Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много. Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много. Факты из биографии Надежды Крупской, которые скрывали советские историки.
Крупская. Дочь гувернантки
Субботние чтения: «Ах, Надя, Наденька!» Фурия революции Надежда Крупская :: СамолётЪ | Официальная биография Надежды Константиновны Крупской – жены вождя – известна нам до мельчайших подробностей. |
Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок | Факты из биографии Надежды Крупской, которые скрывали советские историки. |
Крупская сводила с ума многих мужчин | Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. |
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни» | 1. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. |
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
Мать — Елизавета Васильевна урождённая Тистрова; ок. Надежда Крупская, 1890-е годы С марксизмом Н. Крупская познакомилась значительно раньше Ленина , так как согласно завещанию отца после его смерти в 1883 году семья Крупских оказалась под опекой Николая Утина , который поддерживал контакты с Марксом. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской в Петербурге [5]. Справка о Крупской Музей политической истории России В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ».
В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8]. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты « Искра ».
На прошение Надежды отбывать срок вместе, поставили условие — вступить в брак. Так будущий вождь революции и яростный гонитель церкви был венчан.
Точки Миноги Молодые поселились в деревенском доме втроем: Володя, Надя и ее мама, которая не была в восторге от выбора дочери, но приехала помогать по хозяйству. Вместе они воевали с непривычной русской печкой и разбивали огород. Хозяйство давалось Надежде с трудом, зато там, где требовалась скрупулезная умственная работа ей не было равных. Она отвечала за шифровку и дешифровку переписки мужа. Вот прислали книгу, и там были иголочкой точечки проставлены над буквами, которые нужно было выглядывать. Она не скандалила, а тихо и спокойно выполняла эту рутинную работу. Для Ленина это было невозможно — человек с такой скоростью мысли, не мог точечки вычитывать, — историк, начальник отдела научно-просветительской работы исторического музея «Горки Ленинские» Светлана Генералова.
Крупская наизусть знала все явки, шифры, псевдонимы, пароли и пути распространения нелегальной литературы. Чувствовала себя в этой работе как рыба в воде. Но партийные псевдонимы Рыба и Минога появились не из-за этого. Вследствие эндокринной офтальмопатии у нее развилось пучеглазие. Но самое страшное, что восстановить женское здоровье Крупской так и не удалось, заключение по сути сделало ее калекой, сказавшись на фертильности, то есть возможности родить ребенка. О детях мечтал и Ильич, и его родители постоянно спрашивали когда «прилетит аист». Ильич пишет своей маме Александре Ульяновой, что Надя лежит, врач нашел у нее серьезное женское заболевание, которое требует упорного лечения.
Диагноз — генитальный инфантилизм, а в простонародье «детская матка», — Ольга Шалёва Генитальный половой инфантилизм — это аномальное состояние, при котором наблюдается задержка развития репродуктивных органов. Во имя любви В 1909 году, в эмиграции Ульянов познакомился с обрусевшей француженкой, бывшей эсеркой Инессой Арманд. Крупской — 40 лет, Ленину — 39. Инессе — 35. У нее пятеро детей: четверо от мужа, один — от его младшего брата. На Инессу невозможно было не обратить внимания. Невысокая, изящная, яркая.
В ней сочетались любовь к свободе и острый ум — за год она прошла полный курс экономического факультета и получила ученую степень лиценциата экономических наук. Ленин привлек ее к работе в партийной школе пропагандистов, которую он организовал в Лонжюмо — пригороде Парижа. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Выбор свой он сделал — остался с женой. Решающую роль сыграла эмоциональная близость Ленина с Крупской. Она была для него особым, единственным человеком, которого никем заменить нельзя. Обострение Зимой 1912 у Крупской случилось резкое обострение: глаза заметно увеличились, развилась тахикардия, она резко похудела и начала сильно потеть.
Диагноз Крупской ставят в мае 1913 года. Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью. Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием.
Надежда Крупская, 1890-е годы Справка о Крупской Музей политической истории России В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год.
В 1890 году , будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. Глеб Кржижановский вспоминал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…» [3].
В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты «Искра». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905 — 1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем.
Фото: globallookpress. В детстве девочка удивляла тягой к знаниям, умом и прилежностью. Наденька училась в частной женской гимназии княгини Оболенской, которую окончила с золотой медалью. Выпустившись, Крупская пошла на Бестужевские курсы — первые и лучшие высшие женские курсы в Петербурге.
Училась девушка хорошо, и если бы не её пытливый ум, который хотел гораздо большего, в будущем её могла ожидать карьера отличной гувернантки. Но свободолюбивой натуре Крупской требовалось от жизни совсем другое. Уже через год Надежда бросила Бестужевские курсы. Вместо этого она погрузилась в изучение трудов Маркса, а также вступила в марксистский кружок. Когда Наде исполнилось 25 лет, она познакомилась с «Ильичом» — именно так называла соратница Ленина, а на тот момент ещё Владимира Ульянова, в своих записках супруга. Правда, не все её шаги могут показаться сегодня верными. И, тем не менее, именно она создала самую мощную детскую организацию СССР — пионеров. Идеология демократического образования Педагогическую работу Крупская начала ещё в молодости: в 22 года она стала преподавать в вечерней школе на Шлиссельбургском тракте — окраине Петербурга.
А в 1899 году она написала книгу «Женщина-работница», в которой не только говорила об ужасных условиях, в которых живут и работают российские женщины, но и поднимала вопросы воспитания и обучения детей рабочих. Уже в XX веке Крупская вплотную занялась изучением педагогической литературы и анализом главных педагогических проблем в стране. Она критиковала «буржуазную сущность» школ царской эпохи — и разрабатывала основы нового, демократического образования. Книга Н. Она становится одним из важнейших участников всех первых советских образовательных организаций: от Комитета просвещения до Главполитпросвета.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. © Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год. Надежда берет фамилию мужа и с того момента во всех дореволюционных документах она значится как Надежда Константиновна Ульянова. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. 26 февраля -150 лет со дня рождения НАДЕЖДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ КРУПСКОЙ, имя которой неразрывно связано с историей библиотечного дела.
Биография Надежды Константиновны Крупской
Немного подумав, Крупская ответила согласием. После этого Ленин стал ходатайствовать о том, чтобы Надежду перевели в Шушенское. Вскоре это ходатайство было удовлетворено. Однако паре поставили условие: они обязаны были обвенчаться по христианским канонам. Обряд венчания прошел в ближайшей сельской церквушке.
Причем кольца, которыми обменивались молодожены, были выкованы кузнечных дел мастером из медных монет. В 1900 году, сразу же после ссылки, Владимир Ильич выехал в Швейцарию. Срок ссылки Крупской, так уж вышло, окончился позднее, и в Европу она смогла попасть лишь в 1901 году. Будучи за границей, Надежда Константиновна не только оказывала помощь мужу во всех его делах, но и исполняла обязанности секретаря редакции печатного издания «Пролетарий».
В 1905-м, когда в Российской империи вспыхнула первая революция, Ленин и Крупская прибыли из-за рубежа на родную землю — стоять в стороне они не могли. Надежду Константиновну в этот период назначили секретарем ЦК партии — весьма почетная и ответственная должность. Но в декабре 1907 года, когда волнения в стране поутихли, паре опять пришлось покинуть пределы России. В годы эмиграции Надежда Константиновна сильно увлеклась вопросами и проблемами педагогики.
В 1915 году она закончила и опубликовала свой знаменитый очерк «Народное образование и демократия». Стоит отметить, что Крупская считается одним из главных идеологов советской образовательной системы. И в тридцатых годах за заслуги в данной сфере ей присвоили звание доктора педагогических наук. Последние годы жизни Книги Надежды Константиновны по педагогике на сегодняшний день имеют историческую ценность лишь для тех немногих исследователей, которые интересуются взглядами большевиков на вопросы воспитания детей.
Но подлинным вкладом Крупской в историю нашей страны является та поддержка и помощь, которую она оказывала на протяжении всей жизни своему мужу Владимиру Ильичу Ленину. Он был ее кумиром и соратником. Он был ее «богом». После его смерти пришедший к власти Сталин всеми силами старался убрать ее с политической сцены.
Вдова Ленина была для него бельмом на глазу, от которого он всеми способами старался избавиться. На нее было оказано колоссальное психологическое давление. В умилительной биографии, изготовленной по указу Сталина, были искажены многие факты ее жизни, как политической, так и личной. Но сама она не могла изменить ситуацию.
Надежда Константиновна молила всех, кого можно, похоронить мужа. Но ее никто не услышал. Осознание того, что тело любимого человека никогда не найдет упокоения, а сама она никогда не будет покоиться рядом с ним, сломило ее окончательно. Слишком они рисковали в своей революционной жизни.
Кроме того, по наследству Крупская получила страшное аутоиммунное заболевание — базедову болезнь. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению недуга. В то время эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было, и прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью. Работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской.
Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года.
Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению.
В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! Нарком просвещения После победы Октября партия поручила Надежде Константиновне работу по народному просвещению.
Крупнейший педагог-марксист, основоположник марксистской педагогики, Надежда Константиновна борется за создание трудовой политехнической школы. Связь школы с жизнью, коммунистическое воспитание подрастающего поколения и широких народных масс постоянно в центре ее забот и внимания. Крупская среди пионеров 1936 год. Надежда Константиновна была «душой Наркомпроса», как её тогда называли.
Глубокое знание теоретических и практических вопросов педагогики, близость к рабочим, знание их интересов и запросов, огромный опыт партийной работы помогли ей сразу наметить путь, по которому надо идти.
Причем не просто некоего абстрактного подрастающего поколения, а воспитания гражданина и общества в целом. Крупская не зацикливалась и не делила педагогику на школьную или постшкольную.
Это поразительная ситуация — она охватила внешкольную, дошкольную, школьную, послешкольную и вузовскую сферы. Она возвела педагогику в формат воспитания общества на разных его стадиях. Но сам факт воспитательной работы был впервые принят ею.
Не нравится коммунистическая идея? Воспитайте людей в капиталистическом формате. Воспитайте в социальном, демократическом и так далее.
Вопрос возникает в самом методе, хотя и в коммунистическом воспитании не было ничего плохого. Мы что, сегодня отказываемся от коллективизма? Нет, президент говорит, что его, наоборот, надо развивать.
Мы говорим о том, что нам нужны взаимовыручка и взаимопомощь — в России даже прошлый год был посвящен волонтерству. По сути дела, кроме самого слова «коммунистический», мы приемлем все то, что несла в этой основе Надежда Константиновна. Возьмите систему образования.
Реформа этой сферы привела к тому, против чего боролась Крупская. Мы видим, что образование становится лишь оказанием образовательных услуг, но не воспитанием. Воспитательная функция из образования сегодня исключена, о чем говорят в педагогическом сообществе.
Все говорят о том, что это необходимо, но государство от этого уходит! В этой связи идеи Крупской становятся очень актуальными… — В чем вообще состояли ее идеи? Подозреваю, что об этом сегодня мало кто знает.
Не просто разделить ее на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания. Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодежью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребенку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть.
Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения. Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания. Сравните советские мультфильмы с американскими.
Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребенку.
Вот вам яркий пример. Воспитание через труд. Труд должен быть важной составляющей воспитательного процесса, который позволяет человеку сориентироваться и понять свое будущее.
Это, кстати, вопросы профтехучилищ, о которых сейчас все говорят, что их необходимо восстанавливать. Это вопрос наставничества, о котором говорил президент и даже проводил целый форум по этому поводу. Но Крупская форумы не проводила.
Она внедряла все это в педагогическую среду, для людей все это становилось естественным. Да, в 90-е годы это выродилось в формальные уроки труда в школах. И здесь возникает еще один вопрос, который поднимала Крупская, — педагогика и образование должны быть не формальными, а содержательными.
Она становится одним из важнейших участников всех первых советских образовательных организаций: от Комитета просвещения до Главполитпросвета. Крупская руководила множеством педагогических журналов и сама написала просто огромное количество статей и глубоких исследований об образовании. Политехническая школа Именно Надежда Крупская разработала систему политехнического обучения в школах. Но изучать основы научных и технических достижений детям, по мнению Крупской, надлежало не только в теории. Исключительно важное значение, по мнению заместителя наркома просвещения Надежды Крупской, имела практика. А практика подразумевалась, в первую очередь, трудовая.
Фото: музей-заповедник «Шушенское» Грубо говоря, Крупская была уверена: каждого советского ребёнка необходимо со школьных лет знакомить со всеми видами народного хозяйства. Таким образом, человек, становясь взрослым, должен понимать устройство всей экономики страны с самых первых ступеней. Крупская против оценок и наказаний Интересный факт: супруга Ильича выступала против оценок в школах. Надежда Константиновна была уверена, что оценки разъединяют учеников, расслаивают школьное общество на успевающих и отстающих. А это, по её мнению, было исключительным злом. Крупская была уверена: дети должны всё делать вместе и привыкать быть частью коллектива.
Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний. В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний». За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически. Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием. В своё время она жила во Франции и Германии, и в своих статьях резко критиковала французские и немецкие системы в детсадах.
В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [4] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась.
На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». Из гипотетического предположения, что Надежда Крупская якобы не обладала высокими кулинарными навыками, Вильям Похлёбкин предпринял попытку связать периоды более высокой работоспособности Ленина с обстоятельствами, при которых еду ему готовила не супруга, а другие женщины [5]. После Октябрьской революции Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.
С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению [6]. В 1919 г. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [6] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию.
Надежда Крупская. Женой так женой
Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Надежда Константиновна Крупская.
Крупская: жена Ленина и мама советского образования
Что сделала Крупская? После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы.
Какая настоящая фамилия Надежды Крупской? Даже в истории его псевдонима, как и во всей жизни, важную роль сыграла жена — Крупская Надежда Константиновна. Настоящая фамилия «вождя» — Ульянов — на тот момент уже был известна в правительственных кругах.
Где похоронена жена Ленина? И всё же она поддерживала своего сына Владимира в его политической деятельности и дважды посещала его за границей во Франции летом 1902 года и в Стокгольме осенью 1910 года. Мария Александровна умерла от склероза сердца 12 25 июля 1916 года на 82-м году жизни и похоронена на Волковском кладбище в Петрограде.
Полезные советы Изучите биографию Надежды Крупской, чтобы понять ее вклад в историю и политику России. Оцените статью.
Но вот Надежда Константиновна. Ее воспоминания, как мадленки Пруста, стоит взять в руки, и тебя накрывает густой волной прошлого. Только крепче держись за поручень и дыши носом. Потому что голова уже кружится, реальность мерцает, и ты чувствуешь….
Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что много ещё не устроено в нашей стране…». Крупская в Горках Крупская долгие годы работала в системе наркомата просвещения, с 1929 года занимала должность заместителя наркома.
Важная роль принадлежит ей в создании комсомольской и пионерской организаций. Она внимательно изучила скаутское движение в Европе и Америке и поняла, что при внесении соответствующих изменений в виде большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России. При активном участии Крупской создавалась советская система образования и педагогики. Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования». Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде. Крупская на похоронах В. Ленина Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место.
К примеру, она очень критично отнеслась к педагогической системе, разработанной А.
Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий».
После Октябрьской революции Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15].
Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук.
Крупская. Дочь гувернантки
© Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год. Надежда берет фамилию мужа и с того момента во всех дореволюционных документах она значится как Надежда Константиновна Ульянова. Жаль, но имя Надежды Константиновны Крупской в последние десятилетия вспоминают или в контексте анекдотов, или смакуя пикантные подробности личной жизни ее супруга — вождя пролетариата Владимира Ленина. по приказу а, который вообще с женщинами не церемонился, как и с мужчинами. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Надежда Крупская в детстве, 1879 год. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.
155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской
И хотя собственных детей она не имела, это не мешало ей думать о детях всего советского народа. Разумеется, все это было под эгидой партии: Крупская, с помощью своих трудов, хотела не просто помочь детям всех слоев общества получить образование. Она стремилась вырастить истинных коммунистов, сверхлюдей, черпающих вдохновение и счастье из труда и строительства социализма. Супруга и революционерка Дочь бывшего поручика и гувернантки петербурженка Надежда Константиновна Крупская в юности любила рисовать, обладала актерским талантом, прекрасно читала стихи и хотела стать актрисой. Но стала революционеркой и женой вождя мирового пролетариата. Она с удовольствием рассказывала о своем знакомстве со «Стариком» — такую партийную кличку имел тогда молодой и энергичный Ульянов. Он был внимателен, галантен и мог спеть романс «Я вас люблю, люблю безумно».
Дни, проведенные в ссылке в Шушенском, Крупская считала самым счастливым временем, наполненным «поэзией и молодой страстью». Непьющего и некурящего Ленина очень тепло приняла мать Крупской и настояла на их венчании. Владимир Ильич любил охотиться, кататься на коньках, не выносил грязи и пятен. Надежда Константиновна была старше супруга на один год и не обладала талантом хозяйки домашнего очага, не умела ни шить, ни готовить, но избавила Ленина от трудной и громоздкой канцелярской работы. Она вела почти всю обширную переписку мужа и стала фактически одним из соавторов громадного социалистического эксперимента, хотя и находилась в тени Ленина. Многие современники шутили, что Владимир Ильич женился на Крупской ради ее каллиграфического почерка.
Надежда Константиновна не считала себя яркой женщиной. На ее вполне привлекательной в юности внешности сказалась базедова болезнь, из-за которой, по мнению врачей, она не могла иметь детей. После Революции 1917 года Крупская занялась воспитанием «полезных и энергичных граждан».
Будучи убежденными атеистами Крупская и Ленин были вынуждены венчаться в церкви, так как в России тех времен признавались только церковные браки. Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. Ульянов в письме к матери от 10 мая 1898 года так обрисовывает сложившееся положение: «Н. Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь. Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима. Не смотря на это Владимир Ильич решил не откладывать венчание: поручителями и шаферами он пригласил знакомых шушенских крестьян: писаря Степана Николаевича Журавлёва, лавочника Иоанникия Ивановича Завёрткина, Симона Афанасьевича Ермолаева и др. А один из ссыльных, Оскар Александрович Энгберг, изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака.
Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В. Ульянов и Н. Крупская венчались первым браком. По окончанию ссылки, в феврале 1900 года Ленин по предписанию отправляется в Псков, а его Супруга вынуждена перебраться в Уфу где ей надлежало отбыть оставшийся год ссылки. Однако, на пути в Псков, Ленин нелегально остановился в Уфе вместе с супругой и ее матерью, что бы помочь ей устроиться на новом месте и провести встречи с местными революционерами. В следующий раз Ленин навестил супругу в июне 1900 года Владимир Ульянов вместе со своей матерью М. Ульяновой и старшей сестрой Анной Ульяновой.
Надежда Константиновна стала главной помощницей мужа во всех его начинаниях. Она была личным секретарём Ленина, преподавала в партийной школе, была умелым редактором текстов, отвечала на письма. Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что много ещё не устроено в нашей стране…». Крупская в Горках Крупская долгие годы работала в системе наркомата просвещения, с 1929 года занимала должность заместителя наркома. Важная роль принадлежит ей в создании комсомольской и пионерской организаций. Она внимательно изучила скаутское движение в Европе и Америке и поняла, что при внесении соответствующих изменений в виде большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России. При активном участии Крупской создавалась советская система образования и педагогики. Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования». Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде. Крупская на похоронах В.
И она может это сделать, если правильно будет поставлено преподавание и воспитание в труде. Школа должна воспитывать человека всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать». Для этого школа в Советской стране должна стать политехнической. Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Надежда Константиновна умерла 27 февраля 1939 года. Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены. Именем Н. Крупской названа библиотека в Устиновском районе города Ижевска. Одна из них была создана в с. Бураново в 1925 году. К её открытию причастна Н. С 1920 года председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Её труды по педагогике и истории актуальны по сегодняшний день. Ученики Надежды Константиновны — Н. Ерашов и А. Худякова — после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ — первой в области. Крупской о создании школ, которые давали бы молодежи не только общие знания, но и агротехнические знания. Школе выделен был участок, где молодежь трудилась как муравьи. Большую роль в жизни школы играли комсомольская ячейка и ученические организации — учком и разные комиссии хозяйственная, столовая, санитарная, ревизионная.
Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости
История болезни Надежды Константиновны до сих пор засекречена - должно пройти 90 лет после ее кончины. Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. Петербурге в бедной дворянской семье.
Надежда Крупская - кратко
Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо. Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой.
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Жизнь Надежды была не простой, но от того не менее интересно. С революционно-демократическими идеями она познакомилась в ранней молодсти, ими увлекался ее отец. Но революционером в полном смысле этого слова он так и не стал: приверженность революции ограничивалась только словами. Отец и мать Надежды Ее отец не оставил какого-либо состояния жене и дочери. Но детство и юность Надежды нельзя назвать несчастными. Мать делала все, чтобы любимая дочь ни в чем не нуждалась и получила хорошее образование.
Взглянув на фотографии молодой Крупской, многие скажут, что особой привлекательностью она не обладала, но и дурнушкой тоже не была чего только стоила ее роскошная коса. Мать боялась, что дочери будет трудно найти жениха. Однако сама Надежда по этому поводу не расстраивалось. Мужчины ее интересовали мало. Закончив Бестужевские курсы, она пошла работать в вечернюю школу для рабочих.
В это время Надежда познакомилась с основными положениями марксизма, она даже вызубрила в связи с этим немецкий язык, чтобы читать «Капитал» Маркса в первоисточнике. Личная жизнь и молодость Крупской С Владимиром Ульяновым она познакомилась в своей вечерней школе. Он сразу пришелся Надежде по душе: таких людей, целеустремленных, упорных, одержимых поставленной целью она уважала. Надежде захотелось познакомиться с Ульяновым. Такой случай скоро представился: она встретила Владимира в библиотеке.
Терпеливо дождалась, когда он соберется уходить, и вышла за ним следом. Они долго говорили об общем деле.
Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания.
Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес.
По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом.
В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание.
Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом.
Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания.
В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний.
Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках.
Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».
Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»?
Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса.
Жить семейной жизнью с будущим вождем было очень непросто. Подавляла его огромная кипучая энергия, он буквально фонтанировал идеями и прожектами. Владимир к тому же не терпел возражений, считая, что его мнение — истина в последней инстанции. Но юная жена нашла к своему неординарному супругу тонкий подход. Она никогда не спорила впрямую, но день за днем мягко заставляла прислушиваться к себе. В круговороте революционных страстей вождь пролетариата не забывал о страстях человеческих. Ему очень нравилась пламенная революционерка, красавица Инесса Арманд. Крупская, конечно, все это видела, но зажала свои чувства в кулак.
Она никогда не устраивала сцен, к своей сопернице относилась с уважением и… равнодушием. А Ленин страдал, и однажды Крупская даже предложила мужу развод — чтобы Владимир Ильич мог соединиться с любимой женщиной. Она знала, что ей ничего в этом плане не угрожает. Совместные революционные заботы — это одно, а вот такую отличную помощницу в делах Владимиру найти будет трудно. И она не ошиблась. В последние годы Ленин не отпускал от себя супругу ни на шаг. Отец мой ленин, а мать Надежда Крупская После революции Крупская с головой окунулась в строительство нового общества, которое ставили своей целью ее муж и его соратники. Она со всей ответственностью относилась к проблемам воспитания детей, написала по этому поводу много статей. Но подлинное значение Крупской — в работах Ленина. Сколько их, этих работ, было переписано ее руками, сколько было написано статей для революционных газет, сколько писем с указаниями Ленина она отправляла по самым разным адресам его соратников.
С одной стороны, это вызывало некий трепет и уважение, а с другой — пренебрежение к личной политической позиции этой умной, волевой и независимой женщины. Надежда Крупская дожила до преклонных лет и все это время продолжала активно трудиться. Последним днем ее жизни стало 27 февраля 1939 года. По горькой иронии судьбы, свою гибель Надежда Константиновна встретила на следующий день после дня рождения. Праздник по случаю 70-летия был устроен пышно: Сталин лично прислал имениннице торт. Однако, судя по всему, обилие лакомств сыграло с Крупской злую шутку. Через несколько часов после празднования она почувствовала, что ей нездоровится. Врачи диагностировали у вдовы Ленина аппендицит, который перешел в перитонит. Надежда Крупская оставила после себя поистине великое наследие.
И плоды многолетних трудов этой женщины невозможно стереть, как нельзя стереть и ее всеобъемлющую любовь, бесконечную верность и преданность. Соратница вождя Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Она сыграла видную роль в истории Октябрьской социалистической революции и Советской России в целом. По воспоминаниям самой Крупской, она с раннего детства слышала в семье критику существующих порядков и царского правительства. В их доме в 1870—1880-е годы часто бывали народовольцы. Именно отец стал человеком, который посвятил свою дочь в идеи народничества. После его смерти, когда Крупской исполнилось всего 14 лет, семье стал помогать друг отца Николай Утин — еще один человек, повлиявший на взгляды Надежды. Он был участником народнической организации «Земля и воля», тайного революционного общества. Крупская получила образование в частной гимназии княгини Александры Алексеевны Оболенской.
В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга. Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику. Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй. Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована. Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение». В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета.
Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок. Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного.