Абхазский алфавит (Аҧсуа алфавит, Aphsua alfavit) состоит из 62 кириллических букв. Сколько букв содержится в Абхазском алфавите? В абхазском алфавите содержится 64 буквы, состоящие из согласных и гласных звуков. Оказывается, алфавит у абхазцев состоит из 54 букв.
Язык в Абхазии
В истории абхазской письменности выделяется 4 этапа: 1862—1926 годы — письменность на основе кириллицы 1926—1938 — письменность на основе латиницы 1938—1954 — письменность на основе грузинского алфавита с 1954 — письменность на основе кириллицы Так вот в зависимости от алфавита и выделяется число букв. В первом абхазском алфавите было 55 знаков Абхазский алфавит на основе грузинского имеет 33 буквы грузинского алфавита.
Бзыпский диалект членится на три говора: лыхненский, калдахварский и аацынский. Различия между ними крайне незначительны и носят в основном фонетический характер. В Турции носители бзыпского диалекта составляют большую часть абхазской диаспоры. Абжуйская диалектная зона простирается на восток от г. Сухума — вплоть до г. Абжуйский диалект делится на три говора: атарский, чхуартальский и джгярдинский. Различия между этими говорами несущественны. В Турции носителей абжуйского диалекта немного, проживают они на севере страны, в основном близ г. Помимо названных диалектных зон имеются и переходные говоры жителей сел Эшера и Багмаран близ Сухума.
При этом эшерский говор более тяготеет к бзыпскому диалекту, а багмаранский — к абжуйскому. Абхазские диалекты очень близки между собой. Фонетически и морфологически наиболее отличным из них является садзский диалект, а фонетически наиболее архаичным — бзыпский. В истории абхазского языка могут быть выделены следующие исторические стадии: 1 общеабхазский период; 2 отделение тапантского диалекта от общеабхазского языка; 3 отделение диалекта ашхаруа от южно-абхазского; 4 разделение южно-абхазского на юго-восточные бзыпский, абжуйский, ахчыпсы и юго-западный садзский диалекты. Абхазы, 2007, с. Диалектные различия в Абхазии. Кроме того, в языке тех и других существует разница и в самых звуках». Из истории изучения абхазского языка. Первым в истории к изучению абхазского языка приступил немецкий ориенталист Г. Розен 1846.
Подлинно научное и обстоятельное описание абхазского языка принадлежит выдающемуся российскому исследователю-кавказоведу, генералу П. Услару, создавшему первую грамматику абхазского языка 1862. Доступной европейскому читателю труд Услара стала благодаря немецкому ученому А. Шифнеру, опубликовавшему в 1863 году немецкое переложение этой работы. Изучением абхазского языка, помимо абхазских языковедов занимаются ученые многих стран мира: В. Дыбо и М. Кумахов Россия , Т. Гванцеладзе Грузия , Дж. Хьюитт и З. Хиба Великобритания , А.
Спрайт Нидерланды , Ж. Шарашидзе Франция , Л. Триго, Д. Кэтман и Б. Вокс США и др. Фонемный состав абхазского языка характеризуется исключительно сложной системой согласных. В абхазском языке две основные гласные фонемы: а, ы. В абхазском языке встречаются целые комплексы, состоящие из 4-х согласных звуков. Абхазский язык принадлежит к числу агглютинативных языков. Слово в абхазском языке состоит из цепочки морфем, каждая из которых наделена одним значением.
Благодаря этому в языке абхазов одним словом можно перевести смысл целого русского предложения, состоящего из 4, 5 и более слов.
Например, в одних диалектах использование гласных более распространено, в то время как в других диалектах преобладают согласные звуки. Также стоит отметить, что абхазский алфавит был реформирован в 1950-х годах и сократился до 55 букв, но в 1980-х годах было принято решение восстановить оригинальный алфавит с 64 буквами. Изучение звуков абхазского языка в диалектах помогает лингвистам лучше понять историю и эволюцию этого уникального языка. Каждый звук имеет свою роль и значение в абхазской речи, и изучение диалектов позволяет более полно представить богатство и разнообразие абхазской культуры и языка. Грамматика абхазского языка Абхазский язык относится к северо-западной группе кавказских языков. В абхазском алфавите содержится 64 буквы, и это лишь одна из особенностей его грамматики.
Абхазский язык имеет сложную систему глагольных форм, включая два цветных времени, богатую конъюнктивную форму и различные лицевые формы. Основа слова в абхазском языке может быть изменена с помощью префиксов и суффиксов, что позволяет выражать разные словоизменительные категории, такие как времена, наклонения, лица и числа. Абхазский язык также имеет агглютинативную структуру, что означает, что суффиксы могут быть добавлены к основе слова без изменения его формы. Это позволяет образовывать сложные слова, состоящие из нескольких морфем, и отражает богатство абхазского словарного запаса. Обратите внимание, что грамматика абхазского языка достаточно сложна, и ее изучение требует времени и упорства. Однако, изучение этого уникального языка открывает множество возможностей для понимания культуры и наследия народа абхазов. Особенности глаголов и именных слов в абхазском языке Глаголы в абхазском языке имеют разные формы, которые зависят от времени, наклонения, лица и числа.
Например, глаголы во множественном числе могут изменяться по наклонениям, таким как повелительное наклонение и условное наклонение.
Однако, приход кириллицы в абхазский язык не был без проблем. Некоторые абхазские писатели и ученые отмечали, что кириллица не предоставляет полного покрытия для всех звуков абхазского языка и что некоторые звуки не могут быть точно переданы в кириллической системе. В настоящее время кириллица остается основным алфавитом для письма на абхазском языке, хотя есть и другие системы, такие как абхазская модификация латиницы и абхазская глаголица, которые используются в некоторых сферах абхазского общества. Абхазский язык: особенности и структура Абхазский язык является официальным языком Абхазии и относится к северо-западным абазинским языкам. Он имеет богатую историю и уникальные особенности как в звуковом, так и в грамматическом аспектах. Структурно абхазский язык относится к полисинтетическим языкам, где слова состоят из корня и множества аффиксов и окончаний. Это позволяет передавать много информации в одном слове, делая абхазский язык очень экономичным и кратким. Гласные абхазского языка похожи на гласные русского языка и образуют слоги в словах. Кроме того, абхазский язык имеет богатую гласную гармонию, где гласные в словах могут быть гармоничными или не гармоничными.
Грамматически абхазский язык характеризуется полным существительными и местоимениями склонением, а также богатым усилительным морфемами. Например, местоимения в абхазском языке могут иметь до 40 различных форм, в зависимости от падежа, рода и числа. Словообразование в абхазском языке осуществляется путем добавления аффиксов и суффиксов к корням слов. Это делает абхазский язык очень гибким и позволяет создавать новые слова на основе уже существующих. Речь в абхазском языке основана на свободном порядке слов, где основным смысловым словом является глагол. При этом абхазский язык обладает широким словарным запасом и образностью выражений, что позволяет точно и богато выражать свои мысли и эмоции. В целом, абхазский язык представляет собой уникальную систему коммуникации с богатой историей и особенностями, которые делают его интересным объектом изучения для лингвистов и культуроведов. Фонетическая система абхазского языка Абхазский язык относится к северо-западной группе абазинских языков и является официальным языком Абхазии. Его фонетическая система включает в себя звуки, которые могут быть незнакомы для носителей других языков. Абхазский язык имеет 58 фонем — звуковых единиц, которые используются для образования слов.
Среди этих звуков есть гласные, согласные и согласные с подвижностью. Подвижные согласные аффрикаты и трели являются одной из отличительных особенностей абхазского языка.
Знаете ли вы, что абхазский алфавит содержит 54 буквы?
Сколько букв содержится в Абхазском алфавите? Знание количества гласных букв в абхазском алфавите является важным шагом для изучения и понимания данного языка. Буквы в абхазском алфавите могут иметь разные формы в начале, середине и конце слова.
Сколько букв в абхазском языке — узнайте, почему в абхазском алфавите содержится 64 буквы!
Алфавит Мачавариани и Гулиа был усовершенствован педагогом и общественным деятелем Андреем Чочуа и использовался в абхазских школах с 1909 года. Чочуа окончательно закрепил в алфавите и множестве изданных им букварей отсутствие фонем бзыбского диалекта и максимально приблизил абхазский алфавит к фонематическому принципу, то есть такому, когда одному звуку соответствует одна буква. Этот алфавит действовал до 1926 года, на нем издавалась учебная и художественная литература, газеты. В 1926 году в рамках общесоюзного процесса латинизации была принята новая письменность на основе латинской графики, разработанный академиком Николаем Марром так называемый аналитический алфавит. На основе этого алфавита издавались книги, началось обучение в школах, но из-за того что была и сложность в написании знаков, и большое их количество 64 знака , вынуждены были вскоре отказаться от него. Он оказался более упрощенным, экономичным для передачи абхазских звуков. Им же был подготовлен неосуществленный проект латинизации русского языка», — сказала языковед. Этот алфавит использовался вплоть до 1938 года. В 1938 году абхазский алфавит был переведен на грузинскую графику.
Конечно же, переход на грузинскую графику не был подкреплен с научной точки зрения», — отметила Тания. После введения грузинского алфавита все абхазские школы были закрыты. Языком обучения стал грузинский. Обучение на грузинском языке велось до смерти Сталина. В 1953 году абхазские школы снова открылись. В 1954 году было принято решение вернуться к алфавиту Андрея Чочуа, которым, с некоторыми модификациями, пользуются и поныне. Тания не разделяет существующего мнения в научной среде о том, что абхазскую письменность следует перевести на латинскую графику. Это долгие годы кропотливой работы, процесс трудоемкий, финансово нелегкий, хотя считается, что переход на новый алфавит может способствовать упрощению изучения языка, нейтрализовать разрыв между устной речью и письменной.
Вносить изменения в алфавит не так легко и просто, даже элементарные изменения правил правописания вызывают «бурные эмоции», и не только у нас «, — сказала она. Всемирный абхазо-абазинский конгресс Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные группы абхазский язык, адыгский язык и убыхский язык начался примерно пять тысяч лет назад. В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с языком хаттов, живших в третьем тысячелетии до нашей эры в Малой Азии. В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен.
Им же был подготовлен неосуществленный проект латинизации русского языка», — сказала языковед. Этот алфавит использовался вплоть до 1938 года.
В 1938 году абхазский алфавит был переведен на грузинскую графику. Конечно же, переход на грузинскую графику не был подкреплен с научной точки зрения», — отметила Тания. После введения грузинского алфавита все абхазские школы были закрыты. Языком обучения стал грузинский. Обучение на грузинском языке велось до смерти Сталина. В 1953 году абхазские школы снова открылись.
В 1954 году было принято решение вернуться к алфавиту Андрея Чочуа, которым, с некоторыми модификациями, пользуются и поныне. Тания не разделяет существующего мнения в научной среде о том, что абхазскую письменность следует перевести на латинскую графику. Это долгие годы кропотливой работы, процесс трудоемкий, финансово нелегкий, хотя считается, что переход на новый алфавит может способствовать упрощению изучения языка, нейтрализовать разрыв между устной речью и письменной. Вносить изменения в алфавит не так легко и просто, даже элементарные изменения правил правописания вызывают «бурные эмоции», и не только у нас «, — сказала она. Всемирный абхазо-абазинский конгресс Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные группы абхазский язык, адыгский язык и убыхский язык начался примерно пять тысяч лет назад. В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с языком хаттов, живших в третьем тысячелетии до нашей эры в Малой Азии.
В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен. Однако уже с первых веков новой эры племена объединяются сначала в княжества, затем в VIII веке в государство, таким образом, формируется единая абхазская народность и устанавливается единство древнего абхазского языка. Абхазский язык относится к категории младописьменных языков. Тем не менее, существует предположение, что абхазский народ в древности имел письменность. В частности, в 1960 году на территории Коэщевского городища, недалеко от города Майкопа, случайно была найдена каменная плита треугольной формы с клинописью. Датируется находка 4—3 тысячелетием до нашей эры.
Исследователи пришли к выводу, что письмо на Майкопской плите принадлежало автохтонному населению края.
Особый обряд погребения умерших названный воздушным берет исчисление с древнейших времен, с эпохи «колхидской бронзы». Этот обряд соблюдался до 18-го века. Китайский лидер признался, что ошеломлен красотой и величием горного озера. Село Дурипш — уникальное место в сельской местности, которое принимало в разные годы в гости сразу трех политиков мирового значения: Хо Ши Мина, Хрущева и Фиделя Кастро. Виноделие, которое является жемчужиной сельского хозяйства страны, возникло за несколько тыс.
Жители Абхазии уже готовили мамалыгу из проса задолго до того, как мореплаватель Кристофор Колумб из своей очередной экспедиции завез кукурузу на территорию Старого Света. Недалеко от Сухума есть одна из самых старых и наиболее значительных стоянок древних людей если брать раскопки, которые проводились на всей территории Советского Союза. Еще в 18 веке на территориях, ныне относящихся к Абхазии, были возведены отдельные ряды так называемых генуэзских факторий. Это — не что иное, как аналоги нынешних торгово-выставочных центров! Леденящая кровь схватка знаменитого Холмса и злого гения Мориарти из любимого многими советского сериала была снята в Абхазии. Место действия сцены — Гегский водопад.
Старчевского, составителя «Кавказского Толмача» 1 Произношение абхазских слов — самое трудное и наименее доступное для неабхазца; 2 звуки абхазского языка не могут быть выражены вполне точно никакими сочетаниями букв европейских азбук. Ударений постоянных нет». Еще П. Услар писал, что «об абхазском языке можно сказать, что он напоминает жужжание насекомых», «основа абхазского произношения состоит из сплетения самых разнообразных звуков шипящих, дрожащих, свистящих, жужжащих, но разнородность их ускользает от непривычного слуха». Характеристика труда Альбова. Относясь с полным доверием к труду Альбова, автор, тем не менее, считает, что при характеристике абхазов он иногда впадает в преувеличения.
Так, например, по словам Альбова «ругательств в абхазском языке не существует». При этом, как он отмечает, все бранные слова совершенно самобытные — абхазские; перешедшие же от русских служат только нежелательным дополнением. Многие хорошие черты, полная заброшенность и незаслуженная дурная репутация абхазцев, - пишет автор, - очевидно, возбуждали в Альбове полное сочувствие к ним; и вот, в этом благородном увлечении, окруженный в среде абхазцев добротой, радушием, он почти исключает в их натуре всякие дурные стороны, которые очевидно, хозяева старались скрывать от своего гостя. Это обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто захочет пользоваться трудом г. Родственными являются абазинский, адыгский черкесский , убыхский ныне практически вымерший языки. В Республике Абхазия, где на нём говорит около 100 тыс.
Территория распространения. К середине XIX века абхазский язык был распространён на территории практически всей современной Абхазии, за исключением юго-восточных районов, где уже тогда преобладал мегрельский язык; а также на западе современного Большого Сочи, в бассейнах рек Мзымта, Псоу и Хоста. Ныне на Кавказе остались носители только трёх диалектов: абжуйского в Очамчырском районе, бзыбского в Гудаутском районе и самурзаканского в сёлах Агубедиа и Река Очамчырского района и части села Чхуартал Гальского района. Носители всех других переселились в Османскую империю. До 1860-х гг. Между реками Сочи и Жваюа-квара северо-запад современной Абхазии и восток Большого Сочи в Краснодарском крае было распространено садзское западноабхазское наречие.
Все его носители переселились в Турцию, где оно сохранилось в нескольких селениях. Включало: приморский джигетский или собственно садзский и горный медовеевский, самоназвание — абадза, племена чуа, чужи, чужгуча, ахчипсоу, аибга в бассейне реки Псоу диалекты. Абхазская письменность на кириллической основе. Первую попытку составления абхазского алфавита на основе кириллицы сделал в 1862 русский языковед П. Первый абхазский букварь был издан в 1865. В 1892 вышла обновлённая и исправленная «Абхазская азбука», составленная Д.
Гулиа и К. В 1926 г. Языки абхазской знати. Языками абхазской знати, помимо родного абхазского, были и грузинский, греческий и турецкий. Эти особенности сословия абхазской знати, оставшиеся от международного общения абхазов с греками, а потом с грузинами и турками, не получили большого продолжения в народной абхазской речи. Основным литературным языком господствующего сословия одно время был греческий, затем — грузинский.
Автор: Давид Дасаниа Администратор Некоторые фразы. Выучим несколько употребительных фраз. Буквы с мягким знаком и знаком огубления. Эти знаки не имеют своего звука, но в сочетании с другими буквами образуют новые звуки. Способ произношения мягких звуков абхазского языка. Например: абхазский гь - русское сочетание ги гиря ; абхазский "кь" - русское "ки" кино, кисть ; абхазский хь - русское хи хитрый, хилый.
Прибавляем к букве "к" мягкий знак "ь" и получаем букву "кь". Способ произношения либиализированных звуков. То же происходит и с другими буквами. Новые фразы.
Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»
кий алфавит состоит из 54 букв. это Кириллица алфавит из 64 букв, используемый для абхазского языка. В частности, сокращают количество букв до 51, изъяв из алфавита буквы для обозначения фонем бзыбского диалекта.
Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных
История развития абхазского алфавита Абхазия — регион, расположенный на Южном Кавказе и имеющий богатую историю развития своего языка и письменности. Абхазский язык относится к абазинско-адыгской семье и имеет свою собственную письменность, развивавшуюся на протяжении долгих столетий. На протяжении веков абхазский народ использовал различные письменные системы. Одной из самых ранних форм были иероглифы, использовавшиеся в древности.
Однако, эта система письма была сложной и не позволяла быстро и удобно записывать речь. Поэтому со временем абхазы перешли на более удобные и простые письменные системы. В XIX веке абхазы начали использовать кириллицу как национальную письменность.
Кириллица была введена в Абхазии русскими миссионерами, которые проповедовали православие и создавали школы. Кириллический алфавит в том виде, который используется сегодня, был разработан в 1862 году. Однако в 1926 году советская власть решила перевести абхазский язык на латиницу.
Это было сделано в рамках политики латинизации всех национальных языков СССР. Использование латинской азбуки продолжалось до 1938 года, когда власти СССР приняли решение перевести все национальные языки на кириллицу. Современный абхазский алфавит состоит из 62 букв и основан на кириллице.
Он включает все особенности абхазского звукового ряда, в том числе звуки, которые отсутствуют в русском языке. Благодаря этому абхазский алфавит полностью передает звуковую структуру абхазского языка. Сегодня абхазский алфавит активно используется в абхазском языке и является официальной письменностью в Абхазии.
Он позволяет сохранить и развивать культуру и идентичность абхазского народа. Древние письмена абхазов Абхазы имеют богатую историю письменности, которая может быть прослежена на протяжении многих веков. В течение своей истории абхазы использовали различные системы записи.
Современный абхазский алфавит официально был принят в 1862 году на основе кириллицы, но в дальнейшем был модифицирован и адаптирован для удобства записи абхазского языка. Однако задолго до принятия кириллицы у абхазов уже были свои собственные системы письма.
Он прожил… 140 лет! Интересные сведения, касающиеся истории Абхазии: Особый обряд погребения умерших названный воздушным берет исчисление с древнейших времен, с эпохи «колхидской бронзы». Этот обряд соблюдался до 18-го века; В резиденции, расположенной вблизи озера Рица, вождь Сталин принимал в гости лидера Китая Мао Цзе Дуна. Китайский лидер признался, что ошеломлен красотой и величием горного озера; Село Дурипш — уникальное место в сельской местности, которое принимало в разные годы в гости сразу трех политиков мирового значения: Хо Ши Мина, Хрущева и Фиделя Кастро; Виноделие, которое является жемчужиной сельского хозяйства страны, возникло за несколько тыс. Это — не что иное, как аналоги нынешних торгово-выставочных центров! Место действия сцены — Гегский водопад; Причиной образования самого крупного на всем Кавказе озера Амткял послужил мощный обвал в горах, ставший следствием мощнейшего землетрясения в октябре 1891 года; Получившие ранения во время многочисленных сражений воины Абхазии, согласно традиции, скрывали муки и боль от всех, кто их окружал.
Вместо стонов они, как могли, пели специальную песню о ранениях; Уникальный старинный свадебный обычай в стране можно встретить и в настоящие дни. Суть обычая: на свадьбе у жениха отсутствует… непосредственно сам жених, а также — ближайшие родственники возлюбленной!.
На это, помимо отмеченных выше обстоятельств, указывают и особенности речи потомков батумских абхазов, выселенных во второй половине ХIХ в. В их речи свистяще-шипящих согласных вовсе нет, тогда как в речи тех батумских абхазов, которые являются потомками абхазов, выселенных из зоны от реки Бзыбь до Адлера, эти специфические согласные широко употребляются Э.
Итак, полное исчезновение в абжуйском диалекте абхазского языка 9 специфических согласных и сильно выраженный зональный характер тенденции исчезновения этих согласных в говорах бзыбского диалекта прямо отражает уровень интенсивности влияния картвельского субстрата и живой мегрельской речи на абхазский язык, те же данные говорят и о волновом характере миграции предков абхазов с Северного Кавказа на территорию современной Абхазии. Многие из них широко употребляются и по сей день, хотя некоторая часть этих слов и изменила свое прямое первоначальное значение. Некоторые слова практически вышли из употребления и сохранились только в народной памяти, иногда их можно услышать только от пожилых людей. В абхазском языке имеется значительное количество слов, имеющих непосредственную связь с обрядами и положениями Ислама, его историей, что свидетельствует только о самоопределении абхазов как мусульман.
В абхазском языке Всевышний в настоящее время традиционно именуется Анцва Ду, что не противоречит канонам Ислама, если вкладывать в него смысл Единого, не рождавшего и не бывшего рожденным Бога, посылавшего людям пророков и посланников, последний из которых Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует. Анцва по своему значению соответствует персидскому «Худай», тюркскому «Тенри», славянскому «Бог», часто употребляемым мусульманами Евразии. Слово Аллах, прекраснейшее из имен Всевышнего, в настоящее время употребляется не часто, его применяют, как правило, пожилые абхазы. Возможно, уже в советский период в этом сыграл роль, ставший традиционным для мусульман Абхазии, обычай сокрытия веры.
Как пример — описание в полевом дневнике Галины Старовойтовой, проводившей здесь этнографическую экспедицию: «Называет мысленно бога "Аллах". Анцва — по-абхазски» О 60-летней жительнице поселка Хабью Нюре Канжолия, 1981 г. Красноречивое свидетельство о широком использовании в народе слова «Аллах» еще до основной волны хиджры приводит в своих «Воспоминаниях кавказского офицера» русский военный шпион Ф. Он побывал в Абхазии в 1835 г.
С криком: Аллах! Имя Аллаха можно услышать в считающихся традиционными для абхазов формулах: перед любым хорошим делом говорится «Псымиллах» от арабского БисмильЛляh «С именем Аллаха» , а в знак одобрения, чтобы не сглазить, «МашьАллах» — от арабского Ма ша Аллаh — «Так пожелал Аллах». В абхазском языке часто используется и восклицание «Йа Рабби! Упоминанием Аллаха является и абхазское выражение «Аферым», означающее «браво» от фарси афарин, упрощенное от Афаридегяр — Всевышний.
Традиционное абхазское приветствие «Асалам» от арабского Салям буквально означает «мир», является однокоренным со словом «Ислам» и упрощением от мусульманского приветствия «Ассаляму алейкум». Производное от него асалам шеку — письмо буквально «письменное приветствие». Широко применяется в современном абхазском и многими воспринимается как исконно местное, слово «апааимбар», происходящее от фарси «пайгамбар» и означающее «приносящий весть», то есть пророк, посланник. Этот термин и по сей день широко распространен среди персо- и тюркоязычных народов, им обычно называют пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог или иногда других пророков Аллаха с добавлением его имени например, Муса пайгамбар, Иса пайгамбар.
Хотя в абхазском слово ангел звучит как «амаалыкь» от арабского «маляк» , так же часто используемое в значении младенец. Примечательно то, что и в современном абхазском языке кроме «дин», других обозначений религии, даже применительно к христианству или древним верованиям абхазов, нет! Само по себе использование этих слов свидетельствует о некогда произошедшем религиозном самоопределении абхазов, как мусульман. Понятия «рай» и «ад» в абхазском языке имеют традиционное для Ислама обозначение, которое без труда узнает мусульманин в любой стране мира: джанат от арабского джанна, джаннат — рай и джахным от арабск.
Существуют и другие слова, связанные с жизнью и смертью: мир, окружающий нас, адунеи от арабского дунья — мир , мир, в который мы попадем после смерти, «загробный» мир, ахарат от арабского ахира, ахират. Существующее в абхазском языке слово аджьал от арабского аджаль — конец существования в этом мире, смерть; об умершем говорят «иаджьал ааит», то есть «пришел его аджаль». Абхазами и по сей день используются связанные с концом света слова, такие как ахырзаман от арабского ахыр заман — «последнее время», то есть конец света , акаимет от арабского кийама, кийамат — Воскрешение, Судный день; в современном абхазском — нечто ужасное. Аума акаимет от арабского йаум-аль-кийама , обозначающее катастрофу, ужас в буквальном переводе означает «Судный день».
Напоминает мусульманам о предстоящем Суде Всевышнего и слово ахасаб от арабского хисаб , то есть расчет: «йаум-аль-хисаб» день расчета, то есть день когда человек будет рассчитан за благие и дурные деяния — синоним Судного дня. В абхазском языке сохранилось немало слов, связанных с мусульманской обрядностью. Так, например мечеть на абхазском звучит как аджьаама от арабск. Словом ауаста от фарси устад, усто — человек, хорошо владеющий своим делом, мастер сейчас называют в широком смысле мастеров, ремесленников, но раньше им часто называли религиозных наставников, учителей, что сохранилось в других языках.
Слово акурбан от арабского къурбан — жертва, жертвоприношение, и карибун — близкий, то, что приближает к довольству Аллаха также широко известно в Абхазии и по сей день. Заключаемый по правилам Ислама брачный обряд по-абхазски именуется анкьах от арабского никах , с ним связаны такие производные термины как анкьах-уакьыл от арабского никах — брак, уакиль — представитель — букв. Слова, связанные с похоронным обрядом также заставляют нас вспомнить об их исламском происхождении. Так, существующее в нынешнем значении в Абхазии слово аджанаазы от арабского джаназа и означающее крытое место для временного пребывания умершего во дворе дома, на самом деле обозначает похоронный обряд у мусульман.
Даже уже при советском режиме, по приводимым описаниям Г. Смыр, 1972 , именуемый аджанаазы обряд выполнялся в абхазских селениях. И хотя из-за естественного ухода поколения знавших религию ахуаджа обряд аджанаазы перестал совершаться, его название приобрело другое значение, хоть и связанное с первоначальным. Акяфын от арабского кафан — кусок ткани, в который заворачивают покойного, саван и атоубыт от арабского табут, «деревянный ящик» — открытый гроб, используемый для похорон, перемещения, абхазами-мусульманами также слова арабского исламского происхождения.
В настоящее время в Абхазии не часто услышишь многие слова, связанные с исламской обрядностью, например такие как аламаз от фарси намаз — молитва — пятикратная молитва по-арабски салят , выполняемая мусульманином; аптес от турецкого абдест — омовение водой, из фарси «аб» - вода, «даст» - рука — ритуальное малое омовение перед молитвой; акыблы от арабского кибла — направление для совершение молитвы в сторону Каабы. Но несмотря на все это и сейчас иногда можно услышать например от абхаза, просто собирающегося искупаться в море фразу «аптес аасхуап», то есть «возьму абдест». Понятие ашахат от арабского шахид , в широком смысле означающее свидетеля, среди мусульман используется в отношении человека засвидетельствовавшего свою веру, погибшего во имя религии Всевышнего Аллаха и возвышения Его слов. Борьба за свободу и веру сохранилась в абхазских песнях и преданиях в виде слова казаут от тюркского газават из арабского газва — военный поход, сражение.
По сей день в Абхазии употребляется термин амаалыкь от арабского маляк — ангел, нередко в значении новорожденного, младенца, то есть буквально «подобного ангелу» другое слово означающее младенца — асаби, также арабского происхождения саби. Одно из самых показательных и по сей день в абхазском языке слов, связанных с Исламом, это ахалал от арабского халяль — разрешенное мусульманам в нынешнем значении означает доброе, хорошее. В противоположность ему ставится ахарам от арабского харам — запретное запретное, греховное, жадность. Производным от него словом является амцхарам буквально ложь-грех.
Термин агунаха, обозначающий грех, происходит от фарси гунах с тем же значением. Понятие судьба, то, что суждено Всевышним, отражается в слове насып от арабского насиб. С существованием человека в этом мире связаны такие термины, как аразкъы от арабского ризк — пропитание, которое дает Всевышнийматериальное благо однокоренное с именем Аллаха ар-Раззак, то есть «дающий пропитание» , амал от арабского маль имущество, материальная собственность. Часто употребляемым в Абхазии словом амхаджырра от арабского мухаджир — совершивший переселение называют вынужденное переселение-хиджру абхазов в Турцию и арабские страны в XIX в.
Оно так названо по аналогии с хиджрой пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог и сподвижников мухаджиров из Мекки в Медину, спасавшихся от преследования за свою веру со стороны соплеменников-язычников. Ко временам раннего Ислама относит нас и термин ахабар от арабского хабар — весть, послание , который является синонимом хадиса, то есть предание, переданное от пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний Бог. Совсем недавно, еще в памяти сегодняшних стариков, порицаемым термином в абхазском языке являлся гьаур иманцыз от турецкого гяур из арабского кяфир, неверный; от тюркского имансыз, буквально «без веры» , означающий не неверующего. Словом азлымдырра от арабского зульм — тирания, несправедливость, преследование, в т.
Аджныш от арабского джин в Абхазии обозначает джиннов, духов, которые как люди имеют право на выбор между добром и злом, но большинство из них вредит людям, их предводитель — шаитан от арабского шайтан — сатана , цель которого увести человека от всего благого. В абхазском языке имеется большое количество арабских, фарси и тюркских по происхождению слов, связанных с обычной жизнью и бытом. Многие из них например, аджика воспринимаются как чисто абхазские, об их происхождении мало кто задумывается. Однокоренное с предыдущим словом «туджар».
Русское слово «сафьян» также происходит от этого. Абхазская письменность — сюжеты развития Алфавит УслараСюжет первый — становление Полуторавековая история абхазской письменности включает в себя множество сюжетов, в которых с определенной периодичностью прослеживаются как колониально-миссионерские, так и национально-просветительские мотивы. Так, в самом фундаменте абхазской письменности содержится синтез из колониально-миссионерских мотивов: офицер колониальной администрации осуществил гигантскую работу по созданию абхазского алфавита, а затем результаты этой работы применялись для перевода религиозных книг. Однако параллельно этому шел процесс обучения в приходских и горских школах абхазских детей.
К началу ХХ в. Именно им было суждено применять письменный абхазский язык на практике. Сначала — в робких попытках литературного и поэтического творчества, затем — в прессе и переводах светской литературы, и уже после революции — впервые в деле государственного строительства. Абхазский букварь Революция в России на какой-то момент отпустила все процессы на самотек — в различных уголках бывшей империи бушевали войны и передел территории, находившейся в перманентном хаосе.
Абхазия, несмотря на попытки местной элиты взять курс на самоопределение, оказалась оккупированной войсками Грузии. Вынужденная считаться с этим фактором, Грузия не могла препятствовать развитию национального-культурного самоопределения. Именно в этот период, в 1919 г. Издание газеты стало возможно благодаря усилиям группы абхазской интеллигенции, членов Народного Совета Абхазии: С.
Чанба, М. Цагурия, Д. Алания, И. Н Маргания, которые официально требовали от меньшевистского правительства периодического печатного органа на абхазском языке.
Азбука ЧочуаГазета издавалась абхазским алфавитом на основе кириллицы, последнюю на тот момент модификацию которой осуществил А. Одновременно, в том же 1919 г. В Стамбуле вышел в свет букварь авторства Мустафы Бутба, годом ранее совершившего путешествие в Абхазию. Сохранилась часть его дневников, в которых он описывает эту поездку, перемежая путевые впечатления мыслями о состоянии народа Абхазии и абхазского языка.
В Турции, стоявшей в шаге от революции, на тот момент использовался османский язык в качестве государственного, и письменность на основе арабской вязи в качестве алфавита. Однако М. Бутба предпочел не игнорировать исторический и культурный региональный контекст, и использовал в качестве базы для своего проекта по созданию абхазского алфавита латинский алфавит, подчеркивая тем самым необходимость модернизации абхазской культуры и ее интеграции в естественный средиземноморско-европейский ареал. К сожалению, алфавит этот не получил практического применения в Турции.
Волею судеб сложилось так, что большая часть абхазской элиты в Турции оказалась не в числе сторонников революции и Кемаля Ататюрка, который после своей победы отнюдь не задавался целью развивать языки этнических общин новообразованной Турецкой Республики. Абхазская община Турции стала объектом государственной политики ассимиляции, о письменном абхазском языке в Турецкой Республике не могло идти речи. Однако сам Ататюрк прекрасно понимал всю мощь модернизационных возможностей латинского алфавита — 1 ноября 1928 года письменность для турецкого языка была переведена на латинскую графическую основу. То, что не удалось сделать Мустафе Бутба для абхазского языка в Турции, удалось сделать Ататюрку — но для турецкого языка.
Турция встала на путь модернизации. Сюжет второй — революционный эксперимент Революция в Абхазию по-настоящему пришла весной 1921 года — вместе с отрядами «Кьараз» под руководством Нестора Лакоба. Грузинскую администрацию выбили из Абхазии, после чего была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия.
Обучение на грузинском языке велось до смерти Сталина. В 1953 году абхазские школы снова открылись. В 1954 году было принято решение вернуться к алфавиту Андрея Чочуа, которым, с некоторыми модификациями, пользуются и поныне. Тания не разделяет существующего мнения в научной среде о том, что абхазскую письменность следует перевести на латинскую графику. Это долгие годы кропотливой работы, процесс трудоемкий, финансово нелегкий, хотя считается, что переход на новый алфавит может способствовать упрощению изучения языка, нейтрализовать разрыв между устной речью и письменной. Вносить изменения в алфавит не так легко и просто, даже элементарные изменения правил правописания вызывают «бурные эмоции», и не только у нас «, — сказала она. Всемирный абхазо-абазинский конгресс Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные группы абхазский язык, адыгский язык и убыхский язык начался примерно пять тысяч лет назад.
В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с языком хаттов, живших в третьем тысячелетии до нашей эры в Малой Азии. В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен. Однако уже с первых веков новой эры племена объединяются сначала в княжества, затем в VIII веке в государство, таким образом, формируется единая абхазская народность и устанавливается единство древнего абхазского языка. Абхазский язык относится к категории младописьменных языков. Тем не менее, существует предположение, что абхазский народ в древности имел письменность. В частности, в 1960 году на территории Коэщевского городища, недалеко от города Майкопа, случайно была найдена каменная плита треугольной формы с клинописью. Датируется находка 4—3 тысячелетием до нашей эры. Исследователи пришли к выводу, что письмо на Майкопской плите принадлежало автохтонному населению края. В свою очередь, исследователь Георгий Турчанинов попытался расшифровать надпись на Майкопской плите, используя абхазский язык. Вот что у него получилось: «Этот азегского царя Великого Марны потомок сын есть.
Крепость Айя его собственность. Пагя из Хизы сюда выйдя в начале месяца сева в 21 году, соорудил эту крепость в стране скал, в золотоносной земле, в долине Паху». Тем не менее, эта расшифровка, как и вторая известная трактовка текста, не получила признания научного сообщества. В связи с чем могла бы быть утеряна письменность, если она и существовала, также открытый вопрос.
Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных?
Алфавит абхазского языка состоит из 64 букв: 56 согласных, 6. Гласных букв в абхазском алфавите 6: а, а, е, и, о, у. Каждая гласная может быть написана как простая, так и долгая. В абхазском алфавите содержится 6 гласных букв: а, е, и, о, ә, ы. Они используются для передачи различных звуков абхазского языка и обладают своими особенностями. В первом абхазском алфавите было 55 знаков (в издании все они приведены только в рукописной форме).
Всемирный абхазо-абазинский конгресс
Представляется, что первая буква названа абхаз-ским именем матери «ан», отсюда форма названия второй буквы б – «бан», срав. бы или а-б в абхазском и абазинском «отец».34. В абхазском алфавите, согласно стандартной орфографии, содержится 62 буквы: 35 гласных и 27 согласных. Вероятно, многие задаются вопросом: сколько же букв в абхазском алфавите? И будет удивительной новостью, что абхазский язык содержит в себе целых 64 буквы. Абхазский алфавит состоит из 64 букв. Сколько букв содержится в Абхазском алфавите? Сколько букв содержится в Абхазском алфавите?