По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. В 1841 году Академия Российская превращается во Второе отделение, русского языка и словесности, Императорской Петербургской Академии наук. главное научное учреждение Российской Федерации (государственная академия).
Содержание
- Предыстория создания Академии
- «День науки — 2024» — 300-летие со дня основания Российской академии наук
- Разделы статьи
- Вы точно человек?
- Как Петр I Академию наук России создавал - А знаете ли вы что… - ЦБС для детей г. Севастополя
- Главная по науке — Бизнес России
Главная по науке
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал | О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. |
Учреждение Академии наук при Петре I | Много интересного об эпохе Петра I, открытии Академии наук России и её известных академиках вы можете прочитать в книгах, которые ждут вас в детских библиотеках города. |
Пётр I – создатель Российской академии наук | Российская академия наук была объединена в Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук в 1841 году. |
Научная Россия: «…нам Петр Великий ввел науки…» | Реорганизация Российской академии наук 2013 | О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. |
Российская Академия наук
– Императорская Академия наук стала Российской Академией наук уже в марте 1917 года. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в. Картина «Первое торжественное заседание в Российской академии наук».
Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка
К 275 ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ НАУК: ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ | Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. |
День в истории 7 января: создание Российской академии наук | Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. |
К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук | Российская академия наук (РАН), являясь высшей научной организацией России, принимает участие в координации фундаментальных исследований. |
Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I | Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года. |
День российской науки: дата, история, традиции и мероприятия — 07.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ | С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества. |
«Основание Петербургской Академии наук»
«Основание Петербургской Академии наук» 16 июля 2023, Отдел «История создания российского флота» Воронежского областного краеведческого музея в Воронеже — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). Российская академия наук (РАН). Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев. В 1841 г. Российская академия была упразднена, а часть ее членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности.
Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I
Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями.
Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей.
Открытия Российской академии наук, изменившие мир Нажмите, чтобы продолжить просмотр «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» — это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. В рамках проекта было проведено специальное научное исследование. Результаты исследования представлены в научно-популярных статьях об открытиях и изобретениях российских ученых.
Стеллер, Д. Бернулли, И. Гмелин и Г. Рихман, астроном Ж. Делиль, математик Л. Эйлер, историк Г. Миллер и др. В России их ожидало немало трудностей, однако историки отмечают, что тут они нашли наиболее благоприятные в то время в Европе условия для занятия наукой. Великий математик Эйлер писал даже: «я и все остальные, имевшие счастье состоять некоторое время при Русской императорской Академии, должны признать, что тем, чем мы являемся, все мы Обязаны благоприятным обстоятельствам, в которых мы там находились». Петр I был озабочен устройством быта ученых. Жалованье было положено по тем временам огромное от 500-600 руб. Для содержания Академии наук выделялись денежные средства — 24912 руб. Годовой доход России в 1724 году составлял всего 8, 5 млн руб. Император распорядился сделать жизнь ученых возможно более замкнутой, и оградить их от реалий российской действительности, а для этого «дом академический домашними потребами удостачить… кормить в том же доме, дабы, ходя в трактиры и другие мелкие домы, непотребными обращаючись, не обучились их непотребных обычаев, и в других забавах времени не теряли бездельно, дабы государственного убытку больше, нежели прибыли, не учинили» Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Это был пышный праздник, собравший весь высший свет тогдашнего Санкт-Петербурга. И позже императрица Екатерина I неизменно покровительствовала Академии, посещала заседания, беседовала с учеными. В академическую гимназию записалось немало отпрысков благородных семей; всего же здесь в 1726 году проходили обучение 112 детей. Но вниманием властей Академия наук пользовалась недолго — императрица Екатерина, разделявшая замыслы своего супруга, умерла уже через три года, а подлинного социального статуса новое учреждение не получило. Придворная политическая борьба, интриги, а позже давление «русской партии» при дворе Елизаветы Петровны — все это отодвинуло Академию наук с ее немецким составом на задний план. Двор в 1725 году переехал в Москву, и за все время пребывания его там Академия не получала никаких средств. Да и позже общим правилом была постоянная нехватка денег. Много лет содержание членам Академии не выплачивалось вовсе или, в обход распоряжений, выплачивалось частично. Нередко долг перед служащими гасили при помощи «натуральной оплаты» — отпечатанными в Академической типографии книгами, которые нужно было продавать самим. Торговать книгами приходилось и М. Ломоносову, назначенному адъюнктом в Академию уже в начале 1742 года. Точного, обдуманного устава Академии дано не было. Она управлялась «по обычаям», т. Академики от руководства делами были устранены. Первый президент Академии Лаврентий Блюментрост в соответствии с веяниями времени, не очень интересовался ею. Чтобы оставаться на виду, он вместе с двором переехал в Москву, где занял должность начальника Московского госпиталя. Президентские же полномочия он фактически возложил на своего помощника, секретаря Академии философа Иоганна Шумахера, который к науке как таковой и к своим подчиненным — ученым особого уважения не испытывал. Его наклонностям соответствовало и распределение академических средств: на кунсткамеру, библиотеку, канцелярию и мастерские шло денег гораздо больше, на непосредственно научные нужды — меньше.
К празднованию памятной даты уже идёт подготовка. В рамках юбилейных мероприятий проходят научные фестивали, конференции, конгрессы, выставки, молодежные соревнования, а также лекции и встречи со школьниками и другие научно-просветительские мероприятия. Необходимо говорить о вкладе ученых в историческое развитие нашей страны, донести до молодого поколения значимость и ценность исследовательской деятельности. Поэтому в 2022 году будет продолжена работа по подготовке публикации архива «300 знаковых документов за 300 лет истории Академии наук». Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Ключевым событием юбилейных мероприятий станет Всемирный научно-образовательный Форум «Наука — обществу и миру» в июле будущего года в Санкт-Петербурге.
Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I
Канторович за работы по математической экономике. В 1950—1970-х годах биологи АН СССР создали антиполиомиелитную вакцину , а затем соучаствовали в иммунизации населения Земли против оспы. Заметными были и успехи в гуманитарных науках — так, огромная работа по изучению языков народов России и мира проведена академиками-филологами В. Виноградовым и Л. Постсоветские годы нельзя отнести к периоду расцвета науки в стране.
Однако в это время российские учёные были дважды удостоены Нобелевских премий по физике за более ранние работы. Такую награду получили академики Ж. Алфёров 2000 год за труды по изучению полупроводниковых гетероструктур , а также В. Гинзбург и А.
Абрикосов 2003 год за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей. На всех исторических этапах Академия играла центральную роль в укреплении обороноспособности страны. Перед Первой мировой войной академик Н. Зелинский создал противогаз , В.
Ипатьев в 1916—1920 гг. Крылов разработал «таблицы непотопляемости » кораблей. В конструкторских бюро С. Ильюшина и А.
Туполева сконструированы самолёты, обеспечившие превосходство советской авиации во время Великой Отечественной войны. В послевоенный период был создан ракетно-ядерный щит в его создании участвовали академики И. Курчатов , Ю. Харитон , Я.
Зельдович и др. Академик А. Колмогоров , один из организаторов сети спецшкол при университетах Участие Академии наук в педагогической и просветительской деятельности осуществлялось и осуществляется в нескольких формах: активное содействие созданию системы университетов и вузов. Историческим примером является открытие в 1755 году, по предложению М.
Ломоносова, Московского университета. В сравнительно недавнее время, по инициативе академиков П.
К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1.
И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением.
Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится. Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит. Должность академиков: 1. Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать 2.
Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с протчими изобретениями и розсуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть. Понеже Академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, которые для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в Собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может.
И сие последнее весьма надобно для того, что в таких экспериментах многократно один другого, яко, например, анатомикус механика и пр. Еще ж Академия повинна все декуверты изобретении , которые в помянутых науках иногда предложены будут, розискивать и свою апробацию откровенно о том сообщать: 1. Ежели его императорское величество потребует, чтоб академикус из своей науки некоторое дело сыскивал, то повинен он тое со всем прилежанием чинить и о том в надлежащее время ибо суть многие дела, которые вельми малы быть кажутся, однакожде долговременное розискание требуют отповедь дать. Каждый академикус обязан систем или курс в науки своей в пользу учащихся младых людей изготовить, а потом оные имеют на императорском иждивении на латынском языке печатаны быть.
И понеже российскому народу не токмо в великую пользу, но и во славу служить будет, когда такие книги на российском языке печатаны будут, того ради надлежит при каждом класе академическом одного переводчика и при секретаре — одного ж и тако во всех четырех класах определить. Такожде и чюжестранным великая забава будет, понеже ежегодно 3 публичные ассамблеи уставлены и от одного члена Академии разговор из своей науки чинен будет и в оной похвалы протектора защитителя введены будут. А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была.
Если первенство в создании Академии и ученых обществ принадлежало Италии, то Англия быстро последовала за ней и опередила ее. Например, профессор астрономии читал, кроме того, оптику, навигацию и космографию, а профессор геометрии, кроме математических наук, еще фортификацию и архитектуру.
Таким образом колледж, очевидно, преследовал задачи обучения военному и морскому делу. На собраниях обсуждались вопросы физики, анатомии, математики, астрономии, навигации, статистики, химии, механики и естественных наук. И здесь мы видим соединение математических, естественных и прикладных наук. В 1648 году некоторые участники собрания переехали в Оксфорд и таким образом общество как бы разделилось между этими двумя городами. Среди участников оксфордских собраний назовем известного физика д-ра Уоллиса, д-ра Ральфа Бетерста и доктора Уильяма Петти.
Королевское общество естественных наук Уже в это время неоднократно возникали проекты организации правильно работающего ученого общества с определенным уставом, правительственной визой и средствами. Но годы революционной борьбы, по-видимому, не давали возможности приступить к этой организации. Лишь в 1660 г. Тут же был принят проект устава. По проекту количество членов должно было быть 55 человек, кворум избирательных собраний — 21 человек.
Основу общества составляла коллегия врачей, принимались в него и профессора математики, физики, философии и естественных наук лондонского и оксфордского университетов. Должностными лицами общества были: директор, казначей и регистратор. Устав общества был утвержден королем Карлом I, и оно получило название Лондонского Королевского Общества для усовершенствования естественных знаний The Royal Society of London for improving Natural Knowledge. К началу работы общества медицина и биология сделали колоссальные успехи. Учение Гарвея 1578—1657 о кровообращении, долгое время встречавшее нападки и насмешки, стало общепринятым.
Однако, в разработке интересовавших его вопросов общество, свято чтившее память Фрэнсиса Бэкона, с самого начала связывало свою работу с задачами технического развития. С 1665 г. В 1703—1727 гг. Это особенно важно отметить для эпохи начала деятельности английского банка. Член общества Уильям Петти, врач по призванию, занимавшийся и математикой, и музыкой, и кораблестроением, способствовал своими трудами заложению основ статистики и экономической науки.
Франция Несколько иначе обстояло дело во Франции. Борьба королевской власти с феодалами, ослабление их политического значения, превращение независимой аристократии в придворную знать, возвышение буржуазных дельцов, развитие торговли и крупных торговых компаний особенно в Леванте , наконец, создание крупной мануфактуры и экономическая политика Кольбера меркантилизм , покровительствовавшая промышленности в ущерб земледелию — такова одна сторона медали. Другой стороной было: сохранение социального господства феодалов в полной мере, противодействие буржуазным стремлениям к изменению социального облика государства, яснее всего сформулированное в завещании кардинала Ришельё[5], наконец, королевский абсолютизм. Развитие производительных сил страны, двинутое вперед королевской властью при Кольбере, ею же было остановлено. Отмена Нантского эдикта о веротерпимости — мера по сути антибуржуазная — лишила страну промышленников, ремесленников и торговцев протестантского вероисповедания, а баснословная роскошь королевского двора и неудачная война за испанское наследство основательно подорвали финансы государства.
Все эти противоречия французской действительности отразились на истории Академии наук. Первые Академии В 1635 г. В 1663 г. Они образовали Академию надписей и медалей. Образование Академии наук В 1666 г.
Это намерение, однако, не осуществилось, и Академия надписей и медалей и Французская Академия продолжали существовать отдельно [6]. А с декабря 1666 г. Таким образом уже для Лавуазье, писавшего эти строки в 1785 году [7], было совершенно ясно, что учреждение Академии наук надо связывать с промышленной политикой Кольбера. Во французской науке этого времени особенно большие успехи сделала математика. Декарт 1596—1650 ввел в алгебру систему обозначений, употребляемую и в настоящее время, и положил начало аналитической геометрии.
Блез Паскаль вступил на путь создания синтетической геометрии и сделал ряд крупных исследований в области циклоиды. В состав организованной в 1666 г. Академии наук входили 3 астронома, 2 химика, 7 геометров, 1 механик, 3 физика и 1 ботаник. Обсерватория в Париже С 1667 года началась постройка обсерватории, в 1669 году французское правительство пригласило итальянского астронома профессора Болонского университета Джованни-Доменико Кассини для руководства обсерваторией. После открытия в 1672 г.
Положение Академии наук после Кольбера Со смертью Кольбера в 1683 году положение Академии сильно изменилось к худшему. Если Кольбер, руководимый стремлением развить производительные силы страны, видел в науке мощное орудие такого развития, то господствующий класс Франции — феодальная знать, предъявляла к ученым весьма своеобразные требования. В тот день, когда было решено устроить в Версале чудеса в виде водопадов и фонтанов, работы над картой, над меридиональной линией должны были быть оставлены, теперь занимались только водопроводами, трубами и чертежами бассейнов… Придворные спрашивали математиков о способах обеспечения верного выигрыша в тогдашних модных играх. Если таким образом академиков приспособляли к обслуживанию королевского двора, то практическое использование науки для государственных надобностей в эти годы частых войн между Францией, стремившейся к захвату рынков, и другими государствами, ограничилось военной сферой. Ученых посылали в крепости.
Лишь Кассини оставался в своей обсерватории, так как астрономию считали нужной для флота [10]. Устав 1699 года Наконец в 1699 г. Академия получила устав. По уставу она объявлялась состоящей под покровительством короля, приказы которого объявлялись через кого-нибудь из статс-секретарей. Президент назначался королем из состава почетных членов.
Пенсионеры распределялись по специальностям: 3 геометра, 3 астронома, 2 механика, 3 анатома, 3 химика и 3 ботаника. Кроме того, к пенсионерам причислялись секретарь и казначей Академии. Прикомандированных было 12 человек по 2 человека по тем же специальностям. Почетные члены избирались общим собранием по 1 кандидату на свободное место, пенсионеры — по 3 кандидата, прикомандированные — по 2 кандидата; ученики предлагались общему собранию пенсионерами и прикреплялись к последним. Все избранные общим собранием кандидаты поступали на утверждение короля.
Монахи, члены религиозных орденов могли быть предлагаемы только в почетные члены. Пенсионерами или прикомандированными могли быть только лица, имеющие известный печатный труд, прочитавшие блестящий курс лекций, изобретатели машин или известные иными открытиями. Почетные члены, пенсионеры и прикомандированные имеют право совещательного голоса в вопросах науки. Право голоса — решающего и совещательного — на выборах и при обсуждении академических дел имеют только почетные члены и пенсионеры. Все должны объявлять в начале года томы своих предстоящих работ и обязаны делать доклады на заседаниях.
Помимо научно-исследовательской работы, Академия, по приказу короля, производит проверку и испытание всех машин и изобретений [11]. Одновременно с новым уставом Академия получила помещение в Лувре. Зависимость Академии от королевской власти Как видим из этого изложения, Академия Наук была учреждением, находившимся в полной зависимости от королевской власти. К изложенному следует добавить, что президент и вице-президент Академии были большей частью люди придворные, лично близкие к королю. Таковы, например, маршал Вобан и аббат Биньон, духовник и библиотекарь короля.
Несмотря на эту зависимость, вполне понятную в эпоху абсолютизма, французская Академия наук, неизменно отражавшая прогрессивные для той эпохи капиталистические тенденции жизни, шла по пути развития научной мысли и вела за нее борьбу с феодально-католическим миром. Так, она защищала принципы Ньютона и Лейбница против старых ученых и иезуитов, которые теперь пользовались учением Декарта, в свое время вызывавшим их нападки. Особенно задерживали успехи наук и во Франции старые университеты, в которых господствовала средневековая схоластика. Естественные науки совсем не преподавались ни в школах, ни в университетах, и общество пребывало в этой области в состоянии глубокого невежества. В области этих наук, а также астрономии, геометрии, физики, анатомии и медицины, Франция уступала не только Англии, но и Голландии.
Тем не менее геометрия и механика, науки, развитие которых связывалось с потребностями военного дела и промышленности, делали успехи и находили практическое применение в деятельности офицеров, инженеров и моряков. Можно отметить, например, премию, данную в 1727 г. Германия Германия в эту эпоху находилась в особых условиях. Торговое значение ее стало падать еще с XVI века с перенесением мировых торговых путей. Политическое ослабление Германии после Тридцатилетней войны, ее раздробление на мелкие княжества способствовали торжеству в этой стране феодальной реакции.
Тем не менее к концу XVII века общее развитие европейской торговли отразилось и в Германии, которая к моменту решительной борьбы между Англией и Францией за торговое господство переживает некоторый подъем в области торговли. Кроме того, на севере Германии в эту эпоху вырастает новое сильное государство Бранденбург, в 1700 г. Сюда привлекали в большом количестве бежавших из Франции протестантов, с их помощью двигали развитие мануфактурной промышленности. Политика промышленного протекционизма и религиозной терпимости создавали благоприятные условия для развития науки. Можно отметить успехи политической науки Пуффендорф , правоведения Томазиус , философии Лейбниц и Вольф.
Лейбниц Наиболее показательна для эпохи деятельности Лейбница. Великий ученый, известный своим универсализмом, блестяще сочетал в себе философа, религиозного мыслителя, специалиста по горному и монетному делу, политического деятеля и публициста. В его деятельности поразительно слились торговые, технические, политические и научные интересы. Политическая деятельность Лейбница Лейбниц, как политический деятель, ставил перед собой две основные задачи: борьбу за политическое объединение Германии и защиту международных интересов против Франции и Людовика XIV. В тесной связи с этим стоят проекты Лейбница по объединению церквей.
Начало политической деятельности Лейбница совпадает с деятельностью епископа Спинолы. Спиноле принадлежал проект организации немецко-испанской компании по торговле с Индией, для борьбы с торговым преобладанием Голландии. Немецкие государи, поддержав компанию, по мысли Спинолы, должны были заключить союз с Испанией и получить деньги, необходимые для осуществления единства Германии [12]. В 1662 г. Около того же времени Бранденбургский курфюрст дал членам компании полномочия на переговоры о церковном объединении, которое, очевидно, считалось необходимым условием для процветания торговли и установления политического единства.
И для Лейбница, соратника Спинолы, все эти вопросы были тесно связаны.
Дарители просили Николая II «предначертать цель и назначение» этой суммы. И хотя императору предлагали использовать эти деньги по-разному, он отдал предпочтение предложению вел. Марии Павловны. Уже летом император и великая княгиня заложили первые кирпичи в основание будущей постройки. Здание было впоследствии передано Русскому музею, сохранив до сих пор свое название «корпус Бенуа». Портрет художника И. ГРМ Великий художник академик И. Айвазовский 1817-1900 много сделал для родного города Феодосии.
Трогательно звучат слова его духовного завещания: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу Феодосии, моему родному городу... Так, академик В. Поленов 1844-1927 в своем имении устроил даже небольшой художественный музей, так как считал необходимым поднимать культуру сельских жителей. ГТГ 4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И. Репина"»[16] Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». Фото С. Архив З. Церетели После октябрьских событий Совнарком декретом от 12 апреля 1918 года упразднил Императорскую Академию художеств.
Ее деятельность, в том числе и по созданию художественных училищ и музеев, была приостановлена, академическое сообщество распущено, однако лишь немногие академики покинули Россию, закончив свою жизнь во Франции, Италии или Латвии. Среди тех, кто разделил свою судьбу с судьбой родины и кто продолжал плодотворно трудиться на пользу русского искусства, можно назвать известные имена. За творческие успехи ряд из них получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов или артистов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами. Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше других заслуженных наград. Несмотря на упразднение Императорской Академии, моральные принципы, по которым жило до революции академическое сообщество, сохранялись в советское время. Так, академик живописи И. Куликов 18751941 , с 1930 года преподававший в художественной студии в городе Муроме, основал краеведческие музеи в Муроме и селе Павлово. Академик И. Бродский 1883-1939 , известный художник, любимый ученик И.
Репина, в 1939 году завещал устроить музей в своей квартире-мастерской, где он жил последние 15 лет - с 1924 по 1939 год. Бродский был страстным коллекционером. В его доме находились произведения И. Айвазовского, В. Маковского, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, И. Левитана, В.
Серова, К. Коровина, М. Врубеля, Ф. Малявина, А. Бенуа, М. Добужинского, К. Сомова, Б. Кустодиева, С. Судейкина, Н.
Сапунова, Б. Григорьева, Н. Фешина, А. Яковлева, М. Шагала и других русских художников. Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург. Интерьер Фото С. Церетели Продолжая академическую традицию, И.
Бродский подарил около 300 произведений живописи и графики своим землякам в Бердянске, где по его инициативе в 1930 году был создан музей, а в 1936-м передал 300 работ мастеров русского искусства Днепропетровскому художественному музею. Поступали дары академика и в другие музеи страны. В 1939-м, после смерти коллекционера, его родные передали Всероссийской академии художеств большое собрание картин и рисунков. Интерьер с цветами. Бродского, Санкт-Петербург Декрет Совнаркома об упразднении Академии художеств содержал положение не только о роспуске академического собрания, но и о переименовании Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские ПГСХУМ. На протяжении 1920-х - 1930-х годов это название несколько раз менялось. В 1934-м учебному заведению возвратили название «Российская академия художеств»; ректором ее был назначен член бывшей Императорской Академии художеств, живописец И. В те годы многие бывшие академики преподавали и в этом художественном вузе, и в других художественных учебных заведениях. Своим вкладом в русскую культуру они подтвердили преемственность моральных и художественных традиций, заложенных Императорской Академией художеств.
В соответствии с утвержденным тогда же уставом в академическое собрание вошли 45 действительных членов и 25 членов-корреспондентов. Подведомственными Академии учреждениями стали с учетом некоторых последующих изменений в названиях Московский Государственный академический художественный институт имени В. Сурикова, Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, Московский академический художественный лицей имени Н. Томского, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. Иогансона, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, библиотеки, музеи и творческие мастерские. Герасимов, Б. Иогансон, В. Серов, Н.
Томский, Б. Угаров, Н. В 1948 году возродился к жизни принадлежавший ранее Императорской Академии художеств Владимиро-Мариинский приют, называемый теперь Домом творчества художников «Академическая дача» имени И. Члены Академии, продолжая традиции, приезжали туда в качестве руководителей творческих групп, работали вместе с молодыми художниками. Для многих художников «Академичка» явилась жизненной и профессиональной школой. Здесь происходило становление их творческой личности, определение пути. Академия художеств СССР продолжила деятельность по формированию музеев. Были созданы мемориальные музеи: Музей-усадьба И. Репина «Пенаты», Музей-квартира И.
Бродского, Дом-музей П. Чистякова, Музей-мастерская С. Выдающийся педагог, профессор ИАХ П. Чистяков 1832-1919 воспитал плеяду замечательных художников, среди них - И. Репин, В. Поленов, B. Суриков, В. Васнецов, В. Савинский, В.
Серов, М. Врубель, И. Грабарь, Д. Кардовский, А. Рябушкин, В. Борисов-Мусатов и другие. Мемориальный музей «Творческая мастерская C. Коненкова» был открыт в Москве в 1974 году, в год столетнего юбилея скульптора 1874-1971. Практически дом Коненкова уже при жизни мастера стал в какой-то мере музеем.
Прежде всего это касается так называемой «вечной мебели», одного из шедевров скульптора, созданного в основном в 30-е годы, во время пребывания в Америке. В экспозиции представлены произведения Коненкова, многие из которых составили славную страницу в истории отечественной скульптуры. Коненкова», Москва. Экспозиция Фото С. Репина в Чугуеве и Мемориального музея-мастерской П. Корина в Москве по просьбе его вдовы Прасковьи Тихоновны Кориной. Корин 18921967 собрал уникальную коллекцию икон, которая по его воле вместе с его собственными произведениями, архивом и другими мемориальными предметами составила музей, переданный затем Академией музейному объединению «Государственная Третьяковская галерея». Музей-квартира великого пейзажиста академика А. Куинджи 1841 1842?
Оно принадлежало его ученику, академику Н. Распространению художественных знаний способствовала и академическая библиотека; из ее фондов безвозмездно передавались в разные годы книги по искусству и искусствоведению более чем в 20 учебных и художественных учреждений. Одним из самых удивительных событий в советский период истории Академии художеств был дар, сделанный знатоком искусств и меценатом князем Семеном Семеновичем Абамелек-Лазаревым 18571916 : в соответствии с завещанием коллекционера, окончившего свои дни в Италии, Академии была передана его вилла в Риме. В советское время виллу посетили более шестисот художников - академиков и награжденных золотыми медалями Академии. При организации Академии в 1947 году вышло постановление об учреждении наград за лучшие произведения изобразительного искусства - золотых и серебряных медалей и дипломов. Творческие результаты этих поездок были очень высоки: художники впервые получили возможность воочию увидеть шедевры искусства, многие из них привезли из Италии не просто отдельные работы, а целые циклы. Портреты, пейзажи, виды городов, созданные такими мастерами, как Я. Ромас, О. Г Верейский, Т.
Салахов, А.
Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка
Создание отделений по России, академий в республиках c 1991 года самостоятельные академии. С 21 ноября 1991 года — Российская академия наук. Воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России.
Подчинённость издания в качестве приложения и статус незавершённости проект не позволяют считать этот документ имеющим законную силу уставом, хотя именно так его воспринимали современники. Академию возглавлял президент, назначавшийся императором. Объединяла 3 класса отделения : математики, физики и гуманитарный.
Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские академии, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. В состав АН входили ординарные академики и адъюнкты. Начиная с 1720-х гг. АН регулярно организовывала академические экспедиции. В 1735—1736 гг.
В 1759 г. Делиль , математика Л. Эйлер , древняя история Причерноморья, восточные языки Г. Байер , русская история, палеография, архивное дело и публикация исторических источников Г. Миллер , естественная история И.
Гмелин , С. Крашенинников , И. Лепёхин , П. Паллас , Г. Стеллер , кавказоведение И.
Гильденштедт , физика, изучение свойств электричества, физическая химия Г. Крафт, М. Ломоносов , Г. Рихман , русистика В. Адодуров , М.
Ломоносов, В. Тредиаковский , минералогия В. Севергин , химия Я. В 1803 г. В соответствии с ним АН была объявлена «первым ученым обществом в империи» Уставы.
По Уставу 1836 г. В 1841 г. В структуре АН образованы 3 отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности бывшая Российская академия , исторических наук и филологии с 1844 историко-филологическое, с 1916 исторических наук и филологии. Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. Остроградский , В.
Буняковский , П. Чебышёв , А. Марков , А. Ляпунов , физики В. Петров , Э.
Вся документация АН велась сначала на латыни, а потом на немецком и французском языках. Процесс перехода на русский язык был длительным, а начат он был академиком М. Ломоносовым, который в 1746 году первым стал читать лекции русским студентам на русском языке. Академик Михаил Ломоносов стал первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение. Он обогатил науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёс вклад в языкознание. Много времени Ломоносов потратил на перевод на русский язык учебников по физике и химии. Вы внимательно прочитали статью? Сотрудники отдела «Мир подростка» предлагают вам проверить свои знания, отвечая на вопросы викторины «Из истории Академии наук России».
Российских учебных заведений, где готовили бы высококлассных специалистов, тогда не было.
Кроме того, царь понимал необходимость создания в стране условий для проведения фундаментальных научных исследований, без которых невозможно двигаться вперед. Свой замысел Петр I долго обдумывал. С деятельностью научных обществ и академий он знакомился во время поездок по европейским странам. Посещение учреждений и общение с иностранными учеными повлияло на решение царя о создании Академии наук в Петербурге, сообщает Президентская библиотека. Сначала на работу приглашали иностранных ученых. Некоторые из академиков имели мировую известность, другие — завоевали авторитет благодаря своим исследованиям уже в России. В академии развивали математические, физические и гуманитарные науки. При этом учреждение выполняло еще и роль образовательного центра. В его ведении находились гимназия и университет, где готовили специалистов.
Как и рассчитывал Петр I, многие их выпускники внесли вклад в развитие отечественной науки. Первым русским действительным членом Петербургской академии наук в 1733 году стал математик Василий Ададуров.
В каком веке произошло открытие академии наук
Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. Открытие Академии наук – прямое следствие реформаторской деятельности первого российского императора.
Главная по науке
Ученые Российской академии наук читают в университете открытые лекции, совместно с академическими институтами вузом организуются конференции и другие научные мероприятия. «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов». Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. Российская академия наук. В XVIII веке в России, как и в других странах, особое внимание стало уделяться развитию фундаментальных и практических наук. Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук».
К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
И переводили бы книги. Назначить место для сего. И доход". Мысль создать в России высшее научное учреждение возникла у Петра гораздо раньше.
В 1718 году один из иноземных сподвижников императора, Герман Фик, вызвался представить проект "О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить". На докладную записку Петр наложил резолюцию: "Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции". А спустя три года, когда Парижская академия избрала Петра своим членом, он ответил: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть...
Вначале она называлась Академией наук и художеств, а в 1803 году была переименована в Императорскую академию наук. Название "Российская академия наук" было восстановлено указом Президента России от 21 ноября 1991 года, и 17 - 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. С первых же дней своего существования Академия стала выпускать не только научные и художественные издания, но и литературу для самообразования - первый в России научно-популярный журнал "Ежемесячные сочинения".
Долгое время она была чуть ли не единственным центром, где печатали переводные книги древних и современных авторов. В самом конце XIX века был издан первый в стране словарь русского языка - "Словарь Академии российской, произвольным порядком расположенный". Материалом для него послужили литературные произведения XVIII века, летописи и церковные книги; собирали его 47 членов Академии, в том числе Е.
Дашкова, Д. Фонвизин, Г. Державин, Я.
Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги.
Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г.
Блюментростом, подписал "Определение об Академии", и 28 января вышел именной Указ об ее учреждении. Положение об Академии Петр утвердить не успел, однако в течение 20 лет его использовали как первый Устав. Реальное образование Академии приходится на начало царствования Екатерины I : в декабре 1725 года состоялось ее торжественное открытие. К этому моменту Академия уже существовала, штат был укомплектован, приехавшие из-за границы ученые были назначены академиками. Общие собрания Академии начали проводить с сентября 1725 г.
Екатерина I всячески содействовала созданию Академии. Уже летом 1725 года она приняла у себя всех приехавших ученых - почесть, неслыханная в Европе. Помимо Петра и Екатерины I, еще два человека приложили руку к созданию этого научного учреждения - Блюментрост и Шумахер. Лейб-медик Лаврентий Блюментрост был важным действующим лицом в создании этого замечательного учреждения. Кстати, он был единственным из академиков первого набора, родившимся в России, хотя, конечно, корни у него были иностранными. При подготовке Проекта положения об Академии он руководствовался установками Петра, и успешно вел от его имени, а затем от имени Екатерины I,переписку с иностранными учеными об их приезде в Россию. Впрочем, назначение его первым президентом Академии, было каким-то полуофициальным. Следует напомнить, что в России тогда не было не только собственных ученых, но и практически не существовало подготовленных для такой деятельности людей.
Не было высшего образования. Московская славяно-греко-латинская академия, созданная в конце 17 века, готовила, в сущности, священнослужителей. Академия наук создавалась на пустом месте. Петр и Блюментрост стремились пригласить в Петербург ученых первой величины. Это удалось лишь частично, в основном ехали смелые, молодые, подающие надежды, рекомендованные мэтрами. Приезжали преимущественно из Германии и из немецко-говорящей Швейцарии из Базеля приехали Эйлер, Бернулли и кое-кто еще. Четвертый участник процесса образования Академии — Шумахер, фактически основал библиотеку Академии наук. Долгие годы Шумахер, будучи начальником канцелярии, вел дела Академии, в том числе в периоды, когда не было президента.
Он был трудолюбив, по-немецки последователен и аккуратен, но плохо понимал специфику научной работы. Что касается конфликтов 40-х годов, в том числе с Ломоносовым, то надо принять во внимание общественно-политический фон того времени. В 1741 г. В этой обстановке выступления против засилья немцев в Академии били отражением общего настроения в обществе. Немцы многое сделали для становления российской науки, но в 40-е годы появились первые русские ученые, они расправили плечи и стали считать, что немцев слишком много. К тому же, не стоит забывать о буйном характере родоначальника российской науки. Как писал Пушкин, "наука была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей". И последнее, что касается Шумахера.
О борьбе Ломоносова с засильем иностранных ученых особенно много писали в годы борьбы с космополитизмом.
В рамках проекта было проведено специальное научное исследование. Результаты исследования представлены в научно-популярных статьях об открытиях и изобретениях российских ученых. Все статьи распределены по разделам: науки о Земле, биология, химия, физика, техника и технические науки, общественные и гуманитарные науки.