Новости подготовка к великому посту

18 марта начинается "светлый мрак ортодоксов" — Великий пост, и снова у многих появились вопросы, что можно и чего нельзя делать в это время. Будет и Великий пост После празднования Масленицы наступает Великий пост – время для воздержания и покаяний, которое христиане проводят в молитвах и. Как соблюсти пост без вреда для здоровья, в эфире Общественной службы новостей разбирались гости программы «Стоит задуматься». В дни Великого поста Божественная литургия совершается не каждый день, поэтому мы служим Литургию Преждеосвященных Святых Даров, то есть причащаем людей Святыми Дарами, освященными в ходе совершенных ранее воскресной или субботней Литургий.

Новости центра

Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника. Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга. Это не рыба, а значит, такие продукты вполне позволительны. Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Монахи такой возможности лишены. Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте! Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться. Стоит помнить больше о Боге, чем о еде.

Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся. Надо помириться со всеми, с кем поссорились. Если есть силы и время, можно заняться благотворительностью, делать добрые дела. Кружка горячего кофе для бездомного и долгожданный подарок для вашей бабушки одинаково ценны. Великий пост — прекрасное время, чтобы распрощаться с дурными зависимостями: табаком и выпивкой. Нельзя ссориться, если часто злитесь, следует просить Бога помочь вам преодолеть злобу. Нельзя осуждать, обсуждать и завидовать. К другому человеку следует применять такое правило: если можешь — помоги, не можешь помочь — помолись за него, не можешь помолиться — подумай о нём хорошо.

Христианин, да и вообще всякий нравственный человек, постоянно противостоит этому плотскому давлению, «ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» Гал. Пост помогает в этом деле. На какое-то время отказываясь от того, к чему привыкли, без чего и жизнь себе не представляем, — вкусной, сытной пищи, лакомств, а то на какой-то период и самой пищи, — мы воспитываем душу, учим ее противостоять требованиям плоти. В этом отношении пост — воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани».

Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований. Как возник Великий пост? Сегодня мы Великий пост практически не отделяем от Страстной седмицы. Одно перетекает в другое без всякого перерыва в посте. На самом же деле Великий пост и Страстная — разные периоды жизни Церкви. Между ними есть даже два непостных дня. Они не относятся к сорока дням поста и не принадлежат Страстной.

Это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Так вот, Великий пост и Страстная седмица имеют причиной своего происхождения две разные благочестивые традиции: Страстная неделя появилась из желания христиан почтить молитвой и воздержанием Страсти Христовы. Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. И первое, и второе происходило перед Пасхой. Сегодня у нас оба эти важные момента жизни Церкви находятся рядом между ними лишь два дня перерыва, о чем упомянуто выше. Как мы постимся сегодня? Сорок дней — это Святая Четыредесятница, или, как мы привыкли говорить Великий пост, а два дня — это Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

Затем наступает шестидневный пост Страстной седмицы. По времени эти посты — сорокадневный и шестидневный — практически совпадают. В древности же они совершенно совпадали. Когда мы читаем в канонах Церкви предписание всем обязательно поститься Святую Четыредесятницу, то речь идет о Великом посте, объединенном со Страстной неделей. Пост как работа по преображению души Конечно, пост — это время не только пищевых ограничений. Так устроен человек, что ему легче принять какие-то запреты например, пищевые , то есть идти от негативного, нежели думать над тем, что надо делать, какой труд над душою надо предпринимать, то есть выбрать позитивную позицию. Так же произошло и с постами.

Сегодня очень часто верующие люди пост сводят к более или менее строгой диете. И как-то выпускается из виду, что пост — это, прежде всего, некое делание, некий духовно-нравственный подъем, движение вверх. И такой подход к посту тоже в немалой мере обусловлен тем, что мы пользуемся монашеским Уставом. Разные главы Устава регламентируют разные стороны жизни монаха. Там указано, сколько времени монах должен проводить в молитве, сколько — в чтении духовной литературы, какие богослужения должен посещать… Для нас, мирян, выполнить это никогда не представлялось возможным. Да это и не нужно. Задачи монаха и мирянина — разные.

Монах — прежде всего, молитвенник за себя, за мир , мирянин — трудится в Божьем мире для того, чтобы мир пришел к Богу, исправился, стал лучше. Естественно, что Устав этих мирских забот и вопросов не касается, это сфера не его интересов!

Детям, пожилым, больным, беременным и кормящим пост смягчают о том, как это можно сделать, лучше посоветоваться со священником. Впрочем, пищевые ограничения во время поста не главное.

Важнее в это время уделить больше внимания молитве, покаянию и добрым делам.

Неделя блудного сына. Известная притча призывает заблудших вернуться к истине, как сделал это растративший отцовское состояние сын, который умер и ожил, пропал и нашелся.

Неделя Страшного Суда. Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо.

Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей. Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост.

Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение. Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия только по субботам и воскресеньям.

Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше. В церкви в это время царит особая атмосфера. В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда исключение составляет суббота Страстной недели.

В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей. Самый строгий пост — в первую и последнюю недели. В Великую пятницу есть не положено.

В Великую субботу едят сырую пищу вечером. В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру. Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья.

То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни. Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает.

Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние — это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу. Пост — это не самоцель, не мероприятие в виде разгрузочных дней и очищения организма от шлаков.

Это средство достижения более высокой цели. Цель эта — очищение и просветление души, любовь к Богу. Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения.

У православных верующих начался Великий пост

Как соблюсти пост без вреда для здоровья, в эфире Общественной службы новостей разбирались гости программы «Стоит задуматься». Дорогие мои, вот и вступили мы в Великий Пост, в спасительное время подготовки к величайшему событию в истории человечества – к встрече Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово».

Великий пост-2024: как правильно подготовиться к самому главному и строгому посту

В некоторых деревнях устраивались "обжорки". Например, в пятницу третьей постной недели тесть ездил в гости к молодому зятю. В честь этого молодые устраивали пир. Бывали "обжорки" и по субботам. Но в любом случае вся еда была постной. На четвёртую неделю поста в среду справляли средопостье. В этот день хозяйки пекли обрядовую выпечку из ржаной муки — "кресты". Её полагалось съесть в этот же день, но три штуки оставить до сева. Это печенье потом съедали в поле во время сева. Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну.

В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается". Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд". Пятую неделю поста звали "похвальной". Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу.

Итак, эта притча говорит об одном - об ищущей и прощающей любви Божьей. Сын согрешил сознательно и умышленно, но Бог ищет и готов принять всех, простить человеку и его глупые поступки, и его грехи по неведению, и его сознательные прегрешения. В Апостольском чтении дня 1 Кор. Здесь ап. Павел прибегает к излюбленному литературному приёму античности — диатрибе диалог с воображаемым оппонентом. Если говорить о сути данного чтения, то её можно свести к следующему: свобода — это не знак равенства со вседозволенностью. Ведь в притче о «блудном сыне» именно свобода младшего сына привела его к вседозволенности и греху. В послании же ап. Павел хочет донести до коринфян ту истину, что свобода во Христе — это свобода в первую очередь от греха, а не вседозволенность и распутство. Свобода — высшее благо, к которому стремится всякий человек. Более того, можно сказать, что к свободе стремится всякое живое существо. Однако мир, в котором мы все живем, держит нас в плену несвободы, всякого рода зависимостей. В этом же Евангелии Господь указывает на Себя как на истину, которую следует познать, чтобы стать свободным: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» Ин. Чтобы правильно понять эти слова, мы должны вспомнить, что на библейском языке «знать, познать» означает «владеть» или «иметь общение». Только соединяясь в тесном общении с Господом Иисусом Христом, мы соединяемся с Богом и обретаем ту свободу, которой обладает только Бог, и которой нигде кроме как в Боге не существует. Блудного сына, мечтавшего наполнить свое чрево пищей, напоминает нам и другой лозунг коринфян: «Пища для чрева и чрево для пищи: Бог уничтожит и то и другое». Лукавый лозунг! Он и сегодня многим приходит в голову: мол, пища и питие — нормальные естественные процессы, касающиеся преходящего в человеке. Нравственно все это, мол, нейтрально. Так же и сексуальные потребности естественны, и им можно отдаваться столь же просто как потребности в пище и питии. Но апостол Павел сознательно противопоставляет содержательное в богословском плане слово «тело» поверхностному коринфскому «чрево». Зная о телесном воскресении Христовом и нашем грядущем телесном воскресении, унизительно мыслить о человеке как о чреве, наполненном пищей. Для апостола Павла человек — не чрево, а тело, которое должно принадлежать Господу, тело, призванное к прославлению Бога. Ради такого человека во всей его «телесности», со всей его жизнью отдал Себя на крестную смерть Господь Иисус Христос: «Господь для тела! Такова цена за человека и его свободу, свободу истинную, свободу не выбора между рестораном и свиным корытом с рожками, а свободу от греха, который создает подобный выбор. Истинная свобода достигается только в познании абсолютно свободного Бога Отца через причастие Его абсолютно свободному Сыну в соединении с абсолютно свободным Святым Духом. Данное воскресенье посвящено грядущему Страшному суду — это последний день, когда разрешено вкушения мяса «заговение» на мясо — Великий мясопуст. Сам обычай отказа от меся за неделю до Великого поста восходит к императору Византии — Ираклию. Сам император дал данный обет от лица всех христиан Востока, если победит персов и сможет вернуть Святой Крест и Иерусалим. В Сырную седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако в среду и пятницу, согласно Типикону , положена лишь одна трапеза вечером, и богослужения в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию , читается покаянная молитва Ефрема Сирина с поклонами и т. Смысл Притчи о Страшно Суде Мф. Также в субботу Вселенская мясопустная родительская суббота , предшествующую воскресенью о Страшном Суде, Святая Церковь поминает усопших членов. Изначально данное поминовение совершалось в субботу накануне Великого поста, но с течением времени, чтобы не затмевать память всех преподобных отцов, данное поминовение усопших было смещено на неделю назад. Через время начали связывать поминовение усопших в субботу с воскресной притчей о Страшном Суде. В данное воскресенье читается особое Апостольское чтение 1 Кор. Данный отрывок не связан с Евангелием дня, он больше рассуждает об отношении к еде как составляющей поста. В самом чтении стоит вопрос: может ли христианин вкушать идоложертвенное мясо или нет? Дело в том, что в древности любое мясо посвящалось какому-нибудь божеству, даже евреи заклали любой скот во имя Яхве. Апостол Павел соглашается с некоторыми коринфянами, что едим мы это мясо или нет, этим мы не согрешаем против Бога, ведь идол в этом мире ничто 1 Кор. Логика апостола Павла проста, но за ней и скрывается очень важный момент. Если кто-то ест такое мясо, то он не должен смеяться над тем, кто его не ест и боится этим предать Бога.

На утрене воскресенья реально 2 марта в субботу вечером впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Седмица 2-я: с 4 по 9 марта — последние деньки перед Великим постом, когда на трапезе вкушают мясо, при этом пост в среду и пятницу возобновляется. В високосном году с 8 марта на четверг, 7 марта переносится память прав. Матроны Московской, а на 8 марта — празднование 1-го и 2-го обрЕтения главы Иоанна Предтечи 9 марта, суббота — Вселенская родительская поминальная суббота мясопустная. Поминовение усопших. В храмах накануне в пятницу, 8 марта вечером, служится особое заупокойное богослужение — парастас , в субботу, 9 марта, после литургии совершается панихида. Неделя 3-я: 10 марта — мясопустная заговенье на мясо — это последний день перед Пасхой , когда на трапезе разрешается мясо. О Страшнем Суде. На литургии в этот день читается отрывок из Мф 25:31—46, который напоминает о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. На утрене реально 9 марта, в субботу вечером поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Седмица 3-я: 11 по 16 марта— Сырная масленица — сплошная, поста в среду и пятницу нет из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение яиц и молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Начиная с этой седмицы молитвы из Постной Триоди используются на службе каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв Великого поста. Реально это молитвословие произносят на вечернем богослужении во вторник, затем в среду утром, вечером в четверг и в пятницу утром. Неделя 4-я: 17 марта — С ыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.

Торты, пирожные — тоже под запретом. А о сексе грешно даже и думать. Однако спроси любого христианина о его отношении к Посту, он, не задумываясь, ответит, что ждет его с великой радостью, которую никто ничем заменить не сможет. Почему так? Попробуем разгадать этот ребус. Начало и конец Великого поста в 2024 году Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая. История и суть Великого поста Есть мнение, что Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Однако есть и другая версия. На заре христианства перед Крещением будущим чадам Церкви было предписано усиленно молиться и поститься. Крестины проходили несколько раз в год, да и то — по большим праздникам, одним из которых была Пасха. Желающих принять Крещение называли оглашенными. Так в солидарность с оными крещенные христиане тоже соблюдали пост и сугубо молились о спасении всего мира. Пост был установлен не одномоментно, практика и опыт пощения приобретались в течение многих лет. И сейчас современный устав обязывает чад Церкви поститься 47 дней. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху.

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье

Он начнется 27 февраля, и подготовка к нему не менее важна, чем сами 40 дней поста. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. 26 апреля 2024. Проповедь митрополита Илариона после Вечерни с Божественной литургией. Свято-Успенский кафедральный собор, Будапешт. Будапешт, площадь Петёфи. наилучшее время, чтобы хоть отчасти вырваться из круговорота суеты, попытаться выйти из под информационного давления и принести Богу покаяние. Однако, стоит помнить, день Великой субботы – день покоя, день тихой и смиренной подготовки к великому торжеству. Проведем это время в скромной молитве и подготовке к Пасхальному торжеству светлой радости – радости о Христе Воскресшем. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля.

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье

Священнослужитель дал советы по подготовке к Великому посту В православном календаре период подготовки к Великому посту включает три недели, каждая из которых помогает верующим настроиться на предстоящее воздержание.
Терапевт объяснила, как подготовиться к Великому посту В 2023 году православные христиане встретят Великий пост в конце февраля после Масленицы.
ПОДГОТОВКА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ Великий пост считается не только самым долгим, но и самым сложным из всех православных постов.
Великий пост в 2024 году Ведь чтобы правильно подготовить душу к посту, необходимо знать, какой пост угоден Богу.

Подготовка к посту

  • Подготовительные недели к Великому посту
  • Главные новости
  • Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
  • Правила комментирования

Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан?

  • Великий пост-2024: как подготовиться к самому главному и строгому посту
  • Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
  • Великий пост 2023: как подготовиться
  • ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:

Истинная свобода: как подготовиться к Великому посту

В 2024 году Великий пост пройдет с 18 марта по 4 мая, учитывая Страстную седмицу. Верующие в это время отказываются, за исключением нескольких дней, от употребления яиц, мяса, рыбы, молочных продуктов, алкоголя. В храмах реже совершается литургия, но читаются особые молитвы, облачение духовенства меняется. Предваряют Великий пост четыре подготовительные недели воскресенья. Это недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде.

Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец. Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. И сразу 1-й час. Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов? Достаточно запомнить 6 основных отличий: Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. Поется великопостный тропарь часа с поклонами исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника.

В Евангелии этого дня говорится и о том, как надо проводить пост, и о том, как его проводить не надо. Господь напоминает, что не надо ходить унылым, как это делают лицемеры. Не надо всем показывать, что ты постишься, как тебе из-за этого тяжко и как ты страдаешь. А напротив, надо быть веселым, радостным, улыбчивым, чтобы явиться постящимся не людям, которые будут тебя за это хвалить, а Отцу своему, втайне: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Можно сказать, что вся земная жизнь человека — это дорога домой, в потерянное царство Отца. Мы рождаемся в состоянии отделенности от Бога, начинаем путь возвращения к нему в таинстве Крещения и продолжаем его всю жизнь. А Великий пост — эта та десятина жизни, когда мы особо стараемся подвизаться на этом пути. Вся жизнь должна быть подвигом возвращения в отчий дом, преодоления своих греховных хотений. Если бы человек каждый день своей жизни жил напряженной духовной жизнью, не было бы нужды в особом времени для этого, в особых церковных установлениях. Но на это способны далеко не все, а лишь святые. Большинство же людей, которые в большей или меньшей степени поглощены житейскими заботами, Церковь призывает хотя бы на некоторый промежуток времени отвлечься от этих забот, отложить житейские попечения и посвятить свои силы жизни духовной. Понятно, что и в Великий пост человеку надо работать, кормить семью, питаться самому, но следует постараться в этот период уделить время и духовным упражнениям. Священная история показывает нам, что все серьезные примеры покаяния сопровождались постом: Давид постился, когда согрешил и каялся, ниневитяне постились, чтобы их миновала кара Божия. Пост — не просто диета, которая нужна для похудения или служит каким-то другим земным целям. Это духовное делание, дающее видение своих грехов и приводящее к покаянию. Что же раскаяние делает с человеком? Оно меняет его, меняет устроение его души.

Это последний день, когда разрешена скоромная кроме мясной пища. Верующим рекомендуется не предаваться чревоугодию, вкушать умеренно. Несколько столетий назад наши предки в этот воскресный день обязательно прибирали дом, шли в баню, а затем проводили вечер в тишине и размышлении о приближающемся Посте. Великий пост — самый важный, он должен подготовить христианина к Пасхе. Он самый строгий: в первый и последний день вообще не рекомендовано принимать пищу, а первая и последняя недели имеют особые ограничения в меню. Даты начала и окончания поста зависят от того, на какой день выпадает Пасха, в 2023 году — это 16 апреля, поэтому поститься верующим необходимо с 27 февраля по 15 апреля. Это некая манифестация того, что мы можем. Что дух важнее чрева, что мы держим под контролем», — добавил Протоиерей Максим Кокарев. На подготовительную неделю выпадает и Масленница, которую все любят и ждут. Все знают, как отмечать этот праздник: сжигать чучело, кушать блины и веселиться. Но в некоторые дни есть определенные запреты, которые нужно соблюсти, чтобы не накликать на себя и своих близких беду.

Что запрещается делать и есть перед Великим Постом

В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим им в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его». По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус землетрясение же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной — «от печали и радости предшедшыя ненадежно неожиданно » и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному. Мясопустная Неделя воскресенье посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых Мф. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его — праведным и неподкупным испытанием неумытное истязание, неумытный суд. И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

В эту седмицу благословляется коливо кутья.

Вторая седмица посвящена вспоминанию святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная. Свято Крест славословят и выносят для поклонения верующим. С этого дня в литургии появляется ектения о готовящихся к крещению. В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя 626 год от иноземных захватчиков.

Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря. Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова. Седьмая седмица — Страстная.

О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе. Великдень или Пасха был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их. В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят.

Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми — событиями земной жизни Спасителя. В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них. События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных. День памяти ветхозаветного Иосифа — прообраза Иисуса Христа. Вспоминается бесплодная смоковница, проклятая Иисусом, что не приносила плодов, как душа без истинной веры и покаяния, не приносящая плодов духовных. В Великий вторник православные вспоминают произнесенные в Иерусалимском Храме притчи Иисуса: о дани кесарю, о десяти девах и Страшном суде, о воскресении мертвых и талантах.

Страстная среда посвящена вспоминанию о вечере в Вифании — грешнице, омывшей ноги Христа и совершившей помазание, которое предваряло великие страдания и казнь Иисуса. Великий четверг — его еще называют Чистым — связан с омовением Христом ног учеников, Тайной вечерей, его молитвой в Гефсиманском саду, поцелуем Иуды, 30 сребрениками и предательством Иуды, которое привело к аресту Иисуса. Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде Синедриона, бичевании, поругании, увенчании терновым венцом и распятии Иисуса Христа. Крестный путь и Распятие оказывают особенное влияние на христиан.

Перед Великим постом предстоят три подготовительные недели, последняя из которых — Масленичная сырная. В течение этой недели еще разрешается есть молоко, яйца, сыр, творог и рыбу, а мясо — уже нельзя», — рассказал Ромасов.

Тем, кто планирует держать пост, специалист рекомендовал предварительно обратиться к врачу за консультацией, чтобы выяснить, есть ли заболевания, которые могут быть противопоказанием к ограничениям в питании. Врач также рассказал, какие продукты помогут организму получить необходимые вещества во время поста. Так, для получения белка можно употреблять грибы, орехи и бобовые, а для восполнения железа — зелень, сухофрукты, цельнозерновые крупы и ряд овощей. Восполнить нехватку кальция помогут брокколи, кунжут, бобовые, миндаль, тогда как в орехах, растительных маслах, тофу содержится достаточный запас омега-3 полиненасыщенных кислот.

К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние.

Пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии. Рецепты Календарь питания на Великий пост по дням: что можно и нельзя есть Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять. Об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7.

К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его. Скачать календарь Как правильно соблюдать Великий пост О духовной составляющей поста просто и лаконично рассказал на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. Лучше него и не скажешь. Учимся молиться. Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то. Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву.

Протоиерей Федор Бородин: воздержание от пищи — это только инструмент

  • Подготовка к Великому посту
  • ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:
  • Адрес монастыря
  • Адрес монастыря
  • Терапевт объяснила, как подготовиться к Великому посту

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье

Во время этой службы зажигается пасхальная свеча, символизирующая победу Христа над смертью. После вечерней литургии семьи приносят корзины с особыми продуктами, чтобы священник благословил их. Эти продукты обычно включают хлеб, сыр, яйца и мясо, символизирующие щедрость урожая и воскресение Христа. Во многих православных церквях зажигание свечей является важной традицией в Великую субботу. Это символизирует свет Христа, который, как говорят, победил тьму смерти.

Во время Вечерней литургии Деяния Апостолов читаются вслух. Эта книга рассказывает об истории ранней христианской церкви и распространении христианства по всему миру. В некоторых православных церквях символическую плащаницу, представляющую тело Христово, кладут на алтарь в Страстную субботу. Эта плащаница снимается во время пасхальной литургии в Пасхальное воскресенье.

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие Мф. В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим им в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».

По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус землетрясение же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали».

Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной — «от печали и радости предшедшыя ненадежно неожиданно » и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному. Мясопустная Неделя воскресенье посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых Мф.

Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие.

Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его — праведным и неподкупным испытанием неумытное истязание, неумытный суд.

Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом. А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов. Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни.

Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе. Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным. Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно.

Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава. Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру. Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся?

Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы.

Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью.

Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок.

Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар.

Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания.

Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека.

Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта.

В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных.

Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко!

Еще ребенку повредите! Раб Божий Н.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы — «до зрака раба» Флп.

Притча о мытаре и фарисее В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть — «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение надмевание мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».

В основу первой стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном суде. В Неделю о блудном сыне евангельской притчей Лк.

Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий. Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов.

Что запрещается делать и есть перед Великим Постом

наилучшее время, чтобы хоть отчасти вырваться из круговорота суеты, попытаться выйти из под информационного давления и принести Богу покаяние. raspyatie Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Время подготовки к Великому посту включает в себя четыре недели – неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, неделю о Страшном Суде и Прощеное воскресенье (сыропустную неделю).

Великий пост: что можно и нельзя делать на первой неделе и как начать пост

Вы здесь: Главная Новости Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста. Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. Преддверие Великого поста — это подготовка, которая должна дать каждому христианину правильные ориентиры в духовном делании Святой Четыредесятницы, а нам остаётся их не упустить в своей жизни. Великий пост не исключение: он является подготовкой к самому главному христианскому празднику — Пасхе, установленному в честь воскрешения Спасителя Иисуса Христа. Если противопоказаний по здоровью нет, можно приступить к подготовке к Великому посту – ее лучше начать примерно за неделю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий