Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году, и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им а святым равноапостольным Константину и Елене"О святии равноапостольнии Константине и Елено! Вечером 24 апреля на парковке храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино состоялся концерт единственного в России фронтового звонаря Вадима Мартового в поддержку и продвижение культуры в зоне СВО «Привет из-за ленточки». Выраженная позиция священника Константина Верецкого, основанная на послании Святейшего Патриарха Тихона, стала причиной особой ненависти тех, кто поддерживал большевиков.
Обратите внимание:
- Прихожанин - Святые, которым мы обязаны обретением Креста Господня
- Житие Константина Великого
- Именины Константина
- Молитва Святой равноапостольной Елене и животворящему кресту
- 14 мая церковь отмечает праздник Святых Константина и Елены - МК Псков
- Тропарь святому священномученику Константину, глас 4:
Иоанн Кронштадтский: почему святой спасает нас в самых безнадежных случаях
Отцом Константина был Констанций I Хлор Флавий Валерий Констанций Хлор , впоследствии провозглашённый цезарем, а матерью его сожительница конкубина — Елена, происходившая из простой семьи она была дочерью трактирщика. Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. Будучи непосредственным свидетелем страшного гонения на христиан, воздвигнутого Диоклитианом, св. Констатин одновременно видел и торжество веры Христовой, которое проявлялось в бесчисленных чудесах и помощи Божией святым мученикам. Еще перед восшествием Константина на престол цезарь Галерия составил заговор против Константина, чтобы лишить его управления своей частью империи. Тогда св. Константин удалился в Галлию к своему отцу, и после смерти Констанция Хлора, в 306-ом году войско провозгласило Константина императором Галлии и Британии. Константину тогда было 32 года. В 311-ом году, в западной половине империи воцарился жестокий тиран Максенций, который захотел избавиться от Константина и править империей единолично.
Тогда сам Константин в 312-ом году решил предпринять военной поход против римского императора, чтобы избавить Рим от злого мучителя. И Господь послал необычайное знамение Своему избраннику. Однажды, накануне решительной битвы, Константин и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света и лежавшее на солнце, с надписью: «сим побеждай» по-гречески: НИКА. Царь был в недоумении, так как крест, как орудие позорной казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Но в следующую же ночь царю явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя хоругвь с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага, став императором всей западной половины римской империи. Тем временем, против Константина выступил войной правитель восточной половины империи, язычник Ликиний, тоже жестокий и коварный тиран. Вооруженный силою Креста, император Константин выступил против Ликиния и полностью разбил его, став теперь государем всей римской империи. Когда царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных местах в Святой Земле, то есть на месте рождения, страдания и воскресения Христа , а также найти Крест Господень, царица Елена с радостью взялась за это дело. Часть Креста, а также гвозди и шипы от тернового венца, царица Елена привезла в Рим своему сыну Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме.
Этот огромный, великолепный храм, построенный над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа, содержащий в себе Голгофу и Гроб Господень, - по сей день является главным святым местом в Иерусалиме. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, император Константин Великий и царица Елена получили от Церкви название святых царей равноапостольных, то есть равных апостолам.
Император Константин, как и многие его современники, последовал этому обычаю. В начале 337 года он отправился в Еленополис пользоваться ваннами.
Но, почувствовав себя хуже, велел перевезти себя в Никомедию и в этом городе на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, император признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь. Императрица Елена была простого рода. Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире.
Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии, ставшем цезарем Запада Римской империи. В начале 270-х годов она стала его женой. Римско-католическая церковь не включила имя императора Константина в святцы, однако западные епископы опирались на его авторитет при попытке получить верховную власть в Церкви и в Европе вообще. Основанием для подобных притязания был «Константинов дар» — подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру.
В «грамоте» значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папой Сильвестром и при исцелении от проказы, которой был поражён перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны. Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии; наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами — Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, — так и над всеми христианскими церквами во всей вселенной. Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» 1440 г. В Риме совершенно отказались от этого документа лишь в XIX столетии.
Также и в вооруженных силах в процентном отношении их было больше, чем во всей Империи. Их было еще больше среди лучших элементов общества и армии. Но, самое главное, христианские принципы и концепции были лучше и положительнее всех остальных убеждений, имевшихся в тогдашнем обществе. Неписаная конституция Римского Государства с начала его существования основывала свою легитимность на согласии государственных структур и государственной символики с народными верованиями. Однако, несокрушимое развитие Христианства, несмотря на все гонения, выбивало эту легитимность из-под ног Римского Государства. Кроме того, если и был «консенсус» для превращения императорской диктатуры в монархию, то такой «консенсус» для слияния фигур монарха и «божества» для значительной части населения был абсолютно невозможен.
Подлинная историческая заслуга Константина Великого заключается в том, что он ясно увидел необходимость разделения между этими двумя категориями: монарха и «божества», с упрочением первой категории и с ликвидацией второй. В таком разделении, затем подтвержденном отказом императора Феодосия Великого от титула верховного жреца, можно видеть корень православной конституционной доктрины симфонии при отделении Церкви от государства, окончательно оформленной Святым Юстинианом Великим через двести лет, в 530 году. Константин Великий имел видение Креста Господня с надписью «Сим победиши». Он мгновенно переменил символику своего войска, выдвигая перед ним новое Знамя с изображением Креста. С этим победным Знаменем он побеждает, и с тех пор оно становится Знаменем Христолюбивого Воинства Римской, Византийской и Российской империй. Больше того, именно это Знамя создает само Христолюбивое Воинство, как таковое.
Вскоре это понятие фиксируется навсегда Святым Иоанном Златоустом в Христианской Литургии, во время которой возносятся моления за «Филохристу страту» Христолюбимое воинство. Рядом Царских Указов, Константин Великий провозглашает и устанавливает основные христианские конституционные принципы. Миланский эдикт предписывает: «Каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу или религии. Кроме сего, относительно христиан, мы постановляем, чтобы те места в которых прежде они обычно имели собрания... Это подтверждается и тем, что Миланский эдикт был затем дополнен в этом смысле рядом других Царских Указов. Например, через несколько лет, император Константин запретил метить калённым железом лица осуждённых, ибо «на всех человеческих лицах отражается небесная красота».
Он также ясно и кратко определил основную православную норму: «В вопросах веры, каждый должен следовать велениям своего сердца». Однако, было бы неправильно думать, что в результате воздвижения этой новой символики уже совершилось преобразование Империи, из языческой в христианскую. Исторические процессы никогда не бывают мгновенными. Они всегда являются весьма длительными, и лишь отдельные вспышки на тех или иных поворотах этих процессов бывают мгновенными. Константин Великий в 313 году даровал Христианской Церкви и христианам лишь свободу наравне с другими верованиями.
В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием , сыном Максимиана. Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан , вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г. Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в двух сражениях, вначале в битве при Адрианополе 322 г. Юскюдар в Малой Азии.
Константин Великий — первый христианский император
Константин уделял больше времени молитвам, изучению Святого Писания и комментариев к нему, а также говорил о христианской вере со своими придворными. Святой Константин — император Римской империи, возвысивший христианство над язычеством. Причислен к лику святых в 2000 году Константин Немешаев, священномученик, иерей (новомученик, 2000).
7 интересных фактов о святых Константине и Елене
По случаю юбилея магистр теологии, протоиерей Виктор Горбач рассказал о становлении православного прихода и священнике Константине Островском, который положил начало ключевым событиям для верующих островитян. Первый православный приход в Сахалинской области был основан в 1989 году в городе Южно-Сахалинске. Приход назван в честь Блаженной Ксении Петербургской, канонизированной в 1988 году. Создание первого сахалинского храма — событие огромной важности в жизни верующих. Но, как и любое начинание, давалось оно немалыми трудами. Открытию прихода предшествовала чрезвычайно важная организационная работа по регистрации общества Русской Православной Церкви. Сложно было добиться разрешения на регистрацию. Этим же решением Южно-Сахалинский горисполком давал согласие на приобретение общиной помещения для молитвенных нужд. В связи с тем, что в Южно-Сахалинске не осталось ни одного культового здания, верующим предложили купить дом с последующим переоборудованием его под молитвенное помещение.
Отец Константин помог организовать первую православную общину в Сахалинской области. Сахалинская страница в биографии отца Константина занимает отрезок времени с июля по ноябрь 1989 года. Формально в это время он продолжал оставаться клириком Христорождественского собора города Хабаровска, а на Сахалин был направлен в командировку. На собрании присутствовало тридцать человек.
Весной 337 года император заболел, попытки лечения оказались безуспешными. В родном городе его матери — Дрепане, уже переименованном в Еленополис, он исповедовался местным священникам и был признан готовым к крещению.
Но креститься Константин всё же решил в Никомедии. Обряд крещения, как мы помним, провел местный епископ-арианин Евсевий. Отсюда следовало, что крещение и евхаристическая жизнь Церкви для императора, в отличие от простых смертных, как бы необязательны; он как бы получил свое христианство непосредственно от Бога, а не через Церковь. Вобщем, "Quod licet Iovi, non licet bovi". Фреска, выполненная в мастерской Рафаэля «Крещение Константина». Фреска, выполненная в мастерской Рафаэля Дело в том, что Константин не только покровительствовал Церкви, формально оставаясь язычником, но и созвал I Вселенский собор, председательствовал не нем, вмешивался в богословские споры.
После 1-го Вселенского собора, созванного императором, им была дана завершающая трапеза. Известный историк христианской Церкви В. Болотов, ссылаясь на Евсевия Кесарийского, писал: "За обедом, который император дал отцам собора, он сказал им: "Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел". Нужно отметить, один интересный прецедент. На 1-ом Вселенском Соборе некрещёному sic! Позднее, став на сторону ариан, Константин активно и очень жестоко преследовал православие, в том числе и Св.
В жизни Константина тоже не было признаков святости: он убил и своего брата, и собственного сына. В начале лета 326 года неожиданно были казнены старший сын Константина Флавий Юлий Крисп, который считался его наследником, и племянник Лициниан. Убийство Криспа вызвало возмущение матери императора — Елены, которая очень любила внука.
Иоанна Солунского Фессалоникийского , ученика прп. Григория Декаполита 820—850 ; свт. Каллиника Черникского, епископа 1868 Румын.
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Иеромонах Димитрий Самойлов ,.
Интересно, что Новый Завет всех верующих в Христа называет «святыми». Считается, что царица и ее сын император стали теми, благодаря которым христиане перестали быть мучимыми и убиваемыми. О них вспомнят во время утренних и вечерних собраний. Как и всегда у верующих возникает вопрос, а есть ли какие то запреты в этот день, а также пожелания церкви, что нужно делать.
В первую очередь желательно в этот день посетить храм, после того, христианин помолиться и почитает Библию. Желательно поблагодарить Бога за мучеников и их веру, которых до Константина повсеместно гнали и убивали. Конечно, как и в любой другой день нужно избегать греха во всех его проявлениях и совершать благие дела. Никаких особенных ограничений в этот день нет, можно и готовить, и убирать, и работать на земле. День святого Константина 3 июня: что известно об императоре Константин был первым правителем империи, кто решил дать христианам свободу. Более того именно при нем христианство набрало такую силу, что стало практически государственной религией. Хотя некоторые историки и приукрашивают биографию императора он был обычным представителем римской знати того времени.
Святой равноапостольный Кирилл – Константин Философ в Херсонесе (память 27 февраля)
После литургии митрополит Константин совершил чин Торжества Православия. Этот чин в основе своей является благодарственным молебном с особыми прошениями, чтениями из Священного Писания и молитвой о единстве в Церкви, к которому добавляется чтение Символа веры, многолетия предстоятелям поместных православных церквей и некоторые другие молитвословия. Перед началом чина владыка обратился со словом. Информационный отдел Петрозаводской епархии, 2024 год Новости.
День его памяти — 3 июня. Был направлен и рукоположен на Киевскую митрополичью кафедру Константинопольским патриархом. Киевским князем в это время был Юрий Долгорукий. У Константина была своя миссия.
Дело в том, что предшественник Долгорукого Изяслав Мстиславович совместно с Собором русских епископов поставил на Киевскую кафедру в качестве митрополита Климента Смолятича, не спросив об этом Константинопольского патриарха. Такое решение поддержали не все епископы, и это привело к смуте в русской церкви. Приехав в Киев в 1156 году, Константин ниспроверг священнодействия митрополита Климента и предал анафеме князя Изяслава. Прослужил Константин недолго. Через год Долгорукий умер, а сыновья Изяслава Мстиславовича изгнали из Киева его преемника. Кафедры Климента и Константина были упразднены, и было решено просить у Константинопольского патриарха нового первосвятителя. Константин же удалился в Чернигов к епископу Антонию, где скончался в 1159 году.
Перед смертью он дал странное распоряжение: вынести его тело из города и бросить на съедение собакам. Но случилось чудо: тело пролежало невредимым три дня, и ни один зверь не смел к нему прикоснуться. Тогда тело похоронили в храме Спаса Преображения. День памяти митрополита Константина — 18 июня. Молитва святому покровителю Константина С установлением христианства стало традиционным называть ребенка в честь святого, приобретая, тем самым, в их лице покровителей и молитвенников. Именно этот подвижник Божий помогает ребенку, будет молитвенно отвечать за него перед Господом. Во многих семьях молятся и с особым почитанием относятся к какому-нибудь святому и хотят назвать в его честь ребенка.
Такое стремление только приветствуется. При этом, не лишним будет узнать и святого, в день которого родился ребенок.
Царица Елена приказала разрушить храм языческой богини и начать раскопки. При этом сама царица непрестанно следила за тем, как идет работа. Временами, желая подбодрить и поощрить копающих, святая Елена бросала им деньги. Наконец, раскопки Гроба Господня были завершены. Правда, подле пещеры были найдены не один крест, а три, так как римские солдаты после казни сложили в одном месте и Крест, на котором был распят Иисус Христос, и два других, на которых были казнены разбойники.
Аньоло Гадди. Решение предложил Иерусалимский епископ Макарий. В доме недалеко от места раскопок находилась женщина, которая уже давно страдала от неизлечимой болезни и была уже практически при смерти. Епископ предложил приложить по очереди все три креста к телу умирающей. Он уповал на то, что, коснувшись Креста Спасителя, женщина исцелится. Так и случилось. Два креста не произвели на больную никакого действия, но когда ей дали прикоснуться к третьему Кресту, больная, как описывали это событие современники, вдруг ожила, почувствовала себя значительно лучше и вскоре совсем выздоровела.
Джованни Тьеполо. Одну половину Креста в серебряном ковчеге вместе с одним гвоздем и табличкой с аббревиатурой INRI царица вручила епископу Макарию на память будущим поколениям. Другую вместе с найденными гвоздями отправила сыну Константину. Кроме того, маленькие частицы Святого Древа Креста царица Елена на пути домой оставляла в основанных ею монастырях. К слову сказать, будучи в Палестине, святая Елена основала много храмов. Чима да Канельяно. А гвозди с Креста Спасителя великий император решил постоянно держать при себе: для этого он повелел один вковать в свой шлем, другой — в уздечку своего коня.
Известно, что иерусалимская часть Креста исчезла в 1187 году в битве при Хаттине. Как полагают исследователи, после разгрома войска крестоносцев святую реликвию захватили мусульмане.
Таким образом, историческая клевета на святого равноапостольного Константина Великого приобрела вид церковной официальности, и сегодня даже консервативно настроенные православные христиане вынуждены повторять эту ложь. К сожалению, случай с изложением истории крещения святого равноапостольного Константина Великого не является частным исключением, а отражает общее стремление «научно-критического» пересмотра Церковного Предания со стороны академического богословия. Однако в этом примере мы сталкиваемся не только с проблемой выбора для православного христианина, кому верить — Церковному Преданию или «исторической науке», но и с вопросом, как узнать, где истинное Предание Церкви, когда «научные» домыслы пытаются рядиться в одежды церковной традиции. Совет благочестивому христианину можно дать только один: внимать православному богослужению и обращаться к назидательным чтениям исключительно на церковнославянском языке. Лекции по истории Древней Церкви: В 4 т.
Вселенские соборы. Лекции по истории Древней Церкви. История христианской Церкви до разделения Церквей — 1054 года. История Церкви. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций. Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. Церковная история.
Феодорит Кирский. Константин Великий: вариации образа в христианских историях поздней античности. Деяние шестое. Киев: Тип. Керер, 1879. Константина Великого к предшественнику св. Сильвестра римскому первосвященнику Мильтиаду кн.
Деяние второе. Александрова, 1911. Тетрадь 1. Дни 1—6. Жития святых на славянском языке : В 12 т. Репринтные издания. Книга первая: Сентябрь—февраль.
Кстати, последняя фраза — явное указание на «Константинов Дар».
Другие новости
- Именины Константина
- Православный календарь 3 июня. Святая царица Елена и ее сын император Константин.
- КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ
- Святые покровители для имени «Константин»
- Святые покровители для имени «Константин»
6 изображений святого Константина
- Выбор редактора
- День святого Константина и святой Елены 21 мая (3 июня)
- 3 июня День памяти святых Константина и Елены, 2022 г.
- Иоанн Кронштадтский: почему святой спасает нас в самых безнадежных случаях - Российская газета
Святые покровители для имени «Константин»
Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святых Константина и Елены. Дата в 2024 году: 3 июня православная церковь отмечает день памяти царя Константина Великого. Святой Сильвестр оглашает Константина в вере, повелевает ему каяться и поститься, прекратить идолослужение и гонения на христиан.
Православный календарь 3 июня. Святая царица Елена и ее сын император Константин.
Святой император Константин, будучи по вере христианином, вел себя как член Церкви, выстраивая систему отношений вверенной ему власти с Церковью в соответствии с интересами Бога. За 19 лет его миссионерской деятельности (1876-1895 гг.) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более 500 человек. Затем глава Ставропольской митрополии окропил святой водой место строительства здания.