Новости где живут чукчи

Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Например чукчи, которые разводят оленей называются «чавчавыт», «богатые оленями», а те, что живут на берегу анк’альыт, «морской народ». Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов.

Сайт Владимира Кудрявцева

Эта гипотеза подтверждается генетическими исследованиями, которые показывают сходство генетического материала у чукчей и других народов Северной Азии. Другая гипотеза связывает происхождение чукчей с миграцией народов из Центральной Азии. Согласно этой гипотезе, предки чукчей мигрировали на северо-восток Сибири через Сибирскую тундру, осваивая новые территории. Эта гипотеза подтверждается археологическими находками, которые указывают на наличие контактов между чукчами и народами Центральной Азии.

Однако, несмотря на наличие различных гипотез, точное происхождение чукчей до сих пор остается загадкой. Дальнейшие исследования археологических находок, генетического материала и языка чукчей могут пролить свет на эту проблему.

Одна из них связывает их с миграцией народов через Берингов пролив. Согласно этой гипотезе, предки чукчей пересекли пролив во время ледникового периода, когда уровень моря был значительно ниже, и осели на северо-востоке Сибири. Эта гипотеза подтверждается генетическими исследованиями, которые показывают сходство генетического материала у чукчей и других народов Северной Азии. Другая гипотеза связывает происхождение чукчей с миграцией народов из Центральной Азии. Согласно этой гипотезе, предки чукчей мигрировали на северо-восток Сибири через Сибирскую тундру, осваивая новые территории. Эта гипотеза подтверждается археологическими находками, которые указывают на наличие контактов между чукчами и народами Центральной Азии.

Главой общины был хозяин байдары. В общину входили члены его семьи и семьи гребцов. Семьи, входившие в общину, селились рядом и были связаны обязательствами взаимопомощи. У оленных сохранялись патрилинейные роды, объединенные общими ритуалами и обычаями. С конца XIX в. Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т. Расселение Чукчи расселены на территории Чукотского АО 12,6 тыс. Живут также на севере Камчатского края 1,4 тыс. Язык Чукотский язык входит в чукотско-камчатскую семью. Письменность с 1936 г. Церковь активно боролась с шаманами, но терпимо относилась к синкретичным с христианством проявлениям традиционных верований и обрядов. В советский период атеистическая пропаганда была направлена преимущественно против православия, что привело к частичному возрождению традиционных верований, комплекс которых у чукчей общий с коряками и ительменами.

До появления русских на Чукотке история чукчей напоминает ряд преданий и легенд, но подтверждённых фактов сохранилось совсем немного. Логгин Андреевич Хорис «Чукотская семья перед своим домом», 1816 год Причиной тому является отсутствие письменности. Интересно, что в первой половине прошлого века чукотский пастух Теневиль сумел создать оригинальную идеографическую письменность. Такая самобытная разновидность письменного языка, к сожалению, не приобрела широкого распространения, однако используется и сегодня. Большинство же чукчей предпочитают применять для письма буквы кириллицы. Занятия чукчей Незадолго до появления русских чукчи смогли освоить оленеводство, что в дальнейшем стало источником торговли. Но вы спросите: как же народ известных оленеводов жил прежде? Всё просто — с давних времён традиционным занятием людей на Чукотке была охота на оленей. Совсем иным был промысел приморских чукчей. Они жили за счёт ловли морского зверя: тюленей, нерп, моржей и китов. Такая деятельность требовала серьёзной подготовки и немалых физических сил. Кроме того, у чукчей существовали особые приёмы охоты. К примеру, на тюленей люди нападали на берегу, когда звери отдыхали на солнце.

НАРОДЫ АРКТИКИ

В море, по их поверьям, обитают духи , которые отвечают за переход в иной мир. И предпринимать какие-либо действия означает препятствовать могущественным существам. Это лишь один из примеров того, как мышление чукчей отличается от нашего. ADME решил рассказать, чем еще поразительны их обычаи и поведение и что происходит в их жизни сейчас. Сейчас численность этого народа немногим более 16 тыс. Некоторые покинули прибрежные регионы Северного Ледовитого океана и расселились на территории России, Северной Америки и европейских стран. Само слово «чукча» переводится как «богатый оленями», что не совсем отражает действительность: среди представителей этого народа было много и тех, кто занимался разведением этих животных, и тех, кто охотился на крупных млекопитающих. И те и другие называли себя «луораветлан», что означает «истинные люди».

Вот 15 любопытных фактов о луораветланах, которые откроют вам их жизнь с новой стороны. После достижения зрелости человек мог почувствовать в себе шаманские силы и под влиянием духов поменять пол. При этом чаще мужчины становились женщинами, а не наоборот. Менялось и поведение такого чукчи. Исследователь В. Богораз отмечал , что если задать ему нескромный вопрос, он мог заливаться густым румянцем и застенчиво закрывать лицо рукавом. При этом власть такого «превращенного» была весьма велика, и даже шаманы относились к нему со страхом и почтением.

К началу XX века этот обычай полностью изжил себя. В этих домах жили скученно, несколькими семьями, причем помещение для отдыха, отделенное пологом, было настолько теплым, что люди ходили обнаженными или в одном белье. Для освещения жилища могла использоваться лампа, заправленная китовым или моржовым жиром. Яранги оленеводов переносились с места на место вслед за перемещениями стада. Приморские чукчи, в отличие от них, вели оседлый образ жизни. Имя было всего одно, поэтому когда чукчи начали получать паспорта, они записывали его в качестве фамилии, а имя и отчество выбирали по своему вкусу. Иногда мальчика могли назвать словом, означающим мужской половой орган.

Это не было оскорбительно: у чукчей не существовало табу на обнаженное тело или его отдельные части. Рытхэу вспоминает курьезный случай. Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность.

Сейчас оленеводов прописывают в здании сельской администрации. Здесь есть несколько продуктовых магазинов, еду доставляют на вертолетах.

Летом по реке приходит плавучий магазин, к которому выстраивается очередь за овощами и фруктами. Картошка, например, считается деликатесом — на Ямале вечная мерзлота, ничего не растет. На окраине поселения находится баня, где оленеводы могут помыться — в тундре это недоступно, но у них есть свои способы соблюдать гигиену. Кочевники используют мох сфагнум, который на ненецком называется «нярцу». Им обтираются, моют посуду, используют в качестве средства дезинфекции, женской гигиены и памперсов.

Белые олени священны, их не едят. В России все обязаны получить 9 классов образования, поэтому каждое лето вертолеты собирают по тундре прячущихся школьников и привозят их в интернат. Люди поначалу относились к нам максимально настороженно — приезжих тут встретишь нечасто. В Сеяхе ходило много слухов: говорили, что к ним прямо из Москвы прилетел вертолет, нагруженный сыром дор блю и дорогим вином хотелось бы, но нет. В стаде может быть от нескольких десятков до нескольких сотен оленей.

Сеяха была сама по себе потрясением и экзотикой, но увидеть кочевников в их стихии хотелось больше всего. Заказать еще один вертолет было невозможно, поэтому мы поехали на трэколах. Это огромные машины — единственные, которые могут проехать по заболоченной местности. Вести ее должен только опытный водитель, знающий опасные кочки. Если заехать на такую, она может взорваться и утянуть в болото.

Поэтому на всех неровностях а их было много мы бились головами об потолок. Несколько раз пришлось эвакуироваться: трэкол засасывало в болото, за секунду пол покрывался водой по щиколотку. Мы выскакивали и ждали, пока соседняя машина нас вытащит. RU Ехать по болотам нужно очень осторожно и с маленькой скоростью.

Оленьи шкуры греют гораздо лучше, чем любой современный пуховик. Ненецкая верхняя одежда для мужчин называется «малица», для женщин — «ягушка». Важной частью национальной одежды является пояс: к ним приделывают красивые фигурные пряжки. RU — Я однажды заблудился в тундре совсем один, шел пешком, — рассказывает оленевод, — была зима, метель, минус 60. Всё замело, не мог найти дорогу к чуму. Пришлось спать на земле, прямо на снегу. На мне была малица, она настолько теплая, что можно переночевать в ней зимой на улице — всё равно выживешь. Со мной так и получилось. Было, конечно, холодно, но удалось пережить ночь. Стены в холодное время года покрывают оленьими шкурами. Летом кочевники располагаются прямо на земле, зимой пол утепляют деревянным настилом. За деревом кочуют в ближайшие поселения, иногда это больше 7 дней пути. Там же покупают всё необходимое: еду, которая не портится, чай и кофе, лекарства, батарейки. Почти в каждом чуме есть спутниковый телефон : по нему связываются с родственниками, вызывают вертолет санавиации, если нужна медицинская помощь. Кроме того, многие покупают солнечные батареи , поэтому могут пользоваться ноутбуками и телевизорами, которые подключают к спутниковым тарелкам. RU Ямальские оленеводы удивительным образом сочетают технологии и жизнь на лоне природы: они берут от современности именно то, что им нужно, чтобы повседневность стала комфортнее. Умерших не закапывают в землю: без специальной техники пробить вечную мерзлоту невозможно. Покойников кладут в деревянные ящики, оставляя их стоять прямо в тундре. Поэтому ненцы собирают ягоды и грибы, ловят рыбу, охотятся на диких птиц и забивают оленей. Ненцы же едят свежую оленину: тушу животного разделывают сразу же после забива, а сырое мясо делят между всеми, кто принимает участие в трапезе. Наибольшим деликатесом считаются почки и печень.

Это полбеды. В аптеке села лекарств толком нет, а если есть, то просроченные. Начальство писало о том, что бесплатные лекарства при ОРВИ доставляются в населённые пункты. Не видим этих лекарств, к сожалению. Добрый день всем! Хотелось бы узнать, как обстоит дело со снабжением рецептурных препаратов в муниципальных аптеках в районах. В Певеке постоянно нет лекарств по рецептам, когда бы ни пришёл, вечно пусто. Дешевые еще бывают в наличии, а подороже, жизненно необходимых, нет. Когда ситуация изменится? Всё рейсы были задержаны по погоде и находились в одинаковых условиях без приоритета рейсового дня! А теперь на Чукотку идёт обширный циклон, и на всю следующую неделю нет погоды. И все пассажиры вынуждены будут сидеть ещё одну неделю в ожидании... И решать вопрос о направлении бортов в районы справедливо? Уважаемые губернатор Чукотского АО, Департамент промышленности! Что происходит с авиабилетами? Соответственно, и билетов не приобрести. Начало года, самое время планировать отпуск, но вылететь можно только в Москву и Владивосток. Не всем удобны эти направления! И никакой информации, когда появится расписание, и появится ли вообще — нет. В авиакассах разводят руками, авиакомпании тоже не дают информации. Почему так нестабильно с перевозками? Каждый год какие-то очередные сюрпризы жителям Чукотки! Дайте, пожалуйста, комментарий по данной проблеме. Когда появится расписание?

7 неожиданных фактов о жителях Чукотки

Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов. Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои.

Где живут чукчи и эскимосы?

Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов. В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Главный приз фестиваля, Гран-при «Золотого ворона», за лучший фильм конкурса полнометражных игровых и неигровых фильмов по итогам рейтингового зрительского голосования присужден картине «Там, где танцуют стерхи» режиссера Михаила Лукачевского.

Report Page

  • Жизнь оленеводов
  • Как живут современные чукчи (29 фото) » Триникси
  • Чукчи на этом месте жили сотни лет
  • Как живут современные чукчи

НАРОДЫ АРКТИКИ

Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Коренная чукча Ольга – девушка лет 27 – рассказывает, что «северные» музыкальные инструменты, как правило, отличаются по звучанию друг от друга: у жителей тундры они более звонкие. Правда наивный чукча, герой анекдотов, который говорит «однако» и живет в чуме, не имеет ничего общего с настоящими людьми. Однако на востоке Чукотки, где морской промысел играет ключевую роль, культура береговых чукчей сохраняет свои уникальные черты. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Чукчи традиционно делятся на морских чукчей, которые обосновались на побережье и жили в основном охотой на морских млекопитающих, и северных чукчей, которые вели кочевой образ жизни во внутренней тундре, сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей.

Чукотка, сэр!

Чукчи не несли никаких натуральных земских повинностей. Царское правительство оставило за собой лишь право наблюдения за государственными границами на территории расселения чукчей и регламентацию торговли с ними. Участившиеся в начале XIX века случаи проникновения иностранных судов в русские воды северной части Тихого океана заставили правительство проявить большее внимание к Чукотке. Несмотря на то, что в 1834 году американским судам было запрещено заходить в русские внутренние моря и заливы, десятки китоловных судов плавали в Беринговом море и Северном Ледовитом океане, вели интенсивную торговлю с чукчами, эскимосами, коряками. В период крымской войны браконьерство, контрабандная торговля у берегов Чукотки еще усилились. В связи с этим стало заметно падать количество пушнины, поступавшей от чукчей на Анюйскую и другие ярмарки. Русским товарам, доставляемым за тысячи верст из центра России, было трудно конкурировать с товарами из портов западного побережья Америки. Убытки несли не только русские купцы, но и ближние к русским чукчи, которые служили посредниками в торговле. Якутское и иркутское начальство приняло ряд мер по охране чукотских берегов и к большему сближению с оседлыми чукчами и эскимосами.

Традиционная одежда включает в себя кожаные шубы, шапки и перчатки. Несмотря на бурные изменения в мире, чукчи сохраняют свою уникальную культуру и традиции, передавая их из поколения в поколение. Их численность составляет около 15,9 тыс. Однако, чукчей можно встретить и в других регионах страны, в том числе и на севере Камчатского края 1,4 тыс. Это традиционное жилище чукчей, мобильное или неподвижное, которое также встречается у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски например, у эскимосов. Как уже было отмечено выше, в Якутии основным районом расселения чукчей является Нижнеколымский район.

Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение и кладовую. На потолок накладывают сухой травы, на пол — кустарник, а на него шкуры оленя. Пологов ставят столько, сколько семей живет в яранге, обычно около 1-3. Именно в них живут и спят, и только эта часть помещения отапливается лампами-жирниками. Правда, сейчас используют и дизельные генераторы. В остальном пространстве хранится запас еды — туши моржей, нерп, а также разводится костер для приготовления еды, и это пространство холодное — уличной температуры, разве что ветра нет. Яранги и балки, эти основательные сооружения, сейчас используются как перевалочные базы оленеводов, также оленеводы живут в них летом, с электричеством от дизельных генераторов, и на досуге играют или смотрят фильмы на ноутбуках. Люди чукотки. Что Вы о них знаете?

Но медведь это не только хищник, но и падальщик, поэтому его мясо очень опасно в употреблении. Традиции и обычаи чукчей Чукчи — народ, который до наших дней сохранил традиции предков. Этот народ верит в духов и реинкарнацию, считается, что у человека есть пять жизней. Раньше коренной житель просил себя убить, обычно это были пожилые люди, которые болели и находили только один выход — смерть, чтобы потом переродиться здоровым человеком. Но убить мог не каждый, а только близкий человек, родственник или друг. Было поверье и для утопающих. Если человек тонул, то его не спасали, так как считалось, что водоем это граница между земным и потусторонним мирами и если духи воды решили забрать человека, то не стоит этому препятствовать. Чукотский мячик Сейчас же почти каждый житель, когда идет на рыбалку или в тундру за ягодами и грибами, просит духов помочь ему и дать разрешение на вход в их владения. Праздники Одним из национальных Чукотских праздников является праздник Байдары. Издавна байдарка была средством добычи мяса. И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду. Еще одним чукотским праздником является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед Кэрэткуном — хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных. Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который назывался Кильвэй. Он устраивался в весенний период.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Теперь резьбу по кости успешно осваивают и женщины. Среди известных мастериц — Кмеймит, Янку, Тынатваль. Гордость чукчей — резьба по кости. Из моржовых клыков вырезают удивительные по выразительности и пластике миниатюрные скульптуры, покрывают их гравировкой — сценами охоты и быта, сюжетами легенд и преданий, геометрическими орнаментами. Основы современного косторезного и гравировального искусства заложили Вуквол, Вуквутагин, Гемауге, Ичель — искусные художники и известные мастера косторезного промысла. Полезные ссылки.

Регион населяли чукчи, уровень технологического развития которых сильно отставал от европейского. В 1803 году территория Чукотки вошла в состав Камчатской области Иркутской губернии. В 1909 году к региону присоединился Анадырский уезд. В декабре 1930-го был образован Чукотский национальный округ в составе Дальневосточного края.

В 1953 году Чукотка стала частью Магаданской области, в 1980-м обрела автономию. С середины 1950-х регион активно застраивали военными аэродромами и авиабазами, так как его расположение гарантировало наименьшее подлетное время к Аляске и северо-западной части США. В 1992 году Чукотка вышла из состава Магаданской области и получила статус субъекта России.

Отсюда и обилие просроченных продуктов, к которым местные привычны с детства. И если Анадырь — это местный «материк», где есть всё и всегда, то райцентры, а особенно национальные сёла, могут испытывать нехватку продуктов даже летом. Мы пробыли две недели в Чукотском районе — за это время подходы к сёлам заперли льды, и судно, привёзшее товары, несколько раз не могло разгрузиться и возвращалось в Анадырь. Товары первой необходимости доставляли вертолётом, а всё остальное — как получится.

Город засыпает На Чукотке в любой момент могут отключиться терминалы безналичной оплаты, так что лучше всегда иметь наличные. Тем более что банкоматы само собой, только Сбербанка есть исключительно в райцентрах и закрываются после шести вечера, как аптеки и хозторги. Лишь продуктовые магазины работают до 20, а иногда и до 21 часа. В сёлах банкоматов нет вообще и в лучшем случае будут два-три магазина. Если вы путешествуете за пределами Анадыря, забудьте про ночные или фитнес-клубы, кафе, кинотеатры и прочие подобные заведения. Библиотека, дом культуры и столовая — вот весь набор развлечений. В Анадыре всё это есть, причём вполне современного европейского уровня, но, как я уже говорил, Анадырь — это почти материк.

Впрочем, на Чукотку едут не для того, чтобы посидеть в баре, поиграть в бильярд или сходить в кино. Сюда едут работать — за «длинным северным рублём». Далеко не все выдерживают. Приедет иной раз человек даже на непыльную работу — учителем, директором школы, врачом, — помучается полгода-год, сломается и уедет. Не все выносят местный ритм жизни, климат, когда полгода длится полярная ночь, метели наметают сугробы высотой с двухэтажный дом и даже в июле воздух редко прогревается выше плюс 10, а короткое северное лето заканчивается уже в августе. Но многие остаются, искренне влюбившись в эту землю, которую здесь называют «землёй настоящих людей». В Анадыре стоит забыть про ночные клубы, кафе и кинотеатры.

Их здесь нет. Media Настоящих, потому что умеют выживать, не теряя при этом лучших человеческих качеств и веры в хорошее. Не утратив её даже в суровых 1990-х, когда вымирали целые посёлки не было света, тепла, воды, топлива , закрывались предприятия, люди продавали трёхкомнатные квартиры по цене билета в Москву, отправляясь в неизвестность, где у них не было ни работы, ни родственников, ни перспектив. Сегодня Чукотка едва ли не рекордсмен России по числу масштабных «заброшек» — от военных городков до гражданских. Настоящий рай для сталкеров. Хотя местным больно видеть руины на месте домов, в которых они родились, росли, учились, влюблялись, создавали семьи. Тем не менее сегодня многие возвращаются.

Просто потому, что невозможно забыть эту землю. Возвращаются, как только появляется возможность. Тундра, киты и фьорды И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово, но с каждым годом регион становится всё популярнее. Всякий раз, когда собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска: «Там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию». Возможно, хоть однажды побывав здесь, они изменили бы своё мнение.

У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня; семейный бубен; связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»; деревяшки с изображениями предков. К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями. Традиции У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года: осенью — день убоя оленей; весной — день рогов; зимой — жертвоприношение звезде Альтаир. Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь. Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей. Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки. Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох.

Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий