Династический брак — это брак между представителями правящих династий разных государств. Династический брак. 9. Династические браки» на канале «TalanaR» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 23 февраля 2024 года в 17:23, длительностью 00:02:45, на видеохостинге RUTUBE. Дочь Ярослава Мудрого Анна Анна Ярославна, ставшая французской королевой, родилась между 1025 и 1036 годом. Мы расскажем интересно про Династические браки Ярослава Мудрого — заключенные с правящими династиями сопредельных и отдаленных государств, а также с.
Как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть
- Последние вопросы
- Брачные союзы. [Сестра и дочери Ярослава Мудрого]
- Ярослав Владимирович Мудрый
- Дочери Ярослава Мудрого
DYNASTIC MARRIAGES OF EUROPE AND ANCIENT RUS
- Князь Ярослав Мудрый. Часть 3. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Дочери Ярослава Мудрого и истории их любви: как сложились судьбы царевен
- Династические браки между Русью и Европой : d_34 — LiveJournal
- Анастасия, королева Венгрии
- Биография Ярослава Мудрого
История России. Правители Руси. 6. Ярослав Мудрый. 9. Династические браки
Династические браки Ярослава Мудрого Другой сын Ярослава Мудрого — Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде-Елизавете, которая в последствии помогла ему возвратить потерянный киевский престол. Брак Ярослава Мудрого и Ирины-Ингигерды продлился более 30 лет, с 1 019 по 1 050. ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ | Русь Изначальная ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ Встав во главе государства, великий князь Ярослав I настойчиво продолжал внешнюю политику своего отца и.
Библиография
- Ярослав Мудрый: биография, правление, личная жизнь
- Глава 7. Династический брак
- Ярослав Владимирович Мудрый
- Анафема для Генриха IV. Как русская княжна отомстила мужу-императору | Аргументы и Факты
- Новости Партнеров
- Примечания
Династические браки дочерей Ярослава Мудрого
Одним из способов поиска надежных союзников и формирования прочных международных отношений во все времена считались династические браки. ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ | Русь Изначальная ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ Встав во главе государства, великий князь Ярослав I настойчиво продолжал внешнюю политику своего отца и. ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ Встав во главе государства, великий князь Ярослав I настойчиво продолжал внешнюю политику своего отца и деда, скрепляя военные.
Анафема для Генриха IV. Как русская княжна отомстила мужу-императору
Другие учёные считают, что Ярослав хромал с детства. В летописях находятся подтверждения второй версии, якобы ещё в юности правитель перенёс паралич ног. Но это не умалило его физической силы. Управление Киевской Русью Мудрый управлял Киевом с 1019 по 1054 год, за это время Русь стала сильнейшей страной в Европе. Территория была обведена каменной стеной, а главные ворота города назвали «Золотыми». Над ними возвышалась церковь Благовещения. Благодаря этому государственному деятелю на Руси был издан первый полноценный свод законов «Русская правда».
Для укрепления защиты государства было вырублено несколько крепостей по реке Рось. Также он основал несколько монастырей, в их числе Юрьев и Киево-Печерский, а также собор Святой Софии. Фундамент для последнего из них был заложен на месте фееричной победы над кочевниками. Даже сейчас храм поражает своим великолепием горожан, фрески и мозаика отлично сохранились. Для отделки государственный деятель приглашал лучших мастеров из Греции. Неподалёку от собора находятся монастыри святого Георгия и святой Ирины.
Особое внимание государь уделял церкви и развитию письменности. Он собрал многочисленных переводчиков и книгописцев, чтобы расширить библиотеку Киевской Руси. По всей земле дети обучались грамоте благодаря открытому в Новгороде училищу для мальчиков. Ярослав и сам тратил много времени на чтение. Нанятые им специалисты переводили книги на древнерусский и церковнославянский языки. В 1054 году князь ощущает приближение кончины, поэтому делит все свои земли между сыновьями, завещая им жить в мире.
Киевский престол достался князю Изяславу. Скончался государственный деятель 20 февраля 1054 года.
Святослав Николай 1027 — 1076 — князь черниговский , предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии или Кикилии, Цецилии , неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде , дочери графа Леопольда. Вячеслав 1033 — 1057 — князь смоленский [комм 6]. Игорь 1036 — 1060 — князь волынский [комм 7].
Некоторые историки [68] отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира «Повесть временных лет». Гипотетический князь Новгорода. В 1018году Ярослав Владимирович Мудрый , потерпев на юге поражение от Болеслава Храброго и Святополка , бежал в Новгород и приготовился бежать далее, «за море».
За это время границы государства несколько раз перемещались. Конфликты с братьями Когда Владимир погиб, его место занял Святополк. Ему пришлось уничтожить троих братьев, чтобы сохранить власть. От рук наёмных убийц правителя умерли Борис, Святослав и Глеб. Эта судьба ожидала и младшего брата, но тому удалось победить в битве под Любичем. В 1016 г. Святополк сбежал к своему тестю Болеславу, спустя два года они вместе попробовали напасть на Ярослава. Битва произошла на Волыни, на берегу Буга. На время Болеславу удалось завладеть Киевом, но позже он рассорился с зятем и уехал. В это время Мудрый снова нападает вместе со своими варягами и выигрывает. В 1019 г. Ярославу удалось стать киевским князем. Своей главной целью он видел защиту родной земли от печенегов и других завоевателей. Под своей властью правитель объединил практически все древнерусские территории. Но для полноценного управления мужчине потребовалось разобраться с другими родственниками. В 1021 г. В 1036 г. В это же время он отправляет своего сына Владимира на пост новгородского государя. Мудрый предпочитал решать все вопросы с помощью дипломатии, прибегая к насилию только в крайнем случае. Исследования его останков показали, что у государственного деятеля была практически полностью перерублена нога. Он не мог обходиться без посторонней помощи, поскольку сильно хромал.
Первые два не отраженные в приведенной выше схеме известны по "Пряди об Эймунде". Конунга Бурицлава исследователи традиционно отождествляют со Святополком Владимировичем Окаянным , князем туровским, с 1015 по 1019 г. Несходство имен объясняется тем, что в борьбе Ярослава со Святополком значительную роль играл польский князь Болеслав I Храбрый 992-1025 , его тесть. Лященко подчеркивает, что "русская летопись при описании этих столкновений имя Болеслава ставит первым", и "в лагере Ярослава говорится прежде всего о борьбе с Болеславом" [Лященко 1926: 1072] 2. Замена поэтому понятна, тем более что имя Бурицлав нередко встречается в древнескандинавской литературе. Вартилава исследователи традиционно отождествляют с полоцким князем Брячиславом Изяславичем ум. Лященко объясняет превращение племянника Ярослава в его брата тем, что "русские князья разных степеней родства называли себя и официально, и в частной беседе братьями" [Лященко 1926: 1086]. Кук небезосновательно полагает, что фигура Вартилава являет собой соединение двух образов — Брячислава, от чьего имени образовано имя "Вартилав" и чья резиденция Палтескья — Полоцк упоминается в тексте, и Мстислава Владимировича, князя тмутараканского, который, как и Вартилав в "Пряди", заключил с Ярославом мирный договор, а после смерти оставил свой удел Ярославу [Cook 1986: 69]. По сагам, стол верховного правителя Гардарики Руси находится в Хольмгарде Новгороде. Сухотин полагал, что среди иностранных браков "норманские браки — наименее иностранные для русской династии норманского корня", поскольку Ярослава он воспринимал как "норманского по крови государя славянской земли" [Сухотин 1938: 179]. От источника к источнику мотив обрастает подробностями. Если монах Теодрик сообщает лишь, что Ярицлав "женился на Ингигерте, к которой... Наиболее полно история брака Ярослава и Ингигерд излагается Снорри Стурлусоном. Сватовство Ярослава, согласно саге, было начато летом или осенью 1018 года. Следующей весной приехали в Швецию послы конунга Ярицлейва с целью проверить то обещание, которое конунг Олав дал предыдущим летом: отдать Ингигерд, свою дочь, за конунга Ярицлейва. Конунг Олав повел разговор с Ингигерд и говорит, что таково его желание, чтобы она вышла замуж за конунга Ярицлейва. Она отвечает: "Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва, то хочу я в свадебный дар себе Альдейгьюборг Ладогу и то ярлство, которое к нему относится". Послы согласились на это от имени своего конунга. Тогда сказала Ингигерд: "Если я поеду на восток в Гардарики, тогда я хочу выбрать в Швеции того человека, который, как мне думается, всего больше подходит для того, чтобы поехать со мной. Я также хочу поставить условием, чтобы он там на востоке имел не ниже титул и ничуть не меньше прав и почета, чем он имеет здесь". На это согласился конунг, а также и послы. Конунг поклялся в этом своей верой, и послы тоже. Ингигерд выбрала себе в провожатые своего родича ярла Рёгнвальда Ульвссона. Поехали они все вместе летом на восток в Гардарики. Тогда вышла Ингигерд замуж за конунга Ярицлейва. Княгиня Ингигерд дала ярлу Рёгнвальду Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему принадлежало; Рёгнвальд был там ярлом долго, и был он известным человеком [Hkr. II: 147-148]. Брак Ярослава и Ингигерд был заключен в 1019 году: эту дату называют исландские анналы "1019. По поводу сватовства Ярослава к шведской принцессе Ингигерд в научной литературе высказывалось предположение, что одной из причин, побудивших его заключить союз с Олавом Шведским, был военный поход по Восточному пути, совершенный ярлом Свейном Хаконарсоном в 1015 году. Ярослав якобы шел на этот брак для предотвращения возможных в дальнейшем агрессивных действий, которые, как и раньше нападение на Ладогу ярла Эйрика Хаконарсона в 997 году , предпринимались если не самим Олавом, то покровительствуемыми им его друзьями и гостями [Рыдзевская 1945: 56]. Отмечая нестабильную обстановку в южном Приладожье на рубеже X-XI веков, отрицательно сказывавшуюся как на состоянии международной торговли, так и на безопасности Новгорода, исследователи также охарактеризовали брак между Ярославом Мудрым и Ингигерд как попытку устранения нестабильности. Ладожское ярлство в результате превратилось в своеобразную буферную зону между Скандинавией и Русью: став владением шведки Ингигерд, эта область оказалась защищенной от нападений шведов, а, будучи передана ярлу Рёгнвальду, другу Олава Норвежского, — и от нападений норвежцев [Богуславский 1993: 152]. Мне представляется, что причина здесь гораздо глубже. Период с 1018 по середину 1020-х годов в целом отмечен усилением русско-шведских, равно как и русско-датских, связей, вызванным желанием Ярослава создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол [Назаренко 1984: 13-19; Мельникова 1988: 47]. Именно как следствие этой политики и стоит рассматривать сватовство Ярослава к дочери Олава Шведского и последующую женитьбу на ней. Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI века не фиксируется никакими другими источниками, кроме "Саги об Олаве Святом" Снорри Стурлусона во всех ее вариантах и "Пряди об Эймунде". Тем не менее большинство исследователей признает достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Вероятно, причина такого единодушия кроется в том, что "сведения саг о Ладоге сходятся с нашей летописью в том, что в этом городе с примыкающей к нему территорией нет своего князя, в противоположность Новгороду, Полоцку и другим" [Рыдзевская 1945: 59]. В древнерусских источниках сведений о жене Ярослава Владимировича совсем мало. Имя ее мы встречаем в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона 1040-е годы , где будущий митрополит обращается к покойному князю Владимиру со словами: "Виждь и благоверную сноху твою Ерину то есть Ирину. Ингигерд иногда отождествляют с Анной, поскольку, согласно поздней новгородской традиции, так звалась жена Ярослава и мать Владимира. Но это мнение ошибочно подробнее см. Подтверждением того факта, что жена Ярослава Ингигерд получила на Руси имя Ирина, служит летописное сообщение 1037 года об основании Ярославом Мудрым монастырей св. Георгия и св. Ирины, ибо, как известно, Георгием назывался в крещении сам Ярослав, а Ириной могла стать в православном крещении скандинавская принцесса [Янин 1988: 138-139]. Единственное, что еще известно об Ингигерд — это дата ее смерти. Л, 1927. Вальдамар Ярицлейвссон и Виссивальд Ярицлейвссон могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого — Владимиром 1020-1052 гг. В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха сыном Ярослава Мудрого. Oddr: 24]. В приведенной выше схеме контаминированы сведения различных саг, а потому в ней присутствуют и Виссивальд Всеволод , и Хольти Всеволод , и Вальдамар, сын Ярицлейва Владимир Ярославич , и Вальдамар — его внук Владимир Всеволодович. В целом ряде королевских саг записи начала XIII в. История женитьбы Харальда и Елизаветы, как она описывается сагами, весьма романтична. Через год после битве при Стикластадире 1030 г. Снорри далее рассказывает, что "конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну... Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу. Затем отправился он в путь в Грикланд, и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард" [Hkr. III: 69-70]. Здесь рассказывается о том, что "Харальд ездил по всему Аустрвегу и совершил много подвигов, и за это конунг его высоко ценил. У конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которую звали Элизабет, норманны называют ее Эллисив.
Династические союзы Ярослава Мудрого
Браки династические браки при Ярославе мудром". Ярослав Мудрый династические браки таблица. Династические браки По разным направлениям шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. В браке с Ярославом у нее родились 10 детей. Именно с Ярослава Мудрого началась традиция заключения династических браков с представителями скандинавских королевств, к тому времени также принявших христианство. Династические браки Ярослава Мудрого Другие три сына Ярослава были женаты на католичках — немецких принцессах, но значительного сближения христианской Руси с католической Германией не последовало.
Значение династических браков при ярославе мудром. Междинастические браки в Древней Руси
Джаксон, Кучкин 1998 — Джаксон Т. Год 1251, 1252 или 1257? X Чтения к 80-летию В. Материалы конференции. Древнерусские города 1987 — Древнерусские города в древнескандинавской письменности. Древняя Русь 1999 — Древняя Русь в свете зарубежных источников. История Дании 1996 — История Дании. Карамзин 1842 — Карамзин Н.
История государства Российского. Кучкин 1971 — Кучкин В. Лященко 1926 — Лященко А. VI сер. Мельникова 1988 — Мельникова Е. Скандинавия во внешней политике Древней Руси до середины XI в. Молдован 1984 — Молдован А.
Киев, 1984. Назаренко 1984 — Назаренко А. Сборник статей, 1984 г. Назаренко 1993а — Назаренко А. Назаренко 1993б — Назаренко А. Немецкие латиноязычные источники IX—XI веков. Назаренко 1994 — Назаренко А.
Назаренко 1995 — Назаренко А. Русско-германские связи древнейшей поры IX—XI вв. Пашуто 1968 — Пашуто В. Внешняя политика Древней Руси. Пашуто 1972 — Пашуто В. ПСРЛ — Полное собрание русских летописей. Рыдзевская 1940 — Рыдзевская Е.
Рыдзевская 1945 — Рыдзевская Е. Рыдзевская 1970 — Рыдзевская Е. Сухотин 1938 — Сухотин Л. Белград, 1938. Янин 1988 — Янин В. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика.
Янин 1991 — Янин В. Hannover; Leipzig, 1917. Bagge 1991 — Bagge S. Berkeley; Los Angeles; Oxford, 1991. Braun 1924 — Braun F. Halle, 1924. Cook 1986 — Cook R.
Medieval and Renaissance Studies. Cross 1929 — Cross S. Vem var Valdemar den stores drottning Sofia? Copenhagen, 1976. Hastrup 1986 — Hastrup K. Culture and History in Medieval Iceland. An Anthropological Analysis of Structure and Change.
Oxford, 1986. Christiania, 1888; reprint Oslo, 1977. Kristiania, 1922. Lind 1990 — Lind J. Lind 1992 — Lind J. Melnikova 1997 — Melnikova E. Kiel, 1997.
Olrik, H. Storm 1893 — Storm G. Kristiania, 1880. Hauniae, 1917—1918.
Владимир заменил их русскими дружинниками, богатырями — героями народных сказаний. Придя к власти в Киеве в 980 году, Владимир решил совершить преобразования, которые должны были по его замыслу объединить народ и укрепить власть князя. А что сильнее всего укрепляет народ и авторитет правителя в древние времена? Правильно, религия.
Так, князь Владимир стал инициатором проведения религиозной языческой реформы 980 года. В чем состоял основной смысл религиозной реформы? В Древней Руси существовал политеизм. Богов было много и каждый отвечал за что-то конкретное. Подробнее о политеизме вы можете почитать в статье « Восточнославянские племена и их соседи. Быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян ». Владимиру не нравилось большое количество богов, и он решил сделать Перуна — бога грома — главным богом среди всего славянского пантеона. Преобразование оказалось неудачным.
Почему религиозная реформа провалилась? Князь не учел небольшую деталь: у каждого племени был свой верховный бог. Кто захочет молиться и приносить жертвы только богу Грома, вдруг это обидит других богов и они перестанут помогать людям? Поэтому религиозная реформа не была принята обществом, но Владимир не остановился и предпринял еще более радикальный шаг. Крещение Руси Выбор религии. В 986 году князь Владимир решил выбрать для своего народа единую веру, которая могла сплотить их и укрепить власть князя на Киевском престоле. Какие религии мог выбрать Владимир? Из летописи нам известно, что Владимир призвал к себе представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма.
Например, в исламе был запрет на алкоголь и свинину. Ранее бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе. Важно: не путайте христианство с православием, так как раскол христианской церкви на православную и католическую произойдет в 1054 году. Что повлияло на выбор христианства? Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников. Владимир согласился помочь, но с условием, что за это ему отдадут в жены сестру императора Анну. Владимир оказал помощь, но по окончании военной кампании византийский император не спешил отдавать свою сестру в жены языческому князю. Тогда Владимир со своим войском отправился в Корсунь, он же Херсонес город в Крыму в районе современного Севастополя , чтобы напомнить императору об их договоре.
В ходе переговоров было решено, что Владимир примет христианство в этом городе. По возвращении в Киев в 988 году князь крестил народ в водах реки Днепр, куда же были сброшены и языческие идолы. Почему у Владимира столько прозвищ? Принятие христианства имело огромное значение, поэтому в прозвищах отражается отношение к нему всего народа. Васнецов, фреска «Крещение князя Владимира» Но мы знаем, как было на самом деле: Причины принятия христианства: Владимир стремился объединить под своей властью восточные племена, сплотив их верой в единого бога. Принятие христианства могло повысить международный авторитет и способствовать сближению с Византией и другими христианскими государствами. Религия обосновывала имущественное неравенство среди народа: не важно, беден или богат человек, если всех ждет суд перед богом. Принятие христианства могло усилить власть и авторитет князя.
Последствия принятия христианства: Произошло объединение восточных славян, так как, приняв христианство, человек не был частью определенного племени. Возрос авторитет Руси на международной арене, укрепились дипломатические связи с христианскими государствами. На Руси появились нормы морали, которые регулировали поведение людей в обществе, снизилось число грабежей и убийств. Произошел толчок к развитию культуры: началось строительство церквей и храмов, развитие письменности и иконописи. С внутренними делами князя Владимира мы разобрались, пришло время узнать, как складывались отношения с соседями. Внешняя политика Владимира Главной целью Владимира было расширение государства.
Но сегодня не об этом. Киевский князь понимал важность династийных браков. Эти бракосочетания дадут России новых союзников, да и ,вообще, поднимут статус Киевской Руси на политической арене. Брак киевского князя и Ингигерды Шведской Ярослав прекрасно понимал силу династийных браков.
Поэтому сам женился на шведской принцессе- Ингигерда. Изначально ее отец хотел женить Ингигерду на норвежском короле Олафе 2. Но киевские послы прибыли раньше, чем посланники Норвегии. Эта свадьба носила весьма политический характер — в своём противостоянии с братом Святополком за право на киевский престол Ярослав опирался на наемников-варягов, многие из которых были норманами. Родилась киевская принцесса в 1023 году. Когда Анастасии исполнилось 15 лет ее выдали замуж за будущего короля Венгрии- Андраша 1,который, спасаясь от преследований со стороны короля Иштвана I, бежал в Киев. В 1046 году Андраш вместе с Анастасией вернулся в Венгрию, и, захватив престол, стал королём. Королева основала в Венгрии несколько православных монастырей. По преданию, она скончалась в монастыре Адмонт или Агмунд, что в Штирии. Династические браки в знак союза с Польшей В результате переговоров с утвердившимся в 1038 году в Польше Казимиром I, Ярослав Мудрый решил поддержать польского монарха и помочь ему вернуть Мазовию — территорию, обособившуюся от польского королевства за время смуты 1034-1037 годов.
В знак полного примирения с Русью польский князь отпустил на волю всех русских пленных, захваченных в Киеве его дедом, Болеславом I. В 1046 году Харальд стал королём Норвегии, они с Елизаветой переехали в его королевство. Родила мужу двух дочерей — Марию и Ингигерд. Договор предусматривал службу русского войска в Константинополе и его участие в византийских войнах с Италией и печенегами. Чтобы окончательно укрепить мир, византийский император отдал свою родственницу предположительно дочь за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Этот союз принесет Всеволоду сына- Владимира. Впоследствии Владимир станет киевским князем. Потом этого князя назовут Мономахом. В его годы правления создаётся "Поучение Владимира Мономаха", которое станет ключевым произведением 12 века. Брак Анны Ярославны и французского короля Генриха I Младшая из трёх дочерей киевского князя была выдана отцом за французского монарха и в 1051 году, во Франции, состоялась свадьба.
Анна родила Генриху четверо детей, в том числе будущего короля Франции Филиппа I. У Ярослава Мудрого было 3 дочери. Все они были выданы замуж за иностранцев и стали королевами разных европейских государств. Родилась она около 1023 года. Будущий муж Анастасии, венгерский герцог Андраш вместе с братьями Белой и Левенте был вынужден бежать из Венгрии после расправы над их отцом Вазулом, учинённой королём Иштваном I Святым. В 1046 году венгерская знать, недовольная прогерманской политикой короля, пригласила Андраша с братом в Венгрию. В конце сентября Андраш вступил на престол, а весной 1047 года короновался в Секешфехерваре. Так дочь Ярослава стала королевой Венгрии. В 1053 году Анастасия родила сына, названного Шоломоном. Также известно, что в Венгрии Анастасия родила сына Давида, а также по крайней мере одну дочь.
Рождение Шоломона, а позже его коронация, привели к конфликту между королевской четой и братом короля Белой, который был наследником до рождения ребёнка. В Венгрии Анастасия оставалась православной. С её именем связано основание нескольких православных монастырей. Один из них — во имя св. Аниана в Тихани на озере Балатон. Другой православный монастырь был основан в Тормове. Ещё одним монастырем, основанным Анастасией, называют монастырь в Вишеграде. В 1060 году Бела поднял восстание против Андраша и в том же году нанёс брату поражение, вскоре после чего тот скончался, и 6 декабря 1060 года Бела стал венгерским королём. Анастасия с детьми вынуждена была бежать к германскому королю Генриху IV, сестра которого Юдит-Мария была помолвлена с Шоломоном.
Князя называли основателем книжности и учености.
Самыми важными достижениями Ярослава ученые считают: Создание школ. Доступ к образованию получали не только дети воевод, князей, но и ремесленников, купцов. Образование становилось нормой для русичей. Открытие монастырей. Благодаря этому укрепилось христианство на Руси, развивались книго- и летописание, книжная миниатюра. Объединил духовных и ученых людей, которые создавали литературу и занимались научными изысканиями. Поощрял развитие ремесел. За время его правления были построены: Собор Святой Софии, церковь и монастырь святой Ирины и святого Георгия; Золотые Ворота — въездные ворота, украшенные драгоценными элементами; двух- и трехэтажные дома с галереями и балконами; рынки. Ярослав Мудрый оказывал особую поддержку религии. Он построил более четырех сотен монастырей и церквей, сделал митрополитом киевским Иллариона, показав тем самым независимость религиозной общины Киевской Руси от константинопольского патриарха.
Во времена его правления был утвержден церковный устав. Грамотная и дальновидная политика Ярослава Мудрого привела к расцвету Киевской Руси, укреплению ее государственности и развитию культуры. Ярослав Мудрый: личная жизнь, интересные факты Загадки, недосказанности и исторические казусы — то, чем полны биографии великих правителей прошлого. И это касается не только политической или военной деятельности, но и личной жизни. Известно, что Ярослав Мудрый имел многочисленное потомство. А кем были его супруги, что известно историкам о них? Вот что поведали киевские и норманские летописи: Анна — первая жена Ярослава. Из какого рода происходила первая жена Ярослава и какой была ее судьба, неизвестно. Есть только догадки историков, которые исходят из скудных летописных упоминаний и домыслов. Предположительно, на Анне Ярослав женился в Новгороде.
Установлено, что ее след теряется во время трехлетней войны Ярослава со Святополком, Борисом и Глебом за киевский престол. Ее и сестру Ярослава Предславу взяли в плен и, вероятнее всего, убили. На киевский престол Ярослав Мудрый взошел уже женатым во второй раз. Его супругой стала Ингигерда — дочь шведского короля Олафа Шенконунга. Для нее брак с хромым русским князем, который ведет войну за киевский престол, был неприятным и унизительным. Девушка была влюблена и обручена с норвежским королем Олафом, но ее отец в последний момент нарушил слово и отдал ее Ярославу. Шенконунг собирался в поход на Данию, и ему нужен был сильный союзник. Норвегия была слабой, а вот Новгород и Киевская Русь могли прислать своих воинов. Всю жизнь Ингигерда, а на Руси — Ирина, питала ненависть к мужу, но, несмотря на это, родила ему девятерых детей. В одной из саг говорится о том, что после смерти бывшего жениха Олафа Ирина призналась Ярославу, что это была ее единственная и настоящая любовь.
Киевский князь был растоптан и уничтожен этим признанием. Утешение он ищет в градостроительстве и книжности. История имеет множество загадок. Некоторые из них касаются и киевского князя Ярослава: Убийство Бориса и Глеба.
Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
Ярослав Мудрый считается достоверно свёкром трёх королей и вероятно — четырёх. Дочь Ярослава Мудрого, в 1043 или 1044 году вышла замуж за Харальда, будущего короля Норвегии Харальда III Сурового, сына Сигурда Свиньи. ярослав мудрый дипломатический династический Ярослав Мудрый вошел в историю как правитель, опутавший родственными связями почти всю Европу! Одним из способов поиска надежных союзников и формирования прочных международных отношений во все времена считались династические браки. В какие дали занесло детей Ярослава Мудрого благодаря династическим бракам, выяснили любознательные «Тонкости».
Тесть Европы: как Ярослав Мудрый сроднился с европейскими правителями
Династические браки. Ярослав Владимирович за свою жизнь был женат только один раз, однако в летописях упоминается два имени супруги — Ирина и Анна. Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской. Ярослав прекрасно понимал силу династических браков – он и сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской. Ярослав прекрасно понимал силу династических браков – он и сам женился на шведской принцессе Ингигерде.
ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ
Ярослав Мудрый и сам заключил династический брак с Ингигердой, принцессой Швеции, так как понимал, какое важное значение играют подобные браки.
Желая установить с развитыми мировыми державами более тесные связи, Ярослав также женил своих сыновей на иноземных принцессах: Изяслав женился на Гертруде, сестре Казимира I, короля Польши; женой Святослава стала австрийская принцесса Ода; Всеволод женился на царевне из Византии. Ярослав Мудрый и сам заключил династический брак с Ингигердой, принцессой Швеции, так как понимал, какое важное значение играют подобные браки.
Он сватался к Елизавете.
Но тогда Ярослав не согласился на такой брак, так как у жениха не было ни денег, ни трона. После этого Харальд отправился в Царьград и записался в наёмники к императору Византии Михаилу IV Пафлагонскому, которому нужно было держать в повиновении своё огромное государство. Элитным наёмникам император платил весьма щедро. Харальд воевал в Африке, Сицилии и Палестине, получив много денег и добившись славы.
Весной Харальд с Елизаветой отправились в Скандинавию. Вступив в союз с королём Швеции, Харальд снарядил корабли и отправился в военный поход против Дании. Затем Харальд примирился со своим племянником Магнусом, правившим в то время Норвегией, и они стали править страной вдвоём. Вскоре Магнус умер, и с 1047 года Харальд стал полновластным королём Норвегии.
Елизавета стала королевой. Харальд Суровый. Харальду хотелось иметь сына, и он взял себе наложницу Тору, которая родила ему и не одного, а даже 2 сыновей: Магнуса и Олава. Тем не менее Елизавета продолжала разделять со своим мужем все тяготы его бурной жизни.
Когда он решил завоевать Англию, то вместе с ним отправились в поход и Елизавета, и обе их дочери. Первое время в Англии удача улыбалась норвежскому королю. Он одержал ряд побед и захватил несколько городов. Но в битве при Стамфордбридже 25 сентября 1066 года стрела попала ему в незащищённое горло.
Рана оказалась смертельной. В момент битвы Елизавета с дочерьми находилась на Оркнейских островах к северу от Шотландии. Харальд был уверен в том, что там они находятся в безопасности.
Его прозвище означает либо « раз дающий хлеб», либо «господин» [История Дании 1996: 81, примеч. О браке ок. Матерью конунга Харальда была Гюда, дочь Харальда, конунга англов, Гудинасона. Конунг Харальд был женат на Кристин, дочери Инги, конунга свеев, Стейнкельссона, сестре королевы Маргрет, на которой тогда был женат Никулас, конунг данов. Некий купец по имени Видгаут отправился в поездку с поручением Кнута Лаварда на восток в Хольмгард просить для него руки Энгильборг. Харальд дал положительный ответ на сватовство Кнута к его дочери. Вскоре в Дании была сыграна свадьба. Она родила мальчика и назвала его Вальдимар; он родился через семь дней после гибели святого Кнута Лаварда, своего отца; в раннем возрасте он был крупным и красивым [ребенком] и во всем превосходил остальных. Пашуто предположил, что «сын Ингеборг и Кнута — будущий датский король Вальдемар I 1157—1182 назван так, видимо, в честь деда, Мономаха» [Пашуто 1968: 147; Lind 1990: 16]. Согласно «Саге о Кнютлингах», которая в данном конкретном случае представляется Дж. Линду достоверной [Lind 1990: 16], Вальдемар родился на Руси через семь дней после убийства его отца и провел там раннее детство. На момент брака Ингибьёрг и Кнута Лаварда ок. Такое различие вряд ли могло быть проведено компилятором XIII в. Информатором автора саги он считает названного в ней исландского скальда Атли Свейнссона, который был с Вальдемаром в битве 1157 г. Я, однако, сомневаюсь, что противопоставление Хольмгарда и Гардарики было осознанным и что второй топоним принимал при этом не совсем ему свойственное значение обычное их соотношение: первый — имя города, столицы государства, обозначаемого вторым топонимом. Его брак с Мальмфрид Мстиславной сестрой Ингибьёрг, на которой был женат Кнут Лавард заключен в 1133 г. Линд полагает, что брак второго сына Эйрика и второй дочери великого киевского князя Мстислава Владимировича не был случайностью, а явился составляющей борьбы за власть между братьями Эйриком и Кнутом, с одной стороны, и их кузеном Магнусом, сыном Нильса, женатым на польской принцессе Рикисе, дочери Болеслава III, с другой. После убийства Магнусом безоружного Кнута в 1131 г. Эйрик выступил против короля, и через три года гражданская война закончилась его победой, а также гибелью Нильса и его сына Магнуса. В ходе войны Эйрик восстановил датско-русский альянс, женившись на сестре Ингибьёрг, Мальмфрид, вдове Сигурда Крестоносца [Lind 1992: 235—238]. Дату этого брака находим в Датских Бартолианских анналах: «1154. Чтобы понять, кем была жена Вальдемара I Датского, необходимо выяснить, кем был ее отец Валад в Пулиналанде. Этот персонаж отождествляется исследователями с несколькими различными князьями. Наиболее убедительной представляется аргументация Я. Назаренко справедливо подчеркнул, что эта «гипотеза выглядит справедливой еще и потому, что иначе пришлось бы допустить, что Вальдемар внук Мстислава Великого был женат на собственной племяннице» [Назаренко 1995: 35—36]. Оба топонима обычно выступают обозначением Польши. Матримониальные династические связи русского княжеского рода с королевскими фамилиями Скандинавии 5 свидетельствуют, с одной стороны, о широте внешнеполитических сношений Руси и ее активной внешней политике, а с другой стороны — о могуществе средневековой Руси, к союзу с которой стремились скандинавские страны [Пашуто 1972: 194]. Библиография Богуславский 1993 — Богуславский О. Васильевский 1908 — Васильевский В. Глазырина 1988 — Глазырина Г. Юбилейные чтения, посвященные 70-летию В. Джаксон 1993 — Джаксон Т. Исландские королевские саги о Восточной Европе с древнейших времен до 1000 г. Тексты, перевод, комментарий. Джаксон 1994 — Джаксон Т. Исландские королевские саги о Восточной Европе первая треть XI в. Джаксон 1999 — Джаксон Т. К 80-летию В. Джаксон 2000 — Джаксон Т. Джаксон, Кучкин 1998 — Джаксон Т. Год 1251, 1252 или 1257? X Чтения к 80-летию В. Материалы конференции. Древнерусские города 1987 — Древнерусские города в древнескандинавской письменности. Древняя Русь 1999 — Древняя Русь в свете зарубежных источников. История Дании 1996 — История Дании. Карамзин 1842 — Карамзин Н. История государства Российского. Кучкин 1971 — Кучкин В. Лященко 1926 — Лященко А. VI сер. Мельникова 1988 — Мельникова Е. Скандинавия во внешней политике Древней Руси до середины XI в. Молдован 1984 — Молдован А. Киев, 1984. Назаренко 1984 — Назаренко А. Сборник статей, 1984 г. Назаренко 1993а — Назаренко А. Назаренко 1993б — Назаренко А. Немецкие латиноязычные источники IX—XI веков. Назаренко 1994 — Назаренко А.