‘Ид аль-адха – главный праздник мусульман, начинается 10-го числа месяца зуль-хиджа и совпадает с окончанием хаджа, ежегодного всемирного собора мусульман и длится три дня. Праздник жертвоприношения Курбан Байрам (или Ид аль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку и длится три дня.
Главные исламские праздники: самые яркие и любимые праздники мусульман
Коран ниспосылался Пророку в течение 23 лет. Так как Мухаммед сам не умел ни читать, ни писать, священная книга была записана со слов пророка его сподвижниками. Позднее в дополнение к Корану появились устные предания, хадисы, повествующие о жизни пророка. После встречи с ангелом Джебраилом Мухаммед начал публично проповедовать Ислам, провозглашая, что Бог един, что он является пророком и посланником Бога. Последователей Мухаммеда изначально было немного. Многобожные жители Мекки увидели угрозу власти в проповедях Мухаммеда и в течение 13 лет он испытывал враждебность с их стороны. Поэтому он и его последователи постепенно мигрировали из Мекки в Ясриб названный позже Мединой. Последним переселился пророк Мухаммед, который покинул Мекку 16 июля и прибыл в Медину 22 сентября 622 года. Именно это событие, хиджра, знаменует собой начало исламского календаря. Новый 1441 год по Хиджре — Рас-ас-Сана День хиджры , наступил в первый день священного месяца Мухаррам. Смерть Пророка Мухаммеда Пророк Мухаммед скончался в ночь на 8 июня 632 года.
К моменту его смерти большая часть Аравийского полуострова приняла ислам.
Традиции Каждый год, отдавая дань духовному подвигу пророка Ибрахима, мусульмане совершают заклание жертвенного животного, чаще всего барана, быка или верблюда. Тушу обязательно делят на три части: одну часть отдают бедным, вторую используют для приготовления угощений друзьям и соседям, а третья остается хозяину.
Считается, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в Судный день помогать правоверному мусульманину преодолеть адскую бездну в рай по тонкому мосту — Сирату. Перед жертвоприношением каждый владелец старается пометить животное специальными украшениями и знаками, чтобы в загробном мире его было быстрее и легче отыскать. В каких регионах России объявлен выходной день В России праздник отмечают официально в девяти регионах страны: пяти республиках Северо-Кавказского федерального округа, а также в Татарстане, Адыгее, Башкортостане и Крыму.
В связи с праздником в этих регионах 28 июня объявлен выходным днем. Мусульмане здесь практически все время проводят в мечетях за молитвами и на специальных площадках, где готовят еду и угощают всех бедных и голодных.
В первый день празднования совершается утренняя общая молитва в мечете. Далее следует само разговение, то есть, трапеза.
Верующие приветствуют и поздравляют друг друга: «Ид мубарак! Следует подать беднякам от каждого члена семьи, обновить одежду, нанести визит родственникам, друзьям и посетить могилы предков. Второй праздник — Курбан-байрам , жертвоприношения. Длится он в течение трех дней.
Его считают заключением предшествующего его паломничества. Долг — принести в жертву животное, отдавая религиозный фаз.
В этот праздник мусульмане стараются совершить паломничество в эту священную долину, чтобы встретить там рассвет. Практически каждый год праздники мусульман выпадает на разные даты, но это никак не влияет на масштаб события. Например, Ураза-байрам — дата, означающая окончание священного месяца Рамадана. В этот день приверженцы ислама надевают новые вещи, собираются за столом за вкусным обедом и угощают друг друга.
Также в этот день принято не скупиться на милостыню и ходить на кладбище к почившим родственникам. Ещё один большой исламский праздник — Курбан-байрам. Он длится три дня и начинается в десятый день месяца Зуль-Хиджа. В этот период часто совершают паломничество в Мекку, а также отмечают праздник дружбы.
Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов
Наряд Окончание поста — большой праздник, поэтому в этот день мусульмане надевают свою лучшую одежду: нарядную, необязательно новую. Главное — вещи должны быть чистыми и отглаженными. Причем это касается всех членов семьи: взрослых и детей, мужчин и женщин. Праздничный намаз В Ураза-байрам читается особенная праздничная молитва — Ид-намаз арабское название , или Гаит-намаз тюркское название. Намаз совершают коллективно в мечети ранним утром, обычно через полчаса после рассвета. После молитвы имам читает проповедь и просит у Аллаха благословения для собравшихся. Женщины тоже могут посещать праздничный намаз, если в мечети будет для них отдельная комната, но чаще всего они остаются дома для подготовки праздничного стола.
Обмен подарками Праздник разговения принято проводить весело и шумно: приглашать в дом родственников, друзей, соседей, угощать их вкусной едой и обмениваться подарками. Преподнести можно одежду, религиозную атрибутику, книги, домашнюю утварь или предметы декора.
Кстати, и светский Новый год многие мусульмане тоже не отмечают. Календарь мусульманских праздников на 2024 год Ночь Рагаиб — с 18 на 19 января Это первый праздник в календарном году. Праздник отмечается в первую пятничную ночь месяца Раджаб, в 2024 году это ночь с 18 на 19 января. Мусульмане проводят её в молитвах и покаянии, а на следующий день держат пост. С верой в сердце: Что можно и чего нельзя делать в священную Ночь Рагаиб Ночь Мирадж — с 7 по 8 февраля Мусульмане верят, что в ночь Мирадж пророк Мухаммед познал сразу два чуда. Из-за этого у праздника есть два названия — аль-Исра что означает "путешествие ночью" на арабском языке и аль-Мирадж которое может быть интерпретировано как "восхождение", "вознесение" или "лестница". Первое чудо — это путешествие из Мекки в Иерусалим на крылатом животном бураке. Второе чудо — посещение семи небес, на каждом из которых Мухаммед встретил других пророков, а после этого встретился с Аллахом.
Мусульмане проводят праздник в молитвах, читают Коран и пересказывают предание о чудесном вознесении Мухаммеда. Они посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и послушать посвящённую этому событию проповедь. Считается, что пост в Мирадж в ритуальном отношении равен ста ночам поста. Аль-Исра, или Аль-Мирадж: чудеса, которые случились с пророком Мухаммедом Ночь Бараат — с 24 на 25 февраля Одна из почитаемых мусульманами ночей отмечается в ночь с 14-го на 15-е число месяца Шабан. Считается, что именно в эту ночь Аллах дал пророку Мухаммеду право заступничества за всех мусульман. В ночь Бараат мусульмане обычно проводят в бдении, читают Коран и молятся. Рекомендуется просить у Аллаха принять благие дела и простить грехи, а также вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим. Бараат-2024: Ночь прощения и молитвы Пост Рамадан — с 11 марта по 9 апреля Девятый месяц мусульманского календаря считается самым святым в году , потому что в этот месяц Священный Коран был ниспослан пророку Мухаммеду. Это время обязательного для мусульман поста саум , который является одним из пяти столпов ислама. Мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости.
Пост начинается с рассвета после утреннего призыва к молитве и заканчивается после захода солнца после вечернего призыва к молитве. Разрешаются только два приёма пищи: завтрак до рассвета сухур и ужин после вечерней молитвы ифтар. Духовный смысл воздержания в том, чтобы подтвердить перед Аллахом свою стойкость, вернуться на истинный путь и отойти от разрушения и духовного опустошения. Кстати, от поста освобождаются дети, старики и больные, путники, беременные и кормящие женщины, если опасаются за своё здоровье.
В эти дни мусульмане совершают заключительный ритуал хаджа, сущность которого заключается в бросании камешков на три столба и символическое побитие дьявола камнями. В этот день пророк Мухаммед с первыми последователями ушли из Мекки, спасаясь от гонений и язычников. В мечетях проводятся проповеди, а сам день праздником не считают.
Это день поминают всех святых, а верующие соблюдают трехдневный пост, который не является обязательным. Также верующие молятся и благодарят Аллаха за спасение пророка Мусы и его сыновей.
К примеру, в прошлом году сумма пожертвования для мусульман с низким доходом составляла 150 рублей, со средним достатком — 500 рублей, с высоким — 800 рублей. Отдельно вносится пожертвование за каждый пропущенный день поста, так называемая милостыня искупления фидья-садака. Полное омовение В Уразу-байрам желательно провести полное омовение — гусуль. Сделать это нужно до утреннего похода в мечеть. Этот ритуал можно совершать по частям: сначала вымыть голову, затем шею и остальные части тела, а можно — сразу целиком, но важно, чтобы вода покрывала абсолютно все участки тела. Наряд Окончание поста — большой праздник, поэтому в этот день мусульмане надевают свою лучшую одежду: нарядную, необязательно новую. Главное — вещи должны быть чистыми и отглаженными.
Причем это касается всех членов семьи: взрослых и детей, мужчин и женщин. Праздничный намаз В Ураза-байрам читается особенная праздничная молитва — Ид-намаз арабское название , или Гаит-намаз тюркское название.
Мусульмане отмечают Ураза-байрам
Мавлид (Маулид) ан-Наби, или день рождения пророка Мухаммеда – один из почитаемых праздников среди мусульман. мусульманские праздники Однажды мусульмане обратились к Мухаммеду с вопросом о праздниках, желая отмечать празднования других религий. Для православных самый главный праздник – Пасха – в этом году придется на 16 апреля.
Мусульманские праздники
Две главные мусульманские ветви (сунниты и шииты) имеют разные традиции празднования: сунниты стараются держать добровольный пост и вспоминают в этот день спасение пророка Мусы. Для православных самый главный праздник – Пасха – в этом году придется на 16 апреля. Праздники и знаменательные даты мусульманского календаря в 2023 году. Все главные мусульманские праздники устанавливаются по лунному календарю, поэтому их даты ежегодно меняются.
Мусульманские праздники, священные дни и ночи
Почаще обнимайте детей во время праздников, поощряйте их к играм на мягком ковре» 199. Как уже было сказано в главе «Хадж» , для мусульман эта ветхозаветная церемония символически обозначает покорность воле Аллаха до стремления жертвовать своей жизнью. Но эта символика не самобытна в исламе. Уже несколько тысяч лет точно такой же смысл имеет библейский эпизод с жертвоприношением Авраама и в христианстве. Авраам был совершенным исполнителем воли Божией, а Исаак был совершенным исполнителем воли своего отца, вплоть до своей смерти.
Также и Христос, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившисъ, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» Евр. Плюс к этому, как Исаак, будучи уже обречен на заклание, получил чудесное избавление от смерти, также и Христос Своей властью восстал от смерти. В результате Исаак явился прообразом не только смерти Христовой, но и Его воскресения. Однако, усвоив себе смысл этого события применительно к той ветхозаветной исторической ситуации, принятие глубинного преобразовательного значения жертвы Авраама исламу было не под силу, по причине его несовместимости с учением ислама и той роли, которую Мухаммед выделил Иисусу Христу.
Стремление жертвовать своей жизнью ради высших целей государство, семья, друзья, свобода свойственно любому человеку и относится к общечеловеческим добродетелям, или по святителю Игнатию к «добру падшего естества». Единственная польза и значение, которое может иметь этот обряд, потерявший свой преобразовательный смысл после событий на Голгофе, это благотворительная акция для неимущих представителей ислама. Именно на этом, по преимуществу, и акцентируется внимание «правоверных» во дни праздничной церемонии. Но для спасения недостаточно быть просто хорошим человеком и щедрым благотворителем.
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» свт. Игнатий Брянчанинов 200. Вторым общемусульманским праздником является — ид аль — фитра праздник разговения. В отличие от ид аль — адха, который называется большим праздником, ид аль — фитра, или ураза — байрам, именуется малым праздником.
Его отмечают в первые три дня месяца шавваль после окончания поста рамадан. Мусульмане одеваются в нарядную одежду, дарят друг другу подарки, готовят вкусную и обильную трапезу, на которую стараются пригласить ближайших соседей и всем своим видом демонстрируют радость и ликование. В эти дни принято ходить в гости друг к другу, родственники при этом стараются собраться вместе, веря в то, что и души умерших родных приходят к ним в эти праздничные дни. При этом считается, что радость, которую испытывают «правоверные» в эти дни, должна быть не той радостью, какая бывает после окончания физических и духовных испытаний, а благодарностью Аллаху: «И пусть ликование не отвлекает тебя от благодарности Аллаху.
Аллах не любит ликующих, обольщенных и непризнателъных! То есть понятие праздника можно определить следующим образом: это момент радости, связанной с благодарностью Всевышнему за то поклонение, которое уже совершено. В дни этого праздника мусульмане должны отчитаться за прохождение поста рамадан, начать отбывать наказание за нарушенные дни, а также выплатить обязательную милостыню за каждого члена семьи, так называемое «очищение праздника перерыва». Также считается обязательным посещение мечети в эти дни для общественной молитвы.
Иногда же молитвы проходят на специальных площадках — намазгах. Мулла читает проповедь хутбу , в которой объявляет о действительности прохождения поста и дает другие наставления. После этого люди посещают кладбища и поминают усопших родственников. Мужчины же, собравшись группами, навещают дома недавно умерших и выражают их родным свои соболезнования.
А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» Да одобрит Господь старания наши во имя Его. В дни разговения устраиваются ярмарки и гулянья, на которых народные певцы, кукольники, танцоры, жонглеры и др. На базарах ведется оживленная торговля, устраивают игры для детей, разжигают костры и прыгают через них.
Несмотря на то, что праздник ид аль — фитра именуется «малым», реально отмечается он массово, радостно и оживленно, с болышим энтузиазмом. Существует несколько хадисов, в которых рассказывается о том, как относился основатель ислама к праздничным торжествам. Посланник Аллаха спросил меня: «Хочешь посмотреть? Передают также со слов Айши да будет доволен ею Аллах , что однажды во время праздника у нее находились две девушки, певшие песню и игравшие на бубне, а также пророк СААС , прикрывшийся своей одеждой.
Поскольку сунна, то есть личный пример Мухаммеда для любого мусульманина является образцом и критерием истины, то и отношение к праздникам в исламе должно быть таким, какое оно было у «пророка». Допускается привлечение к этим торжествам и немусульман, то есть распространение и на них гастрономической составляющей праздника. Однако, как и закят милостыня , который, кроме реальных мусульман, можно давать только потенциальным мусульманам, этот благотворительный жест имеет скрытый от невооруженного глаза подтекст и представляет собой своеобразную форму миссионерства джихад , по принципу — путь к сердцу «неверного» лежит через желудок. Угощайте их, зовите в гости, расскажите о том, что мы празднуем!
Подлежит сомнению также классификация этого события как «праздника», поскольку праздновать, собственно, нечего. Если в христианской практике торжество после поста это и есть тот праздник, к которому готовится христианин в течение и с помощью поста Пасха, Рождество Христово, Успение, первоверховных апостолов Петра и Павла , то в исламе после поста рамадан не установлено никакого специального праздника, к которому мусульмане готовили бы себя в течение и с помощью поста. То есть пост установлен ради самого разговения. Также если в христианской традиции, то есть применительно к христианскому посту, корректно употреблять термин «разговение», то в контексте мусульманского «поста» это представляется совершенно неуместным.
Непонятно, о каком «разговении» идет речь, когда каждую ночь рамадана у мусульман совершается обильное «разговение» — в начале ночи, вечером «постного» дня, и «заговение» — в конце ночи, перед наступлением «постного» дня. Единственным по — настоящему значимым для мусульман аспектом этого повода, называемого в исламе «праздником разговения», является его гастрономическая сторона. Более того, не имея никакого религиозного содержания и духовного стимула, который привлекал бы к себе внимание и располагал к воспоминаниям и желанию этого праздника, мусульмане компенсируют эту духовную пустоту вкусными ароматизированными блюдами. Это делается для того, чтобы создать прочную ассоциативную связь между запахом блюда и празднуемым событием.
То, что само по себе обладает изумительным ароматом во время Ид — это завтрак Ид. Тем не менее, устраивая запоминающееся событие, необходимо создавать ощущение аромата, стойко ассоциирующегося с данным событием. Поэтому во время празднеств Ид следует постараться подготовить аппетитные, приятно благоухающие блюда, используя такие ароматические пряности, как корица, гвоздика, кардамон или тмин... Бергамот и щепотка лимона, мандарина идеально подходят для создания праздничного настроения...
То есть праздничное настроение возникает не в результате запоминающегося религиозного события, повлиявшего и изменившего судьбу всего человечества и твою собственную судьбу, а при помощи запахов бергамота и мандарина. Именно поэтому такое большое внимание на праздничных трапезах уделяется сервировке стола, так как это единственный реальный стимул способный вызвать у «правоверного» в течение года ностальгические воспоминания об этом событии. Таким образом, в традиции празднования мусульманами этих двух самых значимых для ислама праздников, в очередной раз становится очевидным не только стремление Мухаммеда воздвигнуть свои обряды на уже существующем фундаменте Православного Предания, но и исказить это Предание, трансформировав его в адаптированное «мусульманское». Попытка слепого копирования чужих религиозных практик, естественно, выливается в отсутствие духовного наполнения событий особенно ид аль — фитра , из которых мусульмане сделали праздники.
Ущербность и крайняя бедность исламской эортологии — науки о праздниках по существу она в исламе вообще отсутствует , открывается даже в ее количественной составляющей. Мусульмане, празднующие всего два общепринятых праздника в году, не хотят понять, что та строгость в вопросе контингентирования их праздничных традиций, это не повод для похвальбы, но показатель духовной бедности и безрадостности религии ислам. Христианская же практика ежедневного 365 дней в году празднования памяти того или иного святого или религиозного события, которая мусульманским не понимающим сути дела сознанием трактуется как «баловство», это не только следование двухтысячелетним традициям Церкви, но и отголосок, земной прообраз вечной радости и торжества, которые наступят в день оный для всех возлюбивших явление Сына Божия 2Тим. Эти два праздника идайн — два праздника жертвоприношения и разговения считаются каноническими и общеупотребительными в исламе.
Причем характерной их особенностью является то, что они представляют собой неотъемлемую часть паломничества хадж и поста саум и независимо от них не существуют. Поэтому представление об исламских праздниках, как отдельно существующих и независимых образованиях, с мусульманской точки зрения, является ошибочным. Ввиду этого такие праздники, как мирадж, мавлюд, той и др. Праздник мирадж вознесение тюрк, раджаб — байрам установлен в память «вознесения» Мухаммеда на небо.
Исламское предание гласит, что однажды Мухаммед верхом на некоем бесоподобном существе аль — бурак , обладающим человеческой речью, с хвостом как у кометы, орлиными крыльями и звездами вместо глаз, был чудесным образом перенесен аль — исра из Мекки в Иерусалим, а оттуда вознесен мирадж на небо. При этом аль — бурак не сразу позволил Мухаммеду сесть на себя, но только с условием, что ему будет обеспечено место в раю. То есть получается, что это существо было не из рая. Возникает уместный вопрос, тогда откуда же?
Догадаться несложно. Во время этого путешествия его сопровождал ангел Джабриил. Предание передает, что сначала Мухаммед побывал на Сионе Сина , затем в Вифлееме Бейт — Лахм , а после этого оказался у мечети Аль — Акса в Иерусалиме которой на самом деле тогда еще не было. Зайдя в несуществующую мечеть, Мухаммед сотворил в ней два раката молитвы.
При этом оказалось, что это была коллективная молитва, так как за спиной Мухаммеда и вместе с ним совершали намаз Ибрагим, Муса, Дауд, Иса и другие пророки, о чем Мухаммед узнал потом от Джабриила. Мухаммед же был для них имамом. После этого Джабриил преподнес Мухаммеду два по другому источнику три бокала — с молоком, вином и водой. Мухаммед выбрал бокал с молоком.
Так в исламе появился запрет на алкогольные напитки, хотя термин аль — кохоль спирт — является арабским. При этом непонятно, почему на том же основании в исламе не существует запрета на воду. Один из хадисов передает, что по пути в Иерусалим Мухаммед почувствовал приятный запах. Джабриил объяснил ему, что это запах духов жены и дочери фараона.
Считается, что «кентавр», на котором путешествовал Мухаммед, во время приземления в Иерусалиме копытом оставил на камне вмятину. Мусульмане, посещающие Иерусалим, обязательно проходят мимо этого «священного» места. То, что существо, на котором якобы катался Мухаммед, имеет копыта, определенно свидетельствующие о его бесоподобном облике природе , мусульман совершенно не смущает. Египетский богослов Мухаммед Раджа Ханаби, опираясь на некоторые хадисы, открывает любопытные детали мираджа.
Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой! Да, со мной посланник Бога Мухаммед. Его пригласили? Когда раскрылись небесные ворота, Пророка встретил Адам.
Справа и слева от Адама стояло по одному человеку. Стоящий справа смеялся, слева — плакал. Джабраил объяснил, что правая сторона — место обитателей рая, левая — обитателей ада. Наконец, Мухаммед и Джабраил поднялись на Седьмое небо, где восседал праотец — патриарх всех пророков Ибрахим Авраам.
Здесь предание достигает своей кульминационной точки, ибо Седьмое небо — «потолок небес"» 206.
Сумаляк обычно ставят в самом центре праздничного стола среди других блюд. К слову, это ритуальное яство готовят долго, поэтому хозяйки начинают им заниматься еще накануне торжества. Блюдом обязательно угощают всех гостей. Ограничений в этот праздник нет. Наоборот, по традициям, люди все вместе праздновали Навруз, вкусно ели и весело проводили время с семьей и близкими.
Азат Ахунов исламовед По данным Духовного управления мусульман Москвы, упоминания о празднике нет ни в Коране, ни в Сунне пророка Мухаммада — это больше национальный праздник народов Средней Азии. Тем не менее там напомнили, что мусульманам к таким датам стоит относиться спокойно и взвешенно. У некоторых народов есть определенные традиции, но это не значит, что они нарушают нормы религии или выходят за рамки дозволенного. Некоторые склонны обвинять тех, кто отмечает подобные праздники, в неверии. Мусульманам совершенно не подобает такое поведение, ибо только Всевышнему известно об истинных намерениях людей», — обратили внимание авторы публикации. Курдские сирийцы празднуют персидский Новый год, известный как Навруз.
Крашеные яйца в первую очередь связывают с православной Пасхой, однако народы Средней Азии и Ближнего Востока тоже красят яйца в честь праздника Нового года и наступления весны. Это блюдо давно стало неотъемлемым угощением на праздничном столе по случая Навруза. Еще во времена язычников яйца рассматривали как символ рождения всего живого. По мнению исламоведа, невозможно точно сказать, какой народ стал первым подавать крашеные яйца на праздничном столе. Может быть и такое, что христиане со временем, скорее всего, переняли этот праздничный обычай. В целом это очень древняя традиция Ближнего Востока, поэтому говорить, что это исконно пошло от христианства, конечно, не стоит», — заметил Ахунов.
При таком раскладе вся эта история выступает не более чем визуальное помешательство арабского «пророка». Опровергая критику этого события как обычного сновидения видения , мусульмане выставляют в качестве аргумента эпизод с караваном, который якобы имел реальное историческое проявление. Если это действительно так, то опять возникают некоторые недоумения.
Утверждая, что все путешествие заняло по земным понятиям одно мгновение, следует допустить, что все описываемые события происходили вне пространственно — временных категорий. Однако эпизод с караваном никак не укладывается в общем интеллигибельном контексте повествования. Если вода и люди были действительные и пил Мухаммед воду чувственным образом, то все это должно было занять достаточное количество времени.
У Мухаммеда же его не было, поскольку ему нужно было успеть вернуться в тоже мгновение, в которое он отбыл, и еще успеть поймать падающий кувшин с водой. Все эти противоречия вселяют большие сомнения в истинности этой истории. В результате эта очередная неудачная попытка мусульман поднять престиж Мухаммеда — чудотворца в глазах мира оборачивается против них же самих и лишь дискредитирует основателя ислама.
Другим событием, условно обозначаемым как праздник, является день рождения Мухаммеда — маулид аннаби. Отмечается он 12 числа третьего месяца лунного мусульманского календаря раби уль — авваль. На самом деле точная дата рождения Мухаммеда неизвестна.
В то время в Мекке не велась регистрация актов гражданского положения, поэтому указанная дата считается ориентировочной. Приблизительным также считается и сам год рождения Мухаммеда — 570. Поскольку скончался родоначальник ислама 8 июля 632 года, что соответствовало 12 числу месяца раби уль — авваль, то дата его рождения была приурочена ко дню его смерти, и день смерти Мухаммеда был провозглашен как маулид.
Хотя принято это положение было не сразу. Мусульманские богословы долгое время не хотели принимать этой даты, полагая, что ее празднование будет неугодно Всевышнему. И лишь позднее это событие сформировалось в традицию и было закреплено как «одобряемое нововведение».
Принято считать, что первоначально это произошло в среде шиитской знати и не раньше, как через три — четыре столетия после смерти Мухаммеда. И только около XII века это нововведение распространилось и на доминирующую суннитскую ветвь. В настоящее время маулид широко празднуется а Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах.
В Пакистане он считается официальным праздником, который сопровождается тремя нерабочими днями. В Эмиратов он также считается национальным праздником, дату которого здесь вычисляют каждый год то есть каждый год на 11 дней раньше. В ранние времена это событие праздновалось более широко.
Торжества включали в себя не только общественные молитвы и проповеди , но и парады, красочные шествия и даже жертвоприношения. Есть мнение, что «такие широкие мероприятия проводились с целью пропаганды исламской веры и борьбы с христианством. До сих пор в некоторых радикально исламизированных странах в честь Мавлида проводятся массовые демонстрации, сопровождающиеся скандированием строчек из Корана и оружейными выстрелами.
Как правило, в день маулид мусульмане собираются на молитву в мечетях, прославляют Аллаха и его «пророка», слушают проповеди и повествования о жизни Мухаммеда, проводят конгрессы, семейные посиделки, выражают радость и благодарение Аллаху по поводу явления в мир Мухаммеда — последнего пророка. Некоторые в этот день берут на себя добровольный пост. В день рождения Мухаммеда мусульмане стараются творить добрые дела, раздавать милостыню нищим.
Распри, ссоры и конфликты считаются в эти дни недопустимыми. Всю следующую за маулидом неделю в мечетях произносятся проповеди, на которые приглашаются дети и молодежь. В Египте день рождения Мухаммеда особенно любим детьми, поскольку специально к этому дню для них изготавливают различные сладости.
Наиболее известные из них, сахарная фигурка для девочек «арусат ан — наби», невеста пророка, с бумажным пестрым веером за спиной. Для мальчиков же другая популярная сладкая фигурка — всадник с саблей в руке. Сейчас эти игрушки делают из различных несъедобных материалов и красочно их украшают.
Стремление мусульман отмечать день рождения своего «пророка» вполне понятно и объяснимо для религиозного сознания. И попытки вывести приблизительную дату его появления на свет или заменить датой смерти , ввиду отсутствия фактической даты, кажутся вполне естественными. Однако сами мусульмане почему — то отказываются войти в положение христиан и объяснить для себя их стремление праздновать день рождения своего Пророка и Спасителя, Который, даже по исламским представлениям, стоит на порядок выше Мухаммеда.
Ссылаясь на якобы отсутствие в христианстве точной даты Рождества Христова, они пытаются поставить крест и на всей традиции его празднования. Нет упоминания об этой дате ни в одном древнем источнике. Даже Евангелие ничего не говорит о рождении Исы Ибн Марйам.
Так откуда же взялась эта странная дата? Если никто не знает время, когда Всевышний послал на землю спасителя, то зачем отмечать это? Католики в одно время, православные в другое...
Как это вообще можно понять? Неужели пророк дважды рождался? Католики празднуют рождество 25 — го декабря, православные христиане — 7 января, григорянская церковь — 6 января...
Даты меняются... Более того, это насквозь лживый день, так как Иисус в эту дату не родился» 212. Во — первых, что касается Евангелия, то оно предоставляет гораздо больше сведений о рождестве Христовом, нежели Коран о Мухаммедовом.
В то время, как Коран совершенно молчит о дате рождения Мухаммеда, Евангелие оставило нам несколько любопытных фактов о рождестве Христовом. Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» Мф. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» Лк.
Август был императором Римской империи с 27 г. Квириний стал правителем Сирии около 7 г. Младший современник тех событий историк Иосиф Флавий утверждает, что в тот год приключилось лунное затмение.
Иоганн Кеплер вычислил дату этого затмения — 12 марта 4 г. Хотя упрек вполне в законническом духе ислама, но представляется странным именно от мусульман услышать этот укор. Было бы логично услышать подобное обличение от религии с принципиально иной ситуацией в обсуждаемом вопросе.
Но христиан обличают мусульмане, которые не только сами не знают ни числа, ни года рождения своего «пророка», но и отмечать эту символическую дату решились только в XII веке, тогда как христиане празднуют Рождество Христово с самых апостольских времен. И при этом мусульмане еще призываются к терпимости темных и необразованных христиан: «Необходимо заметить, что мусульманину запрещено по этому поводу празднования Рождества Христова — авт. Он должен показать истину людям писания, ведь те абсолютно необразованны в своей религии и истории» 214.
Что касается «абсолютной образованности» мусульман, то, судя по всему, на каком уровне она была у них в древности, на таком же осталась и сейчас. Вот что рассказывает один известный путешественник о своей педагогической практике среди высокопоставленных особ Персии и Турции: «Несмотря на мое серьезное намерение познакомить моих высокорожденных питомцев с элементарными понятиями из физики, с историей и географией, все мои старания просветить их пропадали даром... При объяснении обыденных явлений природы, едва дети успевали выслушать объяснение грома, молнии и радуги, как уже выскакивали, как угорелые, и летели в гарем рассказывать матери и няньке о необыкновенных выдумках франкского учителя.
Эти выдумки приводили в ужас упомянутых дам, а франкский учитель всегда объявлялся ослом, рожденным в черном неверии, и к Богу воссылались молитвы, дабы Он простил грехи отца, пользующегося услугами такого учителя» Вамбери. Очерки и картины восточных нравов. Неужели на примере своего «пророка» мусульмане не поняли, что отсутствие точной даты рождения — ничто, но главное та роль и предназначение, которое выполняет личность в контексте своего исторического существования.
Для нас важно, что Христос жил и что Он совершил наше спасение, полностью оправдав Свою миссию. И отсутствие точной даты Его рождения нисколько не умаляет ни значения Его личности и ценности Его подвига, а также не подвергает сомнению реальность Его исторического существования. Иначе получается, что и маулид ан — наби «насквозь лживый день», так как Мухаммед не рождался в эту дату.
А поскольку никто не знает время рождения Мухаммеда, то зачем это отмечать? Еще одним событием, которое мусульмане торжественно празднуют, является той сундет — той — праздник по случаю обрезания мальчика. Этот праздник, как правило, отмечается очень весело и радостно.
Семья приглашает большое количество знакомых и родственников. В центре внимания, конечно, виновник торжества, для которого устраиваются представления и концерты. Родители берут детей в парки и кафе, катают на аттракционах, дарят подарки.
При этом лучшим подарком считается живой конь — верный друг и спутник кочевника. Естественно, такой подарок может иметь место только там, где гармонируют желания, возможности и условия. Масштабы праздника зависят от благосостояния семьи.
Состоятельные мусульмане устраивают грандиозные мероприятия, на которые могут уходить сотни тысяч долларов. И хотя это личное дело каждого, но некоторые представители ислама выражают недовольство по поводу излишней роскоши и помпы в проведении этого праздника. Например, Альжан Хусайнова, пиар — директор международного форума моделей и талантов, сожалеет, что традицию отцов и дедов превращают в балаган и ярмарку тщеславия, так что праздники в честь ребенка превращаются в соревнования родителей в конкурсе «У кого больше денег и возможностей».
Не удивлюсь, если услышу, что кто — нибудь для проведения обряда обрезания умудряется даже брать кредиты в банках. На сундет — тои приглашают звезд отечественной и российской эстрады, клоунов, артистов оригинального жанра, дрессировщиков с обезьянками. Не у дел остаются разве что стриптизеры!...
У нас любят долго и проникновенно рассуждать об основах религии, а сами выставляют на сундет — тоях спиртное и радостно поднимают тосты за здоровье виновника торжества. К концу празднества многих гостей уже выносить можно. Коран запрещает алкоголь, но в нем нет ни слова о том, что мусульманин обязан быть обрезанным» 216.
Следующим условным праздником можно назвать ляйлят аль — кадр ночь могущества и предопределения. Считается, что в эту ночь Мухаммед получил свое первое «откровение» или, иными словами, с этого момента началось «ниспослание» Корана. Несмотря на то, что точной даты этого события мусульмане не сохранили, традиционно принято считать, что это 27 рамадана 610 года.
В эту ночь Мухаммед, пребывая на горе Хира — Джабаль — ан — Нур, сподобился явления некоего существа, которое, ни во что не ставя свободу выбора Мухаммеда, при помощи удушения заставило его прочитать некоторый незнакомый текст.
Другим символом праздника является щедро накрытый стол — после 30-дневного ограничения в пище верующие готовы побаловать себя и близких вкусными угощениями. Принято ходить в гости, угощать соседей, навещать родственников и знакомых. Детей угощают сладостями и позволяют им всевозможные развлечения, дарят новую одежду и подарки. В последние годы в некоторых мусульманских странах и российских республиках Ураза-байрам — это выходные дни, и многие мусульмане предпочитают путешествовать. Также можно пожелать: «Счастливого Рамадана!
Можно угощать детей конфетами и другими сладостями, делать небольшие подарки, принести угощение соседям-мусульманам. Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.
Мусульманские праздники в июне и июле 2023
Каждый год дата меняется в соответствии с лунным календарем: пост завершается в первый день новолуния. Ураза-байрам считается одним из самых древних мусульманских праздников, он отмечался еще во времена жизни пророка Мухаммеда, в 7 веке нашей эры. Праздничные столы после поста накрывали в Египте, Османской империи, Пакистане, Афганистане и других странах, куда распространился ислам. Ид-аль-Фитр равно важен и для шиитов, и для суннитов. Вокруг Ураза-байрама сложилась масса традиций. Так, верующие мусульмане приветствуют друг друга словами «Желаю тебе благословенного праздника», по-арабски это звучит «Ид мубарак!
Важен и обычай помощи тем, кто беден, болен или попал в трудную жизненную ситуацию. Они получают специальную милостыню, которая называется Закят-аль-Фитр.
В Ураза-байрам мусульмане поздравляют друг друга словами «Ид мубарак», что в переводе с арабского означает «Благословенного праздника». Это универсальное выражение верующие произносят и в Курбан-байрам, и в начале Рамадана, и в другие важные даты. В ответ на такие слова нужно поблагодарить собеседника и тоже поздравить, необязательно на арабском, можно на другом доступном языке. Акт благотворительности Важное условие празднования Ураза-байрам — выплата милостыни разговения. На арабском этот акт благотворительности звучит как закят аль-фитр, в тюркском варианте — фитр-садака.
Милостыню подают деньгами или продуктами. Считается, что так можно искупить погрешности в соблюдении поста и помочь бедным или больным единоверцам отпраздновать окончание поста. Сделать пожертвование должен старший мужчина в семье за всех ее членов, причем обязательно до начала празднества. Минимальную сумму фитр-садака ежегодно утверждает совет муфтиев перед постом.
В это время верующим запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить. Главная цель — очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь. В отличие от григорианского летоисчисления, по которому мы привыкли жить, исламский год начинается не 1 января, а в день Хиджры, когда Пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину в 622 году нашей эры.
В каждом из 12 месяцев мусульманского календаря в среднем 29 дней. Тем не менее, фиксированной даты начала и конца каждого месяца нет, поскольку они плавают в зависимости от фазы Луны от новолуния к новолунию. Всего же лунный год насчитывает 354 дня, таким образом ежегодно календарь сдвигается на 11 дней, а, следовательно, и меняются даты некоторых праздников.... Помимо двух праздников у мусульман есть особо почитаемые даты дни и ночи , которые не отмечаются так же широко как праздник разговения и жертвоприношения, но в некоторых мусульманских странах их всё же отмечают. Дата сотворения небес, ангелов и первого человека на Земле.
В этот временной период особенно важно обратить внимание на свои мысли и поступки, не позволять себе злиться, завидовать и участвовать в обсуждении других людей, особенно в негативном ключе. Эти месяцы лучше посвятить благим делам, помощи близким и чтению Корана. Эти деяния будут отмечены Всевышним, который дарует истинным верующим любовь, благополучие и здоровье. Август 17 августа — Сафар Наступает второй месяц по мусульманскому календарю. Он считается наиболее несчастливым временем.
Согласно традициям, в августе не стоит играть свадьбы — семейная жизнь принесет радости. На этот праздник не возлагаются строгие религиозные обязательства. Главные мусульманские праздники осени 2023 года Сентябрь 16 сентября — Раби эль-авваль Идет третий месяц мусульманского календаря.
Какие праздники ждут мусульман в 2023 году
Стала известна дата празднования главного мусульманского праздника - Читайте на IA-CENTR | Рассказываем обо всех главных праздниках ислама: точных датах в 2023 году, традициях и праздновании каждого события. |
Миллионы мусульман отмечают Ураза-байрам — Новые Известия - новости России и мира сегодня | Когда отмечают мусульманский праздник Ураза-байрам в 2023 году? |
Ураза-байрам в 2024 году: когда и как отмечается, суть и традиции праздника
Праздник жертвоприношения отмечается в десятый день двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. В 2023 праздник выпал на 27 сентября, торжества по случаю Маулид ан-Наби начались накануне вечером 26 сентября, передает Для православных самый главный праздник – Пасха – в этом году придется на 16 апреля. Главная» Новости» Мусульманские праздники в 2024 году календарь по месяцам в россии.
Мусульманские праздники 2024: какой праздник в исламе сегодня?
Все главные мусульманские праздники устанавливаются по лунному календарю, поэтому их даты ежегодно меняются. Для единоверцев была проведена лекция-беседа на тему истории празднования одного из главных мусульманских праздников Ораза-байрам. Главные запреты праздника касаются, в первую очередь, духовного стороны жизни: нельзя ссориться, проявлять жадность и нетерпимость. Все главные мусульманские праздники устанавливаются по лунному календарю, поэтому их даты ежегодно меняются. Это десятый день мусульманского месяца Зуль-хиджа — праздник завершения хаджа. мусульманские праздники Однажды мусульмане обратились к Мухаммеду с вопросом о праздниках, желая отмечать празднования других религий.