Ответственность за теракты взял на себя лидер запрещенной в России организации «Кавказский эмират» Доку Умаров. События 29 марта 2010 года в метро – это новая страница в списке московских терактов.
Война, которая рядом. В марте 2010-го Москва пережила атаку террористов
29 марта 2010 года в московском метро прогремели два взрыва с разницей в сорок пять минут. Трагические события 29 марта 2010 года в Москве получают все новые интерпретации. Второй западный окружной военный суд в Москве приговорил Магомеда Нурова, обвиняемого в причастности к организации взрывов в столичном метрополитене в марте 2010 года, к пожизненному сроку. Суд огласит приговор обвиняемому в организации терактов в столичном метро в 2010 году. Суд огласит приговор обвиняемому в причастности к взрывам в метро Москвы в 2010 году. Новости России: трассу Пермь – Екатеринбург перекрыли из-за крупного ДТП. На станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии московского метро с интервалом менее часа произошли два взрыва. Теракт в московском метро, 2010.
Теракт в метро 29 марта: хроника событий
Их сопровождали еще 2 женщины. Лица у всех были открыты. Позже появилась информация что вместе с ними был и один мужчина. Сейчас уже составлены фотороботы предполагаемых пособников террористов и ведутся их поиски.
Весь день Лубянская площадь была перекрыта сотрудниками милиции. На месте работали психологи. На "Парке культуры" к полудню снимают оцепление и открывают станцию "Парк культуры"-кольцевая.
А на радиальной все еще работают эксперты. Тела обеих террористок уже обнаружены и отправлены на опознание. Искореженные вагоны после тщательного изучения увозят в депо.
Сначала планировали восстановить движение в 16 часов, но смогли ближе к 18 — к этому же времени сняли оцепление. Сейчас поезда по "красной ветке" ходят в обычном режиме, однако пассажиров мало. На обоих станциях видны последствия взрывов: кровь, следы от осколков и цветы.
Их приносят в память о погибших. С каждым часом цветов становится все больше. Сразу после взрыва на станции метро "Парк культуры" были сняты кадры из вагона другого поезда, который прибыл с противоположной стороны.
Можно только предполагать, что испытывали в эти минуты люди, оказавшиеся на месте трагедии и увидевшие все своими глазами. Первый взрыв прогремел на станции "Лубянка" в 7 часов 56 минут. Очевидцы также снимали происходящее на камеры мобильных телефонов.
Эти съемки и стали первым свидетельством произошедшей трагедии. Вечером, после того, как станции снова были открыты для пассажиров, люди стали приносить цветы к местам взрывов.
Пассажиры прибывающих на Ленинградский вокзал электричек шли по знакомому маршруту и попадали в давку. На «Парке культуры» с 9 и до 11 часов утра царил едва управляемый хаос. Милиция оцепила оба вестибюля метро радиальной и Кольцевой линий. Радиальный вестибюль работал на выход, пассажиры, выходившие из метро, рассказывали, что переход на радиальную был закрыт.
Выходивших из метро граждан просили не задерживаться на площади, тут же на пятачке был организован условный пресс-центр. За полосатой лентой скопились журналисты, к ним периодически приходили представители правоохранительных органов , а однажды мэр Москвы Юрий Лужков. Люди штурмовали троллейбусы, которые ехали по Комсомольскому в сторону области. Тем, кому нужно было попасть на станции других линий метро, шли пешком через Крымский мост к метро «Октябрьская». Полевой госпиталь, в том числе большая палатка МЧС , расположился у вестибюля радиальной станции метро, где и произошел взрыв. Лубянская площадь и прилегающие улицы до обеда были оцеплены милицией, Лубянский проезд и Мясницкая перекрыты, поток машин со стороны Охотного Ряда раз в две-три минуты останавливают сотрудники ГИБДД — и небольшая группа спасателей или взрывотехников ФСБ в бронежилетах перебегает дорогу и спускается в подземку.
Вход, которым пользуются сотрудники оперативных служб, — прямо напротив здания ФСБ. Остальные входы в метро и подземные переходы перекрыты, у музея Маяковского и Политехнического — десятки пожарных машин. Впрочем, один из сотрудников МЧС рассказал, что пожара после взрыва в метро не было. В это время трое его коллег с лестницей и пилой побежали в сторону входа на станцию. Движение поездов на участке Сокольнической линии от «Парка культуры» до «Комсомольской» было остановлено. Этим воспользовались таксисты.
Как сообщают горожане в своих блогах, цены за проезд между 2—4 станциями метро подскочили до нескольких тысяч рублей. Таксисты развозят народ с Комсомольской не менее чем за 3000 рублей. Впрочем, корреспондентам «Газеты. Ru» удалось доехать от «Динамо» до Лубянки за 400 рублей и с Нового Арбата до «Парка культуры» за 200 рублей.
Они сели на "Юго-Западной" - конечной станции Сокольнической линии - и направились в сторону центра. Возможно, с ними был кто-то еще, однако это еще предстоит проверить. Станция "Лубянка" после взрыва. Кадр любительской видеозаписи, переданный в эфире "Первого канала". Фотогалерея "Теракты в Москве" Lenta.
Сразу после взрывов в московских аэропортах и на вокзалах начали изучать данные о всех людях, въезжавших в столицу в последнее время. По данным представителей московского метрополитена, взрыв на "Лубянке" произошел из-за того, что вблизи этой станции находится здание ФСБ РФ. По их мнению, вторая смертница должна была взорваться не на "Парке культуры", а на "Октябрьской", где расположено здание центрального аппарата МВД РФ. Однако из-за того, что террористки никогда не были в метро их якобы привезли с Кавказа , одна из них запуталась в названиях станций. Тем временем следователи изъяли записи камер видеонаблюдения, которые зафиксировали момент взрыва. На станции "Лубянка" видеозапись изъята из вагона, где произошел взрыв, а на "Парке культуры" - со станции. В настоящее время их изучают эксперты; кроме того, генпрокурор РФ Юрий Чайка пообещал усилить и без того мощную следственную оперативную группу из 30 человек. Расследованием уголовного дела оба взрыва объединены в одно производство занимается Следственный комитет при прокуратуре. В то же время первую официальную версию о том, кто стоит за терактами, высказал директор ФСБ Бортников.
Москве: "Постоянно по громкой связи оповещались люди, куда им нужно идти, что делать, куда обратиться. Это было было самое, наверное, сложное, но хочу сказать, что ни на станции метро "Лубянка", ни на "Парке культуры" паники не было". Эксперты установили, что мощность взрывного устройства на Лубянке составила около 3 килограммов в тротиловом эквиваленте На "Парке культуры" - около 2 килограммов. Уже позже специалисты смогут сказать с уверенностью - взрывы слишком сильно похожи друг на друга. Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена: "Взрывы произошли внутри салонов поездов в тот момент, когда поезда стояли на станции. Прибыли и производили посадку и высадку пассажиров".
В обоих случаях бомбы были начинены металлическими шариками и гвоздями — чтобы увеличить мощность взрыва и количество жертв. Два возбужденных уголовных дела по статье "Терроризм" объединены в одно. Весь день на месте трагедий работали эксперты взрывотехники и кинологи с собаками. Оперативные штабы были развернуты прямо на улице. Следователи, просмотрев записи камер видеонаблюдения, установили, что обе террористки-смертницы вместе зашли в метро на станции "Юго-западная". Их сопровождали еще 2 женщины.
Лица у всех были открыты. Позже появилась информация что вместе с ними был и один мужчина. Сейчас уже составлены фотороботы предполагаемых пособников террористов и ведутся их поиски. Весь день Лубянская площадь была перекрыта сотрудниками милиции. На месте работали психологи. На "Парке культуры" к полудню снимают оцепление и открывают станцию "Парк культуры"-кольцевая.
А на радиальной все еще работают эксперты. Тела обеих террористок уже обнаружены и отправлены на опознание. Искореженные вагоны после тщательного изучения увозят в депо.
Теракт в метро 29 марта: хроника событий
Сотрудники метрополитена начали эвакуацию пассажиров из подземки после второго теракта. Ровно восемь лет назад — 29 марта 2010 года — в московском метро в утренний час пик прогремели два взрыва. На станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии московского метро с интервалом менее часа произошли два взрыва. 29 марта 2010 года в московском метро прогремели два взрыва с разницей в сорок пять минут. Вспомним 15 самых страшных терактов, потрясших столицу.
Очевидцы рассказывают о терактах
Погибли соответственно 100 и 124 человека. Погибли 13 человек, 61 человек ранен. Самодельное взрывное устройство мощность 800 граммов в тротиловом эквиваленте было начинено винтами и шурупами. Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с торговым павильоном. Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжелую мраморную скамью. Взрывом выбило мощные плафоны на станции, с потолка сыпалась облицовка. В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе двое детей, погибших нет. Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, примененного спецназом при штурме, в сочетании с тяжелыми условиями, в которых находились заложники трое суток в сидячем положении практически без еды и воды.
Работали даже в местах, где проходили лечение люди с психическими заболеваниями, которые могли делать заявления о подрывах. Сотрудники работали в таком жёстком режиме около года. Список городов, где могла быть собрана бомба, постепенно сокращался.
Большинство улик указывало, что взрывное устройство изготовили либо на юге России Ростов-на-Дону , либо в Закавказье Ереван. Одной из последних улик в пользу Еревана стала хозяйственная сумка, в которой террористы пронесли бомбу в вагон: материал, из которого её сшили, был произведён в Горьковской области и поставлялся в определённые города, в том числе на юге СССР. Специалистам удалось воссоздать внешний вид сумки, которую при взрыве разорвало на клочки, однако определить производителя изделия не могли ещё долго. Только осенью 1977 года молодой сотрудник КГБ в аэропорту Ташкента заметил у одной из пассажирок сумку, очень похожую на ту, что фигурировала в ориентировке. Из информации на бирке следовало, что сумку сшили на кожгалантерейной фабрике в Ереване. Собрав все эти доказательства, оперативно-следственная группа в октябре 1977 года отправилась в Армению, чтобы искать «взрывников» там. Прибыв на Курский вокзал, злоумышленники поняли, что передвигаться с таким багажом по Москве им не следует: в связи с приближающимся юбилеем Октябрьской Революции в городе были серьезно усилены меры безопасности, улицы и вагоны метро постоянно патрулировались. Чтобы не рисковать, они оставили сумку там же, на Курском вокзале, поспешив сесть на обратный поезд до Еревана. Бомба имела двусторонний тумблер и лампочку: преступники рассчитывали, что тот, кто обнаружит взрывное устройство с включённой лампочкой, повернет тумблер в обратную сторону и тем самым приведёт адскую машину в действие. Однако расчёт не оправдался.
Группа пассажиров, приметив бесхозную сумку, решила присвоить её, незаметно спрятав среди собственных вещей. Рассмотреть опасное содержимое «находки» и отнести её в милицию эти люди удосужились только на следующий день. К тому времени батарея успела сесть, и переключение тумблера, которое должно было спровоцировать взрыв, ни к чему не привело. В сумке с бомбами остались личные вещи, которые помогли милиционерам составить портрет подозреваемого. Это были синяя спортивная куртка и шапка, в которой остались несколько волос владельца — чёрных, слегка вьющихся. Ориентировку составили на черноволосого мужчину без шапки и багажа, вероятная одежда — синие брюки от спортивного костюма. Личные вещи подозреваемого: Проверке подверглись все пассажиры, которые следовали любым транспортом в республики Закавказья — Азербайджан, Грузию и Армению. В поезде Москва — Ереван, который отправился с Курского вокзала, уже на подъезде к Армении оперативники обнаружили подозреваемого: под брюками у него были поддеты синие тренировочные штаны, но ни куртки от костюма, ни багажа, ни шапки не было. Пассажира, 28-летнего сварщика Акопа Степаняна, задержали вместе с попутчиком — им оказался родственник Степаняна, 23-летний художник Завен Багдасарян. Акоп Степанян в суде: В Ереване обоих допросили.
Степанян выдал себя сам: на вопрос, где он оставил сумку, задержанный поспешил ответить, что сумка не его, — и тем самым продемонстрировал свою осведомлённость. Багдасарян же легко попался на уловку оперативников — выбрал из кучи курток и шапок вещи Акопа, чтобы передать другу в холодную камеру отдела милиции. Таким образом и куртку, и шапку удалось связать со Степаняном. Мать Степаняна сообщила, что сын несколько дней назад отправился кататься на лыжах — с той самой сумкой, которую нашли на Курском вокзале со взрывным устройством внутри. Завен Багдасарян в суде: В Армении возникли сложные моменты юридического характера. Прокуратура отказывалась давать санкцию на обыск. В квартире подозреваемых была обнаружена взрывчатка.
Металлодетекторы также помогают в обнаружении опасных предметов. Эффективность этого способа проверки нередко ставится под вопрос: в условиях большого пассажиропотока сложно проконтролировать, чтобы все прошли через металлодетектор. Также будет доступно программное обеспечение, позволяющее просматривать данные с регистраторов в режиме реального времени. В метро планируется разместить 12 304 вагонных камеры и 418 серверов распознавания лиц. Цель кампании — повысить уровень безопасности пассажиров и развернуть систему оперативного реагирования в критических ситуациях. Не все верят в теорию о безопасности. Через камеры можно контролировать население Вопрос о внедрении в метро системы распознавания лиц стал дискуссионным. Технология работает следующим образом: система фиксирует каждого пассажира, пытающегося пересечь турникет. Это сокращает время на передвижение через турникеты и увеличивает скорость пассажиропотока, что особенно актуально в часы пик.
В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная.
1 год. Теракты в московском метро
Второй западный окружной военный суд в Москве приговорил Магомеда Нурова, обвиняемого в причастности к организации взрывов в столичном метрополитене в марте 2010 года, к пожизненному сроку. Теракт в поезде на станции метро «Лубянка» был снят на камеру наблюдения в вагоне, где произошел взрыв. Взрывы в московском метро 2010 года — два взрыва, произведённых 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии московского метрополитена, двумя российскими террористками-смертницами дагестанского происхождения. В Москве 30 марта 2010 года был объявлен днем траура по погибшим в результате терактов.