Главная» Предстоящие события» Божественная литургия для детей в Исаакиевском соборе. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Исаакиевский собор – это не только одна из визитных карточек. В воскресенье 14 августа в Исаакиевском соборе состоится Архиерейская Литургия, посвященная памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Главная» Предстоящие события» Божественная литургия для детей в Исаакиевском соборе.
Что еще почитать
- Глобус митрополии
- Как попасть в Исаакиевский собор бесплатно — всё очень просто.
- В Вербное воскресенье в Исаакиевском соборе пройдет литургия с участием детей
- Где находится и как добраться
Исаакиевский собор. Жемчужина Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор тестирует новое расписание богослужений | Расписание богослужений в Исаакиевском соборе 2024. купить билеты на 27 декабря в 19:00, Исаакиевский собор. |
Приглашение на службу в Исаакиевском соборе | Афиша и расписание мероприятий Исаакиевский собор, продажа билетов в Санкт-Петербурге. |
Расписание Рождественских служб в храмах Петербурга – 2023 | Главная» Новости» Исаакиевский собор службы расписание. |
Исаакиевский собор открывает концертный сезон | график посещения Государственного музея-памятника. |
Исаакиевский собор открывает концертный сезон | Купить билеты в «Исаакиевский собор» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная афиша на 2024 год с возможностью покупки билета онлайн. |
Купить билет в исаакиевский собор
В Исаакиевском соборе состоится богослужение в честь 165-летия освящения храма Праздничное богослужение в Исаакиевском соборе возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Православный храм «Исаакиевский собор» по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4, метро Адмиралтейская, показать телефоны. С.-ПЕТЕРБУРГ, 26 авг – РИА Новости. Новое расписание богослужений в Исаакиевском соборе не повлияет на работу музея, сообщили в пресс-службе учреждения. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Исаакиевский собор – это не только одна из визитных карточек. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Исаакиевский собор – это не только одна из визитных карточек. Первое после долгого перерыва богослужение в Исаакиевском соборе было совершено в 1990 году.
Комментарий отправлен на модерацию
- Исаакиевский собор: режим работы, цена билетов и как купить в 2024 году
- Исаакиевский собор открывает концертный сезон
- В Вербное воскресенье в Исаакиевском соборе пройдет литургия с участием детей
- Где находится и как добраться
Расписание Рождественских служб в храмах Петербурга – 2023
Феодоровский собор. Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского). С.-ПЕТЕРБУРГ, 26 авг – РИА Новости. Новое расписание богослужений в Исаакиевском соборе не повлияет на работу музея, сообщили в пресс-службе учреждения. график посещения Государственного музея-памятника.
Божественная литургия 12 июня 2023 года, Исаакиевский собор, г. Санкт-Петербург
Здесь размещена смотровая площадка. Святыни собора Главной святыней храма является Тихвинская икона Богоматери в золотом окладе чтимый список. Она считается чудотворной. В советский период многие иконы были похищены и утеряны.
В храме хранился крест с частицей Креста Господня, а также ковчег с частью мощей Андрея Первозванного. Здесь был Нерукотворный образ Спаса, икона Пантелеймона с частью мощей, Корсунская икона Богоматери, древние Евангелия. Интересные факты об Исаакиевском соборе На кафедре собора впервые в Санкт-Петербурге основали Общество проповедников.
В процессе золочения куполов храма от отравления ртутными испарениями погибло шестьдесят мастеров, а всего в сооружении собора приняло участие около четырехсот тысяч человек. По одной из местных легенд, строительство длилось так долго, поскольку Монферрану предсказали смерть после возведения собора. Архитектор умер в течение месяца после завершения главного проекта своей жизни.
Фотографии возведения собора были одними из первых кадров, сделанных в России. При строительстве применили одну из инновационных технологий — гальванопластику. Таким образом, впервые в мировой архитектуре удалось разместить статуи из меди на значительной высоте от земли.
В советские времена открыли антирелигиозный музей в Исаакиевском соборе — это был один из первых музеев такого рода в стране. Фото Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Изображение этого храма известно каждому, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга. Рассматривать строение можно с каждой стороны, отмечая все новые и новые детали.
С высоты храм выглядит не менее прекрасно и внушительно. Ночью собор подсвечивается, создавая волшебную атмосферу вокруг. Фото внутри Исаакиевского собора позволяют передать лишь малую часть его великолепного убранства.
Мы сейчас отрабатываем правильную модель взаимодействия", - сказал Мудров. Он отметил, что утренняя служба сейчас проходит в 9:00, вечерняя - в 17:00, причем вечерняя служба в такое время в отдельных случаях проходила и раньше. Пока нас это устраивает. Сейчас туристический сезон меняется, идет некоторое снижение количества туристов. Возможно, в сентябре расписание еще будет меняться. Еще будем смотреть на время воскресных служб, чтобы они не доставляли неудобств туристам и в то же время чтобы мы шли навстречу тем, кто приходит на богослужения.
Также с нетерпением ожидается открытие Верхнего сада и Китайского дворца в Ораниенбауме. День выдался теплым, солнечным и почти безветренным, что не могло не порадовать прогуливающихся по кромке Финского залива. Как отметили сотрудники ГМЗ, с погодой явно повезло.
Экскурсии в Исаакиевский собор Экскурсии в Исаакиевский собор — крупнейший православный храм СПб вместительность 12 000 прихожан , высочайшее купольное сооружение в мире - 101,5 м.
Величественное, монументальное здание поражает богатством внешнего, внутреннего убранства. Размещает восхитительной коллекцией живописи, иконами, мозаикой, витражами. Участники автобусных, пешеходных экскурсий узнают историю собора, ставшего домом для детей блокадного Ленинграда, хранилищем сокровищ России. Погружаются в тайны, легенды, предания храма. История создания Исаакиевского собора Храм Исаакия Далматского является четвертым святилищем СПб, прозванным в честь раннехристианского монаха IV столетия.
В день поминовения игумена родился Петр I. Первый Исаакиевский храм освещен в 1707 году. Церковь имела временный характер, располагалась на перестроенном деревянном «чертежном амбаре», параллельно Адмиралтейству. Здание отличалось простыми архитектурными формами, скромной отделкой. В храме 12 февраля 1712 года Петр I взял под венец Екатерину Алексеевну.
В 1717 году Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевского собора. Работы велись 10 лет при участии знаменитых архитекторов: Гербеля, Киавери, Земцова. Храм возвышался на неукрепленном берегу реки на месте Медного всадника. Спустя полвека на стенах, сводах образовались трещины. Церковь разобрали.
Екатерина II проявляла глубокое уважение к императору Петру I, решила возвести пятиглавую церковь с трехъярусной колокольней в стиле барокко. Работы велись с 1768 года по проекту Ринальди. В 1809 году конструкцию признали непропорциональной, приземистой, не соответствующую парадному облику центра столицы. Императором Александр I объявлен конкурс на лучший проект по перестройке. Лучшим архитектором назначен молодой француз Огюст Монферран.
Строительство храма велось 40 лет. Облицовка стен внутри собора выполнена белым мрамором, отделка - зеленым, желтым панно, яшмой, порфирой. Монументальность строения подчеркнута квадратной формой. Общая концепция отделки Исаакиевского собора повлекла использование 43 минералов. Цоколь отделан гранитом, стены — серыми мраморными полуметровыми плитами.
С четырех сторон Исаакиевская церковь обрамлена 8-колонными портиками, украшена статуями, барельефами. Над громадой храма возвышается позолоченный купол на барабане в окружении гранитных колонн.
Экскурсии в Исаакиевский собор
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 28 апреля в праздник Входа Господня в Иерусалим воспитанники Воскресных школ и Православных гимназий приглашаются к участию в Божественной Литургии к 8:45 в Исаакиевском соборе. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе. В 1991 году церковь вновь получила право на богослужения в соборе. Бывали на богослужении в Исаакиевском соборе? #исаакиевскийсобор #посуточнопетербург #посуточнопитер #простоквартирки А, может быть, в Питер? Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Исаакиевский собор – это не только одна из визитных карточек.
Как попасть в Исаакиевский собор бесплатно — всё очень просто.
Первое время из-за пропорций храм носил прозвище Чернильница. Однако сейчас его почитают как самый величественный в городе. По легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов с собора. Окончательно их сняли в только в 1916 году, а в марте 1917-го Николай II отрекся от престола. Что посмотреть Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора обязательна к посещению. Это одна из самых больших смотровых площадок Санкт-Петербурга. Подниматься придется пешком — 262 ступеньки. Посмотреть на город с высоты можно со смотровой площадки на колоннаде собора.
Фото: isaakievskiy. Вес каждой — 112 тонн. Для сравнения: столько же весят 5 миллионов туристов, которые ежегодно посещают собор. Роспись «Поклонение Богоматери». Это плафон площадью в 1000 квадратных метров. Такой же размер имеет самый большой зал Эрмитажа — Николаевский, где проходили балы.
Для обеспечения теплоизоляции и акустики между рёбрами куполов установлены глиняные горшки. Вокруг цилиндра с куполом расположены ещё 24 гранитные колонны, каждая весом 60 тонн. Над колоннами находится смотровая площадка, её балюстраду украшают 12 золочёных скульптур ангелов-кариатид и 12 апостолов. Попасть на смотровую можно по двум винтовым лестницам, преодолев 260 ступеней. С четырёх сторон от главной колоннады расположены колокольни с позолоченными главками. Внутреннее убранство Создатель Исаакиевского собора Огюст Монферран хотел воздвигнуть здание, которое будет существовать в веках. Главным его противником был сырой петербургский климат, в котором быстро портились росписи и картины, поэтому внутренняя отделка проводилась с применением новых технических решений. Автор росписи плафона главного купола — Карл Брюллов. Центральное изображение — «Богоматерь во славе». Там же есть фигура летящего в сиянии солнечных лучей голубя, символа Святого Духа. Убранство собора Всего внутри 103 настенные росписи и 52 картины на холстах. Иконы выполнены из мозаики. Всего в храме 62 мозаичные картины. Иконостас украшает малахитовая колоннада, а центральная часть царских врат оформлена колоннами из тёмного лазурита.
В этому году исполняется 100 лет духовному подвигу священномученика Вениамина Казанского , митрополита Петроградского и Гдовского. Владыка Вениамин был арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей в помощь голодающим. Вместе с ним перед судом предстали более восьмидесяти человек — священнослужителей и мирян.
Резной золочёный иконостас, подобный иконостасу в Петропавловском соборе, был выполнен в московской мастерской Ивана Зарудного. В 1763 году перед сносом церкви он был разобран и отправлен на хранение в один из храмов, о дальнейшей его судьбе ничего не известно [14] [15]. В том же 1733 году колокольня была отстроена, а в следующем были сделаны и часы для церкви [16]. В мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьёзно пострадала [17]. Так, например, описывает положение дел в церкви кабинет-министр граф Андрей Остерман , просящий 28 мая 8 июня 1735 года позволение у Синода устроить у него в доме церковь для своей больной жены и определить туда священника: Церковь Исаакия Далматского, у которого дом мой в приходе обретается, в недавнем времени погорела и службы в ней не токмо литургии, но и вечерень, и утрень, и часов, ныне нет [18]. Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин. В соответствующем указе говорилось: Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба [18] [к 1]. В результате ремонта по проекту и под наблюдением архитектора Пьетро Трезини [19] отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Расположение церкви рядом с Невой на острове Новая Голландия , берег которой ещё не был укреплён, было неудачным — к такому выводу пришла экспертиза архитектора Адмиралтейской коллегии Саввы Чевакинского. Вода из Невы, а также вода, сбрасываемая из «Адмиралтейского дома», подмывала фундамент здания. По одним источникам, Чевакинский констатировал невозможность сохранения здания и церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега [20] [16] [8]. По другим, работы по перестройке церкви велись на прежнем месте [21]. Третий Исаакиевский собор[ править править код ] Изначальный проект Исаакиевского собора 3-й А. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный собор [8]. Екатерина II одобрила идею воссоздания колокольни Исаакиевского собора, но в прежних формах, не принимая во внимание проект Чевакинского, в котором предлагался совершенно иной облик собора. Вскоре Чевакинский подал в отставку. В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским. Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль [20]. Новый проект собора был разработан Антонио Ринальди. Здание по замыслу архитектора имело пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором [к 2]. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу [24] [25]. Вступивший на престол Павел I поручил архитектору Винченцо Бренне срочно завершить работу. Бренна приступил к работе 1 апреля 1798 года. Поначалу архитектор предполагал следовать проекту Ринальди, но вскоре, из-за отсутствия средств, архитектор был вынужден исказить проект Ринальди. К тому моменту собор был возведён до основания барабанов куполов. Бренне пришлось уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов, а также уменьшить высоту колокольни на один ярус [23]. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка. Собор получился с искажёнными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного цоколя и кирпичных стен [26] [23]. Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. Широкое распространение получила в разных вариантах следующая эпиграмма: Се памятник двух царств, На мраморном низу Воздвигнут верх кирпичный [27]. Авторство её приписывалось А. Копьеву и называлось как одна из возможных причин его ареста и высылки из столицы в 1797 году [28]. По другой версии, восходящей к запискам Я. В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму: Сей храм покажет нам, Он начат мрамором, Окончен кирпичом. Позднее, при императоре Александре I , когда при исполнении окончательного монферрановского варианта собора стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой. Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение. Уже вскоре после его постройки сложилось мнение, что здание необходимо перестроить [23]. Современный Исаакиевский собор[ править править код ] Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из облицовочных камней, использованных при строительстве собора В 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма. Непременным условием ставилось сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Программу конкурса, утверждённую Александром I , составил президент Академии художеств Александр Строганов. В ней говорилось: Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность [30]. Но все проекты были отвергнуты Александром I, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового [31]. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру , председателю только что образованного « Комитета по делам строений и гидравлических работ », заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану , незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию [31]. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей впрочем, технически никак не обоснованных [32] , которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора [33] [34]. Основная статья: Проект четвёртого Исаакиевского собора Фасад модели собора, 1818—1821 годы, мастера И. Гербер, Гроссе, Фреми, П. Брюлло, И. Найлон, Ла-Банк, П. Свинцов, В. Столяров по проекту Монферрана, дерево, гипс, металл, масляная краска, позолота, Санкт-Петербургская Академия Художеств В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение большей части ринальдиевского собора алтарной части и подкупольных пилонов [35] [32]. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, сохранялись подкупольные опорные пилоны южной и северной стен [36]. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Высота сводов оставалась прежней, и это обстоятельство усложнило разработку проекта, а общая композиция здания отличалась диспропорцией: монументальный портик, большая центральная глава, дополненная поставленными по углам малыми «придавили» его [37]. Проект собора в этом виде был утверждён императором в 1818 году [38]. В издании своего проекта от 1820 года Монферран поместил изображение интерьера собора, дающее неверное представление о его внутренней перспективе: барабан с подоконными нишами не был бы виден с того места, где находится зритель [39]. Как отмечает в своей монографии Н. Никитин, Монферран при создании проекта взял за образцы здания парижских Пантеона купол с колоннадой, портик, решение внутренней обработки и Дома инвалидов конструкция перекрытия купола [40]. Проект Монферрана в части архитектурной композиции, но не декора здания представлял собой не оригинальное произведение, а компиляцию, что было в обыкновении у многих, даже самых крупных архитекторов того времени [41] [42]. Исаакиевский собор по утверждённому в 1818 году проекту Монферрана на картине В. Садовникова Стремясь сохранить собор Ринальди, Монферран предусмотрел увеличение размеров здания только в направлении восток-запад, таким образом, в плане оно стало прямоугольным с соотношением сторон 4 к 7. Четыре новых пилона увеличили ширину здания на ширину поперечного нефа. С учётом же новых портиков в плане получился почти равноконечный крест. Два старых пилона, получивших усиление с западной стороны, и два новых становились опорой для купола. Ринальди запроектировал главу с диаметром, равным стороне квадратного основания, Монферран поставил на то же основание новую главу, диаметр которой равнялся уже диагонали квадрата. Таким образом, барабан новой главы повисал над сводами боковых нефов. Вместе с колоннами, окружавшими барабан, диаметр новой главы был на две трети больше, чем главы ринальдиевской [43]. Руководство строительством возлагалась на специальную комиссию. Её председателем был член Государственного совета граф Н. Головин , членами — министр внутренних дел О. Козодавлев , министр духовных дел и народного просвещения князь А. Голицын , инженер А. Бетанкур [44]. Организация работ, вся хозяйственная часть строительства возлагалась на комиссию согласно положению о комиссии, утверждённому лишь в июле 1820 года , руководство собственно строительными работами, решение всех технических вопросов и руководство действиями архитектора — на Бетанкура. Контроль за качеством материалов доверялся архитектору. Для их приёмки и хранения назначался особый комиссар. Бетанкур, занятый работой на других объектах, часто отлучавшийся из Петербурга, ограничился посещением заседаний комиссии и решением вопросов по устройству оснований и фундаментов здания [45]. Работа комитета по рассмотрению замечаний Модюи[ править править код ] В 1820 году Монферран выпустил альбом с 21 гравированной таблицей. К двум своим планам, оставшимся без изменений, он добавил продольный разрез, генеральный план, проект церкви, разработанный Ринальди, а также проекты стенной живописи, два перспективных вида и изображение интерьера [46]. Проект снова привлёк внимание специалистов [47]. С его резкой критикой вступил архитектор А. Модюи , бывший одним из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ». К записке прилагались чертежи, демонстрирующие ошибки Монферрана [48]. Модюи ходатайствовал о прекращении всех строительных работ, кроме каменотёсных и разборки тех частей сооружения, которые были предназначены к сносу. На первом заседании комитета в августе 1821 года были заслушаны два письма Модюи Голицыну об остановке работ и Оленину о вопросах, поднятых в замечаниях к проекту, требующих первоочередного рассмотрения , его записка и возражения на неё Монферрана. Было решено рассмотреть утверждённые планы, фасады и разрезы здания и обследовать само здание в присутствии Монферрана. Первый осмотр постройки состоялся 15 августа [49]. Суть замечаний Модюи, имевших большой резонанс, сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и возможность обвала купола, опирающегося на разные по времени постройки пилоны [50] [51].
Музейщики удивились планам РПЦ поменять график служб в Исаакиевском соборе
В северной столице в Неделю пятую по пасхе о самаряныне в Исаакиевском соборе Божественную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. В северной столице в Неделю пятую по пасхе о самаряныне в Исаакиевском соборе Божественную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе 2024. купить билеты на 27 декабря в 19:00, Исаакиевский собор. Расписание богослужений в соборе святого преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор). Расписание служб в Исаакиевском соборе Собор открыт по мере проведения в нем служб.
В Исаакиевском соборе прошло богослужение в честь 165-летия его освящения
Приход Исаакиевского собора 20 августа опубликовал новость об изменении времени, в которое будут проводиться богослужения в храме. Феодоровский собор. Практическая информация для посещения музея Исаакиевский собор: как доехать, режим работы и цены на билеты, смотровая площадка на колоннаде. В конце августа приход Исаакиевского собора сообщил об изменении расписания богослужений в сентябре, объявив, что теперь они будут начинаться в 10:00 и в 17:00.
Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский»
Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин. В соответствующем указе говорилось: Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба [18] [к 1]. В результате ремонта по проекту и под наблюдением архитектора Пьетро Трезини [19] отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Расположение церкви рядом с Невой на острове Новая Голландия , берег которой ещё не был укреплён, было неудачным — к такому выводу пришла экспертиза архитектора Адмиралтейской коллегии Саввы Чевакинского. Вода из Невы, а также вода, сбрасываемая из «Адмиралтейского дома», подмывала фундамент здания. По одним источникам, Чевакинский констатировал невозможность сохранения здания и церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега [20] [16] [8]. По другим, работы по перестройке церкви велись на прежнем месте [21]. Третий Исаакиевский собор[ править править код ] Изначальный проект Исаакиевского собора 3-й А.
Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный собор [8]. Екатерина II одобрила идею воссоздания колокольни Исаакиевского собора, но в прежних формах, не принимая во внимание проект Чевакинского, в котором предлагался совершенно иной облик собора. Вскоре Чевакинский подал в отставку. В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским. Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль [20]. Новый проект собора был разработан Антонио Ринальди. Здание по замыслу архитектора имело пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором [к 2]. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу.
Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу [24] [25]. Вступивший на престол Павел I поручил архитектору Винченцо Бренне срочно завершить работу. Бренна приступил к работе 1 апреля 1798 года. Поначалу архитектор предполагал следовать проекту Ринальди, но вскоре, из-за отсутствия средств, архитектор был вынужден исказить проект Ринальди. К тому моменту собор был возведён до основания барабанов куполов. Бренне пришлось уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов, а также уменьшить высоту колокольни на один ярус [23]. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка. Собор получился с искажёнными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного цоколя и кирпичных стен [26] [23]. Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников.
Широкое распространение получила в разных вариантах следующая эпиграмма: Се памятник двух царств, На мраморном низу Воздвигнут верх кирпичный [27]. Авторство её приписывалось А. Копьеву и называлось как одна из возможных причин его ареста и высылки из столицы в 1797 году [28]. По другой версии, восходящей к запискам Я. В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму: Сей храм покажет нам, Он начат мрамором, Окончен кирпичом. Позднее, при императоре Александре I , когда при исполнении окончательного монферрановского варианта собора стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой. Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение. Уже вскоре после его постройки сложилось мнение, что здание необходимо перестроить [23]. Современный Исаакиевский собор[ править править код ] Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из облицовочных камней, использованных при строительстве собора В 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма.
Непременным условием ставилось сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Программу конкурса, утверждённую Александром I , составил президент Академии художеств Александр Строганов. В ней говорилось: Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность [30]. Но все проекты были отвергнуты Александром I, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового [31]. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру , председателю только что образованного « Комитета по делам строений и гидравлических работ », заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану , незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию [31]. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей впрочем, технически никак не обоснованных [32] , которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором».
Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора [33] [34]. Основная статья: Проект четвёртого Исаакиевского собора Фасад модели собора, 1818—1821 годы, мастера И. Гербер, Гроссе, Фреми, П. Брюлло, И. Найлон, Ла-Банк, П. Свинцов, В. Столяров по проекту Монферрана, дерево, гипс, металл, масляная краска, позолота, Санкт-Петербургская Академия Художеств В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение большей части ринальдиевского собора алтарной части и подкупольных пилонов [35] [32]. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, сохранялись подкупольные опорные пилоны южной и северной стен [36]. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики.
Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Высота сводов оставалась прежней, и это обстоятельство усложнило разработку проекта, а общая композиция здания отличалась диспропорцией: монументальный портик, большая центральная глава, дополненная поставленными по углам малыми «придавили» его [37]. Проект собора в этом виде был утверждён императором в 1818 году [38]. В издании своего проекта от 1820 года Монферран поместил изображение интерьера собора, дающее неверное представление о его внутренней перспективе: барабан с подоконными нишами не был бы виден с того места, где находится зритель [39]. Как отмечает в своей монографии Н. Никитин, Монферран при создании проекта взял за образцы здания парижских Пантеона купол с колоннадой, портик, решение внутренней обработки и Дома инвалидов конструкция перекрытия купола [40]. Проект Монферрана в части архитектурной композиции, но не декора здания представлял собой не оригинальное произведение, а компиляцию, что было в обыкновении у многих, даже самых крупных архитекторов того времени [41] [42]. Исаакиевский собор по утверждённому в 1818 году проекту Монферрана на картине В. Садовникова Стремясь сохранить собор Ринальди, Монферран предусмотрел увеличение размеров здания только в направлении восток-запад, таким образом, в плане оно стало прямоугольным с соотношением сторон 4 к 7.
Четыре новых пилона увеличили ширину здания на ширину поперечного нефа. С учётом же новых портиков в плане получился почти равноконечный крест. Два старых пилона, получивших усиление с западной стороны, и два новых становились опорой для купола. Ринальди запроектировал главу с диаметром, равным стороне квадратного основания, Монферран поставил на то же основание новую главу, диаметр которой равнялся уже диагонали квадрата. Таким образом, барабан новой главы повисал над сводами боковых нефов. Вместе с колоннами, окружавшими барабан, диаметр новой главы был на две трети больше, чем главы ринальдиевской [43]. Руководство строительством возлагалась на специальную комиссию. Её председателем был член Государственного совета граф Н. Головин , членами — министр внутренних дел О.
Козодавлев , министр духовных дел и народного просвещения князь А. Голицын , инженер А. Бетанкур [44]. Организация работ, вся хозяйственная часть строительства возлагалась на комиссию согласно положению о комиссии, утверждённому лишь в июле 1820 года , руководство собственно строительными работами, решение всех технических вопросов и руководство действиями архитектора — на Бетанкура. Контроль за качеством материалов доверялся архитектору. Для их приёмки и хранения назначался особый комиссар. Бетанкур, занятый работой на других объектах, часто отлучавшийся из Петербурга, ограничился посещением заседаний комиссии и решением вопросов по устройству оснований и фундаментов здания [45]. Работа комитета по рассмотрению замечаний Модюи[ править править код ] В 1820 году Монферран выпустил альбом с 21 гравированной таблицей. К двум своим планам, оставшимся без изменений, он добавил продольный разрез, генеральный план, проект церкви, разработанный Ринальди, а также проекты стенной живописи, два перспективных вида и изображение интерьера [46].
Проект снова привлёк внимание специалистов [47]. С его резкой критикой вступил архитектор А. Модюи , бывший одним из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ». К записке прилагались чертежи, демонстрирующие ошибки Монферрана [48]. Модюи ходатайствовал о прекращении всех строительных работ, кроме каменотёсных и разборки тех частей сооружения, которые были предназначены к сносу. На первом заседании комитета в августе 1821 года были заслушаны два письма Модюи Голицыну об остановке работ и Оленину о вопросах, поднятых в замечаниях к проекту, требующих первоочередного рассмотрения , его записка и возражения на неё Монферрана. Было решено рассмотреть утверждённые планы, фасады и разрезы здания и обследовать само здание в присутствии Монферрана. Первый осмотр постройки состоялся 15 августа [49]. Суть замечаний Модюи, имевших большой резонанс, сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и возможность обвала купола, опирающегося на разные по времени постройки пилоны [50] [51].
По мнению Модюи, Монферран не имел должной квалификации и опыта для работы над таким серьёзным проектом и, приступая к нему, не понимал, с какими трудностями сопряжено его воплощение [52]. Далее Модюи отмечал, что, приступив к перестройке здания, Монферран не имел должного представления о существующих фундаментах, не знал, на какую глубину нужно будет закладывать новые, и собирался их выполнить из бутовой плиты — способом, не подходящим для такого сложного сооружения. Согласно ответу Монферрана, он осматривал фундаменты под северным углом здания, а также с одним из членов комиссии исследовал погреба [52]. В вопросе о забивке свайного фундамента под оба крыльца вновь сооружаемых портиков, что, по мнению Модюи, было излишним и повлекло за собой «ненужный крупный расход», комитет счёл действия архитектора верными [52]. Как считал Модюи, четыре пилона, на которые опирался фонарь с куполом третьего собора, оставить было «почти невозможно», так как фундамент под «вспомогательными опорами» не выдержит нагрузки существующих пилонов.
До этого литургии в Исаакиевском соборе проходили в приделе святого Александра Невского, по праздникам - в центральном приделе. Ежегодно в соборе проходит порядка 600 богослужений.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте spb. Использование материалов, опубликованных на сайте spb. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb.
Уже в ходе строительных работ проект постепенно менялся — Монферран учитывал замечания, которые высказывали другие зодчие. Освятили новое строение лишь в 1858 году, при этом присутствовала как императорская семья, так и духовенство. Пришло полюбоваться открытием нового храма и немало жителей Петербурга. Вскоре при соборе утвердили архитектора и инспектора, в чьи обязанности входила поддержка здания в надлежащем состоянии. Позже его передали Министерству внутренних дел. В связи с этим не раз поднимался вопрос о том, что собор имеет двойное подчинение, хотя нужно бы, чтобы он принадлежал Церкви. Этот спор продолжался до революции, после чего святыню национализировали, а позже передали верующим, на которых легли и расходы по содержанию строения. В довоенный период многие ценности были изъяты, однако архитектура храма не пострадала. В 1928 году строение передали в ведомство Главнауки, решив сделать одним из музеев. В период Великой Отечественной здесь хранились экспонаты из многих ленинградских музеев. Строение пострадало от бомбежек и взрывов, и на его стенах и колоннах до сих пор хранятся следы тех времен. В послевоенное время храм отреставрировали, снова вернув ему статус музея, устроили смотровую площадку в купольной части. В этот же период установили и маятник Фуко в центральной части Исаакиевского собора, который на сегодняшний день демонтирован. Богослужения возобновили в 1990. Архитектурные и культурные достопримечательности Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора — 112, причем их размеры различаются. Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.