Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны.
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?
К примеру, стандартной платой для новгородских извозчиков были пять рублей в год, а также необходимый запас зерна для коней или вместо этого денежная компенсация, соизмеримая с ценами на зерно в этом году. В некоторых случаях договор составлялся между самим населенным пунктом и ямщиком. Последний обеспечивал исполнение ямской повинности, а вместо этого жители деревни обеспечивали ямщика установленным годовым жалованием. Также жители занимались расчисткой дорог, а самого ямщика освобождали от положенных податей. Закон довольно четко указывал обязанности, которые должны были исполняться ямщиком. Человек, который занимался извозом, обязан был располагать тремя меринами, а также быть грамотным, так как в его обязанности входил учет всех путешественников. Он имел право спросить проезжую грамоту, а также указывал прогоны. Особого обмундирования ямщику не полагалось, поэтому каждый носил то, что имел. Об этом довольно ярко свидетельствует образ ямщика, оставленный Николаем Гоголем. Работа ямщиков высоко ценилась в обществе, так как его услуги могли потребоваться в любой момент Поделитесь статьёй в социальных сетях:.
До 18 столетия данное слово повсеместно используют в отношении стоянок, которые обеспечивали отдых для путников во время путешествий. Также ямы выполняли и почтовые функции. Только в конце 18 столетия ямы заменяют почтами. Данная частица и сегодня встречается в названии многих населенных пунктов, к примеру, Ям-Ижора, что в Ленобласти. Слово использовали и в отношении особой повинности, существовавшей в княжеский период.
Она заключалась в том, что каждый владелец повозки должен был обеспечить перевозку государственного служащего, а также его имущества, если он не имел своего собственного коня. В 13 столетии появилось отдельный термин для повинности, которую начали называть повозом. В дальнейшем эта обязанность была расширена и жители определенных населенных пунктов отвечали за состояние близлежащих дорог, а также предоставляли государству подводы в случае необходимости. Ямские охотники, как называли извозчиков в 16 столетии, даже получали от государства помощь, как в натуральном, так и финансовом виде. Уже в следующем столетии ямщиков начинают выбирать среди жителей слободы. Данная профессия становится все более прибыльной, а сам человек, который занимается извозом, был свободным и владел небольшим наделом земли.
Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В другом источнике указано что по Высочайшему повелению, после занятия Большой армией Москвы граф П. Голенищев-Кутузов , собрал между Москвою и Вышним Волочком 3 747 ямщиков, из которых сформировал казачий Ямской полк и конную артиллерийскую полуроту [13]. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. Дибича, В. Гарпе, М. Воронцова и И. Галатте де Жепола на территории Пруссии , герцогства Варшавского, Саксонии , Мекленбурга , в 1814 году — на территории Франции.
Влияние на культуру[ править править код ] Фигура ямщика запечатлена во многих произведениях литературы, искусства и народного творчества, например:.
Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей, прикрытые сухими кокосовыми листьями.
Все богачи скряги. Поэзия та же добыча радия и т. Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет. Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им.
Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила. Цель подготовительного этапа — создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5-го класса знакомятся впервые. Осознать употребление двоеточия ученик может при условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к однородным членам.
Объяснение правила начинается с анализа примера. Обобщающее слово заключается в прямоугольник, однородные члены подчеркиваются условными обозначениями. Вот так выглядит пример: Дети, старики, женщины — [ все] смешалось в живом потоке. Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения. После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений — расстановке пропущенных знаков.
Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания.
Когда я на почте служил ямщиком…
В 1837 г. Ист: Исторический и географический путеводитель по Курской губернии от Орловской границы до Харьковской. Составлен В. Левашевым в 1837 г.
Ямщик не был аналогом "таксиста", как пишут в некоторых ответах. Правильнее провести аналогию с военным водителем - срочником или сверхсрочником. В самом младшем звании - рядовой, ефрейтор. Престижно ли это? Не очень. Денежно ли?
Тогда были установлены и постоянные дороги для почтовых сношений, и постоянные почтовые пункты, на которых всего удобнее было переменять лошадей.
Прежде ямскую повинность несли все жители почтовой полосы, которые должны были во всякое время давать подводы в натуре и отвлекаться от хозяйства, превращаясь на время в ямщиков. Реформа же XV столетия облегчила тяжесть ямской повинности и дала возможность окрестным жителям избирать из своей среды особливых людей, которые должны были селиться в определенных местах и производить за всех ямскую гоньбу. Эти люди получили название «ямских охотников» или «ямщиков», а места их поселения — «ямских слобод», или просто «ямов». Все те лица, которые прежде несли ямскую повинность в натуре, теперь должны были уплачивать особый сбор в казну, и этот сбор служил источником жалованья и прогонов, которые стали выдавать специально избранным ямщикам. Такое устройство ямских учреждений существовало уже при Иоанне III и было им распространено повсюду, став предметом его особенных попечений. Даже в духовном завещании Иоанн IIIнаказывал детям: «а сын мой Василий в своем великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дорогам, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне… а дети мои по своим отчинам держат ямы и подводы…». Из книги: Ю. Беседы о русской культуре. Особенно правильный и единообразный вид «ямы» получили при Борисе Годунове, который заводил «ямы» и «ямщиков» даже в Сибири. Значительно было улучшено ямское дело также и при Михаиле Федоровиче.
Платежу ямских денег, а также поставке ямщиков, подлежали все посадские и уездные люди, кроме только тех, которые были освобождены от этих повинностей особенными царскими грамотами. К числу освобожденных принадлежали люди поместий патриарха, некоторых митрополитов и монастырей. Сбор на ямы производился особыми ямскими сборщиками и взимался с сохи. При Борисе Годунове и Василии Шуйском брали с сохи ямского бора по 10 рублей; при Михаиле Федоровиче этот сбор значительного увеличился. Ямская гоньба, как свидетельствуют очевидцы, производилась у нас быстро: указом Иоанна IV, например, повелевалось погонять наши гонцы, не удержав ни часу. Герберштейн, бывший в России при Василии Иоанновиче, удивляется обилию лошадей на станциях и быстроте их езды. По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта. Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты. Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации.
Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева. Из книги: А. Мир альбомного рисунка. Наши ямы, до их превращения в почту, предназначались исключительно для правительства. В ямских учреждениях почти отсутствовали те признаки, которые характеризуют почту в современном ее значении. Ямские лошади служили для перевозки иностранных послов и гонцов, различных лиц, посылавшихся по делам государственным, по делам государевой казны, для собирания различных местных податей и естественных произведений, требовавшихся для царского стола, т. Кроме того, при существовании ям не было постоянных курсов, не было и постоянных почтарей. Рассылка государевых грамот и всей правительственной корреспонденции производилась при посредстве нарочных гонцов, а поэтому трудно предположить, чтобы частные люди могли пересылать свои письма при посредстве ям; торговые люди и вообще все те, кто нуждался в отправке писем, нанимали, видимо, своих гонцов. Иоанн Грозный позволил сделать исключение для английских купцов, разрешив им пользоваться ямами, но лишь в случае крайней нужды.
Указанные недостатки наших ямских учреждений и несоответствие их с интересами народившейся торговли и промышленности, да и вообще с культурным и политическим состоянием России, уже, так сказать, готовившейся к преобразованиям Петра Великого, были причиною тех коренных реформ, которые начались в царствование Алексея Михайловича. При нем, в целях лучшей организации дела, почта была передана в частные руки. В 1668 году почта эта передана была иноземцу Леонтию Марселиусу с тем, чтобы она ходила ы продолжение посольства от Москвы до Курляндии, а по окончании его — через Смоленск в Вильну, но уже на ямских подводах. Это обстоятельство, без сомнения, было последствием того условия, которое вошло в заключенный в Москве между российским и польским послами договор, по которому для облегчения политических сношений между государями , «а наипаче для преумножения обоим государствами торговых пожитков», постановлено было, вместо гонцов, учредить правильную почту: от пребывания короля до местечка Кодина на границе принадлежавшего Польше Мстислаского воеводства и из Москвы чрез Смоленск в соседнее с Кодиным местечко Мигновичу пограничное с поступившим под державу русскую Смоленским воеводством. За перевозку частной корреспонденции предполагалось назначить соразмерную плату. Из книги: Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. Том II. Почта фан-Сведена ходила два раза в неделю в Вильну и Ригу и постольку же раз получалась в Москве. Кроме писем, с этой почтой получались как печатные, так и писаные голландские, гамбургские и кенигсбергские ведомости. Такса была до Риги 10, а до Берлина 25 копеек с каждого золотника.
Почта фан-Сведена, а также и Леонтия Марселиуса, организовавшего свою вольную почту из Москвы в Ригу и Вильну в течение 1668-76 г. Виниус стал отправлять и получать заграничную русскую корреспонденцию чрез Вильну и заключил в 1685 году с Виленским почтмейстером особенный договор, в котором подробно определен был срок прибытия заграничной корреспонденции в Москву и по которому грамоты государя всея России и короля Польского далжны были быть привозимы безденежно, а с частных и посылаемых к другим государям писем и посылок назначен был сбор: с писем — с лота, а с посылок — с фунта. В том виде, каким организовал почту Виниус, она представляла громадные удобства правительству, а потому пересылка все правительственной внутренней корреспонденции, а также и корреспонденции иноземной или, как тогда ее называли, «немецкой», производилась при содействии этого нового почтового учреждения. Вскоре повелено было учредить почту от Москвы через Ярославль и Вологду до Архангельска, и устроить по дороге ямы из ямщиков на прежних основаниях. Этот почтовый тракт имел, главным образом, в виду иноземные почтовые отправления. Проницательный ум Петра Великого оценил все важное значение почтового дела, и он приложил много усилий для дальнейшего его развития. Забота его выразилась, главным образом, в том, чтобы вместо нескольких почтовых трактов существовавших тогда у нас распространить их, сколько возможно, по всему государству.
На ям выделяли землю, на которой можно было вести хозяйство для самообеспечения. Быть крестьянином государственным - денежно? Капитал не накопишь, но и не нищий, голодать не приходилось. Люблю читать и узнавать новое... Даля слово ямщик расположено в колонке ,,Ям",с татарского -селение. ЯмщИк -крестьянин на яму,для почтовой гоньбы на своих лошадях,за что он освобождался от подушного в старину :рассчитываемый по душам,отдельным людям налога.
Что такое ямщик? Кратко о профессии
А знаете ли вы, как появились на Руси ямщики? Историки утверждают, что в 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за поч. Ямщиков набрали из беднейших слоев населения, им отвели пахотные земли и луга, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов.
На ямах и в ямских слободах
Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов. Смотреть что такое «ямщики» в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. а виноват смотритель. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством.
Русский ямщик – а вы знали, что…
Работа ямщика требовала огромной физической силы и специальных навыков. Он не только должен быть хорошим наездником, но и знать, как держать поводья, управлять лошадью и заботиться о ней. Ямщики были также ответственны за обслуживание повозок, их ремонт и поддержку в хорошем состоянии.
Буду вам благодарен, если вы меня поддержите и подпишитесь на канал!
Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки.
Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению.
Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии.
Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком.
Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.
С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными.
Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции.
До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть.
Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой».
Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции.
А также с кучером - как более общим термином. Ямщик не был аналогом "таксиста", как пишут в некоторых ответах. Правильнее провести аналогию с военным водителем - срочником или сверхсрочником. В самом младшем звании - рядовой, ефрейтор.
Престижно ли это? Не очень.
"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"
Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье. Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили. Таким образом, ямщик — это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение.
Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире.
К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate. Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно.
На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло.
Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни. Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей.
Тряпичники считались маргиналами и бедняками. А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние. Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики. Деятельность тряпичников была такая актуальная и прибыльная в своё время, что они нередко собирали отходы не только по собственной инициативе, а ещё работали после заключения полноценных контрактов, например, на ярмарках, занимаясь оптовой скупкой.
Выглядели неопрятно, а зарабатывали неплохо. В результате вещи стали намного дешевле и разнообразнее по ассортименту, а потому старый хлам, собранный без сортировки обыкновенным человеком, быстро стала морально устаревшей. А со временем правительство ряда европейских стран и вовсе запретили этот род деятельности на официальном уровне. Крючник Не существующий ныне вариант портового грузчика.
Но куда более интересными были другие люди, называвшиеся тем же понятием, а промышляли они деятельностью грузчиков, работавших на перевалке корабельных грузов. Причём локализация у них была довольно узкой - это Поволжский регион. Но был и своеобразный центр их работы в виде города Рыбинска - по информации редакции novate. Рыбинск - центр работы крючников.
Однако несмотря на свою мелководность здесь вполне себе удаётся рыбалка на плотву, голавля и даже леща. И самим поесть, и котов накормить. Плодородная земля, окаймлённая со всех сторон лесами и начинающейся в этих краях Бугульминско-Белебеевской возвышенностью Уральских гор, со множеством родников и речушек, позволяет местным заниматься скотоводством и земледелием. Первыми здесь поселились мокшаны, затем мордва. Постепенно мордовский язык стал забываться, и село стало русскоязычным. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. Так он ещё до отмены крепостного права даровал ямашинцам вольную грамоту.
И село стали называть Вольными Ямашами. Сегодня, кроме Ямашей, в наше сельское поселение входят деревни Красная горка и Рокашево. Сама Анна Александровна родилась в городе Брежнев. Но все её предки всегда жили на этой земле. Да так здесь и остались. Здесь я училась, здесь и пригодилась… Тот же зов крови предков — вольных ямашинцев, вероятно, вселился в сегодняшних молодых ребят из села. Всё больше среди них появляется любителей горных мотоциклов.
Даже нынешний День Победы они отметили мотопробегом. Зимой эти ребята пересаживаются на снегоходы и покоряют дальние заснеженные расстояния. И теперь во многих деревнях жители временные — дачники, живущие в старых родительских домах с весны по осень. Садись, поболтаем. Поболтать и мы не прочь. Присоединяемся к дачницам. Слушаем: — Раньше-то здесь жизнь кипела.
Детей полно было. Теперь чуть больше ста в местной средней школе учится.
Следует различать: ямщики — это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики — водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов.
В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду.
За поездку ваньки брали 30—70 копеек. Грузовое такси — ломовики — работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля.
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
По скорости русские ямщицкие экипажи оставляли далеко позади иностранные. Не зря иностранцы, будучи проездом, так боялись ездить с ямщиками. Первый российский паровоз отставал от них. Буду вам благодарен, если вы меня поддержите и подпишитесь на канал!
Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки.
Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению.
Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии.
Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком.
Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.
Read the Privacy and Cookie Policy I accept На ямах и в ямских слободах Ямскую гоньбу гоняли охотники, выбираемые из податных крестьян. Мы не можем с точностью сказать, какие документы являлись основанием для избрания ямщиков. Возможно, так же как во второй половине XVII в. Но ничего подобного пока не обнаружено. Несмотря на то что нам не известны требования, предъявляемые при выборе ямщиков, тем не менее собственно процедуру избрания можно до мельчайших подробностей восстановить по старинным актам. Когда приходил указ об устройстве яма, местные власти посылали специального чиновника, называвшегося «стройщиком». Если стан был крупный, то стройщик приезжал из Москвы. В этой роли выступали чаще всего дети боярские или дьяки не из числа влиятельных. Организация ямов не считалась почетным делом.
Всему роду Пожарских при местнических спорах ставилось в укор, что один из них — князь Иван Петрович — был назначен ямским стройщиком в Тулу в 1601 г. Нового гонщика избирали в присутствии его односельчан. Происходило это в приходской церкви. Будущий ямщик приводился к крестному целованию и давал обязательство «ямскую гоньбу гонять с прежними ямскими охотниками в ряд, а на кабаке не пропиваться, и зернью в кости и в карты не играть, и никаким воровством преступлением против государства не воровать, и никуда не збежать, и ямской гоньбы жеребьев своих в пусте не покинуть» [34]. При выборе приходским священником составлялся «излюбленный описок» — своего рода поручательство. Его подписывало человек восемь или десять односельчан выбранного. В списке говорилось, что новый ямщик — «человек добр и семьянист, и животом прожиточен состоятелен , и Государеву ямскую гоньбу ему гонять мочно» [35]. Ямщиками выбирали обычно грамотных крестьян. Новый охотник грузил на подводы весь свой скарб, забирал семью и отправлялся на государеву службу.
Если на стан, где должен был поселиться ямщик, нужно было ехать через Москву, выбранный являлся в Ямской приказ. Здесь он под расписку сдавал свою «поручную запись» и «излюбленный список» его односельчан. В приказе ямщика записывали в книгу и с этого момента он становился государственным служилым человеком. Если же новое место жительства ямщика находилось в противоположной от Москвы стороне, то все документы он сдавал старосте своего яма. Стройщик не только выбирал ямщиков, но и, это самое главное, наделял охотников землей. Ямская земля делилась на несколько частей: 1 земли под ямской приезжий двор и под слободу; 2 пашни, луга и лесные угодья; 3 ямских оброчных деревень — поселений, жители которых гоньбу не держали, но были обязаны снабжать ямщиков хлебом и сеном [36]. Под ямской приезжий двор, на котором останавливались путешественники и где впоследствии происходил обмен сумами с письмами между почтарями, в рядовой слободе отводился участок 30X40, 40X40 или 50X50 саженей. В крупных городах, таких, как Тверь, Калуга, Ярославль, он устраивался вдвое больше. В Москве, Новгороде, Тюмени приезжий двор был не только административным центром слободы и выполнял другие функции.
Размер земельного участка под ямскую слободу зависел от числа ямщиков, точнее, от паев, которых в ряде случаев бывало меньше, чем гонщиков на стане. До середины XVII в. Большая слобода — преимущественно в больших городах, второго и третьего разрядов — уездные. Слободы на десять паев назывались окольными. Они ставились на длинных перегонах между крупными ямами и предназначались в основном для смены лошадей скорым гонцам. Были еще ямы поперечные — небольшие поселения на проселках в стороне от главных дорог. В них проживали от 2 до 5 охотников. В административном отношении они были подчинены уездным слободам. Таков был размер ямских станций, предусмотренный законом.
В действительности это положение почти никогда не соблюдалось, особенно на дорогах с интенсивным движением. Ежегодно Ямской приказ рассылал в другие учреждения десятки памятей о том, что он увеличил на таких-то ямах число паев «в прибавку к прежним» [36]. Долгое время размеры участков ямщиков никак не лимитировались. В конце XVI в. Под дворы охотников по указу отводилось в Москве 40X25 саженей, в остальных городах 40X7,5 саженей. Так, в Касимове в 1627 г. Им же под огороды добавляли в среднем каждому по 17X79 саженей. В Муромской слободе на 63 человека ямщиков обнаружили излишек земли только под дворами в 24,5 десятины [37]. Ямские приказчики получали обычно участки двойного размера.
Особенно широко жили новгородские приказчики. У каждого двор и огород занимал более двух десятин. До первой четверти XVII в. Норма определялась на глаз и зависела в основном от доброты стройщиков, которые старались не обижать ямщиков. Так что каждый охотник получал столько земли, сколько хотел. Часто выделение надела гонщикам отражалось на материальном благосостоянии местного населения. И это порождало бесконечные споры. Наконец, в 1627 г. Пожарского было разработано единое положение о ямском земельном наделе.
Особо важным слободам — московским, новгородским и владимирским — выделяли пахотной земли 10 четвертей и сена 40 копен на пай. Приказчики получали вдвое большие наделы. Впоследствии при создании института почтарей дворы и земельные наделы им выдавались из того же расчета. Четверть — это много или мало? Ее размер зависел от качества почвы. На хороших плодородных землях она составляла полдесятины. Для худших земель площадь четверти увеличивалась иногда до 1,5 десятины. Как правило, пашни и луга охотникам выделялись по возможности ближе к яму. Случалось, что земли давали где-нибудь в уезде.
Такой надел, однако, ямщики считали несправедливым.
Ключевой деятельностью этих людей была перевозка различных грузов по челночным маршрутам с севера на юг и в обратном направлении. Но чаще всего их знают по своему самому известному грузу, как доставщиков соли, но также они нередко перевозили зерно и древесину. Работали они группами, объединяясь в полноценные караваны из повозок с навьюченными волами. Последних, кстати, выбирали неслучайно: они были достаточно выносливыми и сильными, чтобы переживать столь долгий путь. Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год.
Оказывается, в XVI — XVIII веках территория Причерноморья была малозаселённым регионом, известным в исторических документах и картах под топонимом «Дикое поле» - такая ситуация сложилась потому, что в этот район регулярно набегали крымские татары, то кочевники вроде ногайцев. А значит, что ограбления грузовых караванов были привычной действительностью. Вот поэтому чумакам нужно было обладать ещё и боевыми навыками. Чумаки - это не только торговцы, но и умелые воины. Поэтому в один сезон им приходилось производить несколько подходов к перевозке туда-обратно. Впрочем, даже три-четыре рейса в несколько месяцев не мешали чумакам отлично заработать.
Подтверждают это сохранившиеся документы, которые подтверждают, что даже самые недоходные чумаки, владевшие до десятка возов, были намного богаче своих соотечественников, занимавшихся традиционными крестьянскими занятиями. Чумацкий воз в современной музейной экспозиции. Причём происходить это стало намного раньше, чем у вышеупомянутых профессий: чумаки были вытеснены за пределы настоящему времени с момента появления и развития железных дорог: чем больше распространялась сеть поездов, тем сильнее уменьшались масштабы работы перевозок волами. Ямщик Те самые архаичные извозчики. А ведь историю этого занятия официально отсчитывается с феномена гоньбы: специфической государственной натуральной повинности, заключавшейся в обязанности крестьян заниматься транспортировкой почты либо пассажиров на своих лошадях по приказу чиновника или аристократа. Причём в рамках гоньбы им приходилось заниматься этим совершенно бесплатно, так что нет ничего удивительного в том, что выполнение крестьянами данной повинности отличалось, мягко говоря, недобросовестностью.
Ямщиков и на картинах рисовали. И подход к этому вопросу оказался комплексным: сначала ямщиков выделили в особую профессиональную прослойку, что дало им возможность не просто получать постоянную плату за перевозку почты или людей, но даже обзавестись землями для обработки. Ямщики постепенно стали формировать целые городские районы в плане заселения. В частности, именно так появилось обилие названий Тверская-Ямская в той же столице. Русский ямщик 19 века. Так, к примеру, на вокзальных станциях частенько наблюдалась нехватка лошадей, но как только пассажир или подрядчик был готов приплатить, то они тут же находились.
В 1837 г. Ист: Исторический и географический путеводитель по Курской губернии от Орловской границы до Харьковской. Составлен В.
Левашевым в 1837 г.
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?
Число лошадей ямщик обязан поставить столько, сколько бы их не потребовалось в течение дня, несмотря на число пар поставленных на станции и уже выпущенных. Связанные новости. Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми. Что такое ямщик, что значит ямщик. м. 1) Возница на. Связанные новости.
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие
Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках. Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. ямщик — ЯМЩИК, а, м Человек, профессия которого поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях.