В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Вопреки распространенному стереотипу, «Челюскин» не был ледоколом в классическим понимании этого слова. К моменту эвакуации пациента атомный ледокол находился в 70 километрах от мыса Челюскин.
В ледяном плену: завершены съемки сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»
На борту — полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Но великая идея обернулась трагедией — судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения. Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности.
Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области — здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала. Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.
Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника.
Сто пять человек остались на льду. Среди них десять женщин и два ребенка. Покинуть корабль не смог лишь завхоз Борис Могилевич.
За 2 часа экипаж выгрузил на льдину запас продовольствия, палатки, радио. Только что построенный в Дании, "Челюскин" в свой первый рейс должен был установить рекорд - за короткую навигацию пройти Северным морским путeм из Мурманска во Владивосток. Плавание продлилось восемь месяцев. Еще два месяца заняла спасательная операция. Первым лагерь челюскинцев среди арктических снегов нашел летчик Анатолий Ляпидевский.
В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. В результате, все 104 человека были успешно спасены с помощью полярной авиации. Возвращение участников экспедиции в Москву стало триумфом: на Красной площади был устроен парад, а летчикам первым в истории присвоили звание Героя Советского Союза. Страна получила своих первых Героев — полярников, ученых, моряков, летчиков. Всех тех, кто не сдался стихии и обстоятельствам.
По итогам экспедиции планируется снять документальный фильм с участием режиссера Юрия Сальникова — автора известной ленты о челюскинцах. Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости.
На Енисее встретились атомоход «Урал» и экспедиция «Россия 360»
Уже 13 августа, столкнувшись со льдами, пароход получил первое повреждение. Течь заделали и продолжили плавание. Потребовалась помощь ледоколов. До чистой воды оставалось всего несколько километров, но корабль начало уносить в ледяные поля, и не осталось надежды, что «Челюскин» сможет выбраться и экспедиции не придётся зимовать во льдах.
Начался четырёхмесячный дрейф, который закончился 13 февраля 1934 года затоплением судна от сжатия льдом. Два месяца «челюскинцы» вели борьбу за спасение. Экипаж перебрался на льдину, выгрузив с корабля не только спальные мешки с палатками, но и строительные материалы.
Был построен бревенчатый барак, кухня, сигнальная вышка и аэродром. Не прерывалась и научная работа. Каждые сутки геологи и геодезисты определяли точное место лагеря, ведь дрейф льда не прекращается.
Участники экспедиции организовали свою жизнь на льдине: выпускали стенгазету, сочиняли песни, рисовали карикатуры, устраивали митинги. Шмидт даже организовал кружок и читал лекции по диалектическому материализму. На «Челюскине» родилась девочка Карина: «Крошечная, закутанная в ватные одеяла, она стала любимицей всего коллектива».
По распоряжению Шмидта, малышкам Алле 1,5 года и Карине каждое утро выдавали по одной банке сгущенного молока.
Возобновить спасательную операцию удалось лишь через месяц, 7 апреля. В эвакуации челюскинцев участвовали лётчики Николай Каманин будущий начальник первого отряда космонавтов , Михаил Водопьянов именно он вскоре высадит на лёд зимовщиков первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» , Василий Молоков, Маврикий Слепнев и Иван Доронин. Людей вывозили в чукотское стойбище Ванкарем, ставшее центром спасательной операции, а уже оттуда отправляли дальше, вглубь страны. Самостоятельно из лагеря добрались пилоты гидросамолёта, перелетевшие в Ванкарем 2 апреля. Большинство же челюскинцев были спасены в период с 7 по 13 апреля, при всё более ухудшающихся условиях. Ледовое поле, на котором находился лагерь, разрушалось, 9 апреля серьёзно была повреждена взлётная полоса. Несмотря на это, лётчики продолжали полёты. Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев.
Чествование спасителей и спасённых История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории. Успех лётчиков был отмечен по достоинству — все лётчики, спасшие людей, а также Леваневский, стали первыми, кто был удостоен вновь учреждённого звания «Герой Советского Союза». Все участники зимовки, кроме детей, были удостоены орденов Красной Звезды. На официальном уровне было заявлено, что плавание «Челюскина» доказало реальность полного освоения Северного морского пути. Зарубежные специалисты, однако, не были столь оптимистичны, полагая, что катастрофа «Челюскина» как раз доказала всю сложность этой задачи. Впрочем, и в СССР, не слишком говоря об этом вслух, надлежащие выводы сделали. На Северный морской путь с того момента отправлялись суда, подготовленные на порядок лучше «Челюскина», стал расти ледокольный флот, была отработана проводка ледоколами грузовых судов в тяжёлых льдах. Освоение Северного морского пути продолжалось. Знаменитый британский драматург Бернард Шоу, говоря про эпопею челюскинцев, заметил: «СССР — потрясающая страна: даже трагедию вы превратили в триумф».
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!
Сообщение о больном поступило в Сибирский авиационный поисково-спасательный центр город Новосибирск. Его сотрудники связались с красноярскими медиками и отделением санитарной авиации края. Врачи поставили предварительный диагноз «аппендицит» и приняли решение о немедленной эвакуации больного с борта ледокола.
Красными рамками выделены ледоколы побывавшие на Северном полюсе. Крупнейшие ледоколы мира на 2017 г. И как я покажу позже, постройку многих ледоколов Россия заказывала за границей. Просто другим странам не всегда нужны ледоколы такой мощности и в таком количестве. Хотя интерес к Арктике растет и ситуация может меняться. США и Канада имеют или планируют построить неатомные ледоколы, сопоставимые по мощности с атомными. А Китай в ближайшие годы планирует построить свой первый атомный ледокол и очень интересуется "северным шелковым путем" в Европу. Рождением российского и мирового тяжелого ледокольного флота мы во многом обязаны вице-адмиралу Степану Макарову , исследователю, ученому, теоретику и практику ледоколостроения конца 19 века. Именно ему принадлежат слова: «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану» и «Ни одна нация не заинтересована в ледоколах, сколько Россия». Макаров настоял на строительстве первого арктического ледокола в царской России, участвовал в его проектировании, сам ходил на нем в походы, мечтал покорить Северный полюс. Увы, не случилось. И это все помимо академических достижений и исследований, помимо военных заслуг Макаров погиб в русско-японскую войну. Не случайно один из старейших и лучших мореходных вузов России , где готовят в том числе и экипажи атомных ледоколов, носит его имя. Паровые угольные ледоколы Усилиями Макарова в 1899 году в Англии по заказу России был построен первый мощный арктический ледокол «Ермак». Конечно, Макаров при его разработке опирался на богатый практический опыт предшественников-полярников, начиная с поморских деревянных судов кочей, нансеновского «Фрама» и многочисленных изобретений и усовершенствований современников, в том числе предложений Дмитрия Менделеева. Великий химик помогал Макарову и в продвижении проекта строительства ледокола по нашим государственным кабинетам. В итоге заложенная Макаровым концепция ледокола оказалась довольно живучей — его ледокол «Ермак» стал прототипом многих поколений ледоколов и дедушкой российского ледокольного флота, в том числе атомного. Интересно, что по расчетам Макарова, ледокол для покорения Северного полюса должен был иметь мощность более 50 тыс. В каком-то смысле он окзался прав, так как первым добравшийся до полюса ледоколом стал атомный ледокол «Арктика» мошностью в 75 тыс л. Но технологии конца 19 века и экономические соображения повозлили создать первый русский ледокол мощностью лишь 10 тыс. Ледокол «Ермак» Основная концепция макаровского ледокола заключается в том, что ледокол — это мощная энергетическая установка внутри крепкого стального корпуса особой формы. Заложенные Макаровым элементы тяжелого ледокола присутствуют практически во всех современных судах этого класса. Огромная мощность и скошенный нос позволяют ледоколу наезжать на лед сверху и проламывать его своей массой. В случае, если с ходу лед брать не удается, можно работать ударами. Это накладывает особые требования на энергоустановку и ее маневренность, отличая ее от судов других типов. Схема и формы "Ермака" из книги Макарова Система дифферентных цистерн в носу и корме позволяет раскачивать ледокол, повышая усилие для ломания льда или выталкивая ледокол в случае, если он застревает. Яйцеподобная форма в поперечном и продольном сечениях спасают корпус от раздавливания льдами и позволяют двигаться как носом, так и кормой. В то же время, большая ширина ледокола по сравнению с его длиной обеспечивает ему высокую маневренность и большую ширину прокладываемого во льдах канала. Выемка в корме для упора носа другого судна позволяет усиливать мощь ледокола при работе парой с другим ледоколом по идее Макарова , но в современных условиях чаще используется для буксировки ведомых судов в тяжелой ледовой обстановке. Скошенный нос "Ермака" после модернизации. Первоначально впереди тоже был один винт. Таким образом, мощность, масса и форма — главные составляющие успеха ледокола. Длина ледокола была около 90 м, ширина 21 м. Изначальная мощность ледокола была около 12 тыс. После модернизации передний винт был убран, а мощность трех паровых машин для кормовых винтов составила 9000 л. В первую же навигацию «Ермак» спас многие затертые во льдах суда на Балтике, затем обеспечивал зимнюю проводку судов врядом с Санкт-Петербургом, так что затраченные на него деньги полтора милиона по тем временам окупились довольно быстро. Да и спасение военных кораблей и повышение их возможностей в зимнее время — задачка для северной морской державы немаловажная. Подробно о ледоколе можно почитать в потрясающе детальной книге самого Макарова «Ледокол Ермак». Ледокол прослужил более 60 лет и успел повстречаться с "внуком" — атомоходом «Ленин». Но, к сожалению, в качестве музея его сохранить не удалось и он был утилизирован. Атомный ледокол "Ленин" и дедушка ледокольного флота России "Ермак" на одном фото После поражения в русско-японской войне царское правительство озаботилось развитием севморпути. В 1916 был основан первый незамерзающий порт в Арктике - ненышний Мурманск. Теперь это самый крупный в мире город за полярным кругом. В 1909 году были построены два небольших ледокольных парохода «Таймыр» и «Вайгач», раз в 10 легче и маломощнее «Ермака». Их водоизмещение было по 1300 т, а мощность по 1200 л. Тем не менее в 1910-1915 на них была проведена первая комплексная гидрографическая экспедиция северного морского пути, изучено побережье Восточной Сибири, открыты многие новые земли.
100-летие ЦАГИ в истории: спасение пассажиров ледокола "Челюскин"
Группа участников экспедиции на ледоколе «Челюскин» у самолета, прилетевшего в лагерь Шмидта. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Сотрудники красноярской санитарной авиации оказали экстренную помощь члену экипажа атомного ледокола «Арктика» в зоне прохождения Северного морского пути.
Медведицу с двумя малышами нашел экипаж атомного ледокола в Карском море
Полигоном для отработки навыков по защите островных и континентальных территорий России в Арктике стал мыс Челюскин. Это судно строилось в Дании по заказу СССР, и его конструкция изначально усиливалась для плаваний в полярных морях, хотя настоящим ледоколом "Челюскин" не был. Первую попытку поиска «Челюскина» в Чукотском море эта экспедиция предпринимала в 2004 году, в 70-ю годовщину гибели корабля. Более 70 лет минуло после героической эпопеи спасения челюскинцев – Самые лучшие и интересные новости по теме: Экспедиция Челюскина, истории на развлекательном портале. Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. с середины февраля до середины апреля 1934 года велась операция по спасению экипажа и пассажиров ледокола "Челюскин".
Комментарии (0)
- «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink – Wink Блог
- 90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
- Начальник метеостанции на мысе Челюскин рассказал о соседстве с белыми медведями
- Красноярская санавиация вывезла капитана атомного ледокола с приступом аппендицита
- Экспедиция ученых КНР по Северному Ледовитому океану завершилась, их ледокол возвращается в Шанхай
- Экспедиция ученых КНР по Северному Ледовитому океану завершилась, их ледокол возвращается в Шанхай
Ледокол "Челюскин"
Ледокол "Семен Челюскин" арктического морского порта Тикси на ледовом рейде. Впервые ледоколы ФГУП «Атомфлот» выполняли операцию по проводке судна дедвейтом (грузоподьемностью) свыше 169 тысяч тонн с запада на восток. В-четвертых, 21 августа «Челюскину» пришлось расстаться с «Красиным» — ледоколу предстояло сопровождать караван судов на пути к реке Лене. на лыжах в составе группы под руководством всемирно известного полярника Матвея Шпаро, путь лежит по льдам моря Лаптевых от островов Комсомольской правды до мыса Челюскин. В течение более чем трех месяцев — с середины февраля до середины апреля 1934 года велась операция по спасению экипажа и пассажиров ледокола «Челюскин».
Ледокол "Челюскин" так и не нашли
Результат превзошел самые оптимистические прогнозы: спасли всех. Он имел право на патетику. Трудно даже вообразить более эффектную бескровную победу. Стрекот авиационных моторов в 1930-е звучал как райская музыка будущего — и нашим соотечественникам удалось ее подхватить.
Фанфары и дифирамбы После челюскинской эпопеи стало ясно: наша страна пришла в Арктику. Популярность героев-полярников в те годы можно сравнить только со славой первых космонавтов. Их наперебой приглашали к себе трудовые коллективы, чтобы угощать, чествовать, славить.
Как сирота и отпрыск опального рода совершил великие открытия в русской Сибири В метриках новорожденных девочек в 1934 году появилось новое имя Оюшминальда — «Отто Юльевич Шмидт на льдине». Как «Великан Поколен Борода» не иначе! Шмидт стал героем своеобразных былин — новин, которые слагали и пели в те годы знаменитые сказители Марфа Крюкова и Пётр Рябинин-Андреев.
А на мотив «Мурки» городские повесы запели: «Шмидт сидит на льдине, словно на малине и качает длинной бородой... В ХХ веке самым прозорливым стало ясно: мало совершить подвиг, о нем нужно было еще рассказать. Иначе всё канет бесследно.
О Льве Мехлисе принято писать в мрачных тонах: самодур, сатрап, инициатор репрессий, один из наименее обаятельных выдвиженцев Сталина. Но он был и настоящим профессионалом, талантливым организатором прессы, говоря современным языком — пиарщиком. В то время он занимал кабинет главного редактора «Правды» и курировал пропагандистскую кампанию, развернувшуюся вокруг спасения челюскинцев.
Получилось блестяще.
Ошибку удалось определить работавшему на «Челюскине» астроному-геодезисту Якову Гаккелю. Тем временем встречи с опасным льдом продолжались. Первым повреждением стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут. Инженер Ремов придумал удачную конструкцию деревянных креплений, заменившую испорченные детали, однако это не отменяло того факта, что «Челюскину» не следовало отправляться в арктическую пустыню в одиночку. Для установки новых деталей экипаж разгрузил носовой трюм в нем хранился уголь. Этой кропотливой работой пришлось заняться всем: ученым, морякам, строителям и хозяйственникам судна. Члены экспедиции разделились на бригады и вовремя справились с поставленной задачей. Позже, уже во время зимовки на льду, этот принцип организации труда вновь пригодился челюскинцам. Пленники льдов 23 сентября корабль оказался окончательно заблокированным.
Сплошные льды окружили и сковали его приблизительно на том же самом месте, где за год до того остановился пароход «Александр Сибиряков». Добраться до конечной цели похода, острова Врангеля, Шмидт не смог. Теперь экспедиция ледокола «Челюскин» продолжилась в совершенно новых условиях. Корабль двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов. Лед становился все тоньше, а от чистой воды экипаж отделял путь в несколько километров. Казалось, что благополучное спасение неминуемо. Недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке». Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена. Но Отто Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что корабль сам сможет оказаться на свободе. На этот раз ученый допустил фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивался весь экипаж ледокола «Челюскин».
Капризный дрейф изменил свое направление и отправил судно в прямо противоположную сторону арктической пустыни. Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было уже слишком поздно. Теперь экипаж ожидала зимовка в затерянных льдах. Более того, полярники забили тревогу — никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера. Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт. Эвакуация с судна За несколько часов до развязки, когда уже стало ясно, что корабль отправится на дно, началась спешная эвакуация людей. Команда успела перенести на окрестный лед часть инвентаря и инструментов. Этих вещей было достаточно для создания хоть какого-то временного лагеря. Во время эвакуации погиб один человек. Его по трагической случайности придавило сместившимся грузом.
Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека. Среди них было двое детей, в том числе новорожденная дочка одного из геодезистов. Оказавшись один на один с недружелюбным полярным миром, экипаж уже на второй день передал в столицу сообщение о катастрофе. Связь челюскинцы наладили под руководством старшего радиста Кренкеля.
Историческое плавание парохода началось 2 августа 1933 года. Начальником экспедиции стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Капитаном корабля был опытный полярный исследователь Владимир Иванович Воронин, совершивший ранее знаменательный сквозной переход «Сибирякова» по Северному морскому пути. На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. Несмотря на это начальником экспедиции было принято решение продолжить путь. В Чукотском море корабль встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью ими заблокирован и вмерз во льды.
Пароход не мог больше самостоятельно передвигаться и дрейфовал на протяжении последующих пяти месяцев. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи.
По словам режиссера Степана Коршунова, художники по декорациям создали гигантскую модель корабля в виде огромных качелей, чтобы можно было имитировать качку и тряску. Первые» Кроме того, были созданы копии самолетов, участвовавших в спасательной операции, и сшиты соответствующие эпохе костюмы — все это поможет зрителям ощутить дух времени и перенестись в 1930-е годы.
Кто снимается в сериале Ключевые персонажи этой реальной трагедии оживают благодаря таланту актеров. На экране зрителей ждут Кирилл Кяро в роли легендарного исследователя Отто Шмидта и Дмитрий Куличков в роли командира судна. Кстати, у нас есть подборка фильмов и сериалов с Глебом Калюжным , и мы будем рады, если вы заглянете и найдете для себя что-то интересное. Глеб Калюжный и Алексей Розин на съемках сериала «Челюскин. Стася Милославская и Дмитрий Чеботарев на съемках сериала «Челюскин.
Первые» В ожидании премьеры «Челюскин.
Новости по теме
- Легендарный ледокол «Челюскин» обнаружен российской экспедицией на дне Чукотского моря.
- 100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: спасение пассажиров ледокола «Челюскин»
- Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО
- Краткий курс истории. Спасение челюскинцев
- Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине