Причиной возмущения поклонников Леонида Борткевича стало место захоронения заслуженного артиста Белорусской ССР. Леонид Борткевич 1949-2021 В 2003 году, после смерти основателя группы, Борткевич тут же назначил главным себя. биография, новости, личная жизнь Леонид Борткевич Леонид Леонидович Борткевич. Родился 25 мая 1949 года в Минске - умер 13 апреля 2021. Как считает Маликов, Леонид Леонидович был бесспорным лидером, потрясающим вокалистом, уважаемым в творческом мире человеком. Он назвал кончину Леонида Борткевича огромной потерей для отечественной культуры.
Борткевич, Леонид Леонидович
Леонид Борткевич: уйти, чтобы остаться | Судьба свела Леонида Борткевича с Владимиром Мулявиным, и эта встреча стала решающей в его дальнейшей биографии. |
Леонид Борткевич: Внебрачного сына мне родила юная фанатка | Вернувшись из эмиграции, Леонид Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, в 2005 году родился сын Кристиан[2]. |
Борткевич Леонид Леонидович биография | Леонид Борткевич был одним из самых ярких солистов "Песняров", чье имя знали, пожалуй, не меньше, чем имя легендарного руководителя ансамбля Владимира Мулявина. |
Детство без отца, внебрачный сын, развод после 22 лет брака: превратности судьбы Леонида Борткевича
Леонид Леонидович Борткевич | Один из лучших вокалистов ансамбля Леонид Борткевич рассказал «СВ» о дружбе с «битлами», о современной музыке и о том, почему он, режиссер по профессии, не снимает кино. |
Детство без отца, внебрачный сын, развод после 22 лет брака: превратности судьбы Леонида Борткевича | Главная» Новости» Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. Леонид Леонидович Борткевич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. |
Леонид Борткевич - биография и личная жизнь солиста Песняры | Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. |
Леонид Борткевич: уйти, чтобы остаться | Смерть Леонида Борткевича Борткевич Леонид Леонидович, биография — РУВИКИ Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости | Биография популярных Леонид Леонидович Борткевич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. |
Внебрачная дочь и пропавшие миллионы: вокруг наследства Леонида Борткевича разразился скандал | Леони́д Леони́дович Бортке́вич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. Заслуженный артист Белорусской ССР (1979). Лауреат международных фестивалей и конкурсов. |
Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»
Леонид Леонидович Борткевич — чем известен, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. БОРТКЕВИЧ (на переднем плане) был одним из ведущих солистов «Песняров» на протяжении десяти лет. Борткевич Леонид Леонидович. Борткевич Леонид Леонидович. Прощание с Леонидом Борткевичем прошло в Белгосфилармонии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Биография и творчество Леонида Борткевича.
Памяти Леонида Борткевича: «Что-либо доказать можно только своей работой, собственным творчеством»
Леонид Борткевич | Судьба свела Леонида Борткевича с Владимиром Мулявиным, и эта встреча стала решающей в его дальнейшей биографии. |
Борткевич, Леонид Леонидович - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | Так как Леонид Борткевич был католиком, поминки проходили по католической традиции — на седьмой и тридцатый день. |
Третья жена "песняра" Борткевича решилась рассказать о его последних днях
Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости | Биография популярных людей. Леонид Борткевич – выдающийся российский актер театра и кино, режиссер, заслуженный артист России и народный артист Украины. Леонид Леонидович Борткевич (1949 – 2021 годы жизни) – известный белорусский певец, «золотой тенор» популярного вокально-инструментального ансамбля «Песняры», Заслуженный артист Беларуси. В биографии Леонида Борткевича, его личной жизни большую роль сыграло его участие в ВИА «Песняры».
Леонид Борткевич – золотой голос ВИА "Песняры"
После 5 бет счастливой семейной жизни «доброжелатели» открыли глаза артисту на измены супруги, пара рассталась. Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. С Ольгой Шумаковой Во второй раз Борткевич вступил в брак с прославленной гимнасткой Ольгой Корбут, с которой познакомился в самолете. Избранница подарила музыканту сына Ричарда 1978. Эта семья знаменитостей просуществовала 22 года. Во время союза со спортсменкой Леонид стал отцом внебрачного ребенка от поклонницы Ирины Померанцевой, еще один Алексей. От него у Борткевича есть еще одна внучка Вероника.
Женщина родила нашему герою еще одного сына Кристиана. Но пара все же развелась, сохранив дружеские отношения и продолжая вместе воспитывать ребенка. Антонина Саврасова-Абрамова назвала себя его подругой и, по всей видимости, стала последним романтическим увлечением и близким человеком Борткевича. Однако именно ее бывшие жены и друзья негласно считают виновной в кончине звезды. Известно, что много лет музыкант жил с сахарным диабетом, но состояние здоровья усугубилось накануне смерти. К тому же наложились еще иные факторы, неблагоприятно повлиявшие на организм звезды.
Останется навеки молодым Причина смерти Леонида Борткевича В последние годы артист не работал. После последнего развода мужчина вынужденно продал роскошный дом и переехал в квартиру в Минске.
Заслуженного артиста Белоруссии в последний путь провожал почетный караул. У гроба рыдали поклонники. Исполнитель легендарных шлягеров «Беловежская Пуща», «Вологда», «За полчаса до весны» был всенародным любимцем. Причиной смерти солиста «Песняров» , как пишут СМИ, стал сахарный диабет. Борткевич четыре дня пролежал в реанимации, но сердце не выдержало.
Борткевич рассказывал, что они с Аллой Пугачёвой были тайными любовниками и едва не стали мужем и женой. Музыкант со слезами на глазах вспоминал, как познакомился с певицей на музыкальном конкурсе в Каннах. Примадонна тогда была начинающей певицей и попросила «Песняров» ей аккомпанировать.
Мама растила Леонида одна, трудилась «распредом» нарядов в кузнечном цехе Тракторного завода. Семья жила скромно: по воспоминаниям Борткевича, он порой лакомился сухарями, высушенными на батарее. Прапрадед Леонида по линии отца был аристократического происхождения — польско-литовским князем.
Предки матери в большинстве своем работали учителями. Мама воспитывала сына в строгих христианских традициях: по вероисповеданию он католик. В связи с этим в юности он испытывал трудности в общении со сверстниками, не желая употреблять в разговоре ненормативную лексику. По словам Борткевича, в его роду все обладали музыкальными способностями. Параллельно с учебой в общеобразовательной школе, Леонид занимался в музыкальной школе по классу трубы. Он также солировал в хоре мальчиков при Минском дворце пионеров, а позднее — в хоре «Юность» при Минской государственной консерватории.
Леонид Борткевич в юности Образование В 1964 году Леонид Борткевич окончил 8 классов средней школы и вскоре стал студентом Минского архитектурно-строительного техникума. В период работы над дипломом он занимался проектированием кинотеатра «Октябрь». Здание было построено в Минске на проспекте Независимости в 1975 году, на месте старого кинотеатра «Зорька». В детстве Леня с мамой иногда ходил в «Зорьку» и всегда был недоволен, что сидящие впереди зрители загораживали ему экран своими головами. Поэтому проект кинозала «Октябрь» молодой архитектор задумал как амфитеатр, где каждый следующий ряд расположен выше предыдущего. Проект Борткевича понравился руководителю Госстроя Белорусии.
Главным архитектором здания был назначен Валентин Николаевич Малышев. В техникуме продолжилась музыкальная карьера Борткевича: он солировал в оркестре, затем — в ВИА «Золотые яблоки», созданном студентами. На одном из концертов присутствовал Владимир Георгиевич Мулявин, который в 1969 году основал вокально-инструментальный ансамбль «Песняры». Ему срочно требовался вокалист, он уже прослушал несколько десятков кандидатур. Голос Борткевича, исполнявшего песню «Уж ты степь», показался ему идеально подходящим, и он пригласил молодого певца в свой коллектив. Параллельно, после окончания техникума, он некоторое время работал инженером-архитектором в организации «БелНИИГипросельстрой».
Ансамбль «Песняры» быстро набирал популярность по всему Советскому Союзу и за рубежом. Начались гастроли, и, соответственно, заработки.
Мулявин написал для солиста несколько новых песен, с которыми он и вышел на сцену. Успех был огромный, певца сразу заметили и полюбили зрители.
После столичных гастролей ансамбль отправился в музыкальное путешествие по городам Советского Союза и в каждом из них покорял публику своими мелодиями, профессионализмом и удивительными голосами. После первых гастрольных выступлений Леонид привез домой огромную сумму заработанных денег. Вспоминая о своих первых успехах, Леонид рассказывал, что разменял первые заработанные им деньги на мелкие купюры и разложил их дома на диване, чтобы удивить свою маму. Увидев огромное количество денег, а заработал он первый раз около 4000 рублей, мама была в шоковом состоянии, и Леониду с большим трудом удалось ее убедить в том, что эти деньги он действительно заработал.
Этой суммы вполне могло хватить на покупку новой машины, но семья решила сделать ремонт, поменять мебель, купить самый лучший телевизор и обеспечить себе безбедную жизнь. Борткевич и «Песняры» Вместе с коллективом Леонид выступал на многочисленных фестивалях и конкурсах. Их приглашали с концертами не только в города нашей страны, но и за рубеж. В 1976 году «Песняры» выступили в США, где дали около 150 концертов.
Музыкальные критики и публика с восторгом принимали русских музыкантов, это был настоящий успех для молодых музыкантов. Им был предложен контракт и мировой тур, но, в связи с политической обстановкой тех лет, «Песняров» и Леонида Борткевича так и не выпустили из страны. Тираж пластинок коллектива приближался к 45 миллионам. Их популярность была огромной, ни один сборный концерт не обходился без их участия.
Выступления на телевидении и радио, запись пластинок, создание новых композиций и постоянные гастроли — в таком режиме жила вся группа, вместе со своим главным солистом — Леонидом Борткевичем. Ему пришлось выбирать между гастрольными турами и учебой, и он выбрал второе.
ПЕСНЯРЫ.com - музыкант: Леонид Борткевич (ВИА "Песняры")
Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года. В биографии Леонида Борткевича, его личной жизни большую роль сыграло его участие в ВИА «Песняры». Помимо того что пел в хоре, Леонид Борткевич учился в музыкальной школе, где осваивал игру на трубе, которую позже он успешно окончил. БОРТКЕВИЧ Леонид Леонидович. Биография. Рейтинг. Новости. Персоны. На сцене вместе с Владимиром Мулявиным снова солирует Леонид Борткевич.
«Хотела отдать ему почку»: тайная любовница Борткевича пыталась спасти «песняра»
В планировке "Октября" он решил эту проблему, сделав ступеньки повыше, чем обычно. У него были планы снять собственное кино. По слухам, к делу был готов приложить руку знаменитый режиссер Стивен Спилберг. Но начать работу долго не получалось: то из-за гастролей "Песняров", то из-за болезни Спилберга. В итоге так и не срослось. Матусовского, 1976г. Леонид Борткевич в свое время также писал картины, правда, нигде не выставляя их. У этого человека было много талантов, но для большинства из нас он навсегда останется солистом "Песняров", исполнителем "Белоруссии", песни-символа республики...
Мальчик рано увлекся музыкой, любил петь, учился играть на трубе, но посвящать свою жизнь музыке не собирался. Обладая природным голосом, Леонид успешно выступал в детском хоре, организованном при местном Доме пионеров, куда его взяли еще в начальных классах. После окончания школы Леонид решил получить профессию архитектора, поступив в техникум.
Учеба давалась ему легко, он был один из самых лучших студентов. Его проект кинотеатра стал дипломной работой студента, а в дальнейшем основой для строительства здания в Минске. Кроме занятий архитектурой, Леонид продолжал заниматься музыкой. Первое время он выступал со студенческим оркестром, а затем стал одним из солистов ансамбля «Зеленые яблоки», где позже его и увидел Владимир Мулявин. Его прекрасный голос и примечательная внешность покоряли девушек и еще будучи студентом Леонид встретил свою первую любовь - Валентину. Романтические отношения длились около года, но после окончания техникума молодые люди расстались. Услышав прекрасный голос Леонида, Владимир сразу пригласил талантливого певца приехать к нему на прослушивание. Спев несколько музыкальных композиций написанных Мулявиным, Леонид был сразу принят в состав легендарной группы. С этого момента началась творческая биография будущей звезды эстрады и солиста ансамбля. На тот момент Борткевичу исполнился 21 год, и судьба действительно подарила ему счастливый случай, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь.
Вместе с «Песнярами» Борткевич уже через несколько дней отправился на свои первые гастроли в столицу. Мулявин написал для солиста несколько новых песен, с которыми он и вышел на сцену. Успех был огромный, певца сразу заметили и полюбили зрители.
Наверное, эти телефонные разговоры подслушали спецслужбы, и скоро нам предложили сыграть свадьбу под шефством правительства республики Белоруссия», - рассуждал артист. Читайте также Смерть сына в утробе, измена мужа — испытания Ольги Корбут Нельзя не упомянуть и еще одну историю, затесавшуюся между двумя браками Борткевича: в 1975-м «Песняров» пригласили в Канны, как и Аллу Пугачеву. Все члены делегации клеились к Примадонне, но она никого не подпустила, а ночью сама пришла в номер к Леониду. Мы провели восхитительную ночь. Наутро даже сфотографировались возле гостиницы.
Мы больше не были близки, жизнь закрутила», - рассказывал артист. Спустя годы Борткевич говорил прессе, что Пугачева запретила распространяться о той интрижке и велела ему сказать, что романтичная история придумана Но вернемся к Корбут, которую впоследствии Борткевич называл великой женщиной и своей единственной любовью. Гимнастка и музыкант поженились, и в конце 70-х у них родился сын Ричард. Однако сильные чувства и наличие наследника не гарантировали верности: поклонница по имени Ирина попросила Леонида подарить ей ребенка. Читайте также Внебрачная дочь Леонида Борткевича претендует на многомиллионное наследство артиста «Так и случилось. В 1981 году она родила сына Лешу. Сейчас это огромный двухметровый мужик. А что касается его мамы Иры, то она вышла замуж за одного московского актера, который внешне очень на меня похож», - рассказывал Борткевич.
Она была душой компании, ну а Борткевич превратился лишь в приложение к лучшей спортсменке мира, а вместо музыканта вновь стал архитектором. Все решилось, когда в гости к паре прилетел Владимир Мулявин: худрук «Песняров» позвал вокалиста выступить на концерте, и вспомнив былое, наш герой оставил не только Америку, но и жену. Возвращение Подруга семьи говорила, что виделась с музыкантом за неделю до смерти. Тогда отношения были платоническими, но вернувшись в Минск спустя годы, Леонид тут же связался с девушкой. Вскоре влюбленные съехались, и Света забеременела двойней. Увы, пришлось сделать аборт: пассия принимала сильнодействующие таблетки, еще не зная о положении. Когда у нас уже был Ричард, ждали еще мальчика, но из-за врачебной ошибки он появился на свет мертвым», - откровенничал музыкант. В 2003-м Владимир Мулявин скончался, и хотя ожидалось, что худруком коллектива теперь станет Борткевич, назначили в итоге Валерия Скорожонка.
Музыкой увлёкся с детства, талантливого мальчика заметили и пригласили учиться в музыкальной школе, где он занимался по классу трубы. Пел в хоре мальчиков при Дворце пионеров, также участвовал солистом в хоровом ансамбле «Юность» при консерватории [1]. Завершив учёбу в средней школе Борткевич поступил в архитектурный техникум, где он был солистом местного оркестра, а затем стал вокалистом вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». После окончания техникума работал по направлению архитектором в «Белниигипросельстрой». Дипломный проект Леонида Борткевича лёг в основу при проектировании кинотеатра «Октябрь» в столице республики. В декабре 1970 года Леонид Борткевич был приглашён Владимиром Мулявиным в недавно созданный им вокально-инструментальный ансамбль « Песняры ». Именно работы в этом коллективе принесла Борткевичу всесоюзную славу.
Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»
В Крыму проводят концерты разные группы "Леонида Борткевича" без участия самого заслуженного артиста БССР. Главная» Новости» Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. Леонид Леонидович Борткевич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. Последние новости о персоне Леонид Борткевич новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. Леонид Борткевич, биография которого рассматривается в предлагаемой статье, помимо всего имел замечательный тембр голоса и очень любил петь. Леонид Леонидович Борткевич — чем известен, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Леонид Борткевич: причина смерти. Где похоронен музыкант
Бывший солист группы «Песняры» Леонид Борткевич ушел из жизни, причину назвал коллега. Новости по теме: Леонид Борткевич новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Леонид Борткевич 1949-2021 В 2003 году, после смерти основателя группы, Борткевич тут же назначил главным себя. 13 апреля ушел из жизни Леонид Борткевич — голос ВИА «Песняры», а возможно, и один из лучших вокалистов Советского Союза.
Бывший солист группы «Песняры» Леонид Борткевич ушел из жизни, причину назвал коллега
И это не высокие слова. Я это прочувствовал на себе», — признавался артист. Когда 18 лет назад Мулявин умер, ни у кого не было сомнений: его место займет именно Борткевич. Но министерство культуры республики Леонида бортануло. Обиженный музыкант создал своих «Песняров». Так и колесили по ностальгирующим городам и весям вокально-инструментальные двойняшки, в перерывах между гастролями отвлекаясь на суды, чтобы выяснить, кто имеет больше прав так называться.
В 2004-м Борткевич женился в третий раз. На мальчика музыкант не мог нарадоваться. Называл умницей и своей надеждой, хотел пожить подольше, чтобы успеть поставить его на ноги. Но и этот брак, видимо, развалился. Пару лет назад Борткевич за миллион долларов выставил на продажу свой коттедж, где жил с семьей.
Ничего такого, просто я могу жить везде: могу в Минске, могу в Америке», — отмахивался он от любопытных. Однако по словам близкой знакомой Борткевича, в последнее время он жил один. Он мне рассказывал про своего сына Ричарда, который находится в местах лишения свободы. Говорил, что это его боль, его крест. Постоянно заглушал водкой эту боль… Мы общались за неделю до его смерти.
Просил принести водки, но я отказалась. Он был одиноким и никому не нужным….
Горечь потери не залечить.
Ты всегда будешь жить. Покойся с миром. Голос моего детства.
Нам есть, что вспомнить и было чем гордиться!
Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр. Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным. Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления. Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал.
Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…». Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф. Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена».
В другом месте у Вейценфельда: «По-моему, главным было следующее: Мулявин, может быть, невольно, противопоставил свои собственные эстетические принципы тем, что были повсеместно распространены тогда. И главным его принципом было — служение красоте». Борткевич убирает вводное слово «по-моему» и следующие за ним три слова и пишет в главе «Прокрустово ложе» жанра» стр. Главный его принцип — служение красоте». Это ж надо, и тут — полное совпадение мыслей, кроме одной запятой, не поставленной после слова «невольно».
А вот еще интересный «пассаж». Вейценфельд пишет: «Недавно мне довелось прочитать в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Будучи абсолютно не согласен с этой оценкой, я позволю себе подробнее остановиться на теме крупной формы в творчестве «Песняров»…». А теперь почитаем у Борткевича: «…Недавно я прочитал в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…».
Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования». У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»! У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай!
Без сомнения, статья А. Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича? Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта.
Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году. В этом журнале была опубликована блестящая статья А. Вейценфельда «Мне не забыть той песни…» — к 30-летию «Песняров». Сразу же после кончины Володи редакция «Культуры» выпустила специальный номер, посвященный памяти Первого Песняра, ставший уникальным.
В этом номере были напечатаны и мои интервью разных лет с Мулявиным, ранее публиковавшиеся в СМИ, и сделана перепечатка статьи А. Вейценфельда — разумеется, с соответствующей ссылкой на журнал «Звукорежиссер». Потом связались с ее автором статьи, объяснили, что готовим книгу памяти Песняра, и попросили его сделать эксклюзивный материал для книги. Составитель книги Людмила Крушинская встретилась с Борткевичем по делам подготовки этой книги и, в контексте разговора, сообщила, что получила блестяще написанный материал профессионала. Ну, а дальше — появилась его книга, в которой статья московского музыковеда предстала «в разобранном виде».
Сам же Борткевич так и не дал свой «эксклюзив» для нашей книги, а ограничился тем, что передал Крушинской две страницы компьютерного текста из своей будущей книги. По этому тексту я высказал Людмиле Алексеевне свое возмущение, так как увидел в нем фрагменты из моих уже опубликованных интервью с Мулявиным, пересказанных Борткевичем без каких-либо ссылок. Единственное, что сделал Борткевич для книги «Владимир Мулявин, Нота судьбы» — это подсказал редакции московский телефон композитора Давида Тухманова. За это ему — спасибо. Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва.
В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле». Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя!
Друг мой, брат мой как хочешь…. Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича. Приведу пару примеров. У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин.
Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка. У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен. Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму. Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…».
А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста. У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…». У Борткевича: «В «Песне о доле» зрители впервые услышали голос Мулявина-чтеца — то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный». И еще один пример «правки» яшкинского текста. У Яшкина: «В оформлении «Песни о доле» художник Л.
Бартлов сказалась конкретность, отвечающая стилю исполнения эстрадной оперы.
Работал в компании, которая занималась фотографией и выпуском постеров, где дослужился до менеджера [7]. Работал фотографом [8]. В американский период своей жизни Борткевич, по собственному признанию, не пел [4]. В 2000 году вернулся в Белоруссию. После возвращения поселился в деревне Валерьяново [9]. В 1999 году вновь стал солистом ВИА «Песняры» и работал в нём до смерти руководителя коллектива Владимира Мулявина в 2003 году.
Предполагалось, что именно Борткевич возглавит ансамбль после кончины Мулявина, но Министерство культуры Белоруссии назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка. Сразу же после этого Борткевич вместе с несколькими участниками покинули ансамбль и стали выступать под названием «Песняры под управлением Леонида Борткевича» под эгидой российского ООО «Песняры». В 2008 году этот ансамбль распался. В феврале 2009 года Борткевич вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под управлением Борткевича. В книге поделился с читателями своей творческой и личной жизнью, рассказал об уникальности ансамбля «Песняры». Отдельную главу посвятил Владимиру Мулявину [2]. Имел гражданство США и Белоруссии.
По собственному признанию, был католиком по вероисповеданию [10].