Дворы поросли травой: посмотрите на восемь заброшенных деревень России, в которых жизнь остановилась. В российских селах за пять лет построят или модернизируют почти 4,5 тысячи инфраструктурных объектов. Число сел и деревень без населения с 13 тысяч в 2002 году выросло до 19 тысяч в 2010 году (без малого в 1,5 раза).
Список сельских населённых пунктов России по численности населения
Тем временем количество обезлюдевших деревень в период между переписями населения 2002 и 2010 годов выросло более чем на 6 тыс., а их общая доля превысила 20% (в основном, это произошло в регионах Центральной России и Севера). Узнать точное количество деревень в России на конкретный год может оказаться сложной задачей. Вымирание российских деревень и сел началось в 1990-е годы из-за либеральных реформ, которые привели к банкротству колхозов. Какое количество деревень в России Села и деревни в России: сколько их По данным Росстата, на 1 января 2023 года в России было зарегистрировано около 58.
Сколько деревень в России: численность городского и сельского населения
Названа численность россиян в новых регионах | По данным Росстата, прошедшая перепись показала, что три четверти населения России теперь сосредоточились в городах и лишь 25% живут в сёлах и деревнях. |
Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям | Больше всего в России деревень — 76 тысяч. На севере больше деревень и сёл, а на юге станицы и хутора, не знал о такой особенности. |
В России вымирают деревни и остается все меньше фермеров: Вот, к чему это приведет
Методологические пояснения: [1] Оценки численности, приводимые в статье, указывают численность населения на 1 января каждого года — в годы проведения переписей за другие даты [2] ; Первоисточником получения основных сведений о населении являются переписи населения — процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или территории по состоянию на определённый момент времени; Оценки численности, приводимые в статье, указывают постоянное население — категорию населения, объединяющую людей, которые имеют обычное постоянное место жительства в данном населённом пункте или на данной территории. За 1897, 1914, 1917, 1926 и 1939 годы указано наличное население — категория населения, объединяющая людей, находящихся на определённый момент времени в данном населённом пункте или на данной территории; Население России в 1897—1917 годах указано в границах России до 2014 года , в советский период — в границах РСФСР на 1956 год [3] карта.
Первая часть инициатив — про приоритетные городские агломерации, вторая — про опорные населенные пункты. Под опорным, продолжает академик РАН, понимается населенный пункт за пределами городских агломераций, на базе которого ускоренно развивают инфраструктуру, а прилегающие территории могут пользоваться его благами. Как правило, опорными пунктами становятся районные центры. Фото: РИА Новости Понятия «сельские агломерации» в России ранее не существовало — оно появилось только в октябре 2019 года в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий».
В 2020—2021 годах правительство утвердило сформированный перечень сельских агломераций, причем к сельским агломерациям отнесли в том числе малые города с численностью населения не более 30 тыс. Оправдана ли ставка на опорные пункты Председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов отмечает, что модель развития территорий через опорные населенные пункты не нова. Сельхозпроизводители получат возможность реализовывать свою продукцию, минимизируя количество посредников В пример он приводит Германию, где при планировании развития региона определяются инфраструктурные центры и зоны охвата и на один такой «куст» строится качественная гимназия, крупный медицинский центр. Есть подобное и в России: в Тамбовской области несколько ключевых городов — кроме Тамбова это Мичуринск, Уварово, Моршанск — стали опорными инфраструктурными центрами, куда приезжают лечиться, учиться, пользоваться культурным досугом. Андрей Максимов подчеркивает, что такой подход не умаляет прав жителей населенных пунктов, которые не стали приоритетными.
Александр Костяев, однако, считает, что возникает риск оседания ограниченных средств госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в городских поселениях, которые входят в сельские агломерации, когда развитие действительно вымирающих населенных пунктов останется без поддержки. Многие малые города требуют бюджетной поддержки, но это должно делаться не за счет средств, выделяемых на развитие сельских территорий. По его мнению, эти районы «застряли на доиндустриальном этапе развития», где бюджетные вложения на душу населения существенно меньше. По его словам, стране нужно по меньшей мере еще 700—800 городов.
При этом почти четверть населения проживает в Балашихе, Люберцах, Одинцове, Подольске и Раменском округе, а более половины — в 22 городах с численностью свыше 100 человек. Так, Балашиха, Одинцово и Подольск обогнали по этому показателю 52 региона России. Калимуллин добавил, что в регионе увеличилось число сельских жителей. Это говорит о процессе оттока населения из городов в сельскую местность», — отметил он. Кроме того, перепись показала увеличение числа пар, состоящих в браке. Их в регионе 3,6 миллиона человек.
Он объяснил, что этот подход разрабатывали в рамках создания механизмов по развитию внегородских территорий, а реализовывать его минсельхоз начал в этом году. В 77 регионах утвердили 1714 таких сельских агломераций из примерно 1800 запланированных. При разработке планов развития каждой агломерации обязательно будут учитывать инициативы граждан, документы будут согласованы со всеми заинтересованными ведомствами.
Первый заместитель главы ведомства Оксана Лут уточнила, что господдержка в рамках программы "Комплексное развитие сельских территорий" за три года превысила 120 млрд рублей, из них в текущем направлено 60 млрд. По итогам 2023 года количество новых рабочих мест достигнет 95 тысяч, ожидают в минсельхозе. Валентина Матвиенко предложила участникам подумать над тем, чтобы со следующего года проводить полноценный форум тружеников села.
Россия входит в стадию заката
Напомним, что прием голосов шел с 12 октября по 26 ноября. Почти 300 тысяч человек проголосовали по почте, еще 600 тысяч воспользовались сайтом «Госуслуг». Специалисты проверяют условия подключения в населённых пунктах, которые выбрали участники голосования. Самыми активными в голосовании стали жители Башкортостана — 38,1 тысяча голосов. В пятерке лидеров также Краснодарский край, Челябинская и Нижегородская области, Татарстан. В одном из рейтингов «засветилась» и Вологодская область. Жители нашего региона активно голосовали по почте, отправив таким образом более 12 тысяч голосов.
Программа рассчитана до 2030 года. Министр заявил, что подход должен комплексно решить вопросы улучшения качества жизни населения и положительно сказаться на снижении темпов миграции в крупные города. Ранее Минсельхоз сообщал, что в опорных населенных пунктах планируется ускоренное развитие социальной, транспортной, инженерной и информационно-коммуникационной инфраструктуры. Почти все регионы такие населенные пункты уже определили, до сентября Минсельхоз должен представить стратегии их развития. Речь идет об инициативе Правительства РФ «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения». Главный научный сотрудник Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН, академик Александр Костяев пояснил «Известиям», что инициатива первоначально включала два проекта: «Города больших возможностей» и «Возрождение малых форм расселения». Первая часть инициатив — про приоритетные городские агломерации, вторая — про опорные населенные пункты. Под опорным, продолжает академик РАН, понимается населенный пункт за пределами городских агломераций, на базе которого ускоренно развивают инфраструктуру, а прилегающие территории могут пользоваться его благами. Как правило, опорными пунктами становятся районные центры. Понятия «сельские агломерации» в России ранее не существовало — оно появилось только в октябре 2019 года в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». В 2020—2021 годах правительство утвердило сформированный перечень сельских агломераций, причем к сельским агломерациям отнесли в том числе малые города с численностью населения не более 30 тыс. Оправдана ли ставка на опорные пункты Председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов отмечает, что модель развития территорий через опорные населенные пункты не нова. В пример он приводит Германию, где при планировании развития региона определяются инфраструктурные центры и зоны охвата и на один такой «куст» строится качественная гимназия, крупный медицинский центр.
Какие-то города, возможно, найдут свои ниши, диверсифицируют местное производство, станут конкурентоспособнее, а какие-то окончательно опустеют и зачахнут. Вряд ли министр вслед за президентом РФ транслировала подобные взгляды и подходы по своей личной инициативе, без ведома премьер-министра. Несомненно, речь шла об общей концепции развития, которую реализует исполнительная власть федерального уровня, а, следовательно, и остальные ветви власти в течение последних 20 и более лет. Идею приоритетной роли мегаполисов поддержал и мэр Москвы С. Собянин, мотивируя это тем, что «большие города являются драйверами развития национальных экономик». Главными причинами низкой эффективности малых городов прежде всего, моногородов и сельских районов России, как известно, служат прекращение либо существенное сокращение деятельности градообразующих предприятий, разрушение в них инфраструктуры и социальной сферы на фоне хронического недофинансирования в пореформенный период. Как инвестиции, так и бюджетные средства оседали и оседают преимущественно в столице и мегаполисах, не доходя до провинции. В этом главная причина преимуществ мегаполисов в сравнении с малыми городами. В этой статистике министру Э. Набиуллиной видится повод к последовательному прекращению государственной поддержки малых городов в пользу мегаполисов, иными словами, к последовательному уничтожению провинции. Такая политика - реальность: в 2010 году из 440 моногородов России господдержку получили лишь 35, в 2011 году - уже 15. Эта позиция - принесение провинции в жертву мегаполисам, решение Центра об «уходе» из малых и средних городов, снятии ответственности за обеспечение условий их жизнедеятельности - грозит социальной катастрофой. Речь идет о перспективе иммиграции в ближайшие 20 лет из малых и средних городов в крупные, не располагающие возможностями трудоустройства, равно как и необходимой транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурой, около 15-20 млн. Сколько миллионов останется в хиреющих малых городах и селах в ожидании этих заработков - министр МЭРТ не сообщила. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года демонстрируют главную тенденцию, проявляющуюся в двух параллельно идущих процессах: сокращении численности населения по сравнению с 2002 годом когда была проведена предыдущая перепись со 145,17 миллиона человек до 142,9 миллиона, то есть - официально - на два миллиона 260 тысяч человек 1,6 процента , главным образом по причине естественной убыли; концентрации жителей страны в крупнейших мегаполисах, в первую очередь в Москве, росте населения регионов Северного Кавказа, а также нефтедобывающих северных регионов - Ненецкого, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области в целом, на фоне сокращения численности населения в Центральной России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Сократилось население всех федеральных округов, кроме Центрального и Северо-Кавказского. Причем в Центральном, преимущественно за счет миграции, выросло число жителей только в трех субъектах: в Белгородской области на 1,4 процента , довольно заметно в Московской области на 7,2 процента и в Москве на 10,9 процента. В Санкт-Петербурге прирост составил четыре процента, в Ленинградской области - 2,6 процента. Всего же, в сравнении с переписью 2002 года, численность населения сократилась в 63, а возросла лишь в 20 субъектах РФ. В поисках решения проблемы в Правительстве РФ и администрации Президента РФ разрабатываются различные проекты, в числе которых, например, замена 83 субъектов РФ 20 городскими агломерациями, с целью концентрации ограниченных ресурсов в ключевых точках, поскольку, как считают реформаторы-разработчики, развивать малые города бессмысленно. Однако при таких темпах сокращения численности населения его может не хватить даже для ограниченного числа агломераций. Результатом разрушения реального сектора национальной экономики, сокращения населения, уничтожения провинции стало углубление межрегиональной социально-экономической дифференциации и превращение большей части регионов России в «экономическую пустыню». К числу регионов, «ушедших в отрыв» в своем социально-экономическом развитии, относятся: столичные Москва, Московская область ; нефтегазодобывающие; Липецкая и Белгородская области за счет высоких темпов роста промышленного производства и устойчивой системы управления, которая привлекает инвесторов ; отдельные северокавказские республики Чечня, КБР, КЧР за счет бюджетных дотаций - причем с нарастанием коррупции, криминализации, политической нестабильности; Санкт-Петербург и Ленинградская область. Остальные регионы в своем развитии существенно отстали, при этом проблеме выравнивания экономического положения регионов власти уделяют мало внимания. Но проблема даже не только и не столько в межрегиональной дифференциации. Существенно то, что в современной России граница дифференциации в гораздо большей степени пролегает даже не между регионами, а внутри каждого из них - между крупными, средними, малыми городами и сельскими районами и поселениями; а также в нарастании разрыва в уровне доходов, заработной платы между работниками разных отраслей, регионов, социальных групп. Таким образом, не только модернизации, но даже первоначального накопления капитала на опустевших и обезлюдевших пространствах России не происходит. То, что накапливается, - не капитал самовозрастающая стоимость. Под прикрытием продвижения пафосных проектов модернизации страна теряет население, освобождая от его присутствия прежде освоенные территории, тем самым - разрушаясь и сокращаясь изнутри. Мегаполисы же и другие крупные города, не располагающие необходимой инфраструктурой, рабочими местами, жильем, интенсивно переполняются избыточным населением, мигрирующим из «умирающей» провинции. Сама идея альтернативы между столицей и мегаполисами, с одной стороны, и малыми и средними городами, сельскими поселениями, с другой, представленная Президентом и Правительством РФ, означает, что жизнедеятельность в стране будет обеспечена не для всего населения, а лишь для его отдельных представителей, некоторых «наиболее равных среди равных», присвоивших и контролирующих сырье, энергоносители, недра, а также производящих блага для удовлетворения потребностей этой группы. Прямой отказ исполнительной власти от восстановления разрушенной тяжелейшим, опустошительным кризисом 90-х годов российской провинции дает основания предполагать, что, если бы речь шла о разрушении городов и районов в результате военных действий, позиция власти бы была аналогичной. При всем цинизме, позиция власти в этом случае рациональна и прагматична. Высвободившиеся территории позволяют сформировать новый рынок земельных ресурсов. Возможно, в этом президент РФ усмотрел аналогию с огораживанием. Разница лишь в том, что в XVII-XVIII веках в Англии в этом вопросе была ясность: освободившиеся общинные земли были превращены в пастбища - мануфактурам, позднее фабрикам требовалась шерсть для производства сукна. В России в XXI веке бизнес способ первоначального накопления попроще, чем в XVIII - опустошить освободить землю и, подкорректировав земельное право в части расширения возможностей преобразования земель сельскохозяйственного назначения, продавать их под застройку, охотничьи угодья, зоны отдыха и проч. Возможно, где-то существуют данные о том, кому, под какие проекты, в каких объемах реализуются освободившиеся земли, но широкой общественности это пока не известно. Таким образом, алгоритм 90-х реализуется в новых условиях: после того, как производственные объекты были приватизированы, в значительной части - разорены и перепроданы, наступила очередь городов и сельских поселений разделить их участь. Без градообразующих предприятий и инфраструктуры населенные пункты не просто неэффективны Д. Медведев, Э. Набиуллина , они нежизнеспособны, а их население - даже не «расходный» человеческий капитал , а, по сути, «отработанный» материал. Как люди переживут эти «объективные» процессы, судя по всему, власть не волнует. Средства имеются, но они принадлежат узкому кругу лиц, которые не намерены дарить свою частную собственность , рисковать ею. То, что средства нажиты по правилам первоначального накопления читай «по понятиям» , никого не смущает. Обратимся к механизму действия этой теории в реальной экономике. Момент социальности интересов населения его социально-экономической адаптивности сегодня в России реализуется через преодоление качественно новой формы дефицита инновация! Речь идет о дефиците жизненного пространства - территорий проживания, на которых сегодня и в стратегической перспективе существуют приемлемые условия воспроизводства жизнедеятельности населения рабочие места, жилье, инфраструктура, безопасность, экология, рекреация и пр. Масштаб этого дефицита, как отмечалось выше, отражают перспективы иммиграции в ближайшие 20 лет из малых и средних в крупные города 15-20 млн. И, повторяю, сколько десятков миллионов останется в хиреющих городах и селах в ожидании этих заработков - министр экономического развития и торговли не сообщила. Общая численность граждан, обреченных на вымирание и лишения, также не обнародована. Однако демонстрируется решимость власти жертвовать жизнью и благополучием, не собственными - но десятков миллионов сограждан, во имя чуждой им идеи, которая к тому же внятно не сформулирована. В мегаполисах обострилась проблема нарастания агрессии даже не только конкуренции , проявляющаяся в конфликтах их жителей с мигрантами. Последний во второй половине 80-х гг. Дефицит жизненного пространства , осознаваемый многомиллионной массой населения, сегодня способен сформировать протестные убеждения и вызвать к жизни социальные реакции такой силы, что ни шестимиллионной армией «силовиков», ни военно-полицейским бюджетом власть может не спастись. Результат политики ухода государства от проблемы малых городов и сельских поселений, их массового уничтожения - относительно новое явление, для обозначения которого мыпредлагаем термин «девастация» devastation - этимология: Происходит от лат. Власть, которая уверенно реализует стратегию продвижения страны от освоенных территорий - к возвращению «Великой степи», по сути, деструктивна. Проектный смысл происходящей в России модернизации не может быть сведен лишь к тому, чтобы «догнать» передовые страны, сократив разрыв с ними в технико-технологическом развитии. Она должна быть направлена на решение комплекса национальных проблем , то есть - быть подчинена общенациональному интересу, состоящему в реализации функции наиболее эффективного способа воспроизводства социально-экономической жизнедеятельности. Устойчивые, нарастающие тенденции сокращения численности населения, отраслей материального производства и социальной сферы, городов и сельских поселений убеждают в необходимости корректировки курса модернизации, который находится в остром противоречии с общенациональным интересом. Следует ли считать прекращение государственной поддержки по сути, уничтожение экономически неэффективных городов и поселений, их градообразующих предприятий и инфраструктуры необходимым моментом модернизации национальной экономики? Нигде в цивилизованном мире мы не увидим столь циничного и варварского отношения власти к освоенным национальным территориям. Обратимся к мнениям авторитетов градостроительства. Так, заслуживает внимания точка зрения на перспективы развития современных городов испанского архитектора, советника комиссии по инфраструктуре и урбанизации Барселоны, профессора Хосе Асебильо, превратившего ее к Олимпиаде 1992 года в один из наиболее крупных и комфортных европейских городов: «К 2030-му году примерно 70 процентов населения мира будут жить в городах, а к середине этого века в них обоснуются уже 80 процентов жителей Земли. Поэтому «здоровье» планеты будет зависеть от здоровья городов. Проблема городской жизни и определение оптимального размера города всегда являлись ключевыми проблемами истории. В конце ХХ века многие спекулировали выделено мной - С. Посмотрите на Китай. Но у них нет 400 городов по миллиону жителей, нет и 20 городов по 20 миллионов. Я считаю, что идею города-гиганта нельзя признать правильной. В своем исследовании мы показали, что города разных размеров , - такие, например, как Милан, Барселона и Лугано, - имеют примерно одинаковые параметры урбанистической эффективности. Возьмем Цюрих. Там проживают 350 тысяч жителей, при этом город контролирует финансы всей Западной Европы. Там три с лишним миллиона горожан. По азиатским меркам это мало. Но в городе сосредоточены не только финансы, но и научно-исследовательская деятельность и логистика всего Востока. Поэтому я думаю, что наиболее эффективными могут быть именно средние города, а не мегаполисы. Таким образом, мы приходим к идее создания современной городской системы, которая предусматривает синергию между несколькими малыми и средними городами, с наличием нескольких полицентричных конгломератов». Отметим, что профессор Хосе Асебильо достиг в отличие от упомянутых выше российских представителей власти выдающихся успехов в градостроительстве, общепризнанных мировым сообществом. Но дело не только во мнениях, высказываемых авторитетами. Очевидно, что девастация сельских поселений, малых и средних городов не может быть признана способом решения проблем данных образований никто не использует гильотину как средство от головной боли. Путь девастации городов и сельских поселений пренебрегает затратами часто многовековыми на освоение территорий, причем не только финансовыми, но и затратами крови и пота, результатами творческих усилий, расположенными в провинции объектами истории и культуры, обычаями и традициями местного населения , наконец, страданиями миллионов людей, вынужденных покидать города, сельские поселения, мигрируя с детьми и стариками в мегаполисы, где их никто не ждет, нет ни работы, ни даже минимума необходимых для жизни социальных благ.
Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь. Свод правил СП 42. Планировка и застройка городских и сельских поселений Актуализированная редакция. СНиП 2. Издание официальное — Москва 2011 Помимо городов к категории «малые» согласно своду правил СП 42. Федеральная служба Государственной статистики. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2016 года. Группировка числа городов по численности населения, проживающего в них, на 1 января 2020 года; 27. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2013 года. Группировка числа городов по численности населения, проживающего в них, на 1 января 2013 года; 25. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2014 года. Группировка числа городов по численности населения, проживающего в них, на 1 января 2014 года; 25.
Сколько сел деревень и городов в России
Сколько сел деревень и городов в России | по 10 человек и менее. |
Сколько деревень в россии на 2023 | По данным Росстата, прошедшая перепись показала, что три четверти населения России теперь сосредоточились в городах и лишь 25% живут в сёлах и деревнях. |
Количество деревень | Сайт Ассоциации самых красивых деревень и городков России находится на реконструкции. |
Когда закончится деревня - Ведомости | Исчезновение деревень в России статистика. |
Чистоозерье
- Сколько сел деревень и городов в России
- Содержание
- Причины исчезновения деревень в России
- Российская деревня в цифрах и фактах. Проблема вымирания сел. Самые красивые деревни страны
- Рассылка новостей
Ежегодно в стране исчезают тысячи населённых пунктов, неуклонно сокращается население страны
- Тверская область на первом месте в России по числу вымерших деревень - ТИА
- Сколько городов и деревень в России
- В России создадут 1800 сельских агломераций - Российская газета
- Список сельских населённых пунктов России по численности населения
За последние 20 лет в России исчезли 20 тысяч деревень
Количество деревень в россии. Криминальная россия деревня. Дворы поросли травой: посмотрите на восемь заброшенных деревень России, в которых жизнь остановилась. Нынешняя деревня в России может вообще не иметь никакого отношения к аграрному сектору. Больше всего в России деревень — 76 тысяч. На севере больше деревень и сёл, а на юге станицы и хутора, не знал о такой особенности.
Населенные пункты России
Динамика численности населения России по официальным данным Росстата на 2024 год, а также исторические данные по годам. Список регионов с количеством сёл и деревень без жителей: 1. Тверская область 2234. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. В бюллетене приведены данные оценки численности населения на 1 января. Сегодня специалисты Центра экономических и политических реформ прогнозируют к 2033-2036 годам окончательное умирание российской деревни. Сколько деревень в РФ. Количество сёл в России по субъектам РФ. Села и деревни в России: количество и сельская аграрная структура. По данным на 2023 год, в России насчитывается порядка 135 тысяч сёл и более 40 тысяч деревень.
Все населенные пункты в России типизируют в зависимости от численности населения
Все населенные пункты в России типизируют в зависимости от численности населения | Подозреваем, что сёла и деревни России вас мало интересуют. |
Селение на переселение. Кто оживит село, если 75% жителей страны городские? | Аргументы и Факты | Ниже приводится перечень сельских населённых пунктов России с населением более 10 тысяч человек. |
Самые большие села (деревни) в России по населению, площади, протяженности | Список регионов с количеством сёл и деревень без жителей: 1. Тверская область 2234. |
«Германия умерла»: благополучные жители ФРГ массово переезжают в российскую деревню | Ниже приводится перечень сельских населённых пунктов России с населением более 10 тысяч человек. |