Во вторник 23 февраля в Париже перед российским посольством прошел митинг в память о жертвах сталинской депортации чеченцев и ингушей. Депортация чеченцев и ингушей (операция НКВД «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Киргизию произошла в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию.
В Назрани прошел траурный митинг, посвященный депортации ингушей и чеченцев
23 февраля 1944 года, 74 года назад, ингуши и чеченцы были высланы в заснеженные степи Средней Азии и Казахстана. Завтра, 23 февраля, исполняется 67 лет со дня депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию.
ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима.
Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках
Тем не менее к русскому языку и россиянам, белорусам в частности отношение было нормальным был в Одессе через неделю после штурма Дома Профсоюзов - точно знаю... Хотя российские и белорусские СМИ постоянно печатали статьи про грабежи и расстрелы машин и российскими и белорусскими номерами - я накатал по Украине уже после 2014 года много тысяч километров за рулём - даже гаишники ни разу не прицепились! Сегодня против России и даже против россиян! Даже русскоязычные регионы!
Если вы не станете материть меня, а всё же попытаетесь аргументировать свои слова, упоминая погибших в Донецке - я вам отвечу вопросом: Почему война в Чечне - это "защита территориальной целостности России", а такая же попытка хотя попытки-то еще и не было! Я понимаю, что желание обложить меня матом, назвать "подпиндосным" , "бандеровцем" - это защитная реакция почти каждого человека.
В республиках также состоялись благотворительные акции, чтение молитв и турнир по борьбе. В нем приняли участие жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели. Перед началом митинга собравшимися была прочтена молитва по всем погибшим в годы ссылки, передает ТАСС. В это время на фронтах находились более 21 тысячи ингушей, которые воевали вместе со всеми народами СССР против фашистских захватчиков, и после победы они возвращались не домой, с заслуженными орденами герои возвращались не в свой дом, к своим родным, а шли в ссылку вслед за своими близкими.
Гость раскапывал ямку и падал к нам. Помню, что сарай примыкал вплотную к дому, и дверь была сразу из дома в сарай.
Это чтобы за скотиной можно было и зимой смотреть, и не мерзнуть. Старший брат женился, и нужно было ему или комнату или дом отдельный строить. Отец землянку построил. Его примеру потом многие поступили. А еще повезло, что отец был муллой. Его зауважали местные. Они тоже были мусульманами. Часто приглашали его на всякие религиозные мероприятия.
А помимо этого отец и знахарем был. Однажды он вылечил какую-то простую болезнь, и про него слухи пошли, как про целителя и святого. Рассказывает Ахмед С. Я уже тогда работал учителем в Шатойской школе. Направили для ликвидации безграмотности. В мои шестнадцать лет у меня были ученики старше меня в 3, а то и в 4 раза. То, что я был грамотным спасло меня и мою семью в Казахстане. Сначала я устроился на работу в поле.
Потом устроился на работу в кузнице. Там было тепло. А это много значило для меня. Тепло означало жизнь. Однажды я расписывался в каких-то документах, и проверяющий заметил мой подчерк. Он спросил:"ты грамотный? И тогда он предложил мне работу. Я должен был контролировать раздачу карточек на хлеб и другое питание.
В общем, работа была завидной. Тогда я этого не знал, и отказался. Мне хотелось работать в теплой кузнице. А этот человек мне сказал: "Ты дурак? Знаешь от чего отказываешься? Ты же семью кормить сможешь! Ты же никогда голодным не останешься! Еды очень не хватало, и он научил меня держать "мертвые души".
Карточки лишние тогда оставались, и по этим карточкам можно было получать хлеб, зерно, другие продукты. Мне выдали сапоги, китель, кожанную сумку для карточек. Однажды я шел среди дворов и увидел одну старушку, которая костылем ковырялась в пепле недавнего костра. Я ее спросил, что она делает, а она ответила, что "иногда среди углей рыбьи головы встречаются, а в ним мясо чуть чуть бывает, вот и ковыряю". Мне ее стало очень жаль. Оказывается, у них не было кормильца. Люди помогали им чем могли, но и сами не жирно жили. Я дал ей несколько карточек и рассказал куда надо идти и получить хлеб.
Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия. На семью формально разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения — при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте всё будет возмещено.
Разумеется, никто ничего не возмещал и все оставленное имущество депортируемых расхищалось. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Смертность была высокая.
Умиравшие в дороге от голода и болезней, оставлялись незахороненными вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как отходить от эшелона запрещалось далее 5 метров. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументированы факты расстрелов не подчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом, «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» и т.
Операция продолжалась до 9 марта 1944. Было отправлено 180 эшелонов с 493 269 людьми. Только в ходе их следования родились 56 человек и умерли 1272.
В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо.
Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулемётов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей.
Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Впрочем, некоторые исследователи в России считают, что данное событие не может быть признано достоверным из-за отсутствия документальной базы.
Изгнание этих народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 на родину вернулись около 140 000 человек. Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР.
Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации.
Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани
На чечено-ингушской границе прошел неразрешенный митинг чеченцев: Россия: | весьма скорбная дата. |
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей — Интересные новости (Василий Еремин) — NewsLand | 23.02.2023, 13:58. Рамзан Кадыров призвал не забывать о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. |
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года - | Для чеченцев и ингушей дата 23 февраля связана с трагическими событиями. |
В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей
23 февраля 1994 года в 50 годовщину большевистской депортации чеченцев в Сибирь, президент ЧРИ Джохар Дудаев заявил на митинге в столице Ичкерии, что отныне чеченский народ больше не будет отмечать траур, как того хотели враги. Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта. В понедельник, 23 февраля, исполняется 60 лет с того дня, когда по распоряжению Сталина началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа. Траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию, состоялся 23 февраля у мемориала жертвам политических репрессий близ Назрани, передает портал Операция Чечевица: Почему случилась массовая депортация чеченцев и ингушей в 1944 году, куда их переселяли и что с ними стало. Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля.
«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля
Выселение, которое произошло 23 февраля 1944 года, стало итогом многолетней подготовки, ответом на то, что чеченцы не признавали советскую власть начиная с 1917 года. Чеченцы всегда являлись одним из самых проблемных народов на Северном Кавказе. И все попытки установить советскую власть в Чеченской республики фактически закончились неудачей. В Чечне были восстания в 20-х, в 30-х годах. Вся интеллигенция была расстреляна, потому как не удалось ее переделать в советскую. Всю религиозную верхушку — а это десятки тысячи людей — расстреляли или сослали в Сибирь, чтобы лишить, так сказать, мозга, центрального аппарата управления. Потому что считали, что на чеченское общество можно влиять через исламское руководство.
В Кремле не понимали, почему чеченцы не признают советскую власть? И конечно, период войны был самым удобным моментом, чтобы объявить о том, что чеченцы сотрудничали с немцами. Но вся историческая горькая шутка заключается в том, что немцы не были на территории Чечни, и чеченцы не могли сотрудничать с немецкой армией по одной лишь причине, что немцы остановились, не доходя до Чечни. Но на тот момент советский народ был подготовлен воспринять: если сотрудничают с немцами, значит, правильно их выселяют. Хотя было понятно, что ни о каком сотрудничестве не может быть и речи. Чеченцы видели немцев только в новостных хрониках, которые показывали в селах, когда разъезжали агитаторы.
Я имею в виду на техническую сторону, а человеческий фактор? Что это значило для людей? Были ли какие-то эксцессы при депортации? Не могло не быть. Ведь речь шла о выселении 365 тыс. За два месяца до выселения в каждый дом чеченца расселили солдат, которых вывезли с фронта.
Как им объясняли, для того, чтобы они отдохнули. То есть даже сами солдаты не подозревали о том, что происходит. И только за неделю, некоторые солдаты из чувства симпатии к семьям, в которых они жили уже два месяца, предупреждали хозяев: «Вас будут выселять. Берите все, что вы можете». Но они даже не подозревали, что ничего нельзя будет брать с собой. Дело в том, что людям разрешили взять только еду и что-то из одежды.
То есть речь шла якобы о двух сутках переезда.
Митинги к 77-летию депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию прошли во вторник в Грозном и Назрани. Также в Чечне и Ингушетии были организованы благотворительные акции, чтение молитв и турнир по борьбе. Его участниками стали жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели. Перед началом митинга собравшимися была прочтена молитва по всем погибшим в годы ссылки. В это время на фронтах находились более 21 тыс. Но мы все вернулись и смогли выстоять, сберечь себя, свою культуру, свой язык и возрождаем свою республику", - сказал на митинге в Назрани глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.
В республиках также состоялись благотворительные акции, чтение молитв и турнир по борьбе. В нем приняли участие жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели. Перед началом митинга собравшимися была прочтена молитва по всем погибшим в годы ссылки, передает ТАСС. В это время на фронтах находились более 21 тысячи ингушей, которые воевали вместе со всеми народами СССР против фашистских захватчиков, и после победы они возвращались не домой, с заслуженными орденами герои возвращались не в свой дом, к своим родным, а шли в ссылку вслед за своими близкими.
Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани 23 февраля 2012, 14:17 Распечатать В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию Траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию, состоялся 23 февраля у мемориала жертвам политических репрессий близ Назрани. Участники мероприятия почтили память жертв депортации минутой молчания, помолились за тех, кто погиб во время выселения. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, выступая на траурном митинге, депортацию 1944 года "главной трагедией народа". Народ не бывает виноватым", - отметил глава Ингушетии.
Чеченские чиновники ограничились постами о депортации на фоне празднования 23 февраля
В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Государственный Комитет Обороны Товарищу Сталину С 23 по 29 февраля выселены и погружены в ж/д эшелоны 478,479 человек, в том числе 91,250 ингушей. 78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима. Смотрите видео на тему «23 Февраля Депортации Чеченцев Ингушей» в TikTok. "23 февраля 1943 года по надуманным обвинениям чеченцы были насильственно выселены с родной земли. Государственный Комитет Обороны Товарищу Сталину С 23 по 29 февраля выселены и погружены в ж/д эшелоны 478,479 человек, в том числе 91,250 ингушей.
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года
Не дав собраться, его увезли. Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца»,, — рассказывает «Газете. Ru» историю своей бабушки Асет Окуева. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.
Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников. А в это время отец считал меня уже давно погибшей. Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана по религиозному обычаю при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим.
Они призвали молодежь, помнить, чтить память, учиться и извлекать уроки из прошлого, чтобы подобные трагедии в жизни народа не повторялись. Сегодня в Ингушетии прошел автопробег, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. В акции приняли участие более тридцати легковых и грузовых автомобилей. Они проехали по маршруту "Мемориал жертв политических репрессий Назрань — "Город воинской славы" Малгобек ". Таким образом молодые люди отдали дань памяти жертвам депортации 1944 года.
Независимо от места заключения все заключённые чеченской и ингушской национальности переводились в колонии и тюрьмы на территории Казахстана и Средней Азии. От насильственного переселения освобождались чеченцы и ингуши, имевшие особые заслуги перед советской страной. Но среди этой категории нашлись те, кто добровольно выехали в населённые пункты Казахстана и Киргизии. Примечательно, что чеченки, вышедшие замуж за представителей других народов СССР, не подлежали депортации, а вот русские женщины, связавшие свою судьбу с чеченским мужчиной, отправлялись с ними в далёкую Среднюю Азию. Можно было развестись и остаться дома, но дети от таких браков отправлялись на поселения с отцом. Таким образом, общее число депортированных чеченцев и ингушей за всё время проведения операции «Чечевица», составило более 650 тысяч человек. Советская власть потратила на насильственный вывоз вайнахов 150 миллионов рублей.
Исторические последствия Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей После операции «Чечевица», Чечено-Ингушская республика была ликвидирована, а её территория разделена между Грузией, Северо-Осетинской АССР и Дагестаном. В Казахской ССР было размещено 85 тысяч семей 411 тысяч человек. В Киргизии разместили 20 тысяч семей 86 тысяч человек. Депортация привела к значительному сокращению численности вайнахов. Многие депортированные, несмотря на оказанную помощь со стороны местного населения, так и не смогли адаптироваться в новых условиях, умирали от голода и болезней. Жители Казахстана, страдающие от голода в условиях войны, делились с переселенцами последним куском хлеба, давали кров оставшимся без крыши над головой. До сих пор в Чечне мальчикам часто при рождении дают имя Казах в память о тех трагических событиях.
Кроме того, следует отметить потери в культурно-исторической сфере. Были разграблены и уничтожены мечети, разрушались мусульманские кладбища. Проводились чистки в музеях, библиотеках, стирая историческую память вайнахов. Культурные ценности вывозились, оседая в частных коллекциях советского руководства. Населённые пункты, улицы, целые районы получали новые названия.
В весенние месяцы 1942 года на территории Чечено-Ингушской автономной республики были приостановлены мобилизационные мероприятия.
Власти мотивировали это тем, что чеченцы и ингуши не употребляют в пищу свинину, а она была в то время основным ингредиентом для производства тушёнки, отправляемой на фронт. По первоначальному плану высылка ингушей и чеченцев должна была осуществляться в Омскую и Новосибирскую область, а также в Алтайский край. В декабре 1943 года территории депортации были изменены. В республике перед самым началом депортации объявили о проведении военных учений, чтобы успокоить местное население. Под предлогом «учений» в горные районы Северного Кавказа армия. Общее число военнослужащих, непосредственно осуществляющих депортацию, составляло почти 100 тысяч солдат и офицеров.
Депортация началась в 2:00 23 февраля 1944 года. Осуществлялись мероприятия насильственными методами, солдаты выгоняли людей из своих жилищ, конвоировали на вокзалы и грузили в эшелоны. В труднодоступных, горных районах Чечено-Ингушской республики, откуда сложно было вывести людей, участниками операции стирались с лица земли целые аулы вместе с жителями. Власти долгое время отрицали насильственные методы проведения депортации, но по свидетельству очевидцев имели место расстрелы пожилых людей, инвалидов, сожжение домов, жестокое избиение тех, кто оказывал сопротивление. Закончилась операция 9 марта 1944 года. Простая статистика, а за ней трагедия двух народов.
В ходе насильственной депортации в эшелонах от голода и холода погибло 1 272 человека, 750 человек были убиты непосредственно на месте задержания. Были среди депортированных и беременные, а потому в тех же вагонах родилось 56 малышей. Последним эшелоном, оправившимся к месту депортации, был эшелон с руководящими работниками республики и религиозными лидерами. По официальным отчётам НКВД скрылись от насильственного переселения в высокогорных районах 6 544 человек, а 285 человек с тяжёлыми заболеваниями были отправлены в больницы и госпитали. Дополнительные мероприятия Кроме территории Чечено-Ингушской АССР, депортация проводилась в других регионах Советского Союза, а также демобилизация чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев из рядов Красной армии. Вайнахам, из числа офицеров и рядового состава, находящимся на передовой и тыловых частях, предписывалось отправиться в Алма-Ату.
Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей
На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Как-то не заладилось
- Новости по теме
- 23 февраля: Депортация чеченцев и ингушей.: leonard17 — LiveJournal
- «Помним и не забудем». Хабиб почтил память депортированных чеченцев и ингушей
- Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?
Фотографии
- Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года | Европа
- 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей
- История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей
- Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь -
- В той же категории
- Telegram: Contact @newizvestya
"Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых
Я, правда, об этом ни с кем своими мыслями не обменивался до момента, когда это можно было бы осуществить. Я настолько верил в разум Сталина, что думал: он поймет — эта задача вполне осуществима и необходима. Я даже не сомневался в правильном разрешении этого вопроса. Но постепенно пришлось разочароваться и в этих своих надеждах, и в самом Сталине в этом отношении, - писал Микоян в своих мемуарах. За права крестьян и за расстрелы Не обошлось и без политического "мордобоя". У него была власть и возможность поставить перед Кремлем вопрос о независимости Азербайджана от политики Кремля. Якобы Нариманов знал, на какие рычаги давить в вопросе с Турцией, а Кремль ему только мешал. Микоян выступил против и в итоге с помощью Кирова убрал Нариманова с политической арены Баку.
Так вырисовывается главная черта политики Микояна, характерная для его службы на постах за долгую карьеру. Он фактически отказался следовать негласному большевистскому правилу разрушения и созидания на руинах, предпочитая суматохе Революции осторожность в решениях. По-видимому, такой саперской выдержке его научила взрывоопасная среда кавказского региона. Бадаев, Микоян и Киров на хлебозаводе в Ленинграде, 1927 год. С позиций современного обозревателя Анастас Микоян — очень противоречивая личность. Например, в должности главы Наркомата торговли он отвечал за распродажу произведений искусства за рубеж для пополнения бюджета. Но зато именно благодаря его протекции практика коллективизации не приобрела черты откровенного грабежа.
Микоян продвигал правые по своему замыслу обеспечительные меры для крестьянства: пытался обновлять их сельскохозяйственные инструменты угадайте, откуда были деньги , занимался размещением МТС машинно-тракторных станций в совхозах и так далее. Но именно он возглавлял комиссию ЦК по делу Бухарина и Рыкова. Микоян полностью поддерживал Сталина и вместе с Ежовым фактически руководил репрессивной машиной по ликвидации партийных и правительственных работников. Его личная роспись стоит на делах 1365 коммунистов, в основном из подведомственных ему Наркомпищепрома и Наркомата внешней торговли СССР. Славно поработал НКВД за это время! Впрочем его сын утверждает, что доклад был записан не самим Анастасом Ивановичем, а тот лишь его смиренно прочитал. Триумфальное шествие Микояна в советской политике длилось вплоть до конца 1940-х годов.
Фактически уже тогда он мог называться настоящим долгожителем политической системы, которая любила если не пожирать своих детей, но уж точно вертеть ими, ротировать, как ей захочется. Один против "Чечевицы" Однако первую трещину в безупречной карьере тифлисского интеллигента дало разногласие, о котором требуется упомянуть отдельно. Дискуссии о реальных причинах произошедшего ведутся до сих пор. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". Лидеры СССР, Микоян - крайний слева Депортация продолжалась до 9 марта 1944 года, в ходе нее было переселено около 600 тысяч представителей двух народов, погибло 120 тысяч человек. Достоверно известно о как минимум двух вопиющих эпизодах, случившихся во время депортации.
Ингушская семья Газдиевых у тела умершей дочери. Казахстан, 1944 год Wikimedia Commons Депортации подверглись чеченцы и ингуши, проживавшие в Грузии, Осетии, Дагестане. Коснулась депортация и заключённых. Независимо от места заключения все заключённые чеченской и ингушской национальности переводились в колонии и тюрьмы на территории Казахстана и Средней Азии. От насильственного переселения освобождались чеченцы и ингуши, имевшие особые заслуги перед советской страной. Но среди этой категории нашлись те, кто добровольно выехали в населённые пункты Казахстана и Киргизии. Примечательно, что чеченки, вышедшие замуж за представителей других народов СССР, не подлежали депортации, а вот русские женщины, связавшие свою судьбу с чеченским мужчиной, отправлялись с ними в далёкую Среднюю Азию. Можно было развестись и остаться дома, но дети от таких браков отправлялись на поселения с отцом. Таким образом, общее число депортированных чеченцев и ингушей за всё время проведения операции «Чечевица», составило более 650 тысяч человек. Советская власть потратила на насильственный вывоз вайнахов 150 миллионов рублей. Исторические последствия Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей После операции «Чечевица», Чечено-Ингушская республика была ликвидирована, а её территория разделена между Грузией, Северо-Осетинской АССР и Дагестаном. В Казахской ССР было размещено 85 тысяч семей 411 тысяч человек. В Киргизии разместили 20 тысяч семей 86 тысяч человек. Депортация привела к значительному сокращению численности вайнахов. Многие депортированные, несмотря на оказанную помощь со стороны местного населения, так и не смогли адаптироваться в новых условиях, умирали от голода и болезней. Жители Казахстана, страдающие от голода в условиях войны, делились с переселенцами последним куском хлеба, давали кров оставшимся без крыши над головой. До сих пор в Чечне мальчикам часто при рождении дают имя Казах в память о тех трагических событиях. Кроме того, следует отметить потери в культурно-исторической сфере. Были разграблены и уничтожены мечети, разрушались мусульманские кладбища.
Как ранее информировало наше издание, в образовательных учреждениях региона пройдут уроки мужества, классные часы, конкурсы сочинений, информационные встречи, «круглые столы». В государственных музеях региона запланированы выставки картин, посвященные жертвам депортации ингушского народа. Минкультуры совместно с администрациями муниципалитетов планируется проведение литературно-тематических вечеров «Память о прошлом», читательских конференций и показ театральных спектаклей, посвященных Героям Отечества и трагической дате февраля 1944 года.
Проблема этногенеза происхождения чеченцев и их древняя история также является весьма малоизученной и малоизвестной. То, что имеется по этой проблеме и что отражено в изданиях по истории Чечни, — это преимущественно история археологических исследований на территории данного региона. Единственное исключение в данном плане — это научные исследования Гурама Джотовича Гумбы [9]. Среди его научных изысканий особое место принадлежит фундаментальной монографии «Нахи: вопросы этнокультурной истории I тысячелетие до н. Это исследование, основанное преимущественно на древнеармянских, древнегрузинских и древнегреческих источниках, заняло свое почетное место среди лучших научных трудов по кавказоведению. Гумба отмечает: «…при всей своей очевидной актуальности и несмотря на значительно возросший в последнее время интерес к древней истории нахов, подлинно научная история этого крупнейшего этнического массива Кавказа все еще не получила должного освещения. Недостаточность и фрагментарность знаний о прошлом чеченцев и ингушей, ощутимая практически в любом историческом периоде, более всего наглядна, когда речь заходит о древних этапах развития этих народов. Одна из причин — малочисленность соответствующих источников и трудность их интерпретации. К тому же следует заметить, что даже имеющиеся источники до сих пор не проанализированы и неосмысленны в достаточной мере с точки зрения истории нахских народов» [9, c. Под «имеющимися» источниками Г. Гумба, видимо, подразумевает, прежде всего, древнеармянские, древнегрузинские, древнегреческие и арабские рукописи. Неоценимыми и основными источниками по этногенезу, древней и средневековой истории чеченцев могли бы стать летописания и хроники чеченских авторов, написанные на арабской графике на чеченском и арабском языках. Это, прежде всего, тейповые летописи тайпантептарш. По чеченской традиции, каждый крупный чеченский тейп составлял и вёл свою летопись историю. Многие известные этнографы и историки ХIХ в. Лаудаев, А. Берже, Г. Вертепов, Е. Максимов, И. Попов, Н. Семенов, А. Ипполитов, И. Бартоломей, П. Головинский и др. Милютин отмечал, что чеченские учёные-арабисты занимались поисками следов своего прошлого [5]. Лаудаев, первый чеченский этнограф, подчеркивал, что при написании своей работы «Чеченское племя» пользовался рукописью на арабском языке, содержавшей хронологический перечень событий в Чечне и в целом на Кавказе [11, c. Писатель К. Гатуев упоминал «родовые книги чеченцев, хранящиеся в тайниках фамильных летописцев» [8, c. Тотоев, — нельзя не упомянуть без сожаления об оставшихся в забвении собственно чеченских летописях, хрониках-таптирах, написанных арабским алфавитом на чеченском языке… Это бесспорно уникальные источники, значение которых определенно выходит за пределы собственно чеченской истории» [23, c. Кроме чеченских преданий, летописей и хроник, следует упомянуть и цельные исторические труды чеченских авторов периода средневековья и нового времени, написанные на арабском языке. Иваненков пишет о 52-летнем авторе Магомете Алиеве, ведущего на арабском запись событий из чеченской истории [10, c. Чеченский писатель и историк начала ХХ в. Ибрагим-бек Саракаев называет неизвестную арабскую рукопись Арсануко-Хаджи Центороевского «О происхождении чеченцев» [22]. Этнограф П. Максимов обнаружил в конце 20-х гг. Он даже приводит из нее отрывок [13, c. Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c. Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям? Как известно, 23 февраля 1944 г. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле. По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия. По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи. Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н.