Новости оренбург татарский драмтеатр

Оренбургский татарский драмтеатр открывает сезон сатирической комедией. В Оренбургском государственном татарском драматическом театре им. М. Файзи прошел летний показ спектакля по безопасности дорожного движения. Официальный канал ГАУК "Оренбургский государственный татарский драматический театр им. М. Файзи". Театр «Оренбургский государственный татарский драматический театр имени Мирхайдара Файзи» по адресу Оренбург, Советская улица, 52, показать телефоны. Татарский драматический театр им. Файзи г. Оренбург, ул. Советская, 52.

Экспресс-новости

  • В Удмуртском нацтеатре состоялись гастроли татарского театра из Оренбурга. Экономика
  • Татарский Драматический Театр им. Файзи
  • В Оренбургском татарском драматическом театре им. Файзи готовится премьера спектакля
  • Туймазинский государственный татарский драматический театр закрыл XXVII творческий сезон
  • Драматический театр им. М. Файзи

В Оренбургском татарском драматическом театре им. Файзи готовится премьера спектакля

Уфимский татарский театр «Нур» выступит с гастролями в Москве Оренбургский государственный татарский драматический театр имени получил благодарности Главы горо.
В Казани представили цирковое шоу на татарском языке по сказкам Тукая - Российская газета Оренбургскому государственному татарскому драматическому театру им. Мирхайдара Файзи в конце июня исполнилось 30 лет со дня образования.
оренбург татарский театр | Дзен На сцене клуба воинской части в селе Тоцкое Второе артисты Татарского драматического театра им. Файзи показали новогоднюю концертную программу для детей военнослужащих Тоцкого гарнизона.
Артист Оренбургского театра приехал в отпуск из зоны СВО Вот уже 55 лет в Нефтекамске плодотворно работает самодеятельный татарский народный театр.
Оренбургский татарский драматический театр отметил юбилей 18 декабря в Оренбурге после масштабной реконструкции распахнул свои двери областной государственный татарский драматический театр им.

Новости по теме: Оренбургский татарский драмтеатр

Ринат Ишмухаметов, директор Оренбургского государственного татарского драматического театра им. М. Файзи: «В этом году после Оренбурга первую премьеру мы привезли в город Набережные Челны». #РАМАЗАН2024 Вчера в татарском драматическом театре им. состоялся концерт «Рамазан». Оренбургский государственный татарский драматический театр им. Мирхайдара Файзи располагается на улице Советская, 52 и ведет свою историю с 1905 года. Оренбургский государственный татарский драматический театр имени М. Файзи | Маламут Ленд. драмтеатр афиша оренбург 95 фото и видео.

Театру «Без» - 55 лет!

Оренбургский татарский драматический театр отметил юбилей Оренбургский татарский театр. Первая татарская театральная труппа появилась в Оренбурге в 1905.
Набережночелнинский татдрамтеатр едет в Оренбург - ДрамТеатр Оренбургский татарский драматический театр им. М. Файзи приглашает 8 марта (среда) в 18:00 на праздничный концерт «Йөрәктән чыккан моңнар», посвящённый Международному женскому дню – празднику весны, женской красоты, нежности.
«Татарский драматический театр им. Файзи» - афиша спектаклей на 2024 год в Оренбурге 30 лет исполняется Оренбургскому татарскому драматическому театру.

Татарский театр имени Файзи приехал на гастроли в Ясный

Файзи Онлайн-продажа билетов У нас вы можете купить билеты по тем же ценам, что и в кассе театра. Для этого необходимо: Просмотреть афишу. Подобрать мероприятие, дату и время. Выбрать способ оплаты и доставку билета.

Но в самый последний момент оренбургский губернатор спектакль запретил, так как «это может вызвать рознь среди татарского населения». Вторым отделением стал большой концерт на татарском языке. А 3 апреля в том же помещении состоялись представления по пьесе Ф. Халиди «Марат Салимов» и водевилю А. Чехова «Сватовство».

Это были первые спектакли на татарском языке, сыгранные труппой, которую организовал И. Усмотрели в новшестве великую дерзость Политико-литературно-общественная газета «Голос Оренбурга» в начале января 1906 года обнародовала статью Н. Степняка «Мусульманское пробуждение». Автор утверждал: Замкнутая до сего времени среда мусульманского общества заметно начинает пробуждаться: в разных городах появляются новые периодические издания, некоторые печатаются на двух языках — русском и татарском, другие — только на татарском; составляются различного рода союзы и общества… Оренбург в этом отношении не отстает: уже состоялись два татарских митинга, на которых, несмотря на их многолюдность, царил образцовый порядок. Оживленные прения под руководством интеллигентных мусульман-ораторов лучше всего доказывают, что вековая броня инертности и рутины наконец пробита волной освободительного движения и можно рассчитывать, что благотворные лучи света и знания все больше и больше будут проникать в темную, еще и фанатичную мусульманскую среду. А что эта среда еще темна и фанатична лучше всего доказывает имевший место в Оренбурге случай. Месяц назад идущие впереди своего общества мусульманские интеллигенты задумали доброе дело — устройство в городском театре мусульманского праздника. Исполнителями имели место выступить как в мужских, так и в женских ролях исключительно местные мусульмане и их родственницы.

Уже были расклеены по городу афиши о спектакле, пьесы срепетированы и приняты меры к тому, чтобы не оскорбилось национальное чувство мусульман. Театральные ложи для зрительниц-мусульманок завешаны кисеей, раздевальня мужчин изолирована от такой же женской. Несмотря на все это, приходские муллы городских мечетей усмотрели в предполагающемся новшестве великую дерзость, оскорбляющую национальное и религиозное чувства правоверных мусульман. Энергичное противодействие возымело силу, и благое начинание не осуществилось: спектакль был отменен, а предприниматели понесли незаслуженные убытки. Если появление мусульманской женщины с открытым лицом на подмостках театральной сцены — этой своего рода общенациональной школы — считается до сего времени предосудительным, то почему же не протестуется открыто против появления интеллигентных мусульманок татарок , без покрывал гуляющих и катающихся по городским улицам?.. Мужчины исполняли женские роли Тем не менее в Народном доме находился на месте нынешнего театра музыкальной комедии на исходе февраля 1907 года сначала «Группой мусульманской молодежи устроен литературно-вокальный вечер на татарском языке», средства от которого направлены «в пользу безработных рабочих и служащих мельничного союза». Современник события утверждал: Этот вечер является новым не только для Оренбурга, но и вообще в России. Тогда же открылся концертный зал «Декаданс», в помещении которого ныне располагается татарский драматический театр.

Сотрудник ежедневной политической, экономической и литературной газеты «Оренбургский край» позднее в заметке под названием «Благотворительный спектакль» сообщал: Во вторник, 3 апреля 16 апреля по новому стилю , первый раз в Оренбурге будет поставлен спектакль на татарском языке. К постановке готовится драма в пяти действиях и трех картинах «Мурад Салимов» перевод с турецкого и комедия в одном действии «Кизъсурау». Половина чистого сбора поступит в пользу общества приказчиков. Накануне премьеры последовал анонс: Состоится татарский спектакль в Народном доме в 8,5 часа вечера. Это первый раз, когда в Оренбурге состоится татарский спектакль. Надеемся, что интересный спектакль — это новое явление в нашей жизни и симпатичная цель его привлечет много публики. Желаем инициатору спектакля члену правления общества приказчиков Ф. Шамсутдинову полного успеха.

Скрывшись за подписью «М-ъ», побывавший в Народном доме оренбуржец вскоре писал: Пьеса «Мурад Селимов» не оригинальная, заимствованная из турецкого и примененная к татарской жизни, теряет всякое основание. Мурад Селимов — молодой человек, бедный, учился в Париже и вернулся на родину. Хочет жениться на дочери богатого купца. Но положение его не позволяет сделать предложение. Наконец ему предлагают в Париже место лектора в «Восточной академии». Он уезжает, заняв у купца денег. Через месяц возвращается, делает предложение дочери купца, после свадьбы уезжает с невестой.

Новости Оренбурга в Telegram Айдар Галимов, артист Оренбургского татарского драматического театра имени Файзи, до недавнего времени принимал участие в специальной военной операции. Был ранен, два месяца провёл в петербургском госпитале. Приехав домой в отпуск, пришёл в родной театр, где им очень гордятся.

Противились не только русские чиновники, но и татарская буржуазия, духовенство. Наконец все пороги были обиты и согласие на постановку получено. Но в самый последний момент оренбургский губернатор спектакль запретил, так как «это может вызвать рознь среди татарского населения». Вторым отделением стал большой концерт на татарском языке. А 3 апреля в том же помещении состоялись представления по пьесе Ф. Халиди «Марат Салимов» и водевилю А. Чехова «Сватовство». Это были первые спектакли на татарском языке, сыгранные труппой, которую организовал И. Усмотрели в новшестве великую дерзость Политико-литературно-общественная газета «Голос Оренбурга» в начале января 1906 года обнародовала статью Н. Степняка «Мусульманское пробуждение». Автор утверждал: Замкнутая до сего времени среда мусульманского общества заметно начинает пробуждаться: в разных городах появляются новые периодические издания, некоторые печатаются на двух языках — русском и татарском, другие — только на татарском; составляются различного рода союзы и общества… Оренбург в этом отношении не отстает: уже состоялись два татарских митинга, на которых, несмотря на их многолюдность, царил образцовый порядок. Оживленные прения под руководством интеллигентных мусульман-ораторов лучше всего доказывают, что вековая броня инертности и рутины наконец пробита волной освободительного движения и можно рассчитывать, что благотворные лучи света и знания все больше и больше будут проникать в темную, еще и фанатичную мусульманскую среду. А что эта среда еще темна и фанатична лучше всего доказывает имевший место в Оренбурге случай. Месяц назад идущие впереди своего общества мусульманские интеллигенты задумали доброе дело — устройство в городском театре мусульманского праздника. Исполнителями имели место выступить как в мужских, так и в женских ролях исключительно местные мусульмане и их родственницы. Уже были расклеены по городу афиши о спектакле, пьесы срепетированы и приняты меры к тому, чтобы не оскорбилось национальное чувство мусульман. Театральные ложи для зрительниц-мусульманок завешаны кисеей, раздевальня мужчин изолирована от такой же женской. Несмотря на все это, приходские муллы городских мечетей усмотрели в предполагающемся новшестве великую дерзость, оскорбляющую национальное и религиозное чувства правоверных мусульман. Энергичное противодействие возымело силу, и благое начинание не осуществилось: спектакль был отменен, а предприниматели понесли незаслуженные убытки. Если появление мусульманской женщины с открытым лицом на подмостках театральной сцены — этой своего рода общенациональной школы — считается до сего времени предосудительным, то почему же не протестуется открыто против появления интеллигентных мусульманок татарок , без покрывал гуляющих и катающихся по городским улицам?.. Мужчины исполняли женские роли Тем не менее в Народном доме находился на месте нынешнего театра музыкальной комедии на исходе февраля 1907 года сначала «Группой мусульманской молодежи устроен литературно-вокальный вечер на татарском языке», средства от которого направлены «в пользу безработных рабочих и служащих мельничного союза». Современник события утверждал: Этот вечер является новым не только для Оренбурга, но и вообще в России. Тогда же открылся концертный зал «Декаданс», в помещении которого ныне располагается татарский драматический театр. Сотрудник ежедневной политической, экономической и литературной газеты «Оренбургский край» позднее в заметке под названием «Благотворительный спектакль» сообщал: Во вторник, 3 апреля 16 апреля по новому стилю , первый раз в Оренбурге будет поставлен спектакль на татарском языке. К постановке готовится драма в пяти действиях и трех картинах «Мурад Салимов» перевод с турецкого и комедия в одном действии «Кизъсурау». Половина чистого сбора поступит в пользу общества приказчиков. Накануне премьеры последовал анонс: Состоится татарский спектакль в Народном доме в 8,5 часа вечера. Это первый раз, когда в Оренбурге состоится татарский спектакль. Надеемся, что интересный спектакль — это новое явление в нашей жизни и симпатичная цель его привлечет много публики. Желаем инициатору спектакля члену правления общества приказчиков Ф. Шамсутдинову полного успеха. Скрывшись за подписью «М-ъ», побывавший в Народном доме оренбуржец вскоре писал: Пьеса «Мурад Селимов» не оригинальная, заимствованная из турецкого и примененная к татарской жизни, теряет всякое основание. Мурад Селимов — молодой человек, бедный, учился в Париже и вернулся на родину. Хочет жениться на дочери богатого купца. Но положение его не позволяет сделать предложение. Наконец ему предлагают в Париже место лектора в «Восточной академии».

Татарский Драматический Театр им. Файзи

Показ спектакля состоялся в рамках нацпроекта «Культура» регионального проекта «Живые театральные уроки». После постановки актеры побеседовали со школьниками. В этот же день для ташлинских зрителей состоялся показ спектаклей «Петин день рождения» и «Муж на час».

Лента новостей 06 марта, 17:15 «Станционный смотритель» по повести Александра Пушкина. Новое прочтение классика с позиции современного человека представит московский режиссер Тимур Шарафутдинов. На сцене - вагончик-бытовка станционного смотрителя, чуть ли не единственная декорация к спектаклю.

В 1990 году в этот день исполнительный комитет Оренбургского областного Совета народных депутатов принял решение «Об открытии в г. Оренбурге государственного татарского драматического театра». Театр, прекративший деятельность в 1987 году из-за отсутствия собственного помещения, вновь продолжил свой творческий путь, благодаря настойчивым просьбам представителей татарского населения г. Оренбурга и национального татарского центра «Туган-Тель».

Analytics Analytics Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website.

These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc. Advertisement Advertisement Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.

Театру «Без» - 55 лет!

И именно эту дату принято считать точкой отсчета появления первого в России тюркоязычного профессионального театра. Современные артисты достойно продолжают дело благородных создателей родной национальной культуры. Театр имени Мирхайдара Файзи пользуется доброй славой среди зрителей и по своему общественному предназначению, и по высокому профессиональному уровню. За двадцать пять лет активной творческой деятельности оренбургские артисты осуществили около сотни постановок.

Он поблагодарил гостей из Оренбурга за участие в программе «Большие гастроли», за проявленную активность в организации обменных гастролей, инициатива по которым шла именно от них, и за такой интересный творческий подарок жителям Удмуртии. По словам директора Национального театра Удмуртии Андрея Ураськина, государственный татарский драмтеатр из Оренбурга стал шестым по счету театральным коллективом, участвующим вместе с нашей труппой в данном проекте. Замечу, что это большая поддержка театров со стороны государства. Не сомневаюсь, что благодаря проекту мы сможем объехать со своими спектаклями большинство регионов страны», - сказал он. Как подчеркнули все участники пресс-конференции, программа «Большие гастроли» дает не только отличную возможность местным жителям увидеть самые разнообразные спектакли из регионов России, но это - хороший повод для театральных коллективов знакомиться друг с другом, налаживать долгосрочные дружеские и профессиональные связи и плодотворное общение. Справка Справка: Оренбургский государственный татарский драмтеатр имени М. Файзи был создан в Оренбурге в начале 90-х годов.

Возглавил его нынешний художественный руководитель театра Растам Абдуллаев.

Ваша забота,... По техническим причинам происходит замена спектаклей: - 18. По техническим причинам 05. Котлап син... В ДК «Юбилейный» для воспитаннико... Вот уже на протяже... В зале было много мам и бабушек разных возр... По техническим причинам мы вынуждены произвести замену спектаклей: - 9 декабря 2022 года в 18...

Близится Новый год, а Дед Мороз бесследно пропал. А какой Новый год без... Приглашаем вас на праздничный концерт, посвященный великому и светлому празднику- Дню... Первомайский состоялся показ музыкально - дра...

Он собрал единомышленников и поставил спектакли по пьесам татарских драматургов М.

Файзи, Х. Ибрагимова, Ш. Камала и других. В 60-е годы на сцене Татарского театра Оренбурга блистают Р. Рафикова, Ф.

Современная история Татарского драматического театра Оренбурга В 1989 году было решено образовать в Оренбурге профессиональный государственный татарский драматический театр. Его возглавил Р. В 1991 году театру было присвоено имя Мирхайдара Файзи и передано здание областной филармонии. Здание театра потребовало серьезной реконструкции, поэтому несколько лет театр занимался передвижнической деятельность, благодаря чему о нем узнали во многих городах Поволжского и Уральского регионов.

Татарский театр имени Файзи приехал на гастроли в Ясный

Оренбурга и национального татарского центра «Туган-Тель». В 1991 году театру было передано здание Оренбургской областной филармонии и присвоено имя нашего земляка, известного татарского драматурга Мирхайдара Файзи. В Государственном архиве Оренбургской области хранятся документы и печатные издания, отражающие историю татарского театрального движения в Оренбуржье с начала ХХ века. Первые попытки создания татарской театральной труппы в Оренбурге были предприняты в 1905 году уроженцем города Ильясбеком Кудашевым-Ашказарским, известным впоследствии театральным деятелем, сыгравшим важную роль в становлении татарского профессионального театра.

Вход, коридор, зал для гуляния и вешалка для сбережения верхнего платья совершенно изолированы от доступа мужского пола, прислуга русская — женская. Но, несмотря на многообещающие афиши, представлению не суждено было состояться.

Вот как об этом пишет казанская газета «Красная Татария» в 1935 году: «Величайших трудов стоило Кудашеву добиться разрешения на постановку. Пришлось ездить даже в Петербург. Противились не только русские чиновники, но и татарская буржуазия, духовенство. Наконец все пороги были обиты и согласие на постановку получено. Но в самый последний момент оренбургский губернатор спектакль запретил, так как «это может вызвать рознь среди татарского населения».

Вторым отделением стал большой концерт на татарском языке. А 3 апреля в том же помещении состоялись представления по пьесе Ф. Халиди «Марат Салимов» и водевилю А. Чехова «Сватовство». Это были первые спектакли на татарском языке, сыгранные труппой, которую организовал И.

Усмотрели в новшестве великую дерзость Политико-литературно-общественная газета «Голос Оренбурга» в начале января 1906 года обнародовала статью Н. Степняка «Мусульманское пробуждение». Автор утверждал: Замкнутая до сего времени среда мусульманского общества заметно начинает пробуждаться: в разных городах появляются новые периодические издания, некоторые печатаются на двух языках — русском и татарском, другие — только на татарском; составляются различного рода союзы и общества… Оренбург в этом отношении не отстает: уже состоялись два татарских митинга, на которых, несмотря на их многолюдность, царил образцовый порядок. Оживленные прения под руководством интеллигентных мусульман-ораторов лучше всего доказывают, что вековая броня инертности и рутины наконец пробита волной освободительного движения и можно рассчитывать, что благотворные лучи света и знания все больше и больше будут проникать в темную, еще и фанатичную мусульманскую среду. А что эта среда еще темна и фанатична лучше всего доказывает имевший место в Оренбурге случай.

Месяц назад идущие впереди своего общества мусульманские интеллигенты задумали доброе дело — устройство в городском театре мусульманского праздника. Исполнителями имели место выступить как в мужских, так и в женских ролях исключительно местные мусульмане и их родственницы. Уже были расклеены по городу афиши о спектакле, пьесы срепетированы и приняты меры к тому, чтобы не оскорбилось национальное чувство мусульман. Театральные ложи для зрительниц-мусульманок завешаны кисеей, раздевальня мужчин изолирована от такой же женской. Несмотря на все это, приходские муллы городских мечетей усмотрели в предполагающемся новшестве великую дерзость, оскорбляющую национальное и религиозное чувства правоверных мусульман.

Энергичное противодействие возымело силу, и благое начинание не осуществилось: спектакль был отменен, а предприниматели понесли незаслуженные убытки. Если появление мусульманской женщины с открытым лицом на подмостках театральной сцены — этой своего рода общенациональной школы — считается до сего времени предосудительным, то почему же не протестуется открыто против появления интеллигентных мусульманок татарок , без покрывал гуляющих и катающихся по городским улицам?.. Мужчины исполняли женские роли Тем не менее в Народном доме находился на месте нынешнего театра музыкальной комедии на исходе февраля 1907 года сначала «Группой мусульманской молодежи устроен литературно-вокальный вечер на татарском языке», средства от которого направлены «в пользу безработных рабочих и служащих мельничного союза». Современник события утверждал: Этот вечер является новым не только для Оренбурга, но и вообще в России. Тогда же открылся концертный зал «Декаданс», в помещении которого ныне располагается татарский драматический театр.

Сотрудник ежедневной политической, экономической и литературной газеты «Оренбургский край» позднее в заметке под названием «Благотворительный спектакль» сообщал: Во вторник, 3 апреля 16 апреля по новому стилю , первый раз в Оренбурге будет поставлен спектакль на татарском языке. К постановке готовится драма в пяти действиях и трех картинах «Мурад Салимов» перевод с турецкого и комедия в одном действии «Кизъсурау». Половина чистого сбора поступит в пользу общества приказчиков. Накануне премьеры последовал анонс: Состоится татарский спектакль в Народном доме в 8,5 часа вечера. Это первый раз, когда в Оренбурге состоится татарский спектакль.

Надеемся, что интересный спектакль — это новое явление в нашей жизни и симпатичная цель его привлечет много публики. Желаем инициатору спектакля члену правления общества приказчиков Ф. Шамсутдинову полного успеха. Скрывшись за подписью «М-ъ», побывавший в Народном доме оренбуржец вскоре писал: Пьеса «Мурад Селимов» не оригинальная, заимствованная из турецкого и примененная к татарской жизни, теряет всякое основание.

Татарская театральная труппа появилась в Оренбурге в 1905 году. И именно эту дату принято считать точкой отсчета появления первого в России тюркоязычного профессионального театра. Современные артисты достойно продолжают дело благородных создателей родной национальной культуры. Театр имени Мирхайдара Файзи пользуется доброй славой среди зрителей и по своему общественному предназначению, и по высокому профессиональному уровню.

Если сравнивать с детскими спектаклями в Драматическом театре например Волшебник изумрудного города и спектакль в театре Им.

Файзи это по уровню как Гарри Поттер и Колобок. Своих детей больше никогда не водила. Ну и знакомым бы не посоветовала. Подруга ходила на взрослый спектакль с целью изучения татарского языка, по крови она татарка.

Главным «Кумиром» Оренбурга стал заслуженный артист Республики Татарстан

Спектакль «Женитьба Белугина». Оренбургский государственный татарский драматический театр им. М. Файзи. В 1989 году Оренбургский татарский центр подал ходатайство о приглашении из Казани заслуженного деятеля искусств республики Татарстан и режиссера Растама Абдрашитовича Абдуллаева для образования татарского театра. Оренбургский государственный татарский драматический театр им. М. Файзи. Ринат Ишмухаметов, директор Оренбургского государственного татарского драматического театра им. М. Файзи: «В этом году после Оренбурга первую премьеру мы привезли в город Набережные Челны».

В Казани представили цирковое шоу на татарском языке по сказкам Тукая

Участие Оренбургского государственного татарского драматического театра имени Мирхайдара Файзи во всероссийском межрегиональном проекте «Большие гастроли» даёт хорошую возможность для актуального и плодотворного разговора о том, как сегодня. Концерт, посвященный Дню России, с участием артистов Оренбургского театра драмы им. М. Горького — возле ГАУК «Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького». самые актуальные и последние новости сегодня.

Театру «Без» - 55 лет!

После войны Татарский театр Оренбурга был закрыт из-за трудностей. Возрождению театра способствовал великий сподвижник В. Он собрал единомышленников и поставил спектакли по пьесам татарских драматургов М. Файзи, Х. Ибрагимова, Ш. Камала и других. В 60-е годы на сцене Татарского театра Оренбурга блистают Р. Рафикова, Ф. Современная история Татарского драматического театра Оренбурга В 1989 году было решено образовать в Оренбурге профессиональный государственный татарский драматический театр. Его возглавил Р.

В пьесе рассказывается о зайчонке, который вместе со своими друзьями помог выбраться из леса девочке Зайнап. В режиссерской работе Олега Киньзягулова рассказывается о четырех деревенских парнях, готовых побороться за сердце молодой девушки Диляфруз. Вот только сама красавица не спешит с выбором.

Вторым отделением стал большой концерт на татарском языке.

А 3 апреля в том же помещении состоялись представления по пьесе Ф. Халиди «Марат Салимов» и водевилю А. Чехова «Сватовство». Это были первые спектакли на татарском языке, сыгранные труппой, которую организовал И.

Усмотрели в новшестве великую дерзость Политико-литературно-общественная газета «Голос Оренбурга» в начале января 1906 года обнародовала статью Н. Степняка «Мусульманское пробуждение». Автор утверждал: Замкнутая до сего времени среда мусульманского общества заметно начинает пробуждаться: в разных городах появляются новые периодические издания, некоторые печатаются на двух языках — русском и татарском, другие — только на татарском; составляются различного рода союзы и общества… Оренбург в этом отношении не отстает: уже состоялись два татарских митинга, на которых, несмотря на их многолюдность, царил образцовый порядок. Оживленные прения под руководством интеллигентных мусульман-ораторов лучше всего доказывают, что вековая броня инертности и рутины наконец пробита волной освободительного движения и можно рассчитывать, что благотворные лучи света и знания все больше и больше будут проникать в темную, еще и фанатичную мусульманскую среду.

А что эта среда еще темна и фанатична лучше всего доказывает имевший место в Оренбурге случай. Месяц назад идущие впереди своего общества мусульманские интеллигенты задумали доброе дело — устройство в городском театре мусульманского праздника. Исполнителями имели место выступить как в мужских, так и в женских ролях исключительно местные мусульмане и их родственницы. Уже были расклеены по городу афиши о спектакле, пьесы срепетированы и приняты меры к тому, чтобы не оскорбилось национальное чувство мусульман.

Театральные ложи для зрительниц-мусульманок завешаны кисеей, раздевальня мужчин изолирована от такой же женской. Несмотря на все это, приходские муллы городских мечетей усмотрели в предполагающемся новшестве великую дерзость, оскорбляющую национальное и религиозное чувства правоверных мусульман. Энергичное противодействие возымело силу, и благое начинание не осуществилось: спектакль был отменен, а предприниматели понесли незаслуженные убытки. Если появление мусульманской женщины с открытым лицом на подмостках театральной сцены — этой своего рода общенациональной школы — считается до сего времени предосудительным, то почему же не протестуется открыто против появления интеллигентных мусульманок татарок , без покрывал гуляющих и катающихся по городским улицам?..

Мужчины исполняли женские роли Тем не менее в Народном доме находился на месте нынешнего театра музыкальной комедии на исходе февраля 1907 года сначала «Группой мусульманской молодежи устроен литературно-вокальный вечер на татарском языке», средства от которого направлены «в пользу безработных рабочих и служащих мельничного союза». Современник события утверждал: Этот вечер является новым не только для Оренбурга, но и вообще в России. Тогда же открылся концертный зал «Декаданс», в помещении которого ныне располагается татарский драматический театр. Сотрудник ежедневной политической, экономической и литературной газеты «Оренбургский край» позднее в заметке под названием «Благотворительный спектакль» сообщал: Во вторник, 3 апреля 16 апреля по новому стилю , первый раз в Оренбурге будет поставлен спектакль на татарском языке.

К постановке готовится драма в пяти действиях и трех картинах «Мурад Салимов» перевод с турецкого и комедия в одном действии «Кизъсурау». Половина чистого сбора поступит в пользу общества приказчиков. Накануне премьеры последовал анонс: Состоится татарский спектакль в Народном доме в 8,5 часа вечера. Это первый раз, когда в Оренбурге состоится татарский спектакль.

Надеемся, что интересный спектакль — это новое явление в нашей жизни и симпатичная цель его привлечет много публики. Желаем инициатору спектакля члену правления общества приказчиков Ф. Шамсутдинову полного успеха. Скрывшись за подписью «М-ъ», побывавший в Народном доме оренбуржец вскоре писал: Пьеса «Мурад Селимов» не оригинальная, заимствованная из турецкого и примененная к татарской жизни, теряет всякое основание.

Мурад Селимов — молодой человек, бедный, учился в Париже и вернулся на родину. Хочет жениться на дочери богатого купца. Но положение его не позволяет сделать предложение. Наконец ему предлагают в Париже место лектора в «Восточной академии».

Он уезжает, заняв у купца денег. Через месяц возвращается, делает предложение дочери купца, после свадьбы уезжает с невестой. Пьеса составлена неумело.

Как известно, оренбургские мусульмане, за исключением некоторых стариков, всегда косо смотрящих на всякие новшества, очень сочувственно относятся к спектаклям на родном языке. В прошлом прим. Отзыв о спектакле, напечатанный в «Оренбургской газете», был очень кратким: «Спектакль вполне удался. В зрительном зале мы видели около 50 татарок, были видны и седые бороды — фанатизм последователей Корана смягчается. Желательно, чтобы инициаторы татарских спектаклей продолжили свое симпатичное начинание». Состоится обычный татарский спектакль К сожалению, не были многословными оренбургские журналисты и на исходе 1915 года в газете «Оренбургская жизнь» известив земляков: Завтра прим.

Идет «Табылдык» — комедия и концертное отделение»; «28 декабря в городском театре мусульманский спектакль. Представлено будет «Мугалляма» учительница - драма в 3-х действиях. После революционных событий 1917 года татарская труппа, меняя статус, продолжала радовать оренбуржцев своим искусством. В 1925 г. В 1930 г. Летом 1935 года через «Оренбургскую коммуну» жителей вновь созданной Оренбургской области сначала проинформировали о переменах, связанных с сельскими театрами: В области у нас три колхозно-совхозных театра: два русских и один татарский. Все они — театры «на колесах» — передвижные. Размах работы колхозных театров достаточно широк, однако качество их спектаклей оставляло желать много лучшего. С 1 июля все колхозно-совхозные театры области перестраивают свою работу.

Организационная перестройка в основном заключается в том, что постоянные базы театров переносятся из Оренбурга непосредственно в районные центры. Существовавший в областном управлении зрелищными предприятиями сектор колхозно-совхозных театров упраздняется. Каждый колхозный театр будет самостоятельной производственной единицей. Реорганизуется и значительно пополняется творческий состав работников театров, приглашаются квалифицированные мастера сцены… Областная газета в одном из номеров в 1935 году в разделе «Из прошлого Оренбурга» поместила статью «Первый татарский спектакль», из которой читатели узнали о том, что в конце 1905 года «режиссер Кудашев-Ашкадарский, приехавший в Оренбург из Казани, подготовил к постановке первый татарский спектакль — переработанную им самим пьесу А. Островского «В чужом пиру похмелье». На днях казанская газета «Красная Татария» напечатала интересные воспоминания об этом спектакле. Величайших трудов стоило Кудашеву добиться разрешения на постановку. Причины запрещения понятны. Пьеса Островского, в переводе названная Кудашевым «Свет и тени», зло высмеивала баев и мулл… В 1949 г.

Фатыхова начал работу татарский драматический коллектив при Оренбургской филармонии. С 1950-1990 гг. В 1990 г. В 1991 г. В том же году театру было передано здание Оренбургской областной филармонии, которое требовало капитальной реконструкции. В 2005 г. Чернышева было принято решение об ускорении реконструкции. У театра появилась возможность ставить спектакли на своей сцене с использованием современного сценического оборудования и постановочных средств. Театр принимал участие в Международных фестивалях тюркских народов «Науруз».

Является постоянным участником областных театральных фестивалей «Гостиный двор», «Театральное Оренбуржье». На протяжении многих лет театр проводил гастроли не только по области, но и далеко за ее пределами: в Самаре, Сызрани, Тольятти, Астрахани, Уральске, Актюбинске, Екатеринбурге, Тюмени, городах и селах Татарстана и Башкортостана. С открытием Оренбургского государственного института искусств имени Л.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий