Новости волжская булгария карта

Несмотря на упоминающийся в арабских источниках “разгром Волжской Булгарии” русами в ходе восточных походов Святослава, очень скоро волжские Булгары подчинили себе буртасов и вплотную приблизились к землям вятичей, занимавшим оба берега реки Оки. Достопримечательность «Городище Булгар» по адресу Республика Татарстан, Спасский район. Волжская Булгария — Википедия | Карта, Исторические карты, Политическая система. ИнтернетПоход на Волжскую Булгарию В 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию.

Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство

Куда исчезла Волжская Болгария? Падение Волжской Булгарии и зарождение Казанского царства освещаются сквозь призму искренних чувств двух молодых пар — булгарского воина Шептака и ханской дочки Айслу из XV века и студентов-историков Атнера и Эрбины из Чебоксар XXI века.
Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии Падение Волжской Булгарии и зарождение Казанского царства освещаются сквозь призму искренних чувств двух молодых пар — булгарского воина Шептака и ханской дочки Айслу из XV века и студентов-историков Атнера и Эрбины из Чебоксар XXI века.

Куда исчезла Волжская Булгария?

Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга. И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной. По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей. Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией.

Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. Её территория вошла в состав Русского государства, а население в большинстве своём ассимилировалось с соседними народами. Причём, даже в период своего относительного могущества Волжская Булгария никогда не владела землями вдоль Оки. Ее территория простиралась от Жигулевских гор до Северной Чувашии. Западная граница Волжской Булгарии проходила по реке Сура.

Иначе говоря, Нижний Новгород никогда не входил в состав Булгарии. Возникает вопрос: зачем отмечать годовщину принятия Ислама государством, с которым на протяжении столетий воевала Русь, и которого уже давным-давно нет на карте мира? И зачем делать это в Нижнем Новгороде, который не имеет никакого отношения к Волжской Булгарии? Но и это ещё не всё. Непонятно, зачем вообще в православном русском городе строить мечеть.

Согласно данным недавней переписи населения, в Нижнем Новгороде проживает более одного миллиона двухсот тысяч человек. Остальные два с половиной процента приходятся на мордву, марийцев, чувашей и другие давно обрусевшие и принявшие Христианство народы. Иначе говоря, Нижний — это моноэтнический русский город. И этот факт подтверждают даже официальные данные, которые всегда по возможности занижают процент русского населения в России. А кроме того, в городе уже действуют три мечети.

Их вполне достаточно, чтобы истинно верующие мусульмане могли удовлетворять свои духовные потребности. Впечатление такое, что на почве многонациональности и многоконфессиональности у некоторых российских чиновников просто поехала крыша. Вот они время от времени и шокируют россиян откровенно нелепыми выходками и бредовыми заявлениями. Еще один образчик чиновничьего тупоумия — решение увековечить память первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева. Памятник Алиеву решили установить в центре Махачкалы, на пересечении проспекта Шамиля и улицы Магомеда Ярагского.

По слухам, эту идею усиленно лоббирует бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он уже давно восхваляет на все лады Алиева и считает его выдающимся политиком современности. Вслед за Рамазаном такую оценку Алиеву дает и Махачкалинская мэрия. Так, в сообщении пресс-службы мэрии Гейдар Алиев назван «выдающимся советским и азербайджанским политическим деятелем». Поэтому, дескать, мэрия и приняла эпохальное решение увековечить его славное имя в виде монумента в центре дагестанской столицы.

В свою очередь булгары, иногда называемые протоболгарами, основали в Приазовье объединение племен, которое византийцы назвали «Великой Болгарией». Звание «Великой» появилось не спроста: болгары-булгары от совместных набегов со славянами быстро перешли к широкомасштабным битвам и даже заставили Византию платить дань. Пример национальных орнаментов Этого им оказалось мало, поэтому союз протоболгар перешел Дунай и покорил местные славянские народы, основав первое полукочевое государство. Впоследствии они смешались с местным населением, стали оседлыми, но сохранили самоназвание в имени собственного государства. Так появилась Волжская Булгария. Интересно, что дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские болгары при хане Алмуше в 922 — ислам от Багдадского халифата. Взлет и падение Великих Болгар Реконструированная печь, на которой в ходе фестиваля куют безделушки Столицей поволжских болгар-булгар стали [Великие] Болгары.

Между ними и славянскими княжествами постоянно шли небольшие пограничные конфликты: то проторусские разграбят несколько городов, то болгары Суздаль или Муром возьмут. Но успех противостояния был временным — победы одерживала то одна, то другая сторона. Все изменили монголы, которые после битвы на Калке в 1223 году прошли через земли волжских булгар и потерпели от них поражение. Месть не заставила себя долго ждать — сначала булгары потерпели поражение у реки Урал, потом — на берегах Камы. В 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. К 1240 году Волжская Булгария вошла в cостав Улуса Джучи Золотой Орды , а собственно Болгар стал её первой столицей, политическим и торгово-ремесленным центром. Так булгары фактически стали главенствующей частью золотоордынской культуры: здесь располагалась ставка Батыя , и именно монголы построили в Болгарах сохранившиеся по сей день каменные здания.

Успенская церковь и Восточный мавзолей Междуусобные войны золотоордынцев привели к падению Волжской Булгарии: Болгар, как и прочие города булгар, были сожжены войсками Тимура в 1395. Восстановленный город сожгли в 1431 московские князья. В результате булгары восстановили государство, перенеся столицу в Казань. Тогда Волжская Булгария стала Казанским ханством , которое через несколько веков стало частью России. Неподалеку был основан православный Успенский монастырь. А вскоре основан город Спасск , в советское время известный под названием Куйбышев. Во время создания Куйбышевского водохранилища этот город был затоплен, а новый Куйбышев занял село Болгар.

Рядом с ним в 1969 был создан Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник, с самого начала задавшийся целью раскопать древнюю столицу болгар-булгар. Модель Болгар петровских времен Свое современное название Болгар советский Куйбышев получил в 1991 город.

Многие не выдерживали. И вот под этим давлением этнонимическое сознание волжско - болгарского народа раскололось на три больших течения. Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских болгарских мусульман, называемое ещё Ваисовским движением по имени лидеров её — отца и сына Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии татары.

Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше.

Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Ибрагимов, именем которого названы институт языка, литературы и истории ИЯЛИ АН РТ, и один из проспектов нашего города, так изложил основной тезис татаризма: Мы не только тюрки, мы и монголы. Мы - люди, мы — монголы; мы - тюрки; мы - татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХ века татарского народа ещё не было. Его только пытались зародить.

Причем фактическое положение дел с кличкой татары было таким, что народ её считал ругательным словом. Сам же Ибрагимов Г. Каким надо быть подлецом, чтобы после этого навязывать родному народу ненавистную кличку татары! Третье течение, наверное, можно назвать рациональным. Его характеризовало стремление отстоять Истину и справедливость разумными политическими методами. Видным представителем этого течения был Садри Максуди.

В июле 1917 года, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане Внутренней России созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже, в Сорбонском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии Иттифак аль муслимин Союз мусульман , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской.

В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских болгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и др. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной Думы, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что термин татары … историческое недоразумение, что называть нас татарами неверно. Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917 года была провозглашена национально - культурная автономия Идель - Урал штаты, территория которой включала исторические земли Волжской Болгарии. Нейтральное название республики Идель — Урал, ни Болгария, ни Татария, обусловлено борьбой татаристов против С.

Максуди никак не хотел употреблять термин татары. Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе - парламенте республики Идель — Урал, руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени болгары в сознании народа. Если бы республика была названа Болгарской, то её силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских болгарских мусульман. Тем не менее, национальная государственность Идель — Урал штаты явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Её Конституция, подготовленная С.

Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России - это федерация. Он говорил: … мы не хотим быть свободными против русского народа, … мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, которого мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей из народа. Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918 года большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж.

Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига - этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации татары не что иное, как историческая ошибка…. Вернуться в окаянную Россию ему уже не суждено. Он работает профессором Сорбонского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он - профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю.

Несколько раз избирается депутатом Народного Собрания и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка - отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне.

Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава Богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993 году Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские болгары на протяжении веков, осуществилось. Русское иго кончилось! Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С. Максуди, не говоря уж о памятнике.

Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния. Уже через три месяца после объявления республики Идель — Урал к власти пришли большевики. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало царства добра и справедливости. Большевики разгромили и республику Идель — Урал, и Совет волжских болгарских мусульман и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г. Ибрагимов, который стал заместителем Сталина, а также М.

Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики Идель — Урал. Поэтому площадь возле Национально - культурного центра НКЦ города Казани, где установлен памятник свободе Хоррият, названа его именем: площадь Султангалиева. Это ли не кощунство!? Решение о создании татреспублики было принято на заседании политбюро РКПб в январе 1920 года. И уже в марте на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание болгарского народа против безбожного имени татары. Это восстание известно под названием Вилочное восстание.

Большевики безжалостно подавили его силами регулярных войск Красной армии, уничтожая при этом целые деревни. Затем отняли у крестьян весь урожай этого года и искусственно создали страшный голод 1921-22 годов. Опять умерло много народа.

Влияние Тюркского каганата на волжских булгар прослеживается в их языке, культуре и политических институтах. Воин тюрского каганата Однако Тюркский каганат также столкнулся с внутренней борьбой за власть. В конце концов, в середине VIII века он распался. Это оставило вакуум власти в регионе, и волжским булгарам снова пришлось прокладывать свой путь через меняющиеся политические союзы. Распад Тюркского каганата привёл к возникновению Хазарского каганата. Это было мощное тюркское государство, контролировавшего большую часть Северного Кавказа и восточноевропейские степи. Хазары были известны своей военной мощью, и они часто совершали набеги на соседние территории, в том числе на волжских булгар. Хазарский Каганат Хазарский каганат был уникальным государством во многих отношениях. Его правящая элита состояла из кагана, который был верховным правителем, и совета знати. Хазары также отличались религиозной терпимостью, что позволило им привлечь в свою империю самые разные народы, включая иудеев, христиан и мусульман. Хазарский каганат был крупным игроком в геополитике региона, он участвовал во многих конфликтах и союзах с другими державами, такими как Византийская империя и Арабский халифат. Карта Хазарского каганата В контексте Великого переселения народов Хазарский каганат играл важную роль в качестве буфера между расширяющимися империями Востока и Запада. Благодаря своей военной силе и политической смекалке, хазары смогли сохранить свою независимость на протяжении веков, хотя были окружены могущественными соседями. Хазарский каганат Они также служили каналом для торговли и культурного обмена между Европой и Азией, поскольку купцы со всего известного мира путешествовали по Шелковому пути и через Хазарский каганат. Хазарский каганат оказал значительное влияние на волжских булгар, которые жили в регионе к востоку от хазар. Волжские булгары были тюркским народом, создавшим мощное государство на берегах Волги, и испытали сильное влияние хазар в плане культуры, религии и политики. Однако часть их народа мигрировала на юг и поселилась на Балканах, где они стали известны как болгары. Считается, что булгары, поселившиеся на Балканах, слились со славянским населением, которое уже было там, и со временем эти две группы стали неразличимы. Однако связь между волжскими булгарами и современными болгарами — это не только вопрос происхождения. Существуют также культурные и языковые связи между ними. Например, болгарский язык — это славянский язык, который испытал сильное влияние тюркских языков волжских булгар. Кроме того, существует много сходств между болгарским и волжско-булгарским фольклором и традициями. Хотя точные подробности миграции волжских булгар на Балканы документально не подтверждены, очевидно, что они принесли с собой особую культурную и языковую идентичность, которая способствовала развитию болгарского государства. Сегодня болгары продолжают чтить своё волжское наследие через культурные фестивали, музеи и другие формы признания. Наследие волжских булгар, как в России, так и на Балканах, служит свидетельством непреходящего влияния древних цивилизаций на современную культуру и общество. Возникновение Волжской Булгарии Волжские булгары появились в VII веке в результате слияния различных этнических групп, населявших регион, включая финно-угорские племена и тюркоязычные народы. Точное происхождение волжских булгар до сих пор обсуждается историками, но считается, что они мигрировали из восточных регионов евразийской степи, возможно, с Алтайских гор. Воин Булгарии Народ славился своим мастерством верховой езды и воинской доблестью, что позволило им создать огромную империю, простиравшуюся от Каспийского моря до Уральских гор. Они также разработали сложную систему управления, в которой верховным правителем был хан, а совет знати давал ему советы. Картина — штурм города Биляр монголами в 1236 году Несмотря на свою военную и экономическую мощь, волжские булгары были уязвимы перед внешними угрозами, особенно со стороны Хазарского каганата, а затем и Монгольской империи. Монголы принесли с собой свои обычаи и традиции, и они оказали влияние на культуру и общество Волжской Булгарии. Однако, несмотря на это влияние, Волжская Булгария смогла сохранить собственную культурную и религиозную самобытность. Одним из самых значительных наследий Золотой Орды в Волжской Булгарии стало распространение ислама. Монголы были терпимы к различным религиям, и они позволили жителям Волжской Булгарии продолжать исповедовать свою религию. Однако они также поощряли распространение ислама, и в этот период многие жители региона перешли в эту религию. Золотая Орда Золотая Орда также сыграла свою роль в экономическом и политическом развитии Волжской Булгарии. Они создали систему налогообложения и управления, которая помогла сохранить стабильность в регионе.

Ханство волжская булгария

Падение Волжской Булгарии и зарождение Казанского царства освещаются сквозь призму искренних чувств двух молодых пар — булгарского воина Шептака и ханской дочки Айслу из XV века и студентов-историков Атнера и Эрбины из Чебоксар XXI века. Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством. Междуусобные войны золотоордынцев привели к падению Волжской Булгарии: Болгар, как и прочие города булгар, были сожжены войсками Тимура в 1395. Междуусобные войны золотоордынцев привели к падению Волжской Булгарии: Болгар, как и прочие города булгар, были сожжены войсками Тимура в 1395. Активные торгово-экономические контакты Волжская Булгария поддерживала с Русью, другими странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья. Поэтому локализация Волжской Булгарии на карте Ибн Хаукаля «привязана» к изображению реки Атил и тем народам, которые соседили с булгарами, прежде всего, к русам и славянам.

«Волжская Булгария»

Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство Волжские Булгары. Волжские Булгары. Šenger Tinĕs. Чувашский АкаТуй.
Куда исчезла Волжская Болгария Известно, что Волжская Булгария как независимое государство исчезла после монгольского нашествия в 1236 году.

Ханство волжская булгария

Посмотреть карту в Google Планета Земля. Волжская Булгария на карте Древней Руси выглядела примерно так. Оригинал взят у de_giz в Тартария и Волжская Булгария Всегда казалась несколько обидной устаревшая поговорка.

Белая мечеть и ханский дворец. Восточная сказка на границе с Ульяновском!

Одна из версий предполагает, что это произошло в XIV-XV веках в результате смешения булгар с кипчаками половцами. Однако это объяснение не отражает полностью историческую реальность и вызывает вопросы о том, почему булгары превратились именно в татар, а не в другие народы Поволжья. Тем не менее, в 1920 году Ленин создал Татарскую республику, а не Болгарскую республику. Вопрос о том, почему именно такое решение было принято, остается открытым.

Однако булгары не исчезли совсем, а превратились в различные этнические группы. Сформировавшееся Казанское ханство стало наследником волжских булгар, и они продолжали сохранять свою идентичность и культуру.

Помимо достопримечательностей на территории, с южной стороны музея-заповедника находится еще несколько мест, достойных посещения: музей хлеба, великолепная Белая Мечеть, и малый городок, которые также стоит посетить, но уже за отдельную плату. Музей болгарской цивилизации Музей болгарской цивилизации Музей посвящен истории исчезнувшей болгарской цивилизации, городу Болгар, а также истории его исследования. Большая часть экспозиции представлена артефактами, найденными во время археологических раскопок на территории заповедника, а также макеты зданий города, воссозданные в их первоначальном виде, всего более 1600 экспонатов. Музей по возможности стоит посетить в первую очередь, чтобы иметь представление о городе и государстве в целом. Но объективно стоит сказать, что музей выглядит пустоватым, экспонатов не очень много. Памятный знак и музей Корана Памятный знак и музей Корана Одним из красивых архитектурных сооружений, которое встречает туристов в Булгарах, является здание памятного знака, возведенного в честь принятия ислама волжскими булгарами. Это новодел, построенный в 2012 году, но интересен тем, что в нем располагается музей, посвященный исламу, в котором выставлен самый большой печатный Коран в мире. Вес священной книги — 800 килограмм, размеры — два на полтора метра.

Также здесь представлено Уникальное мозаичное панно, изображающее прибытие багдадских послов на Волгу. Нельзя сказать, что музей будет интересен каждому туристу, но миновать памятный знак вы никак не сможете, так как он находится практически в самом начале осмотра рядом с парковкой для электрокаров. Соборная мечеть и большой минарет Соборная мечеть и большой минарет Соборная мечеть Макет жилой застройки Соборная мечеть — архитектурный памятник XIII века, главная мечеть древнего города Болгар.

Так что выбор ислама был предопределен складывающейся политической конъюнктурой. Важную роль сыграли и активные торгово-экономические контакты Поволжья со странами Средней Азии — Хорезмом и державой Саманидов. Благодаря прямому торговому пути в Среднее Поволжье мусульманские купцы получили доступ к северным товарам в обход Хазарии. Да, приняв ислам, булгары оказались достаточно далеко от стран, где его исповедуют, возникла некоторая культурная изоляция. И вот это ощущение «оторванности», нахождение во враждебном окружении не могли не отразиться на общественном сознании булгар. Недаром целый ряд арабо-персидских авторов говорили об их походах на соседей как о «священной войне» против «неверных». В русской летописи о визите в Киев послов из Волжской Булгарии упомянуто следующим образом: «приидоша болгаре веры бохъмичи» славяне называли Мухаммеда — Бохмит.

Вообще для древнерусских летописцев «мусульмане» и «булгары» зачастую были синонимами. В 1219 — 1221 годах монголы разгромили могущественный Хорезм, расположенный на территории Средней Азии и Иранского нагорья. Волжская Булгария, будучи частью исламского мира, имела с Хорезмом тесные контакты и потому была хорошо осведомлена о происходящем. Угрозу со стороны монголов она ощущала очень отчетливо. Что, впрочем, не помешало ей в 1223 году успешно их разгромить. Тогда, после битвы на Калке, разбив войска русских княжеств, монголы ушли на восток через земли волжских булгар и потерпели от них поражение. Оно стало исключением на фоне тогдашних успехов монгольской армии. Подобного позора монголы не забыли и уже в 1229 году отомстили булгарам у реки Яик Урал. Спустя еще несколько лет Волжская Булгария была полностью разорена во время Батыева нашествия 1236 — 1237 годов. Из источников, которые в свое время собирал историк Василий Татищев, известно, что беженцы из Волжской Булгарии пытались спастись во Владимиро-Суздальской земле, где тогда княжил Юрий Всеволодович.

Татищев объяснял это тем, что Юрий Всеволодович надеялся на свою силу и был уверен, что сможет отбиться от вражеских полчищ. Закончилось все, как известно, трагически и для самого князя, который погиб в битве с татарами на реке Сить, и для всей русской земли. Основные города Волжской Булгарии в ходе Батыева нашествия были разрушены, часть населения бежала. Государство было включено в состав Улуса Джучи Золотой Орды , первой столицей которого в XIII веке был город Булгар… Кстати, именно тогда, во время нашествия монголов, по всей видимости, погибли булгарские письменные источники, поскольку ни один из них не дошел до наших дней. Кстати, от Золотой Орды до нас ведь тоже не дошло собственных письменных источников. Все, что мы знаем о ней, было написано соседями. В литературе можно встретить утверждение, что существует Булгарская летопись XVII столетия «Джагфар Тарихы» , но этот документ фактически равнозначен русской Велесовой книге, то есть это мифический источник, историки считают его откровенной подделкой. Текст, который вдруг появился в XX веке, и нет никаких доказательств, что он существовал ранее. Так что основное средоточие наших знаний о Волжской Булгарии — это русские летописи либо восточные хроники, как правило, арабские. И, конечно же, важнейшие — археологические данные.

В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет. Это поражение, как и поражение при Перване в 1221 году, стало исключением на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Была взята и сожжена её столица — Биляр , а также другие крупные поселения, — Болгар , Кернек, Жукотин, Сувар. Разорению подверглась сельская округа [17]. В 1220—1240-х годах после упорной борьбы Волжская Булгария завоёвана монголо-татарами и, сохранив некоторую автономию , включена в состав Улуса Джучи Золотой Орды , первой столицей которого в XIII в. Булгарская культура стала важнейшим компонентом золотоордынской культуры. Булгарские князья расширяли свою территорию главным образом в районах рек Вятка и Кама. После образования Золотой Орды волжские булгары болгары стали одним из компонентов в этногенезе современных татар, чувашей и башкир.

По мнению М. Худякова , конец надеждам на восстановление прежней Булгарии положило разграбление города Булгар русскими ушкуйниками — новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами [18]. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань [19]. В XV веке новым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань. В 1438 с приходом династии чингизидов под предводительством Улу-Мухаммеда на территории Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство [20]. Территория[ править править код ] В статье есть список источников , но не хватает сносок. Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники , подтверждающие информацию.

Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство

Скрин: Карта городов центральной части Булгарии в 8м — 16м веках. Волжская Булгария на карте древней Руси 10 век. Волжская Булгария была сильным государством, однако, как и многие другие государства, пала под натиском Монгольской империи в XIII веке. Урбанизация Волжской Булгарии способствовала развитию кирпичного ремесла, и кирпичная застройка получила широкое распространение. А в Волжской Булгарии законоведы были вынуждены кардинальным образом реформировать законоведческую практику и внести в нее изменения. Известно, что Волжская Булгария как независимое государство исчезла после монгольского нашествия в 1236 году.

Великий Болгар в Татарстане

Российские власти ни за что не хотели считать мусульман людьми, равными христианам. Болгары - мусульмане и налог платили больше, и мечети строить не имели право, и книги издавать им запрещали, и в солдаты отдавали большее число джигитов, и в избирательном праве были сильно ограничены. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг - возрождение независимой Волжской Болгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание болгар 1753 - 55 годов, которым руководил достойнейший из сынов болгарского народа мулла Батырша. Он призывал возродить Болгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших, вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создать свое духовное управление.

А с 1862 по 1922 годы выразителем интересов народа была мощная народная организация Совет волжских болгарских мусульман, имевшая главной целью возрождение Волжской Болгарии. Эта организация была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тысяч человек. Совет волжских болгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью, во что бы то ни стало, сохранить родное имя болгары, добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер её Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: Мы подняли зелёное знамя с изображением звезды и полумесяца…, защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей. Как видим, возрождение собственной государственности для волжских болгар не было самоцелью, а было средством обретения человеческих прав и свобод; необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно только восстановив свою родную Волжскую Болгарию.

Тут уместно будет сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. Итак, мы подошли к ХХ веку, и видим, что и в начале 20 века татары в России ещё не появились. Не пришли ещё татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб в 1907 году, гдк прямо записано: Татар, как отдельного народа не существует. И далее продолжает, что термин татары - собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление - называть разные народы одним именем - мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название индейцы применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом.

Очевидно, что болгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских болгар в казанских татар. Почему и как это произошло? В начале ХХ века великорусский шовинизм переживал свой зловещий расцвет. И не всем было дано стойко противостоять его гнету. Многие не выдерживали. И вот под этим давлением этнонимическое сознание волжско - болгарского народа раскололось на три больших течения.

Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских болгарских мусульман, называемое ещё Ваисовским движением по имени лидеров её — отца и сына Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии татары. Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла.

Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Ибрагимов, именем которого названы институт языка, литературы и истории ИЯЛИ АН РТ, и один из проспектов нашего города, так изложил основной тезис татаризма: Мы не только тюрки, мы и монголы. Мы - люди, мы — монголы; мы - тюрки; мы - татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХ века татарского народа ещё не было. Его только пытались зародить.

Причем фактическое положение дел с кличкой татары было таким, что народ её считал ругательным словом. Сам же Ибрагимов Г. Каким надо быть подлецом, чтобы после этого навязывать родному народу ненавистную кличку татары! Третье течение, наверное, можно назвать рациональным. Его характеризовало стремление отстоять Истину и справедливость разумными политическими методами. Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917 года, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане Внутренней России созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность.

Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже, в Сорбонском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии Иттифак аль муслимин Союз мусульман , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских болгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и др. Два созыва подряд С.

Максуди был депутатом Государственной Думы, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что термин татары … историческое недоразумение, что называть нас татарами неверно. Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917 года была провозглашена национально - культурная автономия Идель - Урал штаты, территория которой включала исторические земли Волжской Болгарии. Нейтральное название республики Идель — Урал, ни Болгария, ни Татария, обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин татары. Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе - парламенте республики Идель — Урал, руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени болгары в сознании народа.

Если бы республика была названа Болгарской, то её силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских болгарских мусульман. Тем не менее, национальная государственность Идель — Урал штаты явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Её Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России - это федерация. Он говорил: … мы не хотим быть свободными против русского народа, … мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, которого мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей из народа. Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры.

В апреле 1918 года большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига - этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации татары не что иное, как историческая ошибка…. Вернуться в окаянную Россию ему уже не суждено. Он работает профессором Сорбонского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию.

Там он - профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю.

Царство, основанное ордой Котрага, достигло не меньшего процветания, чем царство его брата Аспаруха. На Волге найдено 190 городищ и 900 селищ, населённых когда-то булгарами, и большинство из них были построены до монгольского нашествия. В царстве жили также эрзяне, мокшане, марийцы, русы и армяне; не запрещалось исповедовать никакую религию и разрешено было ставить православные храмы.

Булгары Волги чеканили собственные серебряные монеты и вели записи, принимали арабских послов, возводили крепости и мечети. В Булгарии были развиты ремёсла и торговля, здесь растили хлеб и разводили скот так успешно, что хватало на продажу соседям, хватало рыбаков и охотников, так что питание большинства жителей царства, похоже, было очень здоровым и разнообразным. Волжская булгарка от художника Булата Гильванова. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения.

В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. Его сын, Владимир, тоже приходил с войском, но в итоге заключил с булгарами мир. После этого булгары предложили Владимиру принять ислам, но он, в итоге, предпочёл православие. Вместо обмена верой Владимир заключил с булгарами торговый договор, так что между Киевским княжеством и булгарским царством стали свободно и очень активно ходить купеческие суда.

В двенадцатом веке булгар пытался завоевать вступивший в союз с половцами Юрий Долгорукий. Поход он предпринял по настоянию отца, Владимира Мономаха. Булгары в долгу не оставались и время от времени, успешно или нет, пытались взять русские города. Торговле это почти не мешало: за годами набегов шли года перемирий.

Легендарная булгарская воительница Алтынчеч от художника Булата Гильванова. Во время великого западного похода монгол булгары, вместе с половцами, эрзянами и мокшанами, стали первым заслоном Европы на пути войск Субэдэя. Монголы разбивали войско за войском и разоряли село за селом, раскатывали по брёвнышку крепости и сжигали мечети. Многие мирные булгары — женщины, дети, старики, не ушедшие в ополчение ремесленники — искали защиты в русских городах, но города эти были позже сожжены вместе с населением за сопротивление.

Наконец, в 1236 году Субэдэй полностью разорил и подчинил себе Булгарию.

Чуть позднее был заключён торговый договор 1006 г. Военные столкновения, конечно, тоже имели место быть. Болгары ненадолго овладевали Муромом 1088 г. В 1120 г. Юрий Долгорукий участвовал вместе с половцами в походе на Волжскую Болгарию. Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский и, «по совместительству», наполовину половец, нанёс визит болгарам в 1172 г. Двенадцать лет спустя Всеволод Большое Гнездо также пару раз ходил на болгар. В 1220-х гг.

Владимирское княжество и Волжская Болгария подписывают два соглашения о мире, и между сторонами устанавливается внешнеполитический консенсус. Однако новая угроза из монгольских степей меняет восторжествовавшую было дружелюбную атмосферу. Боевые кочевники Золотой Орды наносят ряд болезненных поражений болгарам и быстро захватывают их территории. После этого Волжская Болгария перестаёт существовать как самостоятельное государство. В дальнейшем болгары не раз поднимали восстания, но ордынцы методично и жестоко их подавляли. Цифрами обозначены: 1 — провинция Ура; 2 —провинция Байгул; 3 — Провинция Тубджак; 4 — центральная территория Болгарии с европейскими провинциями. Впоследствии волжские болгары, смешавшись с пришлыми татарами-кыпчаками, возвращаются на историческую арену вместе с Казанским ханством XV в. После взятия Иваном Грозным Казани 1552 г. С другой стороны, пересматривается вопрос об этническом статусе татар и чувашей, что, учитывая многовековую историю этих наций, не совсем корректно.

Безусловно, волжские болгары — прямые предки татар и чувашей. Точно так же и нынешние русские — прямые потомки жителей Киевской Руси. Всё-таки этногенез дело непростое, небыстрое. У него есть свои этапы, свои названия и самоназвания. Волжские болгары, грубо говоря, — это один из этапов этногенеза современных татар и чувашей. Так что попытки обратного переименования татар в волжских болгар, а русских в полян, кривичей и дреговичей — не совсем правильны.

А во-вторых, несравненные сапоги из юфти специально обработанной кожи.

Такие сапоги на Востоке даже прозвали «булгари» то есть «булгарские». Не стала исключением и Волжская Булгария. Сейчас археологи насчитывают порядка 170 булгарских городов это те, чьи следы удалось обнаружить. Крупнейшими из них были Булгар, Биляр и Сувар. Вид города Биляра с горы Балынгуз. Булат Гильванов, 2017 год. В начале 13-го века, накануне монгольского нашествия, Биляр достиг размеров, потрясающих воображение.

Русские летописцы называли его «Великим городом». По площади 500 га и численности населения до 50 тыс. Города Волжской Булгарии росли небывалыми темпами Город окружали три ряда укреплений, общей протяжённостью более 10 км. Здесь, в Биляре, находилась резиденция эмира и располагалась центральная соборная мечеть «джами». Кстати, одна из древнейших в Восточной Европе! Биляр был многонациональным городом — открытым для всех, кто приходил с добрыми намерениями лучше всего, конечно же, если «по торговой надобности». В Биляре имели свои представительства русские, хорезмские и армянские купцы, жили наёмные воины из Скандинавии, трудились выходцы из финно-угорских народов Поволжья.

Берестяные грамоты и обсерватории Вместе с принятием ислама в Булгарию пришла и арабская письменность. Стоит отметить, что в местном обществе знание ценилось весьма высоко. Средневековые арабские путешественники отмечали, что булгары «презирали невежество и ограниченность познаний». Сами булгары, по мнению тех же арабов, отличались «осведомлённостью и ясностью ума». Уже в 10-м веке в Булгарии в городах существовали своего рода «начальные школы». О грамотности не только правящей верхушки, но и простых ремесленников свидетельствуют надписи, сделанные мастерами на своих изделиях. Текущую переписку вели на досках, покрытых воском, и на бересте.

Но для важных документов предпочитали использовать бумагу. К сожалению, нашествие монголов уничтожило почти все письменные памятники Булгарии. Но в арабских хрониках сохранились упоминания о булгарских учёных, медиках, историках.

«Про татар мемуар». Глава 1: Булгар

Во́лжская Булга́рия (Серебряная Булгария, Болгарское ханство, Булгарское ца́рство, Волжско-Камская Булгария (Болгария Волжско-Камская); тат. Идел буе Болгары, чуваш. Волжская Булгария относительно недавнее нововведение от представителей татар с желанием удревнить историю своего народа. Волжские Булгары. Волжские Булгары. Šenger Tinĕs. Чувашский АкаТуй. 22 янв. Вступить. Карта Волжской Булгарии / Закамского царства. Историческая карта Волжской Булгарии издания Алексея Ильина.

Карта волжской булгарии на современной карте

Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. 986 год: посольство из Волжской Булгарии посетило Киев с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар. 22 янв. Вступить. Карта Волжской Булгарии / Закамского царства. Достопримечательность «Городище Булгар» по адресу Республика Татарстан, Спасский район.

Распад Великой Булгарии: четвертая Орда уходит на Волгу. Почему возникла Волжская Булгария?

Указанные события были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана. В 985 Киевский князь Владимир в союзе с торками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор: "Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И приде Владимиръ къ Киеву» [8]. В 986 из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар. Государство Булгар и сопредельные государства, 1025 В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии. В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар.

В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар. В 1217 — 1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель.

Город до сих пор хранит немало тайн и загадок, преподносит все новые и новые сюрпризы историкам во время археологических раскопок. Для начала заглянем в летопись истории. История этого уникального города начинается в далеких 8-9 веках, когда из южных районов Приазовья и Причерноморья пришли в благодатное место слияния Камы и Волги племена булгар и сувар из распавшейся империи — Великой Болгарии, и, завязав дружественные отношения с местным населением, основали здесь со временем самое первое раннефеодальное государство на Средней Волге. Дальнейшая история развития города Булгары подробно описана здесь. Мы же пройдем по страницам истории дальше, и остановимся в настоящем времени. Да, безусловно, сегодня Болгары уже не имеют такого великолепия и значимости, какое имел этот город во времена, когда расцветало государство Волжской Булгарии.

Автор Равиль Загидуллин Государство было многонациональным. Наряду с булгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов, другие малые народы. В Болгар на автобусе: групповая экскурсия Занятия и обычаи булгар Расположение государства определяло наиболее выгодные направления развития экономики Волжской Булгарии. По водному пути через Волгу лежал главный торговый путь из Каспийского моря в Европу. Стоящие на Волге города становились торговыми центрами. Земли вдоль рек были плодородны, давали обильные урожаи. На них эффективно было заниматься земледелием. Местное население преуспело в этом. Высаживалось много видов зерновых. Часть из полученных урожаев шла на экспорт в другие страны. Покупателем зерна была и Русь, что хорошо помогало стране в голодные годы. Быстро приноровились переселенцы к новым условиям при разведении скота. Если ранее степные просторы стимулировали кочевой образ жизни, то переместившись на север булгары поняли, что здесь эффективнее оседлое хозяйствование. В новых местах разводили коров, коз, овец, птицу. А булгарские кони имели постоянный спрос иностранных покупателей. Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России. Славились за пределами страны и изделия булгарских ремесленников. Здесь искусно обрабатывали камень, металл, кожу. Гончары достигли высот в изготовлении своих изделий. Оружие, повозки, орудия труда продавались в соседние страны. Перстни, изготовленные волжскими булгарами Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама. На заметку! У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку! Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом». За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше. Торговля Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара — столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки. Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары. Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства.

Волжской Булгарии Болгар. Основатель Великой Булгарии. Достижения Великой Булгарии. Религия Великой Булгарии. Великая Булгария краткая характеристика. Великая Булгария территория таблица. Волжская Булгария история кратко. Волжская Булгария Великий Болгар. Фестиваль «Великий Болгар» в Казани. Великие булгары Болгар. Булгар Рыцарский турнир. Волжская Булгария 11 век. Расселение волжских Булгар. Великая Болгария 7 век. Территория Волжской Булгарии на карте древней Руси. Князь Владимир и Волжские булгары. Хан Алмуш Волжской Булгарии. Волжско Камские булгары это. Тайбуга Хан. Булгарский Хан. Ганбат Бадамханд Куликовская битва. Кутригуры племя. Фестивалю средневекового боя «Великий Болгар». Волжская Булгария Казань. Фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» 2020 сыерху. Великие булгары реконструкции. Волжская Булгария отношения с соседними государствами. Великая Булгария кратко. Карта государства Великая Булгария в 7 веке. Волжская Булгария торговые пути. Хазарский каганат и Великая Булгария карта. Крупнейшие реки на территории Волжской Булгарии. Карта Волжской Булгарии 13 века. Территория Волжской Булгарии в 6-9 веках. Хазарский каганат и Волжская Булгария. Основное население Волжской Булгарии. Булгарские племена на Северном Кавказе. Карта Волжской Булгарии с городами. Биляр город Волжской Булгарии на карте. Волжская Булгария 882 столица. Муромский городок Волжская Булгария. Великая Булгария карта в 15. Великая Булгария карта 4 класс. Пограничная крепость Волжской Булгарии Казань. Столица Булгарии в 10 веке. Волжская Булгария в 10 веке. Великая древняя Болгария. Волжская Булгария страны. Появление Волжской Булгарии. История принятия Ислама в Волжской Булгарии кратко.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий