В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком-истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Валерий Павлович Чкалов – легендарный советский летчик. Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) известен во всем мире. Медаль «Золотая Звезда» была введена уже после гибели Чкалова и этот наградной знак высшего отличия семье Героя был передан на вечное хранение в 2004 году. Валерий Чкалов родился десятым ребенком в семье мастера-котельщика волжского речного пароходства Павла Григорьевича Чкалова 2 февраля 1904 года.
Валерий Чкалов
Сто лет назад был совершен первый пассажирский рейс из Москвы 120 лет Валерию Чкалову — самолеты Свой первый самостоятельный полет Чкалов совершил в августе 1923 года на учебном самолете «Авро-504». С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе, осваивая различные типы самолетов — от «Юнкерса» до «Мартинсайда». Лихому и самоотверженному пилоту легко давалось освоение любой авиационной техники. Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей. Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова. Как лучший летчик авиаэскадрильи Чкалов принимал участие в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции на Красной площади. За блестящее летное мастерство он получил благодарность от самого наркома обороны Климента Ворошилова. Позднее, в 1930 году, Чкалова зачислили летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы он освоил технику пилотирования 30 типов самолетов и совершил свыше 800 испытательных полетов. Всего он испытал более 70 типов самолетов, а также разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа — восходящий «штопор» и замедленную «бочку».
Летчики преодолели расстояние 8504 км за 63 часа 16 минут. Экипаж приземлился на американском аэродроме Пирсон. А в Вашингтоне их принял лично президент страны Франклин Рузвельт.
Передняя подвеска - независимая, задняя - цельный мост на продольных рессорах. Выпускали версии 1703 с базой 3225 мм и 1705 с базой 3760 мм, двух- и четырехдверные открытые и закрытые кузова. Ныне "Паккард" легендарного летчика находится в экспозиции мемориального музея Валерия Чкалова в его родном городе Чкаловск Нижегородской области. С виду Packard в отличном состоянии, однако зная "взрывной" характер Чкалова, который не мог не сказаться на манере вождения, автомобиль, скорее всего, изрядно ушатан внутри, к тому же после смерти летчика этим "Паккардом" долгое время пользовалась семья Чкаловых.
В конце июня 1927 года направлен в г. Липецк на курсы усовершенствования летного мастерства. В 1927 году направлен в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны К. С марта 1928 года командир звена в истребительной эскадрилье 15-й авиабригады г. Перегоняя самолеты Фоккер-D. С 1928 года — в запасе. Летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота позднее — Осовиахим. В ноябре 1930 года восстановлен в ВВС как военный летчик. Зачислен на работу летчиком-испытателем в научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Участвовал в испытаниях «Звена-1» на И-4. С 23 апреля 1933 — в запасе. С 1933 — лётчик-испытатель Московского авиационного завода им. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-14, И-15, И-16 1934 , составлявших основу истребительной авиации ВВС в конце 1930-х годов. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку».
Позже, узнав о запрете на совершение учебного вылета, лётчик, выпив спиртного, прилюдно оскорбил и ударил командира. Случай замалчивать не стали: Валерия, по решению трибунала, исключили из рядов ВВС и приговорили к году заключения. Впрочем, немного погодя, этот срок сократили до 6 месяцев — сделали скидку на молодость и пролетарское происхождение осуждённого, который уже через год вернулся в строй военных лётчиков. Второй срок Чкалов получил в 1928 году: перегоняя из Гомеля истребители, пилот пошёл для эффекта на бреющем полете и зацепился за провода линии электропередачи. Машину удалось сохранить от повреждений, но, несмотря на удачное приземление, состоялся суд, по приговору которого Валерия Чкалова снова уволили из армии и осудили на один год. В этот раз, чтобы смягчить наказание, ему пришлось обращаться с ходатайством к Клименту Ворошилову и Якову Алкснису — лишь их заступничество помогло лётчику освободиться от тюрьмы, в которой он просидел неполный месяц. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. Валерий Павлович с энтузиазмом воспринял эту идею, однако правительство не дало разрешение на зарубежный маршрут, опасаясь коллизий погоды: вместо него Сталин согласился на организацию перелёта по стране — из Москвы до Петропавловска-Камчатского. Успех дальневосточного перелёта мгновенно принёс мировую известность советским пилотам и заслуженные почести от властей: каждому члену экипажа присвоили звание Героя Советского Союза, наградив медалью «Золотая Звезда».
120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова
2024 02 01 02 Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии. Чкалов Валерий Павлович. Чкалов Валерий Павлович (20 января (2 февраля) 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. 1967 г. Командир самолета АНТ-25 герой Советского союза Валерий Павлович Чкалов.
Памяти В.П. Чкалова
Книга О. Э. Чкаловой «Валерий Павлович Чкалов» обогащает образ русского советского богатыря, на его примере учит преданности партии и Родине, зовет к под¬ вигам и свершениям. Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) известен во всем мире. 1967 г. Командир самолета АНТ-25 герой Советского союза Валерий Павлович Чкалов. Награды и премии Валерий Павлович Чкалов. Новости самостоятельного отдела. Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) известен во всем мире.
Валерий Павлович Чкалов
Валерий Чкалов «Высоко над землей», 1939 год. Детям Валерия Павловича будет вручена заслуженная отцовская награда — Золотая Звезда Героя. Это сделают полпред Президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и депутат Госдумы Александр Хинштейн. 2 февраля 1904 года в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области родился Валерий Павлович Чкалов — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Будущий Герой СССР Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в небольшом поселке Васильево Нижегородской области. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, "человек неба". Валерий Чкалов родился в 1904 году, уроженец Нижегородской области, небольшого села Василёво.
Чего боялся перед смертью знаменитый Валерий Чкалов?
Благодаря своей профессии котельщика, он весьма неплохо зарабатывал, ремонтируя суда нижегородских купцов. А позднее даже выкупил у одного из них списанный речной буксир, отреставрировал его и стал судовладельцем. Отец стремился дать всем детям образование. Все старшие братья и сёстры Валерия учились в разных городах, один из братьев даже окончил столичный институт. Дал бы его и Валерию, но тут вмешалась революция. В 1916 году 12-летний Валерий, отучившийся в сельской школе, приехал в Череповец для учёбы в местном техническом училище. Но вскоре произошла революция и учёбу пришлось прекратить из-за развала училища. К тому же у отца отобрали буксир, как у "буржуя". Чкалов вернулся на родину, где некоторое время работал помощником молотобойца и кочегаром на пароходе. Классическая легенда гласит, что однажды Чкалов увидел полёт самолёта и загорелся целью во что бы то ни стало стать пилотом.
Точных подтверждений эта легенда не имеет. Зато известно, что их сельский сосед и по совместительству жених одной из сестёр Чкалова работал авиамехаником в авиационном парке. И взял юного Валерия с собой, устроив толкового и физически сильного парня учеником слесаря — сборщика самолётов. В годы Гражданской войны авиация не входила в число приоритетных интересов большевиков, поскольку исход войны решался на земле. Но после войны началось создание воздушного флота практически с нуля. В авиапарк пришла разнарядка из центра — отправить несколько самых толковых сотрудников для обучения на пилотов. Так началась его учёба. Сначала в Егорьевской школе, где будущих пилотов даже не учили летать, а только преподавали им азы теории. Потом в Борисоглебской школе и Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа.
После неё Чкалов был направлен в Серпуховскую школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя пилоты тогда были универсалами и одновременно учились управлять и бомбардировщиками, и истребителями. Службу он начал в Ленинградской эскадрилье. И очень скоро лётчик стал своеобразной местной достопримечательностью. В умении управлять самолётом ему не было равных. Самолёты Красной армии были старые, зачастую исчерпавшие свой ресурс, но Чкалов умудрялся выжимать из них максимум и постоянно лихачил, выделывая сложные фигуры высшего пилотажа. Поскольку состояние самолётов зачастую не позволяло этого делать, а каждый советский пилот был на особом счету, каждая выходка Чкалова, помимо восторга от его мастерства, вызывала ещё и закономерное недовольство начальства. Особенно после того, как он так усердно опробовал новенький самолёт, едва прибывший из-за границы, что его сразу же пришлось подвергнуть серьёзному ремонту. Сначала его пытались увещевать на словах. Поняв, что это не работает, стали применять к нему дисциплинарные методы воздействия.
Чкалов едва ли не прописался на гауптвахте, но всё равно не мог удержаться от лихачества и пируэтов, садясь за штурвал самолёта. Возможно, командиры части и закрывали бы глаза на проделки пилота, но недовольство раздолбайством юного лётчика стали высказывать политические органы армии. Непосредственный командир Чкалова Шелухин свидетельствовал: "Моё внимание обратил на него и начальник спецвойск, и заместитель по политчасти, которые требовали от меня либо коренным образом переделать психологию Чкалова путём тщательного воспитания, либо отдать под суд и уволить его из армии. Мне было сказано, что Чкалов — хороший лётчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Мне сказали, что он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей". Однако попытки воздействовать на Чкалова гауптвахтой ни к чему не приводили. В конце концов одно из очередных его нарушений дисциплины правда, не в воздухе, а на земле привело к тому, что 21-летний пилот оказался под трибуналом. После отбытия очередной длительной гауптвахты Чкалов как следует отметил своё освобождение алкоголем, после чего явился на аэродром для участия в полётах. Его состояние было замечено, и Чкалова отстранили от полётов. Однако он так разошёлся, что наотрез отказывался признавать своё отстранение, порывался сесть в самолёт, громко бранился.
Чкалова 2 февраля 1904 г. В 1937 г. Василёво получило название Чкаловск в честь своего знаменитого земляка. Валерий рано начал работать, оставшись в шесть лет без матери и помогая своему отцу. В 14 лет он уже трудился молотобойцем, а затем кочегаром на пароходе. В 15 лет Валерий Чкалов впервые увидел аэроплан, и это предопределило всю его дальнейшую судьбу. В 1919 г. В 1921—1923 гг. Чкалов учился в знаменитой «тёрке» — Военно-теоретической школе ВВС в подмосковном городе Егорьевске.
Здесь будущие пилоты изучали математику, физику, механику и материальную часть самолетов. Чкалов учился с большим интересом, много читал и выступал в драмкружке. Занимался гимнастикой и любил играть в футбол. В апреле 1923 г. Здесь он совершил свой первый самостоятельный полет на самолете. В 1924 г. Чкалов окончил Высшую школу военных летчиков Красной армии в Москве, а затем — Высшую военную авиашколу воздушной стрельбы и бомбометания в г.
Летчик решил провести рулежку самолета на земле. Во время рулежки сломалась тяга нормального газа. Поломка тяги в воздухе привела бы к невозможности увеличить или уменьшить обороты двигателя. Поломку устранили 14 декабря. На 15-е снова назначили полет. Дальнейшее известно. В 12 часов 58 минут Чкалов поднялся в воздух. Сделал круг над аэродромом, пошел на второй, и тут отказал мотор. Самолет упал на дровяной склад возле Хорошевского шоссе. При ударе Чкалова выбросило вперед на 10 - 15 метров вместе с сиденьем. Рабочие на грузовике увезли раненого пилота в ближайшую больницу, где он вскоре скончался. Комиссия по расследованию катастрофы доложила: «Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины. На самолете оставались все дефекты, послужившие причиной запрещения полета. Кроме этого, самолет имел ряд чрезвычайно серьезных, опасных для полета недоработок, не отмеченных в ведомостях или актах». Основными виновниками ЧП были признаны главный конструктор завода Поликарпов, его зам Томашевич и директор Усачев, «безответственно форсировавший вылет недоработанной машины». Томашевич, а также директор завода, ряд других специалистов получили сроки. Новое расследование - В 1955-м была создана новая комиссия по расследованию катастрофы И-180, - продолжает Николай НАД. Но комиссия назвала ответственными за вылет И-180 читай, виновниками катастрофы главного конструктора Поликарпова и самого Чкалова. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство первого вылета в морозный день -25 град. Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзи, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Усачев, Беляйкин и Порай осужденные в 1939-м за гибель комбрига. Помнили «чистки» 1937 года и понимали, чем грозит промедление. Городу Чкалову, названному так после гибели аса, вернули историческое название Оренбург. И в случае отказа мотора на морозе спокойно спланировал бы на летное поле. Мотор работал, Чкалов мог спокойно сесть. Но летчик пошел на второй, большой круг, удалившись от аэродрома.
Самолет Чкалов посадил там, где посадить его было почти невозможно — вокруг заполненные водой глубокие овраги, крупная галька, валуны. Общая протяжённость маршрута составила 9370 километров, а члены экипажа был удостоены звания Героя Советского Союза. По прибытии Чкалову был вручен второй орден Ленина. Медаль Золотая Звезда, которую ввели уже после его смерти, была передана детям прославленного летчика в 2004 году. О важности этого перелёта говорит тот факт, что Сталин лично приехал на московский аэродром встречать возвращающихся героев. После этого перелета Чкалов просил руководство позволить ему отправиться на войну в Испанию. Летчику не терпелось проверить свое мастерство в боевых условиях, мечтал он на многократно испытанном им И-16 схватиться с фашистскими МЕ-109. Однако ему этого не позволили. Но, Чкалов не был бы Чкаловым, не сумей он «дожать» проект по перелёту в США через Северный полюс, — в конце весны 1937 разрешение, наконец, было получено. Самолёт с экипажем в составе штурмана Белякова и летчиков Чкалова и Байдукова взлетел на испытанном «АНТ-25» в воздух ранним утром 18 июня, а 20 июня вечером перелет был окончен, самолёт Валерия Павловича благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера, преодолев положенное расстояние за 63 часа и 16 минут. Скорость полета согласно бортовому журналу составляла в среднем 200 километров в час. Сам полюс Чкалов проспал — не его было дежурство. Друзья не стали будить летчика, за что потом он их долго ругал. Условия этого полёта были значительно более сложными, чем в предыдущий раз — самолет постоянно попадал в циклон, видимость отсутствовала, имелись проблемы с обмерзанием, не хватало запасов кислорода, и маска по очереди переходила от одного члена экипажа к другому. Однако и люди, и самолет с честью выдержали испытание, за подобный подвиг все участники были награждёны орденами Красного Знамени. Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г. Более того, беглый осмотр самолета показал, что Чкалов вполне мог добраться до Лос-Анджелеса, пробыв в небе еще несколько часов. Летчики после приземления совершили небольшое путешествие по городам Америки, а 27 июня их принимал президент Рузвельт в Белом доме. Он долго пожимал Валерию Павловичу руку и даже поднялся из кресла при помощи помощников, дабы поприветствовать героев стоя. Через некоторое время через Северный полюс пролетел еще один отечественный самолет под командованием Громова. А следующим тем же маршрутом вылетел Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев. Над Ледовитым океаном его самолет пропал, до сих пор о судьбе экипажа ничего не известно. Он стал всенародным любимцем, фаворитом самого Сталина. По воспоминаниям современников, Иосиф Виссрионович искренне любил «героя-летчика». После их знакомства «вождь» выделил ему автомобиль с водителем, а потом подарил и личный самолет По-2. Чкалов держал его в одном из ангаров Химкинского авиазавода, катая на нем по выходным своего сына и друзей. Также Сталин потребовал, чтобы Валерий Павлович присутствовал на всех государственных мероприятиях. Медленно, но верно летчик превращался в фигуру политическую. Популярность Чкалова в стране была огромна, когда в декабре 1937 года его выдвинули депутатом Верховного Совета от Горьковского избирательного округа, за него единодушно проголосовало более двух с половиной миллионов избирателей. За выдающиеся заслуги в феврале 1938 года ему было присвоено звание комбрига. Однако можно сказать с определенностью, что в кругу сталинской «аристократии» прямой и вызывающе резкий Валерий Чкалов всегда выглядел белой вороной. В 1938 году после сессии Верховного Совета Иосиф Виссарионович пригласил летчика к себе. В ходе беседы Сталин прямо сказал, что желает отстранить от должности товарища Ежова и поручить ему почетную должность наркома внутренних дел. Но Валерий Павлович отказался. У него были совсем иные планы на будущее, он мечтал довести до ума новые истребители, по расчетам превосходящие лучшие образцы немецкой техники, а также доделывал проект «кругосветки», разрабатываемый с верными Беляковым и Байдуковым. К началу 1938 года советский истребитель «И-16» уже не соответствовал требованиям времения. КБ Поликарпова начало готовить ему замену — новейший истребитель «И-180», оснащенный мощным мотором С. Сдать суперсовременный летательный аппарат, хотелось как можно быстрее, желательно ко дню рождения Сталина то есть к 21 декабрю , поэтому все работы шли в страшной спешке. Протестовавшего Поликарпова отстранили от работ по подготовке самолета к вылету. Первый полёт истребителя «И-180» состоялся 15 декабря 1938 года. Валерий Павлович должен был провести только самое первое испытание, после чего летательный аппарат перешел бы в руки другого лётчика. Поликарпов отговаривал Чкалова лететь, но летчик не согласился. Он благополучно поднялся в воздух и согласно полетному заданию совершил круг над Центральным аэродромом на высоте около 600 метров, а затем, покинув границы Ходынского поля, пошел на второй, с большим удалением, и на высоте в полторы тысячи метров. Когда до посадочной полосы оставалось около 500 метров, двигатель истребителя заглох. Чкалов попытался дотянуть до аэродрома, но уже в последний момент, очевидно, осознал, что самолёт не перелетит через жилые бараки, в которых могли находиться люди. Столкновение было таким сильным, что летчика выбросило вместе со штурвалом из кабины. Не приходя в сознание, Валерий Чкалов скончался от полученных травм в Боткинской больнице. Ему было всего 34 года. Специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели летчика, обнаружила в системах истребителя свыше сорока неустраненных дефектов. Самолет был допущен к испытаниям в совершенно неудовлетворительном состоянии: карбюратор, винт, мотор — все важнейшие составляющие не могли выдержать нагрузку в воздухе, помимо этого, в летательном аппарате отсутствовала система регулируемого охлаждения. По делу Чкалова арестовали свыше шестидесяти человек. На вопрос о том, кто виноват, официально называли имена директора завода Усачева, главного конструктора Поликарпова и его заместителя, талантливого инженера Томашевича. К сожалению, после этого карьера «короля истребителей» Поликарпова резко пошла на спад — никто, кроме Валерия Чкалова, не умел так хорошо учить его машины летать. Место падения самолёта Чкалова на Ходынском поле в Москве «Чуть в авиации не считается» — любил поговоривать Чкалов и был убежден, что спасение собственной жизни — это последнее, о чем необходимо думать в экстремальной ситуации. Его образ, жизненный путь, бесстрашие, дерзновенная воля и преданность Родине служили и будут служить вдохновляющим примером для каждого русского летчика. Во время Великой Отечественной войны пилоты брали с собой в полет его фотографию. Чкалов был выдающимся авиатором, и при этом никогда не ставил себя выше других. В США, беседуя с корреспондентами, он обмолвился, что второй пилот Байдуков является летчиком более высокого класса, что именно он смог вести самолет в облаках «вслепую». На подобное признание способен далеко не каждый. У Валерия Павловича было огромное количество друзей. Его любили и уважали за твердость характера, за прямоту, за отзывчивость и за желание помочь товарищам, когда возникала нужда.
Памяти В.П. Чкалова
Награды и премии Валерий Павлович Чкалов. Валерий Павлович Чкалов — человек легендарный. Командовал экипажем самолета Валерий Павлович Чкалов.
ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
Валерий Павлович Чкалов внёс значительный вклад в развитие отечественной авиации. В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком-истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Валерий Чкалов родился в 1904 году в одном из сёл Нижегородской губернии.