Что такое КИИ и кто попадает под ФЗ-187? Обязанности субъектов КИИ: категорирование объектов КИИ, обеспечение интеграции с ГосСОПКА, принятие мер по безопасности объектов. Переход субъектов КИИ РФ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им значимых объектах КИИ РФ должен быть завершен до 1 января 2030 года. Также к субъектам КИИ относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие взаимодействие объектов КИИ. Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле. Мы рассмотрели, кто такой субъект критической информационной инфраструктуры, что такое объект КИИ и какие необходимо выполнить действия для выполнения требований ФСТЭК.
К 2030 году субъекты КИИ в РФ полностью импортозаместят ПО и оборудование
Максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения субъектом КИИ перечня объектов КИИ. К субъектам КИИ относятся органы власти, ИП и российские организации, которые владеют объектами критической информационной инфраструктуры или обеспечивают взаимодействие. Было проверено более 400 объектов КИИ, принадлежащие 73 субъектам.
Безопасность КИИ - Безопасность объектов критической информационной инфраструктуры
Новые требования для “железа” и иностранного ПО для субъектов КИИ | По завершению категорирования сведения о его результатах должны направляться субъектом КИИ во ФСТЭК России для ведения реестра значимых объектов КИИ. |
Безопасность КИИ - Безопасность объектов критической информационной инфраструктуры | В 2022 году многие организации пересмотрели свои ИБ-бюджеты, в том числе субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ). |
ЦБ РФ напомнил о категорировании субъектов КИИ | Кроме того, по решению субъекта КИИ на территории объекта КИИ может быть размещено оборудование ГосСОПКА. |
Как и кому необходимо подключаться к ГосСОПКА | Все субъекты КИИ должны быть подключены к ведомственным или корпоративным центрам ГосСОПКА либо создать свой центр ГосСОПКА. |
Перечень объектов критической информационной инфраструктуры будет расширен
Таким образом, закон предусматривает два вида субъектов КИИ — владельцы объектов КИИ и координаторы взаимодействия этих объектов. Также вспомним определение объекта КИИ, приведенное в 187-ФЗ, согласно которому объектами КИИ является некое множество ИС/ИТ/АСУ, принадлежащих субъекту КИИ. Сейчас субъекты КИИ регулярно и специально снижают степень значимости имеющихся в их распоряжении объектов КИИ, и эту проблему отмечают в Правительстве РФ уже давно. Субъектам КИИ, выполняющим гособоронзаказ, теперь следует рассчитывать увеличение времени изготовления для единицы продукции.
Кабмин внёс законопроект о переходе субъектов критической инфраструктуры на российский софт
Каких решений не хватает? За это время отечественные компании-разработчики создали большое количество ПО и оборудования, которые могут быть использованы для КИИ. В реестр Минцифры РФ, по последним данным, включено 14, 6 тыс. Это неплохие цифры. При этом доля российского программного обеспечения на отечественных промышленных предприятиях составляет всего четверть. Речь в данном случае идет о технологиях, выполняющих ключевые функции: управление данными о продукции, диспетчеризация, сбор информации со станков и т. Возможности обрести технологический суверенитет у страны есть.
В России есть ПО, которое част ично замещает функционал популярных иностранных продуктов. Однако некоторым программным продуктам аналогов пока нет. Промышленные предприятия преимущественно используют импортный софт для ERP-систем управление процессами и зарубежный инженерный софт проектирование сложных изделий. Еще один программный продукт, замена которого пока проблематична — свободная объектно-реляционная система управления базами данных СУБД Oracle, на которой работают банки. Сейчас Oracle на ср едних задачах можно заместить софтом Postg res, но на доработку полного функционала продукта потребуется время. А вот, например, в области моделирования проектов нефтедобычи наши программы превосходят зарубежные аналоги по всем параметрам.
Экспортный потенциал у того, что будет делаться и делается сейчас, достаточно большой. Реально ли это в принципе? В любом случае, спрос на отечественное ПО в госсекторе и частных структурах за последние год-два вырос в разы.
Еще сложнее дело обстоит с целыми экосистемами, основанными на импортных решениях: в этом случае создание полного стека отечественных технологий может потребовать нескольких лет. Пока что выходом является комбинирование нескольких продуктов для обеспечения компании необходимым функционалом. Альтернативной этому решению является использование отечественного стека совместимых продуктов от нескольких российских поставщиков. Также, переход на новое программное обеспечение требует времени. Тестирование нового решения обычно занимает от полугода до года, но перевод мощностей осуществляется постепенно и может длиться более пяти лет. Наконец, еще одна причина медленных темпов миграции — недоверие к отечественным технологиям. В мышление российских предпринимателей и потребителей вросла установка «западное происхождение товара — гарант качества», в то время как российские продукты воспринимаются как нечто сделанное наспех, не функциональное и не надежное.
Зато теперь, когда государство говорит о том, что пора делать то же самое, но с отечественными решениями — осуществлять внедрение, получать обратную связь от заказчика для доработки продукта и т. Как бы то ни было, теперь миграции не избежать.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 22 апреля 2021, 10:40 Статья Переход бизнеса на российский софт. Подготовкой этого проекта ведомство занялось после поручения президента РФ Владимира Путина о мерах по обеспечению технологической независимости страны и безопасности субъектов КИИ. В союзе затраты на переход оценивают в 1 трлн рублей. Компании считают требования труднореализуемыми, а затраты — слишком высокими.
IT-бизнес не согласен с расчетами и просит не откладывать принятие директивы. В чем суть готовящихся требований? Речь о том, чтобы предприятия, управляющие КИИ, при выборе софта или оборудования отдавали предпочтение российским продуктам, если таковые имеются. Сегодня доля отечественного ПО и оборудования на таких предприятиях меньше, чем доля импортного.
В чем суть готовящихся требований? Речь о том, чтобы предприятия, управляющие КИИ, при выборе софта или оборудования отдавали предпочтение российским продуктам, если таковые имеются.
Сегодня доля отечественного ПО и оборудования на таких предприятиях меньше, чем доля импортного. Госкомпании начнут согласовывать приобретение зарубежного софта с Минцифры В требованиях Минцифры не указана доля российского ПО и оборудования, которая должна использоваться на предприятиях. На запрос ТАСС в пресс-службе ведомства уточнили: "При обосновании, в котором могут быть описаны все риски для бесперебойной, безопасной и эффективной работы объектов КИИ, субъект КИИ вправе продолжить использовать иностранное ПО, телекоммуникационное оборудование и радиоэлектронную продукцию. Преимущественное использование означает, что при наличии выбора между аналогичным российским и иностранным ПО и или оборудованием приоритет должен отдаваться российским продуктам. Проект постановления правительства предусматривает ряд исключений, учитывающих специфику всех отраслей, а также отсутствие на сегодняшний день отдельных российских аналогов используемых на объектах КИИ оборудования, продукции и ПО. При переходе на преимущественное использование российского ПО и или оборудования должны учитываться в том числе текущие сроки амортизации используемого субъектом КИИ оборудования и сроки действия прав на использование ПО в отношении используемого ПО и или оборудования, сведения о которых не включены в реестры".
ВсеПрофи24
В любом случае он запущен, и сроки перехода уже обозначены на уровне руководства страны. Так, запрет на закупку зарубежного ПО для госструктур действует с 31 марта 2022 года. Полностью отказаться от него они должны с 1 января 2025 года. При этом требование по переводу на отечественное ПО распространяется на все объекты, категорированные как КИИ, независимо от того, являются ли они государственными или частными организациями. Кроме того, Минпромторг России уже разработал порядо к перехода объектов критической информационной инфраструктуры КИИ на программно-аппаратные комплексы ПАКи. Это должно простимулировать процесс и помочь организациям в решении вопроса с переходом на отечественное ПО, чтобы он состоялся в срок и прошел максимально безболезненно. Соответствующий Проект постановления правительства РФ предлаг ает владельцам о бъектов КИИ некий алгоритм действий, который позволит осуществить такой переход своевременно и без информационных потерь. Для начала организации должны будут провести аудит собственных объектов КИИ и разработать план действий. А уже к апрелю 2023 года владельцы объектов должны спланировать переход на ПАКи отечественного производства на основе российского ПО, находящегося в реестрах Минпромторга и Минцифры. Понятно, что в связи с отсутствием зарубежных аналогов отечественные организации в любом случае будут переходить на ПО российского производства. Задача российских разработчиков — обеспечить их конкурентноспособным ПО.
Безопасности, как известно, много не бывает, тем более если речь идет о сохранности данных. КИИ — это системы, атаки по которым могут привести к серьезным экономическим, политическим, социальным или экологическим последствиям. Документ, запрещающий использование зарубежного ПО на объектах КИИ, разработан как раз в целях обеспечения безопасности. Вмешательство через импортный софт может полностью остановить работу организаций, что приведет к серьезным социальным и технологическим последствиям. В этой связи отказ от иностранного софта и переход на отечественное ПО неизбежен.
Основываясь на категориях значимости, дата-центр определяет те организационные и технические требования к обеспечению безопасности значимого объекта, которые он должен выполнить. Данные требования могут также применяться для обеспечения безопасности объектов КИИ, не отнесенных к числу значимых, по решению субъекта КИИ п.
Это распределенный комплекс сил и средств для реагирования на компьютерные инциденты и борьбы с компьютерными атаками. Как указывалась выше, субъекты КИИ несут обязанность по информированию о компьютерных инцидентах и оказанию содействия в борьбе с инцидентами и кибератаками, поэтому участвуют в ГосСОПКЕ. Невыполнение требований Закона о КИИ в ряде случаев может быть расценено как преступление. К примеру, нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в КИИ, или относящихся к КИИ систем и сетей если это повлекло причинение вреда КИИ может повлечь ответственность до шести лет лишения свободы ч. В некоторых случаях может наступить и административная ответственность. Например, нарушение требований о защите информации за исключением информации, составляющей государственную тайну влечет наложение штрафа до 2000 рублей на должностных лиц, а на юридическихлиц—до 15 ООО рублей ч. Кроме того, в договоре оказания услуг, заключенном между дата-центром и заказчиком — субъектом КИИ, могут содержаться обязательства дата-центра по обеспечению безопасности размещаемых объектов КИИ.
Румянцев Станислав Андреевич.
Евгений Царев согласился с коллегами и добавил, что некоторые решения только кажутся незаменимыми, не являясь таковыми на самом деле.
Например, если появится требование, чтобы все документы для госзакупок подавались именно в таком формате и были подготовлены именно в этой программе, пояснил Евгений Царев. Кроме того что софт должен быть отечественным уже сейчас или в ближайшем будущем — тут зависит от отрасли , есть и другие требования. К решениям по обеспечению безопасности таких объектов, а также к софту для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и или обмена информацией о компьютерных инцидентах выдвигается еще одно требование — наличие сертификата ФСТЭК или ФСБ России.
В то же время, когда многие решения только появились на рынке и являются замещением программ иностранных игроков, к обязательной сертификации «правительство будет подходить в индивидуальном порядке и гибко», отмечает Евгений Царев. Общая ключевая цель — это успешная реализация программы импортозамещения и оперативное внедрение российского софта в объекты КИИ, и никто не хочет этот процесс тормозить», — указал эксперт. Так, например, среди вендоров российского офисного ПО, которые подтвердили соответствие требованиям ФСТЭК России и получили разрешение на применение в значимых объектах КИИ, является компания «МойОфис», которая разрабатывает редакторы документов, облачные, почтовые и коммуникационные решения.
Когда нельзя заменить В то же время, по словам экспертов, есть программные решения, которые пока заменить крайне сложно. По словам Олега Сажина, в качестве примера можно привести специализированное ПО для промышленности и энергетики. Олег Сажин указал, что велика вероятность того, что «правительству придется на определенных условиях легализовать использование специализированного зарубежного софта на то время, пока будут идти разработка и переход на конкурентные российские аналоги».
Будьте в курсе последних новостей отрасли Подписаться.
Обзор Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912
Субъектов телевещания могут признать объектами критической информационной инфраструктуры | Итак, мы с вами разобрались, что такое КИИ и кого мы можем называть субъектом критической информационной инфраструктурой. |
Требования для операторов по критической информационной инфраструктуре | Кабельщик | В обзоре изменений за апрель 2023 года рассмотрим: дополнительные требования для значимых объектов КИИ с удаленным управлением, госконтроль и аккредитация. |
Вопрос-ответ | Около трети направленных сведений о результатах присвоения объекту КИИ категории значимости ФСТЭК России возвращает промышленным объектам на доработку. |
Неделя кадровика в Казани
- Вопрос-ответ
- Категорирование КИИ
- Как выполнить требования закона о защите критической инфраструктуры - Российская газета
- К 2030 году субъекты КИИ в РФ полностью импортозаместят ПО и оборудование
- Импортозамещение программного обеспечения в России
С сентября 2024 субъекты КИИ должны использовать только доверенные ПАК – постановление
субъекты КИИ) на принадлежащих им значимых объектах не. Инициатива должна ускорить переход субъектов КИИ на отечественное ПО и оборудование, упростить этот процесс и внести в него определённость, объяснил «СенатИнформ» зампред. До 1 января 2030 г. субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) обязаны перевести принадлежащие им значимые объекты на доверенные программно-аппаратные. Согласно данному закону, КИИ – это объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов. Кабмин внес в Госдуму законопроект о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры РФ на использование российского программного обеспечения (ПО). Самих себя субъекты КИИ как владельцы информации, информационных систем или киберфизических систем как-то защищают, причем, скорее всего, вполне адекватно.
Категорирование объектов КИИ
Докладчик: Алексей КомаровВторой вебинар из серии: "Безопасность КИИ и требования 187-ФЗ"Темы: Главные определения, их смысловое наполнение, практические нюа. Таким образом, закон предусматривает два вида субъектов КИИ — владельцы объектов КИИ и координаторы взаимодействия этих объектов. Понять, что такое объекты критической инфраструктуры, предельно просто — это элементы ИТ-инфраструктуры компаний, попадающих под определение субъектов КИИ. Методические рекомендации по категорированию объектов КИИ Порядок принятия решения о признании организации субъектом КИИ. Короче говоря, объекты КИИ — это информационные системы, принадлежащие субъектам КИИ и помогающие в выполнении критических процессов. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) в России на отечественное программное обеспечение.
Информационное сообщение ФСТЭК России от 28 апреля 2023 г. N 240/82/818
СУБД 4 класса защиты - 1 категории значимости. Многофункциональные МЭ уровня сети 5 класса защиты - 2 категории значимости. Многофункциональные МЭ уровня сети 4 класса защиты - 1 категории значимости.
Также для решения указанных задач в центрах ГосСОПКА сконцентрированы функции, позволяющие выстроить процессы противодействия атакам.
Перечислим эти функции: прогнозирование возможных угроз безопасности; повышение устойчивости функционирования КИИ, подвергшейся атаке; информирование об угрозах; формирование предложений по повышению уровня защищенности информационных ресурсов; анализ событий, выявление инцидентов и реагирование на компьютерные атаки; разработка документации, регламентирующей рабочие процессы центра; взаимодействие с НКЦКИ. Кроме того, субъекты КИИ, которым на правах собственности, аренды или ином законном основании, принадлежат значимые объекты КИИ, обязаны реагировать на инциденты в установленном ФСБ России порядке, принимать меры по ликвидации последствий атак на значимые объекты КИИ. В требованиях к подразделениям и должностным лицам субъектов ГосСОПКА методический документ НКЦКИ субъекты ГосСОПКА определяются как: государственные органы Российской Федерации, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели в силу закона или на основании заключенных с ФСБ России соглашений осуществляющие обнаружение, предупреждение и ликвидацию последствий компьютерных атак, и реагирование на компьютерные инциденты.
Можно сделать вывод, что к ГосСОПКА может подключиться любая организация или орган государственной власти, осуществляющие обнаружение, предупреждение, ликвидацию последствий атак и реагирование на инциденты. Это могут быть как организации-лицензиаты, создающие центры для оказания услуг сторонним компаниям, так и организации, строящие центр для собственных нужд. Москва, ул.
Желающих оформить заявку на получение пособия подстегивают сжатыми сроками, что в комбинации с некорректным TLD в имени сайта является верным признаком мошенничества. Нажатие кнопки открывает страницу с формой для персональных данных ФИО, телефон, номер банковской карты. После ввода визитера направляют на другую страницу, где предлагается установить на телефон некий «сертификат безопасности», а на самом деле — SMS-трояна. Заметим, уловка не нова, такое же прикрытие в начале года использовал MetaStealer.
Механизм исключений В документе сказано, что допускается к использованию иная продукция «в случае отсутствия произведенных в России доверенных ПАК, являющихся аналогами приобретенных субъектами КИИ». Из документа следует, что управлять этим механизмом будет Министерство промышленности и торговли России. Ведомство будет выдавать заключение об отсутствии аналога, тем самым разрешая использование не доверенных ПАК в конкретном случае.
Минпромторг России будет отвечать за субъекты КИИ в области оборонной, горнодобывающей, металлургической и химических промышленности. Представитель Минпромторга отметил, что ведомство обеспечит взаимодействие с целью мониторинга состояния перехода путем обмена сводными отчетами и выписками.