Новости академия наук в россии была открыта в

Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития. гравировальная палата и другие отделения. У истоков создания Российской Академии наук стоял царь-реформатор Петр I Великий. Он отчетливо понимал, что развитие промышленности и торговли в России в большой мере связано с уровнем развития науки. Первым домом для Российской академии наук в Санкт-Петербурге было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты.

Что еще почитать

  • Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие | Аргументы и Факты
  • Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
  • День в истории: в России пустили троллейбусы, в Казани открыли филиал Академии наук
  • Либо Е=mc², либо бомбы не будет!
  • Петербургская академия наук
  • История создания Петербургской академии наук

Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка

Российская академия наук — Википедия Рассматривая Российскую Академию Наук, стоит отметить, что открыта она была лишь в 18 веке.
1 августа В 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени.
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки.
Наука РФ - официальный сайт Основание Российской академии наук было результатом инициативы Петра I, который признал необходимость создания национальной академии для развития науки в России.

Российская академия наук. Досье

Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад. Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. После Февральской революции 1917 года «политкорректно» переименована в Российскую Академию Наук, в 1925 году – в Академию наук СССР, а с ноября 1991 года это Российская академия наук (РАН).

В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие

Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем.
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства.
1 августа В 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук Рассматривая Российскую Академию Наук, стоит отметить, что открыта она была лишь в 18 веке.
Как Петр I Академию наук России создавал Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России. Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из.
Наука РФ - официальный сайт С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества.

К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук

Российская академия наук (здание Академии наук в Петербурге). «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов». Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. 25 июля 1925 года Российская академия наук получила название Академия наук СССР.

Пётр I – создатель Российской академии наук

Формирование штата академиков завершила его супруга Екатерина I, которая пришла к власти. Учреждение начало работать в конце декабря 1725 года. Президенты академии наук За 300 лет около трех десятков человек поочередно занимали должность президента Российской академии наук. В их числе были государственные деятели, врачи, писатели, физики, химики, математики, географы, геологи.

Фото: с сайта РАН www. Он пользовался большим доверием Петра I, с 1719 года был его личным доктором. Академией наук Блюментрост руководил более 7 лет.

После него пост занимали еще трое иностранцев, а в 1746 году первым русским президентом главного научного учреждения страны был назначен граф Кирилл Разумовский. На этом посту у него два рекорда — по возрасту назначения в 18 лет и по продолжительности пребывания 52 года. При этом большую часть этого срока Разумовский формально числился президентом, академией руководили назначенные директора.

За 300 лет истории Академии наук единственной женщиной, возглавлявшей ее, стала Екатерина Дашкова в девичестве Воронцова. Она была очень образованным человеком и общалась на равных с известными представителями интеллектуальной элиты Европы — Дидро, Вольтером и другими.

Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер. Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С.

Котельникова, И. Лепехина, В. Севергина и др. Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля.

Именно 8 февраля 1724 г. Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию. Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г. Источник: Wikipedia Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых.

Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства. Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.

Гравюра П. Константинова 1830—1890 по литографии П.

С 1665 г. В 1703—1727 гг. Это особенно важно отметить для эпохи начала деятельности английского банка. Член общества Уильям Петти, врач по призванию, занимавшийся и математикой, и музыкой, и кораблестроением, способствовал своими трудами заложению основ статистики и экономической науки. Франция Несколько иначе обстояло дело во Франции. Борьба королевской власти с феодалами, ослабление их политического значения, превращение независимой аристократии в придворную знать, возвышение буржуазных дельцов, развитие торговли и крупных торговых компаний особенно в Леванте , наконец, создание крупной мануфактуры и экономическая политика Кольбера меркантилизм , покровительствовавшая промышленности в ущерб земледелию — такова одна сторона медали. Другой стороной было: сохранение социального господства феодалов в полной мере, противодействие буржуазным стремлениям к изменению социального облика государства, яснее всего сформулированное в завещании кардинала Ришельё[5], наконец, королевский абсолютизм. Развитие производительных сил страны, двинутое вперед королевской властью при Кольбере, ею же было остановлено.

Отмена Нантского эдикта о веротерпимости — мера по сути антибуржуазная — лишила страну промышленников, ремесленников и торговцев протестантского вероисповедания, а баснословная роскошь королевского двора и неудачная война за испанское наследство основательно подорвали финансы государства. Все эти противоречия французской действительности отразились на истории Академии наук. Первые Академии В 1635 г. В 1663 г. Они образовали Академию надписей и медалей. Образование Академии наук В 1666 г. Это намерение, однако, не осуществилось, и Академия надписей и медалей и Французская Академия продолжали существовать отдельно [6]. А с декабря 1666 г. Таким образом уже для Лавуазье, писавшего эти строки в 1785 году [7], было совершенно ясно, что учреждение Академии наук надо связывать с промышленной политикой Кольбера. Во французской науке этого времени особенно большие успехи сделала математика.

Декарт 1596—1650 ввел в алгебру систему обозначений, употребляемую и в настоящее время, и положил начало аналитической геометрии. Блез Паскаль вступил на путь создания синтетической геометрии и сделал ряд крупных исследований в области циклоиды. В состав организованной в 1666 г. Академии наук входили 3 астронома, 2 химика, 7 геометров, 1 механик, 3 физика и 1 ботаник. Обсерватория в Париже С 1667 года началась постройка обсерватории, в 1669 году французское правительство пригласило итальянского астронома профессора Болонского университета Джованни-Доменико Кассини для руководства обсерваторией. После открытия в 1672 г. Положение Академии наук после Кольбера Со смертью Кольбера в 1683 году положение Академии сильно изменилось к худшему. Если Кольбер, руководимый стремлением развить производительные силы страны, видел в науке мощное орудие такого развития, то господствующий класс Франции — феодальная знать, предъявляла к ученым весьма своеобразные требования. В тот день, когда было решено устроить в Версале чудеса в виде водопадов и фонтанов, работы над картой, над меридиональной линией должны были быть оставлены, теперь занимались только водопроводами, трубами и чертежами бассейнов… Придворные спрашивали математиков о способах обеспечения верного выигрыша в тогдашних модных играх. Если таким образом академиков приспособляли к обслуживанию королевского двора, то практическое использование науки для государственных надобностей в эти годы частых войн между Францией, стремившейся к захвату рынков, и другими государствами, ограничилось военной сферой.

Ученых посылали в крепости. Лишь Кассини оставался в своей обсерватории, так как астрономию считали нужной для флота [10]. Устав 1699 года Наконец в 1699 г. Академия получила устав. По уставу она объявлялась состоящей под покровительством короля, приказы которого объявлялись через кого-нибудь из статс-секретарей. Президент назначался королем из состава почетных членов. Пенсионеры распределялись по специальностям: 3 геометра, 3 астронома, 2 механика, 3 анатома, 3 химика и 3 ботаника. Кроме того, к пенсионерам причислялись секретарь и казначей Академии. Прикомандированных было 12 человек по 2 человека по тем же специальностям. Почетные члены избирались общим собранием по 1 кандидату на свободное место, пенсионеры — по 3 кандидата, прикомандированные — по 2 кандидата; ученики предлагались общему собранию пенсионерами и прикреплялись к последним.

Все избранные общим собранием кандидаты поступали на утверждение короля. Монахи, члены религиозных орденов могли быть предлагаемы только в почетные члены. Пенсионерами или прикомандированными могли быть только лица, имеющие известный печатный труд, прочитавшие блестящий курс лекций, изобретатели машин или известные иными открытиями. Почетные члены, пенсионеры и прикомандированные имеют право совещательного голоса в вопросах науки. Право голоса — решающего и совещательного — на выборах и при обсуждении академических дел имеют только почетные члены и пенсионеры. Все должны объявлять в начале года томы своих предстоящих работ и обязаны делать доклады на заседаниях. Помимо научно-исследовательской работы, Академия, по приказу короля, производит проверку и испытание всех машин и изобретений [11]. Одновременно с новым уставом Академия получила помещение в Лувре. Зависимость Академии от королевской власти Как видим из этого изложения, Академия Наук была учреждением, находившимся в полной зависимости от королевской власти. К изложенному следует добавить, что президент и вице-президент Академии были большей частью люди придворные, лично близкие к королю.

Таковы, например, маршал Вобан и аббат Биньон, духовник и библиотекарь короля. Несмотря на эту зависимость, вполне понятную в эпоху абсолютизма, французская Академия наук, неизменно отражавшая прогрессивные для той эпохи капиталистические тенденции жизни, шла по пути развития научной мысли и вела за нее борьбу с феодально-католическим миром. Так, она защищала принципы Ньютона и Лейбница против старых ученых и иезуитов, которые теперь пользовались учением Декарта, в свое время вызывавшим их нападки. Особенно задерживали успехи наук и во Франции старые университеты, в которых господствовала средневековая схоластика. Естественные науки совсем не преподавались ни в школах, ни в университетах, и общество пребывало в этой области в состоянии глубокого невежества. В области этих наук, а также астрономии, геометрии, физики, анатомии и медицины, Франция уступала не только Англии, но и Голландии. Тем не менее геометрия и механика, науки, развитие которых связывалось с потребностями военного дела и промышленности, делали успехи и находили практическое применение в деятельности офицеров, инженеров и моряков. Можно отметить, например, премию, данную в 1727 г. Германия Германия в эту эпоху находилась в особых условиях. Торговое значение ее стало падать еще с XVI века с перенесением мировых торговых путей.

Политическое ослабление Германии после Тридцатилетней войны, ее раздробление на мелкие княжества способствовали торжеству в этой стране феодальной реакции. Тем не менее к концу XVII века общее развитие европейской торговли отразилось и в Германии, которая к моменту решительной борьбы между Англией и Францией за торговое господство переживает некоторый подъем в области торговли. Кроме того, на севере Германии в эту эпоху вырастает новое сильное государство Бранденбург, в 1700 г. Сюда привлекали в большом количестве бежавших из Франции протестантов, с их помощью двигали развитие мануфактурной промышленности. Политика промышленного протекционизма и религиозной терпимости создавали благоприятные условия для развития науки. Можно отметить успехи политической науки Пуффендорф , правоведения Томазиус , философии Лейбниц и Вольф. Лейбниц Наиболее показательна для эпохи деятельности Лейбница. Великий ученый, известный своим универсализмом, блестяще сочетал в себе философа, религиозного мыслителя, специалиста по горному и монетному делу, политического деятеля и публициста. В его деятельности поразительно слились торговые, технические, политические и научные интересы. Политическая деятельность Лейбница Лейбниц, как политический деятель, ставил перед собой две основные задачи: борьбу за политическое объединение Германии и защиту международных интересов против Франции и Людовика XIV.

В тесной связи с этим стоят проекты Лейбница по объединению церквей. Начало политической деятельности Лейбница совпадает с деятельностью епископа Спинолы. Спиноле принадлежал проект организации немецко-испанской компании по торговле с Индией, для борьбы с торговым преобладанием Голландии. Немецкие государи, поддержав компанию, по мысли Спинолы, должны были заключить союз с Испанией и получить деньги, необходимые для осуществления единства Германии [12]. В 1662 г. Около того же времени Бранденбургский курфюрст дал членам компании полномочия на переговоры о церковном объединении, которое, очевидно, считалось необходимым условием для процветания торговли и установления политического единства. И для Лейбница, соратника Спинолы, все эти вопросы были тесно связаны. В 60-х гг. Лейбниц уже занят мыслью о создании сильной и единой Германии и о борьбе с Турцией. Раздел Турции откроет путь в Индию и сокрушит господство Голландии над последней.

Францию для отвлечения от европейских завоеваний надо втянуть в эту борьбу, прельстив ее завоеванием Египта, о чем в 1672 году Лейбниц подал записку Людовику XIV. Центральная мысль проекта — борьба с торговым преобладанием Голландии, вполне соответствовавшая эпохе английского Навигационного акта, почему Лейбниц рассчитывал и на поддержку Англии. Интересно, что и далекая Московия уже тогда привлекала внимание Лейбница: ей в этом разделе Турции предоставлялся Крым. Широкий, универсальный характер этого проекта, его связь с развитием мировой торговли — совершенно несомненна. Но планы Лейбница не могли осуществиться. Людовика XIV трудно было прельстить завоеванием Египта: франко-турецкая дружба к этому времени уже обеспечивала французским купцам привилегированное положение в торговле Леванта. Подчинение себе испанского рынка и дальнейшее усиление за счет Германии французская торговая буржуазия рассматривала как свою ближайшую задачу. Англию эти планы Франции гораздо более беспокоили, чем судьба Оттоманской империи. А феодальная Германия не могла увлечься перспективами испано-индийской торговли и идеей политического и церковного единства. Поскольку же известная часть немецкой буржуазии готова была поддержать торговое объединение с Испанией, постольку и для нее очередной задачей была борьба с французскими притязаниями.

И Лейбниц был настоящим международным связующим звеном между Академиями и учеными различных стран. В 1673 году он посетил Лондон и был избран членом королевского общества. В 1700 году он стал членом французской Академии наук. Проект общества наук в Берлине Уже с 1697 года он начал работать для создания такой Академии в Берлине, правильно учитывая значение этого нового государства для будущей истории Германии. И он сразу же указал, что организация такого общества может дать, помимо теоретического изучения астрономии, истории, филологии и т.

В числе академиков-химиков послеломоносовского периода следует назвать Т. Ловица, из более поздних — Г.

Гесса; заметный вклад внес в химию минералог В. Анахронизм или пример? Примат фундаментальной науки, опора на общечеловеческие ценности, нежелание уж очень держать нос по ветру всегда отличали Академию наук. В годы реформ Александра II , в 60-е годы прошлого века на Академию наук обрушилась волна проектов перестройки и газетных обвинений в консерватизме, академической изоляции и игнорировании практических нужд страны. Академия, решая и прикладные задачи, старалась сохранить систему приоритета фундаментальных исследований. В советское время у Академии было, по крайней мере, три сложных периода, когда стоял вопрос о самом ее существовании. В 1928 г.

Три кандидата-коммуниста, одобренные Политбюро, в том числе философ Деборин, были забаллотированы. Наверху был взрыв неудовольствия, Академию стали резко критиковать, появились угрозы ее упразднения. Руководство Академии пошло на неслыханный шаг: оно испросило разрешения провести перебаллотировку неизбранных. Коммунисты были избраны, но академический аппарат пошерстили. Отыскали и формальные причины для чисток. Академии приписали антисоветский заговор, отстранили от работы академика-секретаря Отделения гуманитарных наук, арестовали четырех академиков, в том числе Тарле. Третий трудный период приходится на хрущевское время.

Реформатор всего и вся в мае 1959 г. В полном виде план не прошел, но вскоре было ликвидировано Отделение технических наук и немалое число институтов передано в промышленность, как, например, Радиевый институт или Институт горного дела. Академия эти преобразования встречала без восторга и даже с известным сопротивлением. В связи с этим в конце апреля 1961 г. Дело кончилось отставкой Несмеянова буквально через несколько дней. Следующий акт драмы под названием "Хрущев и Академия" приходится на 1964 год. Сахаров сказал нелестные слова и о самом "народном академике".

Сейчас материалы пленума рассекречены, и в них можно прочитать фразу, которую прежде передавали из уст в уста. Сейчас, в социалистических условиях, это изжило себя, это придаток, и проявляет он себя довольно плохо". К счастью для Академии, это было последнее крупное выступление Хрущева как партийного лидера, и реализовать свои угрозы он не успел. И вот уже на нашей памяти, в I989-I99I годах, Академию стали ругать снизу. Активные молодые люди, а также некоторые ученые, у которых не сложились с Академией отношения, стали высказывать два тезиса. Первый: Академия - последний оплот, еще не ликвидированный бастион коммунистического режима, продукт и инструмент административно-командной системы и, следовательно, вместе с системой должна быть отправлена на свалку истории. Взгляд этот кое-кому казался убедительным.

Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка

Он организовал и финансировал ежегодный художественный конкурс живописных работ на соискание премии имени Е. Зверькова с устройством выставки и изданием каталога. Зверьков стоял у истоков создания Детской художественной школы имени А. Голубкиной в городе Зарайске Московской области, курировал работу школы, участвовал в ежегодных просмотрах ученических работ, устраивал свои персональные выставки в выставочном зале школы, организовывал выставки работ учеников школы в московских выставочных залах. Холодный ветер.

Глазунов 1930-2017 - создатель высшего художественного учебного заведения Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а также учредитель и художественный руководитель Московской государственной картинной галереи Народного художника Ильи Глазунова, расположенной в центре Москвы, на Волхонке. Триста шесть собственных работ, экспонирующихся в галерее, подарены И. Глазуновым городу Москве. В экспозицию из своего личного собрания он предоставил также иконы, произведения древнерусского искусства - скульптуру, мебель, изделия из металла.

Для оформления интерьеров галереи им были переданы скульптура и антикварная мебель. Иванов род. Курнаков 1916-2010 много произведений подарил в российские музеи, только городу Орлу - 115 своих работ. Для их экспонирования на свои средства он построил музейное здание, в котором разместилась Картинная галерея А.

Оссовскому 1925-2015 принадлежит инициатива воссоздания Историко-художественного музея в городе Малая Виска Украина. Ткачев род. Музей расположен в отреставрированном небольшом особняке начала ХХ века в Бежицком районе города, недалеко от улицы, где прошло детство будущих художников. Помимо своих работ, они передали в музей и часть семейного архива: подарки друзей-художников, письма, фотографии, статьи из газет и журналов, монографии и альбомы, посвященные их творчеству.

Московская государственная картинная галерея А. Шилова род. В 2003 году к нему пристроено здание по проекту М. Посохина, составившее со старым зданием единый архитектурно-художественный комплекс.

В галерее экспонируются произведения художника, подаренные им городу. Скульптор А. Бурганов род. Художественный облик музея своеобразен - это единый архитектурный и тематический ансамбль, объединяющий скульптуру и архитектуру с учетом городской среды в единое целое.

В экспозиции представлены работы А. Бурганова; здесь же находится мастерская скульптора, в которой он работает уже более тридцати лет. Музейный комплекс многофункционален, в нем проводятся выставки, научные конференции, театральные показы, открыта детская студия. Музей «Дом Бурганова».

Постоянная экспозиция. Архив музея Ощущение духовной преемственности и ответственности за сохранение художественной культуры - тоже традиция, самый плодотворный принцип отношения к искусству, обусловивший его достижения. Это всегда понимала Академия, понимали и прекрасно формулировали гении искусств во всех областях. Великий Ф.

Шаляпин писал со свойственной ему образностью мышления: «О традиции в искусстве можно, конечно, судить разное. Есть неподвижный традиционный канон, напоминающий одряхлевшего, склерозного, всяческими болезнями одержимого старца, живущего у ограды кладбища. Я имею в виду преемственность живых элементов искусства, в которых еще много плодотворного семени. Я не могу представить себе беспорочного зачатия новых форм искусства.

Если в них есть жизнь - плоть и дух, - то эта жизнь должна обязательно иметь генеалогическую связь с прошлым»[18]. По Уставу РАХ одной из ее основных задач является «совершенствование теории и практики художественного образования и эстетического воспитания, подготовка высококвалифицированных творческих кадров». В целях поддержания классического художественного образования по инициативе З. Церетели регулярно проводятся выставки студенческих работ в Москве и Санкт-Петербурге, а также за рубежом.

Возродив традицию награждения учащихся академических образовательных заведений, РАХ учредила медаль «За успехи в учебе» с девизом, существовавшим еще на медалях екатерининских времен, - «Следуя достигнешь». В последнее время вошло в обиход название «мастер-класс», но практика «уроков мастера» существовала на протяжении всей истории Академии. Молодежь охотно допускали академики в свои мастерские, чтобы показать творческий процесс как, например, И. Айвазовский, не преподававший в Академии.

Из таких занятий возникали художественные кружки, впоследствии выраставшие в художественные школы. Академическое сообщество подхватывает эстафету своих славных предков - членов Императорской Академии. Ежемесячно З. Церетели безвозмездно проводит мастер-классы в одном из больших залов «Галереи искусств».

В разное время и разных местах мастер-классы проводили А. Мыльников, Е. Зверьков, Е. Максимов, Э.

Дробицкий, И. Глазунов, Н. Вдовкин, А. Покровский, Н.

Соломин, И. Старженецкая, М. Шаньков, В. Малолетков, И.

Обросов, С. Бенедиктов, А. Бобыкин, С. Андрияка, О.

Еремеев, М. Кишев, Н. Мухин, ГС. Паштов, ГГ Васильев, С.

Голынец и другие. Сейчас в преподавательском составе художественных вузов - новое поколение выдающихся художников, скульпторов, графиков и искусствоведов: В. Церетели, А. Салахова, Т.

Назаренко, Н. Мухин, А. Теслик, А. Трошин, В.

Калинин, М. Посохин, Д. Швидковский, А. Рукавишников и многие другие.

Воспитание высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства всегда было и остается главной целью Российской академии художеств. Полное собрание законов Российской Империи. Петров П. Сборник материалов для истории С.

Том 1. Далее: Петров. Отчет Императорской Академии художеств за 1909 год. Кондаков С.

Императорская Академия художеств. Там же. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний.

К 125-летию галереи. По страницам... Картинная галерея имени К. Саратов, 1987.

Журнал Императорской Академии художеств за 1898 год. Журнал Императорской Академии художеств за 1913 год. Барсамов Н. Иван Константинович Айвазовский.

Симферополь, 1953. Архив РАХ. Литературное наследство. Иллюстрации И.

Вид парадной лестницы в Академии художеств. Шувалова с ходатайством о создании в России самостоятельной Академии художеств Именной указ Екатерины II от 4 ноября 1764 года. Печать Императорской Академии художеств. Медаль в память столетия Императорской Академии художеств.

Диаметр — 87 мм. Медаль на 50-летие. Диаметр — 51 мм. Медаль «За успехи в учебе».

Портрет президента Академии художеств И. Холст, масло. Памятник президенту Императорской Академии художеств И. Портрет императрицы Елизаветы Петровны 1709—1762 Холст, масло.

В 1800 г. Устав определял перечень наук, к-рыми должна была заниматься академия: высшая математика, механика, астрономия, химия, зоология, физика, минералогия, ботаника, физиология, история, политическая экономия и статистика. Высшее управление делами АН было вверено Мин-ву народного просвещения.

Число ординарных академиков увеличилось до 18, адъюнктов - до 20 нек-рые из них получили звание экстраординарных академиков, т. Избранные в академики и адъюнкты утверждались по представлению министра народного просвещения императором. Не требовали утверждения выборы почетных членов и членов-корреспондентов.

Академические науки делились на 3 класса: математический чистая математика, прикладная математика, астрономия, география и навигация , естественный физика, общая химия и технологическая химия, приспособленная к художествам и ремеслам, зоология, ботаника, минералогия, сравнительная анатомия и физиология и класс исторических и политических наук политическая экономия и статистика, история древностей российских, греч. Состав АН определен в числе 21 академика и 10 адъюнктов. По новому уставу от 8 янв.

Дашковой указом императрицы Екатерины II 24 янв. Первым ее директором, затем президентом стала Дашкова 1783-1796 , впосл. Бакунин 1796-1801 , А.

Нартов 1801-1813 и А. Шишков 1813-1841. По Уставу 1783 г.

В их числе в кон. XVIII - нач. XIX в.

Фонвизин, Г. Державин , Я. Княжнин, П.

Вяземский , И. Крылов, В. Жуковский , И.

Дмитриев, Н. Карамзин , А. В 1785-1796 гг.

После присоединения Российской академии АН имела 3 отд-ния: 1 физико-математических наук, 2 рус. Российская академия по изучению рус. Устав 1836 г.

Неоднократно в 1857, 1864, 1889 и в нач. Старое здание президиума РАН. В 1-й пол.

В 1803-1806 гг. Крузенштерн и Ю. Лисянский совершили кругосветное путешествие.

В 1820 г. Беллинсгаузен и М. Лазарев открыли Антарктиду.

В течение 1-й пол. Академики М. Остроградский и В.

Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В. Петров, Э. Ленц и Б.

Якоби - в учении об электричестве, К. Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников.

Трудами К. Калайдовича , П. Строева , А.

Востокова в 1834 г. С 1887 г. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами.

В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А. Ампер, Ж. Гей-Люссак, А.

Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж.

В этом году в преддверии праздника всех учёных во многих исследовательских и образовательных центрах города состоятся научные конференции, семинары и открытые лекции. Алмазова 8 февраля пройдёт День молодежной науки.

В 1715 году навигаторские классы Школы перевели в Петербург, где на их основе была создана Морская академия. А классы начальной ступени оставались в Москве для подготовки студентов в новую Академию. Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели и деятели культуры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту.

Среди выпускников Школы математических и навигацких наук — адмиралы Н. Головин, В. Чичагов, геодезисты И. Кирилов, М. Гвоздев, И. Евреинов, и многие другие выдающиеся деятели Российской империи...

День в истории 7 января: создание Российской академии наук

300 лет Академии наук: как Россия стала научной сверхдержавой Рассматривая Российскую Академию Наук, стоит отметить, что открыта она была лишь в 18 веке.
Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук В Москве основана школа математических и навигацких наук, которая положила начало морскому образованию в России.
Пётр I – создатель Российской академии наук Смотрите видео онлайн «Российская Академия наук» на канале «Федеральный центр дополнительного образования» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 ноября 2022 года в 13:50, длительностью 00:04:16, на видеохостинге RUTUBE.
Как в России появилась Академия наук Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад.

Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история

Дата выбрана неслучайно — именно 8 февраля 1724 года императором Петром I была открыта Российская академия наук. 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР. «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук.

День в истории: в России пустили троллейбусы, в Казани открыли филиал Академии наук

Российская академия наук. В XVIII веке в России, как и в других странах, особое внимание стало уделяться развитию фундаментальных и практических наук. Рассматривая Российскую Академию Наук, стоит отметить, что открыта она была лишь в 18 веке. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. 7 января 1726 года официально открыли Академию наук в Санкт-Петербурге. Основой публикации послужила статья Марины Сорокиной "Открытая сцена, или Двухсотлетний юбилей Академии наук", опубликованная в сборнике "На переломе: Отечественная наука в конце XIX-XX вв. Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев.

Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук

Сомова, Б. Кустодиева, С. Судейкина, Н. Сапунова, Б.

Григорьева, Н. Фешина, А. Яковлева, М.

Шагала и других русских художников. Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург.

Интерьер Фото С. Церетели Продолжая академическую традицию, И. Бродский подарил около 300 произведений живописи и графики своим землякам в Бердянске, где по его инициативе в 1930 году был создан музей, а в 1936-м передал 300 работ мастеров русского искусства Днепропетровскому художественному музею.

Поступали дары академика и в другие музеи страны. В 1939-м, после смерти коллекционера, его родные передали Всероссийской академии художеств большое собрание картин и рисунков. Интерьер с цветами.

Бродского, Санкт-Петербург Декрет Совнаркома об упразднении Академии художеств содержал положение не только о роспуске академического собрания, но и о переименовании Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские ПГСХУМ. На протяжении 1920-х - 1930-х годов это название несколько раз менялось. В 1934-м учебному заведению возвратили название «Российская академия художеств»; ректором ее был назначен член бывшей Императорской Академии художеств, живописец И.

В те годы многие бывшие академики преподавали и в этом художественном вузе, и в других художественных учебных заведениях. Своим вкладом в русскую культуру они подтвердили преемственность моральных и художественных традиций, заложенных Императорской Академией художеств. В соответствии с утвержденным тогда же уставом в академическое собрание вошли 45 действительных членов и 25 членов-корреспондентов.

Подведомственными Академии учреждениями стали с учетом некоторых последующих изменений в названиях Московский Государственный академический художественный институт имени В. Сурикова, Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, Московский академический художественный лицей имени Н.

Томского, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. Иогансона, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, библиотеки, музеи и творческие мастерские. Герасимов, Б.

Иогансон, В. Серов, Н. Томский, Б.

Угаров, Н. В 1948 году возродился к жизни принадлежавший ранее Императорской Академии художеств Владимиро-Мариинский приют, называемый теперь Домом творчества художников «Академическая дача» имени И. Члены Академии, продолжая традиции, приезжали туда в качестве руководителей творческих групп, работали вместе с молодыми художниками.

Для многих художников «Академичка» явилась жизненной и профессиональной школой. Здесь происходило становление их творческой личности, определение пути. Академия художеств СССР продолжила деятельность по формированию музеев.

Были созданы мемориальные музеи: Музей-усадьба И. Репина «Пенаты», Музей-квартира И. Бродского, Дом-музей П.

Чистякова, Музей-мастерская С. Выдающийся педагог, профессор ИАХ П. Чистяков 1832-1919 воспитал плеяду замечательных художников, среди них - И.

Репин, В. Поленов, B. Суриков, В.

Васнецов, В. Савинский, В. Серов, М.

Врубель, И. Грабарь, Д. Кардовский, А.

Рябушкин, В. Борисов-Мусатов и другие. Мемориальный музей «Творческая мастерская C.

Коненкова» был открыт в Москве в 1974 году, в год столетнего юбилея скульптора 1874-1971. Практически дом Коненкова уже при жизни мастера стал в какой-то мере музеем. Прежде всего это касается так называемой «вечной мебели», одного из шедевров скульптора, созданного в основном в 30-е годы, во время пребывания в Америке.

В экспозиции представлены произведения Коненкова, многие из которых составили славную страницу в истории отечественной скульптуры. Коненкова», Москва. Экспозиция Фото С.

Репина в Чугуеве и Мемориального музея-мастерской П. Корина в Москве по просьбе его вдовы Прасковьи Тихоновны Кориной. Корин 18921967 собрал уникальную коллекцию икон, которая по его воле вместе с его собственными произведениями, архивом и другими мемориальными предметами составила музей, переданный затем Академией музейному объединению «Государственная Третьяковская галерея».

Музей-квартира великого пейзажиста академика А. Куинджи 1841 1842? Оно принадлежало его ученику, академику Н.

Распространению художественных знаний способствовала и академическая библиотека; из ее фондов безвозмездно передавались в разные годы книги по искусству и искусствоведению более чем в 20 учебных и художественных учреждений. Одним из самых удивительных событий в советский период истории Академии художеств был дар, сделанный знатоком искусств и меценатом князем Семеном Семеновичем Абамелек-Лазаревым 18571916 : в соответствии с завещанием коллекционера, окончившего свои дни в Италии, Академии была передана его вилла в Риме. В советское время виллу посетили более шестисот художников - академиков и награжденных золотыми медалями Академии.

При организации Академии в 1947 году вышло постановление об учреждении наград за лучшие произведения изобразительного искусства - золотых и серебряных медалей и дипломов. Творческие результаты этих поездок были очень высоки: художники впервые получили возможность воочию увидеть шедевры искусства, многие из них привезли из Италии не просто отдельные работы, а целые циклы. Портреты, пейзажи, виды городов, созданные такими мастерами, как Я.

Ромас, О. Г Верейский, Т. Салахов, А.

Грицай, И. Заринь, Д. Налбандян, М.

Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов, А.

Мыльников, Д. Мочальский, Н. Пономарев, Ф.

Решетников, Н. Ромадин, Б. Угаров, Д.

Шмаринов, и другими, стали украшением многих выставок и вошли в золотой фонд отечественного искусства. Указом Президента Российской Федерации Б. Черномырдина был утвержден новый Устав Академии.

Академию возглавил Н. Пономарев, затем ее Президентом был избран З. Графиком М.

Аввакумовым и скульптором И. Уткиным , а также дипломы и грамоты к ним. Количество наград увеличилось, так как расширился спектр награжденных за счет выдвижения архитекторов, дизайнеров, критиков и историков искусства.

Одно из направлений деятельности президента Зураба Константиновича Церетели — создание музеев. Создание первого в России Московского музея современного искусства явилось ценнейшим вкладом в российскую культуру. Несмотря на то, что подобными музеями обладают практически все крупнейшие города мира, в России данное начинание в течение десятилетий не приводило к успеху, пока З.

Церетели не взялся за организацию музея. Одной из основных выставочных площадок Российской академии художеств является открытый в 2009 году Российский музей современного искусства Гоголевский бульвар, 10. Во внутреннем дворике музея находится «Хрустальная часовня», возведенная З.

Академия поддержала создание Дома-музея П. Кузнецова в Саратове к 120-летию со дня рождения художника, которое отмечалось в 1998 году. Весной состоялась закладка сада у мемориального дома художника; к этому событию была приурочена выставка «Сад Павла Кузнецова».

Многие академики стали основателями музеев в тех городах, где они родились. Вице-президент РАХ А. Мыльников 1919-2012 родился и провел детство в городе Покровске ныне город Энгельс.

Дед его, почетный гражданин города Н. Ухин, зерноторговец, попечитель и меценат, на свои деньги приобрел здания для женского епархиального училища и богадельни, щедро жертвовал деньги на Троицкую церковь, в которой он был старостой. Внук продолжил деятельность деда.

Мыльников передал городу большое количество своих произведений и работ учеников для организации картинной галереи в бывшем доме купца Н. Ухина, предоставленном для этой цели в безвозмездное пользование Энгельсским муниципальным собранием. Энгельсская картинная галерея А.

Мыльникова, филиал Саратовского художественного музея имени А. Радищева, развивается как интереснейший культурный центр Заволжья.

Изучение языков и обычаев этих народов, в особенности языческих, Лейбниц связывал с задачами христианского миссионерства и проникновения в Китай, настаивал на необходимости для протестантов отнять у католиков эту их исключительную привилегию [23]. Проекты Лейбница относительно турок не имели шансов на успех.

Готовясь к борьбе с Францией, европейские государства не думали о турках, а Австрия определенно стремилась обезопасить себя с этой стороны. Петру в ответ на его разговоры об антитурецкой коалиции отвечали советом обратить свои силы против союзника Франции — Швеции. Русско-польско-датский союз против этой державы не вызвал восторга со стороны Лейбница. По мере развития военных действий, он не переставал выражать желаний скорейшего заключения мира, явно не желая расширения русской территории на Западе и продолжал настаивать на том, что задача России — нанести удар туркам.

Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний. В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24].

Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план. В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу. Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских.

Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя. Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны.

Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления. После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами.

В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца.

Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может.

И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно. Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены.

Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели. И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего.

Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники.

Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры. Прежде всего отметим самого Петра.

Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В.

Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф. Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было.

Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей. Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было. А думать об этом начали задолго до практического осуществления. Так уже в 1714 г.

В 1718 г. Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный. Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи. Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34].

Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г. Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи. Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем.

Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение. Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией. Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь.

По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле. В 1720 г. Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря.

Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию. Петр был избран членом Парижской Академии наук. К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге. Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту.

Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г. Командировка Шумахера В феврале 1721 г. Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию.

За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39]. Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию. Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых. В Париже Шумахер присутствовал в заседаниях Академии, где рассматривалась карта Соймонова, потом осматривал обсерваторию и кабинеты.

В Германии, Англии и Голландии Шумахер осматривал кабинеты и музеи, дав их подробное описание в своем отчете [40]. По возвращении Шумахера в Россию Петр поручил Блюментросту составить проект учреждения Академии наук. Возражения против Академии наук в правящих кругах Но в правящих кругах России эта мысль не встречала единодушного одобрения. Та дворянская реакция, которая в то время уже чувствовалась, опиралась на широко распространенное в населении убеждение, что меры Петра тягостны и непосильны для страны, что они в конце концов искусственны и вредны.

Внешняя слава достигалась ценой неслыханных жертв и разорения. Так и Академия Наук в безграмотной стране казалась ненужной и дорогой роскошью. Как-то кто-то из его приближенных высказал сомнение в полезности Академии при отсутствии обучения юношества тем наукам, которые будут разрабатываться академиками.

Те в свою очередь должны были перевести на русский язык научные труды, написанные иноземцами, составить русские учебники и обучить по ним множество собственных учеников. И так далее — чтобы в России появилось большое количество ученых людей, способных двигать вперед отечественную науку и стать будущими российскими академиками. Но откуда же они возьмутся, если образование в то время могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников? Школы, библиотеки и Кунсткамера Российского императора смело можно считать величайшим отечественным просветителем. Он мечтал о том, чтобы Россия стала не менее образованной, чем Европа, причем собирался обучать грамоте детей всех сословий.

Именно Петром I были сделаны первые шаги для того, чтобы сделать образование доступным максимально широким массам. Он распорядился открыть в Москве первую школу математических и навигационных наук. Следом за ней были открыты инженерная школа и морская академия в Петербурге, артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. И это не считая сети духовных учебных заведений для подготовки священников. Мало того, в провинциальных городах появились начальные «цифирные школы», в которых предполагалось бесплатно учить детей всех сословий «грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы. А в 1705 году открылась первая в России гимназия. Также Петр I начал отправлять молодых образованных дворян на учебу в Европу.

Задолго до открытия Академии наук император стал активно создавать ее будущую инфраструктуру.

За три столетия менялись состав, государственный статус, даже научная направленность академии. Неизменной оставалась лишь ее роль главного научного учреждения страны. Рассказываем, как создавалась Российская академия наук. Идея создания учреждения, которое будет двигать вперед отечественную науку, принадлежала императору Петру Великому. Готовить фундамент для этого Петр I начал еще за 10 лет до открытия академии. Мечта об академии, или При чем тут Лейбниц Во время своих зарубежных путешествий Петр I изучил деятельность научных академий Европы и даже стал почетным членом Французской академии наук. Император много общался с немецкими учеными, включая первого президента Берлинской академии наук Готфрида Лейбница — невероятного полиглота, человека талантливого и масштабного, настоящего гения, которому было тесно в рамках любой из наук.

Российский император и немецкий ученый вступили в длительную и систематическую переписку. Лейбница увлекала идея реализовать в масштабах целой страны идею создания просвещенного общества, но он не находил поддержки среди монархов Европы. Историки считают, что именно Лейбниц разработал по просьбе Петра I план по организации будущей Российской академии наук с учетом отечественных реалий того времени. Петр I планировал пригласить в Россию выдающихся европейских ученых, которые написали бы учебные пособия по тем наукам, в которых они достигли вершин. А также обучили бы всему, что знают, россиян — молодых людей из числа наиболее способных к наукам. Те в свою очередь должны были перевести на русский язык научные труды, написанные иноземцами, составить русские учебники и обучить по ним множество собственных учеников. И так далее — чтобы в России появилось большое количество ученых людей, способных двигать вперед отечественную науку и стать будущими российскими академиками.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий