». Распространение в обществе либеральных и революционных идей заставило правительство искать идеологическое противоядие. Таковым, по мнению министра народного просвещения С. Уварова, должна была стать приверженность к «истинно охранительным началам»: «православию, самодержавию, народности ».
При этом православие понималось как основа духовной жизни народа, его нравственных устоев, самодержавие — как единственно возможная в России форма правления, обеспечивающая процветание и могущество страны, народность — как символ единения царя и народа. Предложенная Уваровым триединая формула легла в основу идеологии николаевского царствования, получив название теории официальной народности. Первая половина XIX в. Образованная элита общества вырабатывала и обсуждала различные варианты политического, социального и культурного развития страны либеральный, социалистический, самобытный. Впервые применить на практике разработанные идеи попытались декабристы. Однако власть слабо прислушивалась к предостережениям, высказываемым русскими мыслителями, что способствовало её дальнейшему отчуждению от общества. Вопросы и задания Первую половину XIX в. Как вы понимаете значение этого термина? Почему возникло освободительное движение? Какое место идеи декабристов занимают в истории русской общественной мысли?
Что общего во взглядах западников и славянофилов, в чём их различия? Почему возникает консервативное направление в русской общественной мысли? В чём вы видите ценность идей консерваторов? Обсудите в классе, какие идеи общественно-политической мысли России первой половины XIX в. Напишите эссе на одну из тем: «Правительство, не согласное с желанием народа, всегда виновно; ибо в здравом смысле закон есть воля народная» П. Каховский ; «…Только с каменным сердцем и духом зла, ослеплённым умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы» декабрист А. Беляев ; «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства» Л. Изучаем исторический источник Из «Конституции» Н. Муравьёва «1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя. Все русские равны пред законом. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным… 14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам… 18. Всякое уголовное дело производится с присяжными. Никто не может быть наказан, как в силу закона, обнародованного до преступления и правильно, законным образом приведённого в исполнение. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими.
Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами. Поелику земля, на которой они живут, предоставляется им в общественное владение и признаётся их собственностью… 29.
Западников и славянофилов объединяло негативное отношение к крепостному праву, произволу бюрократии, патриотизм, стремление к прогрессу и процветанию России. Почему и западников и славянофилов относят к либеральному течению русской общественной мысли? Зарождение русского социализма К 30-40-м гг. Возникновение социалистических идей связано с утверждением в Европе капитализма. На ранних стадиях развития для капитализма были характерны безудержная погоня за прибылью, жёсткие формы эксплуатации рабочих. Всё это подтолкнуло к поиску нового общественного идеала, предполагающего создание справедливого общества: без богатых и бедных, с новым типом отношений между людьми, основанных на принципах солидарности, взаимной помощи, раскрытия способностей личности. Вспомните, в каком учении нашёл своё воплощение такой общественный идеал. Назовите имена основных представителей этого течения.
В России к социалистическим идеям одним из первых обратился А. По своим убеждениям А. Герцен был сторонником республиканского образа правления и демократического устройства общества. В 1847 г. Герцен уезжает в Европу и впоследствии переходит на положение политического эмигранта. Он стал свидетелем революции 1848 г. Наблюдения за жизнью Европы породили у него разочарование в западном буржуазном строе. Перспектива построения на Западе социалистического общества отодвигалась. Возможность перехода России к социализму, минуя капитализм, Герцен видел в сохранении крестьянской общины с её коллективным трудом, уравнительным распределением земли, самоуправлением. Наличие в стране предпосылок для построения социализма не снимало, по мнению Герцена, задачи привнесения в Россию западных начал, например для создания условий развития личности и утверждения демократических форм правления.
Идеи А. Герцена способствовали возникновению такого общественного течения, как народничество. Зарождение консервативного течения в русской общественной мысли В России также постепенно формируется консервативное направление общественной мысли, представители которого выступали за сохранение основ существующего политического и социального строя. Его «исконными началами» считались монархия, православная церковь, сословное деление, патриархальная семья, община, крепостное право. Одним из первых российских консерваторов был писатель, историк и общественный деятель второй половины XVIII в. Исправить положение можно, если сам государь будет следовать добродетели, и это, в свою очередь, положительно повлияет на подданных. Представитель родовой знати, Щербатов выступал в защиту родовитого дворянства, стремился убедить власть в необходимости прекратить пополнение дворянства лицами из других сословий, поддерживал крепостное право. В первой половине XIX в. На материале российской истории он пытался обосновать необходимость самодержавной формы правления, считал, что именно эта форма в наибольшей степени соответствует российским условиям. Карамзин настороженно относился к любым преобразованиям государственного или общественного устройства.
По его мнению, они должны соответствовать сложившимся традициям, быть хорошо подготовленными. Однако приверженность существующим порядкам не мешала ему критиковать власти за имеющиеся недостатки. Щербатов и Карамзин являлись сторонниками «просвещённой монархии». Распространение в обществе либеральных и революционных идей заставило правительство искать идеологическое противоядие. Таковым, по мнению министра народного просвещения С. Уварова, должна была стать приверженность к «истинно охранительным началам»: «православию, самодержавию, народности ». При этом православие понималось как основа духовной жизни народа, его нравственных устоев, самодержавие — как единственно возможная в России форма правления, обеспечивающая процветание и могущество страны, народность — как символ единения царя и народа. Предложенная Уваровым триединая формула легла в основу идеологии николаевского царствования, получив название теории официальной народности. Первая половина XIX в. Образованная элита общества вырабатывала и обсуждала различные варианты политического, социального и культурного развития страны либеральный, социалистический, самобытный.
Впервые применить на практике разработанные идеи попытались декабристы. Однако власть слабо прислушивалась к предостережениям, высказываемым русскими мыслителями, что способствовало её дальнейшему отчуждению от общества. Вопросы и задания Первую половину XIX в. Как вы понимаете значение этого термина? Почему возникло освободительное движение? Какое место идеи декабристов занимают в истории русской общественной мысли? Что общего во взглядах западников и славянофилов, в чём их различия? Почему возникает консервативное направление в русской общественной мысли? В чём вы видите ценность идей консерваторов? Обсудите в классе, какие идеи общественно-политической мысли России первой половины XIX в.
Напишите эссе на одну из тем: «Правительство, не согласное с желанием народа, всегда виновно; ибо в здравом смысле закон есть воля народная» П. Каховский ; «…Только с каменным сердцем и духом зла, ослеплённым умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы» декабрист А. Беляев ; «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства» Л. Изучаем исторический источник Из «Конституции» Н. Муравьёва «1.
Кондратий Федорович Рылеев Будущий революционер родился в Санкт-Петербурге в бедной аристократической семье. Во время учебы он открыл в себе любовь к поэзии и впоследствии стал писателем. Как и другие декабристы, К.
Рылеев принял участие в заграничном походе русской армии. Став членом Северной компании, Кондратий Федорович вначале придерживался умеренных взглядов и мечтал о мирном превращении своей родины в конституционную монархию. Позже, вдохновленный идеями Муравьева, Рылеев стал сторонником демократической системы. После окончания восстания Кондратий взял на себя всю ответственность в тюрьме и пытался оправдать своих товарищей. Он был приговорен к смертной казни через повешение. Смерть К. Рылеева запомнилась современникам одним особым эпизодом — у него оборвалась веревка, и палач был вынужден повторно повесить декабриста. Во время второй казни Кондратий Федорович сказал, что Россия — несчастная страна, потому что здесь даже не знают, как правильно повесить человека.
Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок». Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок. Лайфхаки для родителей» 1 Слайд Общественное движение при Александре I. Какие последствия это имело для дальнейшей истории России? Начало организованного общественного движения. Муравьев, а членами — С. Трубецкой, С. Муравьевы-Апостолы, Н.
Муравьев, М. Лунин, П. Пестель, И. Пушкин и другие всего 30 человек. Участники организации считали, что их целью является отмена крепостного права и ограничение самодержавия. Задачи: Отмена самодержавия и введение конституции в России. Отмена Основного закона и введение Основного закона и введение Основного закона. Разработка проекта конституции: «Конституция».
Она уже насчитывала около 200 членов и возглавлялась теми же людьми. Программа Союза была изложена в его уставе, так называемой «Зеленой книге». Члены «Союза» считали необходимым бороться против крепостного права и абсолютизма и ясно дали понять, как они хотят достичь этой цели. Они считали себя обязанными поддерживать правительство в реформировании общества и отдавали приоритет образованию и воспитанию населения с целью распространения либеральных идей. Курс рассказывает о возникновении и деятельности тайных обществ, таких как «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Южное общество» и «Северное общество». Документы их программы — «Русская правда» Пестеля и «Конституция» Муравьева — рассматриваются глубоко. В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам Чтобы получить доступ к этому и другим учебным видео в комплекте, вам необходимо добавить его в свой личный кабинет. Распространите видеоуроки среди своих учеников в личных кабинетах.
Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками. Конспект урока «Общественное движение при Александре I» Во второй половине царствования Александра I в Российской империи начало развиваться общественное движение. Такая ситуация была одной из характерных черт этого периода. Более того, в это время общественное движение впервые в истории России приняло организованную форму. Российское общественное движение было основано на идеях либерализма.
Официальной политической позиции не имели, но через своих представителей поддерживали идею либеральных реформ. Сотрудничали с официальными либералами и декабристскими организациями. Практическим результатом деятельности можно считать достижения М. Сперанского; в масонстве идейно формировались будущие дворянские революционеры.
Александр I запретил ложи в 1822 году, что ни к чему не привело. Либералы «Союз благоденствия» 1818-1821 : А. М Муравьевы, П. Пестель, И. Якушкин, М. Лунин, М. Муравьевы-Апостолы всего около 200 человек. Выступали за отмену крепостничества, ограничение самодержавия, уравнение сословий, расширение прав личности.
Основные направления деятельности общественного движения при Александре 1
- Возникновение консервативного лагеря
- Общественное движение при Александре 1: история и основные направления
- Общественное движение при Александре I | Конспект
- Общественное движение при Александре I кратко и понятно – самое главное
Тайные общества эпохи Александра 1
- Общественное движение при александре первом кратко
- 4. Общественное движение при Александре I. Правление Александра I
- Общественное движение при Александре 1 после войны 1812 года
- Идеи Пестеля
- Общественное движение при Александре 1: история и основные направления
Общественное движение при александре первом
реформаторские планы начала царствования императора Александра I и разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате их реализации. Общественное движение при Александре I являлось важным фактором в совершенствовании образования, развитии культуры и благотворительной деятельности в России. Общественное движение при Александре 1 в таблице – тайные организации, выступление декабристов кратко (9 класс).
§ 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в.
Общественное движение при Александре 1 основу своей деятельности закладывало на фундаменте либеральных идей. Тайные общества и общественные движения при Александре I. u Масонство — движение, появившееся в виде тайного общества, которое берёт своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начале XVII века. Общественное движение при Николае 1 состояло из консерваторов, либералов и радикалов.
Общественное движение при Александре I | Конспект
В консервативном направлении были люди, уделявшие внимание русской идентичности и миссионерской деятельности. В России поощрялся переход в православие, появилось первое подобие национальных мифов и концепция особенного пути для страны, опыт которой непросто сравнить с общемировым. Радикальное направление и революция Большая часть радикальных кружков сосредоточилась в Москве и на территории национальных окраин. Ему сложно дать краткую характеристику, ведь движения были неоднородными, вдохновлялись примерами европейских революций или местных идей. Достоевский был участником кружка Петрашевцев. Популярность получила идея утопического социализма, а способ смены власти условно можно разделить на три типа: опора на элиты, просвещение и подготовка крестьян.
Сравнение общественных движений и позиция императора Консерваторы и славянофилы были одними из самых популярных направлений общественного движения того времени. Сам император не поддерживал прогрессивных реформ и пытался сохранить самодержавие.
Спустя долгие годы, когда каторжники отбыли свой срок наказания, их перевели на поселение, где они доживали свой век со своими супругами. Несмотря на то, что революционное выступление 14 декабря 1825 года провалилось, дело восставших не прошло бесследно. Итоги восстания декабристов: Российские власти испытали сильное потрясение от первого революционного движения в стране.
Идеи восставших всколыхнули высокоразвитую часть думающего общества в России, привлекли их умы к государственным проблемам. Николай I усилил меры борьбы по отношению к всевозможным заговорам, крайне настороженно воспринимал любые идеи по модернизации страны. В то же время император продолжил осторожные шаги в проведении реформ, чтобы снять напряженность в обществе. Лидеры декабристов Отдельного внимания заслуживает жизнь и идеи пяти декабристов, которые были признаны главными зачинщиками восстания и приговорены к смерти. Павел Иванович Пестель Мальчик родился в Москве в семье дворян.
После обучения и нескольких лет военной службы, он принял участие в войне 1812 года, где прославился при Бородинском сражении. Из зарубежного похода русской армии Павел Иванович вернулся на родину, вдохновленный примером западного общества. В 1816 году будущий декабрист был принят в Союз спасения, когда он был распущен — вступил в Союз благоденствия. В 1821 году Павла Ивановича отправили на службу в Бессарабию Молдавию , там он вступил в масонскую ложу «Овидий», где познакомился с Пушкиным. Позднее, он возглавил Южное общество и написал для него программу устав — «Русскую правду».
Для подготовки восстания Павел Иванович растратил полковую казну, в чем дополнительно был обвинен в ходе судебного процесса. За день до выступления декабристов, его арестовали. Радикальные методы переустройства России из «Русской правды» Пестеля, стали основой для его обвинения в суде, за что его приговорили к смертной казни. Свое детство он провел за границей, большую часть времени во Франции. Вернувшись на родину, ему вскоре пришлось отправиться на фронт, так как началась Отечественная война.
В заграничном походе русской армии Муравьев-Апостол дослужился до чина капитана, в скором времени его повысили до подполковника. К тайным организациям офицер присоединился из-за недовольства существующими в России крепостническими порядками. Он был поражен смелостью и самоотверженностью крепостных на войне и тем, что после нее они вынуждены возвращаться к помещикам, продолжать влачить рабское существование. Муравьев-Апостол последовательно принимал участие в деятельности Союза спасения и Союза благоденствия. Когда последний из них раскололся на Северное и Южное общество, Сергей Иванович присоединился к более радикально настроенным дворянам, которых возглавил Пестель.
Муравьев-Апостол сыграл ключевую роль при восстании Черниговского полка. Его признали одним из главных мятежников и осудили на смертную казнь. Кондратий Федорович Рылеев Будущий революционер родился в Санкт-Петербурге, в семье небогатого дворянина.
Во главе северного общества в Петербурге первоначально стояли Н. Муравьев, С. Трубецкой, Е. Оболенский, затем поэт К. В программе Северного общества «Конституции» , составленной Н.
Муравьевым, предполагалась отмена самодержавной власти царя и крепостного права. Власть царя ограничивалась. Россия должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и двухпалатным Народным вечем. Страна превращалась в федерацию 14 держав и двух областей с назначаемой исполнительной и выборной законодательной властью. Чтобы избирать или быть избранным, надо было владеть значительной собственностью. Крестьяне при освобождении получали землю - по две десятины на двор.
В 1821 году Павел Иванович был направлен на службу в Бессарабию Молдавию , где вступил в масонскую ложу «Овидий» и познакомился с Пушкиным. Позже он возглавил Южное общество и написал для него программу устав «Русской правды». При подготовке к восстанию он злоупотреблял ресурсами полка, за что был дополнительно обвинен на суде.
Он был арестован за день до выступления декабристов. Радикальные методы Пестеля по переустройству России через «Русскую правду» легли в основу его обвинения в суде, за что он был приговорен к смертной казни. Он провел свое детство за границей, большую часть во Франции. Когда он вернулся домой, ему вскоре пришлось отправиться на фронт, так как началась Отечественная война. Во время службы в русской армии за границей Муравьев-Апостол получил звание капитана, а вскоре после этого — подполковника. Офицер вступил в тайные организации, потому что был недоволен крепостным правом, господствовавшим в России. Он был впечатлен мужеством и самоотверженностью крепостных во время войны, а также тем, что после нее они были вынуждены вернуться к помещикам и продолжать жить как рабы. Муравьев-Апостол постоянно участвовал в деятельности Армии спасения и Ассоциации благоденствия. Когда последнее разделилось на Северное и Южное общества, Сергей присоединился к более радикальным дворянам во главе с Пестелем.
Муравьев-Апостол сыграл ключевую роль в восстании Черниговского полка. Он был признан одним из самых выдающихся революционеров и приговорен к смертной казни. Кондратий Федорович Рылеев Будущий революционер родился в Санкт-Петербурге в бедной аристократической семье. Во время учебы он открыл в себе любовь к поэзии и впоследствии стал писателем. Как и другие декабристы, К. Рылеев принял участие в заграничном походе русской армии. Став членом Северной компании, Кондратий Федорович вначале придерживался умеренных взглядов и мечтал о мирном превращении своей родины в конституционную монархию. Позже, вдохновленный идеями Муравьева, Рылеев стал сторонником демократической системы. После окончания восстания Кондратий взял на себя всю ответственность в тюрьме и пытался оправдать своих товарищей.
Он был приговорен к смертной казни через повешение. Смерть К. Рылеева запомнилась современникам одним особым эпизодом — у него оборвалась веревка, и палач был вынужден повторно повесить декабриста. Во время второй казни Кондратий Федорович сказал, что Россия — несчастная страна, потому что здесь даже не знают, как правильно повесить человека. Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок». Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок. Лайфхаки для родителей» 1 Слайд Общественное движение при Александре I. Какие последствия это имело для дальнейшей истории России? Начало организованного общественного движения.
Муравьев, а членами — С. Трубецкой, С. Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев, М. Лунин, П. Пестель, И. Пушкин и другие всего 30 человек. Участники организации считали, что их целью является отмена крепостного права и ограничение самодержавия. Задачи: Отмена самодержавия и введение конституции в России.
Отмена Основного закона и введение Основного закона и введение Основного закона.