Мы рассмотрели гештальт – что это такое в психологии, а также узнали, что такое гештальт-терапия и гештальт-психология.
Что такое гештальт-психология простыми словами, и предмет исследования
- Как закрыть гештальт
- Понятие гештальта
- Что такое открытый гештальт? — Милани Фадеева на
- Как закрыть гештальт
- Навигация по записям
Как происходит контакт?
- Как закрыть гештальт
- Гештальт в психологии: что это простыми словами
- Что такое гештальт перевод с немецкого: смысл и разъяснение термина
- Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами / Skillbox Media
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Гештальт — это целое, которое состоит из многих компонентов, но при этом представляет собой нечто большее, чем сумма частей. Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере.
Гештальт-терапия
- Примеры незакрытых гештальтов в отношениях
- Гештальт — что это такое простыми словами и как его закрыть
- Определение гештальта
- Что такое гештальт
- Что еще почитать
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. Гештальт напрямую связан с незавершенностью чего-либо, отсюда и главное его свойство – стремление к завершению. Что такое гештальт, как его закрыть и почему это важно — читайте в статье.
Гештальт – Что Это Такое В Психологии?
Это объясняется эффектом Зейгарник - незаконченный процесс оставляет остаточное напряжение в психике, которое мешает о нем забыть. Процесс восприятия гештальтпсихологи сравнивали с фигурой и фоном в зрительном поле. Мы не можем одновременно сосредоточиться на всех деталях, поэтому выделяем какую-то одну фигуру, а остальное воспринимаем фоном. Трудность клиента в психотерапии часто состоит в фиксации внимания только на одном аспекте ситуации.
Гештальт как внутренняя потребность человека Помимо восприятия, гештальтом называют также внутренние потребности и желания человека. Когда у нас возникает какая-то потребность, например голод или жажда, в сознании формируется целостный образ, направленный на ее удовлетворение. Это может быть представление о еде, воде, любимом человеке, опасности и т.
Такой внутренний гештальт концентрирует наше внимание на достижении конкретной цели. Гештальт в этом смысле - это не просто отдельные мысли или чувства, а целостный план действий для удовлетворения актуальной потребности. Например, чувство голода формирует гештальт поиска и приема пищи.
А чувство влюбленности - гештальт обретения близости с любимым человеком. Таким образом, гештальт является важной характеристикой мотивации и направленности личности. Завершенный и незавершенный гештальт Одно из фундаментальных свойств гештальта заключается в стремлении к завершению, закрытию.
Когда возникшая потребность удовлетворяется, происходит разрядка напряжения и чувство удовлетворения. Например, ощущение сытости после приема пищи означает, что гештальт голода завершился. Однако если по каким-то причинам гештальт остается незаконченным, это вызывает дискомфорт и тревогу.
Незавершенный разговор, конфликт или расставание заставляют нас снова и снова возвращаться к ним мысленно. Мы пытаемся закончить дело, доделать разговор, найти способ извиниться или помириться. Незакрытые гештальты могут годами вызывать у человека чувство вины, обиды, разочарования в отношениях.
Для завершения таких гештальтов в психотерапии используется, например, техника "пустого стула". Человек воображает перед собой обидчика или покинувшего его близкого и высказывает ему все копившиеся чувства. Опасность незакрытых гештальтов заключается в подавлении и "закупорке" непрожитых эмоций, которые со временем могут привести к психосоматическим заболеваниям и нарушениям отношений с людьми.
Гештальт в гештальт-терапии Ф. Перлза Идеи гештальтпсихологии легли в основу гештальт-терапии, разработанной Фредериком Перлзом. Цель этого подхода - помочь человеку осознать свои актуальные гештальты или незавершенные ситуации, которые влияют на его жизнь.
В гештальт-терапии много внимания уделяется работе с чувствами и потребностями клиента "здесь и сейчас".
Кто является основателем гештальт-психологии? Гештальт-психология была предметом изучения многих известных исследователей, поэтому невозможно назвать одного человека ее основателем. Макс Вертгеймер написал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения» в 1912 году, ставшую началом школы гештальт-мысли. Вертгеймер показал, как гештальт-принципы могут быть использованы для изучения и объяснения проблем этики, природы истины и политического поведения. Трио психологов применило теорию гештальта к вопросам восприятия, включая изучение проблем обучения и мышления. В середине 30-х годов Вертгеймер, Келер и Коффка переехали в Соединенные Штаты к и стали профессорами. Позже в первую очередь Куртом Левиным гештальт-принципы были также применены к мотивации, социальной психологии личности, эстетике и экономическому поведению. Гештальт-психология сегодня Сегодня в мире насчитывается более 60 учебных заведений, обучающих гештальт-терапии, и их число растет.
В Соединенных Штатах почти во всех крупных городах есть, как минимум, один гештальт-институт. В России гештальт-теория развивается с небольшим отставанием. На сегодняшний день не существует национальных организаций, занимающихся гештальт-психологией. Нет стандартов, которым должны соответствовать институты, а также стандартов для преподавателей и терапевтов. Каждое учреждение разрабатывает свой учебный план и имеет различные критерии аттестации студентов. В настоящее время отсутствуют и четкие стандарты гештальт-терапии. Потенциальным клиентам, желающим пройти курс гештальт-терапии, необходимо самим прийти к решению, что им поможет именно этот метод и самим выбрать для себя специалиста. Примеры гештальт-психологии Найти примеры гештальт-психологии в нашей повседневной жизни очень просто. В 1912 году Вертгеймер открыл «феномен фи».
Что это такое? У вас когда-нибудь был флипбук книжка с картинками с анимированными рисунками, когда вы перелистывали страницы маленькой книги пальцами? Каждый рисунок — это отдельный рисунок, но когда мы переворачиваем их в быстрой последовательности, у нас возникает иллюзия, что объект движется. Это пример фи-феномена, который стал основой для кинофильмов. Если вы нарисовали круг на листе бумаги, затем стерли половину круга и смотрите на него снова, ваш ум все равно будет пытаться увидеть круг в целом. Это пример преемственности.
Все другое забыто. Только это значимо - найти туалет. Для иллюстрации этого феномена используются картинки, содержащие двойные изображения. Так на приведенных ниже рисунках можно видеть либо пламя свечи, либо два профиля человеческого лица, либо подсвечник.
Она зарыдала, и из нее наконец-то хлынули претензии, которые она никогда не решалась предъявить родителям она и сейчас выкрикивала их про себя, а не вслух, что вполне безопасно и при этом не менее полезно. Это были упреки в холодности, жестокости и жесткости, равнодушии, нечуткости. В том, что они отказывались водить ее в кружки а она очень хотела в детстве научиться рисовать и играть на фортепиано. В том, что редко отпускали ее гулять во двор с другими детьми. Она жаловалась на то, что ей всегда не хватало откровенности, разговоров по душам, их ласки и душевного тепла. Признавалась в том, что ей столько раз хотелось подойти и обнять маму или поведать ей что-то глубоко личное, но всякий раз она одергивала себя и заставляла себя держать дистанцию и отстраняться, боясь насмешек и оскорблений. Нужно сказать, что это оплакивание себя продолжалось у Маши несколько месяцев и продолжается до сих пор. Сначала она стеснялась этого, но постепенно это стеснение прошло. Потому что, выплескивая то, что накопилось, она в какой-то момент начала чувствовать облегчение — как будто начала сбрасывать с плеч тяжелый груз.
И по мере того как Маше становилось легче, в ее жизни начали, хоть и медленно, происходить перемены. Сейчас она уже не зациклена на своей недолюбленности. Хотя, конечно же, грустит, думая о том, как здорово было бы, если бы она росла в атмосфере любви и заботы. Но это уже именно грусть, а не серьезная душевная боль. Грусть, которая появляется всегда, когда думаешь о важной потере. Фокус внимания постепенно смещается у Маши с родителей на свою собственную жизнь. Она начала брать уроки игры на фортепиано о которых мечтала в детстве и от которых получает сейчас большое удовольствие , чаще бывать на людях и общаться с ними а не стоять в сторонке, как раньше , чаще звонить немногим пока друзьям и строить планы о том, как лучше расширить круг общения и каких людей ей хотелось бы в него ввести. Она учится воспринимать себя как взрослого человека и относиться к себе с уважением. Это пока получается с трудом, но все-таки какие-то подвижки уже есть.
Интересно, что и родители Маши почувствовали эти перемены и стали относиться к ней с меньшим пренебрежением, иногда они даже обращаются к ней за советом. Переоценка жизни Сейчас, когда эмоциональная зависимость Маши от родителей снижается, она уже готова начать пересматривать свою жизнь. Вот что она успела записать в своем дневнике и обсудить со мной: «Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что холодность и отстраненность родителей, несмотря на причиненную боль, в чем-то даже мне помогли. Например, когда я только поступила в школу, мне было гораздо проще привыкнуть к ней, чем многим моим одноклассникам, которые росли в тепличных условиях и у которых было беззаботное детство. Для них отсиживать уроки, а потом делать домашние задания было сущим наказанием, а мне как-то сразу стало интересно. Передо мной открылся мир гораздо приветливее того, что ждал меня дома. Я ходила в школу с удовольствием, с удовольствием училась и закончила школу с медалью. Проблем с поступлением в институт тоже не было. И работать я начала уже в институте, а не ждала окончания учебы, как сокурсники из благополучных семей.
Потому что мне надоело, что родители называют меня иждивенкой, да и вообще самостоятельности хотелось. И к окончанию института у меня уже были опыт и трудовой стаж, так что после диплома мне было легче, чем многим моим сокурсникам, устроиться на работу в хорошую компанию с хорошей зарплатой. В школе, правда, среди одноклассников у меня друзей вообще не было: они казались мне детьми. Зато у меня всегда были друзья старше, начитаннее, глубже, чем я: мне было интересно с ними разговаривать, узнавать у них что-то, учиться у них уму-разуму научиться этому у родителей в силу их закрытости было невозможно , перенимать опыт. Вот и получается, что из-за обделенности вниманием родителей я оказалась гораздо более развитой, чем мои сверстники, повзрослела раньше их, мне легче адаптироваться к меняющимся условиям и справляться с трудностями, потому что мне не на кого рассчитывать, кроме как на себя. И по этой же причине мне вообще легче устраиваться в жизни. Выходит, я всю жизнь смотрела только на одну сторону медали — на ту боль, которую причинили мне родители. И даже не замечала тех преимуществ, которые эта тяжелая для меня ситуация дала мне». Завершение гештальтов — это работа, конечно, небыстрая и трудоемкая.
Гештальт: что это такое и как его закрыть?
Но, если этот карандаш был единственным, вы не смогли закончить рисунок, а очень хотели, то эта мысль о незавершенности будет напоминать о себе разочарованием. Если что-то незавершенное было для вас очень важно, а ситуация не пришла к логическому завершению, то эта ситуация откладывается в подсознании и начинает вас тревожить. Саму ситуацию мы можем забыть, а вот чувства будут всплывать. Ситуация с рисунком — это пример на пальцах. Как я уже написала, наша психика намного сложнее. Если вместо незаконченного рисунка, у человека образуется ситуация, где ему недодали любви в детстве, то этот человек будет искать любовь у спутников жизни или других людей.
У него будет оставаться чувство недолюбленности. Если в конфликтной ситуации человек не смог себя защитить, почувствовал себя униженным, то он будет долго в голове возвращаться к диалогам, как и что он должен был ответить. И все это будет сопровождаться чувством разочарования, злости или любым другим способом эмоции будут вылезать наружу и тревожить. Если пара рассталась не экологично, то позже эти люди страдают дольше, чем если бы они расстались правильно. Незакрытый гештальт характеризуется тем, что человек как будто бы притягивает похожие ситуации раз за разом в свою жизнь.
Он вроде и хочет жить нормально, но не получается. Какая-то сила, помимо его воли, толкает его снова на одни и те же грабли. Девушка может раз за разом связываться с парнями, которые будут ее оскорблять. Или она их будет содержать. В примере выше с конфликтом — человек будет попадать в конфликтные ситуации и снова проигрывать в них.
Для нашей психики важна не сама ситуация, а реакция и чувства человека на эту ситуацию. Если вас однажды предали, то вы будете ждать предательства и дальше. Наш мозг запоминает незаконченные ситуации. Незакрытый гештальт формируется на почве негативных воспоминаний. Позитивные воспоминания мозгом отправляются в архив и становятся фактом биографии.
Наша психика стремиться к завершению, поэтому продолжает обдумывать негативные ситуации. И чем дольше мы думаем о случившемся, тем это сильнее приводит к закреплению негативного гештальта. Закрыть гештальт что это такое простыми словами За свою долгую практику саморазвития, я использую два способа закрытия гештальта: самостоятельный и при помощи терапевта. Самостоятельный можно использовать тогда, когда вы в состоянии осознать весь тот список дел и проблем, которые на вас навалились. По-другому еще можно назвать этот список дел «висяками».
Это то, что нужно делать, но не хочется. Либо не хватает времени на их выполнение. Вот тут хорошо поможет самодисциплина. Вы выписываете все дела, которые вас беспокоят. То есть, вы понимаете и осознаете, что если не найдете сегодня времени поздравить подругу с днем рождения, то будете испытывать дискомфорт.
Или, что если вы не уделяете каждый день своему маленькому ребенку качественного времени, то с годами начнете испытывать чувство вины перед ребенком. Или, вы беспокоитесь о своем лишнем весе и внешности.
Был опыт, где: с оборота 1 млн вырастали до 3 млн с 4 млн вырастали до 10 млн Чтобы записаться на консультацию, пишите в личные сообщения «Хочу консультацию» Образование: Институт прикладной психологии г. Москва Профайлинг применяется в криминалистике, при подборе персонала, в продажах, в управлении и мотивации персонала Статьи на Яндекс.
Вроде и безобидно, однако препятствует адекватной работе в целом всего оборудования. Как закрыть гештальт? Прежде всего, следует понять значение термина «гештальт», означающего неоконченное дело либо процесс. Ведь «вечные регрессы» могут перерасти в навязчивость и стать устойчивым фоном, что привнесёт в бытие множество проблем. Иногда неизменное ощущение дискомфорта преобразуется в невроз. Также бывает застревание человека в определённом психологическом возрастном периоде, если на такой период пришлось максимальное количество неоконченных гештальтов. При этом считается, что большинство хлопот людям привносят ситуации, обусловленные разрывом взаимоотношений. Ниже приведены рекомендации, как закрыть гештальт прошлых отношений. Прежде всего, следует осознать и сформировать потребность закрыть незавершённую ситуацию. Отыскать точку напряжения незаконченное действие, разговор, подавленное возбуждение, ощущения, недающие покоя, повторяющиеся ссоры, накал страстей, накопленные эмоции, концентрированность на чём-либо. Далее необходимо выделить на фоне проблемной ситуации себя настоящего и постараться глубже «окунуться», отыскав истоки гештальта, например, они бывают обусловлены детской травмой либо родительскими установками. Существует «логический путь» закрытия незавершённой ситуации. Необходимо понять, что привело к зацикливанию, рассмотреть собственные комплексы, переоценить бывшего избранника, осознать причины промахов, изменить фильтр качеств будущего партнёра, спокойно ликвидировать «ступоры», принять ответственность за случившееся и перенаправить поток дум и направление деятельности на что-либо приятное. Вот и ответ, как закрыть гештальт. Вроде всё приведённое сделать просто, однако многим данный путь недоступен вследствие природной лености и избыточной эмоциональной привязанности к бывшему избраннику. Ещё одна стратегия как закрыть гештальт заключается в прощении. Она считается довольно сложной из-за объема предстоящей работы и внутренней напряжённости. Она подразумевает абсолютное принятие человека, взаимоотношения с которым не сложились и собственную личность. Данная стратегия базируется исключительно на внутренней работе, поэтому эта техника не подразумевает встречу с бывшими и бесконечные извинения. При незавершённом гештальте двигаться дальше довольно сложно. Даже при вступлении в новые взаимоотношения существовать счастливо в них при открытом гештальте не получится.
Например, вы в семье один ребенок, вам не хватало брата или сестры. Возможно, у кого-то не было рядом бабушек, дедушек, родителей. Рядом пишите, как изменилась бы ваша жизнь, если бы этот человек был с вами. Что бы вы с ним делали, как общались, на какие темы разговаривали, чем бы помогли ему, а он вам. Просканируйте мысленно свое окружение, нет ли рядом того, кто бы мог заменить недостающего человека? Этот метод наглядно покажет с кем бы вам хотелось иметь близкое общение, правильный выбор друзей много значит для психологического состояния человека. Выпустить пар Важно иногда выпускать пар, злость или обиду, что накопилось внутри. Для этого возьмите палку, бейсбольную биту и лупите по боксерской груше, если вам это удобно делать в зале, при людях. Возможен и другой вариант: всегда есть под рукой диван или другой предмет мебели, готовый принять ваш гнев. Это действие расслабляет, избавляет от ненужной агрессивной энергии, заставляет вспомнить, от чего бы хотелось в жизни избавиться. Где обучают гештальт-терапии Гештальт-терапевты проходят обучение в четырех вузах нашей страны, один из которых находится в Санкт-Петербурге, остальные в столице. Проводится строгий отбор, при котором учитывается мотивация человека, его дальнейшие планы, перспективы. У соискателя должна быть уравновешенная психика, желание помогать людям. Первое образование желательно иметь медицинское или педагогическое. Обучение проходит поэтапно: от базовой ступени низшей или первой до третьей: Первую ступень получают студенты, имеющие образование не ниже средней школы, им выдают сертификат о прохождении начального образования по гештальт-терапии. Вторая ступень доступна тем, кто уже прошел первый этап, также имеет среднее-профессиональное или высшее образование. Им выдается корочка, что они прошли переподготовку по специальности, могут работать по этому направлению. Третий этап определяет дальнейшее направление специалиста, он может выбрать узкую специализацию в рамках проекта, например, работу с детьми, или только индивидуальные сеансы. Свидетельство об окончании обучения специалистов, пройденных третью ступень, является международным. Далее, по желанию, есть возможность пройти еще три года обучения, чтобы получить степень супервизора или группового ведущего. Длительность курса лечения гештальт-терапией Для достижения положительных результатов необходимо учитывать все обстоятельства происходящие в данный момент: необходимо понять все происходящие события в жизни клиента и даже учитывать обстановку в кабинете психоаналитика.
Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру.
Конечно, мало кто осознает, что незаконченные ситуации мешают жить. И разобраться, какие именно, без посторонней помощи очень сложно. Раз за разом в твоей памяти могут всплывать размытые картинки, терзать подсознание. Научиться жить настоящим тебе поможет гештальт психология. Эта наука не так уж и нова — она зародилась еще в начале ХХ века. Смысл терапии заключается в том, чтобы клиент сам нашел ответы в своем подсознании и закрыл свой личный гештальт. В основном, человек приходит на прием к специалисту с проблемами, которые лежат в плоскости взаимоотношений с другими людьми. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим — это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь. Она занимает намного больше времени, чем психологические тренинги.
Но одно из ее важных преимуществ — фиксированность результата. Это философский подход, который уходит корнями в восточные учения, например буддизм. В начале своего становления гештальт психология была довольно агрессивным методом. Основатель этого направления Фриц Перлз специально вступал в конфликт со своими клиентами, чтобы вызывать у них негативные эмоции. В ходе такого разговора, пациенты меняли текущее восприятие своей проблемы: что-то отходило на второй план, как неважное, другие же моменты, наоборот, становились более актуальными. Клиенты сами находили ответы на свои вопросы во время эмоционального спора с психологом. Но современные специалисты не придерживаются такой агрессивной методики, считая ее эффективность спорной. Ученые подтвердили, что человек воспринимает мир как единое целое как гештальт , а не набор отдельных хаотичных раздражителей. Что такое незавершенный гештальт: примеры из жизни Итак, надеюсь, ты уже понял: когда гештальт не закрыт — это хреново. Но вот что же это означает на практике.
Давай рассмотрим парочку реальных примеров. Несмотря на их абстрактность, уверен, что ты точно узнаешь в них себя, близкого друга, родственника и еще парочку знакомых.
Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены [1]. В качестве феноменов могут выступать: эмоции , изменения в голосе повышение и понижение тона , дрожание, запинки , мимика , поза , жесты , время реакции, появление разных ощущений в теле напряжение, жар, холод, «мурашки» и т.
Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями включая чувства и мысли по поводу прошлых событий , а не теми, что были в момент прошедших событий [1]. Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии [2].
После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт-терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей. Гештальт-терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания [1]. По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт-терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни.
По этой причине личные качества гештальт-терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии.
Такое напряжение спадает при его нахождении и исполнении, индивид как будто разряжается и получает полное удовлетворение. При незавершенности действия психика и дальше будет задействовать энергию, чтобы действие было логически завершено. То есть, мы продолжаем непрерывно сочинять, фантазировать о непрожитых обидах, ссорах, разорванных отношениях, несовершенных поступках, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, проживая это в своей голове. Обычно такие незавершенные ситуации накапливаются у людей, которые сами себя останавливают или не противостоят тем, кто это делает со стороны.
Из вышесказанного вполне понятно, что главным принципом гештальта является завершенность. То есть, он не будет считаться закрытым, если вы начали какое-то дело и не довели его до конца, не сложился целостный образ, действие прервано. При этом наличие дела, требующего дополнительного осмысливания и упорядочивания к примеру, вы собирались сходить за продуктами в магазин, но не пошли , не считается гештальтом, а просто несовершенным процессом. А вот несбывшаяся мечта отдохнуть на Бали из-за неимения на это путешествие времени, денежных средств и других непреодолимых обстоятельств, как раз и есть незакрытый гештальт, потому что вы будете об этом постоянно думать и страдать. Такие переживания держат человека в напряжении, что значительно истощает НС, мешает жить в сегодняшнем настоящем.
Итак, о незакрытом гештальте свидетельствует: застревание в проблеме, зацикленность на том, что не завершено. Человек постоянно мысленно возвращается к определенному событию, обыгрывает его снова и снова; повторяющиеся ситуации. При неразрешенной проблеме психика раз за разом создает похожую, что также заканчиваются тупиком. Так, личные отношения с противоположным полом идут по одному тому же сценарию — человек выбирает в пару тот же типаж. Опять для примера — раз за разом женщина попадает на абьюзера, то есть вступает в отношения с мужчиной, унижающим ее, безразличным и заставляет страдать.
И пока гештальт не будет закрыт, все это будет продолжаться. Специалисты определяют незакрытый гештальт по высокому баллу шкалы САН самочувствие — активность — настроение. Полезная методика Рассматриваемую проблему можно решить с помощью специальных техник, развивающих способности правильно контактировать. В 1951 году немецкий врач-психиатр Фридрих Саломон Фриц Перлз, который взял в соавторы коллег Ральфа Хефферлина и Пола Гудмана, выпустил труд под названием «Гештальт-терапия», тем самым став «отцами» данного подхода. Он стал отдельным практическим направлением психологии, способным восстановить целостность личности, помогающим понять причинно-следственные связи, структурировать и упорядочивать жизнь индивида.
Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Интересно, что у самого ее основателя Ф. Перлза был незакрытый гештальт. Он пишет об истории, произошедшей в 1936 году. Психиатр приехал в Прагу, где должен был выступить с докладом на Международном психоаналитическом конгрессе.
Это необходимо для дальнейшего раскрытия смысла слова. Гештальт — это некий образ в мыслях, который сложно осознать и распознать. К гештальту можно отнести «что-то не то», «не знаю, чего хочу», «мне нужно разобраться в своих чувствах». Гештальт напрямую связан с незавершенностью чего-либо, отсюда и главное его свойство — стремление к завершению. К примеру, как-то раз Вы решили написать свой рассказ — продумали основную сюжетную линию, важнейшие события, мораль и даже начали писать, но остановились. Образ Вашего рассказа останется у Вас в голове, и будет периодически всплывать.
Закрыть гештальт что это такое простыми словами
Статья Ольги Пановой о закрытии гештальта: как справиться с ситуацией, в которой мозг возвращается к незавершенному вопросу. Гештальт, несводимое к своим частям целое или впечатление целого. Мы рассмотрели гештальт – что это такое в психологии, а также узнали, что такое гештальт-терапия и гештальт-психология.
Что такое гештальт-терапия и как она работает?
Многие слышали про такое направление в психоанализе, как гештальт-терапия, даже сталкивались с фразой: сначала заверши свой незаконченный гештальт. Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. Основы гештальтпсихологии.
Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии
Это некий образ или форма, состоящие из множества частей, но человек воспринимает его как единое целое. Понимая эту особенность, с помощью разных техник гештальт-терапевты помогают вынырнуть из прошлого в «здесь и сейчас» и взять ответственность за свою жизнь. Подробнее в статье, которую проверила психолог Елена Митрохина. Простыми словами, яркий пример гештальта — мелодия, которую люди воспринимают как целостный объект, а не как группу отдельных нот. Так человек будет узнавать музыкальное произведение, которое уже слышал, даже если сыграть его в другой тональности. Если нарисовать множество точек и расположить их в форме квадрата, человеческое мышление «достроит» эту геометрическую фигуру. А если написать текст, и пропустить в нек-тор-х слов-х б-квы, мозг «добавит» их, и человек всё равно прочтёт написанное.
Что такое незакрытый гештальт? Если взять и сделать слишком большое расстояние между точками на рисунке или, например, недоиграть несколько последних нот в музыкальном произведении, то у слушателя появляется ощущение незавершённости, подвешенности и ожидания. В понимании психологов-терапевтов незакрытый гештальт — это некая неудовлетворённая потребность, нереализованное желание или не доведённая до конца ситуация, которая словно зависла в воздухе. Человек не может её «отпустить», и поэтому она негативно влияет на его жизнь. Гештальт-психология также часто встречается написание «гештальтпсихология» — популярное и даже модное современное направление. Как психотерапия оно появилось сравнительно недавно, а вообще гештальт-психологии уже более ста лет.
История гештальт-психологии Слово gestalt с немецкого переводится как «образ», «форма», «целостность». Термин ввёл в оборот в 1890 году австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс. Он размышлял о том, что люди воспринимают материальные предметы не как они есть, а дорабатывают в сознании полученную при помощи органов чувств информацию. Но развивать дальше свою теорию учёный не стал. Их интересовало, как у людей получается воспринимать целостным и гармоничным на деле довольно хаотичный и непредсказуемый мир. Итогом этой работы стало новое экспериментальное направление — гештальт-психология и соответствующая школа психологии.
По мнению основателей теории, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Человек воспринимает, например, картину именно как целостное изображение, а не как набор отдельных мазков кисти художника. Более того, каждый получает своё уникальное представление об объекте: кому-то изображение покажется красивым, а кому-то нет. Понятие гештальта распространилось за пределы процессов восприятия. Немецкий психолог Курт Левин , в частности, применил его для объяснения того, как люди принимают решения, учатся и мыслят.
Далее подключаются следующие нейроны, отвечающие за распознавание деталей. Причем мозг не только обрабатывает полученные сигналы, но и прогнозирует, что должно произойти следом с органами чувств. В итоге предсказание сравнивается с реальностью. Если мозг оказывается прав и формируется гештальт, то следом возникает выброс дофамина, как подкрепление эмоций. В противном случае активизируются нейроны для обработки новой информации. Это способствует тому, что в будущем мозг будет сравнивать поступающие от органов чувств данные с уже известными образами и объединять части в гештальт вместо того, чтобы каждый раз заново заниматься их обработкой. Согласно исследованиям, этим мозг упрощает себе задачи и экономит энергию. Однако причина такой давней одержимости незавершенными ситуациями кроется в так называемом эффекте Зейгарник. Советский ученый Блюма Зейгарник объяснила этот феномен в 1920-х годах. Она обратила внимание на работу в заведении официантов, которые моментально забывают о закрытых счетах, но при этом прекрасно помнят неоплаченные заказы. Это натолкнуло ее на мысль о том, что мозг склонен концентрироваться на незавершенном, убирая в дальний ящик оконченные сценарии. Читайте также Подробнее Позднее эксперимент Зейгарник подтвердил эту теорию: участникам предлагалось выполнить такие простые задания, как скрепление картонных коробок, изготовление глиняных фигурок и сбор пазлов. Загвоздка была в том, что часть работы они смогли выполнить полностью, а часть по просьбе ученых оставили без логического завершения. Затем участников эксперимента опрашивали, чтобы проверить, насколько хорошо они помнят сделанное. Результаты показали, что деятельность, которую не удалось завершить, называлась в два раза чаще и в вдвое интенсивнее по сравнению с выполненной. Стоит отметить, что испытуемые, которым не дали довести работу до логического ее окончания, были не удовлетворены результатом, испытывали нервозность и желание вернуться и доделать все до конца. Впоследствии немецкий психолог Мария Рикерс-Овсянкина продолжила изучение этой черты. Ее эксперименты показали, что прерванное задание становится для человека квазипотребностью, порождая навязчивое желание выполнить его снова. Опасность незакрытых гештальтов Гештальт, по мнению психологов, не несет опасности. Напротив, если человек не в состоянии его сформировать соединить части в целостный образ , это может свидетельствовать о повреждении мозга или психическом расстройстве. Однако гештальт в обычном понимании этого слова может быть токсичен для всей оставшейся жизни. Незавершенные задачи и неразрешенные ситуации могут надолго задерживаться в памяти, сбивая с толку и расстраивая человека. По мнению психологов, нерешенные гештальты могут приводить к тревожности, иррациональному поведению и повторению одних и тех же жизненных сценариев. Причины возникновения гештальтов Предположим, человек испытывает гнев, но он не может или боится выразить его адекватно и целенаправленно. Он не способен защитить себя или выразить сильные эмоции. В результате желание не реализуется, и гештальт оказывается незакрытым.
Незакрытый гештальт — это ситуация, в которой время не лечит. Чаще всего со временим проблема только усугубляется, углубляя эту рану, её причина маскируется и обрастает новыми, что докопаться до самой первой и важной можно только посредством длительной терапии. Как можно помочь закрыть тот самый гештальт? В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с гештальт-терапевтом. Кому-то удастся справиться со своей ситуацией и за пару-тройку сеансов, а кому-то потребуется гораздо больше времени, ведь часто далеко не сразу удается выявить, что на самом деле стало причиной дискомфортного состояния. Чем поможет гештальт-терапевт в этой ситуации? Во-первых, под его руководством станет намного легче понять, что именно Вас тревожит. Во-вторых, он точно поможет правильно идентифицировать чувства, связанные с этой ситуацией. В-третьих, использование специалистом различных методик позволит максимально экологично завершить этот гештальт и научиться Вам распознавать похожие ситуации в будущем.
Отсюда большое социальное внимание к саморазвитию и личностному росту. И еще одна проблема на сегодняшний день — огромное количество «специалистов», которые когда-то решили какие-то свои проблемы у профессионалов и считают, что сами обладают достаточным опытом, знаниями и компетентностью для того, чтобы обучать других работать с собой и со своими состояниями. Приходя к такому наставнику, человек не только не выбирается из своего гештальта в данном случае, но и все глубже уходит от себя туда, куда его ведет этот «специалист», и это очень печально. Из известных на сегодняшний день профессионалов, помогающих справиться с такими состояниями, можно отметить ведущих специалистов по флуэдической динамике техника, направленная на выздоровление , которые компетентно и быстро могут убрать переходный, а также ситуационный гештальт, так как эти коучи проходят серьезную подготовку и обучение, позволяющее легко выявить проблему даже на такой глубине. Как преодолеть ситуационный и мозговой гештальты Для того чтобы убрать ситуационный гештальт, можно обратиться и к гештальт-терапевту, который поможет разобрать ситуацию, насколько глубоко — зависит от специалиста. Что же касается переходных и мозговых гештальтов, классические гештальт-терапевты с ними не работают. Мозговой же гештальт, как и сам этот термин, был открыт и введен в практику в январе 2021 года лично мной при разборе ситуаций клиентов, у которых было состояние постоянного мысленного зависания без возможности разрешить ситуацию. На сегодняшний день с мозговыми гештальтами работают также ведущие специалисты по флуэдической динамике. Вместо резюме Что же делать, если вы нашли у себя состояния, которые я описывала выше? Обращайтесь к компетентному специалисту для того, чтобы он помог разрешить данную ситуацию. Это позволит вам улучшить качество своей жизни и повысить собственную эффективность, а также раскрыть ваш потенциал. И помните, можно и нужно решать внутренние моменты, ведь именно из вас исходят ваша реальность и ваши возможности. Главное — двигаться туда, куда хочется, и быть собой.