После смерти гетмана Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. В прошлых постах повествование было завершено на 1687 году, когда гетманом Левобережья стал Иван Мазепа. Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин на заседании по теме исторического проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. Лит.: Уманец Ф. Гетман Мазепа.
Мазепа в Киево-Печерской лавре? Какие «герои» — таков и путь
После отставки Самойловича Мазепа по протекции Голицына стал новым гетманом Войска Запорожского и фактическим правителем Левобережной Малороссии. Абсолютно верно: Мазепа предает Самойловича в ходе интриг вместе с князем Голицыным (фаворитом царевны Софьи), который благодаря своему влиянию ставит Мазепу гетманом. 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Биография гетмана Украины Ивана Степановича Мазепы; родился 20 марта 1639; умер 22 сентября (по др. данным 8 сентября (28 августа по ст. ст.)) 1709.
Биография Ивана Мазепы
В 1665 году в биографии Мазепы была занята должность Черниговского подчашего, а в1669 он стал ротмистром гвардии гетмана Дорошенко. Иван Мазепа стал гетманом Левобережной Украины в 1687 году и правил до своего отстранения в 1708 году. Биография будущего гетмана рассказывает нам о том, что его родным отцом был Степан Мазепа – сподвижник самого Богдана Хмельницкого. Споры об исторической оценке Мазепы продолжаются, а его биография вызывает бурный интерес исследователей и историков. В 1675 гетман отправил Мазепу послом в Москву и после этого раза он стал туда регулярно ездить. После смерти гетмана Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы.
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Биография Мазепы for Dummies | Кем был гетман Мазепа» на канале «ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2009 года в 23:02, длительностью 00:00:59, на видеохостинге RUTUBE. |
История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен | гетман Войска Запорожского обеих сторон Днепра, военный и политический деятель, дипломат. |
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы | Гетман Мазепа, даже если бы он намеренно действовал на благо России, вряд ли смог сделать для победы Петра больше, чем сделали его предательство и советы шведскому королю! |
Биография Мазепы for Dummies | Мазепа не поехал к Дорошенко, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей». |
Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты | 4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. |
Также по теме
- Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы —
- Биография Мазепы for Dummies
- «История гетмана Мазепы: мифология предательства» |
- Путь Мазепы: от героя до предателя
- Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке
- В Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по Ивану Мазепе
Биография украинского гетмана Ивана Степановича Мазепы
385-ю годовщину со дня рождения самого известного (после Богдана Хмельницкого) украинского гетмана Ивана Мазепы-Колодинского 20 марта Украина. Отношение к гетману Ивану Мазепе в украинской историографии всегда было глубоко восторженное. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. 385-ю годовщину со дня рождения самого известного (после Богдана Хмельницкого) украинского гетмана Ивана Мазепы-Колодинского 20 марта Украина. То, что Мазепу застигли врасплох, говорит тот факт, что гетман привел в стан Карла не более 3 тыс. казаков, хотя прельщал европейцев явкой во главе 50-тысячного войска.
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет». Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди — бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна. Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство — это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное».
А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила! Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении. Она — не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине. Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников. Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают.
Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения знакомы мы были с 1970 года позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу? Чем подлее герой, тем его интереснее играть». Он — всегда вне идеологических рамок. Но в данном случае, ты же прекрасно понимал, что ярый националист Ильенко использовал и тебя, и твоё имя, чтобы нагадить России своим кинокошмаром. Ладно, оставим за скобками то, что Юра мы с ним тоже были давние знакомцы — автор сценария, режиссёр, оператор, актёр, а сын его сыграл молодого Мазепу. Но там же реки крови, головы рубят, как капусту, а жена Кочубея — Любовь Фёдоровна - мастурбирует с отсечённой головой мужа. Пётр I насилует своих солдат. Неужели это тебя не покоробило?
А этот эпизод: Пётр I стоит над могилой Мазепы, из-под земли появляется рука гетмана и хватает царя за горло — тоже не задел? Богдан Сильвестрович долго и мучительно молчал. Потом сказал: «Как там поётся: не сыпь мне соль на рану. Скоро я у Бортко, надеюсь, сыграю Тараса Бульбу. Вот и реабилитируюсь перед людьми». Великий, мирового уровня актёр, он конечно же понимал, что Юрий Герасимович элементарно его «употребил» на правах старого друга. И роль его - катастрофическая неудача. По иному и быть не могло. Равно как и сам фильм оказался убийственно провальным. Его отправили на Берлинский кинофестиваль.
Однако там ленту показали лишь в категории фильмов… для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией! Потом мы продолжили разговор о Мазепе. И пришли к общему выводу. Если бы преступника Колединского за уши не притягивали нынешние украинские политики-выскочки в действующую идеологию, то мы о нём бы и вспоминали не чаще, чем о других гетманах. А так его личность излишне демонизируется. Меж тем он был элементарным, хоть и очень злым, негодяем. Досадно, что нынешним украинским властям он так по душе. Достаточно зайти на украинскую Википедию и увидеть там несметное перечисление заслуг славного патриота «нэзалэжной Украины» Ивана Степановича: и полиглот он, и меценат, и храмостроитель, и поэт, и любовник, и «чародей», и… Но потом вспомнишь Пушкина: «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты!
Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость». И всё встаёт на свои места.
Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей… Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу. Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода.
Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера. Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества.
Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе. Меж тем именно такие коварные способности элементарно гипнозом владел! Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы. И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он — естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю.
Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану — просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» — пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко. Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою …. Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас! Ну почему преданный Самойловичу значит, и русскому царю! Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман.
А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы. Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров. Там его разбитной порученец встречается с… самим царём Алексеем Михайловичем!
Дед - Михаил Мазепа, был на службе у русского царя, охранял южные границы Русского царства от набегов татар и, по некоторым сведениям, погиб в 1620 году в битве с турками. Учился в Киево-Могилянском коллегиуме, затем - в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга - «Государь» Никколо Макиавелли. В 1661 году Мазепа оговорил перед королем своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удален от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные - сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления. Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни, истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника. В то же время согласно летописи Величка Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви. Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах. В 1665 году, после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко: Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем. В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула. Гетман Войска Запорожского В правление царицы Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Мазепа принял активное участие в интриге по смещению Самойловича, его подпись стоит в коллективном доносе старшин, поданном Голицыну. Костомаров писал: «Голицын и Матвеев оба принадлежали к людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приёмам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну». Тогда же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. Костомаров отмечал участие Мазепы в интриге против гетмана Самойловича: «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича». В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, что Мазепа подкупил Голицына. Известна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Он доносил царю, что Леонтий Неплюев угрозами вынудил у него дать князю Голицыну отчасти из пожитков отрешённого гетмана Самойловича, а отчасти из собственного своего имения 11 000 рублей червонцами и ефимками, более трёх пудов серебряной посуды, на 5000 рублей драгоценных вещей и три турецких коня с убором. Николай Костомаров указывал: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». Пётр доносам верить не хотел - доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало. В 1700 году Мазепа получил из рук Петра высший орден России - Андрея Первозванного, став вторым в истории кавалером этого ордена.
За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России. Он являлся владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России. За счёт собственных средств Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен, в том числе и за пределами Украины. На следующий год Мазепа заключил соглашение с новым польским королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. Позже на сторону Мазепы перешли еще около трех тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а Киевский митрополит объявил Мазепе церковную анафему. Обстоятельства складывались против Мазепы. Решила же судьбу Мазепы Полтавская битва 27 июня 1709 года. После разгрома шведов король Карл XII и гетман едва успели избежать плена и бежали в турецкую крепость Бендеры. Вместе с тем, Полтавское сражение стало катастрофой для Мазепы, крушением всех его планов в отношении достижения независимости Украины. Попытки Ивана Мазепы вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем. Османская империя, несмотря на домогательства Петра, не выдали Мазепу. Умер Мазепа в 1709 году в Бендерах. Его тело, по распоряжению племянника Войнаровского, перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Рисунок ордена Иуды.
Биография Мазепы for Dummies
Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью. Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит.
Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии. Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение.
Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу. Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке. Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману.
Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана. Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа. Царь на это согласился. Кочубей находился в своем имении Диканьке, близ Полтавы.
Гетман отправил туда казаков взять его и Искру. Но Кочубей и Искра узнали об этом заранее, убежали в Ахтырский полк и спрятались в местечке Красный Кут под защиту ахтырского полковника. Гетман известил об этом канцлера Головкина, а Головкин отправил капитана Дубянского отыскать Кочубея, Искру и Осипова, благодарить их от имени государя за верность и пригласить их, для объяснения, ехать в Смоленск, надеясь на царскую милость и награждение. В то же время Петр, отпуская к Мазепе его генерального есаула Скоропадского, обнадеживал гетмана, что доносчикам, как клеветникам, не будет оказано никакого доверия и они примут достойную казнь. Доносчики доверились Головкину и поехали. С Белгорода их сопровождал сильный конвой, но так, чтобы им не казалось, что они едут под караулом. На другой день после прибытия доносчиков, начали допрашивать их царские министры.
Прежде всех спрашивали ахтырского полковника Осипова. Он был только передатчик того, что сообщили ему, и не мог сказать ничего важного и нового по самому делу. Затем, приступили к Кочубею, и тот подал на письме 33 статьи 338 доноса о разных признаках, обличавших, как думал доноситель, гетмана Мазепу в измене: 1 В 1706 году в Минске говорил ему гетман наедине, что княгиня Дольская, мать Вишневецких, родственница Станислава Лещинского, уверяла его, что король Станислав желает сделать Мазепу князем черниговским и даровать запорожскому войску желанную волю. И мы с Чуйкевичем на другой после того день порешили обвенчать наших детей поскорее. Никто не знает, где огонь кроется и тлеет, а все узнают тогда, когда вспыхнет пожар: только тот пожар не скоро угаснет». Мазепа в Киеве веселился, гулял с музыкой, вместе с полковниками, и всех заохочивал к веселости, а на другой день послан был казак с гетманскими письмами ко ксендзу Заленскому. С какой бы стати ему сноситься письменно с этим ксендзом, если бы у него не было злого намерения?
Вероятно, это он сделал, услыхавши, что за Кикиным хочет приехать в Батурин сам государь, и Мазепа намеревался обороняться и отстреливаться от государя. Видно, это он делал для того, чтоб со временем иметь татар для своей услуги. И другого человека, по прозванию Быевского, посылал Мазепа в Крым и к белгородским татарам, но неизвестно зачем. Ему на это сказали: «Не дай Бог, чтобы мы этого желали». Тогда он повторил: «Если между вами есть кто-нибудь такой, кто бы мог отчизну свою спасать, я тому уступлю; если вы на мне хотите оставить эту тягость, то извольте меня слушать и смотреть на мое руководительство: я уже пробовал ханской дружбы; был расположен ко мне бывший хан Казын-Гирей; но его отставили; а теперешний сначала было дружелюбно отвечал мне на мои письма, но потом посылал я в Крым своего посыльщика, да не получал уже никакой надежды оттуда: кажется, надобно дело наше начинать с другого бока и придется, уговорившись и постановивши свое намерение, браться за сабли». Из всех городов и сел люди уходят на правую сторону, и мать гетмана, умершая игуменья, перевела много людей в основанные ею на другой стороне Днепра слободы; от этого люди на левой стороне Днепра принуждены, с большим против прежнего отягощением, кормить конные и пехотные полки и думают также уходить на Заднепровье. Люди говорят, что так делается с той целью, чтобы города не в силах были защищаться.
Тот же Русинович рассказывал, что польский коронный гетман Синявский поручил ему сказать Мазепе, что государь не удержится против шведов, и казаки, если с ним будут заодно, погибнут, а если будут за поляками, то останутся в целости при своих вольностях. Вижу, государь оскорбил Польшу, но и Украину он очень обременил; сам я не знаю, что делать с собой; если до чего придется, не в силах буду удержать казаков, когда они захотят куда-нибудь склониться"». Тот же Русинович говорил, что приезжал в Киев для размена денег мещанин львовский Гордон, шведский партизан, и Мазепа велел ему выдать из войсковой казны в размен 20000 р. Он же, Русинович, говорил, что все ляхи любят гетмана Мазепу, и когда в Люблине был выбор короля, то Синявский и другие паны подавали свои голоса, вероятно, с надеждой, что Мазепа пособит деньгами Речи Посполитой. Наконец, передавшийся на шведскую сторону пан Яблоновский часто говаривал: «Мы надеемся на Украину, потому что там есть шляхта, наша братья». Было бы довольно с него десяти городов гадяцкого полка, с которых идут ему все доходы, кроме того, у него во власти есть волости и села значительные, а он берет себе доходы с порукавичных и арендовых с большим умножением, и оттого арендаторы стали продавать дороже горилку. Прежде, бывало, полковников избирали вольными голосами, а теперь гетман за полковничьи места берет взятки.
Умер киевский полковник Солонина, оставивши внуков и племянников. Гетман отобрал у них села и отдал своей матери, и после смерти генерального обозного Борковского Мазепа отнял у жены его и у малолетних детей имение и присвоил себе. Дума эта, по указанию Кочубея, была доводом непостоянства гетмана в верности царю. Из этих пунктов ясно можно видеть, что Кочубей явился без всяких юридических улик, и донос его беспристрастным людям не мог показаться нимало основательным. Неудивительно, если после таких показаний Кочубей и его товарищ были взяты под стражу, а 21 апреля приведены к пытке. Искре сделали допрос: не был ли донос по наущению неприятеля? Искра показал, что неприятельского наущения не было, и он за гетманом никакой измены не знает, а подущал его подавать донос Кочубей в течение двух лет, и когда Искра уговаривал Кочубея отстать от своего намерения, то Кочубей отвечал, что готов умереть, лишь бы обличить Мазепу.
Искре дали 10 ударов кнутом. Потом приведен был к пытке Кочубей и, не дожидаясь мук, сказал: «Я на гетмана написал донос, затеяв ложь по злобе, надеясь, что мне поверят без дальнего розыска; и на всех особ, о которых писал в доношении, писал ложно». Ему дано было 5 ударов кнутом. Искру еще раз подвергли пытке и дали 8 ударов. Он еще раз показал, что не знает за гетманом ничего, кроме верности царю. Допрашивали сотника Кованька с пыткой два раза; на него Кочубей в своем доносе ссылался как на свидетеля относительно речей ксендза Заленского. Кованько показал, что Кочубей научил его, обнадеживая милостью государя, а сам он, Кованько, ничего не знает об измене гетмана.
Тут Кочубей рассказал о том, что Мазепа, после неудачного сватовства на его дочери, похитил ее ночью тайно, а потом возвратил ее родителям с Григорием Анненковым, приказавши передать Кочубею такие слова: «Не только дщерь твою силой может взять гетман, но и жену твою отнять может». После того прельщал Мазепа дочь Кочубея письмами и чародейским действием довел ее до исступления: «Еже дщери моей возбеситися и бегати, на отца и мать плевати». Кочубей представил пук любовных писем Мазепы к Матрене. Поп Святайло, писавший донос и теперь подвергнутый пытке, показал, что действовал по приказанию Кочубея, а сам ничего не знает за Мазепой. Тогда Кочубея опять подвергли пытке и допрашивали: не было ли к нему какой-нибудь подсылки от шведов, поляков партии Лещинского, запорожцев или крымских татар? Ему дано было три удара кнутом; Кочубей показал, что ни о чем не знает, ни с кем у него не было совета и все против Мазепы он затеял по своей злобе. Искре на пытке дали 6 ударов, допрашивая о том же; Искра по-прежнему показал, что ни от кого, кроме Кочубея, не слыхал дурного о Мазепе.
С такими же вопросами пытали снова Святайла и Кованька; первому дали 20, последнему 14 ударов. Осталось переходившее из уст в уста предание, что когда сотник и поп, испытавши пытку, лежали на полу под рогожами, сотник сказал попу: «Что, отче, сладок московский кнут, не купить ли его домой женам на гостинец? Святайло отвечал: «О, чтоб тебя, Петр... Кочубей описал все имевшиеся у него деньги, долги, числившиеся на разных лицах, лошадей и скот в своих имениях. Государь приказал Кочубея и Искру препроводить к Мазепе и казнить обоих смертью перед всем запорожским войском, попа Святайло и присыланного прежде от Кочубея с доносом монаха запереть в Соловецкий монастырь, а сотника Кованька, писарей и служителей Кочубея и Искры отправить в Архангельск и поверстать в солдаты. Путь их лежал водой от Смоленска по Днепру. Преступники были скованы.
Вельяминов-Зернов прибавил к этому присланному от Мазепы отряду еще солдат, взявши их у киевского воеводы, и повез осужденных в гетманский обоз. Кочубея снова подвергли допросу об его имуществе, и он к прежним показаниям прибавил еще известие о нескольких ценных вещах, бывших у него. Тела их лежали напоказ народу, пока не окончилась обедня, а потом были положены в гробы и отвезены в Киев. Там похоронили их июля 17, во дворе Печерского монастыря, близ трапезной церкви. Жена Кочубея еще раньше, когда Кочубей был в Витебске, была взята посланцем Мазепы гадячским полковником Трощинским, вместе с детьми и невесткой, женой сына ее Василия, в Диканьке, и привезена в Батурин в старый двор своего мужа, а невестку, по приказанию Мазепы, отпустили к ее родителям, у которых в то время находился и муж ее. Жену Кочубея несколько времени держали под строгим караулом; после казни мужа она была отпущена. Петр был глубоко убежден в верности к себе Мазепы и думал, конечно, что совершил строгое, но вполне справедливое дело, предавши казни доносчиков, покушавшихся оклеветать перед царем его верного и испытанного слугу.
Прошло лето; приближалась осень. По этому слуху, Петр дал распоряжение, чтобы гетман шел к великороссийскому войску на соединение, а казацкая конница преследовала неприятеля сзади и нападала на его обоз. Самого гетмана царь желал видеть начальником этой конницы во время ее военных действий. Мазепа хотел уклониться от такого поручения и, в письме своем к государю, жаловался «на подагричные и хирагричные припадки»; страшные боли мешают ему ехать верхом. Но Мазепа, сверх того, написал царю такое соображение: «Если я особой моей гетманской, оставя Украину, удалюсь, то вельми опасаюсь, дабы по сие время внутреннее между здешним непостоянным и малодушным народом не произошло возмущение». Мазепа давал царю такой отзыв о всем малороссийском народе: «Я у здешних не только мало, но и никого так верного не имею, который бы сердцем и душой, вернее и радетельнее вашему царскому величеству по сей случай служил». Это было сказано в такт с тогдашними воззрениями Петра, который и сам опасался, чтобы прокламации Карла XII, расходясь по Малороссии, не возволновали там умов.
Предательство Мазепы Бурные события Северной войны и сложные взаимоотношения с Московией привели к тому, что Мазепа принимает рискованное решение стать союзником шведского короля и переходит на сторону Карла XII. Его решение вызвало недовольство среди ряда союзников, так как оно подразумевало измену России, перед которой украинский гетман имел обязательства. Изначально Мазепа рассматривал этот союз как крайнюю меру для защиты Украины от политических и внутренних угроз. В условиях раздоров и недовольства среди населения Мазепа видел в союзе со шведами спасение от внутреннего раскола и внешнего вторжения. Мазепа обещал шведскому королю значительную поддержку как в военном, так и в дипломатическом плане. Этот ход вызвал негодование как со стороны Московии, так и со стороны части казацкой старшины, которая осталась верна традиционным союзам. Однако шведский король оказался занят другими интересами, а союз с Мазепой стал для него всего лишь стратегическим ходом. Надежды гетмана были разбиты в 1709 году в ходе Полтавской битвы.
Битва при Полтаве оказалась решающей в Северной войне.
В ответ Петр I лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а Киевский митрополит объявил Мазепе церковную анафему. Обстоятельства складывались против Мазепы. Решила же судьбу Мазепы Полтавская битва 27 июня 1709 года. После разгрома шведов король Карл XII и гетман едва успели избежать плена и бежали в турецкую крепость Бендеры. Вместе с тем, Полтавское сражение стало катастрофой для Мазепы, крушением всех его планов в отношении достижения независимости Украины.
Попытки Ивана Мазепы вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем. Османская империя, несмотря на домогательства Петра, не выдали Мазепу. Умер Мазепа в 1709 году в Бендерах. Его тело, по распоряжению племянника Войнаровского, перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Рисунок ордена Иуды. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента.
Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». До наших времён дошла любопытная фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству»]. Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Он был в тяжёлой обиде на царя после военного совета в Жолкве в марте 1707 года, на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана.
Здесь же были подписаны и Коломацкие статьи с московскими царями Иваном и Петром и царицей Софией, которые декларативно подтверждали казацкие права и привилегии, но ограничивали политические права гетмана и его правительства. Репродукция картины работы Осипа Куриласа 1910.
В своей внешней политике Мазепа продолжил линию Самойловича, направленную на обеспечение максимально возможной автономии Украины и избегание прямой конфронтации с Московией. С приходом к власти в России царя Петра I, на которого Мазепа оказал определенное влияние, гетман направлял политику России на распространение границ Гетманщины на максимально большую территорию на юго-западе и юге. Во внутренней политике гетман опирался на казацкую старшину, рядом законов обособив казачество как класс, провел реформу судопроизводства и налоговой системы, установил максимальную барщину два дня в неделю, разрешил крестьянам винокурение на собственные нужды, организовал и финансировал строительство церквей по всей Гетманщине, был меценатом науки и искусства. Однако Иван Мазепа так и не сумел найти общий язык с Запорожьем, куда стекались недовольные промосковским курсом гетмана, в 1692 году подавил восстание Петрика Иваненко, пытавшегося при помощи союза с крымскими татарами присоединить к Гетманщине Правобережную Украину, Слобожанщину и отделить ее от Московского царства.
Мазепа: гетман, меценат, изменник
Иван Мазепа - национальный герой или предатель. Исторический портрет | Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин на заседании по теме исторического проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. |
В Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по Ивану Мазепе | Гетман Мазепа, даже если бы он намеренно действовал на благо России, вряд ли смог сделать для победы Петра больше, чем сделали его предательство и советы шведскому королю! |
Иван Степанович Мазепа | Отношение к гетману Ивану Мазепе в украинской историографии всегда было глубоко восторженное. |
Иван Степанович Мазепа
(Серия Мифы Украины: Мазепа) Одной из самых больших тайн мазепознавства является смерть старого гетмана. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу. 2 октября] 1709) — (Іван Степанович Мазепа, Ivan Mazepa) полководец, гетман Войска Запорожского, выдающийся военный деятель, национальный герой Украины. В 1665 году в биографии Мазепы была занята должность Черниговского подчашего, а в1669 он стал ротмистром гвардии гетмана Дорошенко.
Подписаться
- Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке |
- Биография Мазепы
- «Друг» царя Петра
- Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы
- История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен
Иван Степанович Мазепа: гетман, предатель или исторический деятель?
- МАЗЕПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Новые публикации
- Иван Мазепа: к портрету идеального предателя
- Мазепа: к истории предательства | Портал «Архивы России»
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
Всего-то треть от панщины польских и российских селян. Но, удивительно честно подметил профессор Йоркского университета Орэст Субтэльный в своей «история Украины», которая на западе считается лучшим изложением истории Украины на английском языке: «... Всего через одно поколение панщина увеличилась до 4-5 дней». Я не верю, что современные украинские младореформаторы, которые уже 25 лет лепят из Мазепы «национального народного героя и мученика» не знают того, что именно Мазепа ввёл и узаконил панщину. Хотя бы потому, что большинство из них учили в институтах историю Украины именно по трудам О.
Субтельного, который прямо указывает на то, что именно при Мазепе были узаконены две панщины в неделю. Третье: Общеизвестен факт строительства на средства Мазепы православных соборов, церквей и колоколен. Колокольня Софийского Собора также была построена на деньги Мазепы. По свидетельствам историков докторов исторических наук Ю.
Моцика и С. Павленко за счёт собственных средств Мазепа построил 26 церквей. Из того, что мне удалось изучить, эта цифра примерно отвечает действительности. Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты.
Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости , когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы??? Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков.
А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности.
Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек». К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды.
Пока сани разгружали, извозчик успел тайком передать Матрене предложение от гетмана. Она должна была сбежать к нему, а он сразу на ней женится, чтобы сохранить ее репутацию. К тому же Мазепа пообещал, что за это подарит ей десять червонцев. Сегодня это больше миллиона долларов. Матрена попросила возницу подождать ее у забора со стороны поля. Она быстро оделась и выскочила на улицу. За ней никто не следил, поэтому сбежать из родительского дома оказалось проще простого. Когда Василий и Любовь заметили, что дочь пропала, она была уже очень далеко от дома.
Гнаться за ней было бессмысленно. Матрена и Мазепа поклялись друг другу в вечной любви, которой ничто и никто не сможет помешать. Красавица жила во дворце своего крестного, но она сохранила свою девичью честь. Влюбленные хоть и оставались наедине, но ничего лишнего себе не позволяли. Но спустя время гетман понял, что он натворил, вырвав Матрену из родительского дома без благословения отца и матери. Его пугала перспектива, что кто-то из недоброжелателей воспользуется ситуацией и сделает на него донос царю Петру. И тогда Мазепа передумал жениться на своей 16-летней крестнице. Ему было необходимо восстановить отношения с ее родителями.
Первым делом он отправил Матрену домой, не приняв ее слезы и мольбы. С одной стороны, ему было больно расставаться с любимой, но на другой чаше весов была не только его карьера, но и жизнь. Василий и Любовь не верили, что их дочь по-прежнему невинна. Матрена клялась, что это правда, но родители будто не слышали ее.
Семья Половцев была близка к Дорошенку старшая сестра Анны была первой женой гетмана , что открыло для Мазепы перспективы карьерного роста в Чигирине. У Дорошенка Иван Мазепа сначала был ротмистром надворной хоругви то есть командующим гетманской гвардией , позже примерно с 1674 г. Участвовал в походе Дорошенка в союзе с Османской империей против Речи Посполитой 1672 г. Дорошенко высоко ценил способности Мазепы, регулярно поручая ему дипломатические миссии. Летом 1674 г. Петро Дорошенко отправил Мазепу с дипломатической миссией в Крымское ханство, однако по дороге, на реке Ингул, тот попал в плен к запорожцам.
Кошевой Иван Сирко сохранил жизнь пленнику, но, под давлением московского правительства выдал его гетману Левобережья Ивану Самойловичу. Довольно быстро за счет своего дипломатического опыта и безупречных манер Мазепа превращается из пленника в доверенное лицо Самойловича, а со временем избирается войсковым осавулом. Получение гетманства Летом 1687 г. Он был реализован в июле, во время похода казацко-московских войск под общим командованием Василия Голицына на Крым. По причине плохой организации снабжения и ряда других просчетов этот поход провалился, и Голицыну нужно было найти козла отпущения. В связи с этим он поддержал старшину, которая составила донос на гетмана, обвинив его в тайных сношениях с Крымом и саботаже похода. Пользуясь этой бумагой, Голицын добивается разрешения из Москвы на смещение Самойловича. Коломак, Самойлович был арестован и отправлен под стражей в Орел, а далее — в Сибирь. Иван Мазепа был компромиссным кандидатом, устраивающим как старшину, так и Голицына, поэтому 25 июля на казацкой раде он и получил булаву. Новый гетман тут же подписал Коломацкие статьи, по которым ограничивались права Гетманщины на внешнеполитические отношения, а также увеличивалось количество московских гарнизонов в частности, и в гетманской столице — Батурине.
Уже в 1689 г. Гетманство Правление Ивана Мазепы, как уже было упомянуто, длилось почти 22 года, что является рекордом за всю историю Гетманщины. В это время Мазепа приложил большие усилия для установления автократической государственной власти современного ему сословного европейского типа с сохранением части традиционного казацкого самоуправления.
Так, в 1707 году, когда впервые возникла угроза шведского вторжения на Украину, Пётр отказался дать Мазепе хотя бы десять русских солдат. Царь при этом рассуждал как полководец, который не может распылять войска по второстепенным направлениям. Мазепе ситуация виделась иначе — отказ царя явно нарушал подписанные гетманом и российскими властями в 1687 году Коломакские статьи , согласно которым в случае внешней опасности Москва обязалась оказывать Украине военную помощь. В общем, трудно не согласиться с Таировой-Яковлевой, писавшей, что, хотя украинская политика Петра, «возможно, действительно соответствовала интересам Российской империи, очень странно обвинять при этом Мазепу в том, что он ставил интересы Украины выше интересов империи». Однако, говоря об «украинском патриотизме» Мазепы, следует внести одно важное уточнение. В знаменитой опере Чайковского гетман грезит о троне и рассуждает о том, что «независимой державой Украйне быть уже пора». Насколько можно судить, подобное мнение о политических мотивах Мазепы можно услышать не только с оперной сцены.
И вот тут стоит напомнить, что, несмотря на прекрасную музыку Чайковского, опера имеет мало общего с историческими фактами. В том числе и в этом вопросе. Дело тут не столько в Мазепе, сколько в политической традиции гетманщины, где идея «суверенитета», похоже, просто никому не приходила в голову.