Новости александр македонский история

Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов. Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов.

Как умер Александр Македонский

Выступления вызвали оживленную дискуссию у студентов. Они делились суждениями по поводу деятельности Александра, подкрепляя их аргументами и историческими фактами. Особую благодарность участники «круглого стола» выражают доценту кафедры истории древнего мира и средних веков, кандидату исторических наук Юлии Викторовне Куликовой.

Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу.

Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его.

Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя. Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве.

Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить.

А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев.

В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам».

Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя».

А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене. Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом.

Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание.

Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»».

Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами? Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить.

Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах. И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье. Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно.

Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами. Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного. В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы. Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину.

Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался. Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину». В сочинениях других авторов пишется о том, что Александр очень любил крепкое красное македонское вино, запасы которого всегда возил с собой, и особо подчеркивается такой факт: накануне приступа загадочного недомогания повелитель мира много пил в кругу ближайших соратников и, вероятно, упился вусмерть. Некоторые из них допускают, что его беспробудное пьянство было отягощено малярией, что привело или к болезни печени, или к прободению язвы желудка.

Единственным из древних историков, кто не разделял эту точку зрения, был Плутарх, который писал в своих «Жизнеописаниях»: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали». Столь же умеренным и благородным представлял Плутарх великого македонца и в любовных отношениях. Историк утверждал, что «до своей женитьбы он не знал, кроме Барсины [9] , ни одной женщины» и вообще не трогал пленниц. Узнав, что два македонянина… обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал… в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям.

В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте». Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы». А вот другие биографы великого македонянина, напротив, приводят примеры его «увеселений с толпами распутниц» и гомосексуальных связей. В сочинении Курция Руфа повествуется об участии Александра в знаменитом поджоге дворца персидских царей, произошедшем по наущению гетеры Таис: «В то время, как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать… он [Александр] засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось.

Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей… К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином, царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: «Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не поджечь город? К оценкам Плутарха и Курция Руфа, несомненно, следует относиться критически. Оба они были необъективны, ибо каждый из этих историков видел только то, что хотел видеть, а не то, что было в действительности. Один излишне воспевал, другой больше порицал и морализировал, а истина, как всегда, находится где-то посередине.

И уж, конечно, не стоит принимать в расчет рассказы македонских ветеранов, вернувшихся после смерти Александра на Балканы, о том, что их царь погиб от пьянства и распутства, так как имел 360 персидских наложниц! Но все же нельзя не согласиться с тем, что образ жизни Александра — как во время военных походов, так и в мирные дни — умеренностью не отличался, а потому способствовал постепенному истощению его организма. Однако надо учесть, что хотя любого рода излишества и подорвали здоровье Александра, сами по себе они вряд ли могли бы стать единственной причиной его скорой смерти. Именно такое заключение было сделано в конце XIX века английским профессором Вениамином Уилером, автором большой монографии об Александре Великом.

Проанализировав события последних дней его жизни, симптомы охватившего его недуга, он прежде всего отметил, что в придворных летописях «никаких указаний на местные боли или воспаление не имеется», а следовательно, вряд ли здесь можно говорить о циррозе печени или прободении язвы как следствии неумеренного питья вина. Отсюда Уилер сделал следующий вывод: «Если эксцессы двух предшествовавших заболеванию ночей и могли сделать организм Александра более удоборанимым, то все же никак нельзя признать справедливой сказку о том, что он умер от пьянства». Однако этот аргумент Уилера — об отсутствии у Александра местных болей — вызывает сомнение. Ведь ряд римских историков, описавших последний пир царя, указывают на то, что перед тем как упасть, он испытал сильный приступ боли.

Против этого возражает, как мы уже говорили выше, лишь Плутарх, который обвиняет их в вымысле. Но можно ли и в этом случае всецело доверять словам Плутарха? С другой стороны, если боли действительно были, то являлись ли они симптомом цирроза печени, язвы или какой-то другой болезни [10]? А может, и не болезни вовсе, а искусного отравления?

Версии о насильственном характере смерти великого завоевателя высказывались как древними Арриан, Диодор, Плутарх, Юстиниан , так и современными историками. В наши дни к их расследованиям неоднократно подключались известные токсикологи, криминалисты, специалисты в области медицины и естественных наук. А первым из тех, кто пытался разгадать этот исторический детектив, стал британский сыщик Джон Грив, который пришел к весьма неожиданному заключению… Как британский сыщик шел по следу Помощник главы лондонской полиции Джон Грив был с детства заинтригован загадкой смерти Александра Македонского. Но заняться ее разгадкой он смог только на склоне лет, уйдя в отставку.

К своему расследованию опытный сыщик привлек крупнейших специалистов в области судебной медицины, токсикологии, патологии, эпидемиологии, психиатрии, археологии, ботаники и истории. Дело было весьма необычным не только, как говорится, в связи со сроком давности с момента смерти великого македонца прошло более двух тысячелетий , но и в силу отсутствия останков, каких-либо улик и вещественных доказательств. Единственным материалом для расследования служили исторические документы: придворные летописи и сочинения античных биографов Александра. С их помощью Грив со своей командой задался целью установить характер и причины загадочного и смертельного заболевания царя.

Основой для размышлений стал никем из биографов не оспариваемый факт: болезнь Александра продолжалась 12 дней. Поэтому первым шагом в расследовании стало составление с помощью патологов списка причин, которые могли бы за этот срок привести больного к смертельному исходу. Наряду с этим известным эпидемиологом Джоном Марром был проанализирован перечень распространенных в те времена в Месопотамии болезней, в который вошли малярия, тиф, энцефалит, сепсис и ряд простудных заболеваний. Как оказалось, их симптомы и длительность протекания лишь частично совпадали с клинической картиной болезни Александра, описанной историками.

К тому же ни одно из этих заболеваний не связано с красным вином. Таким образом, естественные причины смерти великого завоевателя были поставлены под большое сомнение. В связи с этим Джон Грив приступил к расследованию версии насильственной смерти, о которой, как мы уже упоминали, писали многие античные историки Плутарх, Арриан и др. Одним из аргументов в ее пользу было то, что ни один человек из семьи Александра не умер своей смертью: его отец, дядя, мать, жена и сын были убиты [12].

Поскольку политические убийства были в те времена обычным делом, то такой мощной политической фигуре, какой являлся великий завоеватель, вполне могла быть уготована такая же роковая участь. Однако это предположение могло служить лишь косвенным доказательством. Для того же, чтобы найти прямые доказательства, сыщику необходимо было выяснить мотив предполагаемого убийства, определить, кто был в нем заинтересован, участников и средства для его осуществления. К поиску ответов на эти вопросы британский сыщик, возглавлявший в свое время подразделение Скотланд-Ярда по борьбе с терроризмом, подошел сугубо профессионально.

Рассматривая историческую проблему с современных позиций, он пришел к выводу о том, что Александр был «лидером самой успешной вооруженной преступной группировки в истории и, вероятно, самой богатой из всех когда-либо существовавших грабительских банд». А раз так, то желающих прибрать к рукам созданную им империю и награбленные богатства могло быть предостаточно даже в ближайшем царском окружении. Об этом свидетельствует хотя бы то, что за время своего правления великий македонец столкнулся с несколькими заговорами, которые успешно преодолел. И все-таки кому-то удалось с ним расправиться.

Но кому? Тщательно проанализировав ближайшее окружение Александра, Джон Грив сначала остановился на фигуре престарелого полководца Антипатра, который был оставлен царем в Македонии в качестве греческого наместника. В перспективе именно он должен был стать опекуном будущего наследника Александра и, следовательно, правителем империи. Каждый раз, уходя в поход, царь доверял ему как самому опытному военачальнику и свою родину, и любимую мать, и все воинские резервы.

И надо сказать, что Антипатр достаточно успешно справлялся со всеми царскими поручениями, в частности, своевременно посылал Александру подкрепления, подавил выступление восставших спартанцев. Но вместо благодарности его действия вызывали у тщеславного македонца глухую ненависть: ведь чем больше были успехи наместника, тем меньшими казались Александру его собственные. Царь насмешливо называл борьбу Антипатра со спартанцами «войной лягушек с мышами», а его самого подозревал в желании стать царем. Недаром однажды Александр сказал: «Снаружи Антипатр одет в платье с белой каймой, а изнутри он весь пурпурный».

В том, что именно у этого полководца были все основания для того, чтобы стать организатором возможного заговора против Александра, сыщика убеждало сразу несколько фактов. Во-первых, Антипатр резко отрицательно относился к желанию царя провозгласить себя богом а мы уже знаем на примерах Каллисфена и Клита, как тот расправлялся с теми, кто противился его желаниям. Во-вторых, мать Александра, Олимпиада, женщина эксцентричная и взбалмошная, постоянно жаловалась сыну, обвиняя наместника в измене и в своей ссылке. Эти жалобы подогревали и без того не лучшее отношение царя к старому полководцу.

И весной 323 года до н. Тому же было велено явиться в Вавилон во главе молодых македонцев. Но, как это часто бывает, прежде царского посланника до наместника дошел слух, что якобы Кратер сначала должен его убить, а затем занять освободившееся место. Мудрый Антипатр понял, что перед ним встал вопрос: кто кого быстрее успеет устранить — он царя или царь его?

И начал мгновенно действовать, отправив ко двору Александра своих сыновей — Кассандра, Филиппа и Иолая. Сам же под благовидными предлогами стал оттягивать свое прибытие в царскую ставку. Согласно некоторым античным источникам, именно Кассандр доставил в копыте своего мула коробочку с ядом [13] , которым вскоре и был отравлен Александр. Затем он передал ее своему брату Иолаю, царскому виночерпию.

Именно он является ключевой фигурой в деле об отравлении. Оказывается, это Иолай познакомил царя, пребывавшего в немыслимой печали после кончины Гефестиона, с фессалийцем Медием, который быстро заменил ему умершего любовника. Дальнейшее нам уже известно: на очередном пиршестве у Медия Иолай наполняет кубок Александра и, предварительно налив из него немного на ладонь, пробует вино, а затем подает его царю. Тот выпивает его большими глотками, но вдруг издает стон, прижимает кулаки к животу и опускается на пол.

Казалось бы, все признаки отравления налицо. Но, проанализировав совместно с крупнейшим историком античности Элизабет Карни, историком медицины Робертом Арноттом и токсикологом Лео Шелом все обстоятельства и взвесив улики, сыщик Грив не нашел их убедительными. И вот почему. Оказалось, что убийство царя не решало проблем престарелого наместника.

Власть ему все равно не досталась бы, поскольку на его пути к трону стояла еще одна фигура — хилиарх нечто вроде вице-императора Гефестион. Именно ему вместо Антипатра Александр громогласно доверил опекунство своего будущего наследника, а значит, и державу. Следовательно, старому наместнику нужно было убрать еще и молодого соперника. Гефестион действительно внезапно скончался.

Причиной его смерти называют тиф, но возможно, что и здесь не обошлось без яда. Предположим, что наместник мог, прежде чем послать в Вавилон своих сыновей, отправить доверенным людям другую коробочку, которая лишила жизни хилиарха.

Во многом «обонятельная деталь» являлась атрибутом традиции, согласно которой всепобеждающий царь имел божественное происхождение и соответственно признаки ароматное тело. Сам полководец не раз заявлял общественности, что является сыном Зевса. Коня Александра звали Буцефал. Был при дворе Филиппа II, конь невиданной красоты, а нрава сильно уж буйного. После того, как Филипп сам попробовал Буцефала урезонить-оседлать, и потерпел неудачу, он стал предлагать всем своим знакомым, попробовать тоже эту лошадку успокоить. Понятно, что раз уж у самого Филиппа II не вышло коня оседлать, что другим-то лезть? Но только не Александру! Будучи 10-ти летним мальчуганом, сумел он коня великого оседлать.

Все удивились, а Филипп коня Александру и подарил — заслужил он. Впоследствии Александр брал коня во все походы, но в боях лошадка не участвовала. Но однажды Буцефал был все же смертельно ранен в военном походе. Рядом с рекой Хидаспес, где была одержана самая сложная за время индийской кампании победа, был образован город Бусефал, названный Александром в честь своего любимого коня. Лишь единственный раз Александр Македонский ушел без боя, без победы. Как-то Македонский решил захватить город Лампсака. И вот, когда уже гости были пред вратами града, готовые нанести удар, из-за стен города вышел Анаксимен — один из любимых учителей Александра, преподававший юному завоевателю риторику. В надежде спасти город Анаксимен открыл рот, чтобы набрать побольше воздуха и сказать… Но, переполненный уважением к своему учителю, Александр не дал открыть тому рта, и крикнул: — Анаксимен! Что бы ты сейчас не попросил — этому не бывать. Я не исполню ни одной твоей просьбы, клянусь!

Но Анаксимен был хитёр… Знал как обмануть ученика: — А мне — говорит — ничего и не надо. Прошу только — разграбь, завоюй, да подожги этот город, прямо вот сильно прошу! А Македонский-то, поклялся не исполнять просьб учителя… И, пришлось отступить. Ох уж этот хитрый Анаксимен… 21. Однажды Александр Великий вступил в неравный бой и вышел из него победителем. Этот факт еще раз доказывает, что Александр Македонский, величайший воин всех времен. Одна из битв показала, что все зависит от человека, ведущего войско к победе. В решающую битву в войне с Персией, 1 октября 331 года, Македонский вступил с войском, в несколько раз меньшим, чем войско противника. В распоряжении Александра было 7 000 конных воинов, и 40 000 пеших. При подсчете потерь, Александр не досчитался около 1 000 своих солдат.

Трупов персов же, насчитали 30 000. Естественно битва была выиграна Македонским. Однажды Александр Македонский устроил состязания в честь мудреца Калана, который по одному ему известным убеждениям, сжег сам себя. Состязались в музыке, колесничном беге, различных многоборьях и, конечно же, в винопитии. Самое интересное, что в винопитии победил человек по имени Промах. К 13-летию своего правления легендарный воин объединил земли Востока и Запада благодаря определенной технике ведения боя и культурному обмену. К моменту смерти Александра Македонского в 33 года, его репутация достигла такого пика, что его стали причислять к лику святых. Благодаря своему образованию удавалось Александру легко завоевывать земли. Он рассуждал, как философ и изучив основы медицины, он знал, в какой орган бить врага, чтобы было наверняка. Наверное, он учил этому и всё свое войско.

Его смерть остается загадкой по сей день.

Поле боя на этот раз было выбрано персами, для свободного действия своей гигантской армии, и реализации численного преимущества над противником. Битва была ожесточённой и продолжалась почти целый день, причём шла с переменным успехом. В сражении при Гавгамелах полководческий гений Александра проявился в полной мере. Царь, по обыкновению, взял на себя командование правым флангом греко-македонской армии, который находился примерно напротив центра персов. В начале битвы он совершил неожиданный обманный манёвр — двинул свою конницу вправо вдоль персидского фронта. Дарий не понял цели этого манёвра и приказал отрядам левого фланга выдвинуться навстречу врагу. В результате в его построении образовался разрыв между левым флангом и центром. Именно этого и ждал Александр! Во главе конницы он немедленно устремился в появившуюся брешь, и как в битве при Иссе, он опять пробивался прямо к ставке персидского царя.

В результате с точностью повторилась ситуация предыдущей встречи Александра и Дария на поле боя. Владыка персов бежал, бросив свою армию, и персидские войска тоже обратились в бегство. Персидский царь Дарий-1 принимает дары — рельеф, найденный на Кубани На этот раз Александр не стал преследовать Дария, укрывшегося в городе Экбатане в центре Мидии в Северо-Западном Иране , а двинул войска прямо в сердце Персидской державы. В 324 году до н. Александр прибыл в древний Вавилон, столицу Персидского царства. Вавилон сдался без боя управлявшим им сатрапом, также сдался персидский наместник в Сузах, административной столице царства Ахеменидов, где находились министры и чиновкики, хранители персидской государственной казны. Вся Персидская держава скоро оказался в руках Александра, и он принял титул «царь Азии», окружил себя представителями восточной знати и строил планы завоевания мира. Александр всегда милосердно относился к жителям завоёванных земель, уважал их обычаи и традиции, старался не допускать мародёрства и вандализма. Однако исключение было сделано для Персеполя. Город был отдан воинам на разграбление, а находившийся в нём великолепный царский дворец предан огню.

Это был демонстративный акт мести персам за сожжение Афин и их нашествие на Грецию в начале V веке до н. Дав своему войску отдых, Александр пошёл на север, в Экбатану, где скрывался Дарий. Узнав о его приближении, персидский царь решил бежать в восточные сатрапии, намереваясь собрать там новые силы и продолжить борьбу, но его царедворцы составили против него заговор, арестовали и убили его, бросив на дороге. Новым владыкой Персии провозгласил себя участник заговора Бесс — сатрап Бактрии, самой восточной области Ахеменидской державы. Когда Александр, преследовавший Дария, обнаружил его тело на дороге, он приказал воздать покойному царские почести и похоронить его в родовой усыпальнице персидских владык. После смерти Дария Александр объявил войску, что цель войны с персами, ради которой на Коринфском конгрессе был создан общегреческий союз под македонским правлением, полностью достигнута, «священная месть» персам свершена. Александр объявил о роспуске союзного войска, и разрешил воинам вернуться домой, в свои греческие полисы. Однако он предложил тем, кто пожелает добровольно остаться в его армии в качестве наёмников для дальнейших военных действий, и большинство воинов решили остаться в армии удачливого полководца. В армию Александра прибывали с Балканского полуострова новые воины-наёмники, так как каждый военный успех македонской армии привлекал новых воинов из числа греков-добровольцев, мечтающих о богатой военной добыче в Восточном походе. Итак, войско македонского царя, двигавшееся на восток, постоянно расло, не смотря на то, что во многих завоёванных городах Александр оставлял военный гарнизон для поддержания порядка.

После гибели Дария Александр приобрёл новый статус, он стал владыкой Персидского царства и преемником династии Ахеменидов. Целью его дальнейших походов стало восстановление единой царской власти над всеми подчинёнными персам территориями и борьбу с самозванцами, организатор убийства Дария. Самый опасный из них сатрап Бесс, спешно отступал на восток империи, в подвластные ему области Средней Азии, и провозгласил себя царём. В 329 г. Бесс был схвачен и казнён, однако, македонская армия в Восточном походе впервые неожиданно столкнулись с упорным сопротивлением местного населения. В Средней Азии развернулась настоящая партизанская война местного населения против армии Александра. Вождём восставших ираноязычных народов был талантливый полководец Спитамен, командовавший лёгкой ковалерией. Он уничтожал македонские отряды, оторвавшиеся от основных сил, освобождал города и поселения, завоёванные македонянами, и Александру приходилось вновь и вновь их отвоёвывать. Крупный город, как Мараканда др. Персепольский рельеф-дары саков персидскому царю Долгое время все попытки схватить Спитамена оказывались неудачными: получив известие о подходе греков, он скрывался в пустыне.

После долгой борьбы с войском Александра Спитамен потерпел поражение, бежал к сакам, кочевым племенам , родственным скифам , которые когда-то тоже вели войну с греками. Однако саки не хотели воевать с македонской армией, воевавшей с их давними врагами персами, они пошли на соглашение с Александром и в знак своих дружественных намерений убили мятежника Спитамена и отослали его голову македонскому владыке. Покорение Средней Азии потребовало от Александра напряжения всех сил. Два года понадобилось великому завоевателю на то, чтобы утвердиться в среднеазиатских областях — Согдиане и Бактрии. Он с чудовищной жестокостью расправлялся с жителями мятежных городов и районов, истребляя десятки тысяч человек, и подчёркнуто милостиво относился к тем, кто подчинялся добровольно. Легенды об ужасном «Искандере Двурогом» — Александре Македонском — сохранялись среди народов Средней Азии много веков. В 327 г. Средняя Азия была наконец покорена. Александр основал в долинах рек Оке Амударья , Яксарт Сырдарья и их притоков несколько новых городов, которые получали одно и то же название — Александрия, и стали его опорными военными базами. К тому времени численность македонской армии, под командованием «царя всей Азии и владыки Персии», возросла до 120 тысяч воинов.

В армию Александра прибывало подкрепление не только из Греции, но и со всех покорённых им персидских территорий. Войско пополнялось кавалерийскими отрядами персов, что привело к снижению роли греко-македонской фаланги на полях сражений. Поход Александра в Индию. О походе в Индию и её покорении с помощью местных союзников, Александр думал, начиная с 328 года до н. Сатрап персидских владений Сисикотт изъявил готовность участвовать в Индийском походе, а раджа Амбха Таксил предложил свою помощь, рассчитывая использовать Александра, для разгрома своего соперника Пора, правившего в восточном Пенджабе. Летом 327 года до н. Александр снова двинул свои войска через Гиндукуш, в юго-восточном направлении, в пути покоряя местные племена. Весной 326 года до н. Вскоре Александру покорился правитель горных индов Абисар территория современного Кашмира. Пор собрал армию, чтобы встретить армию Александра с оружием в руках.

Александр встречает индийского царя Пора, пленённого в битве на Гидаспе. Битва с Пором произошла в мае 326 года до н. Македонская конница в очередной раз оказалась сильнее вражеской; воины Александра столкнулись с новой для них угрозой, со множеством боевых слонов, но смогли и животных обратить в бегство, когда начали рубить им топорами ноги и хоботы. Войско Пора было наголову разгромлено, а сам он попал в плен. Александр оставил Пора царём и даже расширил его владения, чтобы не усиливать чрезмерно Таксила. Македоняне продолжили движение вглубь Индии: они без труда взяли 37 городов в землях главгаников или главсов и вышли к реке Гифасис. Стоя на этом рубеже, Александр узнал о существовании на берегах Ганга обширного и богатого царства, могущего выставить 200-тысячную армию, а также о том, что Ганг впадает в океан, являющий собой восточную границу ойкумены. Эти известия укрепили царя в его желании достичь океана, покорив таким образом весь обитаемый мир. Армия Александра слишком устала от бесконечного похода и множества сражений, к тому же они страдали от тропических дождей, ядовитых змей и непривычной пищи в Индии. В ноябре 326 года до н.

Александру пришлось отказаться от своих планов. В месте, где его войско остановилось, он воздвиг 12 алтарей, принёс жертвы богам, провёл игры, а потом со специально построенным флотом двинулся на юг, вниз по Гидаспу и Инду. В пути македоняне покоряли окрестные племена, причём местами сталкивались с ожесточённым сопротивлением; в сражении за город маллов январь 325 года до н. Александр был тяжело ранен стрелой в грудь. На Нижнем Инде он столкнулся с целой цепью восстаний и прибег к самым жестоким мерам — массовым казням и продаже в рабство всех жителей отдельных поселений. Диодор Сицилийский сообщает, что в ходе этой компании были убиты 80 тысяч «варваров» Летом 325 года до н. В декабре 325 г. Наконец, в Кармании Александр встретился с Кратером, а в марте или апреле 324 года до н. Он обнаружил, что некоторые сатрапы в Сузиане, Персиде, Кармании явно злоупотребляли своей властью, и царь их беспощадно казнил, назначая на освободившиеся должности преданных ему людей. В Бактрии произошло восстание нескольких местных гарнизонов, сатрапы Бактрии не всегда повиновались центральной власти, а индийские вассалы вообще вели себя как независимые правители.

Чтобы укрепить державу, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны персиянок. Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину.

10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского

Между тем, тело Александра было погребено не сразу, поскольку его ближайшие друзья и полководцы диадохи начали спор из-за его наследия. Гражданская война между соратниками Александра не вспыхнула только по счастливой случайности: им, по крайней мере на первых порах, удалось договориться о разделе огромной империи, править которой номинально они поставили сводного брата Александра Филиппа III Арридея. Римский историк Квинт Курций подробно перечислил, кому из полководцев Александра и какие земли отошли. Таких размеров в античной истории достигла только Римская империя три века спустя после смерти Александра. О том, что тело Александра нужно похоронить с подобающими почестями, по свидетельству античных историков, его соратники вспомнили только на седьмой день после его смерти. Квинт Курций писал: «Шел уже седьмой день, как тело царя лежало на катафалке, а мысли всех были отвлечены от ритуальных забот разрешением вопросов об устройстве государства. Нигде больше нет такого жаркого климата, как в Месопотамии; многих животных, застигнутых на голой почве, солнце там убивает. Когда друзья смогли наконец отдаться заботам о бездыханном теле и вошли в зал, не заметили никаких признаков тления, ни даже бледности смерти; с лица его не сошла и та живость, которая поддерживается дыханием.

Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза.

Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев. Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой. Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н.

И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество. В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е. Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее.

И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя.

Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев.

В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене.

Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»».

Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами? Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить. Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах. И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье. Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно. Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами. Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного.

В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы. Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину. Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался. Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину». В сочинениях других авторов пишется о том, что Александр очень любил крепкое красное македонское вино, запасы которого всегда возил с собой, и особо подчеркивается такой факт: накануне приступа загадочного недомогания повелитель мира много пил в кругу ближайших соратников и, вероятно, упился вусмерть. Некоторые из них допускают, что его беспробудное пьянство было отягощено малярией, что привело или к болезни печени, или к прободению язвы желудка. Единственным из древних историков, кто не разделял эту точку зрения, был Плутарх, который писал в своих «Жизнеописаниях»: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали». Столь же умеренным и благородным представлял Плутарх великого македонца и в любовных отношениях. Историк утверждал, что «до своей женитьбы он не знал, кроме Барсины [9] , ни одной женщины» и вообще не трогал пленниц. Узнав, что два македонянина… обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал… в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям.

В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте». Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы». А вот другие биографы великого македонянина, напротив, приводят примеры его «увеселений с толпами распутниц» и гомосексуальных связей. В сочинении Курция Руфа повествуется об участии Александра в знаменитом поджоге дворца персидских царей, произошедшем по наущению гетеры Таис: «В то время, как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать… он [Александр] засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей… К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином, царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: «Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не поджечь город? К оценкам Плутарха и Курция Руфа, несомненно, следует относиться критически. Оба они были необъективны, ибо каждый из этих историков видел только то, что хотел видеть, а не то, что было в действительности. Один излишне воспевал, другой больше порицал и морализировал, а истина, как всегда, находится где-то посередине. И уж, конечно, не стоит принимать в расчет рассказы македонских ветеранов, вернувшихся после смерти Александра на Балканы, о том, что их царь погиб от пьянства и распутства, так как имел 360 персидских наложниц! Но все же нельзя не согласиться с тем, что образ жизни Александра — как во время военных походов, так и в мирные дни — умеренностью не отличался, а потому способствовал постепенному истощению его организма.

Однако надо учесть, что хотя любого рода излишества и подорвали здоровье Александра, сами по себе они вряд ли могли бы стать единственной причиной его скорой смерти. Именно такое заключение было сделано в конце XIX века английским профессором Вениамином Уилером, автором большой монографии об Александре Великом. Проанализировав события последних дней его жизни, симптомы охватившего его недуга, он прежде всего отметил, что в придворных летописях «никаких указаний на местные боли или воспаление не имеется», а следовательно, вряд ли здесь можно говорить о циррозе печени или прободении язвы как следствии неумеренного питья вина. Отсюда Уилер сделал следующий вывод: «Если эксцессы двух предшествовавших заболеванию ночей и могли сделать организм Александра более удоборанимым, то все же никак нельзя признать справедливой сказку о том, что он умер от пьянства». Однако этот аргумент Уилера — об отсутствии у Александра местных болей — вызывает сомнение. Ведь ряд римских историков, описавших последний пир царя, указывают на то, что перед тем как упасть, он испытал сильный приступ боли. Против этого возражает, как мы уже говорили выше, лишь Плутарх, который обвиняет их в вымысле. Но можно ли и в этом случае всецело доверять словам Плутарха? С другой стороны, если боли действительно были, то являлись ли они симптомом цирроза печени, язвы или какой-то другой болезни [10]? А может, и не болезни вовсе, а искусного отравления?

Версии о насильственном характере смерти великого завоевателя высказывались как древними Арриан, Диодор, Плутарх, Юстиниан , так и современными историками. В наши дни к их расследованиям неоднократно подключались известные токсикологи, криминалисты, специалисты в области медицины и естественных наук. А первым из тех, кто пытался разгадать этот исторический детектив, стал британский сыщик Джон Грив, который пришел к весьма неожиданному заключению… Как британский сыщик шел по следу Помощник главы лондонской полиции Джон Грив был с детства заинтригован загадкой смерти Александра Македонского. Но заняться ее разгадкой он смог только на склоне лет, уйдя в отставку. К своему расследованию опытный сыщик привлек крупнейших специалистов в области судебной медицины, токсикологии, патологии, эпидемиологии, психиатрии, археологии, ботаники и истории. Дело было весьма необычным не только, как говорится, в связи со сроком давности с момента смерти великого македонца прошло более двух тысячелетий , но и в силу отсутствия останков, каких-либо улик и вещественных доказательств. Единственным материалом для расследования служили исторические документы: придворные летописи и сочинения античных биографов Александра. С их помощью Грив со своей командой задался целью установить характер и причины загадочного и смертельного заболевания царя. Основой для размышлений стал никем из биографов не оспариваемый факт: болезнь Александра продолжалась 12 дней. Поэтому первым шагом в расследовании стало составление с помощью патологов списка причин, которые могли бы за этот срок привести больного к смертельному исходу.

Наряду с этим известным эпидемиологом Джоном Марром был проанализирован перечень распространенных в те времена в Месопотамии болезней, в который вошли малярия, тиф, энцефалит, сепсис и ряд простудных заболеваний. Как оказалось, их симптомы и длительность протекания лишь частично совпадали с клинической картиной болезни Александра, описанной историками. К тому же ни одно из этих заболеваний не связано с красным вином. Таким образом, естественные причины смерти великого завоевателя были поставлены под большое сомнение. В связи с этим Джон Грив приступил к расследованию версии насильственной смерти, о которой, как мы уже упоминали, писали многие античные историки Плутарх, Арриан и др. Одним из аргументов в ее пользу было то, что ни один человек из семьи Александра не умер своей смертью: его отец, дядя, мать, жена и сын были убиты [12]. Поскольку политические убийства были в те времена обычным делом, то такой мощной политической фигуре, какой являлся великий завоеватель, вполне могла быть уготована такая же роковая участь. Однако это предположение могло служить лишь косвенным доказательством. Для того же, чтобы найти прямые доказательства, сыщику необходимо было выяснить мотив предполагаемого убийства, определить, кто был в нем заинтересован, участников и средства для его осуществления. К поиску ответов на эти вопросы британский сыщик, возглавлявший в свое время подразделение Скотланд-Ярда по борьбе с терроризмом, подошел сугубо профессионально.

Рассматривая историческую проблему с современных позиций, он пришел к выводу о том, что Александр был «лидером самой успешной вооруженной преступной группировки в истории и, вероятно, самой богатой из всех когда-либо существовавших грабительских банд». А раз так, то желающих прибрать к рукам созданную им империю и награбленные богатства могло быть предостаточно даже в ближайшем царском окружении. Об этом свидетельствует хотя бы то, что за время своего правления великий македонец столкнулся с несколькими заговорами, которые успешно преодолел. И все-таки кому-то удалось с ним расправиться. Но кому? Тщательно проанализировав ближайшее окружение Александра, Джон Грив сначала остановился на фигуре престарелого полководца Антипатра, который был оставлен царем в Македонии в качестве греческого наместника. В перспективе именно он должен был стать опекуном будущего наследника Александра и, следовательно, правителем империи. Каждый раз, уходя в поход, царь доверял ему как самому опытному военачальнику и свою родину, и любимую мать, и все воинские резервы. И надо сказать, что Антипатр достаточно успешно справлялся со всеми царскими поручениями, в частности, своевременно посылал Александру подкрепления, подавил выступление восставших спартанцев. Но вместо благодарности его действия вызывали у тщеславного македонца глухую ненависть: ведь чем больше были успехи наместника, тем меньшими казались Александру его собственные.

Царь насмешливо называл борьбу Антипатра со спартанцами «войной лягушек с мышами», а его самого подозревал в желании стать царем. Недаром однажды Александр сказал: «Снаружи Антипатр одет в платье с белой каймой, а изнутри он весь пурпурный». В том, что именно у этого полководца были все основания для того, чтобы стать организатором возможного заговора против Александра, сыщика убеждало сразу несколько фактов.

Причина смерти завоевателя достоверно неизвестна. По одной версии, он скончался из-за малярии, а по другой — от воспаления легких. Возможно, он был отравлен кем-то из сподвижников. Правитель был похоронен в Мемфисе, а в 280 году до н. Среди других причин, почему умер Александр Македонский, называют тиф и болезни печени, вызванные употребление алкоголя и нездоровой пищи.

Есть версия, что из-за травмы шеи в одном из последних сражений он стал немым. Смерть Александра Македонского. Что мы узнали?

Александр Македонский родился в 356 году до н.

За свою короткую жизнь всего-то неполных 33 года он сумел превратить маленькое государство Македония в огромнейшую империю размером 5,2 миллиона квадратных километров. С личностью Александра, его жизнью и смертью связано много интересных фактов. Ниже представлено 10 таких фактов — они точно заслуживают внимания каждого, кто увлекается историей. Содержание [скрыть] 1 У Александра был конь Буцефал, который служил ему около двадцати лет 2 Александр учился у одного из лучших философов своего времени — Аристотеля 3 У Александра был слабоумный брат, который впоследствии тоже взошёл на трон 4 С момента своего восемнадцатилетия и до самой смерти Александр Македонский не проиграл ни одного сражения 5 Александр Македонский, согласно легенде, разрубил гордиев узел 6 Десятки населённых пунктов Александр III Македонский назвал в честь себя 7 Александр Великий официально имел трёх жён 8 Остаётся загадкой, как именно умер Александр и что явилось причиной его смерти 9 Тело Македонского хранили какое-то время в чане с мёдом 10 Мумия Александра не сохранилась до наших дней У Александра был конь Буцефал, который служил ему около двадцати лет Согласно историку Плутарху, Александр, будучи ещё десятилетним ребёнком, смог обуздать Буцефала в переводе с греческого это имя можно перевести как «бычья голова».

Причём даже отец будущего великого полководца посчитал этого коня ни на что негодным из-за его излишней строптивости. Впоследствии Буцефал стал любимым скакуном Александра, полководец брал его во все свои походы. А когда конь умер скорее всего, это произошло при битве с индийским царём Пором в 326 году до н. Александр укрощает непокорного Буцефала Александр учился у одного из лучших философов своего времени — Аристотеля Отец Александра пригласил Аристотеля, чтобы тот учил его сына наукам мальчику на тот момент было всего 13 лет.

И общение с Аристотелем, безусловно, сильно повлияло на образ мышления и систему ценностей будущего полководца. Совершенно очевидно, что именно Аристотель привил Александру Великому уважение к философии в целом. Александр и в юности, и после восхождения на трон с удовольствием общался с разными философами. Например, известно, что однажды Македонский встретился с Диогеном, который в это время отдыхал на городской площади.

Император спросил, может ли он что-то сделать для Диогена. Этот ответ совершенно поразил Македонского. Встреча Александра и Диогена — картина художника Гаэтано Гандольфи, написанная в 1792 году А позднее, во время похода в Индии, Александр приостановил военные действия ради того, чтобы подискутировать с гимнософистами их еще называли «голыми философами». Эти философы были своеобразными последователями и интерпретаторами индуизма.

Они принципиально не носили одежды, так как были уверены, что именно из-за неё люди становятся тщеславными. У Александра был слабоумный брат, который впоследствии тоже взошёл на трон В 336 году до н.

Сибирский поход Александра Македонского, или о чем на самом деле рассказал Плутарх

Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского. Александр Македонский с Аристотелем Александр Македонский с Аристотелем. Философ выступал за всестороннее развитие личности полководца, каждый раз предлагая ему для изучения новую научную сферу. Завоевания Александра Македонского 1 Когда Александру было 16 лет, Филипп сделал его регентом Македонии, а сам ушел в поход на Византий. Один из самых знаменитых правителей и полководцев в мировой истории, Александр Македонский, создал поистине огромную империю, раскинувшуюся на половину известного тогда мира. 6. В возрасте 16 лет Александр Македонский замещал отца, находившегося в военном походе, и в этом качестве подавил восстание фракийского племени медов, создав на месте фракийского поселения город Александрополь.

Александр Македонский: каким он был на самом деле

Вы на канале Artifex Ru, и в этом выпуске вас ждет история Александра Македонского о тайнах, легендах и величии великого полководца. В связи с этим мы решили побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского. Последние новости о персоне Александр Македонский новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. После походы Александра Македонского наступил новый этап в истории древней Греции, а также всего Средиземноморья. Известно, что Александр приказал уничтожать все исторические писания о нем, а историю свою разрешал писать только своему придворному историку Калисфену, которую тщательно контролировал. Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана.

10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского

Александр Македонский: Великий полководец потерпел поражение от Русов, Психологический аспект будущей войны, За что их прозвали Великими. Смотрите BigPicture история Последняя тайна Великого Александра — куда пропали две тысячи македонских кораблей. Больше никаких упоминаний об усыпальнице Александра Македонского в истории нет. Александр Македонский, он же Александр III Великий — царь Македонии и по совместительству великий полководец, завоевавший чуть ли не половину мира, скоропостижно скончался в Вавилоне 10 июня 323 года до нашей эры.

10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского

На этот раз неприятель в три раза превосходил числом войска Македонского. Но бесстрашный полководец опять наслаждался опасностью. Воспользовавшись шансом, Александр прорвался, чтобы напасть на Дария. И опять персидский царь спасся бегством. Впоследствии он был убит одним из своих командиров. Спустя три года после высадки у Трои Александр Македонский был провозглашен правителем Азии. Другие великие вожди, возможно, удовольствовались бы этим монументальным триумфом, но только не Александр. В 329 году до нашей эры он продвинулся к Афганистану, чтобы завоевать восточную границу Персидской империи. На его пути встали неприступные горы Гиндукуша.

За пятнадцать дней на высоте в 6100 километров тридцатитысячная армия Македонского преодолела этот невероятно трудный переход и вторглась на территорию Средней Азии. Его империя простиралась от Греции до Афганистана, занимая свыше 5 млн кв. Но он продвигался дальше на восток, к кромке неизвестного тогда мира, где находилась экзотическая и загадочная страна — Индия. Македонскому противостоял могущественный раджа, который был намерен остановить его. Индийцы собрали 50-тысячную армию. У них было страшное новое оружие — двести боевых слонов. Осознав, что идя в лобовую атаку, он подвергает своих воинов смертельному риску, Александр пошел на военную хитрость. В ходе неожиданного нападения македоняне стали длинными копьями и стрелами раздражать слонов.

Животные, обезумевшие от страха и боли, начали топтать как греков, так и индийцев. В результате одной из самых тяжелых битв в военной биографии Македонского индийская армия была разбита. Раджа сдался. Однако Александр, восхищенный своей отвагой, вернул правителю Индии его царство. Этим удивительным поступком он навсегда вписал свое имя в историю страны контрастов. Смерть Александра Македонского Тем не менее, несмотря на великую победу, долгие годы сражений сказались на армии Александра.

Исследования начались еще в 1995 году.

За прошедшие годы ученые постарались максимально детально проанализировать симптомы полководца и соотнести их с различными заболеваниями. В результате ученые отвергли версии о малярии, пневмонии, брюшном тифе и лихорадке Западного Нила. Все это свидетельствует в пользу острого панкреонекроза, вызванного желчнокаменной болезнью в сумме с нездоровым образом жизни и алкоголем. Панкреонекроз — деструктивное поражение поджелудочной железы, развивающееся как очень тяжелое осложнение острого панкреатита. По мере протекания болезни поджелудочная железа разрушается и перестает работать.

Его родным по матери и отцу был только старший наследник Филипп, но он оказался умственно неполноценным. Детские воспоминания о родителе у Македонского были неоднозначными: с одной стороны, он гордился отцом, как великим завоевателем греческих земель, с другой — испытывал к нему ненависть.

Этому во многом способствовала мать мальчика, с детства внушавшая ему неприязнь к своему супругу. Согласно аристократическому обычаю, Александр обучался в доме родственников. Его первыми преподавателями стали Леонид — ярый сторонник спартанского воспитания, и служитель театра Лисимах, педагог по этике и риторике. В тринадцатилетнем возрасте наследник попал на воспитание к философу Аристотелю, прекрасно знавшего его отца. Великий мыслитель понимал, что ему поручено обучать будущего государя, поэтому его программа по большей части состояла из занятий политикой, философией и этикой. Помимо этого, Аристотель посвящал подопечного в тонкости медицины, поэтике и литературы. С юных лет Македонский рос честолюбивым, целеустремленным и упрямым молодым человеком.

Парень долгое время был равнодушен к телесным наслаждениям, ограничивал себя в пище и практически не обращал внимания на девушек. Окружающие отмечали у Александра незаурядные умственные способности и смекалку. Однажды юноше пришлось самостоятельно, без участия родителя, встречать дипломатическую миссию и Персии. В древних свидетельствах сказано, что на этой встрече молодой наследник не задал ни одного неуместного вопроса. Парень искренне интересовался у гостей такими вопросами, как культура и быт заграничного государства, а особенно состояние городской инфраструктуры. Известна история, как в подростковом возрасте будущий правитель смог приручить строптивого скакуна Буцефала, который впоследствии стал его верным товарищем во всех сражениях. Александр обратил внимание, что жеребец нервно реагирует на собственную тень, поэтому старался не разворачивать на нем, находясь напротив солнца.

Первый опыт управления государством Македонский получил в шестнадцатилетнем возрасте. Филипп II в этот период отправился завоевывать византийские земли, чем воспользовались фракийские мятежники. Молодому правителю удалось справиться с бунтом с помощью столичных войск. На месте поселения восставших Александр основал новый город под названием Александрополь. Спустя два года наследник вновь проявил себя талантливым военачальником, возглавив войско во время сражения при Херонее. В 336 году до нашей эры отца юноши убили, после чего он занял македонский престол. Правление Македонией и военные походы Оказавшись на троне, Македонский первым делом расквитался с врагами Филиппа, повинными в его смерти.

Покончив с внутренними неприятелями, он занялся подавлением набегов варварских племен и восстановлением власти в Греции и Македонии. В период правления Александра произошло объединение Эллады и был совершен знаменитый поход на персидские земли, до которого не удалось дожить Филиппу.

Идеал свободы подразумевал желанный для греков тип общественного устройства — коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Греческий мир не был одной страной и не стремился ею быть. Он складывался из множества вполне или относительно самостоятельных, небольших или совсем маленьких государств, которые могли соединиться перед лицом общего врага, например тех же персов. По факту такого объединения неизбежно ставился вопрос о том, кто же будет главным. Афины, Фивы или Спарта соглашались действовать во имя Греции, но не под чужим руководством. Мотив обличения персидского деспотизма как полной противоположности греческой свободе не был случайным.

Греко-персидские войны Свои политические идеалы, равно как и мысль о единстве Эллады перед лицом персов, греки вынесли из Греко-персидских войн первой половины V века до н. Разрозненные в политическом отношении, непохожие во многом на других, греческие племена связывала память об общем прошлом. Центральная фигура воспоминания — история коалиции, панэллинского сплочения против врага на Востоке. Сама мысль о коалиции Европы против Азии навеяна, конечно же, «Илиадой». Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф или художественный вымысел. На основании этого эпического текста они, по всей видимости, стремились понимать себя как один народ, единое целое. Но в еще большей степени их менталитет и самосознание формировали драматические и героические страницы истории нашествия на греческий мир персидского царя Ксеркса в 480 году до н. Из патриотического убеждения в моральной правоте и образцовом общественном устройстве эллинов в конце концов вытекали — едва ли справедливые — соображения о непрочности персидского государства и легкости завоевания Персии.

С середины IV века до н. Возможность прибрать к рукам чужое у них соединялась с долгом отмщения историческому врагу за пепел сожженных городов и поруганные святыни Эллады. Война с персами казалась им выходом из бесконечных войн самих же греков с греками. Зато немало других греков расценивали стремительный рост македонского влияния как угрозу свободе. Демосфен обрушивал на Филиппа свои филиппики, ставшие нарицательным названием разоблачительных речей. После победы македонцев над союзными силами греческих городов во главе с Афинами, одержанной в 338 году до н. Царь Филипп македонский Конгресс объявил войну персам, назвав царя Филиппа вождем военного похода в Азию. Почти вся Эллада, за исключением Спарты, обещала пойти за ним.

Возмездие персам стало одной из названных целей будущей войны, ее вполне официальной программой. Столь же прямо греки признавались и в собственном экспансионизме. Помимо отмщения за оскверненные и преданные огню греческие святыни общегреческая война против Персидского царства должна была присоединить к греческому миру азиатский берег Эгейского моря. Не заслоняй мне Солнце Летом 336 года до н. Филипп Македонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. В причастности к этому злодеянию, по сообщению греческого историка Арриана, Александр впоследствии обвинял персидского царя Дария: «Отец мой умер от руки заговорщиков, которых сплотили вы, о чем хвастаетесь всем в своих письмах». Этот факт, скорее всего, правдоподобен. Защита греческой свободы от Македонии щедро оплачивалась персами.

Персидское участие в делах Эллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов. Вся вольнолюбивая Греция, до героя своей «антимакедонской партии» Демосфена включительно, звенела в карманах персидским серебром. Историки древности и наших дней одинаково высоко ставят царя Филиппа. Сравнивая отца и сына, римский автор Помпей Трог находит такие слова: «Способы побеждать у того и другого были различны. Александр вел войну открыто. Филипп пользовался военными хитростями. Он радовался, если ему удавалось обмануть врагов. Александр — если удавалось разбить их в открытом бою… Благодаря этим чертам характера отец заложил основы мировой державы, а сын закончил дело».

Смерть Филиппа, казалось, обнаружила непрочность возведенной им политической конструкции. Но уже в первые месяцы царствования юный македонский царь Александр стремительно и жестоко подавил вспыхнувшее с новой силой сопротивление греков и подвластных Македонии фракийских и иллирийских племен. Потрясением для Греции стало известие о взятии и разрушении могущественных Фив в 335 году до н. Население города было продано в рабство. Примечательное исключение Александр сделал для потомков поэта Пиндара. Остальным — нетронутым — урока на время хватило: например, устрашенные судьбой Фив Афины вымолили себе прощение. Такие военные акции Александра были только приготовлением к большому походу, который намечался против Персидского царства. Александр Македонский и Диоген К этому времени принадлежит и знаменитая сцена с Диогеном, пересказанная бессчетное число раз множеством писателей.

После энергичных военных мер македонского царя, вернувших ему влияние в Греции и ожививших планы войны в Азии, многие известные люди поспешили засвидетельствовать ему свое почтение. Будучи недалеко от Коринфа, Александр Македонский предполагал, что так же поступит и философ Диоген. Но, не дождавшись знаков внимания, царь сам отправился к философу. Диоген лежал и грелся на солнце. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. Начало триумфального шествия Говоря о причинах похода Александра против персов, историк Арриан цитирует письмо Александра к персидскому царю Дарию: «Ваши предки вторглись в Македонию и остальную Элладу и наделали нам много зла, хотя и не видели от нас никакой обиды. Я, предводитель эллинов, вступил в Азию, желая наказать персов». Строго говоря, большая часть Греции царя Македонии об этом не просила.

Весной 334 года до н. Первым делом оттуда он поспешил в Трою, с которой для греческого мира было связано так много. Здесь он принес жертву Афине, а также почтил могилу Ахилла. Умастив тело, он состязался с друзьями в беге вокруг памятника. Как пишут Арриан и Плутарх, возлагая венок на могилу Ахилла, Александр провозгласил его счастливым, потому что о его славе возвестил на будущие времена такой поэт, как Гомер. Символизм этого жеста вполне понятен. Александр Македонский воздал положенную честь своему легендарному предку, который явно был для него еще и образцом для подражания. Но это означало еще и другое.

Македонский царь обращался к исторической памяти греков, используя гомеровский эпос о Троянской войне в качестве примера единения сил греческого мира для войны в Азии. Военные силы греческих городов, кажется, не были Александру большим подспорьем. Он ждал от греков, чтобы они хотя бы не выступали на стороне персов. Переход Александра через реку Граник В мае 334 года до н. Победа македонцев была полной. После Граника македонский царь отправил в Афины 300 комплектов персидского военного снаряжения и посвятил их Афине Палладе.

Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа

Многолетний анализ позволил максимально точно установить причину смерти Александра Македонского Александр Македонский с Аристотелем Александр Македонский с Аристотелем. Философ выступал за всестороннее развитие личности полководца, каждый раз предлагая ему для изучения новую научную сферу.
Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти Эта история принесла ему гнев отца, поэтому Александру Македонскому пришлось отправиться в изгнание в Эпир вместе со своей матерью Олимпией.

Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?

Александр Македонский: великий полководец, которого не было Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Один из самых знаменитых правителей и полководцев в мировой истории, Александр Македонский, создал поистине огромную империю, раскинувшуюся на половину известного тогда мира. Александр Македонский, Аттила, Тамерлан, Кортес – великие завоеватели, которые перекроили карту мира и на века определили ход истории. Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского.

Завоевания Александра Македонского (все части) // Маховик Истории

К 30 годам Александр, сын македонского царя Филиппа, стал повелителем огромной империи от Греции до Индии. Александр стал македонским царем в 20 лет и в короткий срок создал империю, простиравшуюся от Греции до Индии. Таким образом, Александр Македонский считается одним из самых успешных военачальников в истории и создателем одной из крупнейших империй древнего мира. Александр Македонский, Владимир Ленин, Васко да Гама, Иван Грозный, Мартин Лютер и другие деятели здесь— не герои, а «плохие парни», которых объединяет одна черта: спорить с ними было чертовски опасно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий