Ошибочная посадка МиГ21 ПФМ на чужом аэродроме в 1967. Самолет типа МиГ-21 можно по праву назвать самой массовой машиной, которая изготовлялась серийно на протяжении 28 лет вплоть до 86 года.
СМИ рассказали о советском летчике, по ошибке севшем на «МиГе» в Западном Берлине
Истребитель миг-21 ПФМ. В далеком 86 году после L-39 пересел летать на такой МиГ-21. Реактивный истребитель МиГ-21ПФС из коллекции Краснодарского Парка Победы. В отличие от прародителя, самолета-разведчика МиГ-21Р, на МиГ-21РФ устанавливалось встроенное фотооборудование в нижней части фюзеляжа. Успех ранних версий МиГ-21 подтолкнул создателей этой машины к мысли, которую активно поддержало командование ВВС — на базе современного истребителя создать всепогодный сверхзвуковой тактический разведчик нового поколения. серийный истребитель с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет применения системы сдува пограничного слоя (СПС) с закрылка и стартовых пороховых ускорителей СПРД-99.
О пользе правильной навигации и мощном двигателе. Про заплутавший МиГ-21 капитана Зиновьева
МиГ-21ПФМ, тип 94 вариант "Н", с возможной подвеской специзделия В дальнейшем дам чертежи и фотографии всех этих вариантов. Вот так. Всем благодарен за участие.
Воздушный канал разделялся перед шпангоутом б, охватывая кабину пилота и соединяясь за шпангоутом 22, канал имел круглое сечение.
Под воздухозаборником крепилась штанга приемника воздушного давления. Аварийный ПВД находился вверху по правому борту носовой части фюзеляжа. Между шпангоутами 3 и 6 располагался отсек передней стойки шасси. В гермоотсеке между шпангоутами 6 и 11 находилась кабина пилота с катапультируемым креслом.
Фонарь кабины открывался вперед. Переднее стекло козырька фонаря - толщиной 62 мм. Бронеплиты располагались на шпангоутах 6 и 11, заголовник пилота был также бронирован. Между шпангоутами 11 и 28 вокруг воздушного канала и двигателя размещались последовательно 6 мягких топливных баков.
С правой стороны фюзеляжа снизу под кабиной находился отсек пушечного вооружения, а за ним по обе стороны фюзеляжа - аэродинамические тормоза общей площадью 0,76 м2 и углом отклонения 25 град, крепящиеся к шпангоуту 11. Третий аэродинамический тормоз площадью 0,47 м2 крепился под фюзеляжем к шпангоуту 25. Угол его отклонения - 40 град. Задняя часть фюзеляжа имела 13 шпангоутов.
Снизу устанавливался подфюзеляжный гребень, у которого передняя часть выполнялась из радиопрозрачного материала, закрывавшего антенну телеметрической системы. Максимальная высота гребня - 35,2 см. Сбоку с левой стороны - отсек тормозного парашюта площадью 16 м2. Между шпангоутами 29 и 34 находилась жаростойкая перегородка из углеродистой нержавеющей стали, отделяющая двигатель.
Длина фюзеляжа увеличилась до 12,29 м. В связи с установкой бортовой РЛС расширился до 0,87 м и диаметр входного отверстия воздухозаборника. Конус, закрывающий антенну РЛС и регулирующий поток воздуха к двигателю стал длиннее на 20 см, а его диаметр увеличился на 60 см. Угол его установки по отношению к строительной горизонтали самолета - -3 град, ход - 20 см.
Новый приемник воздушного давления ПВД-5 расположили над воздухозаборником по оси симметрии самолета. В связи с появлением за кабиной пилота гаргрота под седьмой топливный бак изменилась и конструкция фонаря кабины. Площадь поверхности передних боковых тормозных щитков увеличили до 0,884 м2. Начиная с 15-й серии МиГ-21 ПФМ в связи с установкой нового катапультируемого кресла изменилась конструкция фонаря кабины пилота.
Вместо монолитного, открывающегося вверх фонаря, появились неподвижный передний козырек с лобовым стеклом и переплетом и откидывающаяся вправо по полету подвижная часть - крышка. Такую же доработку ввели и на истребителях МиГ-21 С, на которых первоначально штанга устанавливалась аналогично предшествующим моделям перехватчиков. Кабины курсанта передняя и инструктора задняя расположили в герметичном отсеке между шпангоутами 6 и 14. Вверху, за кабинным отсеком, между шпангоутами 14 и 22 размещался съемный металлический топливный бак, а пять мягких резиновых баков установили между шпангоутами 14 и 28.
ПВД на всех «спарках» устанавливался над входом воздухозаборника со смещением к правому борту. Крыло площадью 23,0 м2 и размахом 7,15 м - треугольной в плане формы со срезанными законцовками. Угол стреловидности по передней кромке - -57 град. Угол установки крыла - 0е, поперечное - -2 град. Силовой набор состоял из лонжерона, главной балки, переднего стрингера, заднего стрингера и набора нервюр в передней части - 26, в задней - 12. Толщина обшивки 1,5-2,5 мм. На верхней поверхности крыла ближе к законцовкам располагались два небольших аэродинамических гребня. На нижней поверхности имелся отсек для основной стойки шасси, а также находились узлы подвески пилонов и излучатели антенн радиоэлектронных систем. Внутри каждой консоли крыла размещались два топливных бака. На задней кромке крыла располагались элероны и закрылки.
Элероны общей площадью 1,18 м2 каждый имели аэродинамическую компенсацию, а левый элерон дополнительно снабжался компенсирующим триммером. Закрылки - типа ЦАГИ со сдвижной осью вращения. Площадь каждого закрылка -0,935 м. Изменили также участок крыла за задним стрингером. Внутри крыла перед закрылком вмонтировали патрубок воздушного канала системы СПС. Закрылки и элероны управлялись с помощью гидравлической системы. В системе управления элеронами использовался гидроусилитель Б4-45. Вертикальное оперение состояло из киля и руля направления, крепящегося на трех узлах. Угол стреловидности по передней кромке - 60 град. Площадь вертикального оперения у самолетов МиГ-21Ф и первых серийных МиГ-21Ф-13 составляла 4,08 м2, затем в связи с некоторым изменением конструкции киля она уменьшилась до 3,8 м2.
Внешне новый киль был чуть шире и ниже прежнего. Начиная с самолета МиГ-21 ПФМ конструкцию киля значительно доработали, а площадь вертикального оперения довели до 5,2 м2 все последующие модификации истребителя, в том числе «спарки» МиГ-21 УС и УМ имели такое же в. Руль поворота площадью 0,965 м2 имел осевую аэродинамическую компенсацию и отклонялся в обе стороны на 25 град. По конструкции и площади в зависимости от модификации он не менялся. Вертикальное оперение обшивалось листами дюраля толщиной от 0,8 до 1,2 мм. Цельноповоротное горизонтальное оперение стабилизатор площадью 3,94 м2и размахом 3,74 м имеет угол стреловидности по передней кромке 55 град. Горизонтальное оперение отклоняется вверх на 7,5 и вниз На 16,5 град. Шасси - трехстоечное. При этом колея шасси составляла 2,692 м, а база - 4,87 м.
Гроссмейстер пошел Е2 — Е4 После Великой Отечественной войны Советский Союз довольно быстро заменил в военной авиации обычные истребители на реактивные. В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды, потребовалось оснастить истребители управляемыми ракетами. В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к работе по созданию принципиально нового перехватчика. В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива. Первые самолеты для переобучения летного состава были получены в 1959 году. Их привезли в Воронеж, где истребители за внешнее сходство прозвали «балалайками». В дальнейшем было выпущено множество модификаций самолета. При необходимости МиГ-21 превращался в разведчика. Когда китайцы заполучили в свое распоряжение две управляемые ракеты «Сайдуиндер» и передали нашей стороне, в ОКБ-134 спроектировали по их мотивам Р-3С, которые отличались от трофейных образцов увеличенной массой. В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде. В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде.
«Летающий Калашников». Советская крылатая легенда: МИГ-21
Советский самолёт миг 21 проектировался для ведения боевых атак при сближении самолетов на огромных скоростях. серийный истребитель с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет применения системы сдува пограничного слоя (СПС) с закрылка и стартовых пороховых ускорителей СПРД-99. Успех ранних версий МиГ-21 подтолкнул создателей этой машины к мысли, которую активно поддержало командование ВВС — на базе современного истребителя создать всепогодный сверхзвуковой тактический разведчик нового поколения. В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35). •. МиГ-21ПФМ, тип 94 вариант "А", без возможности подвески специзделия 6Б.
Самый массовый истребитель мира
Истребитель МиГ-21 судя по фотографиям в сети, появился в конце 80-х годов. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В отличие от прародителя, самолета-разведчика МиГ-21Р, на МиГ-21РФ устанавливалось встроенное фотооборудование в нижней части фюзеляжа. Самолеты МиГ-21ПФ и МиГ-21ФЛ оснащались только ракетным вооружением, а истребители МиГ-21 ПФМ и МиГ-21С получили подвесной контейнер ГП-9 с 23-мм авиапушкой ГШ-23. Прототип МиГ-21 (Е-4) поднялся в воздух 16.06.55. Принят на вооружение в 1955 г., тогда же началось его серийное производство.
Винницкий музей авиации - МиГ-21ПФМ
В ходе боев самолеты МиГ-21 продемонстрировали более высокие маневренные характеристики по сравнению с американскими истребителями. Американские машины, в свою очередь, обладали лучшим вооружением в частности, УР средней дальности с полуактивной радиолокационной системой наведения AIM-7E «Спэрроу», имеющей максимальную дальность пуска на большой высоте 26 км и у земли 7 км , мошной бортовой РЛС с дальностью обнаружения воздушных целей до 70 км, а также вторым членом экипажа, в боевых условиях осуществлявшего наблюдение за воздушным пространством в широком секторе. Однако в целом истребители МиГ-21 оказались более эффективными. После некоторой паузы, вызванной политическими причинами, воздушные бои над Северным Вьетнамом возобновились в 1972г.
На этот раз США привлекли к «ковровым бомбардировкам» территории противника стратегические бомбардировщики Боинг В-52, которые совершали боевые вылеты под плотным прикрытием многочисленных истребителей сопровождения и самолетов обеспечения. Группировке американской авиации, задействованной против Вьетнама и насчитывающей около 1 200 самолетов в том числе 188 В-52 , противостояло к осени 1972 187 вьетнамских самолетов, из которых лишь 71 в том числе 31 МиГ-21 являлись боеготовыми. Однако это не помешало вьетнамским истребителям организовать эффективное противодействие авиации противника.
В ходе кульминации воздушной войны над Северным Вьетнамом — операции «Лейнбакер»-2, продолжавшейся 12 суток, когда американцы попытались нанести решительное поражение противнику путем массированных бомбардировок с воздуха с привлечением стратегических бомбардировщиков, вьетнамские истребители выполнили 31 боевой вылет в том числе МиГ-21 — 27 , провели восемь воздушных боев и сбили два самолета В-52, четыре F-4 Фантом II и один разведчик RA-5С, потеряв при этом лишь три истребителя все — МиГ-21. Оба бомбардировщика В-52 были сбиты самолетами МиГ-21: один 27. Всего в течение 1972г.
ВВС Вьетнама совершили 823 боевых вылета в том числе 540 — на МиГ-21 , провели 201 воздушный бой и сбили 89 самолетов противника, потеряв при этом 48 своих машин в том числе 34 — МиГ-21. В ходе боевых действий вьетнамские МиГ-21 практиковали взлет с плохоподготовленных ВПП при помощи пороховых ускорителей большинство бетонных ВПП было повреждено американцами , перебазирование с поврежденных аэродромов на запасные при помощи вертолетов Ми-6 и другие нетрадиционные боевые решения, отработанные первоначально на советских политонах. В конце 1971г.
В основном индийские МиГи вели бои с истребителями F-6. Были отмечены и столкновения между МиГ-21 и Старфайтерами, в ходе которых МиГи сбили два F-104, не понеся при этом потерь. По официальным данным индийских ВВС, в ходе войны они потеряли 45 самолетов и уничтожили 94 самолета противника.
В то же время пакистанским истребителем Сейбр был сбит один МиГ. В арабо-израильской войне, начавшейся 6 октября 1973г. Мубарака, египетские истребители сумели добиться превосходства над ВВС Израиля, соотношение потерь в воздушных боях по итогам войны сложилось в пользу арабских летчиков.
Если воздушные схватки МиГ-21 с Миражами велись, в основном, «на равных» МиГ-21 имели несколько лучшую маневренность, но уступали Миражам в характеристиках бортовой РЛС, обзоре из кабины и продолжительности полета , то при столкновении с Фантомами выявилось существенное превосходство самолетов МиГ-21 последних модификаций. Так, в пятидесятиминутном воздушном бою 14 октября, в котором встретились 70 самолетов F-4E и 70 МиГ-21, было сбито 18 Фантомов и лишь четыре МиГа.
Многоцелевой истребитель КБ А. Микояна — один из лучших самолетов своего класса.
Первый полет на этом истребителе был совершен 28 мая 1958 г. В том же году началось серийное производство истребителя второго поколения. За четыре с лишним десятка лет, со дня поступления боевого самолета в части и до сегодняшнего дня, он стоит на вооружении не только в стране его создания, но также во многих других странах. МиГ-21 производился по лицензии на заводах Чехословакии в 1962-1966 гг.
Самолет, выпущенный в Китае, имел обозначение «Хиан» F7. Боевые действия в Корее 19501953 гг. МиГ-21 Проводимый анализ показал, что советский истребитель МиГ-15 наряду с преимуществами имел недостатки по сравнению с самолетами «Сейбр». Уже с 1954 г.
Накопленный годами опыт КБ А. Микояна способствовал его коллективу успешно и своевременно решить одну из важнейших задач государственного уровня. История создания самолета МиГ-21 Данный аппарат поистине можно назвать наиболее известным и выдающимся истребителем, который относится ко второму и в дальнейшем к третьему поколению. Данная машина наиболее активно использовалась в 60-70-х годах прошлого века.
Данный самолет изготовлен из алюминия и его сплавов, причем практически все соединения производились с помощью заклепок. Фюзеляж аппарата имел нормальную схему строения. На нем были низко расположены крылья, которые имели стреловидную форму. Весь корпус представлен как полумонокок, который оснащен четырьмя лонжеронами.
МиГ-21С - имеет усовершенствованное ракетное вооружение УР Р-ЗР с радиолокационной полуактивной системой наведения, четыре подкрыльевых узла подвески. На самолете устанавливается радиоприцел РП-22С, коллиматорный прицел ПКИ, система командного наведения «Лазурь-М» и усовершенствованный автопилот АП-155, обеспечивающий управление по трем осям. Самолет выпускался в 1965-1968 гг. МиГ-21СМ - имеет улучшенные маневренные характеристики. Самолет выпускался в 1968-1974 гг. МиГ-21СМ серийно строился в 1968 — 1914 гг.
Вооружение дополнено УР ближнего боя Р-60 до 6 единиц , способными поражать маневрирующие самолеты на близких дистанциях. Самолет выпускался в 1970- 1974 гг. Москве и в 1975 г. Экспортный вариант строился по лицензии в Индии в 1973-1981 гг. МиГ-21бис - истребитель завоевания превосходства в воздухе по сравнению с самолетами МиГ-21 предыдущих модификаций имеет лучшие маневренные и разгонные характеристики, большую скороподъемность. Маневренность самолета приближается к соответствующим характеристикам зарубежных истребителей четвертого поколения F-15, F-16, «Мираж» 2000.
Истребитель создан в 1971 г. По сравнению с истребителями МиГ-21 предыдущих модификаций на МиГ-21бис модернизировано крыло, применены дополнительные топливные баки, новый двигатель, усовершенствовано бортовое оборудование, значительно увеличена номенклатура бортового вооружения. Серийный выпуск прекращен. Ведутся работы по созданию модернизированного варианта МиГ-21-93, в который возможно переоборудование ранее выпущенных истребителей МиГ-21бис программа ориентирована на страны, имеющие значительное число самолетов МиГ-21бис, требующих модернизации. Создан в 1971 году. МиГ-21И - дальнейшая модернизация модели МиГ-21бис.
В конструкции сохранен планер и силовая установка, однако вооружение и БРЭО полностью заменено. Для пассивной защиты установлены два блока выброса ложных целей БВП-30-26. МиГ-21Р - специализированная разведывательная модификация самолета со сменными контейнерами, оснащенными АФА, телевизионными и другими средствами ведения воздушной разведки.
МиГ-21ФП тип 77 выпускался для Индии в 1964-1968 г. После по лицензии выпускался в этой стране. МиГ-21ПФМ тип 94 производился на экспорт в 1964-1968 г. МиГ-21Р — разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой.
Выпускался в 1965-971 г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие. МиГ- 21И 96А производился для Индии в 1968-1971 г. После выпускался в этой стране. МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г. МиГ-21МФ — экспортная модель. За 1969-1974 г.
Такие модели изготавливали в Индии и Китае. Всего сделали 281 экземпляр. Эти самолеты были носителями тактического ядерного оружия.
Легендарный истребитель МиГ-21. Часть 2
Для этого они выгнали на взлетно-посадочную полосу ВПП весь автотранспорт авиабазы. Григорьев заметил этот маневр и развернул Миг на рулежную дорожку. Она, вообще-то, была не пригодна для взлета - слишком была коротка. Но советский пилот не растерялся: на разбеге он включил форсаж и сумел уйти почти вертикальной "свечкой".
Остальные пилоты поняли в чем дело и сменили курс. Вскоре они благополучно долетели до аэродрома Коттбус. Туда же прибыл и их командир.
Естественно, началось следствие.
Увидев под собой аэродром, который он принял за Коттбус, Федор Григорьев сообщил другим пилотам, что совершит посадку. Подчиненным при этом ….
Что касается общей политической обстановки, то эксперты успокоили общественность: новый виток эскалации в Кашмире закончился так же быстро, как и начался. Здесь интересы обеих сторон конфликта совпали. С одной стороны, Пакистан - слабее Индии, а с другой - Индии не нужен хаос в виде многомиллионного потока беженцев из Пакистана. В общем, большая война маловероятна, что, конечно, не исключает возможность отдельных стычек. А вот с военно-технической точки зрения ситуация сложилась действительно интересная и рождающая целый ряд вопросов. Главное, почему Индия выставила против Пакистана устаревшие МиГ-21? Самый массовый и самый бюджетный сверхзвуковой Напомним, что МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году, а разрабатывался конструктором Анатолием Бруновым еще раньше, в сталинскую эпоху, как истребитель третьего поколения, который обладал треугольным крылом и мог развивать скорость, в два раза превышающую звуковой барьер. Впоследствии МиГ-21 специалисты назвали самым массовым и самым бюджетным сверхзвуковым истребителем в мире, к тому же крайне ремонтопригодным. Действительно, он стал чемпионом по показателю цена-эффективность. По мнению экспертов, если бы в 70-е годы прошлого столетия разразилась Третья мировая война без применения ядерного оружия, МиГ-21 однозначно завоевал бы превосходство в воздухе. На Западе тоже были хорошие истребители, но они выпускались куда меньшим тиражом 11. Здесь надо еще отметить, что F-4 оказался значительно дороже. Да и ряд летных характеристик был другим, учитывая, что одноместный и однодвигательный советский истребитель весил всего 8. Еще один оппонент советской машины - французский однодвигательный и одноместный Mirage III. В качестве конкурента МиГов он имел больше шансов. Но опять-таки «натовцев» подвело советское массовое производство. В то время как выпуск «двадцать первого» был налажен в Москве, Горьком и Тбилиси.
Причём 2 из 4 подкрыльевых пилонов МИГа-21 могли нести спаренную подвеску с двумя ракетами Р-60. Таким образом, общее число управляемых ракет достигало 6. В целом, число возможных комбинаций вооружения составило 68 на истребителях ранних модификаций оно равнялось 20. Часть самолётов МиГ-21бис оснащалась оборудованием для подвески ядерной бомбы. РСК «МиГ» совместно с Нижегородским авиационным заводом «Сокол» в кооперации с другими российскими предприятиями НИИР «Фазотрон» разработала программу модернизации самолётов семейства МиГ-21, которая была нацелена на расширение номенклатуры и режимов применения вооружения, что позволяет им успешно эксплуатироваться в ВВС разных стран на протяжении ещё ряда лет. По боевым возможностям модернизированные самолёты МиГ-21 не уступают современным истребителям четвёртого поколения. Истребитель МиГ-21бис получил новую систему управления вооружением с многофункциональной БРЛС «Копьё», нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на основе современного индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея. БРЛС обеспечивает обнаружение и атаку целей в том числе, ракетами средней дальности в свободном пространстве и на фоне земли, а также обнаружение радиолокационно-контрастных надводных и наземных целей. БРЛС «Копьё» способна сопровождать до 8 целей и обеспечивает одновременную атаку двух наиболее опасных из них. Параллельно с модернизацией продлён ресурс и сроки службы самолёта. Двухместные учебно-тренировочные модификации[ править править код ] МиГ-21У 1962 — учебно-тренировочный истребитель. Прочие[ править править код ] МиГ-21ПД 1966 — экспериментальная модификация с подъёмными двигателями. Предназначалась для изучения поведения самолёта с комбинированными силовыми установками на взлётно-посадочных режимах. В фюзеляже, помимо маршевого двигателя Р-13Ф-300 тягой 6490 кгс, в районе центра масс самолёта устанавливались два подъёмных двигателя РД-36-35 по 2350 кгс. Для их размещения фюзеляж был удлинён на 900 мм вставкой за кабиной, его миделевое сечение увеличено, а стойки шасси зафиксированы. Воздух к подъёмным двигателям подводился через поворотные створки, открывавшиеся при взлёте и посадке. Сопла были немного наклонены. МиГ-21ПД впервые взлетел 16 июня 1966 года под управлением Петра Остапенко , в 1967 году программа испытаний была завершена Борисом Орловым [17]. М-21 М-21М 1967 — высокоманёвренный радиоуправляемый самолёт-мишень. МиГ-21И 1968 — самолёт-аналог сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Предназначался для исследования поведения самолётов схемы «бесхвостка» и с оживальным крылом. Было построено 2 экземпляра. Первый был потерян 26 июля 1970 года лётчик В. Проекты[ править править код ] МиГ-21ЛШ 1969 — проект штурмовика , принимавший участие в конкурсе наряду с Т-8 будущим Су-25 [18]. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя « Лави ». Фонарь кабины, состоявший из трёх частей, заменялся на цельное остекление. Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования [19]. Предусматривал переоборудование кабины и установку нового радиоэлектронного оборудования [22]. На вооружении[ править править код ] На данный момент в 7 государствах и 1 государственном образовании мира эксплуатируется 406 истребителей МиГ-21 различных модификаций. Средний возраст самолётов превышает 40 лет, а морально устаревшая конструкция и небольшой остаточный ресурс делают затруднительной и неоправданной дальнейшую модернизацию. Основными эксплуатантами самолёта являются Индия и КНДР, эксплуатирующие на двоих почти три четверти самолётов. Также ряд стран Индия, Румыния, Хорватия провели масштабную модернизацию своего парка МиГ-21 при поддержке израильской Elbit Systems, чтобы те соответствовали многим характеристикам истребителей 4 поколения. Страны, эксплуатирующие МиГ-21 синим цветом и уже снявшие МиГ-21 с вооружения красным. МиГ-21 начали поступать на вооружение в 1963 году. Модификация МиГ-21ФЛ производилась по лицензии построено около 200 машин. Аварийность индийских самолётов оказалась высокой. По состоянию на 2011 год, за почти 50 лет эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 476 из 946 машин [25] [26] [27]. Не менее 120 модернизированных истребителей будут находится на вооружении ВВС Индии до 2019 года [28] [29]. На 12. Однако, в 2023 году командование ВВС Индии заявило, что все самолёты будут сняты с вооружения досрочно — 8 октября 2023. Планируется провести особую прощальную церемонию с МиГ-21, поскольку самолёт находился на вооружении страны более полувека. Всего с 1963 года индийские ВВС получили 874 таких истребителя. Куба — 3 Миг-21бис и 2 Миг-21УМ, по состоянию на 2023 год.
«Летающий Калашников». Советская крылатая легенда: МИГ-21
К третьему поколению истребителя относятся модификации МиГ-21С 1965 г. Типичным ракетным вооружением истребителей МиГ-21 третьего поколения стали две ракеты с инфракрасным наведением и две — с головками радиолокационного наведения. Посмотрите также Читать МиГ-21М. Экспортная версия истребителя, ее изготавливали по лицензии в Индии. Опыт Вьетнамской войны показал, что пушечное вооружение не является вспомогательным, оно нужно истребителю в каждом боевом столкновении. Экспортная модификация МиГ-21СМ. Модификация с более мощным двигателем и увеличенным объемом топливных баков. Использовался в качестве носителя ядерного оружия.
Всего было изготовлено 15 единиц этой модификации. Четвертое поколение. К этому поколению истребителя относится машина МиГ-21бис — самая последняя и совершенная модификация самолета. Она была выпущена в 1972 году. Основной «изюминкой» этой модификации стал двигатель Р-25-300, развивавший тягу на форсаже до 7100 кгс. На самолете было найдено оптимальное соотношение между емкостью топливных баков и аэродинамическими свойствами. МиГ-21бис был оснащен более совершенной РЛС «Сапфир-21» и улучшен оптический прицел, позволяющий пилоту стрелять даже при больших перегрузках.
Самолеты четвертого поколения получили более совершенные ракеты с инфракрасной головкой наведения Р-13М и легкие ракеты для ближнего боя Р-60. Число управляемых ракет на борту МиГ-21бис увеличилось до шести штук. Всего было выпущено 2013 единиц этой модификации истребителя. Боевое применение Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. Советский истребитель превосходил своего противника по многим показателям: он имел лучшую маневренность на виражах, обладал отличной тяговооруженностью, был более управляем. Хотя, советский радиолокатор и ракетное вооружение было откровенно слабее, чем у американцев.
Но, несмотря на это, первый раунд борьбы все-таки выиграли вьетнамские пилоты на МиГах. Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа. За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников.
Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа.
За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников. Однако бесспорным является тот факт, что в той войне американский F-4 Phantom проиграл советскому истребителю. Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским пилотам во Вьетнаме, ибо в этой войне им гордиться было особо нечем. Следующим серьезным военным конфликтом, в котором принимал участие МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. По данным индийской стороны, в ходе конфликта были потеряны 45 самолета и уничтожены 94 самолета противника.
В 1973 году начался очередной арабо-израильский конфликт, который получил название войны Судного дня. Особенно опасным противником был Мираж III. По многим характеристикам они были очень похожи. МиГ имел несколько лучшую маневренность, но уступал противнику по характеристикам РЛС и имел худший обзор из кабины. Война Судного дня заставила летчиков вспомнить о таком тактическом приеме, как ближний групповой воздушный бой. Его не практиковали со времен Мировой войны.
Сирийские истребители за время кампании провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов. МиГ-21 принимал участие во время войны между Ливией и Египтом, его активно использовали в ирано-иракской войне, а также в ходе ряда других локальных конфликтов. Этот истребитель применялся советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала к моджахедам. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.
После появления машин четвертого поколения МиГ-21 начал терять свое превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. МиГ-21 и сегодня стоит на вооружении десятков стран мира, в основном Африки и Азии. Так, например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные силы. Часть из них были сбиты, а другая — потеряны из-за технических неисправностей. Микояна и П.
Сухого, специальным постановлением, было предписано разработать новые истребители, рассчитанные на скорости далеко выходящие за пределы скорости звука. И Микоян и Сухой в итоге подготовили проекты самолетов весьма схожих по внешнему виду. Проект Микояна был признан более оптимальным в производстве. Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой будущего истребителя МиГ-21 руководил А. Брунов с марта 1957 года главный конструктор самолетов-истребителей. Получившийся прототип назвали Е-2, он поднялся в небо 14 февраля 1955 летчик-испытатель Г.
Одновременно с этим шло проектирование ещё одного самолета Е-5 , уже с треугольным крылом, но по тем же причинам с тем же АМ-9Б в качестве двигателя. Эта модель переименованная в Е-4 взлетела 9 января 1956 года лётчик-испытатель В. Треугольное крыло также одержало убедительную победу над стреловидным. С этого момента Е-5 стал официально называться МиГ-21, а после завершения испытаний в 1957 году, получил долгожданный двигатель АМ-11 или Р-11Ф-300 «изделие 37Ф» , новую модификацию прототипа Е-6 или МиГ-21Ф , и поднялся в воздух 20 мая 1958 года В. Нареканий к самолету практически не было — началась подготовка к серийному производству, которое началось в 1959 году на Горьковском авиазаводе. Чертеж истребителя МиГ-21 Самолет получился действительно уникальным — обладая самыми передовыми характеристиками, он изначально стоил по авиационным меркам «копейки», а учитывая, что производство машины продолжалось с 1959 по 1985 год, себестоимость машин последних серий обходилась… дешевле, чем производство БМП-1!
Таким результатом до сих пор не моет похвастаться ни один боевой самолет в мире. Он до сих пор состоит на вооружении различных стран, его «реплики» до сих пор находятся в производстве, обеспечивая истребителю славу самого массового послевоенного самолета. В обширном семействе МиГ-21 насчитывается 4 поколения, и машины первых серий отличаются от последних по меткому выражению пилота МиГ-21 также, как «Ньюпор, от Як-3«. И это не считая страны входившие в состав СССР. В Советском Союзе эта модель самолета имела базовое название Миг. Чехословацкая модель получила название S-106; китайская — J-7.
Серийное производство экспортной версии в Китае было приостановлено совсем недавно — в 2017 году. Всего в этой стране было выпущено около 2 500 самолетов. А вы видели МиГ-21? Данная модель была усовершенствована и преобразована согласно современным требованиям. В период массового производства постоянно улучшались ее эксплуатационные характеристики и велись работы по повышению надежности и безопасности. Всего было выпущено более 20 модификаций этой модели: для учебных целей, самолеты-разведчики, перехватчики и даже самолеты-мишени.
Модификации истребителя МиГ-21 За все долгое время изготовления данной машины конструкторы проводили доработки и усовершенствования. За счет этого выделяют три поколения данного аппарата.
В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде.
В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде. Китайцы собирали МиГ-21 по лицензии, их самолеты называли J-7. Некоторые из них до сих пор состоят на вооружении.
Первый сверхзвуковой истребитель МиГ-21 бис был создан в 1971 году и по многим показателям превзошел американские истребители F-15 и F-16. Превосходство в небе Во вьетнамской войне довольно долго хозяевами неба оставались американские «Фантомы». Дело в том, что поначалу вьетнамцы располагали лишь дозвуковыми истребителями J-5 МиГ-17Ф производства Китая и несколькими советскими МиГ-15бис.
Этого было явно не достаточно, чтобы конкурировать со штатовскими F-4. Хотя после разработки особой тактики ведения воздушного боя, когда вьетнамские летчики атаковали «Фантомы» с малых высот, самолеты противника удавалось сбивать и такими силами. Подчас американцы просто не успевали вступить в бой.
И всё же перевес до поры до времени оставался за ними. Всё изменилось, когда во Вьетнам поступили зенитные ракетные комплексы С-75 и новые МиГи. В одном только 1966 году США потеряли в боях 47 самолетов, тогда как вьетнамские авиационные силы не досчитались лишь 12 истребителей.
Американцы были вынуждены признать превосходство советских самолетов по многим показателям, таким, например, как угловая скорость разворота, а также эксплуатационная перегрузка.
Было изменено и расположение контейнера тормозного парашюта, который теперь размещался в основании киля над хвостовым обтекателем сопла двигателя. Это позволило производить выпуск парашюта не при касании земли колесами, как это было при нижнем расположении, а на выравнивании при приближении колес к земле на расстояние 0,5-1 м.
Которые подвешивались на специальных замках с левого и правого борта в нижней части фюзеляжа. Однако в связи с нехваткой двигателей 37Ф2С на части серийных самолетов устанавливался двигатель 37Ф2, соответственно система СПС на этих машинах была отключена. Демонтированные агрегаты и детали системы СПС консервировались и укладывались в одиночный комплект запасных частей данного самолета.
Так с самолета No. В связи с этим усилена правая щека вилки передней стойки, изменен монтаж воздушной и электрической проводки и изменена схема электроблокировки растормаживания колес в случае появления "юза". Растормаживается только "заюзившее" колесо.
Еще одним серьезным нововведением было внедрение катапультного кресла СК-3 КМ-1 и фонаря с неподвижным козырьком и открытием створки на правую сторону, которые устанавливались с машины No.
Многоцелевой истребитель МиГ-21: история создания, описание и характеристики
В начале 1967 года на заводе КБ Микояна в Луховицах, где годом раньше запустили сборку МиГ-21 на экспорт, была готова к отправке в ГДР четверка новеньких истребителей последней модификации, МиГ-21ПФМ. Самолет типа МиГ-21 можно по праву назвать самой массовой машиной, которая изготовлялась серийно на протяжении 28 лет вплоть до 86 года. История советского легкого истребителя МиГ-21 началась в 1957 году. Дело ведь могло закончиться плохо: на МиГ-21 ПФМ были установлены новейший электронный прицел, новая система управления огнем, катапультное кресло последней модификации. МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах второй половины ХХ века на планете и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя.
МиГ-21 - Многоцелевой истребитель
отличия крыльев МиГ-21ПФМ и МиГ-21Р/С/СМ/СМТ. Истребители МиГ-21СМ строились в 1968 - 1974 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком. МиГ-21ПФС/ПФМ. Бортовой номер "01 красный". Памятный знак установлен в честь бессмертного боевого и трудового вклада тамбовчан в героическую победу советского народа в Великой Отечественной войне 9 мая 1985 года Тамбов, 26 мая 2013 года Автор: Иван Зацепин. Как и на МиГ-21ПФМ, под фюзеляжем располагалась гондола ГП-9 с двухствольной пушкой ГШ-23, предназначенной для ближнего маневренного боя и поражения наземных целей. С 20 по 27 апреля российские войска ликвидировали украинский истребитель МиГ-29 и множество другой техники противника, в том числе реактивные системы HIMARS. С самолета МиГ-21 ПФМ источником переменного тока напряжением 115 В являлся генератор СГО-8.
АВИАЦИОННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ
Переднее плоское стекло — триплекс 14 мм , собранный в жесткой стальной раме. Непосредственно перед стеклом подвижной части установлен бронеэкран трехслойный триплекс толщиной 62 мм , защищавший летчика спереди от пуль и осколков. Первая серийная модификация самолета называлась МиГ-21Ф. Эта буква означала, что самолет является фронтовым истребителем. В шести внутренних топливных баках размещалось 2160 л топлива. Для поражения наземных целей истребитель мог оснащаться двумя НАР АРС-240 240 мм или двумя бомбами калибром 50-500 к г. Максимальная эксплуатационная перегрузка равнялась 7g. В 1959 году первые МиГ-21 поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Воронеже, где самолет за характерные очертания в плане получил прозвище «Балалайка». В 1960 году начался выпуск более совершенной модификации, МиГ-21Ф-13 изделие 74 , вооружение которой было дополнено управляемыми ракетами Р-3С. Толчком к созданию этой модификации стало следующее событие: 28 сентября 1958 года, в разгар Второго Тайваньского кризиса звено тайваньских «Сейбров» выпустило несколько ракет AIM-9 «Сайдуиндер» по китайским МиГ-17.
Одна из ракет попала в МиГ, но не взорвалась. Еще у одной AIM-9 не сработал самоликвидатор и она упала в грязь рисового поля. Эти ракеты союзный тогда нам Китай передал нашей стороне. Торопова повторяла конструкцию и основные габариты «Сайдуиндера», отличаясь увеличенной массой БЧ, а также устройством двигателя с пороховым зарядом из нитроглицеринового топлива. Первые пуски новой ракеты прошли уже в марте 1959 года с доработанного МиГ-19, а уже в феврале 1960 года ее запустили в серийное производство сразу на нескольких заводах. Пушечное вооружение было уменьшено — сохранена лишь одна пушка с боекомплектом 30 снарядов. Для ведения воздушной разведки истребитель мог комплектоваться фотоаппаратом АФА-39. В 1961 году был создан опытный самолет Е-66А, оснащенный ТРДФ Р-11Ф2-300 с увеличенной форсажной тягой 1x6120 кгс , а также вспомогательным ЖРД У-21 1x3000 кгс , размещенном в контейнере под фюзеляжем, однако эта работа не получила дальнейшего развития, главным образом, из-за сложности эксплуатации ЖРД на боевом истребителе. Для достижения всепогодных характеристик требовалось оснащение истребителя бортовой РЛС, способной обнаруживать и сопровождать воздушные цели.
Работы над такой машиной, получившей обозначение Е-7 МиГ-21П , начались почти одновременно с разработкой «яснопогодной» модификации истребителя. В 1958 г. Максимальная эксплуатационная перегрузка была увеличена до 7,8.
Это произошло 60 лет назад. Вскоре самолет нарушил воздушную границу ГДР и продолжал полет вглубь ее территории. На перехват RB-66 взлетели два истребителя МиГ-19. RB-66 Destroyer летел на высоте 10 км. Первым его настиг Зиновьев, открыл огонь из авиационных пушек на поражение. Тут подоспел МиГ-19 Иванникова.
Он поразил цель неуправляемыми реактивными снарядами С-5, а с дальности около сотни метров произвел стрельбу из авиапушек.
МиГ-21Ф-13 тип 74 — был в серийном производстве в 1960-1965 г. МиГ- 21П — следующая модификация, вышедшая в 1960 году и не получившая широкого распространения. МиГ-21ФП тип 77 выпускался для Индии в 1964-1968 г. После по лицензии выпускался в этой стране. МиГ-21ПФМ тип 94 производился на экспорт в 1964-1968 г. МиГ-21Р — разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой. Выпускался в 1965-971 г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие.
МиГ- 21И 96А производился для Индии в 1968-1971 г. После выпускался в этой стране. МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г. МиГ-21МФ — экспортная модель. За 1969-1974 г. Такие модели изготавливали в Индии и Китае.
В состав оборудования входят бортовая ЦВМ, нашлемная система целеуказания, система отображения информации, новая система управления оружием, аппаратура инерциальной курсовертикали, цифровая система воздушных сигналов, радиотехническая система ближней навигации РСБН , бортовая аппаратура приема команд радионаведения по КРУ, новая кабинная аппаратура, система эл,ектроснабжения, контроля и регистрации. В правой части приборной доски истребителя размещен многофункциональный монохромный индикатор на ЭЛТ. По желанию заказчика на самолете может быть дополнительно установлена квантовая оптико-локационная станция КОЛС , взаимодействующая с другим БРЭО как на самолетах МиГ-29 и Су-27 ; аппаратура обеспечения взаимодействия в составе группы из трех самолетов МиГ-21-93 с истребителем МиГ-31 для дальнего наведения на воздушные цели в том числе и маловысотные без использования средств наземного наведения; контейнер с лазерно-телевизионным оборудованием для применения КАБ или другие системы как российского, так и зарубежного производства. Применение современного оборудования увеличивает время наработки на отказ в полете и на земле. Средства наземного обслуживания в основном те же, что и у МиГ-21 -прежних модификаций требуется лишь незначительное дополнение.