Дмитрий, для России 200-летие взятия Парижа - серьезная дата для национальной гордости и памяти, а будут ли отмечать эту круглую дату во Франции? В конце августа того же 1814 года манифестом императора Александра I была учреждена наградная серебряная медаль «За взятие Парижа». Медаль за взятие Парижа, 1814 год. – Памятная дата военной истории России: Взятие Парижа. 30 марта 1814 года состоялось последнее сражение эпохи Наполеоновских войн — союзные русско-прусско-австрийские войска атаковали и после ожесточённых боёв захватили подступы к Парижу.
История в лицах
Наполеон двинул свои войска не на Санкт-Петербург, который был для него более досягаем, а на расположенную гораздо глубже Москву. Историки до сих пор спорят, чем было вызвано такое решение, но факт остается фактом: французский император рассчитывал выиграть войну, оставив русскую столицу неприкосновенной. Возможно, отчасти это было связано с тем, что он не оставлял мысли превратить Россию в своего политического союзника, который помог бы Франции бросить вызов Британской империи. Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 году. Картина участника сражения художника Ораса Верне. Возвратилось 79 000» , были другие резоны. Император Наполеон Iпо-прежнему рассматривался монархами Европы как узурпатор и тиран, пришедший к власти на крови свергнутого королевского дома Франции.
И потому антифранцузской коалиции, представленной сплошь монархическими странами, было важно не просто добиться признания Наполеона в том, что он проиграл войну, им требовалось его отречение. И все понимали, что добиться его без взятия Парижа невозможно. Существовал и еще один резон, требовавший, чтобы французская столица была покорена войсками антинаполеоновского союза — идеологический. Уже в самом начале Заграничного похода русской армии стало понятно, что большинство жителей Европы предвзято относится к русским. Требовалось доказать, что наши воины далеко не таковы, какими их представляют немцы и особенно французы. И проще всего было сделать это, если бы русская армия вошла в Париж и доказала всей Франции, насколько цивилизованы ее воины.
Самое кровавое сражение Заграничного похода Дорогу к Парижу в ходе Заграничного похода русской армии трудно назвать простой. Чего стоит одна только Битва народов у Лейпцига 18 октября 1813 года! Да и последующие сражения, хотя и были не столь кровопролитными, все равно изматывали наше войско.
Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский. Сражение за Париж стало одной из самых кровопролитных битв для союзных войск, потерявших за один день более 8 тыс. Наступление началось 18 30 марта в 6 ч. Воронцова, а русский корпус генерала А. Ланжерона начал наступление на Монмартр. Видя с Монмартра гигантские размеры наступающих войск, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт покинул поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа. В течение 18 30 марта все пригороды французской столицы были заняты союзниками.
Русские под предводительством молодого Александра I наступали со стороны Швейцарии, а союзники подходили отдельно. В битвах на французской земле Наполеон побеждал чаще союзников, но по причине численного преобладания противника большой пользы это ему не приносило. Тогда Наполеон решил продвинуться к северо-восточным пограничным крепостям, неожиданно прорвать блокаду, освободить воинские части и усиленной армией заставить союзников отступать, угрожая их тылам. Но союзные монархи не оправдали ожидания императора и решили идти прямо на Париж. Городским верховным главнокомандующим на тот момент был Жозеф Бонапарт, небезызвестный старший брат самого Наполеона. Сражение за город стоило союзным войскам множества потерь: за один день были убиты более 8 тысяч военных, 6 тысяч из них были русскими. Осознавая последствия и видя масштабы наступающих войск, старший Бонапарт бросил поле битвы, оставив подчиненным полномочия по сдаче Парижа. Вскоре союзники заняли все пригороды, и французы попытались договориться. Однако Александр I был настроен решительно, угрожая уничтожить город. Французам ничего не оставалось, как подписать капитуляцию и покинуть столицу. А возглавляемая Александром I русская гвардия торжественно вошла в Париж. Благородство Александра I и казацкие лошади в Сене Казаки купались в Сене вместе со своими лошадьми, как на родном Дону. После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями. Французов удивило поведение русских.
Смелый рейд казаков, в котором участвовала и черноморская гвардейская сотня, значительно повлиял на исходсражения. После Бородина черноморцы четыре часа удерживали Драгомиловскую переправу, обеспечив армии успешный отход к Москве. Черноморская казачья сотня под командованием Афанасия Бурсака вместе с русской армией прошла всю Отечественную войну 1812 г. В рядах сотни покрыли себя бессмертной славой будущие кубанские атаманы А. Бескровный и Н. Во всех значительных сражениях за границей принимали участие гвардейцы-казаки — под Дрезденом, Кульмом, в "битве народов" под Лейпцигом. За свои ратные подвиги были награждены серебряными трубами и Георгиевским штандартом. Во французской столице их бивуак расположился на Елисейских полях. Подвиги казаков и их героев — А.
Взятие Парижа. 31 марта 1814 года
31 марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. ВЗЯТИЕ ПАРИЖА – 19 МАРТА 1814 г.». Битва за Париж была одной из самых кровопролитных в кампании 1814 года: союзные войска потеряли более 8 тыс. человек. Взятие Парижа начиналось с того, что силы России, Пруссии и Австрии вошли на французскую территорию в новом 1814 году. Взятие Парижа в 1814 году завершило период наполеоновских войн. Главная Новости Взятие парижа.
Русские в Париже. Забытый триумф
Неизвестный художник Кавалерийская атака. Эпизод сражения при Фер-Шампенуазе в 1813 году, 1816-1818 гг. Бумага, тушь, сепия, кисть, перо В Историческом музее хранятся две литографии с изображением сражения при Фер-Шампенуазе: тоновая литография неизвестного художника и литография по рисунку участника войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. Как известно, Дмитриев-Мамонов исполнил серию из восьми натурных рисунков, на которых запечатлел главные военные события 1812—1814 гг. В 1822—1823 гг. Баталии на всех листах серии изображены как сцены, где действуют массы войск. Поле битвы, показанное полностью, передано с топографической точностью. На литографии «Сражение при Фер-Шампенуазе» можно узнать и автора рисунка, Дмитриева-Мамонова, в общеармейском сюртуке и в треугольной шляпе, одетой по-адъютантски, и с гусарским вальтрапом на лошади. Литография С.
Шифляра по рисунку А. Дмитриева-Мамонова Сражение при Фер-Шампенуазе марта 13 дня 1814 года, 1823 Четыре графических листа из собрания ГИМ иллюстрируют события 18 30 марта 1814 г. Накануне вечером союзники подошли к французской столице тремя колоннами — с севера, с юга и с востока, и увидели высоты Монмартра и парижские башни. Измотанные долгим маршем, войска расположились на ночлег, а утром 18 30 марта начался штурм высот. Бои были тяжелыми. Французы прилагали все силы, чтобы отстоять подступы к своей столице. Особый интерес представляют русские лубки, изданные в Москве в первой четверти XIX в. Они снабжены обширными надписями, согласно которым на гравюрах изображены события конкретного дня 18 30 марта 1814 г.
Около 9 часов утра 19 31 марта был подписан акт о капитуляции Парижа и колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами вошли через ворота Сен-Мартен в Париж. Этот излюбленный сюжет в творчестве европейских художников представлен в ГИМ несколькими гравюрами, но самый известный лист принадлежит венскому издательству Артария. И хотя гравюры неподписные, поиск аналогов в других музейных собраниях, в частности, в Музее армии Париж , помог установить имена авторов оригиналов и граверов. Это прекрасный союз немецкого живописца, рисовальщика и графика Иоганна Клейна Johann-Adam Klein, 1792—1875 и австрийского художника и гравера Карла Раля Carl Heinrich Rahl, 1779—1843 , работавших для венского издательства в 1805—1815 гг. Плодом их совместной работы послужили 22 офорта с акварельной раскраской на тему эпохи 1812 года. В основном это батальные сцены битвы при Бриенне, Ганау, Ватерлоо и жанровые высадка Наполеона на о. Эльба, отступление французской армии из Москвы, пожар Москвы. На гравюре «Вступление союзников в Париж» изображена живописная композиция с городской площадью, в центре которой движутся позади лейб-гвардии Казачьего полка российский император Александр I, король Пруссии Фридрих Вильгельм III и представляющий Австрийскую империю фельдмаршал князь К.
Шварценберг, сопровождаемые гвардейцами и многочисленной свитой. Можно рассмотреть и хорошо выписанные фигуры горожан, с интересом взирающих на это действо. Гравюра К. Раля по рисунку И.
Казачья пляска ночью на Елисейских полях О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд, например, так и называется — «Казаки в Париже». Конный казак на улице города Летом 1814 года русские войска походным маршем возвращались в Россию. На ее лицевой стороне был головной портрет императора Александра в лавровом венке и лучезарном сиянии от Всевидящего ока. На реверсе лаконичная надпись в лавровом венке: «За взятие Парижа.
Медаль «За взятие Парижа» Медаль предназначалась для всех участников взятия французской столицы, от солдата до генерала. Но не была им вручена, так как Александр счел негуманным напоминание Бурбонам, восстановленным на троне, о покорении французской столицы. И только через 12 лет по приказу уже нового императора Николая I накануне годовщины вступления российских войск в Париж медаль освятили на гробнице Александра I, и 19 марта 1826 года началось вручение медали участникам кампании.
А в этот день армия России и союзников подавив очаги сопротивления вошла в Париж. Краткая предыстория событий После проигранной кампании в России в 1812 году, Наполеон сумел собрать новую армию, и боевые действия возобновились на территории Европы. Русская армия приняла в них самое активное участие, и это участие известно в отечественной историографии как Заграничный поход Русской армии. Поражение французской армии в России привело к образованию шестой антифранцузской коалиции. До весны 1813 года войну с наполеоновскими войсками вела преимущественно русская армия, но, начиная с марта месяца, к России в борьбе с Наполеоном начали присоединяться европейские государства: Пруссия, Англия, Австрия, Швеция. После поражения наполеоновской армии под Лейпцигом в октябре 1813 года боевые действия к 1814 году перенеслись на территорию Франции. Отдельные успехи армии Наполеона в 1813 и 1814 году, доказывавшие в очередной раз гений полководца-императора Франции и доблесть французских войск, уже не могли переломить хода событий, так как силы были полностью на стороне союзного контингента.
За оборону города отвечали маршалы Мортье, де Монсей и де Мармон при общем руководстве брата Наполеона Жозефа Бонапарта. Во главе Союзных войск стояли император Александр I и генерал М. Барклай-де-Толли от Российской империи , а также прусский фельдмаршал Г.
С высоты Мон-треля я увидел Париж, покрытый густым туманом, бесконечный ряд зданий, над которыми господствует Notre-Dame с высокими башнями. Признаюсь, сердце затрепетало от радости!
Сколько воспоминаний! Здесь ворота Трона, влево Венсен, там высоты Монмартра, куда устремлено движение наших войск. Но ружейная пальба час от часу становилась сильнее и сильнее. Мы продвигались вперед с большим уроном через Баньолет к Бельвилю, предместию Парижа. Все высоты заняты артиллериею; еще минута, и Париж засыпан ядрами.
Желать ли сего? Раненые русские офицеры проходили мимо нас и поздравляли с победою. Мы увидели Париж с шпагою в руках! Мы отметили за Москву! Мы еще раз взглянули на столицу Франции, проезжая через Монтрель, и возвратились в Noisy отдыхать, только не на розах: деревня была разорена.
На другой день поутру генерал поехал к государю в Bondy. Там мы нашли посольство de la bonne ville de Paris, вслед за ним великолепный герцог Веченский. Переговоры кончились, и государь, король Прусский, Шварценберг, Барклай с многочисленною свитою поскакали в Париж. По обеим сторонам дороги стояла гвардия. Чувство, с которым победители въезжали в Париж, неизъяснимо.
Наконец мы в Париже. Теперь вообрази себе море народа на улицах. Окна, заборы, кровли, деревья бульвара, все, все покрыто людьми обоих полов. Все машет руками, кивает головой, все в конвульсии, все кричат: «Vive Alexandre, vivent les Russes! Vive Louis, vive le roi, vive la paix!
Мимо его прошли войска в совершенном устройстве. Народ был в восхищении, а мой казак, кивая головою, говорил мне: "Ваше благородие, они с ума сошли". Но у меня голова закружилась от шуму. Я сошел с лошади, и народ обступил и меня и лошадь, начал рассматривать и меня и лошадь. В числе народа были и порядочные люди, и прекрасные женщины, которые взапуски делали мне странные вопросы: отчего у меня белокурые волосы, отчего они длинны?
Артист Dulong вас обстрижет по моде». Видно, и в России носят кольца. Мундир очень прост» Цитируется по: Батюшков К. Москва, Художественная литература, 1989. Автопортрет Хокусая Кацусика Хокусай 1760 - 1849 был одним из наиболее известных японских художников и граверов.
2024-04-01 210-летие вступления Русской армии в Париж (1814)
Очередная, 210-я годовщина вступления русской армии в Париж 31 марта 1814 года происходит в условиях беспрецедентной напряженность в российско-французских отношениях. 19 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. Сформированная лишь в 1811 году, она была включена в состав гвардейского Казачьего полка и вместе с ним прошла всю кампанию, начиная с первых схваток после перехода Наполеоном Немана и кончая взятием Парижа в марте 1814 года. Взятие Парижа, а также колебание части корпусов французской армии в плане готовности продолжать сопротивление привели к образованию Временного правительства, отречению Наполеона от трона и восстановлению монархии. 31 марта 1814 года русская армия Александра I во главе союзных войск торжественно вступила в Париж.
Взятие Парижа: как русские войска захватили столицу Франции
Сокуров напоминает об удивительном эпизоде - пасхальном молебне в первые дни оккупации Парижа русской армией. Враг, принёсший столько бед России, был побеждён в своём логове. Но русское воинство во главе с императором не разграбило и не сожгло столицу по обычаю европейцев, оно поступило совершенно иначе. Армия собралась, чтобы воздать благодарность Господу за эту победу. На берегу Сены был установлен помост с алтарём. Вокруг выстроились войска. На помост поднялся русский император Александр I в сопровождении прусского короля и православных священников.
Пехотинцы обнажили головы и встали на колени. Кавалеристы опустили вниз свои сабли. Священники в золотых ризах начали торжественное богослужение. Зазвучали древние византийские мелодии и славянское пение. Контраст между армией Наполеона в Москве и русской армией в Париже Внезапно прорезавшееся отношение французских военачальников к православной святыне тем более невероятно, что армия Наполеона старательно разрушала и оскверняла православные храмы. В соборах Кремля были устроены конюшни, возле иконостасов расстреливали мирных жителей, Новодевичий монастырь чудом не был взорван при отступлении французов: одна из монахинь сумела добраться до подожжённого запала и потушить его.
Наполеон вывез из Италии великолепную коллекцию античных древностей. Александр I не разрешил возвращать её обратно. В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. Мало того, русским самим пришлось защищать от парижан исторические ценности: французы хотели снести поставленную в честь побед Наполеона Вандомскую колонну, но русские солдаты окружили её и не позволили этого сделать. Светлейший граф Воронцов — герой войны и рыцарь чести Уникальный случай, подобного которому не знает мировая история, связан с одним из героев Отечественной войны 1812 года графом Михаилом Семёновичем Воронцовым — кстати, потомоком первого московского тысяцкого, соратника князя Даниила Александровича.
Казаки дуванят отбитую у французов добычу «Частно самостоятельно получаемая» военная добыча вещи или деньги считается «неприкосновенной собственностью» того или тех, кто отбил её у неприятеля. Аз воздам! С момента вступления на территорию Франции 1-го января 1814 г.
Александр Первый отдал приказ своему войску: «Обходиться с жителями как можно дружелюбнее и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России». Грабежи французов в Москве. Художник И. Из них 400 горожан были расстреляны французским военно-полевым судом по подозрению в поджогах — французам при этом особых доказательств и улик не требовалось. В покоренной Москве Поджигатели или Расстрел в Кремле. Художник В. По сути, Наполеон провел акцию децимации устрашения для наведения порядка управления мирного населения, чего не делали даже древнеримские полководцы, проводившие в крайних случаях децимацию в своих побежавших легионах. Именно так европейские вандалы относились к нам всегда, что не преминули показать в захваченной Москве в 1812-м году.
Разрушались монастыри, взрывались памятники архитектуры. Лютой смертью убивали священников, не выдававших церковных святынь, насиловали монахинь, древние иконами растапливали печи, в некоторых церквях были устроены плавильные горны для переплавки золотой и серебряной утвари. При этом французские солдаты и их союзники были твердо убеждены, что пришли в «варварскую дикую страну» и что несут в нее самую лучшую в мире культуру - европейскую. А также, что их император Наполеон Бонапарт величайший полководец, сопротивляться которому — дико, нелепо и как-то нецивилизованно. Необходимо проявить христианское милосердие Александр I после этих бесчинств имел полное право устроить парижанам кровавую баню. Но, как и в последующем Берлине 1945 года, русские не мстили, но умножили военную победу над французами истинным благородством и христианским милосердием. Но даже его брат и наследник российского престола цесаревич Константин Павлович, возглавлявший сообщество генералов и офицеров «суворовской школы» твердил о святости военной добычи и требовал потрясти парижан. Союзники по антинаполеоновской коалиции — Австрия, Великобритания, Пруссия и Вюртемберг в ультимативной форме требовали отдать город на трехдневное разграбление и дать возможность «задрать юбчонки» парижанкам, или же компенсировать эти вполне логические запросы путём выплаты из российской казны союзным войскам тройное годовое вознаграждение.
На нём лежали все обязанности по ликвидации военных расчётов между Россией и другими государствами. Из 425 миллионов рублей, планировавшихся на ведение войны, в 1812—1814 годах было израсходовано менее 400 миллионов. Это было редчайшее событие для страны, обычно заканчивавшей военные кампании с большим финансовым дефицитом. Ещё успешнее организовал Канкрин продовольственное обеспечение русских войск во время заграничного похода 1813—1814 годов. Союзники требовали от России за полученные русской армией продукты огромную сумму в 360 миллионов рублей. Благодаря искусным переговорам Канкрину удалось сократить эту цифру до 60 миллионов. Канкрин буквально «из воздуха» нашел 52 миллиона рублей, которые немедленно выдали войскам антинаполеоновской коалиции, таким образом устранив все побудительные мотивы к мародёрству. Всемирно знаменитый атаман Платов, прекрасно знавший залихватский нрав и удалые повадки своих казаков, издал приказ: «Обывателям города Парижу никакой обиды не чинить; наипаче не обижать ихних мадамов и мамзелей; кроме, если по взаимному согласию.
Помните, что мы присяжные казаки русского императора, войско благородное и цивилизованное». Париж у ног антинаполеоновской коалиции 19 марта 1814 года была подписана капитуляция Парижа, сдавшегося на милость победителей после многодневных ожесточенных боев и безвозвратных боевых потерь антинаполеоновской коалиции числом более 8 000 человек, в том числе русских воинов в количестве 6 000 шести тысячи человек. Российский император Александр I объявил, что берет город под свое покровительство и запрещает разрушать его постройки и грабить горожан В Париже было назначено четыре коменданта: русский, австрийский, прусский и французский. С русской стороны им стал генерал-майор В. Генерал-губернатором Парижа был назначен русский генерал барон Ф. Поздравив своего союзника прусского короля Фридриха-Вильгельма с победой, российский император сказал: «Бог рассудил нас с Наполеоном, теперь пусть потомство судит каждого из нас! Повернувшись к Барклаю де Толли, Александр I поздравил его с княжеским титулом, получением чина генерал фельдмаршала наложил на него знаки ордена Святого Георгия I степени и повелел: «Объявите моей гвардии и гренадерам, что завтра мы вступаем парадом в Париж. Не забудьте подтвердить войскам, что разница между нами и французами, входившими в Москву, та, что мы вносим мир, а не войну».
В десять часов дня 19 марта 1814 года части союзной армии, главным образом русская и прусская гвардия, во главе с императором Александром I, одетом в темно-зеленый кавалергардский сюртук и восседавшем на своем белом коне Марсе, триумфально вступили в столицу Франции. Рядом с императором Александром гарцевали на конях лейб-казаки графа Орлова-Денисова — личная охрана русского государя. Встреча нашим войскам в Париже была не такова, как встреча Наполеону в Москве.
Думаю, именно по ней и можно искать доброжелательный консенсус с международным сообществом, включая англосаксонский мир, проводить продуктивные саммиты, рассчитывая на взаимопонимание наших близких друзей — западных партнёров. Ранее глава ЦРУ писал, что США больше не принадлежит неоспоримое лидерство на мировой арене, называл серьезными геополитическими вызовами "подъем Китая и реваншизм России". С интересом прочитал опубликованную журналом Foreign Affairs 30 января с. Вашу статью "Искусство шпионажа и госуправления: трансформация ЦРУ в эпоху соперничества". Я сам долгое время работал в системе советской, а затем российской внешней разведки и продолжаю поддерживать тесные контакты с коллегами в СВР. Хотел бы дать свою оценку изложенным Вами идеям.
Должен признать, что американское и российское понимание положения разведки на современном — переходном — этапе международных отношений во многом совпадает. Так, вполне здравым представляется утверждение об общем повышении веса разведструктур в системе внешней политики, в том числе за счет поддержания специфических доверительных каналов межгосударственного общения в тех случаях, когда официальный диалог затруднен или невозможен. Немаловажную роль в деятельности разведслужб играет и упомянутый инструмент "стратегического рассекречивания" с целью сорвать планы противника, не нанося при этом ущерб источникам. Нельзя не отметить актуальность вызовов и возможностей, связанных с развитием новейших цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта. Кроме того, сложно переоценить политическое значение партнерских связей разведки. Правда, Вы, господин Бернс, почему-то отрицаете наличие такого "ресурса" у пребывающих, по Вашим словам, "в одиночестве" соперников США. Я, можно сказать, стоял у истоков налаживания партнерских связей между СВР и иностранными спецслужбами и могу заверить, что Служба общалась и, насколько мне известно, общается далеко не только с западными коллегами. Российская внешняя разведка взаимодействует с большинством спецслужб государств Азии, Африки и Латинской Америки. Самое тесное и продуктивное сотрудничество налажено, разумеется, с разведструктурами стран постсоветского пространства.
Наши державы вместе работают над отражением угроз национальной безопасности, вызванных — будем называть вещи своими именами — прежде всего постоянным грубым вмешательством США в дела Евразии. В российских спецслужбах видят и, что называется, отдают должное достижениям ЦРУ в области адаптации оперработников и аналитиков к современным, в...
Клейна Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. В первую очередь хочется отметить лондонское издательство Джеймса Дженкинса James Jenkins , сотрудничавшее с замечательными художниками, иллюстраторами современной жизни: рисовальщиком Уильямом Хитом William Heath, 1795—1840 и гравером Томасом Сазерлендом Thomas Sutherland, 1785—1820. Их творческий союз был недолог, чуть более года, но оставил нам несколько ярких произведений, в том числе на тему наполеоновских войн. Гравюра Т.
Сазерленда по рисунку У. Хита Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. Рисунки имеют несколько карикатурный характер, и это неслучайно, потому что автор оригинала, британский художник Уильям Хит, был признанным мастером политической карикатуры. Теперь сравним английскую и немецкую гравюры. Один лист, датированный 1816 г. Гравюра Р.
Боуера Великое вступлении союзных войск в Париж 31 марта 1814 г. Bowyer, 1785—1834. Та же композиция присутствует на гравюре мастеров немецкой школы, где автором рисунка указан Людвиг Вольф Wolf Ludwig, 1776—1832 , а перевел его в гравюру Иоганн Фридрих Югель. Помимо гравирования офортом и акватинтой, Югель был известным портретистом, писавшим, в частности, портреты французского императора Наполеона I и русских великих князей. Оба художника работали в Берлине и были свидетелями нахождения русской армии на территории Германии в 1813—1814 гг. Надо заметить, что немецкие художники были одними из лучших мастеров архитектурной графики.
Сцена вступления союзных войск в Париж в русской гравюре первой четверти XIX века представлена двумя лубочными картинками, исполненными неизвестными художниками. Гравюра В. Последнюю можно смело датировать не ранее, чем 1816 г. Поскольку работ русских художников-баталистов этого периода очень мало, для нас ценно любое живое свидетельство очевидца. Сохранилась репродукция с акварельного рисунка Дмитриева-Мамонова на тему вступления русской армии в Париж, не вошедшего в литографированную Шифляром батальную серию. Фототипия хранится в Историческом музее, происходит из собрания бывшего Музея 1812 года.
Местонахождение оригинала неизвестно, как и всех восьми рисунков Дмитриева-Мамонова. На наш взгляд, интерес может представлять хромолитография «Въезд императора Александра 1-го с союзниками в Париж в 1814 году», изданная в 1896 г. Эта публикация была осуществлена владелицей московского книжного магазина «Сотрудник школ», специализировавшегося на выпуске и продаже учебных пособий, детской художественной литературы, сувенирной продукции. Если сравнить хромолитографию и акварельный рисунок Алексея Даниловича Кившенко 1880 г. Гвардия, гренадерский корпус, кирасиры и несколько казачьих полков расположились прямо в Париже. Об этом красноречиво говорят достаточно известные работы французского гравера акватинтой Жан-Пьер-Мари Жазе Jazet Jean-Pierre Marie, 1788—1871 , исполненные по оригиналу русского художника немецкого происхождения Александра Зауервейда и немецкого рисовальщика Георга Эмануэля Опица Opitz Georg Emanuel, 1775—1841 , с изображением бивуака казаков на Елисейских полях в Париже 19 31марта 1814 года.
Жазе по рисунку А.
Взятие Парижа 1814
Взятие Парижа: как русские войска захватили столицу Франции - Российская газета | Участник кампании и историк Михайловский-Данилевский в своем труде о заграничном походе 1814 года сообщил такие потери союзных войск под Парижем: 7100 русских, 1840 пруссаков и 153 вюртембержца, всего свыше 9 тыс. солдат. |
31 марта. Памятная дата военной истории России. Русская армия вступает в Париж | Click to enlarge image 2. Medal Za vzyatie Parizha 19 aprelya 1814 Медаль За взятие Парижа, 19 апреля 1814 г. Медаль За взятие Парижа, 19 апреля 1814 г. |
31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж | Сформированная лишь в 1811 году, она была включена в состав гвардейского Казачьего полка и вместе с ним прошла всю кампанию, начиная с первых схваток после перехода Наполеоном Немана и кончая взятием Парижа в марте 1814 года. |
ЗАГРАНИЧНЫЕ ПОХОДЫ РОССИЙСКОЙ АРМИИ 1813–14 • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Взятие Парижа в 1814 году завершило период наполеоновских войн. |
«Кончить войну не военным способом, а политическим»
- Навигация по записям
- 31 марта 1814 года русские войска триумфально вступили в Париж
- Смотрите также
- Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года | Аргументы и Факты
- От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии
В этот день русские триумфально вошли в Париж
Генералу Фердинанду Федоровичу Винцингероде отвели особую роль. Он со своим 10-тысячным кавалерийским корпусом должен был отвлечь Наполеона и помешать ему подойти к Парижу. Тем временем армии фельдмаршалов Шварценберга и Блюхера пошли в атаку. В результате ожесточенных боев они сумели отвоевать подступы к французской столице. И уже на следующий день Париж был захвачен. А Наполеон, расправившись с отрядом Винцингероде, понял, что его перехитрили: «Это превосходный шахматный ход! Никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать». Казаки в Париже. Источник: yandex. Погибло более 8 тысяч солдат армии союзников более 6 тысяч — русские. В битве за Париж погибло более 6 тысяч русских солдат Французы рьяно защищали свою столицу, поскольку боялись, что русские пришли мстить.
По городу быстро расползлись слухи, мол, вражеские солдаты обожают насилие и различные садистские игры. В одной из таких страшилок говорилось, что русские любят бить плетьми голых пленников на морозе. Гвардейский экипаж в Париже. Источник: guardcrew. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались».
Раскинув лагерь на Елисейских полях, они готовили себе еду прямо на кострах и рыбачили в прудах Фонтенбло.
Как на родном Дону, казаки купали коней в Сене, и запечатлеть такое невиданное действо стекались парижские художники. Казачья пляска ночью на Елисейских полях О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд, например, так и называется — «Казаки в Париже». Конный казак на улице города Летом 1814 года русские войска походным маршем возвращались в Россию. На ее лицевой стороне был головной портрет императора Александра в лавровом венке и лучезарном сиянии от Всевидящего ока. На реверсе лаконичная надпись в лавровом венке: «За взятие Парижа.
Медаль «За взятие Парижа» Медаль предназначалась для всех участников взятия французской столицы, от солдата до генерала.
В 11 часов утра Блюхер наконец атаковал левый фланг французской обороны. К укреплённому селению Лавилет приблизились прусские корпуса Йорка и Клейста с корпусом Воронцова, русский корпус Ланжерона пошёл на Монмартр, господствующую возвышенность над Парижем. В 1 час дня колонна кронпринца Вюртембергского перешла Марну и атаковала крайне правый фланг французской обороны с востока, пройдя через Венсенский лес и захватив селение Шарантон. Барклай возобновил наступление в центре, и вскоре пал Бельвиль. Пруссаки Блюхера выбили французов из Лавилета.
На всех направлениях союзники выходили непосредственно к кварталам Парижа. На высотах они устанавливали орудия, дула которых смотрели на столицу Франции — оборонять Париж дальше стало бессмысленно. Желая спасти многотысячный город от бомбардировки и уличных боёв, командующий правым флангом французской обороны маршал Мармон к 5 часам дня отправил парламентёра к русскому императору.
Белое знамя заступило место колоссального Гиганта! Музыка везде гремела! Вымышляемые увеселения по всем улицам взволновались! Всех желания обратились к дружественному союзу. Сам Бог осенял чистейшей радостью счастливые успехи всеобщего благоденствия! Примерное благочестие Православного нашего Царя нимало не поколебалось от блестящей Его славы.
Мечтательность одним безбожникам свойственна. Он повергает лучезарный венец, возлагаемый на Него всеми народами, пред подножием престола Божия; славу свою воздает Всевышнему и признает Всевидящее Око сопутником во всех Своих предприятиях, напечатлев богодухновенную сию мысль на груди сынов Отечества в память незабвенного 1812 года. Да постыдятся и посрамятся ищущи душу мою; да возвратятся вспять и постыдятся мыслящи ми злая!.. По окончании благодарственного с коленопреклонением молебствия, Государь Император отправился во Дворец, где знатнейшие вельможи имели счастье быть ему представлены. Французский гарнизон капитулировал с правом выхода из Парижа. Акт о капитуляции подписал маршал Огюст Фредерик Лу де Мармон. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. Союзники за один день боёв 30 марта потеряли более 8 тысяч солдат из них — более 6 тыс. Это было решительное сражение Французской кампании 1814 года.
Наполеон хотел продолжить боевые действия, считая, что шансы на успех ещё есть. Однако под давлением собственных маршалов, учитывающих настроения населения и соотношение сил, был вынужден уступить. Регентом должна была стать его жена Мария-Луиза. Французская империя рухнула. Наполеон был отправлен в почётную ссылку на остров Эльба в Средиземном море. Соотношение сил 24 марта союзное командование одобрило план наступления на Париж. Одновременно были уничтожены дивизии Национальной гвардии под началом генерала Пакто. Они двигались с северо-востока тремя колоннами: правую вел фельдмаршал Блюхер русско-прусские войска из состава Силезской армии ; центральную возглавлял русский генерал Барклай-де-Толли; левой колонной командовал кронпринц Вюртембергский, она наступала вдоль правого берега Сены. Общее командование в центре и на левом фланге союзников возлагалось на главнокомандующего русско-прусскими войсками в Главной армии Барклая де Толли.
Главная армия должна была атаковать роменвильское плато, а Силезская — Монмартр. Вреде командовал австро-баварскими войсками, которые прикрывали основные силы с тыла. Наполеон в это время планировал зайти в тыл союзным армиям, угрожая перерезать их коммуникации. Этим он надеялся отвлечь союзные войска от Парижа. Кроме того, хотел выйти к северо-восточным крепостям на границе Франции и, присоединив их гарнизоны, усилить свою армию. Французская столица была крупнейшим городом Западной Европы с население более 700 тыс. Большая часть города располагалась на правом берегу Сены. С трёх направлений город защищали излучины Сены и её правый приток Марна. На северо-восточном направлении от Сены до Марны проходила цепь возвышенностей из которых наиболее серьёзной был Монмартр.
С северо-востока проходил канал Урк, который впадал в Сену в самом городе. Оборонительная линия столицы проходила вдоль частично укреплённых высот: от Монмартра на левом фланге через селения Лашапель, Лавилет и Пантен в центре и до возвышенности Роменвиль на правом фланге. Расстояние от передовых укреплений до центра Парижа составляло около 5-10 км. На левом крыле от Сены до канала Урк включая Монмартр и Лавилет располагались войска под командованием маршалов Мортье и Монсея начальника штаба Национальной гвардии. Правый фланг от канала до Марны, включая Пантен и Роменвиль, защищали войска Мармона. Формально главнокомандующим считался Жозеф Бонапарт, наместник императора в Париже. По разным данным столицу обороняли 28-45 тыс. Французские войска имели около 150 орудий. В целом настроения в Париже были мрачными.
Среди министров фактически не было решительных и сильных людей, способных возглавить оборону города в отсутствии Наполеона. Талейран был на стороне противников Наполеона. Король Иосиф лично был храбрым человек, но не имел способностей, которые могли укрепить оборону Парижа в таких чрезвычайных обстоятельствах. Он уже давно отчаялся защитить столицу. Прибытие разбитых корпусов Мармона и Мортье ещё больше деморализовало командование. Город был укреплен плохо и не был готов к длительной осаде, только на заставах были палисады. Не было ружей, чтобы вооружить десятки тысяч парижан. К тому же не было человека, который бы в отсутствии Наполеона взял на себя ответственность вооружить простой народ. Евгений Вюртембергский Битва Союзное командование хотело взять город до подхода армии Наполеона, что серьёзно бы осложнило ситуацию.
Поэтому на штурм пошли до сосредоточения всех сил. В 6 часов утра 30 марта наступление на Париж началось. Генерал Раевский с 1-м пехотным корпусом пошёл на штурм высот Роменвиля. Одновременно русский император предложил французам капитулировать, чтобы «предупредить бедствия Парижа». По словам Александра, «волею или неволею, на штыках или церемониальным маршем, на развалинах или в чертогах, но сегодня же Европа должна ночевать в Париже». Однако русских парламентеров атаковали, и они едва уцелели. Пантен несколько раз переходил из рук в руки, но в итоге был занят русскими войсками. В результате русские войска опередили выдвигавшиеся на позиции французские войска и заняли селения Пантен и Роменвиль. Если бы армия Блюхера также успела начать наступление раньше, чем французы займут передовые позиции, сражение сразу же могло принять для французов катастрофический сценарий.
Мармон построив войска, начал контратаку. Войска под командованием кронпринца Вюртембергского будущего короля Вюртемберга не успевали к началу сражения, что позволило Мармону сосредоточить все силы против корпусов принца Евгения и Раевского. Русские войска атаковала дивизия генерала Компана, поддержанная дивизиями Ледрю и Лагранжа всего около 5 тыс. Жестокий бой продолжался около двух часов и стоил русским войскам до 1,5 тыс. Евгений Вюртембергский, который командовал русским 2-м пехотным корпусом, запросил подкреплений у Барклая де Толли. Русский главнокомандующий направил две дивизии 3-го гренадерского корпуса. Одновременно он направил к Пантену прусско-баденскую гвардейскую бригаду, а русскую гвардию приблизил к месту сражения, она встала у Нуази-ле-Сек. Во время боя войск корпуса Вюртембергского с французами, 5-я дивизия Мезенцева направилась к Баньоле, а бригада Властова усилила 2-й корпус с левого фланга. Легкая кавалерия Палена направилась к селению Монтрёль и левее него, в обход французских позиций.
Одновременно русский император приказал Ланжерону атаковать Монмартр. Бой был жестоким. Французы смогли создать локальное превосходство в силах — Мармон бросил в бой более 12 тыс. Мармон пытался выбить русских из леса у Роменваля и взять это селение. Французы смогли занять лес. Но затем подверглись атаке с фронта и тыла. Около 11 часов утра 4-й и 34-й егерские полки под началом полковника Степанова и подполковника Русинова, обошли противника с левого фланга и ударили по французскому флангу. Одновременно батальон Волынского полка около 400 солдат ударил в тыл французам. Волынцы полегли практически все.
Потери сторон были очень значительными, выбывали одна цепь за другой. Степанов и Русинов пали смертью храбрых впереди своих солдат. Однако задача была решена. Французская дивизия Ледрю понесла большие потери и очистила роменвильский лес. Упорный бой кипел и канала Урк, у селения Пантен. Дивизии Мишеля и Бойе заняли часть селения Пантен. Генерал Кретов с несколькими эскадронами кирасир пошел в контратаку. Но местность была неудобна для атаки кавалерии, поэтому французские стрелки легко отбили это наступление. Бригадный командир генерал-майор Рот и все штаб-офицеры 26-го полка были ранены.
В полдень подошли подкрепления посланные Барклаем де Толли. Прусско-баденская гвардия полковника Альвенслебена 3,6 тыс. В час дня дивизия Пышницкого атаковала селение Пре-Сен-Жерве, у французов отбили несколько орудий. Французы отходили к Бельвилю, где могли рассчитывать на поддержку сильных артиллерийских батарей. Однако вскоре принц Евгений получил приказ Барклая де Толли умерить пыл до появления войск кронпринца Вюртембергского, которые двигались вдоль правого берега Сены. В течение двух часов сражение ограничивалось перестрелкой. Только у Пантена, который занимали остатки дивизии Гельфрейха, произошел новый жестокий бой. В первом часу подошла бригада Альвенслебена и отборные прусские войска, которые ещё в ходе Кампании 1814 года не воевали, решили атаковать. Принц Евгений, пытался отговорить их от этой затеи.
Однако пруссаки не послушались. У французов здесь стояла бригада Секретана и дивизия Кюриаля всего около 4 тыс. Четыре французских орудия были поставлены на дороге и могли обстреливать выход из Пантена.
Русская оккупация Парижа: галантные офицеры и «страшные» казаки
180 км восточнее Парижа) бросился на спасение столицы, однако прибыл слишком поздно. Четыре графических листа из собрания ГИМ иллюстрируют события 18 (30) марта 1814 г.: осаду Парижа и взятие высот Монмартра. Взятию Парижа 210 лет назад предшествовало скоротечное, но весьма ожесточенное сражение. 31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками.
Памятная дата военной истории России: Взятие Парижа. 31 марта 1814 года
Русская оккупация Парижа: галантные офицеры и «страшные» казаки | Подготовка к взятию Парижа войсками Шестой коалиции. |
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года | В конце августа того же 1814 года манифестом императора Александра I была учреждена наградная серебряная медаль «За взятие Парижа». |
Чтобы помнили: взятие Парижа и окончание наполеоновской кампании
Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев только по форме , то бородатые казаки, в шароварах с лампасами, словно сошли с карикатур французских газет. Однако реальные казаки, в отличие от карикатурных, вели себя очень добродушно, восхищая парижских детей, которые бегали за ними целыми стайками. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков. Во время своего пребывания во французской столице казаки, раздеваясь до нага, купались сами и купали своих коней в Сене.
О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд и вовсе так и называется: «Казаки в Париже». Реальные казаки, в отличие от карикатурных, вели себя очень добродушно, восхищая парижских детей, которые бегали за ними целыми стайками.
А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков». А вот кто пугал парижан, так это русский азиатские полки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в кафтанах, меховых шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку.
Кроме того, калмыки привели с собой верблюдов, что тоже немало смущало парижан. А русские офицеры практически все говорили на французском языке. И их с удовольствием принимались в аристократических кругах Парижа.
Интересный факт: когда непостоянные в своих пристрастиях парижане попытались снести Вандомскую колонну, установленную в честь наполеоновских побед, русские солдаты окружили её плотным кольцом и не позволили это сделать. В ознаменование взятия французской столицы, 30 августа 1814 года специальным манифестом Александра I была учреждена серебряная медаль «За взятие Парижа», которая предназначалась для награждения всех без исключения воинов русской армии, участвовавших в этом событии. Однако после восстановления монархии Бурбонов награждение было отменено, так как Александр I счёл, что это может оскорбить представителей восстановленной на троне французской династии.
Лишь в марте 1826 года император Николай I распорядился произвести награждения. Медаль была вручена 150 тысячам солдат и офицеров. Последствия 18 сентября 1814 года в столице Австро-Венгерской империи открылся знаменитый Венский конгресс, участникам которого предстояло определить послевоенное устройство Европы.
Он проработает до июня 1815 года и впервые в истории сформирует систему коллективной безопасности посредством заключения целого ряда договоров между европейскими державами. Одним из наиболее важных территориальных изменений, утверждённых конгрессом, станет фактически четвертый раздел Польши, восстановленной Наполеоном в виде Герцогства Варшавского.
Измотанные долгим маршем, войска расположились на ночлег, а утром 18 30 марта начался штурм высот. Бои были тяжелыми. Французы прилагали все силы, чтобы отстоять подступы к своей столице. Особый интерес представляют русские лубки, изданные в Москве в первой четверти XIX в. Они снабжены обширными надписями, согласно которым на гравюрах изображены события конкретного дня 18 30 марта 1814 г. Около 9 часов утра 19 31 марта был подписан акт о капитуляции Парижа и колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами вошли через ворота Сен-Мартен в Париж.
Этот излюбленный сюжет в творчестве европейских художников представлен в ГИМ несколькими гравюрами, но самый известный лист принадлежит венскому издательству Артария. И хотя гравюры неподписные, поиск аналогов в других музейных собраниях, в частности, в Музее армии Париж , помог установить имена авторов оригиналов и граверов. Это прекрасный союз немецкого живописца, рисовальщика и графика Иоганна Клейна Johann-Adam Klein, 1792—1875 и австрийского художника и гравера Карла Раля Carl Heinrich Rahl, 1779—1843 , работавших для венского издательства в 1805—1815 гг. Плодом их совместной работы послужили 22 офорта с акварельной раскраской на тему эпохи 1812 года. В основном это батальные сцены битвы при Бриенне, Ганау, Ватерлоо и жанровые высадка Наполеона на о. Эльба, отступление французской армии из Москвы, пожар Москвы. На гравюре «Вступление союзников в Париж» изображена живописная композиция с городской площадью, в центре которой движутся позади лейб-гвардии Казачьего полка российский император Александр I, король Пруссии Фридрих Вильгельм III и представляющий Австрийскую империю фельдмаршал князь К. Шварценберг, сопровождаемые гвардейцами и многочисленной свитой.
Можно рассмотреть и хорошо выписанные фигуры горожан, с интересом взирающих на это действо. Гравюра К. Раля по рисунку И. Клейна Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. В первую очередь хочется отметить лондонское издательство Джеймса Дженкинса James Jenkins , сотрудничавшее с замечательными художниками, иллюстраторами современной жизни: рисовальщиком Уильямом Хитом William Heath, 1795—1840 и гравером Томасом Сазерлендом Thomas Sutherland, 1785—1820. Их творческий союз был недолог, чуть более года, но оставил нам несколько ярких произведений, в том числе на тему наполеоновских войн. Гравюра Т. Сазерленда по рисунку У.
Хита Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. Рисунки имеют несколько карикатурный характер, и это неслучайно, потому что автор оригинала, британский художник Уильям Хит, был признанным мастером политической карикатуры. Теперь сравним английскую и немецкую гравюры. Один лист, датированный 1816 г. Гравюра Р. Боуера Великое вступлении союзных войск в Париж 31 марта 1814 г. Bowyer, 1785—1834.
Якобы все улицы и даже крыши домов вдоль следования победоносной армии были заполнены ликующими парижанами, будто не было кровавой битвы под стенами столицы, завершившейся лишь сутки назад. Есть много свидетельств того, что парижане весьма тепло относились к русским воинам, которые, в отличие от пруссаков и австрийцев, вели себя достойно и не притесняли жителей французской столицы. Все были упоены живейшим восторгом: одни старались перекрикивать других, толпились под лошадей, — как будто считали за счастье быть попранными конями победоносного войска! По всей видимости, Краснокутский, вспоминая о вступлении в Париж, не стал вдаваться в детали. Действительно, атмосфера в Париже изменилась после того, как на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, и многие жители бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. Так или иначе, Париж, как ветреная женщина, слегка поколебавшись, бросился на шею победителя. Русские во французской столице Запрет Александра I запрет «чинить обиды» местному населению в целом соблюдался. Тем более, что по приказу императора солдатам и офицерам русской армии было выплачено годовое жалованье в тройном размере. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев только по форме , то бородатые казаки, в шароварах с лампасами, словно сошли с карикатур французских газет. Однако реальные казаки, в отличие от карикатурных, вели себя очень добродушно, восхищая парижских детей, которые бегали за ними целыми стайками. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков. Во время своего пребывания во французской столице казаки, раздеваясь до нага, купались сами и купали своих коней в Сене. О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд и вовсе так и называется: «Казаки в Париже». Реальные казаки, в отличие от карикатурных, вели себя очень добродушно, восхищая парижских детей, которые бегали за ними целыми стайками. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков». А вот кто пугал парижан, так это русский азиатские полки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в кафтанах, меховых шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку. Кроме того, калмыки привели с собой верблюдов, что тоже немало смущало парижан. А русские офицеры практически все говорили на французском языке. И их с удовольствием принимались в аристократических кругах Парижа.
А например, такую: 1. Признание бывшей далее — б. Полная и безоговорочная капитуляция б. Демилитаризация б. Признание международным сообществом нацистского характера б. Констатация ООН утраты б. Отставка всех конституционных органов власти б. Принятие временным парламентом законов о выплате всех положенных компенсаций России, включая выплаты родственникам погибших граждан нашей страны и выплаты за вред здоровью раненых. Установление порядка возмещения имущественного ущерба, причинённого субъектам Российской Федерации. Официальное признание временным парламентом б. Принятие акта о воссоединении территорий б. Самороспуск временного парламента. Признание ООН акта воссоединения. Такова может быть мягкая российская формула мира. Это ведь и есть компромиссная позиция, да? Думаю, именно по ней и можно искать доброжелательный консенсус с международным сообществом, включая англосаксонский мир, проводить продуктивные саммиты, рассчитывая на взаимопонимание наших близких друзей — западных партнёров. Ранее глава ЦРУ писал, что США больше не принадлежит неоспоримое лидерство на мировой арене, называл серьезными геополитическими вызовами "подъем Китая и реваншизм России".
31 марта 1814 год – взятие Парижа
Click to enlarge image 2. Medal Za vzyatie Parizha 19 aprelya 1814 Медаль За взятие Парижа, 19 апреля 1814 г. Медаль За взятие Парижа, 19 апреля 1814 г. Битва за Париж была одной из самых кровопролитных в кампании 1814 года: союзные войска потеряли более 8 тыс. человек. А кончилось все взятием Парижа. 30 марта 1814 года, совершив обманный манёвр, войска коалиции во главе с русской армией проникли в тыл армии Наполеона и подошли к Парижу.
Александр Михайловский-Данилевский: "Жители останавливали на каждом шагу лошадей наших..."
Взятие Парижа в 1814 году — завершающее сражение Наполеоновской кампании 1814 года, после которого император Наполеон отрёкся от трона.18 (30) марта 1814 года союзные армии фельдмаршалов Блюхера и Шварценберга (главным образом русские корпуса). Медаль за взятие Парижа, 1814 год. 45:13 Взятие Парижа в 1814 году (рассказывает историк Алексей Кузнецов). Россия впервые получила зону оккупации на французской территории в 1814 году: это была вытянутая полоса земли с центром в Нанси, доходившая до Парижа. день подписания капитуляции – Самые лучшие и интересные новости по теме: Войны, факты на развлекательном портале Взятие Парижа (1814) Война Шестой коалиции Русская армия вступает в Париж Дата 30 марта 1814 Место Париж, Франция Итог Капитуляция Парижа Стороны Россия Пруссия Вюртемберг Франция Командующие ген. Барклай-де-Толли ф.-маршал Блюхер маршал Мармон маршал.