Новости день макария

4 февраля 2023 года, в день 400-летия со дня блаженной кончины святого преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца в. В 14-м веке преподобного Макария заметили с миссией вблизи Каргополя. Преподобный Макарий с честью похоронил убиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. 4 февраля 2023 года, в день 400-летия со дня блаженной кончины святого преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца в. В этот день отмечается память Макария Великого — христианского святого, отшельника, почитаемого в лике преподобного.

«Известия» рассказали россиянам о традициях в Макарьев день

По традиции в день памяти святителя Макария, томского чудотворца, в Томске с особой торжественностью празднуется это радостное событие. Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя делать 1 февраля 2024 года в Макарьев день, на Макара-весноуказчика. Именно в обители митрополита Пера 7 октября 1928 года монах Макарий (Моржов) был рукоположен епископом Варфоломеем (Ремовым) во иеродиакона, а на следующий день – во.

Великие деяния святителя Макария, митрополита Московского

Когда Макарию исполнилось 40 лет, он принял священство и был поставлен настоятелем аввой иноков, живших в Скитской пустыне. Молитва преподобного многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений, а о его милосердии говорили так: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и, видя, как бы не видел, и, слыша, как бы не слышал». Читайтe также:.

При крещении он был наречен во имя Михаила, архистратига небесных сил. Монашество будущий святитель принял в конце XV века в Пафнутиево-Боровском монастыре.

Непродолжительное время, в 1523-1526 гг. На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Много сил и забот отдавал он служению ближним. О сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена. В период архипастырства святителя по его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод.

Усмотрением Божиим выбор пал на Новгородского владыку. После возведения в сан митрополита одним из первых желаний святителя Макария было посетить места своего иноческого пострига, первых, еще юных трудов на благо Церкви и место своего игуменства — Можайский Лужецкий монастырь. Много лет прошло со времени его прихода в клир церковный, и теперь, когда святитель Макарий приехал в свою обитель 1544 г. Россия крепла и представляла собой всему миру ни от кого не зависимый православный мир. Вскоре царь Иоанн Васильевич собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого, святитель предрек Иоанну Васильевичу о грядущей победе в брани. В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

Родители преподобного Макария, священник Авраам и его жена Сарра, были, подобно великим праотцам, бесплодны до глубокой старости. После нападения варваров на Египет они переселились на окраину Египта в селение Птинапор, вблизи пустыни Нитрийской, и там у них родился сын Макарий. Когда мальчик подрос, родители женили его, но юноша вскоре овдовел. После кончины жены преподобный Макарий укрепился в своем желании избрать иноческий путь. Господь послал ему опытного духовного наставника в лице старца, который помог ему устроить себе келию, научил его плести циновки, чтобы зарабатывать на хлеб. Через некоторое время местные жители узнали о юном отшельнике, который вдали от селения проводил время в строгом уединении и молитве, и сообщили о нем местному епископу. Тот поставил Макария чтецом в церковь, но преподобный, стремясь к иноческому уединению, ушел из селения и поселился в другом месте. Живя отшельником, преподобный подвергался тяжелым искушениям: в его хижину вползали змеи, вокруг бродили дикие звери, но святой Макарий пел псалмы, и все страшные видения рассеивались. Тогда враг рода человеческого, видя свое бессилие, решил оклеветать святого: дочь одного из поселян забеременела и по наущению своего любовника оклеветала святого. Разъяренные родители и подстрекаемые ими жители селения напали на келию, выволокли оттуда преподобного, нещадно избили и бросили полумертвого. Когда преподобный пришел в себя, родители девицы потребовали, чтобы он давал им деньги на пропитание. Преподобный Макарий все перенес с кротостью и лишь стал усерднее плести циновки, чтобы заработать нужные деньги. Когда преподобный Макарий достиг 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления: разрушая диавольские козни, он исцелил околдованную молодую женщину, помазанием елея излечил от проказы девушку. В это время преподобный Макарий был избран настоятелем аввой иноков, живших в Скитской пустыне. Преподобный Макарий поучал свою паству с глубоким смирением и кротостью.

1 февраля - Макарьев день

Православная церковь 1 марта вспоминает святителя Макария. В народе отмечают день Макария, или Макарьев день. День обретения святых мощей преподобного Макария отмечался в Калязине с особым торжеством. В последний день Макарий собрал всю монашескую общину, простился со всеми и ушел к Господу. Православные верующие 1 февраля вспоминают преподобного Макария Великого, Египетского. Панихиду по Предстоятелям Русской Церкви совершил насельник монастыря архимандрит Макарий (Веретенников).

22 июня - день памяти преподобного Макария Писемского

В первый день февраля верующие отмечают день почитания памяти священнослужителя и святого отшельника Макария Великого. 1 февраля: что нельзя делать в День Макария Великого. Макарий, первый февральский день, «о весне задумался», вытянув сосульки-капельники до самой земли, словно собираясь попробовать, хорошо ли матушка снегом укрыта. Дата в 2024 году: 12 января православная церковь отмечает день памяти святителя Макария Московского. Например, ясный день 1 февраля предвещает раннюю весну, теплый макарий день указывает на дождливую первую половину лета.

12 января память святителя Макария, митрополита Московского

Начиная с 1991 года в обители была возрождена монашеская жизнь и началось постепенное восстановление разрушенных монастырских храмов. В день памяти небесного покровителя обители Телеканал «Союз» вел оттуда прямую трансляцию праздничного богослужения.

Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни и поклонялись ему после его блаженной кончины. Канонизован митрополит Макарий был 6 июня 1988 г. Сегодня также день памяти выдающегося церковного деятеля Царской России, активного участника монархического движения архиепископа Никона Рождественского. Владыка Никон родился в многодетной семье 22 ребенка бедного причетчика в Московской губернии, в миру звался Николаем Ивановичем.

Уже в детстве он проявлял редкостные способности. В 1874 г. В 1880 г. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные "Троицкие листки". В 1904 г. В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества.

Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В. Грингмуту день памяти 11 октября. В апреле 1906 г. В 1908 г. Синода и членом Государственного Совета от Синода.

На запричастном концерте приходской хор исполнил тропарь, кондак и величание Рождеству Христову. Перед причастием прихожан отцом настоятелем была проведена общая исповедь. Большинство из прихожан подошло к причастию.

По окончании Литургии отец Александр обратился к прихожанам с проповедью.

Тело святого торжественно несли 15 вёрст из города в пустынь со свечами и духовным пением, со слезами и сожалением. По пути процессия с гробом четыре раза останавливалась на отдых, и на этих местах вскоре были поставлены часовни в память прикосновения к ним святых мощей. В Унженской обители тело святого подвижника было погребено со всей подобающей честью. Эпилог В наше время, начиная с 2011 года, проходит ежегодный Крестный ход из села Унжи до Макариево-Унженского монастыря, повторяющий путь траурной процессии 1444 года со святым телом преподобного от места его преставления до места упокоения.

Вся протяжённость пути составляет примерно 23 километра и проходит по старой дороге вдоль реки Унжи по высокому правому её берегу. Многие именитые русские роды, такие как: Романовы, Пожарские, Хитрово, Хвостовы, Долгорукие и другие считали его личным своим покровителем. Значительное почитание преподобного Макария существует на севере в Архангельской области. Здесь в первой половине XVII в. Множество гостей и паломников и сегодня посещает нашу святую обитель на Унже, которую особо возлюбил преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, и где Сам Господь прославил его и сие место многими милостями и чудотворениями, сделав прибежищем Царственной династии Романовых в трудные для России годы Смутного времени. Вместе с Династией Романовых святая обитель приходила в упадок и вместе с ней возрождается некогда славная «Лавра преподобного Макария».

Зудов А. Фото с сайта Макариево-Унженского монастыря.

Поздравляем С ДНЕМ АНГЕЛА иеромонаха Макария (Маркиша)

Именно по его настоянию покинул монастырь и уединился в келье в Фавонской пустыне. Старец помогал ему оборудовать келью и научил основам духовно-просветительской деятельности. Несколько лет Макарий жил в одиночестве, неустанно проводя время в молитве, чтении Святого Писания и духовном росте. Зарабатывал на хлеб святой тем, что плел циновки и продавал их.

За неустанную работу над собой достиг чина наставника иноков, проходивших послушание в монастыре Скитской пустыне. Про смирение Макар говорил, что только его боится искуситель. Постами и бдениями его не отгонишь, ведь искуситель не спит и не ест.

По словам Макария в этом ему признавался искуситель собственной персоной. Смирение проявлял Макарий во всем. По легенде, его оклеветала забеременевшая дочь местных жителей.

Макарий сильно пострадал от гнева родителей девушки и их односельчан. Ему поставили условие, чтобы тот давал деньги на кормление ребенка. Тот с кротостью принял свой удел, мудро расценив, что Господь не даст в обиду просто так, а пройдя урок он получит награду.

Наградой святому стал дар прозорливости и исцеления. Всегда стремился к уединению, но никому не отказывал в помощи делом или добрым словом. Макарий лечил людей от проказы.

Никого не чурался и не боялся. Изгонял из душ заблудших злых духов силой Божьей.

Если бураны, морозы, метели — тогда поздняя. После появления христианской традиции почитания памяти Великого Старца Макария 1 февраля сложился единый праздник Макар-веснеуказчик. Мощи святого нашли упокоение в городе Амальфи в современной Италии на живописном побережье Тирренского моря в 60 километрах от Неаполя. Традиции и обряды Макарьев день принято было проводить умеренно праздно. Этот праздник встречали семейным кругом, устраивая чаепития.

Приглашались друзья, знакомые. И за единым столом проводилось веселое чествование духовного преображения Макария. Важно было почувствовать духовное единение как с друзьями и родными, так и с духом Божьим. Чай был заварен на основе следующих трав: душица; зверобой; шиповник. В кипяток опускали горящую лучину из осины. Считалось, что осина сможет одарить всех, кто этот чай пьет здоровьем и долголетием. К чаю подавались угощения с медом и вареньем.

Праздник дарил людям ощущение единения друг с другом и Божьим миром. Верили, что такой травяной наваристый чай придаст здоровья человеку и подарит гармонию его душе. Обязательно возносились молитвы Святому Златоусту о просвещении ума. В этот день особенно сильны заговоры об отступлении зубной боли. Считалось, что если самовар растопить при помощи валенка, то эта обувь будет нести исцеления ногам, носящего ее. Злых духов и несчастья из дома выгонял запах горящей полыни.

После молебна митрополит Макарий написал учительное послание во Свияжский град.

В нем он побуждает жителей ревностно исполнять христианские традиции, памятуя страх Божий и избегая греховных поступков. Освященная на молебне вода вместе с посланием была послана в 1552 г. В 1552 г. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель совершал торжественное шествие на осляти в праздник Вербного воскресения.

В 1547 и 1549 гг. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские Соборы 1547 г. Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием обращались русские люди. Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Всем этим занимается первосвятитель Макарий славы ради Божией и Его святых угодников, которых «Господь Бог прославил многими чудесы и различными знаменми». Историк Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше». В начале 1551 г.

На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамоты, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу.

Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 г. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей в монашестве Афанасий , будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария.

Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых. Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г. Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте. Святитель Макарий, столько сил отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем, — Василий Блаженный пам. Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом.

Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая — благоверная царица и третий он, грешный Василий». Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. Особо следует остановиться на взаимоотношениях митрополита с великим русским подвижником XVI в.

Нельзя стирать вещи ребенка, иначе его могут сглазить. Нельзя стричь волосы. Особенно это касается детей. Можно срезать счастье. Нельзя сквернословить, браниться, грубить, ругаться — к болезням зубов. Не рекомендуется впускать в дом незнакомцев. Приметы 1 февраля Ясный день — весна будет ранней, ждать осталось недолго. О ранней весне говорит и капель на 1 февраля. Метель — такая же погода будет и на Масленицу.

7 августа – день памяти преподобного Макария, основателя Свято-Троицкого Желтоводского монастыря

В день памяти небесного покровителя обители Телеканал «Союз» вел оттуда прямую трансляцию праздничного богослужения.

К тому моменту к общине примкнули тысячи иноков. Часть мощей святого находится в этом монастыре, другая часть — в Кафедральном соборе Амальфи в Италии. Монастырь Святого Макария в Нитрийской пустыне. Его поминают 19 января 1 февраля шестеричным богослужением, как на малый церковный праздник. Католики отмечают день святого Макария 15 января. На старинных гравюрах преподобного обычно изображают старцем с пышной бородой, в священническом облачении с мантией.

Народные традиции на Макарьев день 1 февраля На Руси у праздника было несколько названий: Макарьев день, Макар-весноуказчик, Макар ясный или просто Макарий. Наши предки считали этот день идеальным временем для начала новых дел. В народе говорили: «Все, что начнется на Макария, сложится хорошо». Утром ходили на праздничную службу в храм, а после молились перед ликом святого Макария. Считалось, что преподобный помогает избавиться от влияния злых духов, избегать соблазнов, обрести духовную чистоту, которая спасает от мракобесия. Кроме того, святой Макарий мог подсказать, как освоить разные науки. Старейшины учили молодежь, что в день святого Макария, выходя из дома, следует произнести «Из дома выхожу барином, а в дом вернусь боярином».

Они верили, что этот простой ритуал привлечет богатство в семью. Была и другая поговорка: «Как пахал на Макара, так и весь год придется». Поэтому на этот праздник оставляли работу по хозяйству и ходили друг к другу в гости, устраивая чаепития у самовара. За столом рассказывали страшные истории, связанные с нечистой силой, которая являлась из-подземелья во время Святок и досаждала людям.

Основная тема его сочинений — духовная жизнь христианина; также в нескольких беседах Макарий аллегорически толкует Библию. Прозвище Макара — весноуказчик — само говорит о своем происхождении. По этому дню на Руси судили о весне.

Ясная погода предвещала, что тепло придет скоро: «На Макара капель — в весну раннюю верь».

С проповедью перед причастием к многочисленным паломникам, прибывшим в этот день в обитель, обратился епископ Белевский и Алексинский Серафим. По окончании Литургии, перед ракой над местом упокоения преподобного, было совершено молебное пение, в завершении которого митрополит Тульский и Ефремовский Алексий прочитал молитву ко святому Макарию Жабынскому и Белевскому.

Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день

Оно совершается ежегодно в день перенесения мощей Макария Невского из Москвы в Горно-Алтайск. новости прихода. Краткое житие святителя Макария, митрополита Московского и всея РусиРусская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников. На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Сегодня день ангела члена Правления "КОЛЫБЕЛИ" иеромонаха Макария (Маркиша), человека уже 18 лет с момента основания организации верой и правдой служащего непростому. В последний день Макарий собрал всю монашескую общину, простился со всеми и ушел к Господу.

Поздравляем С ДНЕМ АНГЕЛА иеромонаха Макария (Маркиша)

1 февраля православные верующие чтят день памяти Преподобного Макария Великого. В день памяти Макария Невского запрещается лениться. Панихиду по Предстоятелям Русской Церкви совершил насельник монастыря архимандрит Макарий (Веретенников). 7 августа – день преставления преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, жившего в конце XIV первой половине XV веков, монаха-пустынника. На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями.

Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день

Больше 90 лет святой Макарий прожил на грешной земле. По приданию, ему явились Святой Антоний и Святой Пахомий и провозгласили, что Господь приберет его на 9-й день. По истечении срока Святой Макарий собрал всех своих учеников и простился с ними. В момент смерти ученики дивились Бесплотным Силам, что вели Макария ко престолу Божьему. С момента укрепления православной традиции на Руси, календарь праздников стал кипучей смесью православных и языческих традиций. В дохристианский период по погоде на 1-ое февраля судили о том, какая же будет весна — ранняя или поздняя. Если погода теплая — весна придет рано. Если бураны, морозы, метели — тогда поздняя. После появления христианской традиции почитания памяти Великого Старца Макария 1 февраля сложился единый праздник Макар-веснеуказчик. Мощи святого нашли упокоение в городе Амальфи в современной Италии на живописном побережье Тирренского моря в 60 километрах от Неаполя.

Традиции и обряды Макарьев день принято было проводить умеренно праздно. Этот праздник встречали семейным кругом, устраивая чаепития. Приглашались друзья, знакомые. И за единым столом проводилось веселое чествование духовного преображения Макария. Важно было почувствовать духовное единение как с друзьями и родными, так и с духом Божьим. Чай был заварен на основе следующих трав: душица; зверобой; шиповник. В кипяток опускали горящую лучину из осины. Считалось, что осина сможет одарить всех, кто этот чай пьет здоровьем и долголетием.

Достигнув 95-ти лет, из которых 83 года пребывал в монашестве, великий подвижник, посетив в очередной раз городские храмы, сделался нездоров. Отходя ко Господу, он заповедал, чтобы его тело было отнесено в устроенную и возлюбленную им Унженскую обитель. Чудное благоухание распространилось повсюду, в городе и во всех окрестных селениях. Множество народа стекалось к преставльшемуся иноку. Тело святого торжественно несли 15 вёрст из города в пустынь со свечами и духовным пением, со слезами и сожалением. По пути процессия с гробом четыре раза останавливалась на отдых, и на этих местах вскоре были поставлены часовни в память прикосновения к ним святых мощей. В Унженской обители тело святого подвижника было погребено со всей подобающей честью. Эпилог В наше время, начиная с 2011 года, проходит ежегодный Крестный ход из села Унжи до Макариево-Унженского монастыря, повторяющий путь траурной процессии 1444 года со святым телом преподобного от места его преставления до места упокоения. Вся протяжённость пути составляет примерно 23 километра и проходит по старой дороге вдоль реки Унжи по высокому правому её берегу. Многие именитые русские роды, такие как: Романовы, Пожарские, Хитрово, Хвостовы, Долгорукие и другие считали его личным своим покровителем. Значительное почитание преподобного Макария существует на севере в Архангельской области. Здесь в первой половине XVII в.

Имя дня — Макарий Имя дня — Макарий Макарий в переводе с древнегреческого «блаженный», «благословенный». Христианская история знает много подвижников с этим красивым именем, которые собственной жизнью полностью оправдали свое звание. Одним из них является преподобный Макарий Оптинский. Мирское имя преподобного Макария — Михаил Николаевич Иванов. Родился он 20 ноября 1788 года в дворянской семье, получил хорошее образование. После упокоения родителей какое-то время жил в своем поместье, но жизнь в миру не приносила той радости, к которой стремился молодой человек. В 1810 году в Площанской пустыни будущий светильник Церкви русской встретился со старцем Афанасием, ставшим впоследствии его духовным наставником. Больше в мир Михаил не вернулся. Последовал постриг и рукоположение в священнический сан.

Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 г. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей в монашестве Афанасий , будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых. Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г. Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте. Святитель Макарий, столько сил отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем, — Василий Блаженный пам. Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая — благоверная царица и третий он, грешный Василий». Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. Особо следует остановиться на взаимоотношениях митрополита с великим русским подвижником XVI в. Преподобный Александр, которого Сам Господь почтил Троическим снисхождением — посещением, был знаком митрополиту, чтившему его труды и подвиги еще с новгородского периода. Перед своей кончиной преподобный Александр поручил святителю Макарию заботиться о своей братии и основанном монастыре. Через 12 лет после кончины преподобного митрополит повелевает свирскому игумену Иродиону написать его житие, а еще через 2 года, т. Преподобный Александр, таким образом принадлежал одновременно и к числу тех, кого канонизировал святитель Макарий, и к числу тех, с кем он общался в своей жизни. В Покровском соборе на Красной площади храм Василия Блаженного в 1560 г. С именами этих двух святых связано одно малоизвестное повествование игумена Иродиона. Он писал: «Во едину от нощей стоящу мне смиренному Иродиону в келлии своей во обычном своем правиле, и во молитве моей воздремавшуся возлегох на одре моем препочинути, и уснул: и абие явися внезапу в оконце келлии свет велий сияющ. Аз же воспрянух, преклонихся ко оконцу, увидеть хотя; и увидех лучу некую велию сияющу по всему монастырю, и от церкви святыя Богоматере честнаго ея Покрова видех грядуща преподобнаго отца Александра по монастырю круг церкви Святыя Троицы, и в руках несуща Животворящий Крест Господен: пред ним же идяху отроцы, в одежду белу оболчены, в руках несуще свещи горящия. И се слышах преподобнаго отца Александра гласом тихим глаголюща: «О Макарие, гряди во след мене, и покажу ти место на вратех монастыря, на немже хощу, да созиждется церковь Николаа, Мирликийских Чудотворца. Аз же прилежно внимах гласу том; и се видех два мужа зело светолепна во след святаго идуща и ведуща конь, впряжен в сани, и в них седяща Макариа, митрополита Московскаго иже прежде бысть архиепископ Великаго Новаграда, знам же бяше тогда преподобному , в руках же своих держаща образ святаго Николаа Чудотворца, и око ему десное затворено бяше. Аз же сия видев, страха же и радости исполнен быв, текох скоро из келлии, и едва достигох Митрополита Макариа, и поклонихся ему, и вопросих его, глаголя: «О святый Владыко, повеждь ми, како тебе затворилося десное око? Егда же преподобный прииде ко дверем церкве Святыя Троицы, и знамена Честным Крестом, абие отверзошася двери, и внидоста оба в церковь; и паки затворится двери церкове, и ктому невидимы быша». Это благодатное явление двух светильников духа, записанное агиографом, интересно для нас и тем, что оно свидетельствует о несчастье, случившемся с митрополитом, о «затворенном его десном оке». Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Все лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник, «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах. В 1555 г. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца. Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды в Успенском соборе после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повелел отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех Святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению. Основой добродетельной жизни митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий