Новости плюсы и минусы семейного обучения

Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Плюсы и минусы семейного обучения для ребенка Стоит ли переходить на семейное образование? Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку «по семейным обстоятельствам». Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1-го по 9-й класс) и самообразования (10–11-й классы). «АиФ-Воронеж» поговорил с многодетными матерями, которые рассказали о плюсах и минусах семейного образования, о том, как происходит обучение вне школы, и каких ошибок стоит избегать при переходе на СО.

Семейное обучение: что это и зачем это нужно

На все эти темы выделяется одинаковое количество времени. И даже, если условный Петя не усвоил на уроке математики деление в столбик, то это становится проблемой Пети, потому что учителю нужно идти дальше, чтобы успеть сделать всё, что нужно. Занятые на работе родители такого Пети вздохнут и скажут, «ну что ж, не математик он», и уже в старших классах возникнут проблемы при изучении более сложных тем. На семейном обучении, тот же Петя, если умножение в столбик далось ему легко, может потратить на него меньше времени, чем на деление, которое никак не хочет укладываться в голову. Тема хорошо усвоится, «цемент застынет», дав добротный фундамент для обучения в старших классах.

Так, эта форма образования оптимально подходит: для детей, которые профессионально занимаются каким-либо видом спорта, музыкой, танцами и т. У них практически нет времени, чтобы присутствовать на занятиях в школе, так как они часто посещают тренировки, конкурсы и различные соревнования; для детей с индивидуальными особенностями развития. Есть дети, которые значительно быстрее других усваивают новые знания, и есть те, кто с трудом успевает за своими сверстниками. В школе педагог не будет подстраиваться под каждого ученика, ведь он должен следовать плану учебной программы. В таких случаях, семейное обучение поможет установить для ребенка индивидуальный темп усвоения материала; для детей, которые имеют определенные проблемы со здоровьем; для детей, живущих в отдаленных районах, где нет поблизости школ; для детей, которые часто меняют школу, так как профессиональная деятельность их родителей связана с постоянными переездами; для детей, чьи родители недовольны качеством школьного образования; для детей из религиозных семей, в которых родители, исходя из своих идеологических взглядов, не позволяют посещать обычную школу; для детей, которые не могут найти общий язык со сверстниками и учителями, в результате чего происходят постоянные конфликты и т. Плюсы семейного обучения Многие семьи, которые уже опробовали семейное обучение, отмечают хорошую результативность этой формы обучения, по сравнению со школьным образованием.

Перечислим явные преимущества семейного обучения: индивидуальный график занятий. Исходя из биологического ритма ребенка, можно проводить занятия в то время, когда он наиболее активен и настроен на образовательную деятельность. Благодаря этому, можно оптимально распределить время на обучение и посещение различных секций; собственный темп обучения. Он позволяет изучать различные темы учебных дисциплин до полного их усвоения, независимо от того, сколько времени для этого потребуется; отсутствие конфликтов. В школе многие дети подвергаются «буллингу» со стороны сверстников, из-за чего не хотят посещать занятия. В таких случаях семейное обучение поможет избежать конфликтов, стрессов, а также сохранить психологическое здоровье ребенка; экономия времени.

Как перейти на семейное обучение Чтобы перейти на семейное обучение, нужны следующие документы: Уведомление органов местного образования о смене формы обучения.

Документ составляется в произвольной форме. Желательно, что вы отметили в нем, что решение о переводе принималось с учетом мнения ребенка. Заявление об отчислении из общеобразовательной школы, которое пишется на имя директора. После того, как администрация школы примет ваше заявление, вы заберет из школы личное дело ребенка, справки об обучении, аттестации и прочие документы. Заявление о прохождении аттестаций — подается в образовательную организацию, где планируете сдавать аттестации. Это может быть та же школа, в которой ребёнок обучался очно. Но в этом случае вы все равно должны будете сначала отчислиться из нее, а затем снова прикрепиться.

В заявлении должна быть просьба зачислить ребёнка в школу в качестве экстерна с возможностью посещения лабораторных и практических занятий по некоторым предметам если это понадобится , пользования библиотекой и, конечно, сдачи промежуточных аттестаций по согласованному графику. Фото из открытых источников интернета Договор об аттестациях — заключается по желанию родителей со школой, в которой будут проходить аттестации. Это важный документ, который в будущем защитит вас и вашего ребенка от проблем. В документе обычно прописываются условия прохождения аттестаций, права и обязанности обеих сторон, в частности: график экзаменов, контрольных работ; перечень предметов и тем, по которым будут проводиться аттестации; формы экзамена по каждому предмету тест, контрольная, реферат, устный ответ и т. Также в договор об аттестациях вы сами можете добавить условия, которые кажутся для вас значимыми. Например, можете перенести дату аттестации на удобное для вас время. Заявление на возмещение затрат Если ребенок будет проходить аттестации в школах в Свердловской, Ульяновской областях или в Пермском крае, то его родители могут рассчитывать на компенсацию за семейное образование.

В зависимости от региона определяется, кто выплачивает компенсацию — образовательная организация, к которой прикреплен ребенок, или органы управления образования. Например, в Свердловской области заявление на возмещение затрат на семейное обучение подается в школу. Также родителей могут попросить заключить договор, где будет прописан размер компенсации и порядок ее выплаты. Такой документ для домашнего обучения является более полным, ведь в нём чётко определены права и обязанности родителей и организации, которая будет ее выплачивать. Фото из открытых источников интернета Почему родители делают выбор в пользу семейного образования: состояние здоровья ребенка; образ жизни семьи например, родители часто переезжают, много путешествуют и не хотят привязываться к школе ; личные обстоятельства например, религиозные убеждения семьи ; частые пропуски занятий например, из-за спортивных соревнований или съемок в фильмах ; буллинг; высокие умственные способности ребенка дети-вундеркинды часто опережают школьную программу, поэтому нуждаются в индивидуальном подходе. Почему известные звезды и блогеры переводят детей на семейное обучение Семейное обучение сегодня поддерживают многие звезды и блогеры. Некоторые семьи переводят детей на семейное обучение из-за комплекса разных причин.

Так, например, в январе этого года известные блогеры, супруги и многодетные родители Сергей и Надежда Ким перевели на семейное обучение троих младших детей.

Цена домашнего обучения складывается из стоимости услуг репетиторов, онлайн-школы или других учебных курсов — это может отразиться на семейном бюджете. Но уже в средних классах дети начинают учить многие предметы самостоятельно. Родители же могут навсегда забыть о взносах в фонд класса, о тратах на подарки учителям, на школьную форму и о других расходах. Реальный опыт семейного обучения Мы поговорили с родителями, чьи дети давно учатся дома, и узнали, с какими сложностями они столкнулись и что им нравится в таком формате учебы. История домашнего обучения: Кристина Сандалова Юрист, психолог, эксперт по семейному обучению Национальной ассоциации семейного образования , автор блога, мама десятиклассника Гриши и 4-летней Киры. Почему выбрали семейное обучение О семейном обучении я знала давно, но эта идея казалась мне странной. Я представляла, как дети целыми днями сидят дома в четырех стенах, без социализации, без коллектива.

Словом, у меня в голове были традиционные мифы. Все изменилось, когда я познакомилась с человеком, который занимался семейным образованием в России уже более 30 лет — Игорем Моисеевичем Чапковским. Он перевернул мое представление о домашнем образовании. Я увидела его семью, его четверых уже взрослых детей, которые в свое время учились дома, — это были успешные, интеллигентные люди. Всерьез о домашнем обучении я задумалась, когда пришла пора отправлять сына в 1-й класс. К 6 годам у Гриши было много увлечений: спорт, шахматы, музыка, театральная студия — стало понятно, что совместить все это со школой просто нереально. Я предложила сыну выбрать два кружка, которые можно оставить, но он очень расстроился, потому что не хотел выбирать. После долгих обсуждений мы решили, что готовы попробовать учиться дома.

Именно попробовать, а если ничего не получится — с 7 лет пойти в школу вместе со всеми. Было сложно. Я столкнулась с тем, что нужно самой выбирать школьную программу, самой все организовывать, а в интернете на тот момент по теме домашнего обучения был полный вакуум. Именно тогда я начала вести блог, чтобы делиться своими наработками с такими же родителями. Мне хотелось пробудить нет, скорее, не убить в ребенке тягу к знаниям, любопытство, интерес. Хотелось, чтобы во главе угла стояла его собственная мотивация. Ведь даже кружки мы в свое время выбирали те, на которые Гриша бежал с удовольствием. Если у ребенка есть собственная мотивация, родителям не нужно тратить время и ресурсы на контроль.

Об административных трудностях Большая часть трудностей связана с административными вопросами: далеко не все директора школ лояльны к «семейникам». В школе, к которой мы прикрепились в самом начале для аттестации, был молодой директор, который с большим интересом относился к этому формату обучения. Но когда руководство сменилось, мы столкнулись с такой стеной непонимания, что вынуждены были просто уйти в другую школу. Я советую всем родителям в таких случаях не тратить время и нервы на эти бои, а сразу менять учебное заведение. Сейчас есть большой выбор, и вы обязательно найдете тех, кто будет разделять ваши взгляды или хотя бы относиться к ним с уважением. Рекомендую заключить договор со школой и прописывать в нем все условия аттестации: когда и в какой форме она состоится, будет ли это контрольная, тест, устное собеседование. Обязательно должны быть консультации с учителями перед аттестацией, чтобы понимать, как готовиться и на что обратить внимание. Также нужно оговаривать, по какой программе пройдет аттестация, потому что вы можете готовиться по одному учебнику, а на экзамене будут совсем другие темы.

Чем отличается домашнее обучение от семейного обучения

Какие плюсы и минусы Вы видите в домашнем образовании? Плюсы семейного обучения — свобода и получение образования в своём темпе. Семейное образование — это обучение дома, но формат может быть любым. Эксперт назвала плюсы и минусы домашнего обучения. Плюсы семейного обучения — свобода и получение образования в своём темпе. Формально семейный класс не является школой, хотя может быть устроен по ее образу и подобию — постоянное помещение, приходящие учителя, оценки, контрольные, домашние задания.

Чем отличается домашнее обучение от семейного обучения

Плюсы и минусы семейной формы обучения. Самый большой плюс семейного образования то, что в ребенке горит жажда знаний, ему нравится учиться. В России семейное образование распространено очень мало. Кроме того, семейное обучение, если ориентироваться не только на свои силы, оказывается дороже государственной школы, несмотря на экономию на школьной форме и стаканчиках для кулера. При семейном обучении можно сдавать промежуточные аттестации один или несколько раз в год, но это необязательно, а обязательно ученик должен сдать только две итоговые аттестации — в 9-м и 11-м классах. вариант семейного обучения ребенка с 5 класса(сейчас заканчиваем 4-й).Плюсов конечно много,но ведь и минусы выбрал для своего ребенка такой вариант-расскажите плиз как проходит образование дома в действительности?какие вы видите минусы и плюсы?

Семейное обучение: плюсы и минусы

Семейное обучение: плюсы и минусы у него, конечно же, есть. При этом то, что для одной семьи плюс, для другой может оказаться минусом. Основные плюсы семейного образования в более гибком подходе к обучению детей, экономии времени на школьных принадлежностях, одежде и проездных (плюс времени на поездки до школы и обратно). – Когда семья только первый год выбирает семейное образование, обучение в доме очень похоже на школьное обучение, но с той лишь разницей, что ребёнку там не задают домашнее задание. В статье собраны основные плюсы и минусы семейной формы обучения. Закон о семейном образовании в России. В статье собраны основные плюсы и минусы семейной формы обучения.

Семейное обучение: плюсы и минусы

Все в ней: и учителя, и директор, и даже строгий пожилой охранник мне нравились, дочь чувствовала себя комфортно, к ней относились хорошо, чрезмерных денежных поборов не было. Эти факторы отодвигали наше решение присоединиться к «семейникам» и укрепляли наши отношения со школой. Школы «семейников» не любят По опыту практически всех наших приятелей мы видели, что работники школ выражают недовольство теми, кто собрался переходить на другую форму обучения, и всячески вставляют палки в колеса таким ученикам. Завучи запугивают сложными экзаменами по всем предметам, директора рассказывают страшные истории тех, кто не справился с самостоятельным образованием, учителя на аттестации пытаются задать вопросы покаверзнее. Наблюдая за всем, что происходит, мы не спешили наживать себе врагов, хотя понимали, что любая, даже самая лучшая школа не даст того, что дают индивидуальные занятия. Мы всегда были за семейное образование, видели его преимущества, но переходить на него не решались. Как мы дошли до жизни такой В первые несколько лет обучения нашей дочери в школе у нас никогда не возникало проблем с тем, что мы не ставим ей пробу манту. В 4 классе медсестра нам объявила, что правила изменились и теперь тем, кто не делает манту , необходимо пройти рентген.

Два года подряд, как послушные граждане, мы делали дочери снимок легких и приносили заключение о том, что с ребенком относительно туберкулеза все в порядке. Но в 6 классе мы решили, что не будем облучать дочь ради справки с легкими у нее всегда было все в порядке и сказали в школе о своем решении. Наша позиция априори означала войну. Медсестра грозно заявляла о том, что записывает имена не принесших справки, кого через некоторое время перестанут допускать к учебе. Было страшно, потому что воевать не хотелось даже с медсестрой — не раз она шла нам навстречу в разных ситуациях, и я ценила добрые отношения с ней. Нам не хотелось тратить время и нервы на то, чтобы через суды добиваться своего права водить ребенка в школу без требуемых обследований, хотя такой способ зачастую давал положительные результаты тем, кто решился на него. Мы же подумали, что настало как раз то время, когда нам стоит попробовать семейное образование.

Вначале я сказала классному руководителю дочери о том, что, если нас не допустят к учебе, мы готовы перейти на семейную форму обучения. Мне казалось, что мое предложение будет воспринято агрессивно, но учительница посоветовала не спешить, а поговорить с директором. На мой вопрос, могут ли допустить моего ребенка к учебе без манту и рентгена, директор сочувственно рассказала мне, что буквально за день до меня к ней приходили из тубдиспансера и ругали ее, как девчонку, за то, что она разрешает таким детям учиться, и угрожали подать на нее в суд. И тут же директор предложила нам перейти на семейное образование, как оказалось, даже не общаясь с нашим классным руководителем и не зная о том, что мы уже настроены на эту форму обучения. Приготовленные мною аргументы и убедительные фразы в пользу нашего ухода из школы так и остались невостребованными. Школьники, но без школы Наша дочь перешла на семейное образование во второй четверти 6 класса и осталась прикрепленной к школе, в которой училась. Помимо того, что она числится в этом учебном заведении, не посещая его каждый день, она осталась и в том классе, в котором училась и у того же классного руководителя.

Нам сказали, что отличается наше положение от других детей тем, мы не посещаем школу каждый день, обучаясь дома. Завуч рассказала нам о том, что по желанию мы можем пользоваться библиотекой, посещать мероприятия, которые посещает класс дочери, ходить на лабораторные и контрольные работы, получать консультации преподавателей по всем предметам. Раз в год, в мае, мы договорились сдавать экзамены. Так мы превратились в «семейников». Новая жизнь для нас началась с известия о том, что в нашей школе на семейном обучении находятся только несколько детей из начальных классов и один девятиклассник-двоечник, который проходит лишь те предметы, по которым у него двойки.

В принципе, все прошло удачно, ребенок не стеснялся, отвечал довольно уверенно, но в этом году я хочу все же сдавать аттестации два раза в год — слишком большой объем приходится проверять единовременно, это тяжело для ребенка. Как распорядиться свободным временем Не могу сказать, что перевод на семейное обучение дал толчок к какому-то невероятному интересу к обучению. Все-таки учеба в начальной школе — это выработка навыков чтение, письмо, счет , а получение навыка — занятие довольно скучное, чего уж там. Хорошо, что исчезла необходимость надевать неудобную одежду, рано вставать, в любую погоду идти в школу, сидеть в душном классе и прочее, что в итоге и составляло общее негативное впечатление. Дома мы занимаемся, ориентируясь на природные ритмы зимой встаем позже, весной раньше , дети проводят перемены на свежем воздухе мы живем в своем доме и в активном движении.

По ходу обучения можем отвлекаться на возникающие вопросы. Я всегда поддерживаю интерес ребенка, мы можем, скажем, отвлечься и поискать видео или статьи по теме, которую изучаем. В общем, учеба как была, так и осталась определенной работой, обязанностью детей. Но я надеюсь, что благоприятные условия для исполнения этой обязанности позволят в дальнейшем проявиться интересу. Из минусов обучения на дому могу назвать отсутствие опыта публичных выступлений и командной работы. Не всегда есть возможность участвовать в олимпиадах, ребенок не нарабатывает себе репутацию. У детей освободилось много времени — его мы заполняем кружками и секциями. Так, в прошлом году ходили в бассейн по утрам, а в обед ездили на занятия «Игры с глиной». Вряд ли они влезли бы в наше расписание, учись сын в школе. На этот год расписание кружков еще не сформировано, обязательно оставим дзюдо два-три раза в неделю и естественнонаучный кружок раз в неделю.

Остальное пока под вопросом. Дети хотят музыкальные занятия, глину, робототехнику, но кому-то придется поумерить аппетиты. В целом я не сторонник того, чтобы забивать все свободное время кружками, секциями или учебой. Мне нравится, что дети много и качественно гуляют, играют на свежем воздухе, изучают окружающий мир. Сейчас, например, ловят всяких насекомых, читают про них в энциклопедиях и интернете, зарисовывают и записывают свои наблюдения. Осенью мы часто ездим в лес — и за грибами, и просто погулять, причем среди недели. Зимой много читаем вместе, семейные чтения — уже ритуал. Весна — это рассада и огород, дети в этом тоже участвуют. В общем, нам не бывает скучно. Екатерина Петрова PR-директор Международного фестиваля современной культуры Kazan Live Конфликты в школе и поиск виноватых Изначально у меня даже не было мысли, что ребенок будет учиться дома.

Как большинство, Роберт пошел в первый класс. Но с самого начала обучения начали возникать непонятные ситуации. Сначала я списывала это на адаптацию, но после Нового года, когда этот период уже должен был пройти, ничего не изменилось. Вообще сын очень любознателен, ему интересно все новое, но в какой-то момент пошло полное отрицание школы — появилась агрессия, помню, что дала ему пачку бумаг «Снегурочка» и он разорвал ее на клочки. Мы начали посещать психолога, и уже на третьем сеансе она сказала, что проблема внутри школы, а сын, как мужчина, привык сам разбираться со своими проблемами. С другой стороны, его психологического развития было недостаточно, чтобы выразить эту проблему и справиться с ней. Плюс он очень уставал — вместо того чтобы провести время вместе за просмотром фильмов или на прогулке, мы с ним делали допоздна уроки. Он отказывался делать уроки в продленке, потому что со своим обостренным чувством справедливости считал, что в то время, которое отведено на прогулку в продленке, надо гулять, а не делать уроки. Постепенно начались конфликты с учителями. Его ругали за плохой почерк Роберт левша , не давали ролей в школьных спектаклях, в которых он хотел участвовать.

Сложно сказать, кто прав и виноват, но я считаю, что в задачи учителя входит поиск подхода к ребенку. В итоге я поняла, что учителя перекладывают всю ответственность за обучение детей на родителей. Во втором классе конфликт накалился, на него ополчился, по-моему, весь педагогический состав, а на меня — родительский комитет. Во время зимних каникул я начала искать в интернете альтернативу школе. Закон об образовании я изучила сразу же, как начались конфликты, поэтому была в курсе, что есть такая форма обучения, как семейное образование. Решение далось мне непросто. Я очень переживала по поводу перехода на такую форму обучения, но у нас была безвыходная ситуация. Переводить в другую школу, на мой взгляд, было бессмысленно, потому что у него была такая агрессия к школе, что она спроецировалась бы на любую другую школу. Я написала заявление в РОНО и в школу там все были в шоке — мы были первыми, кто написал такое заявление , и мы перевелись из школы на семейное обучение. Школа никак не поддержала нас в этом — мы могли проходить аттестацию там, но они выдвинули нереальные условия сдачи предметов.

Только в четвертом классе с Нового года я прикрепила его к школе, где он будет сдавать экзамены за пятый класс. До этого полтора года он занимался с репетиторами и со мной, а первые несколько месяцев я его даже не нагружала уроками. Он гулял, ходил на английский язык и робототехнику, занимался спортом. Уроки по сети и школа жизни во дворе В школе есть две системы обучения. Первая — это записанные интернет-уроки, в которых разберется любой. Вторая — дистанционная школа с уроками-вебинарами, общением с учителем, контрольными. Мы выбрали второй вариант, он стоит 3200 рублей в месяц. Обучение построено следующим образом: под один предмет выделяется один день. Например, в понедельник занимаются математикой, во вторник — русским языком и так далее. В конце урока им дают задание на следующий урок, который будет через неделю.

Домашнее задание, а это не один урок, а целый блок, с переписыванием из черновика в беловик занимает три-четыре часа, в зависимости от сложности темы. Выполненную домашнюю работу отправляют учителю на фото, если нужно прочитать отрывок по литературе — записывают аудио, если что-то выучить наизусть — записывают и отправляют видео. В воскресенье я составляю расписание на всю неделю в гуглдоке, в течение недели контролирую выполнение всех заданий, а он отмечает выполненное зеленым цветом. Я вижу, что ему нравится то, как устроен этот процесс. Ему важно заслужить одобрение учителя. Каждое занятие учитель показывает всему классу там около 20 детей лучшие домашние задания. И когда его домашку впервые показали классу, он был очень рад и горд. На уроки он тратит столько же, сколько в школе — около пяти часов. Все остальное время он посвящает тому, что ему нравится, — боксу, плаванию, английскому. Он познакомился с ребятами во дворе, общается с ними.

Об этом необходимо знать, не поддаваться на провокации и чётко следовать распорядку дня, выполняя поставленные задачи. Необходимость прикрепления для аттестаций и строгого соблюдения сроков. Непонимание близких людей.

Знакомые и родственники обычно воспринимают такое решение «в штыки» и не стремятся вас поддержать, пугая пресловутой социализацией и тем, что ребенок вырастет «дикарем». Необходимость перестраивать семейные отношения, привычки и правила. Ребенок теперь дома и ему нужно дать не только знания, но и бытовые навыки, возможность общения с друзьями и развития способностей.

Поначалу это сложно сочетается. Отсутствие льгот. Нешкольник не имеет права пользоваться льготами, доступными школьникам льготный проез, вход в музеи и т.

Для нашей семьи все эти минусы незначимы. Плюсы их сильно перевешивают. А как у вас?

Проблема социализации личности ребенка действительно остро стоит в условиях семейного образования. Так, например, если ребенок занимается спортом, посещает какие-либо дополнительные образовательные программы кружки, секции итп. Стоит отметить, что важной составляющей школы является развитие коллективных навыков взаимодействия детей, основанных на развитии доверия, товарищества, дружбы, партнерства между детьми в условиях выполнения каких-либо педагогических задач [16,17,18]. В условиях семейного образования единственным партнером может выступить педагог родитель, репетитор , и в этом случае особенно остро стоит развитие и привитие вышеперечисленных качеств личности. Если во время обучения в школе ребенок большую часть времени взаимодействует со сверстниками, то при обучении на дому он работает только со взрослым, что может привести к недостаточному обеспечению условий родителем для социализации личности ребенка. С целью решения проблем социализации личности ребенка, стоит обратить внимание на контекстность данного процесса в условиях семейного образования. Целевые ориентиры здесь - это формирование навыков социального общения на различных возрастных уровнях, развитие представления ребенка о нормах поведения, общественных ценностях, правилах.

Выполнение этих аспектов позволит ребенку сформировать нравственные представления и ценности здоровья, поддержки, инициативности и готовности к самостоятельной деятельности в естественных условиях общества, что и обеспечит позитивный характер процессов социализации. Результатом правильной социализации ребенка в условиях семейного образования выступает воспроизводство ребенком полученного социального опыта в ходе взаимодействия с окружающими людьми [19,20]. Таким образом, в ходе изучения вопросов семейного образования стоит сказать о безусловных преимуществах такого рода получения образования только в том случае, если родитель может обеспечить ребенка всеми необходимыми средствами обучения, а также сможет использовать грамотно сформированную методологическую базу для обучения и воспитания ребенка. Список литературы 1. Якунина А. Швецов А. Антуфьева М.

Зайцева О. Баданина К. Грязнова Е. Богачева А. Кощиенко И. Романов К. Максименко О.

Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Гришанова О.

Что нужно знать про Семейное Образование. Разбор всех плюсов и минусов

Главный плюс семейного образования — возможность самостоятельно составлять график обучения. Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года. Семейное обучение – самая быстро растущая альтернативная форма обучения. Поскольку семейное обучение выбирают родители, по-настоящему заинтересованные в образовании своего ребенка, то и предлагаемые программы, материалы и методики – наивысшего стандарта. Надомное, семейное и дистанционное домашнее обучение в России – особенности, условия, преимущества и недостатки. Как перевести ребенка на домашнее обучение, как оно проходит и сколько стоит домашнее образование — узнайте в материале Forbes Life. обучение дома в виде семейного образования или самообразования. Дистанционное (или семейное) обучение у нас в стране существует очень давно. Однако традиционно по данной форме занимались дети с различными заболеваниями, при которых ежедневно посещать учебное заведение проблематично, и ребята с девиантным поведением.

Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому

Семейное обучение предусматривает самостоятельный выбор предметов для изучения и учебно-методических материалов учебников, пособий и т. Заниматься обучением можно как с помощью родителей, репетиторов, так и самостоятельно прохождение дистанционных курсов или обучение в онлайн-школе, просмотр видео-лекций ; физическое здоровье детей. Ребенок всегда может сделать перерыв, провести разминку для глаз, рук, ног, спины, поменять положение например, прилечь или прогуляться на свежем воздухе. У родителей появляется возможность следить за его правильным питанием. Минусы семейного обучения Семейное обучение все же имеет недостатки. К ним относят: сложности для родителей. Не все родители готовы отвечать за образование ребенка из-за отсутствия времени. Также не все родители могут позволить себе нанять репетитора; недостаток общения со сверстниками.

Во время обучения в школе ребенок постоянно общается со сверстниками, семейное обучение в свою очередь исключает эту возможность. Нехватка общения с детьми может привести к тому, что ребенок не будет обладать навыками общения с людьми и понимать, как себя нужно вести в обществе. Однако этого можно избежать, если ребенок будет посещать какие-либо секции, где возможно общение со сверстниками, или чаще встречаться с товарищами по прогулкам; отсутствие дисциплины. Так как семейное обучение предполагает свободный график занятий, то у ребенка отсутствует определенный режим дня.

А еще можно не ходить на собрания и не сидеть в родительских чатах. Минусы семейного обучения Недостатков у семейного обучения тоже хватает. Многим родителям сложно организовать качественный учебный процесс дома. Не хватает сил, времени и знаний, как правильно это сделать. В итоге учеба проходит бессистемно, а знания не дотягивают до ФГОС. Детям тоже сложно поддерживать дисциплину и сохранять мотивацию в обучении. Особенно если нет строгого контроля. Дети меньше общаются со сверстниками. Если нет других занятий, кроме учебы, у ребенка появляются проблемы с социализацией. Семейное обучение пока является редкостью, поэтому таких учеников многие критикуют. Родственники и учителя могут осуждать решение родителей и считать, что образование в семье хуже школьного. Пошаговая инструкция, как перейти на семейное обучение Перейти на семейное обучение довольно просто.

В случае с домашним обучением ребенок, в силу проблем со здоровьем, осваивает школьную программу дома, согласно плану, утвержденному руководством школы. Занятия проводят учителя, и ответственность за усвоение материала также лежит на них. А вот при семейном образовании за результат ответственны родители. План занятий разрабатывается тоже ими с учетом индивидуальных пожеланий ребенка, но на основе базовой программы, утвержденной в учебном заведении. Информация о ходе образования предоставляется родителями в местные органы образования. В обоих случаях аттестация может проводиться как дистанционно, так и в школе. За и против Как и любой другой масштабный проект, такой формат получения знаний имеет ряд плюсов и минусов. И перед тем, как согласиться, стоит детально в них разобраться. Начнем с преимуществ, коих действительно немало: Свободный выбор формата обучения. Перенимая опыт западных коллег, существует возможность предложить своему чаду несколько вариантов: homeschooling — прохождение школьной программы под руководством родителей или с привлечением репетиторов; unschooling — отсутствие какой-либо программы, при котором ребенок изучает ту тему, которая интересна ему в данный момент, а по окончании выбирает следующую главная задача — освоить за определенный период необходимый материал, а вот последовательность абсолютно не имеет значения ; nonschooling — самый радикальный формат, когда чаду позволяют заниматься тогда, когда у него появляется желание это делать, не ограничивая во времени и развлечениях; эклектический подход — использование нескольких форматов. Возможность жить, согласно биологическим часам. Не все дети могут легко встать рано утром и эффективно воспринимать информацию, так же как и не все способны пожертвовать свободным временем вечером, отправляясь на вторую смену.

Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения. Что важно выяснить до принятия окончательного решения Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами: Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов. Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым. Плюсы и минусы дистанционного обучения Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией. Плюсы: Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам; Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами; Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала; Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня. Минусы: Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс; Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков; Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье; Обучение онлайн требует некоторых умений и большей самостоятельности от ребенка. Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов например, на оплату услуг няни и т. Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи. Экономика образования Как выбрать профессию, когда ее сменить и почему это важно Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения.

Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы

Хотя до этого, когда был студентом, в воскресной школе начинал работать, и в детских лагерях работал, мне нравилось работать с детьми, и я черпал в этом смыслы, вдохновение. Константин Мацан: — Какие смыслы? Какое вдохновение? Евгений Ковалев: — Смыслы? Я сторонник того, что жизнь должна быть наполнена чем-то большим, чем просто существование. Какие-то должны быть внутренние смыслы, зачем ты это делаешь, зачем ты ходишь на работу. Это очень часто мне помогало в школе остаться, в школе очень сложно сейчас, очень сложная ситуация, очень сложные дети, очень сложные родители. Ситуация финансовая тоже не балует нас, очень сильно не балует учителей. Но понимание того, как говорил Константин Дмитриевич Ушинский, что педагогика это не наука, а искусство, причем самое важное искусство. Педагогика это самое важное искусство, потому что она создает человека. И когда я это осмысливал, свою ситуацию, Христа профессионально определяют как врача и как педагога, как детоводителя.

Я в этом тоже вижу христианский смысл служения, что это тоже служение — быть учителем. Поэтому я не сожалею о том, что я стал учителем, пошел по этому пути, в школе я до сих пор работаю, и в общеобразовательной школе работаю. А если возвращаться к периоду, когда было самоопределение, конечно, еще ничего не было, этих мыслей. Была ситуация, реагируем на ситуацию. В воскресной школе я работал раз в неделю, по воскресеньям воскресная школа работает. Константин Мацан: — А что вы там преподавали? Евгений Ковалев: — Да что только я там ни преподавал, в воскресных школах. Сначала это было что-то наподобие занимательного естествознания, учитель химии и биологии что еще может. Потом я стал преподавать церковный календарь, сам продумывал программу. Потом у меня был предмет Евангельский кружок.

Потом мне захотелось дальше свои знания углублять, у нас было замечательное в Волгограде когда-то духовное училище при Царицынском православном университете, сейчас, к сожалению, нет этого университета уже. Я поступил в духовное училище, закончил его, и эти знания помогали мне, в том числе, заниматься в воскресных школах, в этом направлении. Не только в естественных науках, я преподавал вероучительные дисциплины, и в лагере летнем епархиальном. Постепенно формировалось понимание того, что педагогика это, наверное, тот путь, которым я должен пойти. Константин Мацан: — А что вы думаете о часто дискутируемой теме как наука и религия, представление о вечно существующем антагонизме между религией, как религиозным мировоззрением, признающим реальность духовного мира, веры в Бога, который не доказуем, и естественными науками особенно, химия, биология, тут же теория Дарвина. Евгений Ковалев: — Физика. Константин Мацан: — Физика в этом смысле царица наук, то, что мы по умолчанию имеем в виду, когда говорим наука и религия. Скорее имеем в виду под науками физику и все, что связано с экспериментальным естествознанием. Как вы, как профессионал и в той и в другой области, на это смотрите? Евгений Ковалев: — Я для себя не вижу никаких противоречий.

Можно я такую историю расскажу из своей школьной жизни? Константин Мацан: — Да, конечно. Евгений Ковалев: — Когда я только пришел работать в лицей, это было... Потом она через полтора года вышла, мне предложили в Волгограде продолжить в лицее преподавать. Я в 2012 году перешел в лицей, и с тех пор работаю в 5-м лицее Центрального района Волгограда. По-моему, это было даже на первом году работы. Один мальчик подходит ко мне как-то уже в конце года после урока и говорит: Евгений Игнатьевич, как же так, вы же такой интеллигентный, умный... А я не пойму, к чему он это все разворачивает. Вы так все хорошо знаете. Константин Мацан: — Какой дерзкий ученик.

Евгений Ковалев: — Это 10-й класс был. И вы, что, правда, верите в Бога? На нем было такое разочарование, что он увидел во мне такой образец за этот год. Константин Мацан: — А я-то думал, что вы... Евгений Ковалев: — И ему другой ученик локтем в бок: а что, нельзя что ли так, что ты имеешь в виду, что ты против этого имеешь? Вы правильно говорите, помните, я вам сказал про религиозность школьников, какой она бывает, на каком уровне, а это старший класс, это фактически выпускник школы, который должен обладать развитым мировоззрением, а понимание вот такое. Опять возвращаясь к теме науки и религии, мы с одни учителем биологии обсуждали теорию Дарвина. Я ему говорил, что есть такой преподаватель МГУ биологического факультета, который нам чуть ли не за пять секунд объяснит, что теория Дарвина и вообще теория эволюции это самый правильный путь к пониманию того, каким было прошлое. А библейское толкование это все ни о чем. На что он мне сказал: это, смотря по каким правилам играть и на чьем поле.

Это об этом речь. Смотря какие правила игры принимать. Если принимать их правила игры, естественно, они будут в приоритете, они докажут свою точку зрения. Но у нас есть свои правила. Константин Мацан: — Когда вы говорите про правила игры, вы, видимо, имеете в виду, что отрицание Библии, отрицание религиозного мировоззрения... Евгений Ковалев: — Как один из вариантов. Константин Мацан: —... То есть я сначала решил, что Бога нет, а после этого я нахожу этому подтверждение в теории эволюции, в том-то, в том-то. Но логика такая.

Учащийся на семейном обучении может самостоятельно выбирать уровень изучения предметов в рамках школьной программы и сдавать промежуточные аттестации в удобной для него форме.

Причины перехода на семейную форму обучения для каждого учащегося различны. Другие хотят закончить школу раньше — и становятся экстернами. Ему не нравилось, что я в тетрадях рисую, на уроках скучаю, еще и его самого поправляю». Как-то, забирая меня из школы в слезах в очередной раз, папа спросил, не хочу ли я поучиться некоторое время дома, — рассказывает Наташа. Учителя даже не пытались заинтересовать нас своими предметами. И большинство действительно ничем не интересовалось». Сначала Томас решил уйти на семейное обучение на год, чтобы найти сильную школу в Москве. Но проучился я там всего пару месяцев: понял, что учиться на дому нравится гораздо больше». В 10—11-м классах Томас все же вернулся в школу, правда, уже в частную. Но в государственные школы идти не хотелось: они все примерно одинаковые и не могли дать мне того, что я искал».

Школьником в полном смысле слова я никогда не был». Причиной такого выбора стала личная травма мамы Серафима. Такую же участь для меня она не хотела». Некоторое время семья Серафима жила за границей, потом вновь вернулась в Россию, и везде он учился в форме семейного образования, так и окончил 11-й класс. Серафим считает, что «после того, как столько лет проучился дома, уже как-то нет смысла возвращаться».

Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам. Формы домашнего обучения Анскулинг — отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.

Фатальное следствие анскулинга — к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен. Собственно домашнее обучение — индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу. Частичное домашнее обучение — посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Общие цели и интересы встречаются у людей совершенно разного возраста. Поэтому я считаю, что школьная модель даже ухудшает или уменьшает социализацию. Если взять определение социализации из Википедии, что это способность достичь успеха во взрослом обществе, то вероятность взрослого успеха после школьной модели снижается. Во многих школах педагоги не следят за воспитанием детей. Мы можем наблюдать травлю со стороны одноклассников, даже преступления детей друг против друга… И приобретение привычки угождать асоциальным личностям в школе совсем не является правильной социализацией ребенка. Социализация — это подружиться с более успешными людьми и делать с ними совместные проекты, способность объединиться в команду для совместной деятельности и достижения целей. Получается, что именно занятия по интересам способствуют социализации. К чему родители должны быть готовы, переводя ребенка на домашнее обучение? Во-первых, будьте готовы к критике, мрачным прогнозам и предсказаниям со стороны знакомых и родственников. Общественное давление будет обязательно. Наши люди не могут спокойно смотреть на тех, кто не ходит общественным строем, как все остальные улыбается. И родителям нужно научиться всех доброжелателей «посылать» заниматься своими делами. Во-вторых, родители должны быть готовы к финансовым и временным затратам. Родителям детей, которые ходят в школу, проще — они всю ответственность перекладывают на школу, и их ничего не касается. Как много времени и средств потребует домашняя форма обучения от родителей? Это зависит от амбиций родителей и от степени их желания принимать непосредственное участие в учебном процессе. Понадобятся репетиторы минимум по следующим предметам: математика, физика, химия и русский язык. Также по профильным предметам для выбранного ВУЗа. Школьная программа с репетиторами осваивается в десять раз быстрее. И это получается не так и дорого, если брать репетиров в 6-7 классе. Дополнительные занятия в секциях и кружках. Здесь все зависит от возможностей родителей: можно определить ребенка на бесплатные занятия в муниципальные учреждения, а можно заплатить за самый престижный и дорогой клуб города. Как правильно подобрать репетитора? Для меня важным критерием является искренняя любовь и хорошее отношение к детям. Кроме того, у педагога должны «гореть глаза» по поводу своего предмета, ему самому должно быть интересно! Я обычно ищу педагогов по рекомендациям.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий