Первая седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя». Дни первой недели Великого поста — наиболее важные. Мы полностью переключаемся с прежней жизни на душеполезное бытие. Первая неделя (седмица) Великого поста, как и последняя – Страстная седмица, – наиболее строгое время. Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига.
Великий пост и Федорова неделя: что нужно сделать в первую седмицу, которая завершится 5 марта
После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопим» включительно в последней стихире. Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига.
Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах нх около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.
Вы знаете, у меня же пост! Я не могу, мне некогда!
Мы слышим о том, что в первую очередь каждый из нас должен иметь открытыми глаза своей души. Открытыми, чтобы видеть проблемы, окружающие нас, проблемы других людей и возможности их решения. Мы не всесильные и не всемогущие, но, по возможности, надо помогать людям в разрешении этих проблем, вот в этом суть поста. Если мы стяжали в своем сердце любовь к ближнему, хотя бы понемногу, то, в таком случае, пост наш имеет смысл и силу. Если же нет, то мы уподобляемся фарисеям, которые не видят повреждения своей души, окаменения своего сердца, но лишь смотрят за теми, кто и как вокруг нас что нарушил, и испортил.
Никакие рассуждения ни о каком повреждении мира не должны поколебать нашу готовность молиться за весь мир и помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Вот это должное и в Евангелии предписанное нам настроение и поведение во дни Святого Великого поста. Другие новости из этого раздела: 22 апреля 2024.
Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы — чада Отца нашего Небесного.
Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души.
Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом.
Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост. Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением! Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках.
Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию. Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях.
Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном.
Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел. Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице.
Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами.
Будем поститься «постом приятным»! Недаром Церковь нас загодя готовит к его приходу. Мытарь и фарисей, блудный сын, Страшный суд, Адамово изгнание — все это должно нас настроить на особый лад. Как смиренный мытарь, как раскаявшийся блудный сын, как павший Адам, как грешник перед лицом суда Божия, человек должен вступить в труд поста, помня, что, возможно, это последний Великий пост в его жизни. А может, это и последняя возможность покаяния и исправления, последний призыв милостивого Господа.
Второе: мир с ближними. Это доступно каждому, даже самому занятому человеку. Без этого наиважнейшего момента весь труд поста становится бессмысленным. Не случайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье. Обязательным условием правильного поста является воздержание чувств.
Нужно беречься от праздных разговоров, от различной «развлекаловки» и суеты. Думаю, что в наше время отказ от телевизора — для многих подвиг намного более актуальный, чем воздержание от скоромной пищи. Часто бывает, что, воздерживаясь от излишней пищи телесной, мы совершенно не заботимся о составе пищи нашего ума и сердца. Нужно, чтобы воздержание от некоторых продуктов не превратилось в самоцель и не стало главным мерилом Великого поста. Это труд, лишь сопутствующий душевному труду, но никоим образом его не заменяющий.
Именно про такой пост сказал Господь: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», — никто пусть лучше не знает и не видит, что мы едим или не едим в пост. Если это мы делаем во славу Божию, то пусть один Господь и знает это. Не дай Бог поститься напоказ или рассказывать друг другу о том, что мы не съели в эти дни. Воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов. Съедать за раз полведра картошки без масла тоже не из разряда аскетических подвигов.
Далее: молитва. Для нас это слово часто тождественно молитве церковной. Но правильнее было бы назвать то, что мы совершаем в храме, псалмопением. Молитвой же лучше назвать то, что должно совершаться в нашем уме и сердце на всякое время. Так вот такая посильная, внимательная и благоговейная молитва молитва Иисусова также доступна каждому.
И Великим постом нужно, как никогда, стараться не пренебрегать этим наиважнейшим деланием. Ничто не заменит особой атмосферы церковного богослужения первых дней Великого поста. Нужно постараться найти время для этого. Великое повечерие с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского читается по вечерам, вполне можно успеть после рабочего дня. Но если уж совсем не получается посетить его, то в наше время доступны все богослужебные книги.
Если нет таковых или дорого покупать — все есть в интернете. Так что можно в свободное время прочитать не спеша и со вниманием хотя бы некоторые службы Великого поста. Все зависит от желания и усердия человека. Если это есть — все остальное приложится милостью Божией. Симферополя: — Пост — это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира — то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас.
Известно, что греческое слово «метанойя» — «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф. Но мы порой не вполне понимаем, что такое покаяние. Нам кажется, что это краткое событие внутренней жизни, момент сокрушения о грехах, за которым тянутся дни обыденности и привычной рутины. Конечно, и такое «внезапное» покаяние — это дар Божий, и оно способно перевернуть строй души человека.
Но можно еще понимать покаяние как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И этот путь невозможен без поста. Вот что важно понять: пост — это не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Есть люди, которые мясо не едят вовсе, есть те, кто воздерживается от пищи ради телесной красоты, а есть и такие, кто питается скудно по скудости средств. Последние обычно так и говорят: «О, у меня вся жизнь — сплошной пост!
Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания.
Цвет священнических облачений подчеркивает постное время, это еще одна особенность текущего периода. Завершить первую седмицу Великого поста следует конечно же полноценным участием в Божественной литургии, то есть причаститься Святых Христовых Тайн.
Следует поисповедаться накануне, в субботу вечером и уже утром в воскресенье быть к началу службы. Пост будет для нас полноценным тогда, когда мы сможем сочетать внешнюю и внутреннюю его сторону, ведь участие в Святых Таинствах является для всех нас приоритетной задачей.
Храм в честь Воскресения Христова
И чтобы этому научиться, нужно первоначально использовать хотя бы на первых шагах формально, внешне те средства, которыми нас обязывает Церковь. Здесь имеется в виду церковное правило. Если не идти по пути не внешнего лишь только исполнения, но и углубления в этот основной духовный смысл, чтобы не ради правила, а ради благодати все делать, то мы подвергаемся опасности, о которой говорит нам апостол Павел в таких словах: «аще обрезуетеся, то есть если обрезуетеся, как бы держитесь только за внешние церковные постановления , то Христос вас ничтоже пользует» Гал. То есть никакой пользы вам нет от Христа, если вы держитесь внешнего фарисейского, безумного и слепого. То есть нужно искать не внешних исполнений правил, а благодати. А как это сделать, этому научит Сам Господь. И мы эту учебу, если будем внимательны к себе, прекрасно замечаем. Ну, к примеру, взялись мы вычитывать вечерние молитвы и прочитали формально, кое-как.
Какой результат в нашей душе? Ясно, что опустошение, никакой духовной пользы, если просто вычитали, лишь бы вычитать. А если настроились на молитву правильно, отнеслись, как должно, со всяким вниманием, с усердием будем читать с душой прошения тех молитв, которые содержаться в нашем правиле, то конечно результатом этой молитвы мы получим некоторую духовную теплоту, чувство такое, что мы что-то приобрели внутреннее. А это «что-то», это ничто иное, как Божья благодать, которую мы, люди верующие, знаем, кто живет не формальной жизнью фарисейской, а кто ищет Бога. И действие такой молитвы тоже будет обязательно совершаться в нашей жизни. Когда мы от души молимся, одно из того, что нам это дает то, чтобы мы, помолившись, осознали. Вот это сознание необходимо растворять в наших молитвах, что я почему прошу, потому что сам не могу.
Вот, к примеру, Божьей Матери молимся в утренних молитвах: «Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи …» почему мы просим, потому что сами не можем. Вот когда это сознание присутствует в наших молитвах, целенаправленно мы это осознаем, это дает плод смирения. Что это за слова? Это заповедь. Это не просто, чтоб мы знали, а то, чтобы мы это осознавали, чтобы об этом вспоминали и старались вложить в наше сердце вот это сознание: «без Мене не можете творите ничесоже». Зачем нам это сознание?
А затем, что когда мы приобретем смиренное сознание, то действие благодати, которое обязательно смиренному дает Бог. А какое это действие благодати? Плод духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное.
Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом. В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря». В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом.
В среду и пятницу — вареная растительная пища без масла. В Крестопоклонную серединную седмицу, во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы если этот день будет до Лазаревой субботы разрешается растительное масло и вино. В сам день праздника Благовещения если он не приходится на Страстную Седмицу и в Вербное воскресенье дозволяется употребление в пищу рыбы. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.
В последнюю седмицу Великого поста — Страстную — вспоминаются добровольные страдания и смерть Спасителя. В эти дни постятся по особому уставу.
Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память о последних днях земной жизни, страданиях, смерти и погребении Христа. Общая длительность Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней. Великому посту предшествуют четыре подготовительные недели и последующие за ними три седмицы, две из которых — сплошные слово "неделя" в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется "седмицей". Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста Значение Великого поста Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к встрече главного христианского праздника — Пасхи — Светлого Христова Воскресения. В основе поста — сознательное, добровольное самоограничение ради освобождения своих духовных сил.
Пост предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором мытарь олицетворяет собой искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать милосердие Божие, только тогда христианин сможет увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери".
Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты. Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом. Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться. Обнищал, нанялся пасти свиней, мечтал наесться из их корыта.
Питание на каждый день Понедельник Завтрак: салат из свежей моркови, огурцов и сладкого перца с лимонным соком, хлеб. Из напитков — имбирный чай.
Обед: салат из свеклы с грецкими орехами и черносливом, бургер с листьями салата, помидорами и кунжутной пастой. Из напитков также можно сделать компот из сухофруктов. Ужин: овсяные хлопья, залитые миндальным молоком, с курагой и медом. Напиток — травяной чай. Вторник Завтрак: рисовая каша с ягодами, хлебцы. Напиток — чай.
Обед: свежие щи с капустой, луком, морковью и картофелем, соленые огурцы, хлебцы. Напиток — томатный сок. Ужин: запеченные яблоки с брусникой, сухарики, Напиток — чай с медом. Среда Завтрак: бутерброды с креветками, огурцами и дольками лимона. Напиток — кофе без молока. Обед: салат из помидоров, огурцов, зелени, зеленого лука, приправленный соком лимона и горчицей, черный хлеб.
Напиток — морс из ягод. Ужин: молоко из тыквенных семечек, орехи, хлебцы. Напиток — чай с медом. Четверг Завтрак: картофельные фрикадельки, жареный сыр тофу. Обед: вареники с грибами и соевой сметаной, черный хлеб. Напиток — морковный сок.
Великий пост. История и особенности
28 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, протоиерей Роман Ковальский возглавил чтение Великого покаянного канона в Спасо-Парголовском храме. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. – В субботу первой седмицы Великого поста во всех храмах будет совершается последование литургии святителя Иоанна Златоустого. На первой и последней седмицах Великого поста принято поститься особенно строго.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Его отправили в тюрьму, пытали — в том числе голодом — и, не добившись отречения, сожгли живьем на костре. Останки мученика похоронила в своем доме в городе Евхаитах христианка Евсевия, а позднее мощи его перенесли в Константинополь, откуда впоследствии их увезли в Венецию, и именно Феодор Тирон считался покровителем этого города, пока туда не перенесли мощи апостола Марка. Не мытьем так катанием Однако в православном каноне празднование дня памяти этого святого связано с легендарным событием, произошедшем, по преданию, полвека спустя после его мученической кончины, в правление императора Юлиана Отступника. По его приказу все продукты, продававшиеся на рынках Константинополя, стали окроплять жертвенной кровью, тем самым практически лишая христиан пропитания — решение вполне в духе этого экзальтированного императора-декадента, испытывавшего болезненное любопытство к оккультизму. Стремясь вернуть империю к язычеству, он не находил общего языка ни с языческими жрецами, ни с простыми людьми, которым его оккультные опыты казались опасным колдовством. Поэтому Юлиану хватило здравого смысла, пользуясь властью, не прибегать к прямому насилию над христианами, которых к тому времени среди горожан Азии и Сирии, Египта и Африки, Балкан и Италии было большинство.
Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и исповедничество и умножение числа христиан. Ученик блаженного Августина Павел Орозий писал: «Преследуя христианскую религию скорее хитростью, нежели открытым насилием, он старался побуждать людей больше наградами к тому, чтобы те отвергли Христа и приняли культ идолов, нежели принуждать пытками».
В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке. Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом, приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св. Иоанна Златоуста.
Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Вечером совершается всенощное бдение накануне воскресного дня. Дни памяти: Великомученика Феодора Тирона. Празднование Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи перенесено со среды, 9 марта. Преподобного Прокопия Декаполита, вместе со своим сподвижником св. Василем прославившегося иноческими подвигами и противостоянием иконоборчеству празднование перенесено на среду, 9 марта. Пост: По монастырскому уставу разрешена не только вареная пища, но и еда, заправленная растительным маслом. Особенности богослужения: В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия св.
Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году семь из них во время Великого поста. В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX—Х веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями. Дни памяти: Кипрской иконы Божьем Матери, явившейся в 392 году. Чтимый список образа есть в Московском Успенском соборе.
Ибо напоминает нам Церковь о посте, как бы немного перефразируя слова Христа: пост для человека, а не человек для поста. Пост — это не цель, а средство к достижению цели. Цель поста заключается не в том, чтобы человек скрупулезно исполнял все его предписания. А чтобы, исполняя эти предписания насколько это возможно, человек внутренне менялся к лучшему, преображался, стал ближе к Богу, в конкретных делах проявил это свое внутреннее изменение. Не Богу мы делаем приятное тем, что постимся: пост не для Бога, а для нашего обновления, духовного и телесного. Вот так мы должны с вами воспринимать пост. Но, к сожалению, и сегодня во многих из нас живет фарисейская психология, которая очень успешно прошла сквозь толщу веков и тысячелетий. И сегодня многие идут по куда более легкому пути: отказывая себе в какой-либо пище, соблюдая внешние правила церковной дисциплины, ставя свечу в храме, но все это не сопровождается никаким внутренним изменением человека. И забывают такие люди о том, что Богу не нужна ни наша свеча, ни наша жертва, Его не интересует наш пищевой рацион — Богу нужно наше сердце, наша открытость Ему и наша любовь: «Сыне, дай Мне сердце», - говорит Господь. И можно не есть, не пить, не спать весь пост. Но если сердце остается глухим, если никаких положительных изменений в духовной жизни человека не происходит, если не загорается внутри тебя огонь любви, но не абстрактной любви к Богу, которого не видишь, а реальной, к человеку, который нуждается в твоей помощи, и ты реализуешь эту любовь через конкретные добрые дела, если это происходит, то слава Богу, мы на правильном пути и достигаем цели поста. А если нет, то тогда грош цена всему нашему воздержанию и всем нашим внешним подвигам. И конечно, если человек без всяких на то причин не соблюдает пост — это грех. Но если он начинает уж слишком оцеживать комара и, глядя на обыкновенный хлеб, с подозрением думать, а нет ли там, упаси Бог, чего-либо скоромного, то, знаете, это самое настоящее фарисейство. И очень часто мы можем наблюдать, как те люди, которые очень придирчиво относятся к соблюдению внешних форм, никакого внутреннего содержания в себе не имеют: ни любви, ни сострадания, ни спокойствия, ни гармонии, ни радости — ничего; только сухость, раздражение и бездушие.
Родительские субботы — дни сугубого поминовения усопших православных христиан. Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан.
Божественная литургия святителя Иоанна Златоустогов субботу первой седмицы Великого поста
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Великомученик прославил Бога и предал Ему дух свой. Совершилось это около 306 года. Спустя полвека на Римский престол вступил Юлиан Отступник. Он знал, что в первую неделю Великого поста христиане особенно соблюдают себя в чистоте, поэтому повелел в течение этого времени осквернять кровью идольских жертв продукты, продаваемые на рынке.
Но Господь, заботясь об истинных рабах Своих, послал к Константинопольскому архиепископу Евдоксию святого страстотерпца Феодора. Он явился как живой архиерею и сказал: - Собери немедленно всех христиан православных и запрети покупать на рынках продукты, ибо они осквернены.
За отказ принести жертву идолам Феодор был предан истязаниям и осуждён на сожжение. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии 305—311.
Неповреждённое огнём тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи перенесли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память св. Вскоре после кончины св.
Феодора христианство стало дозволенной религией указы 311 и 313 гг. Но в 361 году власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «прославившемуся» своим отречением от Христа и попыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого — «Отступник». В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градоначальнику Константинополя окропить в Великий Пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью.
Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги. Тогда св. Феодор Тирон, явившись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках.
Люди, которые вынуждены путешествовать в Великий пост и работать на тяжелых работах, могут также пост не соблюдать. Особенности Богослужения Первая седмица Великого поста насыщена Богослужениями. Они — уникальны и необычайно красивы. Служба совершается по Постной Триоди с добавлением Октоиха. В понедельник, вторник и четверг утром читаются часы и изобразительны. На часах читаются кафизмы, паремии и поются специальные прокимны и стихи.
Несколько раз читается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Этот обычай идет с апостольских времен, когда христиане весь день проводили в молитве и посте и лишь вечером собирались на Литургию. Именно поэтому она начинается с вечерни. Но сейчас по неудобству она служится по утрам. Это — очень красивая служба с особенными песнопениями и строгими распевами. Во время нее совершаются множественные земные поклоны, а также несколько раз читается молитва святого Ефрема Сирина. На Преждеосвященной Литургии не преосуществляются Святые Дары, а причащение происходит заранее запасенными Дарами.
Поэтому детей не причащают за этой литургией, чтобы они не подавились или не выплюнули святыню. В понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмицы читается во всех храмах канон святого Андрея Критского на повечерии. Это — покаянный великий канон, который наиболее полно передает настроение кающегося и настраивает на нужный лад. Это — красивое богослужение, на котором по возможности следует побывать каждому верующему.
Божественная литургия святителя Иоанна Златоустогов субботу первой седмицы Великого поста
Какою же трапезою почтим сей праздник? Попечению о трапезе телесной не противоречит ли постное время? Трапезе духовной не воспрепятствует ли наша духовная скудость? Затруднение прекращает сей же самый чин церковных времен, который ныне преимущественно вам открывает торжественную, не только духовную, но и Божественную трапезу, и, конечно, нет другого дня в году, в который бы столь многие присные Богу наслаждались Божественною трапезою, как в нынешний. По увещанию Евангельскому не станем пещися и молвити о мнозе см. И те, которые не последовали еще сему зову, да слышат наше радостное исповедание и да поревнуют нашему благополучию: да приидут, и вкусят, и видят, яко благ Господь Пс. Если бы человек, высший тебя званием, тобою и всеми чтимый по достоинству и добродетели, к которому войти в близость и знакомство ты и сам себя не удостоил бы, сверх чаяния взыскал тебя, принял дружелюбно и пригласил к своему столу, как охотно ты поспешил бы на сей зов, с какою радостию возвратился бы, с каким удовольствием говорил бы в кругу искренних твоих о угостителе и угощении. Что сказать, если бы так поступил царь, и притом не с каким-нибудь избранным служителем своего царствия, но с рабом, и еще с виновным и достойным осуждения смертного? Но как еще малы сии примеры для уподобления тому, что происходит между Христом и христианином! Царь Небесный, Сын Божий и Бог не только посылает Своих рабов и служителей, но и Сам сходит на землю, для тебя и для меня, ибо как для всех человеков без изъятия, то, конечно, и для тебя, и для меня, и все равно, как если бы именно и единственно для тебя и для меня, — для нас, рабов низшей и малой области безмерного Царствия Его, и притом для рабов греха, для потомков преступника Адама, которые в беззакониях зачинаемся, во грехах рождаемся, живем, естественно, не лучше своего рождения, потому что жизнь наша еще в прародителях, не хотевших довольствоваться благословенною райскою пищею, отравлена хищным вкушением запрещенного плода, — для нас приходит Небесный Угоститель и не только питающую и услаждающую, но и врачующую и животворящую трапезу Сам учреждает, Сам призывает к ней, и Сам преподает нам то, что уготовал нам в пищу и питие. Приимите, — глаголет, — ядите… Пийте от нея вси Мф.
Глаголет и ныне, и для нас то, что некогда изрек апостолам: потому что слово Его бессмертно и всегда действенно. Здесь можно спросить, что достойнее удивления: счастие ли тех, которые вняли сему гласу Его, или невнимание тех, которые сами себя лишают сего счастия? И что предлагает нам на Своей трапезе Небесный Угоститель! Все, что нашли бы вы на самой великолепной трапезе царя земного, избранные произведения земной природы, многодельным искусством устроенныя в пищу и питие, которые, однако, изящны только до употребления, а после употребления идут в тление, наравне с черствым хлебом нищего, — все сие было бы недостойно Царя веков нетленнаго 1 Тим. Что ж? Не соберет ли Он всего, что еще прежде тления греховного Сам, как Творец, положил в природе вещей, способнейшего к питанию и услаждению? Не извлечет ли из глубины ее всех сокровищ благотворной и врачебной силы, которых так малые виды, веками, с трудом, наугад, отыскивают врачи земные? И сие было бы недостаточно и для щедрости Учредителя таинственной Трапезы, и для потребности причастников ее: потому что Божественная только пища может истинно питать, и только Божественное врачевство врачевать болящую душу человека, которая по началу своему есть дыхание жизни от уст Божиих. Но как Божественное по существу своему не может не быть сокровенным для человека, то надлежало еще изобрести средство соделать Божественную пищу и врачевство удобообретаемыми и удобоприемлемыми для человека в простоте веры. И таким образом Сын Божий предлагает нам в таинственную пищу и питие и во всецелебное врачевство под видами хлеба и вина Свое Божественное Тело и Свою Божественную Кровь.
Ядите, — глаголет, — сиe есть Тело Мое. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Мф. Может быть, вам представится нечто подобное сей трапезе в том, когда мать питает младенца млеком своим, которое только на время сего питания отделяется из ее тела и крови. Но как мало и сие подобие пред великим Таинством!
Хозяин виноградника нанял работников с утра, потом пригласил следующих спустя несколько часов, потом ещё, а под конец рабочего дня, когда до окончания сбора винограда осталось не больше часа, пригласил и тех, кто нигде не мог в этот день получить какую-либо работу и заработок.
И всем им хозяин виноградника заплатил одинаково — по одной монете, что вызвало возмущение у приглашенных к работе с самого раннего утра. Как же так, мы работали целый день, а они всего-то несколько часов, и получили все поровну, забыв о том, что сами нанялись за предложенную плату, которую и получили по окончании труда. В этой притче хозяин виноградника, его господин — это Сам Христос, а виноградник — это весь мир и Начальник этого мира Сам определяет кому, что, сколько и по какой причине воздать за его жизнь. И бывает так, что первые станут последними, а последние — первыми, как и было сказано в этой притче в её завершении. Сам Господь взвесит жизни всех погибших в этой страшной московской трагедии для Царства Небесного и, быть может, они получат большее воздаяние в жизни вечной, чем мы, знающие волю Божию и не творящие её.
Суббота первой седмицы Великого поста.
По окончании Божественной Литургии совершена панихида. Родительские субботы — дни сугубого поминовения усопших православных христиан. Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы.
Но как Божественное по существу своему не может не быть сокровенным для человека, то надлежало еще изобрести средство соделать Божественную пищу и врачевство удобообретаемыми и удобоприемлемыми для человека в простоте веры. И таким образом Сын Божий предлагает нам в таинственную пищу и питие и во всецелебное врачевство под видами хлеба и вина Свое Божественное Тело и Свою Божественную Кровь. Ядите, — глаголет, — сиe есть Тело Мое.
Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Мф. Может быть, вам представится нечто подобное сей трапезе в том, когда мать питает младенца млеком своим, которое только на время сего питания отделяется из ее тела и крови. Но как мало и сие подобие пред великим Таинством! Мать преподает младенцу только избыток своего тела, приготовленный для сего природою, — преподает без труда, и даже к облегчению своему от избытка, который мог бы обременить ее. Наш Божественный Питатель преподает нам самое Тело Свое, — всецелое Тело Свое, — преподает со сладостию любви, без сравнения превышающей материнскую, но притом преподает нам Тело Свое, горьким и смертным страданием уготованное нам в пищу. Сие есть, — глаголет, — Тело Мое, еже за вы ломимое. Сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая.
Как пшеница страждет в жерновах, и под рукою хлебоделателя, и в разженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека, как кровь гроздова страждет в утеснении точила, да будет вино, веселящее сердце человека, так благоволил воплощенный Сын Божий предать Тело Свое на разнообразные страдания Елеонские, Иерусалимские и Голгофские, допустил многострадально источить кровь Свою в предкрестных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства. Таинство Тела и Крови Христовы так дивно и непостижимо, что Богомудрые отцы наши, как бы опасаясь за простоту и твердость нашей веры, желают как бы некими подпорами подкрепить ее своими богомудрыми рассуждениями. Иоанн Дамаскин, — Адам сей — то есть второй Адам, Иисус Христос — духовен есть, подобаше и рождению быти духовному, и пищи таковой же: обаче, поелику сугуби и сложни есмы, то подобает и рождению быти сугубому, и пищи сложной. Сего ради рождение убо нам водою и духом, сиречь Святым Крещением, дадеся; пища же есть самый хлеб животный, Господь наш Иисус Христос, с небесе сшедый». И далее: «Како будет Мне сие, глаголет Святая Дева, понеже мужа не знаю? И ты такожде вопрошаеши ныне: како хлеб бывает тело Христово, и вино и вода — Кровь Христова? И аз же тебе глаголю: Дух Святый снисходит и сия творит, паче слова и разума».
Подобно и свт. Иоанн Златоуст увещевает: «Да повинуемся во всем Богу и ничтоже вопреки да глаголем, аще и сопротивно быти видится нашим помыслом и зрениям глаголемое, но да будет и помысла и зрения нашего истиннейшее Его слово. Тако и в Таинствах да творим, не на предлежащее токмо взирающе, но глаголы Его содержаще: слово бо Его непогрешительно, чувство же наше удобь прельщаемо есть, слово Его никогда же изменяется, чувство же наше часто соблазняется. Егда убо слово рече: сие есть Тело Мое, — и да повинуемся, и да веруем, и мысленными то да зрим очима. Ничто же бо чувственно предаде нам Христос, но чувственными убо вещми вся же мысленная». Поелику назначение настоящей жизни нашей таково, что мы должны, как изъяснился Апостол, верою ходить, а не видением 2 Кор. По многоразличной силе Божественной пищи и пития, по многоразличной премудрости и благости Божественнаго Питателя ощутительный плод вкушения Трапезы Господней является верующим — то неизреченною радостию в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светлостию в уме, то глубоким миром в совести, то утишением обуревавших искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви к Господу или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям.
Но каковы бы ни были наши собственные в сей тайне опыты, скажу паки со свт.
Предыдущие выпуски
- Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
- Великий пост. История и особенности
- Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
- Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
- Какого числа Великий пост в 2024 году
Первая седмица Великого поста
Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы. В субботу 5-й седмицы Великого поста, праздник Похвалы Божией Матери (Субботу Акафиста), митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанского женского монастыря.
Календарь Великого поста: пятница, суббота Седмицы первой
В канун недели первой Великого поста, Торжества Православия, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил всенощное бдение в Вознесенском архиерейском подворье города Екатеринбурга. Крестопоклонная седмица — время, когда три недели Великого поста уже позади, а до конца еще столько же, то есть достаточно далеко. В субботу 3-й седмицы Великого поста, 6 апреля 2024 года, заупокойное богослужение не совершается, т.к. день поминовения усопших совпадает с предпразднством Благовещения.