Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

Чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей, годовщину которой отмечают 23 февраля. 73 года назад, 23 февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей в Центральную Азию. 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. 23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками.

Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года

На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. «Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Новостной информационный проект российских мусульман, Новости, История и современность, 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей. 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами. 23 февраля 1944 года началась операция чечевица, в самом названии обыгрывается слово чеченцы.

Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь

А нужда была во всём. Положение изменилось практически сразу же после смерти тирана Сталина. Как 13 лет проживания на чужбине в тяжелейших условиях повлияли на народ? Он стал консолидированным. Ещё более окрепла непоколебимость его веры во всемогущество Всевышнего, в справедливость Его суда. Расцвели его духовно-нравственные силы. Общая беда, общность судьбы укрепляли узы единства. И такое состояние нашего этноса сохранялось до политического раскола чеченского общества на рубеже 80-х — 90-х гг. Идеологи деструктивных сил, тогда активно действовавших, по наущению своих «кураторов» и «инвесторов» сделали немало, чтобы разрушить это единство, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй». Хвала Аллаху, что нашёлся человек, глубоко осознавший недальновидность и пагубность этих явлений, и поэтому взявший на себя ответственность за будущее своего народа. Он — Ахмат-Хаджи Кадыров — ради этой благородной цели пожертвовал своей жизнью, показав нам всем пример беззаветного служения своему народу.

Дала гIазот къобал дойла цуьнан! С чем столкнулись люди, возвращавшиеся на родину после реабилитации? С чем может столкнуться человек, встреченный в своём родном, родительском доме, ну скажем так, как непрощенный гость? Каково может быть его морально-психологическое состояние? Ответ очевиден! Процесс полной реабилитации репрессированных народов должен был начаться сразу же после ХХ съезда КПСС февраль 1956 г. Можно сказать, что он начался, но не в отношении чеченского и ингушского народов. Тогда был начат поиск приемлемого для иерархии официальной власти варианта невозвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину. Можно сказать, что конструировался вариант их резервации в местах спецпоселений. Однако, когда руководству страны стало ясно со всей очевидностью, что с таким решением не согласится чеченский народ, самый многочисленный из северокавказских народов, и он будет поддержан братьями-ингушами, в кабинетах Кремля стали понимать ближе к осени 1956 г.

Этот директивный документ и дал старт практической реализации полной реабилитации чеченцев и ингушей. После их поголовного выселения практически все населённые пункты, за небольшим исключением, были заселены новыми жителями из различных регионов Советского Союза. Если старожилы бывшей Чечено-Ингушетии в основной массе своей с пониманием относились к возвращению на свою землю её автохтонов, то «новосёлы», за редким исключением, проявляли не только недоброжелательность, но порою и враждебность. Такое отношение приводило к конфликтам, в т. Об этих проблемах честно и откровенно на разных партийных форумах говорили Муслим Гайрбеков, Шамсуддин Сагаев, Ваха Татаев, Дзияудин Мальсагов и другие. Ситуация заметно успокоилась в 1961-1962 гг. До сих пор много людей проживают в тех местах, в чем основная причина того, что люди остаются там? Материальная проблема или что-то иное? Действует ли программа по возвращению желающих домой? К концу 1961 года из Казахстана и Киргизии возвратились 468 тыс.

В последующие годы каких-либо правовых преград для возвращения на свою историческую родину у чеченцев и ингушей не было. В официальных документах констатировалось, что к концу 1962 года все чеченцы и ингуши, пожелавшие вернуться в Чечено-Ингушскую АССР, такой возможностью воспользовались. Оставались жить в Казахстане, Киргизии, Узбекистане по собственной воле. Мотивация была разная. Но выбор был добровольный. Каких-либо затруднительных проблем, решить которых в то время не было возможности, на мой взгляд, не существовало. В последующие годы отдельные чеченские и ингушские семьи, вернувшиеся на свою родную землю, возвращались в Казахстан и другие республики, и надо сказать, что чувствовали там себя вполне равноправными гражданами Советского Союза. Во времена политического кризиса в республике, преодоления его тяжёлых последствий также немало чеченских семей выехало в Казахстан и Киргизию.

Вдруг один старик крикнул: "Люди, не бойтесь! Нас не увезут туда, где нет Аллаха! Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов. Он заявил, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков, но отметил необходимость двигаться вперед и занять "достойное место в братской семье народов и регионов России".

По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека. Основной причиной гибели депортированных в сильные морозы назывались атмосферные и изменившиеся бытовые факторы, хронические изнуряющие заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста. Депортированные были оторваны от своего традиционного образа жизни и с трудом приобщались к жизни в колхозах. Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими. Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Всего с момента вселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120 и умерло 146 892 северокавказца.

И старательно забывают, переиначивают, ищут хоть крупицу положительного в неприглядных и страшных страницах собственной истории. Как-то не заладилось Отношения у чеченского и ингушского народов с советской властью складывались непросто. Впрочем, вряд ли можно было ожидать сердечной привязанности, памятуя о: — карательных экспедициях русских войск в Чечню, длившихся с 1721 по 1783 годы и сопровождавшихся сожжением целых аулов, взятием заложников из наиболее влиятельных чеченских семей, казнями и насильственным приведением населения к присяге на подданство России; — ответной ненависти и массовых восстаниях против колонизации; — совместном вооруженном восстании чеченцев, осетин, ингушей и кабардинцев против российских властей 1804 года; — оттеснении чеченцев с плодородных равнинных земель в горы наместником Кавказа генералом Ермоловым; — и о других восстаниях, набегах, длившихся без значительных перерывов до марта 1920 года, когда войска Красной армии вошли в Грозный. И уже в сентябре 1920 года началось массовое антисоветское восстание в горных районах Чечни и северного Дагестана, подавленное Советской армией только в марте 1921-го. Весной 1923 года чеченцы разгромили избирательные участки, противясь навязыванию «своих людей» центральными органами на выборах в местные советы. На подавление этого мятежа была брошена дивизия НКВД. Еще более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 с целью разоружения населения, пресечения грабежей и угона скота. С 8 по 28 декабря последовала новая войсковая операция с участием подразделения ОГПУ. Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось и снова потребовалось введение войск. В 1932 году коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы. Дополнительным поводом к силовой операции послужило массовое дезертирство. Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов так писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г. В январе 1942 г.

Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках

Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

23 февраля депортация Ингушей и Чеченцев

23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии. В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. Ардахар) депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь

Также в Чечне и Ингушетии были организованы благотворительные акции, чтение молитв и турнир по борьбе. Его участниками стали жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели. Перед началом митинга собравшимися была прочтена молитва по всем погибшим в годы ссылки. В это время на фронтах находились более 21 тыс. Но мы все вернулись и смогли выстоять, сберечь себя, свою культуру, свой язык и возрождаем свою республику", - сказал на митинге в Назрани глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов. Также и в Грозном прошел митинг, посвященный 77-й годовщине со дня выселения чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию.

Но, конечно, депортировать жителей горных районов, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были сильно разбросаны по большой территории, а приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого. Потому одним из самых известных и трагичных решений стал инцидент, когда были сожжены и расстреляны 700 человек. По мнениям историков есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии. Еще одной причиной считается потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.

Некоторые чеченцы имели оружие, и во многих местах началась стрельба. Но сопротивление скоро было сломлено. Арестованные на площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади. Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…" Ужасы депортации В общей сложности изгнанию с Кавказа подверглось около полумиллиона чеченцев и ингушей. Однако этим Сталин и Берия не ограничились. Все ингуши и чеченцы на территории Советского Союза были арестованы и также были высланы в Среднюю Азию. Сталинские палачи не пощадили даже горцев, воевавших на передовой против фашистов. Солдаты и офицеры чеченской и ингушской национальностей отзывались с фронта, с них срывались погоны, ордена и медали, и они так же, как и их матери, жены, дети, отцы и внуки грузились в скотские вагоны. Не оставили даже партийных работников и государственных служащих. Их, наверное за заслуги перед партией, сгоняли в вагоны последними. По пути в Среднюю Азию в нечеловеческих условиях от холода, голода, болезней погибли более десяти тысяч человек. Тела умерших отбирали у родных и выбрасывали их вдоль железнодорожных путей. Осознав, что делают с умершими, горцы начали прятать трупы, чтобы хотя бы довезти их до места депортации и предать по исламским обрядам земле. По прибытии на место, горцев просто высадили в голой степи. Десятки тысяч человек умерли уже в первые месяцы, поскольку им не предоставили ни жилья, ни пропитания. Власти на местах были не готовы, а зачастую просто не хотели помогать спецпоселенцам.

И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я — это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве. Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются. Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, — моя мама умерла», — рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой. Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков. Хайбах — аул, которого нет.

В Чечне и Ингушетии 23 февраля – не День защитника отечества, а День памяти и скорби

Депортация чеченцев и ингушей — Википедия 23 февраля 2021, 12:02.
23 февраля: Депортация чеченцев и ингушей.: leonard17 — LiveJournal В понедельник, 23 февраля, исполняется 60 лет с того дня, когда по распоряжению Сталина началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа.
ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля? Главная» Новости» Ссылка чеченцев сталиным 23 февраля.
Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года

23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей – История и современность – Новости 23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории. Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов.
23 февраля: Депортация чеченцев и ингушей.: leonard17 — LiveJournal Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей.
Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь “23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей.
23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года.

Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата

Операция Чечевица: Почему случилась массовая депортация чеченцев и ингушей в 1944 году, куда их переселяли и что с ними стало. 78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима. 23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — насильственная депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?

Депортация чеченцев и ингушей (операция НКВД «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Киргизию произошла в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. 23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории. Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов. Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССРи прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. 23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей.

23 февраля: в Париже вспоминали жертв сталинской депортации чеченцев и ингушей

Так называемая операция "Чечевица". Чеченцы называют произошедшее Дохадар - т. Вернуться домой вайнахи смогли только через пятнадцать лет... Можно сколь угодно обвинять чеченцев и ингушей в попытке восстания против Сталина. Однако вайнахские дети, женщины, старики депортированные в Казахстан и Киргизию тем февральским днем, уж точно не были ни в чем виноваты... Интересно, что в 1990-е и 2000-е годы 23 февраля в Чечне официально считалось Днем памяти и скорби. Но в 2011-м году эту дату власти внезапно перенесли на 10 мая день похорон Ахмата Кадырова.

За восемь дней НКВД насильственно депортировал 350-400 тыс чеченцев и 91 250 ингушей. В официальных документах различаются точные данные о количестве депортированных и численности населения Чечено-Ингушетии. Военных заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование. Чтобы подавить все оппозиционные порывы, сотрудники НКВД придумали хитрость. Однако никакого празднования не было. Вместо этого жители обнаружили солдат с автоматами, которые окружили и разоружили мужчин, а затем зачитали ошеломленным пленным указ об их принудительном изгнании. Депортируемым давали от часа до двух на сборы. Затем их погрузили в грузовики и отправили на вокзалы, откуда им предстоял длительный и тяжелый путь в товарных вагонах в ссылку. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось множество ингушей и чеченцев, которые также были демобилизованы и отправлены в ссылку. Те, кто сопротивлялся депортации и скрывался в горах Северного Кавказа, были либо убиты, либо арестованы, а затем высланы в Центральную Азию. Остаться в родных местах не позволили никому. После принудительного переселения народа Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ее территория разделена между соседними регионами — Ставропольским краем, Дагестаном и Северной Осетией. История чеченцев и ингушей была переписана, уничтожены почти все символические, исторические и материальные свидетельства вайнахской жизни, а в домах депортированных поселились русские, украинцы и северокавказцы. Депортация как акт геноцида и расовой дискриминации Многие советские и российские историки сходятся на том, что массовое дезертирство было причиной депортации чеченцев и ингушей. По данным докладной записки заместителя Берии Богдана Кобулова, из 30 тыс. С другой стороны, согласно данным, обнародованным российским историком Василием Филькиным, на фронтах Великой Отечественной войны сражались 28,5 тысяч чеченцев и ингушей 19,5 тысяч призванных или пошедших на фронт добровольцами плюс девять тысяч тех, кого война застала в армии , а по информации чеченского Общества ветеранов войны — даже 44 тысячи человек. На фронте погибли около 2300 чеченцев и ингушей.

Прибывавшие войска НКВД переодевались в общевойсковую форму. Разведывательные самолёты совершали регулярные облёты горных районов. Для успокоения местного населения официально было объявлено о проведении масштабных учений в горных районах республики. Войска располагались в лагерях вблизи сёл. К населению обращались с просьбами по улучшению и строительству дорог. Население относилось к солдатам радушно. Например, мужское население Майстинского сельсовета не только добровольно доставило военные грузы к горным гарнизонам, но также «преподносит подарки, вкусную пищу и предложили обеспечить все гарнизоны дровами из собственных запасов». Берия прибыл в Грозныйи лично руководил операцией, куда под видом «учений в горной местности» была переброшена армия в составе 100 тысяч человек, включая 18 тысяч офицеров и до 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ и «Смерш». Некоторые офицеры были прикомандированы в Чечено-Ингушетию из самых отдалённых районов страны, например, ставший впоследствии печально известным комиссар госбезопасности 3-го ранга Михаил Гвишиани, бывший на тот момент начальником УНКВД по Приморскому краю. На следующий день он встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции и предложил провести необходимую работу среди населения. Об этом Берия докладывал Сталину: Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 2:00 по местному времени и завершилась 9 марта того же года. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинения со стороны местного населения. Есть свидетельства о сожжении заживо до 700 человек в ауле Хайбах в Галанчожском районе, однако достоверность этого события оспаривается рядом историков. По официальной информации было отправлено 180 эшелонов с общим количеством выселяемых 493 269 человек. В пути следования родилось 56 человек, умерло 1272 человека, «что составляет 2,6 человека на 1000 перевезённых. Последним был отправлен эшелон из пассажирских вагонов с бывшими руководящими работниками и религиозными лидерами Чечено-Ингушетии, которые использовались при операции. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулемётов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Наравне со всеми были депортированы семьи Героев Советского Союза И. Бейбулатова, Х. Мухамед-Мирзаева, А. Идрисова, Х. Нурадилова, Х. Дачиева; жена и трое детей героически погибшего Маташа Мазаева; борца за установление Советской власти Асланбека Шерипова. После окончания войны был выслан Герой Советского Союза Х. Подполковник М. Висаитов решением командования 2-го Белорусского фронта был направлен на учёбу в Военную академию имени М. Фрунзе, но через несколько месяцев сослан в Казахстан. Депортация интернациональных семей Чеченки и ингушки, вышедшие замуж за представителей других национальностей, освобождались от депортации. Напротив, русские женщины, вышедшие замуж за вайнахов, должны были быть депортированы. Они могли избежать депортации расторгнув брак, но это не освобождало от депортации их детей.

Под «имеющимися» источниками Г. Гумба, видимо, подразумевает, прежде всего, древнеармянские, древнегрузинские, древнегреческие и арабские рукописи. Неоценимыми и основными источниками по этногенезу, древней и средневековой истории чеченцев могли бы стать летописания и хроники чеченских авторов, написанные на арабской графике на чеченском и арабском языках. Это, прежде всего, тейповые летописи тайпантептарш. По чеченской традиции, каждый крупный чеченский тейп составлял и вёл свою летопись историю. Многие известные этнографы и историки ХIХ в. Лаудаев, А. Берже, Г. Вертепов, Е. Максимов, И. Попов, Н. Семенов, А. Ипполитов, И. Бартоломей, П. Головинский и др. Милютин отмечал, что чеченские учёные-арабисты занимались поисками следов своего прошлого [5]. Лаудаев, первый чеченский этнограф, подчеркивал, что при написании своей работы «Чеченское племя» пользовался рукописью на арабском языке, содержавшей хронологический перечень событий в Чечне и в целом на Кавказе [11, c. Писатель К. Гатуев упоминал «родовые книги чеченцев, хранящиеся в тайниках фамильных летописцев» [8, c. Тотоев, — нельзя не упомянуть без сожаления об оставшихся в забвении собственно чеченских летописях, хрониках-таптирах, написанных арабским алфавитом на чеченском языке… Это бесспорно уникальные источники, значение которых определенно выходит за пределы собственно чеченской истории» [23, c. Кроме чеченских преданий, летописей и хроник, следует упомянуть и цельные исторические труды чеченских авторов периода средневековья и нового времени, написанные на арабском языке. Иваненков пишет о 52-летнем авторе Магомете Алиеве, ведущего на арабском запись событий из чеченской истории [10, c. Чеченский писатель и историк начала ХХ в. Ибрагим-бек Саракаев называет неизвестную арабскую рукопись Арсануко-Хаджи Центороевского «О происхождении чеченцев» [22]. Этнограф П. Максимов обнаружил в конце 20-х гг. Он даже приводит из нее отрывок [13, c. Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c. Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям? Как известно, 23 февраля 1944 г. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле. По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия. По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи. Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г. Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий