В одной из сцен разгневанный персонаж, обозначенный авторами пьесы и спектакля как Человек театра (Антон Балабаев), подставляет к горлу Герострата револьвер. Спектакль «Забыть Герострата!» — это режиссёрский эксперимент артиста Молодёжного театра, поэта и барда Владимира Маслакова. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды Пьесу «Забыть Герострата!» драматург Григорий Горин написал в 1972 году.
Забыть или помнить всегда
В музыкальном театре нам помогли собрать из канистр единую конструкцию", - рассказал журналист. Под древних греков решили не рядиться и не маскироваться. В "Забыть Герострата" актеры носят современную одежду, но она не мешает понять зрителю, кто и какую роль исполняет. Две премьеры состоялись на новогодних каникулах в "Крепостном театре". Несмотря на морозы, артистам удалось собрать полный зал.
Посмотреть на своих однокурсников и товарищей приехали люди не только из Барнаула, но и Бийска, Новосибирска и других городов. Повторить аншлаг актеры "Альтернативы", безусловно, мечтают. Будет это "Забыть Герострата" или артисты выберут новую пьесу - покажет время.
Это свидетельствует о том, что режиссер сделал историю, случившуюся в четвертом веке до нашей эры, живым явлением. Базарный торговец Герострат сжег храм Артемиды, который строился сто лет и был назван одним из семи чудес Древнего мира. Имя Герострата стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было навечно исчезнуть из людской памяти. Тщеславный гражданин Эфеса, безумец и наглец, все-таки оставил свой след, в то время как имена архитекторов и строителей забылись. С тех пор человечество мучается вопросом о причинах своего бессмертия. От огромного белокаменного здания со скульптурами из золота и слоновой кости осталась всего одна-единственная колонна. А в веках — имя Герострата. Чтобы хорошо выстроить спектакль, нужна отлично сколоченная пьеса. Такая она у Григория Горина, автора остроумного, остросовременного.
Свои пьесы он называет комическими фантазиями. А что сегодня так привлекательно для зрителей? Комедия и фантазии. Безумный и все же хорошо продуманный поступок Герострата — не плод хладнокровного желания прославиться. В драматургии заложена философская бомба. Герой ведет диалог с невидимой зрителю толпой, которая тупа, эгоистична, податлива и жлобски практична. Она способна легко осудить и легко простить. Режиссеру предстояло выбрать решение: кто он, Герострат, — поджигатель, провидец или жертва? Криминальный талант Герострата не нашел применения на свободе.
Также храм являлся убежищем для тех, кто спасался от преследования или наказания. Затем появился Герострат. В 356 году до нашей эры было сложнее прославиться: не было возможности снять какое-нибудь провокационное видео и рассказать об этом всему миру. Чтобы мир услышал о тебе, нужно было совершить нечто масштабное.
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями... Максим Горький Русский писатель В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене». Павел Сумароков Русский писатель И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе.
Спектакль «Забыть Герострата»
Его спектакль «Забыть Герострата» прописался на афише и с успехом идет уже 3 года. Спектакль «Забыть Герострата!?» по пьесе Григория Горина. Лучший спектакль фестиваля «Амурская осень» в 2023 году (победитель в номинациях: «лучший спектакль» и «лучшая мужская роль»). История Герострата, пожалуй, одна из самых поучительных в истории человечества.
Спектакль «Забыть Герострата»
3 марта Национальный молодежный театр РБ им. Мустая Карима представил зрителям премьеру спектакля «Поджигатель» по пьесе Григория Горина «Забыть Герострата». Спектакль «Забыть Герострата!» белгородского драмтеатра получил Гран-при фестиваля «Боспорские агоны». «Холковский сполох-2019» в Чернянском районе. Так говорил Герострат в пьесе Григория Горина. Герострат жил в 4 веке до нашей эры.
Забыть или помнить всегда
Как и другие замешана на гениальном юморе и горечи от фатального несовершенства общества. Пьеса "Забыть Герострата" была выбрана специально для бенефиса двух актеров, которые в этом году отмечают полувековые юбилеи. Молодёжный театр на Фонтанке. Забыть Герострата! Премьеру спектакля «Забыть Герострата?» русского драматурга Григория Горина представят в апреле в краевом театре Горького.
Известные выпускники алтайского вуза поставили в Барнауле спектакль по Горину
Главный герой, Герострат, несмотря на свою ничтожность, решает поставить все на карту, чтобы его имя обрело бессмертие. Его судьба превращается в настоящий психологический триллер, где каждое решение приводит к новым последствиям. Режиссерская концепция спектакля основана на сочетании классического и современного театра, что создает неповторимую атмосферу и вовлекает зрителя в самое суть происходящего. Не упустите возможность оказаться в центре событий и проникнуться историей Герострата, который готов на все ради своей мечты.
На что можно пойти от отчаяния? Через что может переступить человек отравленный желанием славы? Эти вопросы мы задаем в нашем спектакле. В пьесе Григория Горина меня зацепила тема человека, доведенного до отчаяния. Загнанный в угол, человек способен на самые страшные поступки по отношению к другим людям, к системе и, самое главное, по отношению к самому себе.
Редкое качество, как ни посмотри. И что дороже, слава или деньги. Жадность или жизнь. Воля богов или хитроумие? Как с этим справляются люди. А по разному. Как именно - лучше посмотреть самим. Герострат-поджигатель, Герострат-провокатор. Текучий, как река, хитрый, трусливый, наглый, искренний. Алексей Демидов иногда напоминал смесь хамелеона и котика. Нашкодить и притаиться, подождать реакции, снова тронуть лапкой, выпустить когти, свернуться клубочком у ног, взыдбить спину, так чтобы искры от шерсти и снова прикинуться ветошью. И понимаешь, что гад же. Но обаятельный. И невольно тянет как-то почесать за ушком и отпустить. И надо встряхнуться, чтобы четко увидеть: этот котик - преизряднейшая скотина. И на самом деле совсем не безобиден. Даже наоборот. Какие там женские персонажи! Клементина Анна Вардеванян "берет зал" с первого прохода в черной сорочке с открытой спиной.
Пьеса написана в 1972 году. Бывший врач скорой помощи Григорий Горин ранее писал на пару с Аркадием Аркановым. В 1970-м сделал «Тиля», по мотивам фламандского фольклора и романа Шарля де Костера. Его поставил вскоре в «Ленкоме» Марк Захаров. Он и после продолжал жить на сцене, к примеру, в 2020-м его поставил в Ярославле Сергей Пускепалис, это одна из последних его театральных работ. Действие разворачивается в Эфесе в 356 году до нашей эры. Среди героев есть «Человек театра» — он наблюдает за событиями, но не может вмешиваться. Герострат Сергей Заболотский , чтобы прославиться и бросить вызов богам, сжег храм Артемиды Эфесской, его ждет суд, и на этом настаивает архонт, то есть князь Клеон, хотя толпа готова растерзать его уже сейчас. Между тем Герострат отдает за долги, с доплатой, бывшему тестю Крисиппу свои мемуары. Правитель Эфеса Тиссаферн обсуждает с Клеоном и своей женой Клементиной причины преступления. Женщина считает, что во всем виновата любовь. После к Тиссаферну приходит Эрита, жрица храма Артемиды, которая считает, что суд должна свершить ее хозяйка. А пришедшей в тюрьму к Клементине Герострат говорит, что любит ее. В итоге в середине спектакля он все еще жив, возникает культ Герострата, теперь уже его последователь пытается поджечь театр… Автор установил возрастные ограничения, и спектакль даже в статью встроить нельзя.
Спектакль Забыть Герострата. Современная версия. Реж. В.Гречухин.
Спектакль по пьесе Григория Горина назывался "Забыть Герострата!", но я не оговорился, а сознательно вынес в заголовок слово "убить". 6-летний ребёнок пострадал в ДТП на Восточном обводе в Туле. Все новости. В основе данного спектакля – блистательная пьеса писателя, сценариста и драматурга Григория Горина о том, как в IV веке до н. э. базарный торговец Герострат завоевал славу, уничтожив одно из семи чудес света – храм Артемиды Эфесской. Спектакль «Забыть Герострата» Григорий Горин / трагикомедия. Гастроли проекта «Сначала театр – театр с начала» (г. Москва). С каждым из нас в жизни случается столько событий, что некоторые из них со временем стираются из памяти, но «Забыть Герострата» не получится.
Известные выпускники алтайского вуза поставили в Барнауле спектакль по Горину
В основе сюжета трагикомедии «…Забыть Герострата» — история о базарном торговце Герострате, который в четвертом веке до нашей эры сжег прославленный храм Артемиды в Эфесе. Но только на первый взгляд кажется, что Герострат осмелился осквернить святыню лишь ради того, чтобы увековечить свое имя. У Горина все гораздо глубже: его герой рвется к власти. Что весьма убедительно показано в спектакле Александра Зыкова.
Герострат в исполнении артиста Лаврентия Сорокина предстает как прожженный циник, который не остановится ни перед чем в достижении своих целей. Страшась наказания за содеянное, он, тем не менее, уверен, что слишком хорошо знает природу людей и в состоянии уйти от возмездия. В качестве идейного антагониста поджигателя выступает судья Клеон народный артист России Василий Решетников , убежденный, что «все должно быть по закону», и никто не имеет права убить преступника до суда.
Борьба идей обостряется с каждой сценой, когда вопреки логике и здравому смыслу Герострат шаг за шагом приближается к своей цели. Но что такое здравый смысл перед глупостью и тщеславием масс! И вот уже гнусный преступник становится народным героем, и даже правитель Эфеса Тиссаферн заслуженный артист России Сергей Ребрий внимает его речам… И только вмешательство самой Истории пресекает это все возрастающее безумие.
Режиссер уже неоднократно обращался к творчеству Григория Горина: в 2001 году вышли спектакли «Чума на оба ваши дома» и «Тиль», затем был «Кин IV» на сцене Стерлитамакского русского драмтеатра. Желание прославиться любым путем толкает обанкротившегося базарного торговца Герострата его играет актер Загир Яруллин на чудовищный поступок: он поджигает одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской. Любой ценой люди стараются добиться успеха, не понимая, что почти всегда он становится разрушительным для них же», — поясняет режиссер спектакля. Художник-постановщик спектакля Юлия Гилязова поставила зрительские ряды по разные стороны сцены, создав для публики особый эффект присутствия.
Это случилось в 356 году до нашей эры. Решив добиться бессмертия, он совершает преступление, равное которому не совершал ещё никто: сжигает храм Артемиды. Именно так имя Герострата и становится увековеченным. Получается, что главный «герой» добился своего, но какой ценой… Поджог храма — это и поджог самого себя. Но почему?
Горина «Забыть Герострата! Здесь народ в едином порыве почти непрерывно танцует сиртаки в хореографии Арины Володиной под музыку Эдуарда Скороходова.
Художник Дарья Каракулова заполняет сцену узнаваемыми фрагментами греческой архитектуры, легко формируя из них дворец или тюрьму. Режиссер Алексей Козлов ставит в этих условиях трагикомическую притчу о роли личности в Истории, стараясь избегать пафосных нравоучений, справедливо полагая, что крепость заднего ума никому еще не помогла. Поэтому тут почти номинально присутствие Человека театра, ибо ему просто нечего делать. Зато поведение прочих персонажей точно ориентировано по сути событий. К примеру, Эрита, главная жрица только что сожженного Геростратом храма, какой ее показывает Анастасия Тунева, — типичная извечная соглашательница, собственного мнения от роду не имевшая. Архонт-басилей Эфеса Клеон Сергей Бахмутский , как всякий тонко чувствующий интеллигент, мучительно ищет свое место в Истории, искренне стараясь сохранить и личность, и характер. Эпикуреец-ростовщик Крисипп, сочно сыгранный Дмитрием Файнштейном, в любые времена способен сохранить свое обаяние и завидную психическую устойчивость.
Клементина, самонадеянная супруга повелителя Эфеса, в исполнении Екатерины Кузьминой совсем недавно из девушек по вызову перешла в разряд дам высшего света и, будучи природной эгоисткой, озабочена не только своим теперешним статусом, но и готовностью поверить, будто храм сожжен Геростратом во имя любви к ней. Но сквозь исторический анекдот все-таки временами «просвечивает» философская притча о том, как легко превратить наглеца в героя нации, за которым готовы пойти тысячи людей. Константин Володин играет Герострата парнем обаятельным, вроде простодушным, но в нем постепенно раскрывается опасный тип, способный повернуть любые обстоятельства в свою пользу. И делает он это почти талантливо, с комфортом даже свою шконку в камере расстилает как пляжную принадлежность. Сцены Герострата и Тиссаферна сыграны очень интересно.
Волковский фестиваль в Ярославле открылся спектаклем Пускепалиса "Забыть Герострата!"
Интересна голая кровать аж с шестью ножками. Когда действие из камеры переносится в царские условные чертоги - кровать поднимается вертикально и похожа уже на железный трон. Чрезвычайно порадовали вневременные костюмы. Я смотрела несколько разных постановок этой пьесы и именно все эти хитоны-туники меня визуально крайне раздражали. Далекие от идеала босые мужские ноги в сандалиях от философских параллелей с современностью тоже отвлекали. В «Поджигателе» Юлия Гилязова филигранно ушла от какой-либо реальности и придумала костюмы в стиле исторического фэнтези. А шикарные изысканные шелковые наряды Клементины Юлия Абрарова не только вносят в монохром сценографии необходимую яркую ноту театральной роскоши и блеска, но и акцентируют смысловой радикальный контраст двух далеких миров «верхов» и «низов».
Ослепительная блондинка Юлия очень похожа на свою героиню, жену Тиссаферна и первую красавицу Эфеса. Умная гордячка с помощью Герострата тоже решает увековечить свое имя и соглашается на адюльтер. Хотя нормы морали в Древнем мире были другими и, вполне возможно, в этой сделке нет ничего предосудительного. Клеон Асхата Накиева честен и неподкупен. Он не берет взяток и ради правды готов пожертвовать не только должностью, но и жизнью. Практически фантастический персонаж.
Белая ворона. Такие и сейчас редко встречаются. Трагикомедия зацепила меня с самого начала и не отпускала до конца. После спектакля удалось задать несколько вопросов режиссеру Мусалиму Кульбаеву и актрисе Юлии Абраровой: - Мусалим Георгиевич, пьеса Горина очень философская. Она и о том, как легко управлять толпой, и о виртуозной игре на человеческих пороках и страстях, о предательстве и корысти, о тщеславии и жажде наживы… А главная тема произведения - место человека в истории. Почему вы обратились к этой полузабытой гениальной пьесе именно сейчас?
Какой важный посыл современникам вы заложили в своей постановке? Все-таки 2379 лет со времени грандиозного поджога прошло. В извечном конфликте добра со злом он в неравной схватке все-таки выходит победителем. Или он проигравший? Ведь у него разрушена карьера и, как убийца Герострата, он обречен на казнь. Если немного продлить эту историю во времени, то мы увидим, что Клеона осудят и казнят за нарушение закона, записки Герострата о связи с Клементиной появятся в городе после его смерти и приведут к отставке и дальнейшему самоубийству Тиссаферна, но до этого его уязвленное самолюбие подскажет ему организовать несчастный случай на морской прогулке в котором «случайно» погибнет Климентина и мы обнаружим, что привычный им мир разрушен, от него не осталось камня на камне и всё осталось в распоряжении Верховной жрицы сгоревшего храма Артемиды, Эриты...
Но это, как говорится, совсем другая история. Мы нашу историю остановили вовремя. Там действительно много смешного и грустного, а Человек театра являлся посредником между залом и сценой, ведущим так сказать. Горин как бы смягчал всю эту историю, обеспечивал взгляд и отношение наших современников к событиям двухтысячелетней давности, а сейчас нам это не нужно. Я не вижу ничего забавного во всей этой трагической и страшноватой истории, я бы её скорее назвал трагическим балаганом, чем трагикомедией. К тому же эту роль у нас, собственно говоря, исполняет зрительный зал, так что, по большому счету, мы от него до конца и не отказались.
У нас нет задачи, ни забыть, ни восславить Герострата, мы пытаемся проследить, как мыслят и какие рычаги используют подобные персонажи, пытающиеся примерять на себя функции Бога. Как правило, это приводит к краху.
Есть умная и простодушная Лизавета Прокофьевна Арины Володиной. Есть не очень-то нужные три ее красавицы-дочери, шумные, смешливые и безответственные. Есть бесстрашная Настасья Филипповна Дарьи Сирман, чья пластическая жизнь значительно интереснее, чем сюжетная, ибо многие эффектные эпизоды в версии сюжета отсутствуют. По сути, получилась интересная, но не до конца проработанная параллельная история. Ставя ко Дню Победы «Домик на окраине» А.
Арбузова, режиссер Алексей Козлов и художник Анастасия Иванова не боролись с чисто литературной природой этой сугубо романтической драмы. Более того, в спектакле нет бытовых реалий, действие долго идет под сенью огромной, буйно цветущей ветки. Юная жизнь, полная надежд и творческих сил, никакими, сколь угодно трагическими обстоятельствами сломлена быть не может. Даже героиня, слепнущая по ходу сюжета, за его пределами непременно прозреет. События предваряет эпиграф из Блока. О том, как зреет гнев в сердцах, А с гневом — юность и свобода. Как в каждом дышит дух народа.
Позже звучит хрестоматийное «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», а завершается все столь же знакомым «Война гуляет по России, а мы такие молодые». Вроде, придраться не к чему, но ощущение школьного литмонтажа все-таки мешает.
В Уфе состоялась премьера спектакля «Поджигатель». Фото 15. Мустая Карима в подобие античного амфитеатра. Спектакль поставил художественный руководитель театра — заслуженный деятель искусств РБ Мусалим Кульбаев.
Но если на секунды хотя бы что-то возникло в голове - это уже хорошо. Для режиссера-постановщика Алексея Доронина это первая постановка в Туле, хотя он туляк, и его с Тулой многое связывает. Учился здесь, причем в одной школе с исполнителем главной роли Дмитрием Чепушкановым, ходил в художественную школу, театральную студию. Потом окончил Высший театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Между прочим, его художественным руководителем курса был Родион Юрьевич Овчинников, поставивший в Тульском академическом театре драмы несколько замечательных спектаклей. Спектакль «Забыть Герострата» для тульского театра оказался примечательным событием еще и потому, что Алексей Доронин выступил в нем не только как постановщик, но и, редкий случай, как автор музыкального оформления, сценографии и костюмов. Что касается самой пьесы, то, по его словам, он порадовался, когда возникло такое предложение из театра. Он человек театра сам по себе, и его пьесы изначально написаны по игровой структуре, он уже их сам в голове для себя проиграл. Горин - прямой, громкий и внятный автор. Моя задача была просто внятно рассказать историю. Это не мои слова, это слова итальянского режиссера Джорджо Стрелера, который говорил, что надо просто внятно рассказать историю, и, уже рассказывая историю, ты выбираешь те выразительные средства, которые нужны согласно твоей или авторской сверхзадаче. В финале спектакля Человек театра просит Клеона вспомнить имена тех, кто сейчас восстанавливает храм Артемиды. И если Человек театра - это условные мы, то Клеон-то современник всех этих событий. Но он не помнит. Точнее даже и не знает. Назови хоть одно имя. Это так важно для нас! Несправедливо, что они всегда остаются безымянными! Но Клеон лишь безлико отвечает: эфесцы... Мало кто знает строителей храмов, зато имена их разрушителей остаются в истории навсегда. Поэтому заканчивается спектакль символичной сценой. Идут жители Эфеса, и одна из горожанок держит в руках табличку с именем Герострата. Правда, портрет есть, но его почти не видно. Одежонка вроде сожжена, но она присутствует. Имя на табличке перечеркнуто, но как-то неуверенно. В общем, тут помнят, тут не помнят. В зависимости от ситуации. Это — физиологическое исследование темного, греховного торжества плоти, поскольку любовь — понятие глубоко христианское. Чувство, основанное на всепрощении и самопожертвовании. Спектакль Доронина — это мучительная трагедия, разыгранная в душной атмосфере надвигающейся грозы. Появление в жизни главной героини спектакля Вероника Васильева приказчика Сергея — лишь первый шаг навстречу к смертному греху. Любовник стал для нее поистине апокалиптическим явлением, выходцем из геенны огненной, затащившим ослепленную сладострастием женщину на самое дно ада. Кровать на сцене —символ предвестника бури, которая бушует в не разбуженном любовью теле молодой купчихи. Первобытная, безумная страсть будит зверя, и он вырывается наружу, губит ее душу и души тех, кто рядом. Ибо греховное сильней, оно давит сердце, ломая ребра. И даже, ступив на дно, можно сделать усилие и выбраться на поверхность.