Граждане России уже несколько лет жалуются на проблемы с вывозом мусора. Здесь вы узнаете в чем заключается суть мусорной реформы в России, кто отвечает за вывоз и утилизацию мусора, новая графа в коммунальных платежах. Ситуация с утилизацией отходов в РФ ухудшилась за пять лет мусорной реформы, заявила Валентина Матвиенко.
Мусорная реформа в России — что это такое, когда началась
В России 23 региона провалили мусорную реформу и не могут достичь плановых показателей федерального проекта, сообщил на своем сайте Российский экологический оператор (РЭО). Промежуточные итоги «мусорной» реформы: В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. В рамках «мусорной реформы» создадут индустрию переработки отходов и ликвидируют незаконные свалки.
Три года обещаний. Как власти Кубани проводят мусорную реформу, которая идет только на словах
В рамках «мусорной реформы» законодатели закрепили вывоз мусора в качестве обязательной коммунальной услуги и дали регионам отмашку действовать. По ее словам, с реализацией мусорной реформы в стране «лучше не стало, стало хуже» и «надо разбираться на местах, почему так происходит». По его мнению, инициаторы мусорной реформы в России за основу взяли финскую модель. С 01 января 2019 года в России заработала «мусорная» реформа, регулирующая процессы сбора, хранения, переработки и утилизации ТКО.
Мусорная реформа: что это такое
Выступая с докладом, заместитель руководителя Департамента городского хозяйства и экологии — руководитель управления охраны окружающей среды Дмитрий Хаистов рассказал, что в последнее время увеличилось количество обращений, связанных с неудовлетворительной уборкой контейнерных площадок. На территории города постоянно проводится мониторинг санитарного состояния площадок для мусора. По состоянию на сегодняшний день не расчищенными остаются 114 участков. Как отметил Александр Андриянов, - больше всего жалоб в Октябрьском, Советском и Железнодорожном районах. Генеральный директор предприятия ООО «Рассвет» Сергей Забродов рассказал о причине неудовлетворительной работы — дефицит кадров. Нам нужно 90 человек, чтобы просто исполнять свои обязанности. Сейчас 30 не хватает. Естественно, люди перегружены.
Остаётся надежда на то, что новый комплекс сортировки отходов в Мячково, куда перенаправлен поток отходов, будет справляться лучше, без сверхнормативного загрязнения окружающей среды, но пока мы этого не чувствуем. Конечно, есть и некоторые успехи. Гражданам дана возможность участвовать в разделении коммунальных отходов на фракции, и многие населённые пункты наконец-то получили контейнерные площадки для селективного накопления и сбора отходов. Но поток отходов, поступающих на захоронение, только возрастает, для чего строятся и вводятся в эксплуатацию новые крупные объекты. Так называемые целевые показатели уменьшения объёмов захоронения отходов «в разы», заложенные в схемах и программах, пока не достигнуты. То есть, говоря словами великого баснописца, воз и ныне там: воз наших с вами отходов там, на полигонах. Говорят, что свой вклад должно внести мусоросжигание, и мы с вами получим, наконец, как минимум двукратное снижение объёмов полигонного захоронения. Действительно, если сжечь всё, что способно сгореть после отбора вторсырья , то теоретически этот показатель может быть достигнут. Но относительно сжигания отходов надо иметь в виду следующее: Требуются сложное дорогостоящее оборудование и большие энергозатраты для условно безопасного сжигания пиролиза отходов при высоких температурах. Наиболее привлекательными для сжигания преимущественно являются утильные фракции отходов, подлежащие переработке либо компостированию. И сжигание здесь проигрывает по затратам и экологическим последствиям. Требуется создание индустрии топлива из отходов. Необходим тщательный отбор вредных фракций например, изделий из ПВХ , дающих при сжигании очень опасные выбросы в атмосферу. В России до сих пор отсутствует законодательство, устанавливающее льготы и преференции для лиц, продающих и покупающих образующуюся при сжигании отходов энергию. Подытоживая изложенное выше, можно сказать, что мусорная реформа реализуется отнюдь не с блестящими результатами. В Подмосковье экологическая ситуация ухудшилась, поток отходов на полигоны, площадки временного складирования скорее возрос, чем уменьшился. По нашему мнению, одной из причин, тормозящих перевод обращения с отходами на рельсы переработки и грамотной утилизации, стала монополизация, заложенная в законодательстве. Как отмечено выше, собственник отходов лишается права на собственность с момента образования у него этих отходов и обязан передать их монополисту — региональному оператору.
Планируется сокращения числа мусорных полигонов и увеличение вторичного оборота ТКО. Как полагается заключать договор Собственники обязаны заключить прямой договор с региональным оператором путем принятия оферты. Обязанность подписания контракта на утилизацию отходов распространяется на физических лиц, товарищества садоводов и огородников, коммерческие организации, предпринимателей. Договор заключается в письменном виде. Уклониться от этого не получится. Фактическим принятием оферты считается первая оплата за вывоз отходов или выброс мусора в установленное место. Разработана типовая форма договора. Дополнительные условия, объем, сроки вывоза мусора прописываются в тексте соглашения к договору. Согласно ст. Для заключения договора нужно предоставить оператору данные собственника жилья и справку о количестве зарегистрированных лиц. Кто отвечает за вывоз и утилизацию ТКО? Согласно поправкам в ФЗ-89, в регионе назначается единый оператор по управлению твердыми коммунальными отходами. Организация выбирается на конкурсной основе. За тендер отвечает исполнительная власть региона. Оператор заключает с гражданами договор, по которому обязуется за плату производить вывоз и утилизацию бытовых отходов. Граждане оплачивают услугу согласно утвержденному в регионе тарифу. Когда конкурс не состоялся либо оператор отказывается от обязанностей по вывозу ТКО, глава субъекта вправе назначать компанию самостоятельно. Вывоз мусора имеет право производить организация, которая полностью отвечает требованиям закона. Операторами могут работать не только коммерческие, но и муниципальные и государственные унитарные предприятия с лицензией. Компании по вывозу мусора существовали до внедрения новых правил. Однако их большое количество привело к неразберихе в данной области. Реформа значительно сократила число операторов. Проверку мусора осуществляют граждане и активисты ОНФ. Проводятся рейды по выявлению незаконных свалок и недобросовестных операторов. Какие тарифы за вывоз мусора установлены в регионах Ранее плата за вывоз мусора взималась с квадратного метра жилья. Сейчас произошел перерасчет, и операторы берут плату с человека. Тарифы устанавливаются в каждом субъекте отдельно. Где-то тариф больше, где-то меньше. Сумма зависит от нескольких факторов : удаленности полигона сбора мусора, наличия сортировки. Если площадка для размещения отходов находится недалеко от населенного пункта, то и стоимость доставки будет ниже. Сортировка мусора также включается в тариф. При установке раздельных контейнеров, которые можно купить , тариф уменьшится.
Однако введение мусорной реформы было отложено на федеральном уровне сначала на 1 ноября 2019 года, а затем и на 1 января 2020 года. Региональный министр ЖКХ подчеркивал готовность раньше перейти на новую систему, но в итоге было решено сделать это вместе с другими регионами с начала нового финансового года. Мусорная реформа в Красноярском крае В рамках разработки схемы Красноярский край поделили на 19 зон, обслуживанием которых должны были заняться 6 региональных операторов. Сам Красноярск с пригородами разделен на две технологические зоны — левобережную и правобережную. У каждой из них свой региональный оператор и разные тарифы. В Красноярском крае наглядно проявилось преимущество конкурсного подхода к выбору регионального оператора. На этапе борьбы за контракт претенденты сами снижали собственные расценки, чтобы выйти победителем. Однако последнее слово осталось за министерством тарифной политики. Мусорная реформа в Башкортостане Башкирия поделена на 5 территориальных зон, для которых было выбрано 4 регоператора. Один из регоператоров должен обслуживать сразу 2 зоны. С этими организациями были заключены соглашения на 10-летний срок. Операторы прорабатывали договоренности с полигонами и мусороперерабатывающими предприятиями. Кроме этого, сделали свои производственные и инвестиционные программы, на основе которых в каждой из 5 зон утверждены тарифные ставки.
Появилось страшное видео с места, где погиб студент в Петрозаводске (18+)
- Законодатели назвали основные проблемы мусорной реформы
- Мусорная реформа: что это такое
- Вице-премьер Виктория Абрамченко: к 2024 году около 40 регионов завершат мусорную реформу
- В Госдуме предъявили мусорной реформе главную претензию
- «Мусорную реформу» могут перенести
- Даже Валентина Ивановна не выдержала | РОСЭКОПРО
Новые правила определения тарифов на вывоз мусора: измерять количество отходов будут иначе
Первые споры после проведения «мусорной реформы» добрались до высшей инстанции: Верховный суд РФ (ВС) рассмотрел несколько дел с региональными операторами, требующими оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). экология, коммунальные отходы, утилизация, мусорная реформа Решение проблем с отходами в РФ может растянуться на десятилетия. Работу старых мусорных полигонов в России хотят продлить ещё на три года. Во вторник на сессии областного Собрания в ходе парламентского часа обсуждали реализацию мусорной реформы в Псковской области. «Мусорная реформа» стала одной из тем пресс-завтрака с заместителем Губернатора Вологодской области Антоном Стрижовым. «Мусорная реформа» — общее дело властей, компаний и общества.
Власти провалили реформу по утилизации отходов
Как устроен нацпроект? Согласно постановлению правительства об организации проектной деятельности, национальный проект — это программа, направленная на достижение национальных целей развития страны. В нацпроекты входят федеральные проекты: они обеспечивают достижение общественно значимых результатов, выполнение задач национального проекта и их показателей. Научный эксперт Российского экологического движения Илья Рыбальченко, в свою очередь, считает, что реализацию мусорной реформы пока рано называть успешной: «Основной проблемой в части работы с ТКО является создание полноценных территориальных схем ТСО по работе с отходами в регионах».
Сейчас ТСО формируются до определения способа утилизации остатков — это «грубая ошибка» государственного и муниципального управления, поскольку приводит к несоответствию между потребностями и возможностями различных звеньев системы обращения с ТКО, поясняет он. Основная цель — снижение поступления отходов на полигоны — не достигнута, сказал «Ведомостям» член комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Сергей Завьялов. И хотя эта цель обозначена к достижению в 2030 г.
Если учитывать, что цели нацпроекта «Экология» и федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» неоднократно корректировались в сторону ослабления, то основные задачи в части создания инфраструктуры по обращению с ТКО были решены, говорит Завьялов.
С 2019 года региональный контроль за циклом обработки мусора обязателен Зачем нужна «мусорная реформа» Правильное название «мусорной реформы» в России — «Реформа законов обращения с отходами производства и потребления». Она призвана сократить количество свалок за счет полной сортировки мусора, частичной переработки и снижения потребления. Факт дня В Древней Спарте в качестве денег использовали металлические прутья, чтобы воровать было трудно, а брать взятки и стремиться к богатству — неудобно. Другой факт Сроки проведения реформы Закон об отходах производства и потребления существует в нашей стране очень давно, с 1998 года. Его часто обсуждали, вносили поправки, но по сути мало что менялось. Обсуждать необходимость уменьшения отходов начали в 2010 году, но до реформы было еще далеко. На заседании Государственного совета по вопросам экологического развития в декабре 2016 года президент заявил о необходимости обезвреживания отходов, их утилизации и информирования граждан о нововведениях. Всего этого было недостаточно: во дворах домов и на улицах по-прежнему появлялись стихийные свалки. Вредные отходы гнили и привлекали крыс, а потенциально полезные пропадали.
В 2019 году начались реальные серьезные изменения, которые и прозвали в народе «мусорной реформой».
Депутат считает, что в первую очередь нужно улучшить работу на местах, региональные власти должны оперативно реагировать на недобросовестную работу операторов вывоза мусора. Однако вместе с тем он подчеркивает, что винить в проблеме только местных чиновников нельзя. И, конечно, есть большие недочеты в работе компаний-операторов. И мы двигаемся к этому: сейчас, например, проведем всероссийский субботник. С другой стороны, безусловно, людям должны быть обеспечены условия для того, чтобы правильно обращаться с мусором, заявил политик.
Однозначным плюсом последних двух лет эколог Дмитрий Левашов считает экотехнопарки, созданные на предприятиях. Исполнительный директор национального центра эколого-эпидемиологической безопасности, член Общественного совета при Росприроднадзоре Владислав Жуков полагает, что «одним из основных позитивных показателей является то, что отрасль вышла из теневого сектора, в котором она «прозябала» с начала девяностых, по крайней мере, появилась в понятном правовом поле». Кроме того, сейчас рынок стал понятным. Мы знаем, сколько средств в обороте, кто игроки на рынке, и устанавливаем правила игры. Считаю это наиболее позитивным результатом хода реформы», — говорит эксперт. По мнению независимого эксперта Анатолия Кузнецова, «наверху», наконец, занялись острейшей проблемой, а «внизу» растет гражданское экологическое сознание. Ошибки надо исправлять Между тем аудиторы Счетной палаты РФ, которые этой осенью представили доклад о реализации мусорной реформы , считают, что существенных изменений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО пока нет.
Контрольное ведомство выявило ряд недоработок и в пилотных проектах, например, недостаточный объем проведенных работ. Директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев и вовсе считает мусорную реформу провальной. Управляющие компании разъясняли жителям необходимость сортировать мусор, им пообещали снизить оплату за обращение с ТКО. Но все это мгновенно прервалось, когда люди увидели, что все контейнеры с разделенным мусором загружаются в один мусоровоз с одной емкостью», — заметил Волабуев. Эксперт также обратил внимание на нехватку обеспечения контейнерным парком, особенно в частном секторе. По новым правилам региональный оператор обязан сначала приобрести контейнеры. По словам Игоря Волабуева, регоператоры порой отказываются вывозить листву и ветки без дополнительной платы, хотя эти виды отходов входят в состав ТКО и в силу закона должны вывозиться бесплатно.
По мнению эколога Дмитрия Левашова, реформа провалилась, например, в плане снижения платежей при сдаче вторсырья, потому что полтора года только платили больше, а по качеству услуга лучше не стала. Эксперт Владислав Жуков рассказал об экономической проблеме. Мы думали, что это прибыльный сегмент, но видим, что бизнес не горит желанием инвестировать в рискованную сферу сбора и переработки ТКО. Государство должно взять на себя основное бремя по созданию первоочередной инфраструктуры обращения с отходами», — считает Жуков. И, конечно, проблема в кадрах. По словам Жукова, на каждом предприятии должны быть аккредитованные специалисты.
Мусорная реформа в п. Центральном: много обещаний и мусора
К 2024 году в России должны построить около 200 комплексов по переработке мусора. Реформа в сфере обращения с отходами началась в России три года назад, за это время введены в эксплуатацию 187 предприятий по обработке мусора. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Среди задач «мусорной реформы» — переход на раздельный сбор отходов. Ситуация с утилизацией отходов в РФ ухудшилась за пять лет мусорной реформы, заявила Валентина Матвиенко. По ее словам, с реализацией мусорной реформы в стране «лучше не стало, стало хуже» и «надо разбираться на местах, почему так происходит».
Владимир Путин пообещал новую реформу "мусорного налога"
С начала мусорной реформы в России созданы 187 предприятий по переработке отходов | Ухудшение ситуации с утилизацией отходов в России за пять лет реализации мусорной реформы отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. |
Тарифы на вывоз мусора в 2024 году: как определяются и что говорит закон | Граждане России уже несколько лет жалуются на проблемы с вывозом мусора. |
24.11.2023. «Мусорная реформа: вклад в экологию или плата за воздух?» - YouTube | По мнению депутата, это ускорит реализацию мусорной реформы — переход к раздельному сбору отходов, уменьшит переполненные свалки. |
Эксперт рассказал, как сделать мусорную реформу эффективной
По ее словам, с реализацией мусорной реформы в стране «лучше не стало, стало хуже» и «надо разбираться на местах, почему так происходит». Портал правительства россии. Правительство внесло изменения в порядок перерасчёта платы за вывоз мусора для жильцов многоквартирных домов. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы.
«Отсудили у нарушителей 9 млрд рублей»
- «Отсудили у нарушителей 9 млрд рублей»
- Названы причины проблем с мусором в городах России
- Содержание
- Мусорная реформа: ожидания и реальность
- Изменились правила содержания контейнерных площадок, сортировки ТКО и выбора регоператора
- Строительство мусоросжигающих заводов
Подпишитесь на нашу рассылку.
- С начала мусорной реформы в России созданы 187 предприятий по переработке отходов
- Мусорная реформа в РФ (в регионах) | ИА Красная Весна
- Реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации — Википедия
- Погибший в Петрозаводске студент перед смертью жаловался на одиночество
Названы причины проблем с мусором в городах России
Как началась мусорная реформа в регионах РФ Реализация мусорной реформы в России в 2019 году во многом зависела от действий на местах. Законодатели на федеральном уровне создали общие правила, а основные вопросы их практического воплощения оказались возложенными на региональные власти. В связи с этим степень подготовленности к переходу на новые методы обращения с мусором по стране разная. В одних регионах уже давно согласованы тарифы и подготовлена необходимая материальная база, а в других до сих пор не выбраны региональные операторы. Для примера рассмотрим ситуацию с внедрением мусорной реформы в нескольких субъектах РФ. Мусорная реформа в Свердловской области В Свердловской области к переходу на новые правила обращения с ТКО власти готовились ответственно. Уже к 1 июля 2018 года в регионе была согласована территориальная схема, выбран региональный оператор в Екатеринбурге им стала "Спецавтобаза" и утверждены тарифы. Однако введение мусорной реформы было отложено на федеральном уровне сначала на 1 ноября 2019 года, а затем и на 1 января 2020 года. Региональный министр ЖКХ подчеркивал готовность раньше перейти на новую систему, но в итоге было решено сделать это вместе с другими регионами с начала нового финансового года. Мусорная реформа в Красноярском крае В рамках разработки схемы Красноярский край поделили на 19 зон, обслуживанием которых должны были заняться 6 региональных операторов. Сам Красноярск с пригородами разделен на две технологические зоны — левобережную и правобережную.
У каждой из них свой региональный оператор и разные тарифы. В Красноярском крае наглядно проявилось преимущество конкурсного подхода к выбору регионального оператора.
Она поручила председателям региональных парламентов потребовать от счетных палат регионов проверить, как были израсходованы средства, выплаченные гражданами за вывоз и утилизацию бытовых отходов в 2023 году. Она указала, что всего по стране за прошлый год было собрано почти 280 млрд рублей, при этом "напрямую регоператоров вообще никто не контролирует". На федеральном уровне подобные поручения уже были даны, эта работа началась, добавила Матвиенко.
Северный морской путь и его значение для освоения Арктики, особой для России территории. Как идет работа в этом регионе?
Хватает ли нам ледоколов? Какие задачи предстоит решить в первую очередь для развития Севморпути? Спустя пять лет реализации мусорной реформы она по-прежнему буксует.
Тем не менее, субъекты РФ, получившие согласование, смогут начать реализацию территориальных схем раньше. Всего из 85 регионов на новую систему перешли 70.
Из них в 57 система действует на всей территории [27]. В сентябре 2020 года Счётная палата охарактеризовала ситуацию в обращении с твёрдыми коммунальными отходами в России как неблагополучную, а реформу в этой сфере назвала безуспешной по вине федеральных и региональных властей [28]. Выбор региональных операторов[ править править код ] Региональные операторы — организации, отвечающие за всю технологическую цепочку обращения с отходами от контейнерной площадки до полигона. Договор с ними будет заключаться не более чем на 10 лет, выбор компании будет проходить на конкурсной основе. Оператор, в свою очередь, обязан заключить договор со всеми предприятиями, которые являются источниками образования отходов.
Функционал деятельности регоператоров описан в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами». Объём обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделён таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. Платежи по тарифам за размещение отходов от населения и предприятий — основной источник финансирования данного сектора в России. Традиционно тариф для конечного потребителя формировался из платы за сбор, вывоз и захоронение отходов.
По аналогии с тарифами на коммунальные услуги, платёж, как правило, образовывался по принципу «издержки плюс» для каждого конкретного пользователя объекта захоронения. Согласно поправкам в 458-ФЗ услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции.