Почему люди заводят детей, рассказывает нейробиолог по образованию, научная журналистка, автор книги «Откуда берутся дети» Ася Казанцева*. Мы поговорили с Асей про её личный опыт в полиамории, планирование детей с бывшим мужем и её достижения. Биография Аси Казанцевой: два развода в личной жизни и рождение дочери с помощью ЭКО от бывшего мужа Николая Ковшова. Книжка была о том, почему я такая дура, и неожиданно выяснилось, что ответ на этот вопрос интересен не только мальчику, но и еще примерно сотне тысяч читателей (в 2014 году книга Аси Казанцевой «Кто бы мог подумать! По умолчанию все люди в эмбриогенезе развиваются как женщины, именно поэтому у мужчин есть соски, они закладываются еще до того момента, когда пути развития мальчиков и девочек расходятся, — объясняет Ася Казанцева.
«Забота о ребенке — это интеллектуальная деятельность»: Ася Казанцева* — о материнстве
Как муж Аси Казанцевой, Николай Ковшов нашел свою семью и поддержку в лице своей любимой жены, которая всегда верила в его талант и помогала ему достигать новых высот в жизни. Главная» Новости» Ася казанцева муж николай ковшов. Ася Казанцева, известная своими "заукраинскими" настроениями, после отмены своих "научных" лекций в России решила снискать счастья в Грузии.
«Забота о ребенке — это интеллектуальная деятельность»: Ася Казанцева* — о материнстве
Ася Казанцева: Сексуальная ориентация зависит от строения мозга - | Ася Казанцева — научная журналистка, авторка серии научно-популярных книг о работе человеческого мозга и лауреатка премии «Просветитель». |
В сети развернулась бурная дискуссия о продаже яйцеклетки Аси Казанцевой - | В общем Казанцева развелась с мужем, потому что он хотел детей, а она типа чайлд-фри. |
Интервью с Асей Казанцевой о финансовой дисциплине | Финтолк | Ася Казанцева — о том, когда лучше всего рожать и почему ЭКО — это круто. |
Ася Казанцева: Разводиться надо за пять лет до того, как вы начнете ненавидеть друг друга
В связи с ликвидацией из реестра иноагентов исключены Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, ООО "ЗП", а также организация "Лилит". Кто такая Ася Казанцева В конце прошлого года Казанцева оказалась в центре медийного скандала, когда в Сети растиражировали её заявления о якобы "нормальности" половых отношений несовершеннолетних девушек с мужчинами старше их.
Они посмотрели разные страны, и насколько в них выражена женская эмансипация, насколько женщине легко получить доступ к образованию, работе, власти и прочему. Они обнаружили, что есть хорошая корреляция. Если в стране слабый уровень женской эмансипации, то в этой стране мальчики знают математику намного лучше, чем девочки. А если в стране высокий уровень женской эмансипации, то в этой стране девочки знают математику так же хорошо, как и мальчики, либо даже опережают. Вот Исландия. В Исландии хорошо всё с женской эмансипацией.
И в Исландии, мы видим, вот эта жёлтая линия показывает, что девочки и в математике тоже ориентируются лучше, чем мальчики в той же стране. То есть, чем больше мы женщин принижаем, чем больше мы женщинам рассказываем, что математика это не женское дело — ну чего, зачем идти против течения? Конечно, они тогда будут забивать на математику. В конце концов, это сложно — математика… Я вот тоже так считаю. Что ещё можно сказать о женском и мужском интеллекте? О женском и мужском интеллекте можно сказать, что существенная часть исследований некорректна, потому что не делала поправку на фазу цикла. Сейчас уже стараются во всех исследованиях такую поправку делать, раньше во многих случаях ею пренебрегали.
Ну, если исследование на много-много тысяч людей, которые анализируют, например, данные школьных тестов, то там такую поправку просто не сделать никак технически. Но можно сказать, что мужчина, у него уровень интеллекта и прочие способности — они всегда более или менее одинаковые, а у женщины они каким-то образом могут меняться в течение менструального цикла: повышаться и понижаться, повышаться и понижаться. Здесь на самом деле данные в том, что касается конкретной способности, довольно отрывочные. То есть, можно найти некоторое количество статей, сделанных на небольшом количестве женщин, о том, что эстроген улучшает вербальные способности. Эстроген — это гормон, которого к середине цикла становится всё больше, больше, больше и больше вот здесь красной линией. А потом после середины цикла он понижается. То есть, можно сказать, что ближе к середине цикла женщина лучше оперирует словами, более красноречива.
А есть ещё такие же отрывочные и такие же ненадёжные данные о том, что эстроген может, наоборот, ухудшать пространственное мышление, что ближе к середине цикла, когда у женщины много эстрогена, ей легче заблудиться и сложнее ориентироваться по карте. А ближе к месячным она хуже заблуждается и легче ориентируется по карте. Но это довольно отрывочные данные, здесь нельзя говорить, что это вот прям чётко доказано наукой, в некоторых исследованиях кажется, да, взяли 10 женщин, посмотрели, а в некоторых исследованиях вроде как нет: взяли 15 женщин, посмотрели. Но это всё равно ни о чём. Что более понятно — это то, что эстроген повышает сексуальную привлекательность. Вот здесь исследований очень много, очень разных, есть прекрасный учёный Кристина Дюранте, которая на этом уже не одну диссертацию защитила свою и подчинённых. Есть самое прекрасное исследование, за которое дали Шнобелевскую премию, году в 2008, по-моему, несколько лет назад, исследование лэп-дэнсеров, лэп-дэнсеры — это девушки, которые танцуют на коленях у мужчины в ночных клубах, получают за это чаевые.
Они обнаружили совершенно фантастическую корреляцию, измеряя размер чаевых и наблюдая за фазой цикла. Размер чаевых практически в точности соответствует уровню эстрогена: чем больше у вас эстрогена, тем больше вы получаете чаевых в этот день. Там разница реально раза в 2 или побольше, там 150 долларов они получали, если выступали во время месячных, или около них, и 300 с чем-то долларов они получали, когда выступали в районе овуляции. Овуляция резко повышает сексуальную привлекательность, что отражается на размере чаевых. А если женщина сидела на таблетках в этом исследовании, то выяснилось, что график был намного более сглаженным, там долларов на 30, на 50 может быть была разница в ходе менструального цикла, между его началом и его серединой. А ещё более или менее с уверенностью можно говорить о том, что прогестерон снижает тревожность. Вот есть гормон прогестерон, он здесь отмечен зелёненьким, его сначала мало, мало, мало, потом после овуляции его уровень начинает нарастать, потом поддерживается высокий, а потом довольно резко падает.
Прогестерон вообще-то нужен для того, чтобы не допустить сокращений матки. Если уровень прогестерона падает, у вас начинаются сокращения матки. Если у вас начинаются сокращения матки, у вас падает уровень прогестерона. Поэтому сначала его много на случай, если оплодотворение в этом месяце всё-таки произошло, и надо, значит, чтобы матка не сокращалась, чтобы не было выкидыша. А дальше, если оплодотворение действительно произошло, тогда его производит жёлтое тело, потом подключается плацента, прогестерона начинает быть больше, больше, он не падает. А вот если становится понятно, что в этом месяце оплодотворения не было, тогда через пару недель после овуляции прогестерон падает, начинаются сокращения матки, начинаются месячные. И прогестерон, поскольку он гормон беременности, поскольку он нужен для предотвращения сокращений матки, он оказывает ещё и противотревожный эффект, довольно выраженный.
Вполне возможно, что это не случайность, вполне возможно, что в этом был эволюционный смысл, потому что стресс во время беременности вреден не только потому, что человек может стать геем, у человека может ещё и в принципе испортиться здоровье: там повышается вероятность выкидыша, повышается вероятность низкого веса при рождении, повышается вероятность разных проблем — волноваться во время беременности вредно. Поэтому очень логично во время беременности иметь гормон, который снижает тревожность. Но за вот это замечательное свойство прогестерона мы расплачиваемся тем, что когда уровень прогестерона резко падает, то женщине кажется, как будто её сняли с противотревожных препаратов, и собственно даже не кажется, на самом деле так. На самом деле метаболит прогестерона — аллопрегнанолон, он действует на рецепторы к бензодиазепиновым транквилизаторам, то есть, конкретно, когда мы принимаем транквилизаторы, они действуют на определённые рецепторы в мозге, и продукты переработки прогестерона действуют на те же самые рецепторы в мозге. То есть, когда уровень прогестерона резко падает, то женщину действительно резко сняли с противотревожных препаратов, ей действительно от этого очень тревожно, ей от этого тревожно перед месячными, ей от этого ещё больше тревожно после аборта, когда тоже сократилась матка, и ей от этого тревожно после родов. То есть, есть официально признанное заболевание — предменструальный синдром, есть официально признанная постродовая депрессия, постабортная депрессия как раз официально не признана, она не входит в международную классификацию болезней, потому что нечего тут, но, тем не менее, механизм тот же самый. Ещё одна хорошая новость для женщин в том, что у женщин есть способ хакнуть свой мозг, сделать свой мозг умнее, чем он есть.
Путём того, чтобы родить ребёнка. Потому что вообще у всех животных мозг женщины довольно сильно перестраивается в связи с заведением детёныша. Допустим, у кошек сильно перестраивается слуховая кора, у них появляется максимальный пик восприимчивости к тем тонам, на которых мяукает маленький котёнок, так, чтобы они этого маленького котёнка могли услышать издалека. У человеческих женщин тоже увеличивается объём серого вещества в довольно большом количестве областей мозга: он увеличивается и в префронтальной коре, и в теменной коре, мы как бы ими думаем, и в гипоталамусе, которым мы всё регулируем, и в миндалине, которая связана с испытыванием эмоций. И в общем и целом всё это увеличение плотности серого вещества нужно конечно для того, чтобы обеспечить максимально эффективное материнство. То есть, пока вы беременны, и пока вы ухаживаете за малышом, у вас меняется мозг таким образом, чтобы эти сложности, связанные с малышом, как-то вы могли легче преодолеть. Но, тем не менее, никто не говорит, что ту же самую наросшую кору нельзя потом использовать для чего-нибудь ещё.
Вот ребёнок у вас уже вырос, в школу пошёл, а нейронов в мозге у вас больше так и осталось, вполне можно их подключить к решению каких-нибудь задач, например, к тому, чтобы делать много дел одновременно. То есть, пока что наука не может заявить, что женщина становится умнее, когда она рожает ребёнка, это не доказано пока что, тем более что это сложно было бы опубликовать, потому что дискриминация, наверно, чайлдфри бы обиделись, я как чайлдфри обиделась бы. Но, тем не менее, да, есть данные о том, что мозг увеличивается, и, да, на базе общих представлений о нейрофизиологии вполне можно предположить, что из этого можно извлечь какую-то пользу. На этом мы заканчиваем. Если у кого-то есть телефон, и если кто-то хочет почитать поподробнее об исследованиях, которые упомянуты в этой лекции, то вот есть QR-код на гугл-документ, в котором у меня собраны ссылки, ссылки на всякие те статьи, о которых я здесь говорила, на всякий научпоп по теме и прочие полезные вещи. Кроме того, я всем рекомендую почитать попробовать книжку Дика Свааба, которая недавно вот у нас переведена и вышла, «Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера».
Дик Свааб — это очень великий учёный, он сейчас занимается в Нидерландах созданием банка мозга. То есть, он просит всех нидерландцев, которые умерли, отдать ему, завещать ему свой мозг и максимально подробную историю жизни для того, чтобы потом по срезам этого мозга найти какие-то корреляции с тем, чем человек болел, какие у него были жизненные успехи, какая у него была сексуальная ориентация и так далее. И вот ещё до того, как открыть этот банк мозга, Дик Свааб, в частности, стоял у истоков исследования межполовых отличий мозга, и он поэтому абсолютно уверен, что гомосексуальность — это абсолютно врождённая вещь. На самом деле сама вот эта книжка она немножко странная, потому что он попытался на своих там 500-ах страницах рассказать всё, что знает современная наука о мозге, и поэтому идёт очень сильно галопом по Европам: а вот ещё есть гиппокамп, а вот ещё есть кора, а вот ещё, кстати, геи врождённые, а вот ещё, кстати, у меня банк мозга, присылайте мне мозг, бла-бла-бла. То есть, очень плотно, очень быстро, очень мало подробностей, тем не менее, всё равно интересно, по крайней мере, для того, чтобы посмотреть, что гуглить дальше, что вообще бывает. Есть Дмитрий Жуков, у Дмитрия Жукова на самом деле лучше даже не эта книжка, у него лучше учебник биологии поведения, такой голубенький, но этот учебник, к сожалению, нигде не найти, это библиографическая редкость. Он последний раз издавался в 2007 году, его с тех пор все уже раскупили.
Тем не менее, одна глава этого учебника как раз по теме нашего выступления лежит на сайте elementy. Можно почитать его, можно будет почитать эту книжку, она тоже довольно хорошая, она получила премию «Просветитель». Как правило, когда книжка получает премию «Просветитель», это означает, что это довольно хорошая книжка. Но и, да, вот гугл-докс. У меня тоже есть книжка, она не совсем об этом, но, например, про сексуальную привлекательность женщин во время овуляции я сейчас вам рассказывала мало, потому что про это очень много есть в книжке, поэтому мою книжку тоже можно читать. Спасибо, что вы все пришли, очень приятно. Если хотите, вы можете что-нибудь у меня спросить.
Спасибо за лекцию. Такой житейский вопрос: мы много говорили о гомо и гетеро, что вы имеете в виду под словом «нравится», то есть, на визуальный стимул реакции мозга или ещё какие-то признаки. И вдогонку вопрос: девушка—девушка в отношениях, там, например, один тип считается популярным, а девушка—парень для этих отношений другой тип девушек у парней считается популярным. Есть ли какие-то такие данные или нет. Ну, понятен второй вопрос? Более или менее. Эта тема очень большая, очень противоречивая.
Что касается того, почему люди друг другу нравятся, ну, здесь, во-первых, есть какие-то чисто интеллектуальные вещи: нам обычно нравятся те, кто читал примерно те же книжки, что и мы, независимо от пола. А что касается выбора, то, что показывали в экспериментах Каролинского института, видимо запах имеет значение. Вообще довольно много есть исследований о том, что индивидуальный запах влияет на выбор партнёра и у мужчины, и у женщины, и там несколько разных механизмов, там не только феромоны, там ещё есть гены гистосовместимости, которые обеспечивают индивидуальную запаховую привлекательность. А по поводу того, какого типа девушки нравятся девушкам и парням, я не уверена, я подозреваю, что это могут быть в значительной степени культурные стереотипы, потому что, если мы говорим — какая правильная терминология, фем и буч? Такие более мужеподобные девочки и более женоподобные, — то получается, что нравятся и те, и другие, просто одним нравятся одни, другим — другие. И я думаю, что в значительной степени это может быть культурно обусловлено, потому что вообще в восприятии красоты очень много всего культурно обусловлено. Например, зубы.
Мы сейчас зубы предпочитаем белые, а у русских купчих считались красивыми чёрные зубы, потому что чёрные зубы показывают, что человек из богатого рода, что он каждый день пьёт чай с сахаром. И на самом деле надо смотреть, например, на Древнюю Грецию, на остров Лесбос и его обитателей, какие девушки тогда считались привлекательными для девушек, и попытаться понять, в какой степени это культурно, в какой степени это врождённо. Я думаю, что в большей степени культурно. А вот если вернуться к слайду, где вы писали различные типы мозга у кого больше развиты. Вопрос: часть мозга, которая ответственна за логику, она у кого больше развита: у мужчины или у женщины? Вы понимаете, всё, что касается сознания и логики, там до сих пор нет абсолютно единого, универсально правильного ответа, что вот они сидят именно здесь, потому что есть несколько разных зон коры и даже не только коры, а подкорковых структур тоже, которые каким-то образом вовлечены в сложное мышление. Считается, что самая главная в этом — фронтальная кора.
И вот фронтальная кора — это как раз то, что развито и у мужчин, и у женщин, но немножко разные отделы, например, могут быть. Типа, передняя зона префронтальной коры развита больше у мужчины, задняя больше у женщин, точно не помню, давайте вернёмся к слайду. Дело в том, что нет такой разницы между мужчинами и женщинами, которая бы точно отвечала за мысли. И вообще есть же данные даже о том, что немножко разными отделами могут думать мужчины и женщины. Вот смотрите просмотр слайда , вот чего у нас есть: у женщин больше серого вещества в некоторых областях фронтальной коры. То есть он отвечает за логику, да? Ну, считается, что главная для этого зона мозга, да — это фронтальная кора, но не единственная, то есть, там помимо лобной доли есть теменная доля, некоторые отделы височной доли, по-видимому, тоже вовлечены, по крайней мере, они вовлечены в речь.
То есть, нет, нет, пока невозможно сказать, что вот эта конкретно зона отвечает именно за то, чтобы мы были умными. Есть корреляции, что чем выше IQ, тем больше чего-нибудь.
В декабре у нее отменились выступления в Москве и Твери. На прошлой неделе подписчик Sota получил ответ от главы комиссии Госдумы по этике Валентины Терешковой.
Она написала, что комиссия не нашла нарушений этики и призыва к противоправным действиям в посте Лугового, по их мнению, депутат лишь воспользовался правом на свободу слова. Ее деятельность на территории страны запрещена.
Обязательно досмотрите до конца и вы узнаете секрет баланса между личной жизнью и успехом от нашей прекрасной гостьи!
Опыт Аси 13:43 Ася про детство и маму 16:50 Перепутье и поиски себя 19:57 Про планирование беременности.
Ася Казанцева
Год назад я бы сказала себе подождать с ребенком. Заводить детей — это сложный этический момент, так как мы тащим их сюда без спроса. Реальность оказалась гораздо хуже, чем даже самые пессимистичные люди могли представить. О решении родить ребенка от бывшего мужа За 20 лет всей моей половой жизни у меня ни разу не было секса без предохранения. Не вижу связи между сексом и детьми, почему эти вещи должны быть связаны. Бывший муж финансово нам помогает: это позволяет нам нанять няню. Нынешняя жена Николя классная, она сама уже детей не хочет, поэтому ее вполне устроила эта хитроумная комбинация. Завести ребенка от бывшего мужа, а не найти нового партнера — решение не очень очевидное, но оно для меня эмоционально было оправданно. У нас даже после развода остались хорошие отношения, было логично заполировать это ребеночком. Николя — важный человек в моей жизни, мы друг к другу хорошо относимся. Для того чтобы завести ребенка, деньги важнее, чем любовь.
С первым супругом, однокурсником, она прожила восемь лет. Про него Ася особо не рассказывает в интервью, как-то раз лишь обронила, что он не разрешал ей стричься. Вторым супругом стал Николай Ковшов Николя, как его называет Казанцева. Он учился в МФТИ, разрабатывал в сельскохозяйственной сфере программное обеспечение для беспилотников. Что изменилось после рождения дочери Я еще больше стала ценить свою профессию, образование и свой биологический бэкграунд.
Это имеет какой-то смысл, пока мозг еще недостаточно сформировался? Ведь младенцы живут инстинктами: хочу есть, хочу спать и так далее. Это важнее, чем еда и сон.
Ребенок очень нуждается в контакте со взрослым. Если говорить о развитии, ребенку нужна экспозиция к языку, нужно слушать речь, обращенную к нему. Есть такой интересный механизм — статистическое обучение. Ребенок задолго до того, как начал пытаться что-то произносить, набирает статистическую базу: какие звуки в этом языке, как они соотносятся друг с другом, какие слоги чаще встречаются вместе, какие реже. Он учится различать звуки, важные в этом языке. Причем здесь, конечно, существенно, какой именно язык вокруг. Есть эксперименты, в которых детей учили отличать звук «Р» от звука «Л». Идет череда звуков «Р», а потом они меняются на «Л».
И если ребенок в этот момент повернет голову, то ему покажут кукольный театр, откроется занавесочка и там будут куколки плясать. Ребенок уже в полгода может это запомнить. Но поразительно, что в полгода японские и американские дети это делают одинаково хорошо, а в годик оказывается, что англоязычные дети различают эти звуки еще лучше, а японские, наоборот, эту способность практически утратили, потому что в японском языке нет смыслового различия между звуками «Р» и «Л», там промежуточный звук, кто-то его произносит ближе к «Р», кто-то ближе к «Л», но в одних и тех же словах. То есть уже в год дети накопили достаточно статистики, чтобы перестать чувствовать различие между этими звуками, если для их языка это неважно. RU — То есть если разговаривать с ребенком с рождения на двух языках, он действительно ими овладеет? Если с ним родители разговаривают — один на одном языке, второй — на другом, то он этими двумя языками овладеет как родными. По некоторым данным, он, может быть, чуть позже начнет говорить, но будет потом говорить на обоих языках одинаково хорошо. Но это работает, только если есть интерактив.
То есть если родитель обращается к ребенку, слышит ответ, комментирует действия малыша и так далее. Это как раз статистическое обучение: оно очень эффективно в раннем возрасте, но требует большого объема накопленных данных и интерактива. Нужно, чтобы была коммуникация, взаимодействие» Ася Казанцева, научный журналист «Младенцу достаточно огурца. Он его грызет и развивается со страшной силой» — Часто родители загружают детей даже самого младшего возраста кружками и секциями, разными занятиями, чтобы они как можно больше в себя впитали разных знаний. Нужно ли это? Они настолько велики, что можно даже специально ничего не делать! Там, где ребенку постарше нужен театр, скалодром, планетарий, что-то еще, — младенцу достаточно огурца. Он его грызет и развивается со страшной силой.
Или ты меняешь постельное белье, бросил грязную простыню на пол, а младенец через нее переползает — и тоже ему впечатлений на двадцать минут! Очень удобно. Заморачиваться целенаправленным интеллектуальным развитием, мне кажется, до трех лет нет особого смысла. Другой вопрос, что кружки могут давать отдых родителю, а ребенку тем временем — обогащение среды. Моя дочь ходит на младенческое плавание просто потому, что я думаю, что для развития мозга недурно взаимодействовать с альтернативной физической средой. И заодно повышается безопасность: если она купается и падает в воду в ванной, то она задерживает дыхание, не захлебывается. Но я не жду, что она баттерфляем будет плавать в годик. Маленького ребенка нужно, во-первых, обнимать, а во-вторых, когда он уже подрос и начал активно исследовать мир — чтобы у него была обогащенная среда, сенсорная стимуляция, игрушки, книжки, разговоры, чтобы мозгу было где брать материал для развития.
Сама Ася отдала свою дочку на младенческое плавание. RU У ребенка существенно больше нейронов и связей между нейронами, чем у профессора Гарварда, но именно поэтому ребенок такой неуклюжий: у него в мозге все клетки беспорядочно связаны со всеми клетками. В значительной степени процесс освоения навыков у детей — это процесс отсекания ненужных нейронных связей. Когда ребенок учится есть ложкой, сначала он с одинаковой вероятностью засунет эту ложку в глаз, в ухо и так далее, потому что сигнал по нейронному контуру в моторной коре с одинаковой вероятностью идет во все стороны. Но, если ребенка обучать, если каша вкусная, настроение хорошее, тогда каждый раз, когда он случайно доносит ложку до рта, у него происходит подкрепление, что этот сигнал надо было проводить, а все остальные не надо. Одна из этих нейронных дорожек становится как шоссе, остальные нейронные дорожки отпадают. Если вы в молодости много думали, учились, занимались и вырастили себе хороший мозг, в котором много разных дорожек между разными его отделами, то это потом замедляет возрастное снижение когнитивных функций. С возрастом нейроны начинают умирать, но если мозг интенсивно использовали, то гибель отдельных клеток дольше не приводит к нарушению функциональности мозга как целой системы.
Мозг ребенка похож на поле, заросшее травой, по которому вы можете идти в любую сторону. Куда пойдете, тот навык и укрепляется, туда вы протаптываете тропинки. По мере освоения навыка тропинка превращается в грунтовую дорогу, потом в асфальтированное шоссе. Если какая-то деятельность очень много раз практиковалась, то она делается в автоматическом режиме и уже не требует концентрации внимания, не требует силы воли. В то же время, пока вы ходили по одной тропе, мягкая трава вокруг превращается в жесткие колючки, через которые потом не хочется идти, а хочется вернуться на уже протоптанную дорогу. То есть это буквально и физически легче. Люди обрабатывают информацию гораздо лучше в той предметной области, в которой они тренировались ее обрабатывать. Если вы покажете людям шахматную доску, на которой фигуры расставлены в какой-то комбинации, то профессиональный шахматист запомнит расстановку гораздо быстрее и точнее, чем новичок.
Потому что он не пытается запомнить местоположение каждой фигуры отдельно, а видит общую картину с позиций своей экспертизы: кто кому угрожает, кто кого защищает. Может, даже видит параллель с какой-то уже знакомой ему шахматной задачей, и тогда запомнить оказывается совсем просто.
Передаём им обеим нежнейший привет! Обязательно досмотрите до конца и вы узнаете секрет баланса между личной жизнью и успехом от нашей прекрасной гостьи! Опыт Аси 13:43 Ася про детство и маму 16:50 Перепутье и поиски себя 19:57 Про планирование беременности 23:47 Сколько зарабатывает Ася?
Есть американские данные о том, что у детей прямо кора головного мозга стала толще с тех пор, как в США приняли законы об обязательном обогащении зерновых продуктов фолиевой кислотой. А слушать классическую музыку? Или о чем они не знают? Надо ли включать животу классическую музыку.
Тут хороших исследований нет, есть плохие, с сомнительной методологией. Например, если женщина трогала живот, гладила его и разговаривала с ним, то потом, в три месяца она оценивает ребенка как более спокойного, засыпающего легче, легче устанавливающего режим. Но с этим исследованием большая проблема в том, что не было рандомизации, не было такого, чтобы женщин разбивали на группы и одной говорили гладить живот, а другой — нет. Люди по собственному желанию это делали. И потом те, кто общался с животом, оценивали своих детей как более спокойных и радостных, но, скорее всего, это была ошибка выборки, связанная с тем, что если женщина настолько готова заморачиваться, то родительство для нее очень важно, и она дальше к ребенку будет внимательнее и нежнее относиться. Женщине кажется самой, что ребенок стал спокойнее. Поэтому, скорее всего, нет смысла включать животу классическую музыку. Вообще, «эффект Моцарта» — это вещь, от которой у всех нейробиологов дергается глаз. Было маленькое исследование в 1993 году на 36 студентах.
Они вроде бы стали лучше справляться с заданиями на пространственное мышление, если послушали музыку. Но потом его [это исследование] много раз воспроизводили с довольно скромными результатами. Медийный выхлоп, который исследование получило, абсолютно не соответствует его масштабу. И есть достаточно надежные данные о том, что недоношенные дети лучше развиваются, быстрее начинают самостоятельно питаться, если давать им слушать голос матери, можно даже в записи, на кассете. RU Возможно, это даже влияет на будущее освоение языка. Есть исследование о том, что немецкие и французские младенцы по-разному плачут, у них разный интонационный рисунок плача. У одних он начинается с высоких нот и идет на понижение, у других — наоборот, и это соответствует интонациям того языка, который они слышали вокруг себя еще до рождения. Обнимашки важнее еды и сна — Если говорить о детях маленького возраста, многие родители начинают их заранее развивать, читать им вслух книги, хотя ребенок еще ничего не понимает. Это имеет какой-то смысл, пока мозг еще недостаточно сформировался?
Ведь младенцы живут инстинктами: хочу есть, хочу спать и так далее. Это важнее, чем еда и сон. Ребенок очень нуждается в контакте со взрослым. Если говорить о развитии, ребенку нужна экспозиция к языку, нужно слушать речь, обращенную к нему. Есть такой интересный механизм — статистическое обучение. Ребенок задолго до того, как начал пытаться что-то произносить, набирает статистическую базу: какие звуки в этом языке, как они соотносятся друг с другом, какие слоги чаще встречаются вместе, какие реже. Он учится различать звуки, важные в этом языке. Причем здесь, конечно, существенно, какой именно язык вокруг. Есть эксперименты, в которых детей учили отличать звук «Р» от звука «Л».
Идет череда звуков «Р», а потом они меняются на «Л». И если ребенок в этот момент повернет голову, то ему покажут кукольный театр, откроется занавесочка и там будут куколки плясать. Ребенок уже в полгода может это запомнить. Но поразительно, что в полгода японские и американские дети это делают одинаково хорошо, а в годик оказывается, что англоязычные дети различают эти звуки еще лучше, а японские, наоборот, эту способность практически утратили, потому что в японском языке нет смыслового различия между звуками «Р» и «Л», там промежуточный звук, кто-то его произносит ближе к «Р», кто-то ближе к «Л», но в одних и тех же словах. То есть уже в год дети накопили достаточно статистики, чтобы перестать чувствовать различие между этими звуками, если для их языка это неважно. RU — То есть если разговаривать с ребенком с рождения на двух языках, он действительно ими овладеет? Если с ним родители разговаривают — один на одном языке, второй — на другом, то он этими двумя языками овладеет как родными. По некоторым данным, он, может быть, чуть позже начнет говорить, но будет потом говорить на обоих языках одинаково хорошо. Но это работает, только если есть интерактив.
То есть если родитель обращается к ребенку, слышит ответ, комментирует действия малыша и так далее. Это как раз статистическое обучение: оно очень эффективно в раннем возрасте, но требует большого объема накопленных данных и интерактива. Нужно, чтобы была коммуникация, взаимодействие» Ася Казанцева, научный журналист «Младенцу достаточно огурца. Он его грызет и развивается со страшной силой» — Часто родители загружают детей даже самого младшего возраста кружками и секциями, разными занятиями, чтобы они как можно больше в себя впитали разных знаний. Нужно ли это? Они настолько велики, что можно даже специально ничего не делать! Там, где ребенку постарше нужен театр, скалодром, планетарий, что-то еще, — младенцу достаточно огурца. Он его грызет и развивается со страшной силой. Или ты меняешь постельное белье, бросил грязную простыню на пол, а младенец через нее переползает — и тоже ему впечатлений на двадцать минут!
Очень удобно. Заморачиваться целенаправленным интеллектуальным развитием, мне кажется, до трех лет нет особого смысла. Другой вопрос, что кружки могут давать отдых родителю, а ребенку тем временем — обогащение среды. Моя дочь ходит на младенческое плавание просто потому, что я думаю, что для развития мозга недурно взаимодействовать с альтернативной физической средой.
Научная журналистка Ася Казанцева уехала из России по совету «дружественного адвоката»
В некоторых исследованиях процесс принятия решений удается буквально наблюдать собственными глазами, на томограмме. Если вы предлагаете человеку простую экономическую игру, в которой он может получить или потерять деньги, то это вызывает отклик в подкорковых эмоциональных центрах: Прилежащее ядро, которое обрабатывает положительные эмоции, активно тем сильнее, чем выше вероятность выигрыша. Амигдала, она же миндалевидное тело, в основном вовлечена в работу с негативными эмоциями, и ее активность пропорциональна шансам на потерю денег в экономической игре. Лобная кора сопоставляет сигналы от обоих противоборствующих центров, и то решение, которое примет в итоге человек, можно предсказать, наблюдая за этим соревнованием. По всей вероятности, то же самое происходит и в реальной жизни. Рациональность не существует отдельно от эмоций. Если человек тратит деньги на красивую одежду, хотя их неплохо было бы инвестировать в акции, то, видимо, прилежащее ядро его мозга посчитало, что от кофточки здесь и сейчас будет больше радости, чем от возможных дивидендов когда-то потом, и его активность оказалась достаточно сильной, чтобы оно победило в соревновании, скажем, с амигдалой, опасающейся, что деньги закончатся. Если где-то и есть свобода воли, то в том, на каких наших внутренних импульсах — из всего их спектра — мы пытаемся фокусировать внимание, кого пытаемся подпитывать, на чьей стороне играть.
Стараться приглушать активность прилежащего ядра, отвечающего за удовольствие. Можно попытаться, наоборот, быть с собой гуманнее: много думать об отдаленных целях и пытаться сделать так, чтобы прилежащее ядро получало больше радости от них. То есть, например, постоянно держать в голове картинку того, как будет здорово, когда появится свое жилье, какое оно будет прекрасное, как вы купите кресло-гнездо и книжные полки. Это может оказаться для вашего прилежащего ядра более сильным удовольствием, если у вас хорошее воображение. Счастье в деньгах. Но до предела — То есть финансовую дисциплину можно натренировать? Каждый раз, когда мы активируем какой-то нейронный контур, он укрепляется.
И это проблема, потому что, когда мы принимаем решение, мы не просто принимаем решение, а повышаем вероятность того, что будем принимать такое же решение в будущем. Каждый раз, когда мы купили ненужную шмоточку и получили радость от этого, мы укрепляем нейронные контуры, отвечающие за получение радости от покупки ненужных шмоточек. Нужно как-то научиться испытывать радость от того, что у нас есть деньги, что финансовый эквивалент той самой кофточки лежит на сберегательном счете и предотвращает смерть от голода под забором. Мне кажется важным и полезным бояться, что вы умрете от голода под забором, для накопления денег, для финансовой дисциплины. Что об этом говорит наука? Деньги важны для счастья, но до определенного предела. Канеман оценивал счастье людей двумя способами.
Во-первых, спрашивал, насколько их жизнь удалась, насколько они ею удовлетворены и довольны в глобальных масштабах. Во-вторых, просил посчитать, сколько времени они в течение дня испытывают ту или иную эмоцию, например, счастливы или грустят. Выяснилось, что оценка своей жизни как удавшейся или не очень связана с богатством напрямую, что логично. Но вот на количество положительных эмоций в повседневной жизни деньги влияют только до определенного предела.
Там невыносимо душно, очень плохо кормят и постоянно мешают спать из-за полной ерунды. Я занята, блин, очень важным делом для человечества, я пытаюсь поспать ради пролактина и здоровья будущих поколений, это должно быть в приоритете перед удобством тетеньки, которая разносит пеленочки. Вот всё у нас так. Что касается материнства, то малыш Елизавета отличный, мне с ней очень повезло.
Она красоточка, очень смешной зверек и все время дрыхнет. И да, лучшее решение, которое я принимала в жизни для себя и для Елизаветы — это не заводить ее в 2018 году, когда все было готово, но только я была не готова.
Это специально взращенный в иностранных университетах кадр, отобранный по способностям. Именно такой перспективный материал берут в работу западные хозяева, обучают, платят стипендии, а потом возвращают в Россию, чтобы на месте использовать по предназначению».
Однако лекцию отменили — по данным СМИ, из-за отношения журналистки к специальной военной операции на Украине. В пространстве "Ленполиграфмаш" Казанцева должна была прочитать лекцию на тему "Социальный мозг: между сотрудничеством и конформизмом". Комментируя отмену мероприятия, она отметила, что происходящее прекрасно иллюстрирует тему лекции. Лента новостей.
Лента новостей
- Ранние годы жизни
- Ася Казанцева — о том, почему богатство, брак и дети не гарантируют вам счастья
- Асинетский ритм в жизни Николая Ковшова: от любимого мужа до вдохновителя
- «НЕЙРОБИОЛОГИЯ ДАЕТ ПОНИМАНИЕ ТОГО, КТО МЫ ТАКИЕ»
- Часики-то тикают. Ася Казанцева — о том, когда лучше всего рожать и почему ЭКО — это круто
- Ася Казанцева: «За свою жизнь я сменила 30 арендных квартир»
Рассылка новостей
- Интервью с Асей Казанцевой* о беременности, родах и материнстве с точки зрения науки
- Последние выпуски
- Асинетский ритм в жизни Николая Ковшова: от любимого мужа до вдохновителя
- Продажа яйцеклетки: за что ополчились на Асю Казанцеву
Почему вы должны меня знать: волонтер-исследователь COVID-19 Ася Казанцева
24СМИ. Бессмысленно учить людей, которые не высыпаются»: Ася Казанцева об образовании и работе мозга. Ася Казанцева — биолог, популяризатор науки и научный журналист. Мы поговорили с Асей про её личный опыт в полиамории, планирование детей с бывшим мужем и её достижения. Как муж Аси Казанцевой, Николай Ковшов нашел свою семью и поддержку в лице своей любимой жены, которая всегда верила в его талант и помогала ему достигать новых высот в жизни. Популяризатор науки Ася Казанцева о научном подходе к финансовой дисциплине, доходах, необходимых для счастливой жизни, и коронавирусе.
Ася Казанцева и её щекотливая тема детского секса
Главные новости о персоне Ася Казанцева на Будьте в курсе последних новостей: Научная журналистка Ася Казанцева заявила, что уехала в Грузию. #АсяКазанцева, #Казанцева Подпишись на мой Telegram Мой инстаграм: Мои курсы по продуктовой аналитике по рекордно низкой цене: Ася Казанцева — научный журналист, лектор, нейробиолог, автор бестсе Смотрите видео онлайн «Беременность от бывшего мужа и. Научный журналист Ася Казанцева и ведущая Youtube-канала «Всё как у зверей» Евгения Тимонова.:unsure::unsure. Просветительские лекции Аси Казанцевой имеют научный характер и поясняют, как действия и состояния человека объясняются с точки зрения строения, свойств и реакций его мозга.
Ася Казанцева родила дочь
Асинетский ритм в жизни Николая Ковшова: от любимого мужа до вдохновителя | С мужем Ася успела развестись, у него другая семья, тем не менее, он помогает Казанцевой растить девочку. |
Пенсия.PRO | Популяризатор науки Ася Казанцева о научном подходе к финансовой дисциплине, доходах, необходимых для счастливой жизни, и коронавирусе. |
Минус один просветитель-учёный: sevastian_mos — LiveJournal | Ася Казанцева — биолог, популяризатор науки и научный журналист. |
Интервью с Асей Казанцевой о финансовой дисциплине | Финтолк | По умолчанию все люди в эмбриогенезе развиваются как женщины, именно поэтому у мужчин есть соски, они закладываются еще до того момента, когда пути развития мальчиков и девочек расходятся, — объясняет Ася Казанцева. |
Интервью с Асей Казанцевой о финансовой дисциплине | Финтолк | В общем Казанцева развелась с мужем, потому что он хотел детей, а она типа чайлд-фри. |