"Черный понедельник": ЦБ обвалил рубль – объективные причины или уголовная. В Великий понедельник принято отказываться от всего лишнего и ненужного, и приводить в порядок все, что было сломано и требовало ремонта.
Please wait while your request is being verified...
10 апреля 2023 года, в Великий Понедельник, архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме Тихвинской иконы Божия. 10 апреля 2023 года в соборе Святой Троицы г. Мариинскай Посад прошло богослужение Великого Понедельника. Главный мотив всех богослужений Великого понедельника – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В Великий Понедельник Страстной седмицы в храме в честь иконы Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА», совершилась Божественная Литургия преждеосвященных даров. Страстной, или Великий понедельник.
Что еще почитать
- ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
- Что можно и нельзя делать в Великий понедельник, 10 апреля - Толк 10.04.2023
- Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру
- Когда наступит Великий понедельник в 2024 году
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Великий понедельник. Страстная седмица: день за днем | Братская епархия - официальный сайт | Новотроицк Новости Новости обществаВеликий понедельник: запреты, традиции и приметы погоды на 10 апреля. |
Служба 29 апреля 2024 года - Великий Понедельник. | Великий понедельник в православии в 2024 году приходится на 29 апреля. |
Великий понедельник 2024: какого числа, история и традиции праздника | 26 апреля, в понедельник Страстной седмицы Великого поста, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Иверской. |
10 апреля 2023. Великий Понедельник | Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани | 26 апреля, в понедельник Страстной седмицы Великого поста, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Иверской. |
Святцы на сегодня
- Подать записку
- Поверья и традиции
- ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ - Телеканал «СПАС»
- В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
- Великий понедельник — Википедия
- Что запрещено делать в Великий понедельник Страстной недели, 10 апреля
Вербное воскресенье и Пасха — обычаи и традиции
Патриаршая проповедь в Великий Понедельник после Литургии в Храме Христа Спасителя | Великий понедельник в православии в 2024 году приходится на 29 апреля. |
Митрополит Тихон произнес проповедь в Пскове в Великий понедельник. ВИДЕО | В Великий Понедельник Страстной седмицы в храме в честь иконы Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА», совершилась Божественная Литургия преждеосвященных даров. |
Народные приметы 10 апреля
Великий понедельник: чего категорически нельзя делать в первый день Страстной недели. Фестиваль в Великом Новгороде объединил радиоэлектронщиков. Все новости. Нельзя в Великий Понедельник (а также в другие дни до Пасхи) веселиться, приглашать гостей и ходить в гости самому.
Великий понедельник: что означает первый день Страстной недели
Сегодня мы вступаем в период Страстной седмицы, каждый день которой, по Церковному Уставу, принято называть Великим: Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда. Страстная седмица, Великий Понедельник начинается с притчи о бесплодной смоковнице. Митрополит Антоний (Паканич) напомнил о величии Страстной седмицы и важных эпизодах Великого Понедельника. В Великий понедельник нельзя венчаться и праздновать свадьбу, а также признаваться в любви. Великий понедельник посвящен евангельскому чтению.
Великий понедельник, 10 апреля: запреты в первый день Страстной седмицы
По окончании богослужения владыка Вениамин обратился к молившимся с архипастырским словом: «Церковь призывает нас в эти Великие дни следовать за Христом. Наши мысли, сердце и душа должны быть со Христом, Который ради нас и нашего спасения идёт на Голгофу, чтобы принять крестную смерть. С Божией помощью мы сможем избежать соблазнов и грехов.
На 6-м Часе мы слышим Паремию, которая традиционно находится на своем месте, в середине 9-го Часа. Но темы паремий Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что мы слышали в обычные дни Поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов.
И вновь, как и в дни Поста, в первые три дня Страстной седмицы мы падаем в поклоне, молясь словами молитвы Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего… Затем начинается Вечерня. Изменяются и ветхозаветные чтения на вечерне. Чтение книги Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого Поста закончилось. Праотцы уже погребены в земле Обетованной; мы читаем книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстВместо Соломоновых притчей — чтение о многострадальном Иове — прообразе Христа. Особенное внимание следует обратить на стихиры Вечерни. В них формулируется то, что является центральной идеей Понедельника: начало крестного пути Христова: Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем… Приведу фрагменты из этих стихир в русском переводе: Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути: «Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем»!
Ныне же настало время, о котором Я вам сказал: ибо вот, Я предаю Себя в руки грешников на поругание; и они, ко Кресту Меня пригвоздив, и погребению предав, презренным сочтут, как мертвого. Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную!
Смысл молитв сегодня в размышлениях об истинном назначении души. Также в Страстной понедельник подумай о том, что смысл существования в том, чтобы уметь прощать и просить прощения, помогать ближним и верить в Бога даже в самые непростые времена. Что еще можно делать в первый день Страстной недели? На Страстной понедельник можно запланировать себе небольшие дела по дому: наведение уюта и покоя касается не только души, но и жилища. Мелкий ремонт очень даже приветствуется в этот день.
В 2024 году первый день Страстной седмицы приходится на 29 апреля. Великий понедельник — 2024: суть В первый день Страстной недели, который также принято называть Чистым понедельником, принято вспоминать эпизод из Евангелия. Иисус намеревался отведать плодов смоковницы — дерева инжира, но на нем оказалась лишь листва. Тогда Христос явил людям чудо — в один миг дерево иссохло. Так Сын Божий показал, что способен не только излечивать страждущих, укрощать непогоду и воскрешать почивших. Люди убедились в том, что сила Божия многогранна и прогневавшие Его могут понести наказание. Эта история показывает, что Иисус мог так же обратить свою силу против своих распинателей, но не пожелал делать этого.
Таким образом, иссохшаяся смоковница стала предупреждением для безбожников, не пытающихся взрастить в себе плоды духовные.
Что запрещено делать в Великий понедельник Страстной недели, 10 апреля
Полное последование службы на 29 апреля 2024 года. Понедельник. Всенощное бдение (канон "на 4"), Часы, Литургия. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет. Великое число продающих, еще большее – продаваемых вещей, столы с деньгами, лавки для продавцов, всякого рода жертвенные животные, торги, споры, обман, раздоры – производили. Страстной, или Великий понедельник. В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях.
Православные верующие отмечают праздник Великий понедельник в апреле 2023 года
Насельник Сретенского монастыря иеромонах Никон (Париманчук) рассказывает о смыслах Великого понедельника. Митрополит Антоний (Паканич) напомнил о величии Страстной седмицы и важных эпизодах Великого Понедельника. В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется «Утреней Жениха», в собственно понедельник из алтаря торжественно выносится и полагается посреди. В Великий понедельник христиане читают отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Дата в 2024 году
- Страстная седмица. Великий Понедельник / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
- Великий понедельник в 2024 году: история и традиции праздника
- ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ - Телеканал «СПАС»
- Отделы епархии
Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру
Что нельзя делать в Великий понедельник? Всю Страстную неделю негоже веселиться, развлекаться, ссориться с кем-либо, вспоминать обиды. Ведь это время очищения души и сострадания. Страстная седмица - финальная неделя Великого поста. Так что же можно и нельзя есть в Великий понедельник? Пост усиливается, то есть по-прежнему под запретом мясо, молочные продукты, рыба.
Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми.
В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Великом Понедельнике. Проклятие Господом смоковницы.
В старину знахари в этот день собирали золу, которой потом лечили людей от сглаза и алкоголизма.
Что нельзя делать в Великий понедельник? Всю Страстную неделю нельзя ссориться и веселиться, поскольку по православной традиции это время очищения души и сострадания. Нельзя есть мясо, рыбу и молочные продукты.
Приметы о Великом понедельнике Если опустить в воду золотое или серебряное украшение, а потом умыться этой водой — будешь молодым и богатым. Если в этот день тепло и солнечно — будет хороший урожай.
Страстная седмица. Великий Понедельник 18 апреля 2022 18 апреля, в Страстную седмицу Великого Понедельника, в Благовещенском кафедральном соборе была совершена литургия Преждеосвященных Даров.
Возглавил богослужение ключарь собора протоиерей Роман Вылуск в сослужении клириков кафедрального собора.
Великий Понедельник
Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми. В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Великом Понедельнике. Проклятие Господом смоковницы.
Кто имел право проповедовать в Храме?
Каждый день Страстной седмицы наполнен своим смыслом, особыми богослужениями, народными традициями и пронзительными евангельскими чтениями о страданиях идущего на смерть Спасителя. Ведущий документального цикла «Страстная неделя», актер Андрей Мерзликин в течение шести серий вместе с историками и библеистами осмысляет события и значения каждого из святых дней этой недели — от Великого Понедельника до Великой Субботы.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Волгограде» volg.
Волгоград, ул. Краснознаменская, д.
Пост становится еще строже.
Можно есть только овощи, фрукты, хлеб, мед, орехи. Кто-то проводит понедельник вовсе без еды и воды.
Великий понедельник, 10 апреля: запреты в первый день Страстной седмицы
Начинается богослужение Страстного понедельника, как и двух последующих дней, утреней, на которой поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи…». Темы паремий притч Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что читались в обычные дни Великого поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. В ходе службы читается молитва Святого Ефрема Сирина, которая наиболее часто произносится во время Великого поста. Изменяются ветхозаветные чтения и на вечерней службе. Вместо книги Бытия, которое читалось в течение всего Великого поста, читают книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстве. А вместо Соломоновых притчей читают о многострадальном Иове — прообразе Христа.
В Великий понедельник также начинается Чин мироварения — миро специальное освященное масло для миропомазания готовят три дня из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав. Что можно есть в Великий понедельник Читайте также Первые три дня Страстной недели, в том числе и в Великий понедельник, можно употреблять в пищу постный хлеб, ягоды, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи и мед.
Внизу, у подножия горы, на которой стоял храм, и за его оградой довольно оставалось пустого пространства, где можно было расположиться торжникам. Но там было менее выгодно, ибо не так высока была плата за право торговли старейшинам храма; а в этом последнем и состояло все дело.
Корысть была душой беспорядка, который, находясь под покровительством самих начальников, усилился до высочайшей степени, хотя все лучшие люди давно им были недовольны. Иисус Христос, в самом начале служения Своего, в первую Пасху, уже выступал против торга в храме и изгнал из него торжников Ин. Теперь это было еще необходимее. Позволив именовать Себя всенародно Сыном Давидовым, то есть Мессией, Он тем самым как бы взял на Себя обязанность перед народом выступить против беспорядков, вкравшихся в Богослужение, потому что все верили и ожидали, что одним из главнейших действий будущего Мессии должно быть исправление Богослужения и восстановление древнего благочестия и благочиния.
При том беспорядок был так велик и по следствиям своим так важен, что вопиял сам против себя. Святая ревность объяла сердце Иисусово! С видом Посланника Божьего и тем гласом, перед которым всегда трепетали грешники и лицемеры, Он требует, чтобы притвор был немедленно очищен. Ученики, зрители, жители Иерусалима, иностранцы — одобряют требование; самые торжники невольно чувствуют, что зашли не в свое место, — и безмолвно повинуются.
Некоторые медлят, хотят упорствовать, но этим только раздражают народ, который повеление Сына Давидова принимает за веление Самого Бога. В несколько минут животные выгнаны, столы и седалища опрокинуты, мешки с деньгами выброшены; все приняло другой вид, и вместо прежнего мятежа наступили тишина и порядок. Благочиние простерлось до того, что никому не позволялось теперь пронести через притвор какую-либо постороннюю вещь Мк. К этому действию — для вразумления непонимающих его — присоединено и поучение.
В них открывалась истинная точка зрения, с которой надлежало смотреть и на беспорядок, допущенный первосвященниками, и на ревность против него Сына Давидова. Быть домом молитвы для всех народов — это составляло самое возвышенное предназначение храма иерусалимского, которое имел в виду еще основатель его, Соломон. Храм этот должен был быть, так сказать, всемирным, где могли бы находить пристанище все возвышенные и добрые души древнего мира, ищущие, по выражению Платона, единого Отца природы и человеков. После плена Вавилонского предназначение это было тем нужнее и тем удобнее и полнее могло быть достигнуто, что с развитием в роде человеческом сил умственных многобожие начало исчезать само собой и во всех народах, особенно греках и римлянах, все более являлось людей, требующих поклонения «Единому».
Многие из язычников поэтому приходили в Иерусалим, желая быть свидетелями Богослужения иудейского; а многие даже обращались в иудейство. При таком положении вещей как много значило благочиние в храме иудейском! И как важен был притвор Соломонов, предназначенный для язычников! Если царица Савская почувствовала большое уважение к Соломону, став свидетельницей благочиния и порядка, господствовавшего при его дворе, то какое благотворное действие на сердце язычника могли бы произвести обряды Богослужения еврейского, если бы в храме все совершалось по учреждению и в духе Моисея, Соломона и Ездры!
Но все эти величественные обряды были выпущены из внимания: невежество и своекорыстие первосвященников все извратило, унизило, и дом всемирной молитвы походил на вертеп разбойников!.. Из слушателей Господа, вероятно, немногие вполне могли постигать Его высокие мысли о предназначении храма: впрочем, все слушали Его с особенным вниманием Лк.
Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина.
В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» Мф.
Так не поступают и обыкновенные мудрецы! В самом деле, смоковница не исполняет своего предназначения — не приносит плодов; между тем, величается листьями, обманывает всякого своим видом, как бы она была действительно тем, чем ей быть надобно. Подобное видим и в некоторых людях: ни смоквы, а все в листьях! И с ними будет то же, и на них не может почивать Божье благословение. О, смоковница проклята не напрасно! Евангелист Лука сохранил целую притчу, взятую от смоковницы Лк. В притче она представлена пощаженной в надежде будущего плодоношения; ее велено окопать и осыпать пометом чувственное выражение Божьего долготерпения к грешникам. Теперь смоковница проклята за неплодие: знамение правосудия, которое рано или поздно следует за долготерпением и казнит нераскаянных. Таким образом, прежняя притча служила для учеников изъяснением настоящего поступка их Учителя, а этот поступок дополнял урок, заключавшийся в притче, показывая, что время долготерпения Божьего к грешникам имеет свой срок и конец и что нераскаянность, особенно лицемерие, скорее всего низводят на главу нераскаянного грешника мщение небесное.
Сын Божий, рассуждает в этом случае св. Златоуст Бесед. И вот для этого святого опыта, суда и отмщения избирается не человек какой-либо, даже не существо одушевленное, а бездушная смоковница — дерево, которое в Палестине по многочисленности его не имело никакой цены, стоя при пути, не составляло ничьей собственности и, судя по его неплодности, само по себе уже было близко к тому, чтобы засохнуть; так что проклятие его состояло, можно сказать, более в чудесном обнаружении повреждения, в нем уже скрывавшегося, нежели собственно в лишении его плодотворности. В мыслях Богочеловека поступок Его со смоковницей мог образоваться, так сказать, сам собой. Теперь, при возвращении в Иерусалим бесплодный, как и вчера, при входе в него, господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего! Те самые, от кого надлежало бы ожидать беспристрастия, готовности ко всему полезному, любви к истине и религии, — первосвященники и книжники — оказались низкими человекоугодниками, бесчестными самолюбцами. Нигде нет плодов истинной веры и любви, а между тем все покрыто листьями: везде видна внешняя набожность, все рассуждают о законе, вопиют против порока. В таких печальных мыслях представляется дерево, по виду обещающее весьма много плодов. Еще чувство святого негодования, возбужденное мыслью о лицемерах, изображаемых смоковницей, не совершенно успокоилось, как представился новый предмет, способный возбудить праведный гнев во всяком, кто хоть немного ревновал по славе Бога Израилева.
Внешние притворы, ведущие в храм, вместо молящихся наполнены были торжниками, из которых одни продавали вещи, относящиеся к Богослужению, другие занимались обменом иностранной монеты на еврейскую. Великое число продающих, еще большее — продаваемых вещей, столы с деньгами, лавки для продавцов, всякого рода жертвенные животные, торги, споры, обман, раздоры — производили то, что во всем Иерусалиме не было места настолько беспорядочного и шумного, как притвор Соломонов. И этот-то самый притвор был издавна предназначен для входа и молитвы язычников, которым не позволялось проникать далее!.. Следствием вышеозначенного беспорядка было то, что рассудительный грек или римлянин, пришедший по влечению сердца в Иерусалим и в храм Соломонов, должен был, вместо назидания, терпеть здесь шум и все неудобства, каким подвергаются на торжищах! Удивительно ли, если у него в таком случае, вместо благоговения к Богу Израилеву, невольно возникали худые мысли о Его служении и служителях? Таким-то образом пресвятое имя Божье хулимо было ради самого Израиля во языцех!
Патриаршая проповедь в Великий Понедельник после Литургии в Храме Христа Спасителя
Каждый день Страстной седмицы наполнен своим смыслом, особыми богослужениями, народными традициями и пронзительными евангельскими чтениями о страданиях идущего на смерть Спасителя. Ведущий документального цикла «Страстная неделя», актер Андрей Мерзликин в течение шести серий вместе с историками и библеистами осмысляет события и значения каждого из святых дней этой недели — от Великого Понедельника до Великой Субботы. Приглашаем вас к просмотру первой части документального цикла «Страстная неделя».
Живем ли мы по законам Божьим, не боясь предстать перед ним в нужный час? Следует также отметить, что великими дни Страстной недели называют потому, что именно в этот период, согласно писаниям, происходили великие и преестественные чудеса Божьи. Еще одна история, которая повествует в Ветхом завете и обязательно вспоминается в Великий понедельник — предательство сына Иакова и Рахили — Иосифа.
Наделенный божественным даром видеть вещие сны, он рассказал братьям, что видел себя выше них, чем вызвал их зависть. Они продали его рабовладельцам Египта, а одежду Иосифа измазали кровью, предъявив, как доказательство, что брата растерзали дикие звери. В Египте Иосиф, благодаря помощи Бога и своему дару, становится правой рукой фараона. Когда голод добирается до семьи Иакова, они уходят в Египет в поисках хлеба, где братья узнают, что проданный ими много лет назад родственник стал помощником фараона. Страстная седмица Традиции Все верующие в этот день начинают подготовку к Пасхе.
В Великий понедельник вспоминают божественные деяния Спасителя, его последний земной путь. Проводятся богослужения в храмах. Службы обычно тяжелые, но очень трогательные. Даже если многое в них не понятно, достаточно просто побыть со Христом. В этот день призывают отказаться от веселья и развлечений, помолиться и пронести через себя мысль о самопожертвовании Иисуса, его страдании во спасение своего народа.
Следует посвятить день чтению Библии и посещению церковных служб.
Главный редактор: Карпова Наталья Алексеевна 8 8442 43-60-49 id-vpravda yandex. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
В притче она представлена пощаженной в надежде будущего плодоношения; ее велено окопать и осыпать пометом чувственное выражение Божьего долготерпения к грешникам. Теперь смоковница проклята за неплодие: знамение правосудия, которое рано или поздно следует за долготерпением и казнит нераскаянных. Таким образом, прежняя притча служила для учеников изъяснением настоящего поступка их Учителя, а этот поступок дополнял урок, заключавшийся в притче, показывая, что время долготерпения Божьего к грешникам имеет свой срок и конец и что нераскаянность, особенно лицемерие, скорее всего низводят на главу нераскаянного грешника мщение небесное. Сын Божий, рассуждает в этом случае св. Златоуст Бесед.
И вот для этого святого опыта, суда и отмщения избирается не человек какой-либо, даже не существо одушевленное, а бездушная смоковница — дерево, которое в Палестине по многочисленности его не имело никакой цены, стоя при пути, не составляло ничьей собственности и, судя по его неплодности, само по себе уже было близко к тому, чтобы засохнуть; так что проклятие его состояло, можно сказать, более в чудесном обнаружении повреждения, в нем уже скрывавшегося, нежели собственно в лишении его плодотворности. В мыслях Богочеловека поступок Его со смоковницей мог образоваться, так сказать, сам собой. Теперь, при возвращении в Иерусалим бесплодный, как и вчера, при входе в него, господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего! Те самые, от кого надлежало бы ожидать беспристрастия, готовности ко всему полезному, любви к истине и религии, — первосвященники и книжники — оказались низкими человекоугодниками, бесчестными самолюбцами. Нигде нет плодов истинной веры и любви, а между тем все покрыто листьями: везде видна внешняя набожность, все рассуждают о законе, вопиют против порока. В таких печальных мыслях представляется дерево, по виду обещающее весьма много плодов.
Еще чувство святого негодования, возбужденное мыслью о лицемерах, изображаемых смоковницей, не совершенно успокоилось, как представился новый предмет, способный возбудить праведный гнев во всяком, кто хоть немного ревновал по славе Бога Израилева. Внешние притворы, ведущие в храм, вместо молящихся наполнены были торжниками, из которых одни продавали вещи, относящиеся к Богослужению, другие занимались обменом иностранной монеты на еврейскую. Великое число продающих, еще большее — продаваемых вещей, столы с деньгами, лавки для продавцов, всякого рода жертвенные животные, торги, споры, обман, раздоры — производили то, что во всем Иерусалиме не было места настолько беспорядочного и шумного, как притвор Соломонов. И этот-то самый притвор был издавна предназначен для входа и молитвы язычников, которым не позволялось проникать далее!.. Следствием вышеозначенного беспорядка было то, что рассудительный грек или римлянин, пришедший по влечению сердца в Иерусалим и в храм Соломонов, должен был, вместо назидания, терпеть здесь шум и все неудобства, каким подвергаются на торжищах! Удивительно ли, если у него в таком случае, вместо благоговения к Богу Израилеву, невольно возникали худые мысли о Его служении и служителях?
Таким-то образом пресвятое имя Божье хулимо было ради самого Израиля во языцех! Не недостаток места был причиной того, что часть храма превратили в торжище. Внизу, у подножия горы, на которой стоял храм, и за его оградой довольно оставалось пустого пространства, где можно было расположиться торжникам. Но там было менее выгодно, ибо не так высока была плата за право торговли старейшинам храма; а в этом последнем и состояло все дело. Корысть была душой беспорядка, который, находясь под покровительством самих начальников, усилился до высочайшей степени, хотя все лучшие люди давно им были недовольны. Иисус Христос, в самом начале служения Своего, в первую Пасху, уже выступал против торга в храме и изгнал из него торжников Ин.
Теперь это было еще необходимее.