Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин умер 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года, в 2 часа 45 минут. Молок, Ю. А. Пушкин в 1937: материалы исследований по иконографии.
«Из одной крайности в другую»
- Как погиб Пушкин
- Александра Пушкина можно было спасти от смерти — правда или нет?
- 186-я годовщина со дня смерти Александра Пушкина: в Петербурге почтили память классика литературы
- Душа народа. 10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина
Кто такой Дантес?
- На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина
- Интересные факты
- День памяти Пушкина в 2024 году
- Как погиб Пушкин
- 10 февраля в России отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина
Последние часы Пушкина: как умирал поэт
Миф № 4: Пушкин инсценировал свою смерть и планировал бегство во Францию. Родился Александр Пушкин 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение (перитонит в то время лечить не умели) и, прожив еще двое суток, скончался. 10 февраля 2023 года исполняется 186 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, гения русской литературы, который вывел ее на мировой уровень. "День смерти Пушкина всегда выпадает на неделе о блудном сыне.
Разминулся с женой?
- Разминулся с женой?
- 10 февраля в России отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина
- Александра Пушкина можно было спасти от смерти — правда или нет?
- Как умер Пушкин? Когда умер Пушкин?
Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры
Молодожены жили сначала в Москве, затем в Царском Селе. В мае 1832 года на свет появилась дочь Мария, а за следующие четыре года в семье родились еще три ребенка — Григорий, Наталья и Александр. Александр Пушкин: возвращение в Петербург Содержать семью Пушкину было непросто. Переехав в Петербург, Александр Сергеевич вновь поступает на службу. Одновременно он продолжает писать. В 1933 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Это звание обычно давалось юношам, а поэту было уже тридцать пять лет. Пушкин был глубоко оскорблен. Титул позволял поэту и Наталье Гончаровой присутствовать на императорских балах — именно этого и добивался Николай I, питающий симпатию к молодой красавице. В это время Александр Сергеевич безуспешно пытался обеспечить себе доход. Он брал у государя ссуду за ссудой, опубликовал «Историю Пугачева», затем взялся за издание журнала «Современник», где печатались произведения Гоголя, Вяземского, Тургенева, Жуковского и самого Пушкина.
Если другие писатели не имели такого широкого распространения, то А. Пушкин, конечно, его имел. Произведения переводились самые разные, а значение и творчество в разные годы немного по-разному оценивалось, но, безусловно, всегда существовало. Например, на востоке очень любят стихотворение А. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» и каждый студент, приезжая из Китая, Кореи или Монголии обязательно знает его наизусть. Тогда как наши студенты в большей степени знают стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может».
Значение творчества и деятельности А. Пушкина отмечается каждое десятилетие, и следующий год как раз будет юбилейным. По всей стране уже объявлено и подписано президентом необходимость проведения крупных мероприятий, конференций в честь юбилея А. На нашем факультете, а потом и в нашем институте сложилась и продолжается очень хорошая традиция каждой осенью — пушкинская неделя. Обычно она проходит на первой неделе ноября, когда студенты и школьники принимают самое активное участие в самых различных мероприятиях — обсуждении фильмов, снятых по произведениям А. Пушкина; чтении его стихов наизусть и своих собственных, которые, возможно, о Пушкине или создавались вслед за ним; создании небольших видеороликов или рисунков.
Когда-то у нас даже проводились конкурсы красавиц, которые должны были играть одну из ролей пушкинских произведений. Вот такая широта взглядов и интересов. Влияние А. Пушкина мы видим и в кинематографе и в театральной деятельности - самые разные постановки по произведениям. Наш русский драматический театр не так давно ставил спектакль «Онегин» с современной интерпретацией и имел достаточно хороший успех. Еще можно отметить, что влияние на другие виды искусства тоже было очень большим и это, конечно, большая тема для разговора.
О том, что Александр Дюма и есть Александр Сергеевич Пушкин - Я думаю, что это, конечно, полная чушь, то есть никак не могло такого быть, такого случиться. Это всё-таки расхожие мнения, которые ходят в интернете для того, чтобы привлечь внимание. Но минус фактор - это тоже фактор.
В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт! Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина.
В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг. Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка».
Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г.
Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти. Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г.
В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности. Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А.
Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П.
Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты». Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико». В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти. В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в. Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным. Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев.
Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха. Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни. Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н. Гоголя и Ф. Тютчева как писателей, способных к глубокому взаимодействию с основными смысловыми пространствами европейских литератур — дантовским и гётевским, к которым всё более сознавал собственную причастность и которые должны были обеспечить русской литературе возможность выхода на принципиально новый уровень развития. В последние годы жизни Пушкина его отношения с петербургским высшим обществом осложнились; в числе недоброжелателей поэта оказались С. Уваров и К.
Светские и придворные успехи Н. Гончаровой сопровождались злословием и подмётными письмами, которые сыграли важную роль в сложной интриге, разрешившейся дуэлью Пушкина с французом на русской службе кавалергардом Ж. Смерть и похороны Исповедовал и причастил А. Пушкина протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий 1774 — около 1841 , настоятель придворной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя на Конюшенной площади. Посмертная маска А. Скульпторы: С. Гальберг и П. Мещерская, дочь Н. Карамзина, запомнила его слова о Пушкине: «я для себя самого желаю такого конца как он имел» Пушкин и его современники. Санкт-Петербург, 1908.
Для совершения отпевания поэта, которое первоначально предполагалось в Исаакиевском соборе , Г. Строганов приглашал митрополита Серафима Глаголевского , но архиерей уклонился: погибавшие на дуэлях приравнивались церковью к самоубийцам. В конце концов Николай I разрешил отпеть Пушкина в придворной Конюшенной церкви, Песоцкий совершил отпевание. Тело Пушкина сопровождал к месту погребения в Святогорском Успенском монастыре А. На могиле, вырытой рядом с захоронением матери, которую поэт похоронил за несколько месяцев до собственной смерти, оплатив при этом место для себя, был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». По условиям зимнего времени могила была сделана неглубокой, и весной гроб был перезахоронен окончательно. Памятник на могиле работы скульптора А. Пермагорова 1786—1854 поставлен в 1841 г. Пушкин и русская литература Пушкин — основоположник новой русской литературы: обобщив наследие отечественной литературы 18 в. Пушкин канонизировал форму русской романтической элегии и романтической поэмы, создал ряд экспериментальных форм роман в стихах, драматические сцены, исторический роман, граничащий с документальной прозой, и др.
Созданная Пушкиным сложная художественная система открыта самым разным культурным контекстам, как русским, так и европейским, — как вобравшая в себя существенные элементы поэтики классицизма, сентиментализма , романтизма и предвосхитившая ряд открытий реализма. Творчество Пушкина — основной подтекст русской литературы 19—20 вв. Вскоре после смерти Пушкина в русской культуре утвердилось представление, согласно которому творческое наследие и личность Пушкина — прообраз будущего русского человека и общества Н. Гоголь и основное вневременное идеальное содержание русской жизни А. Во 2-й половине 19 в. Боратынский , А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, М. Погодин, А. Хомяков , С.
Шевырёв и др. Среди писателей, испытавших наибольшее влияние Пушкина, — Н. Гоголь, И.
Похоронен поэт был в Святогорском монастыре. С тех пор каждый год 10 февраля здесь проходят богослужения, посвященные гибели поэта. Сильнее и смелее всех на смерть А. Пушкина откликнулся будущий великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта». Будучи достойным преемником Пушкина, Михаил Лермонтов был глубоко потрясен трагедией и посвятил этим событиям свое знаменитое стихотворение, которое как нельзя лучше передает настроение всех тех, кто любил и продолжает любить Пушкина и его творения и скорбит о его внезапно оборвавшемся жизненном пути.
Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Не понимать русского Пушкина — значит, не иметь права называться русским.
Он понял русский народ и постиг его назначенье в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто», — писал Ф. Достоевский Друг поэта Петр Вяземский в своем дневнике записал такие слова: «10 февраля 1837 года завершилось земное бытие великого поэта земли русской Александра Пушкина, но его поэтический гений, его слава бессмертны». Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела... Чернышевским на краешке своего рабочего стола. После того как командованию Дантеса и государственным властям стало известно о дуэли и смерти в ней Александра Пушкина, было принято решение об уголовном делопроизводстве. Первоначальный приговор был суров: смертная казнь для всех участников дуэли за исключением секунданта Жоржа Дантеса, у которого имелся дипломатический иммунитет. При этом отмечалось, что «преступный поступок самого камер-юнкера Пушкина по случаю его смерти предать забвению».
Но через некоторое время приговор более чем смягчили: Жоржа Дантеса лишили в России офицерского звания и выслали из страны. Отдельная группа историков считает, что для государственных институтов того времени и смерть Александра Пушкина, и влияние российских властей на Дантеса, оказавшегося в итоге за рубежом, имели свои плоды. В частности, существует версия о том, что Дантес в будущем стал одним из постоянных осведомителей посольства Российской империи в Париже, причём в качестве своеобразной вынужденной меры за то, что его избавили от виселицы. В частности, одним из важнейших донесений «позднего» Дантеса принято считать сообщение о готовящемся покушении на русского императора Александра II. Информировал российское посольство в Париже Дантес, как считают историки, и в более ранние годы. В тот миг, когда поэт скончался, навсегда остановились старинные часы в его доме. Часы ныне являются одним из ценнейших экспонатов в музее Пушкина, организованном в родном доме поэта, где он приобрёл вечный покой. И в это время, в 14:45 пополудни, когда сердце поэта навсегда остановилось, каждый год, вот уже 185 лет, поклонники русского гения литературы замирают в минуте молчания, отдавая дань памяти, поклонения и восхищения его таланту.
Сюда приходят многочисленные посетители, чтобы хоть немного прикоснуться к живой истории и своими глазами увидеть, как жила семья поэта: его письменный стол, знаменитую библиотеку и комнату, в которой ему суждено было скончаться. Так поклонники выражают свою скорбь по ушедшему от нас в столь молодом возрасте гению. К дому на Набережной Мойки, в котором Пушкин провел последние дни жизни и где сейчас работает Пушкинский музей, нескончаемым потоком идут люди, приносят цветы, свечи, ленты и сборники с его стихами. Вслух читают отрывки из его произведений, слушают музыку, созданную композиторами по мотивам его поэм и сказок. А недалеко от Черной речки, где произошла роковая встреча Пушкина с Дантесом, стоит обелиск в память об этом трагическом дне. Жена Пушкина, Наталья Николаевна Гончарова, была младше своего супруга на 13 лет. Спустя семь лет после трагической смерти мужа она повторно вышла замуж. За шесть лет совместной жизни с Пушкиным она родила ему четверых детей.
Но только двое из них — Александр и Наталья — имели наследников. Многие поклонники творений гения убеждены, что он сам в большей степени был инициатором роковой дуэли с Жоржем Дантесом, однако это не совсем так. Действительно, как мы говорили выше, сначала Пушкин вызывал француза на дуэль из-за распространения грязных слухов о жене Наталье. Однако тогда поединок не состоялся, благодаря усилиям друзей. Спустя время, Александр Сергеевич спешно отправил письмо приёмному отцу Дантеса — барону Геккерну, в котором заслуженно оскорблял француза, и называл вещи своими именами, потому как не мог жить униженным «рогоносцем».
В Петербурге отмечают 185-ю годовщину со дня гибели Пушкина
Он родился во Франции 5 февраля 1812 года в семье бывшего офицера Немецкого королевского полка. После июльской революции 1830 года у Дантесов начались финансовые проблемы, и молодой Жорж Шарль решил пойти на службу. Несмотря на влиятельных покровителей, среди которых был, например, прусский принц Вильгельм I Фридрих Людвиг, его карьера складывалась не так быстро, как хотелось бы, поэтому Дантес решил перейти на службу в Российскую империю. Однако еще по дороге произошла встреча, которая во многом предопределила будущие события. Он взял под опеку этого обаятельного юношу, а после решил его усыновить», — рассказал директор Всероссийского музея А. Пушкина Сергей Некрасов.
По законам Российской империи усыновителю должно было быть больше 50 лет, а усыновляемому — меньше 18, знакомство людей должно было длиться более трех лет, а сама процедура — не менее года. Кроме того, биологический отец Дантеса был жив. Казалось бы, усыновление невозможно, однако Луи Геккерн был очень влиятельным человеком, и его новоиспеченное отцовство признали и в России, и в Голландии. Впрочем, все хорошо было только на бумаге, на деле вокруг странной семьи начали ходить слухи. Кто-то полагал, что Дантес — внебрачный сын Геккерна, и таким образом старый барон просто исправляет грехи молодости, другие же считали, что между двумя мужчинами романтическая связь.
На данный момент историки не сомневаются в том, что правы были именно вторые. Кроме того, последние годы своей жизни барон провел в доме Дантеса во Франции», — рассказал Сергей Некрасов. Однако Луи Геккерн и Жорж Шарль Дантес не были готовы к каминг-ауту, поэтому всеми силами старались убедить светский Петербург, что в семье у них все нормально. Именно поэтому, как только барон вывел своего приемного сына в свет, Дантес включил свое уникальное обаяние на полную катушку и начал оказывать знаки внимания многим дамам, причем с некоторыми заходил куда дальше комплиментов. Жена Пушкина Наталья Гончарова была одной из многих, однако слова восхищения именно в ее адрес внезапно заинтересовали светское общество больше всего.
Причем анонимы указывали на связь Натальи Гончаровой не только с Дантесом, но и с самим императором Николаем Первым.
Через два дня Александр Пушкин умер у себя дома из-за воспаления брюшины перитонита. Некоторые специалисты считают, что поэта можно было спасти, но так ли это на самом деле? Ученые уже много лет пытаются понять, можно ли было спасти Александра Пушкина от смерти Можно ли было спасти Александра Пушкина О последних днях великого русского поэта написано много книг — авторами некоторых из них являются профессиональные хирурги. На протяжении многих лет специалисты пытались понять, имелись ли у писателя шансы на выживание. Возможно, при правильном подходе, его и удалось бы спасти, но после ранения было совершено много ошибок, которые и могли стоить его жизни. Портреты Пушкина и Дантеса Ранение Пушкина в дуэли Самая первая ошибка, которая была совершена, это — отсутствие на дуэли того, кто сможет помочь раненному. Секундантом Пушкина на дуэли был его близкий друг, офицер Константин Данзас.
Ни ему, ни самому писателю не пришла в голову мысль пригласить врача. Хоть и было ясно, что в результате перестрелки кто-то серьезно пострадает. Смертельно опасное ранение получил сам Пушкин. Вторая ошибка заключалась в том, что никто не смог сделать ему правильную перевязку, его просто потащили по снегу к саням и повезли по неровной дороге — писатель сразу же начал терять очень много крови.
Поэт попрощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина в его доме были остановлены часы.
Поэт и царь Трагедия усугублялась тем, что дуэли в то время были под запретом. В частности, К. Данзаса, который был секундантом Пушкина, могли арестовать за участие в дуэли. Поэтому, уже находясь на смертном одре, поэт через Арендта по другим данным — через В. Жуковского передал императору прошение о помиловании для Данзаса. Несмотря на то, что Николай I считал Пушкина «вождем вольнодумцев», его так растрогало предсмертное послание поэта, что он ответил: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином.
О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Царь сдержал свое обещание: в частности, распорядился выдать Наталье Николаевне и детям из казны единовременно 10 000 рублей, оплатить долги Пушкиных, назначить вдове и дочерям пенсион, а сыновей отдать в пажи, выделив каждому из них по 1500 рублей. Этим дело не ограничилось: монарх приказал издать за казенный счет собрание сочинений Пушкина, а весь доход от продажи отдать семье. Правда, опять же по инициативе императора, похороны поэта были устроены более чем скромно. Отпевание состоялось в Конюшенной церкви в ночь с 31 января на 1 февраля.
Уже в 1834 году Дантес встретился с Пушкиным. Поэт иногда смеялся, слушая его каламбуры, но Дантес был ему противен своей развязной манерой, своим невоздержанным с дамами языком.
Дантесу нравилась Наталья Николаевна. Он стал оказывать ей исключительное внимание, а ей, легкомысленной и кокетливой, льстило ухаживание блестящего кавалергарда. Это даже не вызывало ревности Пушкина. Он любил жену и безгранично доверял ей. Не приходится удивляться, что, при царивших тогда в свете нравах, Наталья Николаевна простодушно и бездумно рассказывала мужу о своих светских успехах, о том, что Дантес обожает ее. Дантес между тем открыто ухаживал за женой Пушкина. Злорадные усмешки и перешептывания за спиной Пушкина усиливались.
Он ни на минуту не подозревал жену, но положение его в обществе с каждым днем становилось все более трудным. В ухаживаниях Дантеса поддерживал его приемный отец - голландский посланник в Петербурге барон Геккерен. Это был сластолюбивый старик, всегда двусмысленно улыбавшийся, отпускавший шуточки, во все вмешивающийся. И одновременно контрабандист, превративший дом голландского посольства в Петербурге в международный центр спекулятивной торговли антикварными вещами. Пушкин видел, как росло и крепло увлечение жены Дантесом, знал из ее доверенных и простодушных рассказов подробности их встреч на балах и вечерах, но, убежденный в ее чистоте, до времени лишь наблюдал и не принимал никаких решений. Равнодушным он конечно оставаться не мог. Но до удобного момента откладывал свое вмешательство.
Группа светских бездельников занималась тогда рассылкой анонимных писем мужьям-рогоносцам - так шутливо называли мужей, чьи жены изменяли им. Пушкин получил по почте три экземпляра анонимного клеветнического письма, оскорбительного для чести его самого и жены. Такое же письмо получили в тот день в двойных конвертах, для передачи Пушкину, семь - восемь его друзей и знакомых. Текст всех этих писем был одинаков: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Нарышкина, единогласно избрали г-на Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. На другой день после получения письма, 5 ноября, Пушкин послал вызов Дантесу, считая его виновником нанесенной ему обиды.
В тот же день к нему явился приемный отец Дантеса, барон Геккерен, с просьбой отсрочить дуэль на 24 часа, а на следующий день был у него снова и просил об отсрочке уже на две недели. Пушкин оставался непоколебимым, но, тронутый слезами и волнением Геккерена, согласился. Но через несколько дней выяснилось, что еще до вызова на дуэль Дантес намеревался жениться на сестре Натальи Гончаровой Екатерине Гончаровой. Это новое обстоятельство Дантес и Геккерен довели до сведения Пушкина, но он считал его невероятным. Всем было известно, что Екатерина Гончарова влюблена в Дантеса, но тот был увлечен ее сестрой, женой Пушкина. Геккерен содействовал усилиям друзей Пушкина отстранить дуэль, но Пушкин увидел в этом трусливое стремление Дантеса вообще уклониться от поединка. Такой образ действий был ему противен, он афишировал низость Дантеса и ни на какие компромиссы не шел.
Геккерен между тем стал настаивать на необходимости встречи Пушкина с Дантесом, чтобы выяснить, не расценивается ли желание Дантеса жениться на сестре жены Пушкина трусливой попыткой избежать дуэли. Пушкин, однако, от встречи с Дантесом отказался. Ни на какие объяснения не соглашайтесь! Он говорил резко, был настроен решительно, и Соллогуб так объяснил впоследствии его поведение: «Он в лице Дантеса искал или смерти, или расправы с целым светским обществом». Однако обстоятельства сложились так, что Пушкин вынужден был отказаться от дуэли. Но Дантес требовал, чтобы Пушкин письменно сообщил причины отказа, не касаясь при этом его намерения жениться на Екатерине Гончаровой. Пушкин написал письмо, удовлетворившее секунданта Дантеса, и вопрос о дуэли отпал.
Дантес полагал, что после этого он будет иметь возможность бывать у Пушкина и встречаться с Натальей Николаевной. Напрасно, - запальчиво сказал Пушкин. Никогда между домом Пушкина и домом Дантеса ничего общего быть не может.
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
Александр Сергеевич не удержался на ногах. Подбежали секунданты, чтобы подхватить его. Дантес оставался на месте — стоял боком, прикрыв грудь правой рукой. Дуэль междут Александром Пушкиным и Дантесом Пушкин сказал, что способен сделать свой законный выстрел, и выстрелил из полулежащего состояния. Пуля пробила кадету руку, но кость осталась цела. Существует мнение, что пуля срикошетила от пуговицы сюртука Жоржа и не нанесла существенного урона его здоровью. А вот Александр Сергеевич сильно пострадал во время дуэли.
Его мучили жуткие боли, тошнило, он все время терял сознание. Когда поэта привезли домой, к нему позвали придворного врача Арендта. Эскулап честно сказал Александру Сергеевичу, что он безнадежен. Тот выслушал врача спокойно, попросив ничего не рассказывать о его состоянии жене. После дуэли поэт прожил, мучаясь и корчась от боли, два дня, успев написать письмо императору, в котором просил позаботиться о его жене и детях, исповедавшись и попрощавшись с родными. Смерть Пушкина 29 января величайшего русского поэта не стало.
Вначале ослабел пульс, затем похолодели руки. За пять минут до смерти Александр Сергеевич попросил, чтобы его повернули на правый бок, тихо сказав: «Кончена жизнь! Рядом с поэтом были Жуковский, Даль и Тургенев. По официальной версии, смерть Пушкина наступила от сильной потери крови и перитонита. Медицине того времени спасти гения было не под силу. Случись подобное нынче, любой хирург средней руки вернул бы Александра Сергеевича к жизни.
Людьми были заполнены и все прилегающие улицы. Чтобы не случилось волнений, власти вынуждены были прислать наряд военных. Похороны Отпевание поэта проходило в церкви на Конюшенной площади.
Еще при жизни его стали почитать как великого национального русского поэта. Он также считается создателем современного русского литературного языка. Кончина Александра Пушкина в расцвете сил, в возрасте 37 лет, произошла из-за дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который ухаживал за женой поэта Натальей Гончаровой. Дуэль с Дантесом состоялась 8 февраля 27 января по ст. Александр Пушкин был ранен — пуля перебила ему шейку бедра и проникла в живот. Для того времени такой тип раны был смертельным.
Время — 18:30. В дом поэта на руках внёс дядька Никита Козлов. Это был крепостной отца, знавший Пушкина с первых дней, ставший ему настоящим другом и прошедший с ним практически весь жизненный путь, кроме лицейских лет и года Михайловской ссылки [14]. Пушкина переодели, подвели к дивану, уложили и вскоре приказали лечить. Этот диван станет последним пристанищем Пушкина. Наталья Гончарова, увидев всё это, была не в силах уснуть — она дико рыдала, иногда плач переходил в истерику. Весть о смертельном ранении Пушкина проносится на весь Петербург. Спустя два дня, в день кончины Пушкина, столица замерла. На церемонию прощания пришло около 50 000 человек. По заключению врачей, пуля раздробила ткани, оставшись внутри живота. Всю последующую ночь с 27 на 28 января Пушкин страдал от сильной боли и кровотечения. Доктора облегчали страдания только льдом. У меня раздроблено бедро. Передайте Екатерине, что она тоже помилована. После осмотра Пушкина Николай Арендт , врач-хирург и лейб-медик императора, уезжает в Зимний дворец доложить о случившемся Николаю I. Несмотря на усилия врачей под руководством Н. Арендта в декабре 1854 — феврале 1855 гг. После дуэли Пушкин проживёт ещё 46 часов и 15 минут. Поэт скончался 29 января 10 февраля 1837 год , в пятницу, в 2:45 дня [15]. В момент его кончины были остановлены часы, которые как реликт эпохи хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии. Врачи, боровшиеся за жизнь Пушкина [16] : К. Задлер и В. Шольц — видные российские медики-акушеры, произведшие первый осмотр и перевязку Пушкина, пока друзья поэта разыскивали более подходящих специалистов. Арендт, руководивший лечением с момента приезда и до кончины поэта; 51 год, доктор медицины , лейб-медик императора Николая I с 1829 года. Спасский , домашний врач семьи Пушкина, академик,— практически всё время был при раненом, выполняя назначения Н. Позже, вместе с В. Далем производил вскрытие тела; написал дневник [17] о последних днях поэта. По отзывам современников, прекрасный и очень авторитетный врач. Даль — с полудня 28 января 9 февраля 1837 год вёл дневник [18] истории болезни, писал протокол вскрытия. К этому моменту защитил докторскую диссертацию по хирургии. Современники называли его мастером на все руки и ловким хирургом. Впоследствии в 1867 году издал « Толковый словарь живого великорусского языка ». Соломон — проконсультировал Н.
С тех пор эта скорбная дата стала Днем памяти Александра Сергеевича Пушкина и отмечается по всей стране. Вести о дуэли и смерти поэта привели к сильному волнению в Петербурге. Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре. За свою недолгую жизнь Пушкин создал большое количество литературных произведений, ставших классикой российской литературы. Творчество Пушкина очень многопланово.
Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры
Однако вмешался барон Геккерн, попросив поэта отложить дуэль на две недели, ведь француз собирался жениться на сестре Натальи Николаевны — Екатерине. Пушкин ответил согласием, и страсти поутихли. Жорж решил, что конфликт улажен и он по-прежнему может бывать в гостях у Пушкина, хотя Александр Сергеевич так не думал. А вот Геккерн не успокоился и продолжал распускать слухи, пороча честь не только жены поэта, но и самого Александра Сергеевича. Дошло до того, что он поинтересовался у Натальи Николаевны, когда же она уйдет от мужа. Молодая женщина рассказала об этом разговоре поэту. Рассвирепев, Пушкин написал послу письмо оскорбительного содержания. Сам голландец не мог участвовать в дуэли, ведь пришлось бы распрощаться с дипломатической карьерой. За его честь решил вступиться приемный сын.
Секундант Жоржа принес Александру Сергеевичу ответное письмо с вызовом на дуэль. Версии Эта роковая для Пушкина дуэль была 21-й по счету в его жизни. Примерно в полутора десятках вызовов инициатором был сам вспыльчивый поэт. Друзья Пушкина неизменно вмешивались в процесс, стараясь примирить враждующие стороны, поэтому до настоящей дуэли дошло только в четырех случаях. Версия с ревностью является основной в вопросе дуэли Пушкина и Дантеса. Но исследователи не исключают и других вариантов. Например, смерти поэта всем сердцем мог желать царь Николай I, так как Пушкин частенько писал стихотворения, в которых высмеивал царизм и существующий порядок вещей. Вот Николай и расправился с неугодным поэтом руками Дантеса.
Некоторые историки склоняются к мысли о том, что Пушкин, наоборот, выставлял деятельность царя в положительном свете, и это было не на руку послу Луи Геккерну. Барон специально спровоцировал ссору между Пушкиным и Дантесом со смертельным исходом, а позже даже защищал Жоржа в суде после дуэли его разжаловали и выслали из России. Но существует совсем невероятная версия: убийство Пушкина заказали масоны-иностранцы. Некоторое время Александр Сергеевич пребывал среди членов этого общества. Однако в 1820 году он вышел из Ордена вольных каменщиков, став поэтом, прославляющим царя.
Пушкин читает «Бориса Годунова» у Каратыгиных, присутствует И. Каратыгина в своих воспоминаниях напишет, что Пушкин очень хотел, чтобы они с мужем прочитали в театре сцену у фонтана. Василий Андреевич Каратыгин 1802 —1853 — российский актёр, трагик Александра Михайловна Колосова-Каратыгина 1802—1880 — ведущая русская драматическая актриса пушкинской эпохи Петербург. Пушкин посещает дневные субботние концерты в Филармоническом зале, где исполняется преимущественно серьёзная европейская музыка. Пушкина статьёй столь мелкой по содержанию, что, несмотря «на литературную известность её автора, её невозможно сравнивать с другими». Из помещённых в альманахе пушкинских пьес критик отмечает как лучшие «Зимний вечер», «Олегов щит» и «2 ноября», а отрывок из седьмой главы «Онегина» издатель газеты М. Бестужев-Рюмин называет слишком обыкновенным, уже наскучившим. Во 2-м номере «Вестника Европы» напечатаны сразу две статьи Н. Надеждина c выпадами против Пушкина. В статье «О настоящем злоупотреблении и искажении романтической поэзии» подпись: «Н. В рецензии на альманах «Денница» подпись: «N. Пушкин в Московском опекунском совете воспитательного дома закладывает село Кистенево Сергачского уезда за 40 000 рублей и получает деньги в Московской сохранной казне, членом которой он становится. Как член сохранной казны, он вносит в её кассу тысячу рублей в феврале Пушкин будет записан в алфавит вкладчиков и получит свой номер — 41862. Ещё тысячей рублей он, по-видимому, гасит один из своих срочных долгов, так что в результате залога остается 38 тысяч. Плетнёву в феврале. Пушкин знакомится в Опекунском совете с экзекутором канцелярии Н. Лазарев сообщит И. Великопольскому 14 февраля 1831 г. Зала Опекунского Совета доставила мне с ним знакомство, и он был приветлив и мил во всей силе слова». Пушкина, «первоклассного поэта, писанный с натуры Кипренским и искусно литографированный Сандомури. Цена 3 рубля, с пересылкой 4 рубля». Языков пишет П. Вяземскому: «Вы вовсе небрежете о «Европейце» — и Пушкин тоже, а обещались много и много ему содействовать! Да что же вы в самом деле? Полевого на восьмую главу «Евгения Онегина» сказано, что читатели «не думали так скоро увидеть конец сей повести, вызвавшей много толков, споров, осуждений и восхищений… Но как бы то ни было — вот последняя глава, конец Онегина! В Москве в Большом театре представлена премьера драматического представления в двух картинах «Цыганы» по мотивам одноимённой поэмы Пушкина. Музыка А. В спектакле была использована написанная Верстовским в 1825 г. Павел Степанович Мочалов 1800—1848 — один из величайших русских актёров эпохи романтизма 1833 год Петербург. Пушкин делает набросок сказки «Царь увидел пред собой» , связанной с темой «Сказки о золотом петушке». На листе рукописи рисует мачту корабля, скрещённые ножки и ножки на подушке. Пушкин в очередной раз возвращается к замыслу автобиографических «Записок». По свидетельству П. Плетнёва, он зимой 1833 г. Жуковскому 17 февраля 1833 г. В день рождения В. Жуковского П. Вяземский начинает большое письмо к нему.
Интересные факты о ссылках Пушкина В чём Пушкин провинился перед Александром I и российским вельможами Вторая половина царствования Александра I отмечена разобщением части русского образованного общества и правительства. Однако свободолюбивые мысли, привезённые из Европы победителями Наполеона, никуда не делись. Особое влияние на юношу оказал герой войны Пётр Чаадаев — посвящённое ему стихотворение поэт написал уже в 1818 году: Мы ждём с томленьем упованья Как ждёт любовник молодой Минуты верного свиданья. Столичные друзья и приятели Пушкина толковали о внутренней политике страны, все ждали конституции, мечтали об отмене крепостного права. Поэт хорошо чувствовал настроения своего времени: Россия вспрянет ото сна И на обломках самовластья Напишут наши имена Прямого участия в деятельности декабристского движения Пушкин не принимал: экспрессивный юноша не был принят в ряды участников тайных организаций. Однако в Петербурге большую часть его товарищей составляли эти молодые вольнодумцы, а их взгляды не были ни для кого секретом. Общение с конституционалистами не могло пройти бесследно для Александра Сергеевича. Неугомонный и эпатажный Пушкин, всё более набиравший популярность в Петербурге, без устали создавал эпиграммы на политические темы, отражая чаяния передовой интеллигенции. В оде «Вольность» содержится отсылка к убийству Павла I. Такое простить Пушкину не могли — им занялась полиция, пожелавшая собрать улики — его стихи, которые и так ходили по всей столице. Однако поэт успел их сжечь, а на следующий день явился к генерал-губернатору, где изложил произведения на бумаге по памяти. Тетрадь отвезли императору; поэту за такую вольность грозила Сибирь. Однако помогли влиятельные знакомые: за Пушкина просили Карамзин , Жуковский и Вяземский. Александр I, сделав скидку на развивающийся талант поэта, проявил великодушие: ссылку заменили на бессрочную «командировку» на юг империи. В мае 1820 года Пушкин покинул Петербург. Так началась первая в биографии поэта ссылка. Портрет А. Пользовался исключительным доверием Александра I и во второй половине его царствования напрямую влиял на политику страны. Времена его реформ, направленных на создание военных поселений, принято называть «аракчеевщиной». Этим термином в советской историографии обозначали деспотизм самодержавия вообще. Там поэт, от скуки искупавшись в холодном Днепре, заболел. В захудалой избе захворавшего Пушкина нашёл его приятель — младший сын генерала Раевского.
После окончания Лицея Александр в 1817 году переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Он вращался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Из поэмы «Руслан и Людмила» За эпиграммы, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. Он жил в Екатеринославе, Кишиневе, Одессе.
День памяти А. С. Пушкина отмечают 10 февраля 2024 года
Как погиб Пушкин: 8 февраля (по старому стилю 27-го января) 1837 года состоялась смертоносная дуэль между гением русской поэзии, человеком, который более всех повлиял на нашу родную словесность, Александром Пушкиным, и пасквилянтом, французом Жоржем. Мария Пушкина Александр Пушкин Григорий Пушкин Наталья Пушкина. Со дня смерти гения русской литературы прошло 187 лет. Александр Пушкин родился в обедневшей дворянской семье 6 июня 1799 года. Всем известно, что русский поэт Александр Сергеевич Пушкин умер в результате ранения на дуэли с кавалергардом Жоржем Шарлем Дантесом.
Пушкин: не последняя дуэль. До рокового выстрела поэт подряд участвовал в трех поединках
Александр Сергеевич Пушкин родился (26 мая) 6 июня 1799 года в Москве, в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля. 8 февраля (27 января по старому стилю) состоялась дуэль между Александром Пушкиным и французским военнослужащим Жоржем Дантесом, в результате которой поэт получил смертельное ранение.
Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры
Рылеевым ; неслучайно в нескольких его позднейших стихотворениях возникала тема «милости к падшим»: «Пир Петра I» 1835, опубликовано в 1836. С другой стороны, Пушкин не верил в революцию в России, а поскольку ни прямо, ни косвенно не участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади, надеялся на освобождение из ссылки. Оно состоялось в ночь с 3 15 на 4 16 сентября 1826 г. В Москве 1826—1827 8 20 сентября 1826 г.
Как выяснилось впоследствии, эта милость не в полной мере оградила Пушкина от цензуры: трагедия «Борис Годунов» была разрешена к печати далеко не сразу; «Медный всадник» потребовал поправок и при жизни автора не был напечатан. Страница из журнала «Московский вестник». Государственный музей А.
Примирение с властью поэт воспринял с энтузиазмом; он был искренне благодарен императору и посвятил ему стихотворения «Стансы» 1826, опубликовано в 1828 , «Друзьям» 1828, опубликовано в 1857 , «Герой» 1830, опубликовано в 1831. По поручению Николая I написал «Записку о народном воспитании» 1826, опубликована в 1872 , в которой говорил о необходимости пересмотра всей системы образования дворянства, с тем чтобы оно могло «служить отечеству верою и правдою». Осень 1826 г.
Успех, однако, был омрачён: когда в либеральном Английском клубе Пушкин провозгласил тост за нового государя, это было воспринято как конформистское отступничество от прежнего свободолюбия и вызов оппозиционными кругами, воспринимавшими поэта через призму таких его произведений, как «Вольность» и «Кинжал». К маю 1827 г. Сотрудничал с «Московским вестником» с момента его основания; поместил в нём сцену из трагедии «Борис Годунов», оду «Пророк» 1826, опубликована в 1828 и связанное с ней стихотворение «Поэт» 1827 , отрывок из поэмы «Граф Нулин» 1825, опубликовано полностью в 1827 , отрывки из «Евгения Онегина» и др.
Однако постепенно дистанцировался от журнала, не испытывая ни почтения к философии немецкого идеализма, ни сочувствия к решению М. Погодина напечатать критический разбор «Истории государства российского» Н. Со 2-й половины 1820-х гг.
Пушкин всё чаще обращался к религиозной тематике: ода «Пророк» 1826, опубликована в 1828 , элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829, опубликована в 1830 ; стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829, опубликовано в 1854 ; «Отцы пустынники и жены непорочны» 1836, опубликовано в 1837 , «Мирская власть» 1836, опубликовано в 1856 и др. Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля». Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831.
В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…».
Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г.
Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию. Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума.
В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А.
Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина.
Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой. Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью.
Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник». В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы.
Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г. Эти стихи резко осудили П.
Вяземский и Н. Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А.
Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г.
Осень 1830 г. Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт!
Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В.
Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина.
В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина.
В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг.
Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н.
Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов.
В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть?
Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г.
Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А.
В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти.
Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы.
Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г.
В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859.
Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности.
Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А.
Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У.
Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами.
Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К.
Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души.
Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты».
Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Основоположник современного русского литературного языка. Известен по произведениям «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Вадим», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. С раннего возраста воспитывался в литературной среде. Отец являлся ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя тоже писал стихи.
Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. С 1811 года Александр стал учиться в Царскосельском Лицее. Лицейские друзья, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг навсегда остались верными и близкими поэту друзьями. В Лицее начал писать стихи. В 1814 году вышло первое стихотворение «К другу стихотворцу».
Я взял больного за руку и щупал его пульс. Когда я оставил его руку, то он сам приложил пальцы левой своей руки к пульсу правой, томно, но выразительно взглянул на меня и сказал: смерть идет. Он не ошибался, смерть летала над ним в это время. Приезда Аренда он ожидал с нетерпением.
Жду слова от Царя, чтобы умереть спокойно, промолвил он. Наконец, Докт. Его приезд, его слова оживили умирающего. В 11-м часу утра я оставил П. Место мое занял другой врач. По возвращении моем в 12-ть часов по полудни, мне казалось, что больной стал спокойнее. Руки его были теплее и пульс явственнее. Он охотно брал лекарства, заботливо спрашивал о жене и о детях. Я нашел у него доктора Даля.
Я нашел, что у него теплота в теле увеличилась, пульс сделался гораздо явственнее, и боль в животе ощутительнее. Больной охотно соглашался на все предлагаемые ему пособия. Он часто требовал холодной воды, которую ему давали по чайным ложечкам, что весьма его освежало. Так как эту ночь предложил остаться при больном Д. Рано утром 29 числа я к нему возвратился. Пушкин истаевал. Руки были холодны, пульс едва заметен. Он беспрестанно требовал холодной воды и брал ее в малых количествах, иногда держал во рту небольшие куски льду, и от времени до времени сам тер себе виски и лоб льдом. Около 12 часов больной спросил зеркало, посмотрел в него и махнул рукою.
Он неоднократно приглашал к себе жену. Вообще все входили к нему только по его желанию. Нередко на вопрос: неугодно ли Вам видеть жену, или кого либо из друзей, — он отвечал: я позову. Не за долго до смерти ему захотелось морошки. Наскоро послали за этой ягодой. Он с большим нетерпением ее ожидал, и несколько раз повторял: морошки, морошки. Наконец привезли морошку. Позовите жену, сказал П. Он съел 2—3 ягодки, проглотил несколько ложечек соку морошки, сказал — довольно, и отослал жену.
Лицо его выражало спокойствие. Это обмануло несчастную его жену; выходя, она сказала мне: вот увидите, что он будет жив, он не умрет. Но судьба определила иначе. Минут за пять до смерти, П. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку. Хорошо, сказал он, и потом несколько погодя промолвил: жизнь кончена! Да, кончено, сказал Докт. Даль, мы тебя поворотили, — кончена жизнь, возразил тихо П. Не прошло нескольких мгновений, как П.
То были последние его слова. Оставаясь в том же положении на правом боку, он тихо стал кончаться, и — вдруг его не стало. Даля о смерти А. Пушкина «28-го Генваря, во втором часу полудня, встретил меня г. Башуцкий, когда я переступил порог его, роковым вопросом: «слышали? У него, у Пушкина, нашел я толпу в зале и в передней — страх ожидания пробегал шёпотом по бледным лицам. Арендт и Спасский пожимали плечами. Я подошел к болящему — он подал мне руку, улыбнулся, и сказал: — «плохо, брат! В первый раз Пушкин сказал мне «ты».
Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти».
Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь? Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя.
Однако после отправки письма отцу Пушкина Жуковский вместе с жандармами проводит «посмертный обыск» кабинета Александра Сергеевича Пушкина. К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу. Созданный в письме образ императора нивелируется: упоминания императора и все, что могло бы свидетельствовать о духовной близости поэта и царя, убраны вовсе.