Новости с кем выступал ширвиндт в дуэте

Александр Анатольевич Ширвиндт (род. 19 июля 1934) — советский и российский актёр, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, писатель-мемуарист, художественный руководитель Московского академического театра Сатиры (с 2000 года). Художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт выступает на гала-концерте в честь открытия новой сцены Московского театра под руководством Олега Табакова в Москве. Александр Ширвиндт и Мхаил Державин понимали друг друга с четверти слова, 1990-е годы. Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова сыграли свадьбу еще в 1957 году и с тех пор не расставались.

Парадиз-коктейль

Эти отеческие интонации стали фирменным стилем дуэта и на эстраде. Свои эстрадные миниатюры они оттачивали на знаменитых капустниках в Доме актёра, о которых говорила вся Москва в шестидесятых. В те годы и вышла статья в одной из центральных газет, посвящённая Михаилу и Александру с названием "Короли и капуста".

После этого в его фильмографии было более 60 киноработ.

И тут уже всё на месте: спокойствие, флегматичный юмор и даже галстук-бабочка. А что вы нам споёте? Частушки, прибаутки, или есть такие песни… ну вы понимаете, такие…» «Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Павлик — тот самый, которому надо было лететь в Ленинград, а его спутали с Лукашиным. Роль вроде маленькая, но забыть невозможно. Все знают, что снимали сцену не в «Сандунах», а на «Мосфильме», было ужасно холодно, а вовсе не жарко, и что однажды на площадку пронесли настоящую водку, после чего режиссер самолично проверял каждую бутылку.

Сам Рязанов в воспоминаниях пишет, что на творческом вечере в Риге на сцену пришла записка: «Моя приятельница, разуверившись во всем и вся, решила распрощаться с этой жизнью. Она купила бутылку коньяка и несколько пачек [таблеток]. Она сделала прическу, маникюр и облачилась в свое самое нарядное платье, села в кресло около телевизора и включила его.

На экране Ширвиндт покупал в палатке бутылку шампанского. Шло начало «Иронии судьбы». Это было в 1978 году.

Моя приятельница жива до сих пор. Она недавно купила кассету с этим фильмом и смотрит его, как она выражается, «по мере надобности»…» «Двенадцать стульев» 1976 Автор: Советское телевидение. Конь так не ходит».

Чехов реж. Эфрос — Тригорин «Мольер» М. Булгаков реж. Эфрос — Людовик «Каждому своё» С. Алешин реж. Эфрос — Гудериан «104 страницы про любовь» Э. Радзинского реж.

Эфрос — Феликс «Снимается кино» Эдварда Радзинского реж. Режиссёр: В. Дыховичного, М. Слободского — Родион 1971 — «Обыкновенное чудо» Е. Шварца — Министр-администратор 1982 — «Ревизор» Н. Гоголя — Добчинский 1972 — «Таблетку под язык» А. Макаенка — Ломтев 1973 — «Чудак-человек» В.

Азерникова — Заводское руководство 1973 — «Клоп» В. Маяковского — Президент репортажа 1975 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — Гектор 1976 — «Клеменс» К. Грибоедова — Молчалин 1979 — «Ее превосходительство» С. Алёшина 1980 — «Чудак» Н. Устинова — Мервин Шпиндельман 1985 — «Бремя решения» Ф. Бурлацкого — Пьер Селинджер 1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И.

Друцэ — Негриш 1995 — «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э. Радзинского — Михалев 1997 — «Счастливцев — Несчастливцев» Г. Горина — Несчастливцев 1999 — «Привет от Цюрупы! Искандера — Думающий о России 2001 — «Орнифль» Ж. Ануя — Орнифль 2001 — «Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта 2013 — «Мольер» «Кабала святош» — Мольер Режиссёрские и сценарные работы в театре 1970 — «Проснись и пой!

Дьярфаша с Марком Захаровым 1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Гориным, постановка с М. Микаэлян 1978 — «Недоросль» Д.

Однако не со всеми звездами у Ширвиндта складывались столь прозрачные отношения. Например, дружбу артиста с корифеем отечественной сцены Иосифом Кобзоном точно нельзя было назвать простой. Александр Анатольевич уважал и любил Иосифа Давыдовича, но при этом постоянно спорил с исполнителем. Однажды приятели встретились на гастролях, где они должны были выступить на юбилее крупного нефтегазового предприятия. Чтобы добраться до места назначения, артистам пришлось сначала лететь на самолете, потом на вертолете, а далее им предстоял еще и неблизкий путь уже на машине. Само мероприятие тоже оказалось затяжным, оно длилось больше суток. Финалом праздника должно было стать выступление Кобзона, вот только сам певец узнал о решении организаторов фактически перед выходом на сцену.

Ширвиндт и Державин. Кто был руководящим в творческом и дружеском дуэте актёров

К музыкальной деятельности он относился прохладно, а вот Щукинское училище окончил с отличием, после чего 13 лет выступал в театре Ленинского комсомола. В 1970 году Ширвиндт начал работать актером театра Сатиры, где сыграл более чем 30 ролей. Большое влияние на развитии сатирического таланта Ширвиндта оказали театральные «капустники», которые он организовывал в Доме актера. Причем выступал он и в роли режиссера, и в амплуа конферансье, и как актер. В отличие от Державина, который проявил себя преимущественно как артист театра, Ширвиндт много снимался в кино, в том числе вместе с Михаилом Михайловичем в комедии по повести Джерома К. Но популярным киноартистом его сделала роль друга главного героя в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром». Дуэт, проверенный годами Талантливые актеры — Державин и Ширвиндт — стали друзьями значительно раньше, чем началась их сценическая деятельность. Они жили рядом, недалеко от Никитских ворот, их родители часто встречались у общих знакомых, да и Щукинское училище не могло не сыграть своей роли. Вообще, несмотря на внешнюю непохожесть и разные характеры, Державин и Ширвиндт имеют много общего, и даже театральные судьбы их схожи. Сатирический дуэт артистов родился на всем известных театральных «капустниках». Именно на этих ярких, веселых и остроумных представлениях сформировался стиль этого тандема, отличающийся интеллектуальностью и отсутствием пошлых шуток в угоду зрителям с дурным вкусом.

У Михаила Державина и Александра Ширвиндта есть свои, узнаваемые маски-образы. Ширвиндт предстает перед зрителем как меланхоличный, слегка циничный скептик.

Вдова актера передвигалась без посторенней помощи, несмотря на тяжелое моральное и физическое состояние. VOICE заснял семью актера и публикует видео, фото. Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова сыграли свадьбу еще в 1957 году и с тех пор не расставались. Их союз служил примером для миллионов. Сыну Ширвиндта и Белоусовой сейчас 65. Михаил пошел по стопам звездного отца и стал актером. Кроме того, наследник президента Театра Сатиры преуспел в качестве телеведущего.

У Михаила Ширвиндта трое детей от разных отношений и пятеро внуков.

Остались немногие, кто, выражаясь словами самого Ширвиндта, «из последних сил живы»… Шесть лет назад ушел из жизни его друг детства Михаил Державин, с которым они были не разлей вода. Мы позвонили вдове Михаила Державина Роксане Бабаян. У них были общие интересы. Когда Миши не стало, все поменялось, - говорит Роксана Бабаян.

Мне кажется, ему было сложно говорить. Он болел… Почему так давно? Он дружил с моим мужем, а не со мной.

Вишневского «Первая Конная». Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей. В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года. С 1970 года — актёр Московского театра Сатиры. В этом театре сыграл более 30 ролей и поставил немало спектаклей как режиссер. С декабря 2000 года — художественный руководитель театра Сатиры. Первая роль в Театре сатиры — граф Альмавива в знаменитой постановке В. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше 1970. С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М. Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой! Неоднократно выступал в качестве автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам — 50» совместная постановка с М. Микаэляном, 1974 и «Концерт для театра с оркестром» 1982 , а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи... Всего за время работы в Театре сатиры поставил более 10 спектаклей. Автор и режиссёр-постановщик юбилейных вечеров актёров Театра сатиры Татьяны Пельтцер, Георгия Тусузова, Валентина Плучека, Георгия Менглета, Ольги Аросевой, а также вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Московского театра сатиры. Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу идущего на сцене обозрения «Молчи, грусть, молчи... Особое место в творчестве Александра Ширвиндта занимает эстрада. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Тонков и Б. Владимиров , писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других. На эстраде работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым. Дуэт с М.

Спор длиною в четверть века: почему Ширвиндт встал на колени перед Кобзоном

На фото: Ширвиндт Александр Анатольевич. Ширвиндт – мастер второго плана, он практически никогда не исполнял главные роли в кино, однако всегда умел своим появлением украсить любой фильм. По воспоминаниям Ширвиндта, текст пьесы был полностью переписан им совместно с Захаровым, название было придумано художественным руководителем театра Валентином Плучеком[33]. 10 неувядающих номеров любимого советского дуэта Александр Ширвиндт — Михаил Державин. Михаил Державин и Александр Ширвиндт Дуэтов артистов, работающих на эстраде, особенно в юмористическом жанре, немало. звездный дуэт отечественной эстрады, талантливые многожанровые артисты, любимцы многих поколений.

«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта

Художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт выступает на гала-концерте в честь открытия новой сцены Московского театра под руководством Олега Табакова в Москве. В дуэте с Ширвиндтом Державин правильно и филигранно оттенял буффонность своего партнера, не капризничал, не якал. Когда прозвучали последние строчки, Ширвиндт рухнул на колени перед вокалистом, который ни разу не сбился во время выступления. Вершиной блистательной самоиронии стала пародия великолепного дуэта Державин и Ширвиндт на самих себя. Партнером Ширвиндта по сцене стал Михаил Державин, с ним у актера сложился один из известнейших дуэтов в СССР.

Державин и Ширвиндт: биографии, работа в дуэте и фильмография

Использование без согласия ООО «Траф Медиа» товарных знаков BLITZ и BLITZPLUS, а также сходных до степени смешения с ними иных обозначений в гражданском обороте на территории Российской Федерации, в том числе, но не ограничиваясь, в качестве элемента фирменного наименования, на любых поверхностях, используемых при осуществлении деятельности, в том числе в сети «Интернет», запрещено. Политика конфиденциальности.

Творческий и дружеский дуэт актёров Александра Ширвиндта и Михаила Державина существовал 72 года. Они родились в одном роддоме на Арбате с разницей в два года. Старший Ширвиндт относился к Державину как к младшему брату.

Сатирический дуэт артистов родился на всем известных театральных «капустниках». Именно на этих ярких, веселых и остроумных представлениях сформировался стиль этого тандема, отличающийся интеллектуальностью и отсутствием пошлых шуток в угоду зрителям с дурным вкусом. У Михаила Державина и Александра Ширвиндта есть свои, узнаваемые маски-образы. Ширвиндт предстает перед зрителем как меланхоличный, слегка циничный скептик.

Кажется, он постоянно пребывает в слегка уставшем, расслабленном состоянии и не слишком многословен. Однако каждая его фраза настолько точна, ярка и феерична, что достойна стать афоризмом. Что касается Михаила Державина, то на сцене он надевает маску очень непосредственного, доверчивого и чрезмерно строгого человека. И эти, казалось бы, вполне серьезные герои, взаимодействуя, порождают настоящий каскад шуток и сатирических реприз. При этом зритель даже не вспоминает, сколько лет Ширвиндту и Державину, а ведь они очень немолоды 81 и 79 соответственно , но только не душой! Державин и Ширвиндт на театральных подмостках Знаменитый сценический дуэт с одинаковым успехом выступает и в спектаклях, и на телевидении, принимая участие в концертах, бенефисах и телепередачах. Их можно увидеть вместе и в «Ревизоре», и в «Маленьких историях большого дома», и в «Концерте для театра с оркестром» и т. В сценической биографии дуэта есть и спектакли, поставленные специально для него, такие как «Счастливцев-Несчастливцев» и «Привет от Цюрупы».

Державин и Ширвиндт в кино На съемочной площадке Александр Анатольевич и Михаил Михайлович тоже встречались часто, но все же реже, чем в театре.

С первых дней работы в Театре сатиры он занялся режиссурой. В 1970 году совместно с Марком Захаровым поставил спектакль "Проснись и пой!

Позднее нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора инсценировки или сценария. Всего за время работы в театре Ширвиндт поставил более 20 спектаклей. Он признавался, что стал худруком случайно.

Весной 2020 года артист отметил двойной юбилей - 50 лет в Театре сатиры и 20 лет на посту художественного руководителя, который занял в декабре 2000 года. В октябре 2022 года на этой должности его сменил Сергей Газаров. Ширвиндт решил покинуть должность по собственному желанию.

Фильмография актера насчитывает более 60 киноработ. И хотя ему в основном доставались роли второго плана, его участие в картине гарантировало ей успех. Особое место в творчестве Ширвиндта занимала эстрада.

Как никто, он умел вести праздничные вечера и веселить публику. Как автор и режиссер Ширвиндт работал со многими артистами, он придумал популярный дуэт "Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична" Вадим Тонков и Борис Владимиров , писал эстрадные монологи. Много выступал в дуэте со своим другом Михаилом Державиным.

Александр Ширвиндт вел циклы передач на телевидении "Семь нас и джаз", "Терем-теремок", "Театральные встречи" и др.

Александр Ширвиндт и Михаил Державин | Это было смешно

вплоть до самой смерти Михаила Михайловича в 2018 году. Харизматичный, едкий, колкий, талантливый, Артист с большой буквы — 15 марта не стало президента Театра сатиры Александра Ширвиндта. Александр Ширвиндт в своем рабочем кабинете дает интервью обозревателям «Спорт-Экспресс» Александру Кружкову и Юрию Голышаку. Михаил Ширвиндт и Татьяна Морозова считались образцово-показательной семьей.

10 неувядающих номеров любимого советского дуэта Александр Ширвиндт — Михаил Державин

У Ширвиндта были и другие колоритные, пусть и не слишком большие роли. Зрителю он запомнился в том числе как одноглазый шахматист-любитель в фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев», приятель-холостяк из комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки», майор Альфред Шато-Жебюс «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе и ловелас Аркадий в «Самой обаятельной и привлекательной» Геральда Бежанова. В фильмографии Александра Ширвиндта — почти 80 работ как актера, он режиссировал семь кинолент, в четырех выступил сценаристом и в одной — в качестве артиста дубляжа. На телевидении вел передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок», «Театральные встречи» и другие. Вместе с Михаилом Державиным участвовал в «Утренней почте», выступал на концертах, капустниках, был завсегдатаем «Голубых огоньков». Ширвиндт написал несколько книг, был членом Союза кинематографистов РФ и Российской академии кинематографических искусств «Ника», занимался общественной и благотворительной деятельностью. В 1989 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР, награждали орденом Дружбы народов 1994 год , сделали полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». За вклад в развитие российского театра Ширвиндту в 2017 году вручили «Золотую маску», удостоили Международной премии Станиславского «За вклад в развитие российского театра» 2019.

А Федерация еврейских общин России отметила его в 2018-м премией «Скрипач на крыше» в почетной номинации «Человек-легенда». Выдающийся артист, режиссер, человек О смерти Александра Ширвиндта стало известно вечером 15 марта. По официально не подтвержденным данным, он скончался из-за проблем с сердцем. Еще в 2022 году артисту диагностировали стенокардию, а с 2019-го он носил кардиостимулятор. Соболезнования семье народного артиста выразил президент России Владимир Путин. О нем тепло говорят все коллеги. Актриса Ольга Будина в беседе с «360» отметила, что Ширвиндт был совершенно уникальным, прекрасным, благородным и мудрым человеком.

Фраза банальная, но это действительно так. Ширвиндт — это целая эпоха. Пока очень сложно подобрать слова», — призналась она.

Само мероприятие тоже оказалось затяжным, оно длилось больше суток. Финалом праздника должно было стать выступление Кобзона, вот только сам певец узнал о решении организаторов фактически перед выходом на сцену. Ему предстояло исполнить внушительного объема композицию из 10 куплетов. Увидев замешательство Иосифа Давыдовича, Ширвиндт решил поспорить с ним на «американку» проигравший выполняет желание победителя. Александр Анатольевич был уверен, что товарищ не сможет воспроизвести на сцене весь текст песни, не подглядывая в шпаргалку. Однако Кобзон принял вызов и по итогу выиграл! Наказание не заставило себя долго ждать: исполнитель культового шлягера «День Победы» затребовал дорогие подарки из местного магазина.

Потому что я поехал в Севастополь — замечательные ребята из общества книголюбов пригласили меня на творческий вечер, поговорить. А оказалось, что я — сволочь. Вот из-за книголюбов Севастополя я и не могу приехать на родину родителей… Я когда вижу эту, значит, круглосуточную полемику относительно наших дел [России и Украины] с участием совершенно дрессированных политологов… Это театр. Но ужас-то в том… Крым ваш или Крым наш? Но Крым — мой. Ты понимаешь?

Арканов и А. Ширвиндт «Мольер» — 2009, Мольер Где мы? Аркановым 2003 — «Слишком женатый таксист» 2004 — «Швейк, или гимн идиотизму» 2007 — «Женщины без границ» 2010 — «Кошмар на улице Лурсин» 2011 — «Дороги, которые нас выбирают» 2011 — «Здравствуйте! Это Я!

«Мне Миронов и Державин снятся»: почему Александр Ширвиндт хотел умереть

Потом он стал известным артистом — это был Коля Караченцов. Мне бы уйти сразу и ничего не делать, но я попытался что-то изобразить. Меня очень ласково остановили: «Достаточно. А кто вас этому научил? И попал на консультацию, которую проводил Александр Ширвиндт Александр Ширвиндт с пятидесятых годов преподавал в Щукинском училище. Я уже не стал Гоголя трогать. Александр Анатольевич посмотрел на меня: «Ты вот что, сядь».

Я сел. И он серьезно произнес: «Тебя к нам не примут. Я тебе это от всего сердца говорю. Понимаешь, в советском репертуаре нет ролей для тебя. Да-да, надо менять страну. Но пока ты не поменял, иди в цирковое училище».

И я пошел. А ведь я даже не знал о существовании такого учебного заведения. Ну а потом случилось так, что Александр Анатольевич пришел к нам на курс педагогом — вместе с легендарными артистами Театра сатиры Евгением Весником и Ольгой Аросевой они у нас преподавали. Александр Ширвиндт: Да, я помню, как Генка на консультации метался по аудитории, жонглировал, бросался к инструменту, пел куплеты и читал какой-то монолог, почему-то женский, не помню, то ли Катерины из «Грозы», то ли Марии Стюарт. Когда он успокоился, я подозвал его и отправил по назначению. А во время Генкиного мини-шоу за дверью аудитории стояла его мама Ирина Михайловна.

И как только наступила подозрительная тишина, она просунула голову в проем двери и спросила: «Ну как? Геннадий Хазанов: «Помню, как на экзаменах Ширвиндт сказал: «Тебя к нам не примут. Иди в цирковое училище». Я и пошел» 2011 г. Фото: photoxpress. Я до сих пор не знаю, как можно писать без соавтора, поэтому восхищаюсь Ширвиндтом, который выдает по книге в год… Работая над спектаклем, я приносил ему свои «почеркушки», и иногда из этого рождалось что-то дельное.

Не могу не вспомнить, как мы писали к этому обозрению частушки. Мы с писателем-сатириком Сережей Плотовым были совершенно вымучены Александром Анатольевичем — ему не нравилось абсолютно ничего. В какой-то момент от отчаяния мы с Сережей начали играть в буриме. Задавали первую строчку, а Александр Анатольевич мгновенно придумывал продолжение — так появился необходимый набор частушек для спектакля. Помню, я придумал начало: — Надоело быть артистом,.

Боюсь быть навязчивой. Поэтому Шуре не звонила сама, только если он мне. Все-таки он уже был… во взрослом состоянии. Никто ведь не становится моложе. Раньше жизнь и общение проходили активно, потому что мы были молоды. Поэтому и незабываемые посиделки, и шутки, и вкусные застолья, и рыбалка — всё это было. В прошлом… Всё это радости молодости.

Таких нет, могу сказать точно.

Его стиль, его эстетика, его вкус, с которым он жил, вызывают огромное уважение. Ему хочется подражать, но уже такого не будет, к сожалению. Я на него смотрел, как на Бога. Потому что его шутки, остроумие и при том абсолютно нейтральное — это вызывает такое уважение. Это такая эстетика, такой вкус. Гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров : Он был из плеяды выдающихся великих советских актеров. Эта плеяда практически исчерпана с его уходом. Вот эта интонация Ширвиндта окрашивала вообще наше существование, потому что он выступал в театре, в кино и на эстраде много работал.

И везде вот эта вот мягкая интонация очень умного человека. Мэр Москвы Сергей Собянин : Яркий, неповторимый, мудрый, с потрясающим обаянием и чувством юмора, Александр Анатольевич дарил улыбку нескольким поколениям зрителей, умел просто и остроумно говорить о сложном и высоком. Цитаты его киногероев неизменно уходили в народ, а спектакли становились незабываемым событием. Это гениальный артист, режиссер, а самое главное — потрясающий человек. Мне посчастливилось с ним работать. Актер театра и кино Ефим Шифрин: Прощайте, родной мой человек, любимый сосед! Слава богу, что он так иронично смог записать какие-то свои наблюдения.

Александр запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями. В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил. Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего. Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение. Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог. В семь лет Александра отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно. Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден». Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе. Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником. Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили. Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми? А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом. Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих. Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал. Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем? Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой. Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике. В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин. Молодежь театра представляли актеры: В. Ларионов, Л. Марковы, Г. Карнович-Валуа, Л. Лосев, М. В этот коллектив и предстояло влиться Ширвиндту. Первой работой молодого актера на сцене Ленкома стала эпизодическая роль в спектакле «Хлеб и розы» — о становлении Советской власти в Сибири. Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков. Роль была немногословной, в ней молодой актер произносил всего лишь одну-единственную фразу: «Пошто зазря по степу мыкаемся? Роль тоже была эпизодическая, но более колоритная, нежели первая. Вспоминает Б. Покровский: «Сочетание особых внешних данных, вызова с усталостью, чистоты с порочностью — все это как нельзя кстати пришлось для образа. Жадная нетерпеливость насильника становилась особенно отвратительной оттого, что мы видели перед собой человека внешне вполне благопристойного. Напомню, что роль-то была эпизодическая, но требовалось за пять-семь минут успеть рассказать о многом». В те же годы Ширвиндт был удостоен своей первой официальной награды — медали «За освоение целинных земель». Причем обстоятельства едва не сложились таким образом, что награду он мог получить посмертно. Что же произошло? Актерская бригада, в которую включили и Ширвиндта, отправилась на целину — в Кустанай — в феврале. Уже изначально это выглядело самоубийством, потому что в такую пору в тех местах вовсю валит снег, бушует вьюга и трещат сорокаградусные морозы. Однако руководитель делегации, профсоюзный босс Ленкома Борис Ульянов решил на собственном примере доказать высокому начальству, что и в таких климатических условиях его актеры сумеют достойно представить театр. Неприятности начались сразу же после того, как ноги ленкомовцев ступили на целинную землю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий