Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid) — советский тяжелый военно-транспортный самолёт. Некоторое количество самолетов Ил-76 стоит на вооружении у Северной Кореи, правда точных данных об их количестве нет. Первый серийный самолет Ил-76МД-90А (серийный номер 0109), который построен по заказу Минобороны России, совершил первый полет 3 октября 2014 года.
Военная приемка. Новый Ил-76. Ильюша-богатырь.
Постройка первого опытного самолета проводилась в Москве на опытном производстве предприятия с участием многих предприятий страны, которые поставляли материалы, необходимые для постройки самолета, агрегаты и системы. Возглавляли постройку самолета директор предприятия Д. Кофман и главный инженер В. Постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971 года. Самолет выкатили на Центральный аэродром города Москвы. Как известно, знаменитая Ходынка расположена всего в шести километрах от Кремля, но первый полет предстояло выполнить именно отсюда. Аэродромные отработки самолета проводили коллективы цеха общей сборки под руководством В. Орлова, лабораторно-стендового комплекса под руководством В. Боброва и бригады самолета под руководством старшего наземного механика В. Общее руководство работами по подготовке к первому вылету самолета было возложено на ведущего инженера по летным испытаниям самолета М.
Кузнецовым выполнил первый полет на первом опытном самолете Ил-76, совершив посадку на аэродроме Раменское. Сразу же после перелета самолета на летную базу предприятия начался заводской этап летных испытаний по разделу определения летно-технических и взлетно-посадочных характеристик самолета. В мае того же года самолет был продемонстрирован руководителям страны, на подмосковном аэродроме Внуково, а затем впервые был представлен на XXIX международном авиационно-космическом салоне в Париже. Практически через два года с того же Центрального аэродрома был поднят второй опытный самолет Ил-76. Первый полет на этом самолете выполнил экипаж во главе с летчиком-испытателем Г. Ведущим инженером по летным испытаниям был П. Фомин, а затем В. Самолет приступил к летным испытаниям систем самолета, а также пилотажно-навигационного прицельного комплекса. Этот самолет приступил к летным испытаниям по разделу боевого применения отработка вопросов посадочного и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники.
Ведущим летчиком-испытателем этого раздела испытаний самолета Ил-76 был Александр Михайлович Тюрюмин. В августе 1974 года он был удостоен звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР", а в марте 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "за испытания и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм" ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Штурманам В. Щеткину, С. Терскому и В. Яшину, которые работали с ним в одном экипаже при выполнении программ по десантированию, были также присвоены высокие звания "Заслуженный штурман-испытатель СССР". Бригаду испытателей возглавил ведущий инженер по летным испытаниям В. Кругляков, который впоследствии возглавлял летные испытания таких самолетов, как первый широко-фюзеляжный пассажирский самолет Ил-86, штурмовик Ил-102, пассажирские самолеты Ил-96-300 и Ил-96МО. Ведущими инженерами по испытаниям десантно-транспортного и санитарного оборудования самолета Ил-76 были А.
Егутко и Н. В ноябре 1973 года выполнил первый полет второй серийный четвертый опытный самолет. Этот самолет поднял в воздух экипаж летчика-испытателя С. Испытания проводила бригада под руководством ведущего инженера Г. Дыбунова, а затем П. На этом самолете отрабатывалось его вооружение. Этот этап испытаний проводили испытательные бригады Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института имени В. Всего на четырех опытных самолетах выполнено 964 полета с налетом 1676 часов. Первые самолеты Ил-76 начали поступать в 339 военно-транспортный ордена Суворова III степени авиационный полк, который базировался в белорусском городе Витебске.
Это был именно тот полк, на базе которого проходил испытания по боевому применению первый серийный самолет Ил-76. Командиром полка в это время был полковник А. Грачевым, оказывал огромную помощь в проведении летных испытаний самолета Ил-76. Если говорить о помощи, которую оказывали войска в проведении испытаний, то ее переоценить невозможно. Огромную помощь оказывали лично командующий военно-транспортной авиацией генерал-полковник Г.
Был лётчиком-испытателем. В 1993 году во время испытаний прототипа Ил-114 у него произошла катастрофа из-за отказа двигателя. Из 9 членов экипажа тогда выжили только двое: КВС и техинженер. Он был списан с летной работы, имел 2-ю группу инвалидности. Но затем в 2013-м восстановился и стал работать в ЛИИ им. Громова лётчиком-испытателем. На Ил-76, говорят, не летал лет 10-15! По информации от знающих людей, решил заходить «с градиента», но с управлением не справился — грубая посадка с большим перелётом! Груз на борту был опасный.
Крыло снабжено закрылками, предкрылками и спойлерами. Фюзеляж разделен на кабину экипажа и грузовую кабину. Под крылом на пилонах установлено четыре турбореактивных двигателя.
Кабина бронированная: в каркасе фонаря установлены бронестекла, а боковые стенки и пол кабины выполнены из стальных бронеплит толщиной 10 мм. По правому борту фюзеляжа между шп. Крыло стреловидное, трапециевидной формы в плане с наплывом по задней кромке. Крыло имеет четыре технологических разъема, которые делят его на центроплан, две средние СЧК и две отъемные ОЧК части крыла. Конструкция крыла — кессонного типа. Панели — фрезерованные. Центроплан крепится к силовым шпангоутам фюзеляжа шестью узлами, расположенными по бортовым нервюрам. Крыло высокомеханизированное. Передняя кромка консоли вдоль всего размаха оснащена предкрылком 5 секций , а задняя от борта до элерона — трехщелевым закрылком 2 секции. Закрылок — раздвижной, состоит из основного звена с дефлектором и хвостового звена. На внешней поверхности СЧК установлены 4 секции тормозных щитков, которые используются только на пробеге. На внешней поверхности ОЧК установлены 4 секции интерцепторов, которые работают в двух режимах: как воздушные тормоза на земле и в полете и как органы поперечного управления самолетом совместно с элеронами. Внутренняя секция элерона снабжена сервокомпенсатором, а внешняя — триммером. Хвостовое оперение свободнонесущее, стреловидное с переставным в полете стабилизатором. На PH установлены триммер и сервокомпенсатор. Каждая из его половин снабжена триммером-сервокомпенсатором!. Конструкции киля и стабилизатора — кессонного типа. Кессон киля — трехлонжеронный, кессон стабилизатора — двухлонжеронный. Киль крепится к фюзел яжу между шп. Стабилизатор присоединен к верхней части киля лонжеронами: вторые лонжероны киля и стабилизатора связаны шарнирным узлом, а между их первыми лонжеронами установлен винтовой подьемник. Внутри киля между вторым и третьим лонжеронами имеется лаз с лестницей для выхода на стабилизатор. Шасси самолета — пятистоечное, состоит из управляемой носовой стойки и двух пар передней и задней основных стоек. Каждая из стоек оснащена жидкостно-газовым амортизатором и четырьмя колесами, установленными на одной оси. Колеса основных опор КТ-158 размером 1300x480 мм снабжены дисковыми тормозами и антиюзовьмм автоматами. Носовые колеса КТ-159 размером 1100x330 мм нетормозные. База шасси от носовых до задних основных колес — 14,17 м, колея по внешним колесам — 8,16 м. Носовая опора убирается против полета. Силовая установка включает четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30КП 2-й серии, размещенные в мотогондолах на пилонах под крылом. Сухая масса двигателя — 2985 кг, длина — 5. Степень двухконтурности двигателя равна 2,33. Ресурс двигателя — 2000 ч, наработка — не более 1700 запусков. Двигатель выполнен по двухвальной схеме.
Трудный самолет: Затяжной взлёт «горбатого»
Фото: самолет Ил-76МД-90А. История создания Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А создавался на базе серийного самолета Ил-76МД, с целью дальнейшего совершенствования самолетов этого типа и расширения их транспортных возможностей за счет модернизации крыла и установки более мощных, экономичных и малошумных ПС-90А-76 взамен двигателей Д-30КП-2. Ил-76МД-90А предназначен для парашютного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров. Так же Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров. Изготовитель - Ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП». Самолет отличается от Ил-76 новым модифицированным крылом с применением длинномерных панелей кессона, новыми двигателями, модернизированной топливной и системой управления, цифровыми прицельно-навигационным комплексом и системой автоматического управления самолетом, а так же новой "стеклянной" кабиной приборы управления выполненные с использованием ЖК-дисплеев. Фото: Ил-76МД-90А На модифицированных самолетах Ил-76МД-90А установлены более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76, которые соответствуют нормам по уровню шума и эмиссии вредных веществ, с новым крылом, усиленным шасси, обновленным комплексом бортового оборудования и кабиной пилотов.
Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивными двигателями.
Первый полет на нем совершен в 1971 г. Высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с мощной механизацией, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение являются отличительными особенностями этого самолета. Многоколесное шасси обеспечивает его эксплуатацию с искусственных и грунтовых ВПП прочностью 0,6 МПа. Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволяет осуществлять парашютное десантирование тяжелой техники массой до 21 т и перевозку тяжелой техники массой до 43 т Ил-76М, -МД.
Она включала в себя устройства, отстреливавшие тепловые ловушки для защиты от ПЗРК, а также систему инффракрасных помех «Липа».
Новые комплексы противоракетной защиты превосходят не только предыдущие российские системы, но и современные зарубежные аналоги. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Санитарный рейс также может быть выполнен с реанимобилем на борту. Предназначен для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах, способен выполнить посадку на ледовый аэродром Антарктиды.
Краткое техническое описание военно-транспортного самолета Ил-76МД
Эти особенности выгодно отличают самолет Ил-76 от существующих транспортных самолетов как в СССР, так и за рубежом. С Ил-76 в Афганистане связан редкий случай успешного побега экипажа из плена на собственном самолете. С Ил-76 в Афганистане связан редкий случай успешного побега экипажа из плена на собственном самолете. Самолет Ил-76 строился Ташкентским авиазаводом и поставлялся гражданской авиации (Ил-76Т, Ил-76ТД), а также в Ливию, Сирию, Ирак, Индию.
Ил-76: универсальный «грузовик»
Ил-76 стал основным самолетом ВДВ — он мог перевозить и десантировать практически всю технику, стаявшую на вооружении в ВДВ. тяжелый военно-транспортный самолет СССР. Масса - 90000 кг (90 т). Максимальная взлетная масса - 217000 кг (217 т). Самолет Ил-76 – это тяжелый рамповый грузовик, который имеет полностью герметичную грузовую кабину. Самолет Ил-76 остается важной частью российского военного авиационного парка. Самолёт Ил-76МД, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости[27][28]. Эти особенности выгодно отличают самолет Ил-76 от существующих транспортных самолетов как в СССР, так и за рубежом.
Летно-технические характеристики Ил-76ТД
Самолёт применяется для парашютного и посадочного десантирования личного состава, перевозки военной техники, грузов, топлива и контейнеров. Ил-76 имеет мощную механизацию крыла, многоколёсное шасси с эффективной системой торможения, тяговооружённые двигатели — всё это позволяет ему взлетать с грунтовых полос и садиться на них. Конструктивно Ил-76 разделён на несколько герметизированных кабин: вверху носовой части расположена кабина пилотов, внизу — рабочее место штурмана.
Работы по проекту возглавил заместитель генерального конструктора Генрих Новожилов, который весной 1970 года стал генеральным конструктором и ответственным руководителем ОКБ Ильюшина. Первое десантирование парашютной платформы П-7 с моногрузом из Ил-76 было выполнено 19 февраля 1972-го, а 3 апреля состоялся первый групповой прыжок полного количества десантников — 115 человек.
Первый серийный Ил-76 совершил полет 5 мая 1973 года. Государственные испытания машины завершились в декабре 1974-го, а уже 21 апреля 1976 года машина была принята на вооружение ВТА. Серийный выпуск Ил-76 был налажен на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. К середине 1980-х годов машина стала основным тяжелым военным транспортником ВТА.
Со временем география поставок расширилась — на данный момент самолеты семейства Ил-76 эксплуатируются в 24 странах Европы, Азии, Африки и Северной Америки. Внутренним заказчикам было поставлено 840 самолетов. На самолете было поставлено 25 мировых рекордов. У этих самолетов существенно увеличены максимальная взлетная масса и нагрузка.
В настоящее время базовые самолеты Ил-76МД модернизируются до уровня Ил-76МД-М с установкой модернизированного светотехнического, десантно-транспортного и бытового оборудования, а также обновленных средств обороны и связи. От базового самолета отличается повышенной грузоподъемностью. Машина получила двигатели ПС-90А-76 и модернизированное пилотажно-навигационное оборудование, ее фюзеляж был удлинен на 6,6 м. В настоящее время она выполняет рейсы в Антарктиду для снабжения полярных станций.
Самолеты-заправщики, оснащаются дополнительными топливными баками и унифицированными подвесными агрегатами заправки.
Фюзеляж конструктивно разделен на 4 части: кабины первого и второго пилотов смежные , штурманская кабина расположена под ними изолированно, грузового отсека и кабины пилота-стрелка на военных модификациях. В кормовой части фюзеляж снабжен автоматическим трехстворчатым грузовым люком с нижней частью — аппарелью, приспособленной для десантирования личного состава, боевой техники и их наземного спуска.
В носу спроектированы: люк для аварийного выхода экипажа, эксплуатационный люк для выхода на поверхность фюзеляжа самолета и крылья. Грузовой отсек оснащен 2 лебедками грузоподъемностью до двух с половинной тысяч килограмм и рольганговыми дорожками для грузов, лишенных мобильности. Силовая установка представлена четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах попарно под консолями крыла.
На современных представителях класса используются ПС-90А-76 с тягой в 14500 кгс. Шасси у Ил-76 особой конструкции. Самолет оборудован многоколесным шасси с пятью автоматически убирающимся опорами.
На передней опоре находятся четыре бескамерных колеса. Эта стойка поворотная для рулежки. Задние стойки главного шасси расположены попарно с левой и правой стороны внизу на «брюхе» фюзеляжа и оснащены четырьмя колесами с камерами, каждая.
Они оригинально прячутся внутрь самолета после взлета. Шасси адаптировано ко взлету как с бетонированных, так и грунтовых взлетных полос. Топливная система представлена 12-ю резервуарами для топлива, размещенными во внутренних полостях крыльев по 6 в каждом , сгруппированных обособленно по 3 для каждого двигателя главный, дополнительный, резервный.
Баки разделены между собой герметичными перегородками. В топливной системе имеются собственные средства пожаротушения активная и пассивная.
У модернизированного самолёта улучшена точность самолётовождения, повышено качество радиосвязи. Также на машину установили обновлённые шасси, обладающие высоким запасом прочности, и цифровой автопилот. Ил-76МД-90А способен перевезти до 60 тонн груза на расстояние до 4 тысяч километров.
Военно-транспортный самолёт Ил-76 приспособлен для взлёта и посадки на грунтовых аэродромах.
Первый полёт 4 ноября 1978 года Ил-76ТД - Транспортный дальний. Гражданская модификация Ил-76МД. Демонтировано оборудование военного назначения. Грузоподъёмность машины составила 50 т. Максимальная взлётная масса 190 т. Дальность полёта с максимальной загрузкой 3600 км. Первый полёт 5 мая 1982 года. Первый полёт 17 ноября 1985 года. На серийную машину ставили дополнительное навигационное оборудование и раскраска для полётов в Арктике и Антарктике.
В Аэрофлоте 76474. Использует более экономичные двигатели ПС-90А-76. Модифицирован под руководством авиакомпании Волга-Днепр. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии. Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года Ил-976 - Самолётный командный измерительный пункт СКИП телеметрии ракет. Самолёт конструктивно представлял собой гибрид Ил-76МД и А-50. В составе экипажа 15 операторов СКИП. Первый полёт самолёта в 1986 году.
Всего было изготовлено 5 машин, сведённых в отряд, с базированием на аэродроме Раменское. В настоящее время три самолёта списаны, один переделан в летающую лабораторию для испытания двигателей и продан в Китай, второй также переделан в ЛЛ - на нём, в частности, испытывался российско-французский двигатель SaM-146 для самолёта Sukhoi Superjet 100 А-50 - Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Первый полёт в 1978 году А-60 - Летающая лаборатория, самолёт-носитель лазерного оружия. Построено 2 экземпляра ОКБ Бериева и заводом им. Димитрова в Таганроге на базе Ил-76МД. Первый полёт - 19 августа 1981 года и 29 августа 1991 года.
Он был списан с летной работы, имел 2-ю группу инвалидности. Но затем в 2013-м восстановился и стал работать в ЛИИ им. Громова лётчиком-испытателем. На Ил-76, говорят, не летал лет 10-15! По информации от знающих людей, решил заходить «с градиента», но с управлением не справился — грубая посадка с большим перелётом! Груз на борту был опасный. Он пошел вперед и сдетонировал!!! С начала работы в Мали у этого экипажа прошло всего две недели.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Самолет Ил-76 остается важной частью российского военного авиационного парка. За все время было выпущено 957 единиц 76-ых всех моделей. Основными эксплуатантами машины являются Россия, Украина, Индия. Несмотря на солидный возраст, самолет очевидно будет оставаться на вооружении разных государств еще не менее дести лет главным образом благодаря высокому модернизационному потенциалу машины. Самолет используется по сей день. Фото: military-informant. История «улыбающегося» военно-транспортного самолета Ил-76 началась в 1966 году, когда Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ Ильюшина разработать машину нового поколения.
Он был списан с летной работы, имел 2-ю группу инвалидности. Но затем в 2013-м восстановился и стал работать в ЛИИ им. Громова лётчиком-испытателем. На Ил-76, говорят, не летал лет 10-15! По информации от знающих людей, решил заходить «с градиента», но с управлением не справился — грубая посадка с большим перелётом! Груз на борту был опасный. Он пошел вперед и сдетонировал!!! С начала работы в Мали у этого экипажа прошло всего две недели.
История создания самолёта Ил 76
- Разработка и принятие на вооружение
- Смотрите также
- Военно-транспортный самолет Ил-76МД : Министерство обороны Российской Федерации
- ИЛ-76МД. ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ – Росгвардия
- Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76ТД: технические характеристики
Трудный самолет: Затяжной взлёт «горбатого»
Этот выпуск «Военной приемки» посвящен новому самолету военно-транспортной авиации Ил-76МД 90А. Первый серийный самолет Ил-76МД-90А (серийный номер 0109), который построен по заказу Минобороны России, совершил первый полет 3 октября 2014 года. На базовый Ил-76 родом из СССР новая машина похожа лишь отдаленно — новая авионика, новые двигатели, новые системы управления, новый автопилот и резервные системы позволяют самолету совершать марш-броски на внушительные расстояния.
Самолёт Ил 76
Самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости. Ил-76МДК «Космос» — самолёт Ил-76МД, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости[13][14]. Габаритные размеры самолета (длина х высота х размах крыла), м. Транспортный самолет Ил-76 стал первым самолетом для Советского Союза, основной силовой установкой которого являлись турбореактивные двигатели. Ил-76ПС – самолет поисково-спасательный. Ил-76ТД «Антарктида» − модификация Ил-76ТД для полетов в Антарктиде и Арктике.