В Казани немало группировок, которые сформировались еще на заре того самого «феномена». Молодежные группировки в Казани существуют и по сей день. Нашумевший сериал «Слово пацана» рассказывает историю подростковых группировок в Казани на рубеже 80-90-х годов прошлого века.
«Казанский феномен» 21 века: в Ростове-на-Дону задержали лидера казанской ОПГ Эльфата Сунгатуллина
Пятака отличала склонность к пьянству, чего терпеть не мог Казак, требовавший дисциплины и трезвости от всех участников бригады. После очередного загула и жестокого избиения человека Пятаков оказался в розыске, чем создал проблемы для себя и группировки буквально на ровном месте. Его судьба была предрешена: обезображенное тело бывшего босса «Калуги» нашли на Бойничной улице. Криминалисты установили, что жертву забили до смерти молотками и гаечными ключами, — этот способ расправы долгие годы был «визитной карточкой» банды.
Организаторы убийства Казаков, Лянгузов и Сиразиев пытались пустить следствие по ложному следу. Одежду со следами крови Пятака и наручные часы, которыми при жизни не раз хвастался бандит, подкинули в квартиру к его другу и также участнику ОПГ Игорю Селезневу. Самого же Селезнева вывезли в загородный дом, где ввели ему наркотическое вещество с целью убийства.
Но смертельную дозу рассчитали неверно, Селезнев лишь потерял сознание. Тогда Казаков приказал Мифтахову задушить Селезнева, что тот и сделал, считает следствие. Тело закопали под полом дома, где его убили, на глубине нескольких метров.
Позже там собиралась «калужская» братва на шашлыки. Пятак Фото: соцсети После Пятака Самого Казакова застрелили в 2004 году «партнеры» по криминальному бизнесу. После этого убийства бандой занялись всерьез.
У следствия появился свидетель из числа «калужских», который пролил свет на десятки преступлений, в том числе помог раскрыть убийства Пятака и Селезнева. Последний раз члены «Калуги» громко напомнили о себе в криминальных новостях в 2017 году.
Вскоре они узнали, что молодого человека приглашали стать участником одной ОПГ, однако он отказался. Тогда они решили его запугать.
Перестрелка произойдёт через несколько минут после того, как папа положит трубку. Тут же расстреляли и четверых других перваков. Аля до сих пор помнит свою квартиру, заваленную трупами, помнит, как её матери рикошетом отстрелило нос, хотя саму её оставили невредимой. Алия отказалась от интервью, поскольку считает эти воспоминания слишком травмирующими. Она всё ещё живёт в Казани, в той же самой квартире, где всё случилось, воспитывает дочь. Отец успел дать показания полиции, он был готов рассказать про телефонный звонок и назвать имена подозреваемых в суде.
За это его и застрелили. Следом, через неделю, во дворе собственного дома. Всю юность мы поддерживали связь, объединённые общим секретом, этой перестрелкой, — потому что считали очень важным сохранить историю наших отцов. Именно Аля в 11 лет вообще открыла мне глаза на то, что мой отец был в ОПГ. До этого я считала, что родители были просто стилягами. Сейчас я думаю, что «Перваков» и «Хади Такташ» стравили менты, ведь через взаимные контры было удобно постепенно избавляться от всех уличных группировок.
Было страшно, когда я нашла свидетельство о смерти: там были перечислены повреждения на теле отца: разрыв грудной клетки, множественные отверстия от выстрелов. Я визуализировала это всё, представляла, как он умирал, — больно и паршиво. Конечно, я хотела вырасти и отомстить всем этим мужикам, но мне было слишком страшно. Дело о смерти моего отца до сих пор открыто, это висяк, каких в Казани сотни. Батин мемориал на кладбище выглядит помпезно: «Перваки» покрыли расходы на похороны. Больше помощи семье не было, потому что и самой группировки скоро не стало.
Лидер такташевских Радик Галиакберов, или Раджа, объявил за голову любого первака награду в 5 тысяч долларов. Зато был героин. Первое, что сделал брат отца, когда его не стало, — принёс моей маме героин и сказал: «Всё закончилось, теперь будем лечиться». Она употребляла с 1997-го по 2010-й, до конца своей жизни. Сплетни быстро распространялись по городу, но бабуля хотела, чтобы мы выглядели счастливой семьёй. Возможно, моя мать всю жизнь путешествовала из одних созависимых отношений в другие именно потому, что бабуля душила её любовью.
И на героин она так легко села потому, что после убийства папы ей проще было найти новую зависимость. Семья посылала её в монастыри на трудотерапию, приглашали всяких целительниц, отправляли в психушку. Очень скоро бабушка стала использовать её судьбу как аргумент в моем воспитании: когда находила сигареты, пугала, что «следующий шаг — это героин». Все проступки сводились к «ты станешь, как твоя мать». Это глубоко вросло в меня.
Гопники тоже разные попадались. Иногда видишь, что можно еще поговорить, и тогда начинаешь всякие разговоры: про музыкантов, концерты, даже философские темы затрагивали, о смысле жизни. А иногда вообще нелюди встречались. Тогда уж дурочку включаешь: «Какие панки? Да о чем вы, да разве есть в Казани панки? Ну а на голове, так неудачно вышло». Про Яна Вельмискина знаете? Его гопники убили 27 апреля 1991 года. Хоронили с проломленным черепом и растоптанной грудной клеткой. Он панком себя считал. Угораздило его и еще трех человек такого же вида оказаться в районе Дома обуви. Вышла толпа гопоты. Так вот эти три человека просто убежали, и Господь им судья. Ну а Яныча забили. Вот за что? За то, что немного другой? Ну это я на свою мозоль давлю, ибо с той истории очень много во мне перевернулось». В седьмом классе уехал во Владивосток, в восьмом вернулся — Казань не узнал. Какие-то банды, группировки... Пароль, который спрашивала группка молодых лбов. Я жил в районе, который назывался «56-й квАртал» ударение на первый слог — казанский диалект. У него были враги: — «Мебелька» — район через дорогу, единственным отличием которого от нашего было наличие мебельного магазина. Были друзья: — «Чайники». Когда тебя спрашивали «Ты откуда? Били даже лежачих, и до такой степени, чтобы не смог двигаться. Мог отговориться, сказав «Не при делах», то есть чушпан. Были еще градации вниз: чухан — по нынешнему ботаник, и мареха — зачморенный, закноканный человек. Были девчонки «настоящих пацанов» — матрешки, которые ждали своих парней после тюрьмы-малолетки. Я хорошо учился, был чушпаном, то есть не «мотался», и считал, что это нормально. Пошли разговоры, что типа приехал из Владика, кончай отдыхать, и все такое. К лету я подтянулся, решил стать крутым. Крутизна заключалась в том, что врагов необходимо было каждый день мочить. Хрен знает. Наверное, потому что враги. Мы им делали «добрый вечер»: собирались человек десять с арматурой, перебегали на другую сторону дороги и метелили ровесников этой арматурой. Пробить голову арматурой называлось «сделать копилку». На моем счету нет удачных копилок, а вот у меня на голове и у моего друга есть. Мебельские или еще кто-то сделали ему такую операцию. Только она называлась "доброе утро"». Понятия Пацанские понятия были более мягкие, чем блатные. Ключевую роль в них играли запреты: нельзя было курить, употреблять алкоголь и наркотики, сотрудничать с милицией, барыжить и убегать во время драки. Зато можно служить в армии, заводить семью, зарабатывать деньги. Понятия работали только среди своих — с лохами можно было поступать как угодно.
Казанские авторитеты 90-х выходят на свободу, ждать ли новой битвы за асфальт?
К лету подтянулся, решил стать "крутым". Крутизна заключалась вот в чем: Врагов необходимо каждый день мочить и убивать, почему, хрен знает, наверное потому что враги. Мы им делали "Добрый вечер"-собирались человек 10 с арматурой, перебегали на другую сторону дороги и метелили ровестников этой арматурой. Пробить голову арматурой называлось "сделать копилку", на моем счету нет удачных копилок, а вот у меня на голове и моего друга есть. Только мебельские или еще кто-то сделали ему такую же операцию, только она называлась "Доброе утро". Потом был пляж на реке Казанке, махач с врагами, тех кто пришел на этот пляж не с того района. Были две драки район-на-район. В роще собрались человек 200 наших и столько же ботинков. Мы их погнали. Но я никого не ударил, но ноги все равно тряслись, перед "переговорами" стоял и думал, как бы убежать и не получить удар ножем в печень.
Ну вроде пронесло. Потом появилась собака-Сара, а к власти в стране пришел Горбачев. Был 1985 год и мне 16 лет. Первый секс, общаги, девочки. Но вся эта байда продолжалась. Учился я в Техникуме Связи. Район назывался Кубой. В общем меня отметелили однажды прямо на трамвайной остановке посреди равнодушной толпы фигня, сам такое же делал.
Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90]. Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43]. Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101]. По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх. Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин. Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102]. Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103]. Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105]. Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя. Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71]. Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92]. В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109]. В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э. В 1990 году Ю. Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения». Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95]. Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112]. Авторы ряда писем считали свои практики нормальными для советской молодёжи и говорили о поддержке ценностей товарищества и патриотизма; другие же романтизировали банды, представляя их боевой элитой [113]. Так, некоторые авторы утверждали, что все члены группировок активно занимались спортом [91] и считали для себя честью как службу в армии, так и работу на заводе у станка [18]. На фоне этого группировки пользовались поддержкой от многих школьников, для которых грань между «правильным» и «неправильным» была размыта [114]. Мальчишек в группировках также привлекала некая психологическая общность, которая обеспечивала им защиту в условиях города, поделённого на враждебные территории: в связи с этим они доверяли меньше закону и больше «конторе». Наконец, юноши рассчитывали благодаря своему статусу и силе добиться расположения со стороны девушек [115]. Представители отдельных группировок утверждали, что именно из членов уличных банд вырастают настоящие «защитники Родины»: в одном из писем говорилось, что восемь членов одной «конторы» служили в Афганистане, а один был посмертно награждён орденом за спасение девушки [116]. Отслужившие в армии становились почётными членами «конторы» и могли участвовать в её делах в том объёме, в каком посчитают нужным [16]. В то же время авторы некоторых других писем утверждали, что упоминаемая «мотальщиками» мотивация является ложью от начала до конца [117]. Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей органов правопорядка в дела банд вызывало у них крайнее недовольство, порой выражавшееся в угрозах ответных действий. В то же время образование банд носило исключительно оборонительный характер, чтобы позволить подросткам защитить себя в драке; некоторые из них готовы были применять арматурины и шары только в случае прямой угрозы жизни [118]. Быкова, после разгрома державшей в страхе Казань банды «Тяп-ляп» стали поднимать голову другие группировки, каждая из которых захотела занять своё место на вершине преступного мира Казани. В то же время руководство Быкова осталось крайне недовольным результатом исследования Соцгорода , по итогам которого Быков сделал вывод о наличии там идеальных условий для образования преступных группировок [119]. Танеева сообщила в Приволжский отдел милиции, что в училище многие ребята надевают значок одного образца — красный треугольник Речфлота РСФСР, а в течение недели было раскуплено 2500 таких значков. Много позже милиция выяснила, что банды придумывают таким образом собственные знаки различия. В дни майской и ноябрьской демонстраций 1982 года активизировались несколько группировок, которые попытались испытать силы милиции: так, когда за злостное хулиганство и групповое изнасилование были осуждены несовершеннолетний Хабибуллин с сообщниками, после судебного процесса банда их сообщников напала на конвой [87]. В подростковые банды входили дети из неблагополучных семей: у таких ребят формировалась склонность к преступлениям, начиная от драк и взлома трамвайных касс [120] и заканчивая кражами радиостанций и угоном мотороллеров и мотоциклов: дефицитные запчасти украденной аппаратуры перепродавались, а ненужные выбрасывались [121]. У некоторых подростков обнаруживали оружие пистолеты или обрезы [122]. Особо тяжёлая ситуация отмечалась у тех детей, чьи родители выпивали [123]. По мнению начальника республиканской инспекции по делам несовершеннолетних А. Патуляна , пики активности дворовых группировок приходились на годы «спячки» правоохранительных органов — после разгрома банды «Тяп-ляп» обществу внушили, что больше угрозы безопасности нет, вследствие чего милиция «проспала» становление дворовых банд, ограничиваясь частными изменениями и не занимаясь профилактикой в достаточной мере [124]. Тесис констатировал, что Казань шла к этому кризису в течение 15 лет и подошла к нему раньше других городов [125]. Бывший заместитель министра МВД по Республике Татарстан Ренат Тимерзянов констатировал, что появившиеся во время Перестройки проблемы социально-экономического характера сыграли свою роль в усугублении ситуации: с правоохранительных структур перестали «жёстко спрашивать за раскрытие преступлений» [126]. Драка на Глубоком озере Озеро Глубокое Одним из наиболее известных событий периода «казанского феномена» стала драка на Глубоком озере , известная как «ледовое побоище». Она состоялась между двумя крупнейшими бандами — «Грязь» и «Жилка», отчаянно враждовавшими друг с другом и ранее устраивавшими стычки. По версии Любови Агеевой, драка произошла в январе 1984 года [35] , по версии Анвара Маликова — в январе 1987 года [15] [13]. Считается, что в драке приняло участие около 60 группировок с обеих сторон, но точное число разнится: по словам одного из членов молодёжной банды «Киноплёнка», в драке участвовали около 30 человек из банды «караваевских» и около 200 человек из сторонников «Жилки»; по словам представителя «Жилки», она привела на встречу от силы 50 человек [1]. Участники встречи говорили, что в день драки на озере несколько групп школьников играли в футбол, когда появились первые агрессивно настроенные молодчики. Банды построились в две шеренги ровным строем, выгнав с озера находившихся ребят: хулиганы были вооружены арматуринами и цепями, а в качестве щитов использовали детские ледянки. В начале встречи один из представителей «Жилки» подошёл к лидеру противников, обговорив с ним что-то и обменявшись рукопожатиями: когда «жилковские» стали уходить, с горы поднялся дикий крик и свист, что стало поводом для «жилковских» обратно побежать к противникам. Драки, по словам очевидцев, толком не состоялось [1]. По свидетельствам Маликова, кавалерийский наряд на Лебяжьем узнал от женщины, что на противоположных сторонах озера собрались агрессивные группы молодёжи. Когда кавалеристы сообщили в дежурную часть и отправились к озеру, уже около 300 человек стали сбегать на лёд, и милиция предприняла все попытки, чтобы не дать обеим сторонам начать драку. Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, однако при звуках сирен патрульных машин разбежались. Милиция задержала несколько десятков хулиганов, ещё несколько человек были арестованы после того, как в травматологических пунктах объявились пострадавшие одних поймали на выходе из леса, других задержали у «Нарата».
Толпа прокатилась по всему району. Бандиты разделились на небольшие группы, разбежались по переулкам, оставляя за собой искалеченных людей, выбитые стекла и подожженные машины. В этом ужасном набеге пострадали десятки человек, в том числе сотрудники милиции. Не обошлось и без погибших. После такой наглой выходки против ОПГ «Тяп-Ляп» приняли решительные меры, арестовав практически всех участников погрома. Для охраны привели целый взвод солдат внутренних войск с резиновыми дубинками и слезоточивым газом. Были серьезные опасения, что оставшиеся на свободе участники группировки могут пытаться отбить своих сообщников. В итоге реальные сроки лишения свободы получили 30 «тяпляповцев». Их признали виновными в бандитизме, грабежах, убийствах и покушениях на убийства. Что касается главарей, то Завдата Хантимирова Джавда суд приговорил к смертной казни через расстрел. Высшую меру наказания получили еще три члена ОПГ, остальным смертный приговор заменили заключением под стражу. Лидеры группировки Скрябин и Антипов получили всего лишь по 15 лет лишения свободы, отсидели и вышли на свободу. Правоохранительные органы настоятельно рекомендовали уехать бандитам из Казани. Антипов, отлично понимая, что попытка вернуть былое могущество может стоить ему жизни, послушался. Скрябин же решил побороться за «место под солнцем». Ходили слухи, что он организовал объединение киллеров и предлагал свои услуги видным криминальным авторитетам, но долго он не продержался - в 1994 году его самого застрелили неподалеку от дома, где он жил. Возник так называемый «казанский феномен».
Кондрашкин, 1956 г. Дворников "Француз" , 1965 г. Ахметшин "Гитлер" , 1961 г. На сегодняшний день по имеющимся данным в Москве действуют три преступных казанских формирований: "Борисковская" Лидеры: Рачапов Линар Файзухович, 1959 г. Под контролем 0данной группировки находятся, в частности: - МП "Сибирь" 2-й Новомосковский пер. Ярославская, 4. Председатель правления Федячкин Б. К 1993 году среди казанских авторитетов занимал главенствующее положение. Рачапов Линар Файзухович Линар , 1959 г. Француз , 1965 г. За несколько дней до смерти Зарахович стал владельцем этой авиакомпании, Кондрашкин Ю. Гитлер , 1961 г.
Участникам ОПГ «Тукаевские» грозят сроки вплоть до пожизненного
Сделав ОПГ «Жилка» мощной и влиятельной группировкой, сам Хайдар Закиров завоевал авторитет и признание преступного мира Казани. Главная» Новости» Тукаевские опг казань последние новости. Он пробудил интерес тысяч человек к истории банд Казани. Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». В сообществе «Казанский феномен», посвященном молодежным группировкам и бандам Казани, Татарстана и Поволжья, разгорелись нешуточные споры о том, жив ли сейчас Эдуард Тагирьянов.В группе появило.
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице
Согласно нашему исследованию, в котором помогли эксперты, в том числе сами прошедшие путь из ОПГ 1980-х, в Казани того времени насчитывалось порядка 140 реально действующих группировок. Татарских банд в Казани не было, хотя были и до сих пор существуют группировки, в названии которых есть корень «татар». Не зря именно в Казань стремились все особисты и покупатели из элитных родов войск (погран, ВДВ и подводники) — забирать в армию казанских пацанов. ОПГ Казани, Татарстана и Поволжья. Советский союз, Россия 1970/80/90-е Собираем факты, документальные фильмы, телепередачи, фотографии из выпускных альбомов, статьи, свидетельства очевидцев и участников о казанских ОПГ 80-90-х. О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия.
"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды
Однако параллели можно провести с криминальной группировкой «Тяп-Ляп» — подростковой бандой, орудовавшей в Казани в 1970-х годах, пишет портал Men Today. Сегодня – о казанских организованных преступных группировках, имеющих славу наиболее кровавых. В итоге состоялся сход казанских ОПГ, где было принято решение изгнать табор из Казани. Жертвы – криминальные авторитеты из казанского ОПГ «Борисовские» и чебоксарского ОПГ «Ново-Южновские». Группировки Казани 80-х. Казанский феномен ОПГ. В разговоре с журналистом «Вечерней Казани» Гараев поделился, что общается с бывшими членами различных ОПГ, вышедшими на свободу после получения сроков в 90-е.
Участникам ОПГ «Тукаевские» грозят сроки вплоть до пожизненного
Жив ли казанский феномен? | В сообществе «Казанский феномен», посвященном молодежным группировкам и бандам Казани, Татарстана и Поволжья, разгорелись нешуточные споры о том, жив ли сейчас Эдуард Тагирьянов.В группе появило. |
«Два убийства – одно тело!»: спустя 20 лет в Казани всплыли подробности мафиозных разборок | Жертвы – криминальные авторитеты из казанского ОПГ «Борисовские» и чебоксарского ОПГ «Ново-Южновские». |
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН (GANGS OF KAZAN) | В Казани немало группировок, которые сформировались еще на заре того самого феномена. |
Банды Казани: что творилось в столице Татарстана в конце XX века - Русская семерка | начала 2000-х годов. |
Курсы валюты:
- Что еще почитать
- Comment section
- Группировка «Хади Такташ»
- Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице | АиФ Санкт-Петербург
ОПГ "Жилка". Организованная преступная группировка Казани, Хайдар Закиров
Самой известной и, по мнению экспертов, первой бандой Казани, была ОПГ «Тяп-ляп», прославившаяся в 70-х годах организацией массовых драк и убийств. Нашумевший сериал «Слово пацана» рассказывает историю подростковых группировок в Казани на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Однако параллели можно провести с криминальной группировкой «Тяп-Ляп» — подростковой бандой, орудовавшей в Казани в 1970-х годах, пишет портал Men Today. Главная» Новости» Тукаевские опг казань последние новости.
"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды
По оперативным данным, молодежная группировка, из которой позже выросло организованное преступное сообщество “Мамшовцы”, образовалась в Нижнекамске в конце 1980-х. В период 70–80-х годов в Казани и других городах Татарской АССР получил распространение так называемый «казанский феномен», связанный с незаконной деятельностью уличных банд. Самой известной и, по мнению экспертов, первой бандой Казани, была ОПГ «Тяп-ляп», прославившаяся в 70-х годах организацией массовых драк и убийств. Банда «Хади Такташ» действовала в Казани с конца 1970-х и по 1990-е. Эти преступники прошли путь от подростков с плохим поведением до настоящих гангстеров. Главная» Новости» Новости опг казань. Подростковая группировка «Тяп-Ляп» стала известна в Казани с 1970-х годов.