Научно-техническое некоммерческое партнерство "Технологическая платформа БиоТех2030". Российский президент Владимир Путин одобрил новую Стратегию развития науки и технологий в стране. «Суверенитет Российской Федерации в технологической сфере» — это способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентноспособности. Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям. На «Технопром-2023» эксперты обсудили приоритеты научно-технологического развития РФ.
Путин поручил комиссии по НТР представить перечень приоритетных направлений
Дополнительно в дни проведения конференции будет открыта ссылка для онлайн просмотра 24 мая и 25 мая. Там же будут доступны записи круглых столов.
Комиссия Госсовета поддержала предложения Минобрнауки России о дальнейшей реализации федерального проекта — создание сети современных кампусов, платформы университетского технологического предпринимательства, создание и развитие молодежных лабораторий и научно-образовательных центров мирового уровня. Члены Госсовета предложили разработать федеральный проект «Развитие научно-технологического потенциала субъектов РФ». Также — предусмотреть мероприятия по социальной поддержке аспирантов и молодых ученых, включая обеспечение их арендным и собственным жильем. Как Уполномоченный по правам человека в Ярославской области я, в свою очередь, буду уделять повышенное внимание реализации намеченных мер социальной поддержки целеустремленных студентов и молодых ученых», — прокомментировал Сергей Бабуркин.
Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок. Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться в том числе по следующим показателям: доля молодых учёных исследователей в общей численности учёных; объём налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведённой с использованием отечественных наукоёмких технологий; соотношение объёма реализации отечественной наукоёмкой продукции и объёма закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; прирост объёма внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах. Напомним, Владимир Путин поручил подготовить новую государственную программу научно-технологического развития три года назад.
Он говорил, что следует кардинально изменить подходы к финансированию науки за счёт бюджетных средств, обеспечить общее планирование и реализацию НИОКР, задать единые принципы оценки их результативности и проведения научно-технической экспертизы. Необходимо создать более действенные стимулы для частных компаний участвовать в прикладных исследованиях вместе с научными институтами, вузами, конструкторскими бюро, использовать отечественные решения для обновления производств и выпуска высокотехнологичной продукции.
Не для печати многие представители бизнеса говорят, что в этом новом технологическим забеге сами рассчитывают получить дополнительные стимулы, а не наращивать расходы. Тенденция, возможно, будет меняться, но не быстро. Локомотивами гипотетического инвестиционного прорыва в этой сфере могут стать компании, работающие в области искусственного интеллекта, но пока единицы из них — Сбер, «Яндекс», Smart Engines, «Тинькофф» и МТС — серьезно вкладываются в науку. Сейчас это не оказывает существенного влияния на соотношение долей государства и бизнеса в финансировании российского НИОКР, но, если смотреть на треки западных стран, именно этот сегмент может «выстрелить». Для больших и маленьких В обновленной стратегии появились новеллы, в которых в общем виде анонсируются протекции малым технологическим компаниям МТК.
В частности, говорится о вовлечении таких компаний в обновление отраслей экономики и создание новых рынков товаров и услуг вместе с крупными компаниями и органами государственной власти видимо, посредством госзаказа и о создании системы господдержки для них. Частично такая работа уже идет: принята программа субсидирования затрат на НИОКР, выделяются гранты от Фонда содействия инновациям; запущен национальный реестр малых технологических компаний; принят закон, определяющий правовые основы деятельности МТК. Есть и удачные кейсы взлета: например, компании «Моторика», разработчику и производителю функциональных протезов, которая успешно пользуется различными механизмами господдержки, удалось вырасти и войти в топ-10 мировых производителей в своем сегменте. Поэтому ключевой тренд на рынке — это совместные продукты и программы при поддержке государства», — уверен гендиректор «Моторики», председатель правления союза «Кибатлетика» Андрей Давидюк. Но о каком-либо системном эффекте принимаемых мер говорить пока рано. С 2010 года, когда Росстат начал собирать по ним статистику, этот показатель остался практически без изменений. Чтобы переломить эту стабильность, государству придется приложить сверхусилия.
Наталья Иванова напоминает, что бизнес очень чувствителен к налоговым и кредитным льготам и применение отечественных аналогов зарубежных технологий должно быть простимулировано этими проверенными «бонусами» и, конечно, госзаказом. Кто готов В целом стратегия представляет собой весьма общий документ, который лишь намечает контуры будущих изменений. Ключевые инструменты для ее реализации — госпрограмма в области НТР; нацпроекты; стратегические инициативы, отраслевые стратегические планы, программные документы регионов и муниципалитетов, фондов и корпораций, институтов инновационного развития. Часть из них будет разработана заново, часть откорректирована в соответствии с новыми задачами. Заявлена также очередная реорганизация системы управления в области науки, технологий и технологического предпринимательства в условиях мобилизационного режима. Перспектива этой масштабной перестройки всей научно-технологической бюрократии выглядит отнюдь не безобидной. Стратегия отвечает текущим вызовам государственного уровня, которые в целом соответствуют проблемам науки и образования, но у каждого субъекта научно-технической деятельности есть текущие финансовые, кадровые, организационные проблемы, которые могут находиться в другой плоскости.
Связь этих вызовов разного уровня не всегда очевидна».
Достижению технологического суверенитета помешала терминология
Выполнение предусмотренных настоящей Стратегией основных направлений государственной политики в области научно-технологического развития и мер по ее реализации позволит обеспечить национальную безопасность и устойчивый экономический рост страны, повысить качество жизни населения, сформировать необходимую для этого научную, научно-техническую и инновационную инфраструктуру и за счет повышения степени понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном обществе процессов и воздействующих на них природных и социальных факторов обеспечить готовность страны к большим вызовам. В результате реализации настоящей Стратегии научно-технологическая сфера будет функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая основу ее устойчивого развития и технологического суверенитета. Этапы реализации настоящей Стратегии скоординированы с циклами значимых изменений политического и социально-экономического характера, оказывающих существенное влияние на состояние научно-технологического комплекса Российской Федерации. Инструменты реализации настоящей Стратегии 48. При формировании и реализации федеральных проектов мероприятия, направленные на развитие науки и создание наукоемких технологий, подлежат включению в государственную программу в области научно-технологического развития, а мероприятия, направленные на внедрение таких технологий в производство, могут быть включены как в названную программу, так и в иные государственные программы. Субъекты Российской Федерации в целях научно-технологического обеспечения социально-экономического развития могут утверждать региональные программы научно-технологического развития. Принципы, основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации, определенные настоящей Стратегией, в обязательном порядке учитываются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации при формировании и реализации инициатив в области научно-технологического развития, в том числе путем: а совершенствования и преимущественного использования различных комбинаций имеющихся финансовых и организационных инструментов поддержки научных исследований и разработок; б внедрения действенного механизма проведения независимой научной научно-технической экспертизы на всех стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов - от формирования инициативы, проведения научных исследований до создания конкретных технологий. Методологическое и методическое обеспечение проведения научной научно-технической экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов осуществляется Правительством Российской Федерации при участии Российской академии наук с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей проведения такой экспертизы на разных уровнях готовности технологий. Важнейшие инновационные проекты государственного значения и федеральные научно-технические программы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценку предложений о разработке федеральных научно-технических программ.
Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации, предусматривающих получение научных и научно-технических результатов и создание отечественных наукоемких технологий, с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии 55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2 процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных. Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок. Источниками финансового обеспечения реализации настоящей Стратегии являются: а бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мероприятий в области научно-технологического развития в рамках государственных программ Российской Федерации; б бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетах субъектов Российской Федерации на развитие науки, технологий и технологического предпринимательства; в средства государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, в том числе созданных на основании федеральных законов; г средства Российского научного фонда и иных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; д иные внебюджетные источники финансирования, в том числе предусмотренные в рамках государственно-частного партнерства. Механизмы финансового обеспечения мер и инструментов поддержки научных исследований и разработок, проводимых в рамках реализации настоящей Стратегии, определяются Правительством Российской Федерации при участии Комиссии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Мониторинг реализации настоящей Стратегии 58. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Комиссией на плановой основе и предусматривает проведение: а объективного анализа ситуации, складывающейся в области научно-технологического развития, а также социальных, экономических и иных условий научно-технологического развития; б оценки эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития; в анализа вызовов, угроз и возможностей, которые определяют основные направления совершенствования государственной политики в области научно-технологического развития и необходимость разработки новых механизмов и инструментов в данной области. Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться Комиссией с учетом конечных результатов, характеризующих создание и использование важнейших наукоемких технологий, в том числе по следующим показателям: а доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; б объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; в соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; г доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; д прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах.
Перечень показателей эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития, их количественные значения по годам , порядок их определения разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Результаты мониторинга реализации настоящей Стратегии отражаются в докладе Комиссии об основных направлениях, мерах и инструментах государственной политики в области научно-технологического развития, который ежегодно представляется в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Всё это и многое другое, говорит стратегия, приводит к тому, что существенно сокращается время между получением новых знаний и созданием технологий и продукции, выходом на рынок. Растут требования и к квалификации исследователей. Возрастает роль международных стандартов. В ближайшие десятилетия приоритетными будут считаться такие направления научно-технологического развития, которые обеспечат переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции с применением интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем. Будущее — за переходом к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, чистому арго- и аквахозяйству, противодействию техногенным, биогенным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационному психологическому воздействию, а также кибер угрозам. Новая Стратегия прямо указывает, что в ближайшие годы санкции никуда не денутся. Труд интеллектуальный требует ресурсов , от людей..
Мерило ценности в капитализме - деньги..
При этом технологическими императивами «остановившегося времени», по-видимому, станут обеспечение устойчивости жизнеобеспечивающих инфраструктур общества, а также необходимого уровня его практической солидарности в виде поддержания, преимущественно техническими средствами, массовой доступности здравоохранения и образования, формирования новых траекторий социальной мобильности и т. Ниже, применительно к российским реалиям, на эскизном уровне предпринята попытка конкретизировать краткосрочные и среднесрочные меры, в общих чертах коррелирующие с перечисленными выше целями и задачами.
Эта задача особенно актуальна для газовой отрасти, которой, в конечном итоге, предстоит глобальный реплатформинг в связи с начинающимся мировым переходом на технологию сжижения природного газа. Следует заранее оценить и, при необходимости, достроить потенциал национальной промышленности в плане проектирования и производства необходимого для переключения на экспорт сжиженного природного газа оборудования, так как российский газовый сектор, в случае неспособности российских компаний поставлять таковое оборудование, скорее всего окажется обречен на зависимость от иностранных поставщиков, тесно связанных с компаниями-конкурентами российских игроков энергетического рынка. Принципиальной мотивацией при этом должно быть устранение непродуктивных затрат в здравоохранении, что позволит смягчить последствия сокращения объемов общедоступного медицинского обслуживания.
Создание инфраструктуры для задействования кадрового потенциала РАН в укреплении системы образования, в частности, с целью выравнивания региональных диспропорций. В заключение следует остановиться на еще одном обстоятельстве, имеющем прямое отношение к методологии научно-технологического прогнозирования, а именно — на возможности в обозримом будущем частичного смещения представлений о его целевой аудитории. Естественно, что в обществе сквозной технологизации эта аудитория понимается предельно широко и включает в себя властную корпорацию, действующих и потенциальных инвесторов, экспертное сообщество, самих инноваторов и, разумеется, потребителей.
В эпоху постмодерна — в ситуации интенсивного частного кредитования hightech сектора и расширяющегося спроса на его продукцию — властная корпорация занимает в этом ряду далеко не главное место. С одной стороны, ясно, что покорение мира вирулентными технологиями, воплощенными в относительно недорогой и преимущественно ориентированной на индивидуальное потребление продукции продолжится, а фосайтерам предстоит и дальше обращаться к инвесторам соответствующего профиля и индивидуальным потребителям. С другой, эпоха хронических экономических трудностей, а тем более нулевого роста потребует определенного смещения акцентов в адресации hightech-прогнозов и сводок приоритетов научно-технологического развития.
Не исключено, что правительственные агентства, министерства, крупные компании с большим долевым участием государства и проч.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
В России утверждена новая стратегия научно-технологического развития
Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития страны. Сегодня власти уделяют исключительное внимание научно-технологическому развитию России. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года. Президент РФ Владимир Путин поручил комиссии по Научно-технологическому развитию (НТР) представить до 15 июня проекты перечней приоритетных направлений НТР и важнейших наукоемких технологий, следует из опубликованного на сайте Кремля перечня поручений.
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года №145 утверждена новая Стратегия научно-технологического развития страны. Научно-техническое развитие, его приоритетные направления определяются в стратегии развития государства, которая разрабатывается на долгосрочную перспективу. Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям. Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, важнейшие направления научно-технологического развития государства, в рамках. важнейшие направления научно-технологического развития, в рамках. создаются и используются технологии, реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на. 28 февраля 2024 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», определяющий на ближайшее десятилетие цели научно-технологического развития страны с учетом масштабов.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Стратегия представляет собой основу для разработки отраслевых документов, национальных и региональных госпрограмм, а также программ для поддержки научно-технической и инновационной деятельности и институтов инновационного развития. Согласно указу, стратегия утверждена на период до 2030 года. Указ вступает в силу со дня его опубликования.
А сегодня мы понимаем, что помимо этих городов, городских округов есть еще территории, у которых мощный научный потенциал», — сказал Мажуга. Депутат приводит в пример ЗАТО — города «Росатома», которые не могут управляться так же, как наукограды. В «Единой России» предлагают создать преференциальные режимы для сокращения налоговых отчислений проектов в области технологического предпринимательства. Поэтому [надо] создавать в том числе налоговые режимы, льготные и удобные для привлечения туда предпринимателей, это важно. Мы хотим, чтобы наша наука давала результаты, чтобы это все не закончилось научной статьей или отчетом, а давала какой-либо продукт, технологию», — отметил Мажуга. Сейчас в России возрастает интерес к наукоградам, связанный с запросом на технологическую суверенность, сообщил «Ведомостям» мэр наукограда Кольцово в нем расположен центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора Николай Красников. Ведь от комфортной среды зависят настроения тех же молодых ученых, чтобы они не уезжали.
Не говоря уже о проектах науки, которые тоже требуют финансирования», — отметил он. Население Кольцова постоянно увеличивается, поэтому необходима специальная «наукоградная» ипотека, считает Красников.
Он — доктор политических наук, профессор Академии политической науки РФ. Это проект был утвержден Указом Президента РФ в 2018 году. Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук рассказал о подготовке новых национальных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития, формировании системы управления национальными проектами и определении механизмов их финансирования.
Кроме того, «устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации», а также ожидаемые результаты, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие страны. Также в документе отмечается, что научно-технологическое развитие является одним из стратегических национальных приоритетов страны и определяется комплексом внешних и внутренних факторов, формирующих систему больших вызовов. Приоритетами в ближайшие 10 лет, говорится в Стратегии, «следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии».
Какой сигнал науке дает новая стратегия технологического развития
Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг - Санкции, введенные против России, заставили бизнес искать новые решения не только с целью занять освободившуюся нишу, но и с целью импортозаместить детали и производственное оборудование, - констатирует директор Института экономики и финансов ГУУ, д. Задачу трансфера технологий пытаются решить крупные государственные корпорации, однако почти все заявляют о необходимости создания государственного регуляторного механизма в этой сфере. Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг Промышленные предприятия наконец приходят к пониманию необходимости веденения инновационной деятельности, отмечает директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. А также поддержания высоких темпов развития и уровня доходности, - подчеркивает она. Изменить ситуацию можно корректировкой строительных норм и законодательства, так как многие правовые акты сдерживают инновационные инициативы. Например, во всем мире использование преднапряженного бетона позволяет девелоперам сократить траты на конструктивную арматуру при возведении высотных зданий.
В нашей стране по нормативам требуется для этого столько арматуры, что вся экономия нивелируется. В основном инновационная активность растет в тех отраслях, которые быстро развиваются: туризм, логистика, госучреждения, промышленность, отмечает директор компании SkySoft Дмитрий Нор. Но основными барьерами для внедрения инноваций все еще является ментальность людей, которые не хотят изменений, и непонимание того, как инновация работает. В остальном проблем не существует: средств достаточно, инноваций на рынке тоже. По мнению Дмитрия, стимулировать инновационную активность могли бы изменения в области закупок, требований к качеству продукции и услуг, развитие конкуренции.
Сегодня нужна синергия мировой науки, чтобы сосредоточиться на выполнении задач в критически важных областях. Саид Гулямов, председатель Совета молодых ученых Академии наук Республики Узбекистан, предложил разработать и реализовать глобальную научно-образовательную интерактивную цифровую платформу, генерируемую искусственным интеллектом. Это позволит сформировать открытый уникальный межгосударственный цифровой фундамент научной и образовательной среды дружественных государств. Взгляд российских ученых на коллаборацию с молодыми учеными стран СНГ там, где сейчас существует реальный задел международного сотрудничества, высказали представители МГУ им. Ломоносова и РАН. У МГУ им. Ломоносова широчайший спектр научных направлений, и Университет может предложить практически по любому приоритету направление для международного сотрудничества.
Правда, в описания почти всех этих вызовов были внесены необходимые уточнения. Если раньше, например, говорилось об исчерпании возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов на фоне формирования цифровой экономики и появления стран-лидеров, обладающих новыми технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов, то теперь этот «фон» описывается несколько иначе. В нём присутствует формирование уже не цифровой экономики, а экономики данных, наряду с ускоренным развитием технологий искусственного интеллекта во всех экономических отраслях и социальной сфере. В чём различие обозначенных экономик? Напомню, что во время своего недавнего обращения с посланием к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин объявил о запуске нового национального проекта «Экономика данных», главной задачей которого является создание цифровых платформ с использованием квантовых и фотонных технологий во всех ключевых отраслях экономики и социальной сфере. По сути, речь идёт о цифровой экосистеме в масштабе всей страны, в которой информация будет передаваться между всеми её субъектами в режиме реального времени, что принципиально важно для дальнейшего совершенствования отечественных систем связи, беспилотного транспорта, робототехники, здравоохранения и так далее. Но кроме семи уточненных больших вызовов, стратегией обозначен и поставлен на первое место ещё один вызов, который несколько лет назад не ощущался так явно, как в настоящее время. Это трансформация миропорядка, сопровождающаяся перестройкой глобальных финансовых, логистических и производственных систем, а также ростом геополитической и экономической нестабильности, международной конкуренции, конфликтности и системного неравенства. И всё это происходит на фоне ослабления национальных государственных институтов, сложности участия в международной кооперации в рамках научной, научно-технической и инновационной деятельности. Раньше такого акцента не было. Упоминания о фундаментальной науке были, но всегда следовали как бы вторым эшелоном. Кроме того, большое значение для нас, университетских людей, имеет такой основополагающий принцип государственной политики в области научно-технологического развития, как неразрывная связь между научно-образовательным, научно-технологическим и промышленным потенциалом страны и взаимозависимость их развития. В предыдущей стратегии его тоже не было. Может быть в ней чего-то не хватает, несмотря на то, что её разработчики очень старались? Поскольку эта угроза не только не исчезла, но резко возросла за последние два года. Через социальные сети и мессенджеры западные инфотехнологи пытаются круглосуточно воздействовать на массовое сознание и подсознание российских граждан посредством «чужих» культурных кодов. В результате такой культурной экспансии даже у взрослых людей, не говоря уже о молодёжи, начинают формироваться соответствующие мыслительные и поведенческие установки, меняется картина мира в целом. К сожалению, в новой стратегии слова с корнем «культура» встречаются не часто. Представляется, что в условиях отмены на Западе русской культуры и беспрецедентного информационно-коммуникативного противостояния между Россией и её идеологическими противниками социогуманитарное направление научно-технологического развития страны также должно быть в числе приоритетных. Ведь направления развития ТГУ были намечены и утверждены задолго до появления этого документа. Нет ли ощущения, что теперь эти направления уже не столь актуальны, какими они представлялись вначале? Как исследовательский университет, мы всегда держали в фокусе своего внимания фундаментальные исследования. Однако не скрою: в последнее время у нас возникали мысли, что в связи с мобилизационным характером развития отечественной научно-технологической сферы и жёсткой необходимостью как можно скорее обеспечить её полный суверенитет, «генетическая» привязанность классического университета к фундаментальным исследованиям может показаться несколько несвоевременной. Тем не менее, мы рискнули определить фундаментальные исследования одним их трёх китов новой научно-инновационной политики ТГУ и в 2024 году. Остальные два кита — это укрепление сотрудничества с промышленными партнёрами и подготовка молодых научных кадров. Надо заметить, что осуществить этот выбор приоритетов было нелегко.
Лидерство в формировании международных транспортно-логистических маршрутов, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики. Эффективный ответ российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений. Объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям. Развитие природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и процессов, интегрированных в природную среду и естественный ресурсооборот.
Приоритеты научно-технологического развития России: соотношение неопределенностей
Один из мегапроектов связан с беспилотниками. По нему финансирование начнется уже в этом году, заметил Осьмаков. Для достижения технологического суверенитета необходимо строить эффективные кооперационные связи между вузами, малыми технологическими компаниями, производственными площадками и крупными заказчиками, уверен председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов. Эксперты сошлись во мнении, что достижения технического суверенитета сейчас актуально как никогда. Естественно, мы должны оперативно консолидировать существующие инструменты поддержки высокотехнологичных проектов, которых у нас немало, разрабатывать новые направления, заглядывать в будущее», — заявил первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков. По его данным, тела были найдены со связанными руками и зашитыми животами, что вызывает подозрения в изъятии внутренних органов.
Тела завернуты в нейлоновые черно-синие саваны, которые отличаются по цвету от саванов, используемых в Газе, передает ТАСС. Представители чрезвычайных служб считают, что это могло быть сделано с целью повышения температуры тел для ускорения процесса их разложения и сокрытия улик. Также агентство отмечает, что на некоторых телах обнаружены следы огнестрельных ранений в голову. Ранее палестинские экстренные службы обнаружили на территории медицинского комплекса «Насер» в Хан-Юнисе массовое захоронение с 50 телами погибших. Авиация, ракетные войска и артиллерия поразили эшелон у поселка Удачное в ДНР, указало ведомство в своем Telegram-канале.
Кимаковский отметил, что отступление вооруженных сил Украины произошло «на одном из наиболее крупных и важных укрепрайонов». Напомним, российские силы прорвали оборону ВСУ и ворвались в Красногоровку. Экс-сотрудник французской контрразведки Николя Чинкуини утверждает, что определение «наемник» в Уголовном кодексе Франции слишком узкое, что позволяет им избежать наказания. МИД Франции отрицает наличие в рядах ВСУ французских наемников, называя заявления об этом якобы «российской дезинформацией». Чинкуини объясняет это тем, что понятие «наемник» во Франции табуировано, так как за это грозит уголовное преследование, передает РИА «Новости».
На родине этих людей называют «волонтерами», однако, как подчеркивает эксперт, Россия справедливо называет их наемниками. По мнению аналитика, ожидаются «интересные юридические дебаты», если российским военным удастся поймать «разоблаченного агента французского правительства». Ранее Чинкуини сообщал , что на Украине погибли минимум 75 французских наемников. Скорее всего, это связано с ротацией ВСУ на херсонском направлении, сообщил представитель пророссийского подполья Сергей Лебедев. По его словам, наблюдается большое скопление военных около военкомата в Корабельном районе Николаева, что может быть связано с ротацией на Херсонском направлении, передает ТАСС.
По информации местных Telegram-каналов, агрессором является Богдан Ш. На видеороликах, которые сам блогер публикует в социальных сетях, видно, как он нападает на прохожих, бьет их по лицу и издевается над ними. Сообщается, что от его действий уже пострадали около 50 человек. Мотивы своих поступков он не объясняет.
Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг - Санкции, введенные против России, заставили бизнес искать новые решения не только с целью занять освободившуюся нишу, но и с целью импортозаместить детали и производственное оборудование, - констатирует директор Института экономики и финансов ГУУ, д.
Задачу трансфера технологий пытаются решить крупные государственные корпорации, однако почти все заявляют о необходимости создания государственного регуляторного механизма в этой сфере. Цели конкретны: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание прорывных продуктов и услуг Промышленные предприятия наконец приходят к пониманию необходимости веденения инновационной деятельности, отмечает директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. А также поддержания высоких темпов развития и уровня доходности, - подчеркивает она. Изменить ситуацию можно корректировкой строительных норм и законодательства, так как многие правовые акты сдерживают инновационные инициативы. Например, во всем мире использование преднапряженного бетона позволяет девелоперам сократить траты на конструктивную арматуру при возведении высотных зданий. В нашей стране по нормативам требуется для этого столько арматуры, что вся экономия нивелируется. В основном инновационная активность растет в тех отраслях, которые быстро развиваются: туризм, логистика, госучреждения, промышленность, отмечает директор компании SkySoft Дмитрий Нор. Но основными барьерами для внедрения инноваций все еще является ментальность людей, которые не хотят изменений, и непонимание того, как инновация работает.
В остальном проблем не существует: средств достаточно, инноваций на рынке тоже. По мнению Дмитрия, стимулировать инновационную активность могли бы изменения в области закупок, требований к качеству продукции и услуг, развитие конкуренции.
И для этого, судя по всему, придется принимать экстраординарные меры. Но такой динамики, конечно, не хватит для 15-процентного роста за десять лет. Скорее всего, будет заложено стимулирование среднего и малого бизнеса к таким вложениям, но нет гарантии, что сам бизнес к этому готов», — делится сомнениями ведущий сотрудник ИКИ РАН Сергей Богачёв. Пока даже импортозамещение — вполне рыночный сегмент — у нас нуждается в господдержке. Не для печати многие представители бизнеса говорят, что в этом новом технологическим забеге сами рассчитывают получить дополнительные стимулы, а не наращивать расходы. Тенденция, возможно, будет меняться, но не быстро. Локомотивами гипотетического инвестиционного прорыва в этой сфере могут стать компании, работающие в области искусственного интеллекта, но пока единицы из них — Сбер, «Яндекс», Smart Engines, «Тинькофф» и МТС — серьезно вкладываются в науку. Сейчас это не оказывает существенного влияния на соотношение долей государства и бизнеса в финансировании российского НИОКР, но, если смотреть на треки западных стран, именно этот сегмент может «выстрелить».
Для больших и маленьких В обновленной стратегии появились новеллы, в которых в общем виде анонсируются протекции малым технологическим компаниям МТК. В частности, говорится о вовлечении таких компаний в обновление отраслей экономики и создание новых рынков товаров и услуг вместе с крупными компаниями и органами государственной власти видимо, посредством госзаказа и о создании системы господдержки для них. Частично такая работа уже идет: принята программа субсидирования затрат на НИОКР, выделяются гранты от Фонда содействия инновациям; запущен национальный реестр малых технологических компаний; принят закон, определяющий правовые основы деятельности МТК. Есть и удачные кейсы взлета: например, компании «Моторика», разработчику и производителю функциональных протезов, которая успешно пользуется различными механизмами господдержки, удалось вырасти и войти в топ-10 мировых производителей в своем сегменте. Поэтому ключевой тренд на рынке — это совместные продукты и программы при поддержке государства», — уверен гендиректор «Моторики», председатель правления союза «Кибатлетика» Андрей Давидюк. Но о каком-либо системном эффекте принимаемых мер говорить пока рано. С 2010 года, когда Росстат начал собирать по ним статистику, этот показатель остался практически без изменений. Чтобы переломить эту стабильность, государству придется приложить сверхусилия. Наталья Иванова напоминает, что бизнес очень чувствителен к налоговым и кредитным льготам и применение отечественных аналогов зарубежных технологий должно быть простимулировано этими проверенными «бонусами» и, конечно, госзаказом. Кто готов В целом стратегия представляет собой весьма общий документ, который лишь намечает контуры будущих изменений.
Ключевые инструменты для ее реализации — госпрограмма в области НТР; нацпроекты; стратегические инициативы, отраслевые стратегические планы, программные документы регионов и муниципалитетов, фондов и корпораций, институтов инновационного развития. Часть из них будет разработана заново, часть откорректирована в соответствии с новыми задачами.
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
Стратегию научно-технологического развития нужно менять. Члены Госсовета предложили разработать федеральный проект «Развитие научно-технологического потенциала субъектов РФ». Стратегию научно-технологического развития нужно менять. а) научно-технологическое развитие Российской Федерации — трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. Дмитрий Чернышенко провёл пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы» в рамках форума «Технопром-2023». С учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации в рамках Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы.
Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ
При написании Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года Центром стратегических разработок предпринята вполне логичная попытка преодолеть методологический вакуум, в целом характерный для жанра технологического прогноза. Указ определяет цели, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития России. 28 февраля президент утвердил Стратегию научно-технологического развития страны до 2030 года. Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития страны. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года №145 утверждена новая Стратегия научно-технологического развития страны.