Новости антиордынское восстание в твери год

Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. Восстание в Твери Иван Калита. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году. Восстание в Ростове в 1289 году произошло в период междоусобной борьбы русских князей, ориентировавшихся на разные силы в Орде.

Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды

Антиордынское восстание в Твери Антиордынское восстание в Твери — первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Главная» Новости» Антиордынское восстание в твери год. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека.

Антиордынское восстание в Твери: история и последствия

Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. 2. причины участия московского князя в подавлении восстания: – соперничество Москвы и Твери за лидерство в русских землях (желание подорвать позиции соперника за лидерство в русских землях); – надежда выслужить у хана ярлык на Великое княжение Владимирское. Тверское восстание 1327, антиордынское выступление жителей г. Тверь. Восстание в Твери 1327 года: причины и повод к восстанию в Твери, основные этапы восстания и его последствя. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы.

Первое русское восстание против Орды

Во время антиордынского восстания в Твери при правлении князя Ивана Калиты были предприняты ряд мер для подавления мятежников и восстановления порядка в городе. 2. причины участия московского князя в подавлении восстания: – соперничество Москвы и Твери за лидерство в русских землях (желание подорвать позиции соперника за лидерство в русских землях); – надежда выслужить у хана ярлык на Великое княжение Владимирское. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига.

Глава XI. Первые антиордынские выступления на Руси

Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Антиордынское восстание в Твери. 21 ноября 1325 года хану Золотой Орды Узбеку доложили о том, что в его столице, Сарае, творится форменное непотребство — русских князей режут среди бела – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интересно, истории, факты на.

Падение Руси

  • Тверское восстание
  • Восстание против орды в Твери: исторический контекст
  • Причины народного мятежа
  • 6 причин антиордынского восстания в Твери 🔥 10 Причин
  • Цели восстания
  • Бунт Твери против Орды

Бунт Твери против Орды

Тегикто подавил антиордынское восстание в твери, как боролся русский народ против орды, 1338 год в истории россии, ордынский карательный поход на тверь. В конце лета [1327 г.] явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы. первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Ответ: Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига.

Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери

Таким образом, приход эмира с вооружённым отрядом воспринимался тверичами как прямая угроза княжеской власти, с перспективой непосредственного захвата Твери Чол-ханом. Восстание, вероятно, было спланировано, так как его возглавил лично великий князь Александр Михайлович, собравший вооружённый отряд «созва тверичи» — то есть не только свою дружину , а погромы ордынцев состоялись и за пределами Твери в других городах Тверского княжества. Гибель Чол-хана в горящем княжеском дворце в Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН.

Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века.

Только энергичные действия московского князя и митрополита Алексия способствовали возвращению ярлыка московскому князю. Б Строительство Кремля Прежде чем вступать с другими княжествами в открытую борьбу, Дмитрию надо было укрепить могущество Москвы. В 1367г. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов: это была первая каменная крепость на Северо-Востоке. В Соперничество Москвы с Литвой. Очень серьезным соперником Москвы в это время было Великое княжество Литовское и Русское, в состав которого входили западнорусские земли. Русский язык здесь был государственным, большую часть населения составляли православные славяне, «Русская Правда» была в этом государстве действующим законодательством. Литовские князья, как и московские, претендовали на собирание русских земель.

В конце 60- — начале 70-х годов великий литовский князь Ольгерд трижды осаждал Москву, но взять ее не смог, так как Москва была окружена белокаменным Кремлем.

Историки и сейчас спорят о его роли в этих событиях. Одни считают, что именно он начал организованный бунт, другие же - что он только потом присоединился к нему. В пользу последних говорит рассудительность князя, который понимал, что сопротивление без поддержки других княжеств приведёт к ещё большим бедам. Начало восстания К концу лета в народе все больше назревали бунтарские настроения.

Со дня на день мог произойти мятеж. Точкой кипения было 15 августа. Татары из личной охраны Чол-хана решили присвоить лошадь местного священника. Народ вступился за него, и началась перепалка. Дьякон Дудко, судя по всему, также пользовался личным уважением горожан.

А оскорбление церковного человека ещё сильнее разозлило русский народ. В итоге свита была перебита. Весь город узнал о беспорядках. Народный гнев выплеснулся на улицы. Тверичи кинулись громить татар и других ордынцев.

Князь Александр теоретически мог подавить бунт своими силами, однако этого делать не стал и присоединился к народу. Гнев народа Татар били повсюду. Уничтожили в том числе и купцов. Это подтверждает именно национальный характер восстания, а не только религиозный или антиправительственный. Татары массово стали бежать в княжеский дворец, где спрятался и сам Чол-хан.

К вечеру народ осадил дворец и поджёг его. Сам хан и вся его свита были сожжены заживо. К утру в Твери не осталось ни одного живого ордынца. Так происходило Тверское восстание 1327. Князь понимал, что мало просто уничтожить татар.

Поэтому начал подготовку к отходу из Твери. Москва Через короткое время вся Русь узнала, что произошло Тверское восстание 1327. Московский князь Калита увидел в этом выгоду. Он давно вёл соперничество с Тверью за главенство. Поэтому решил нанести удар и изменить распределение влияния в свою пользу.

За короткое время он собрал войско. Ему в помощь хан Узбек выделил пятьдесят тысяч человек и своих подданных. Начался поход на юг. Через короткое время объединённые московские и татарские войска вторглись в княжество. Карательный отряд действовал очень жестоко.

Несмотря на всё происходящее, он смиренно терпел, и советовал терпеть жителям, которые приходили к нему жаловаться на произвол Щелкана и его людей. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. Когда оно началось, князь Александр Михайлович не предпринял никаких попыток успокоить народ. Подавление восстания в Твери московским князем Иваном Калитой Согласно одной из версий, шапка Мономаха, традиционный головной убор русских князей и царей, была даром хана Узбека Ивану Калите Узнав о происходящем в Твери, где Щелкан и все его люди уже были перебиты, московский князь решил воспользоваться ситуацией. Он предложил хану Узбеку подавить восстание, и тот согласился, пообещав взамен сделать Ивана Калиту великим князем Владимирским, чего тот и добивался.

Тверское восстание в 1327 году

Таким образом, приход эмира с вооружённым отрядом воспринимался тверичами как прямая угроза княжеской власти, с перспективой непосредственного захвата Твери Чол-ханом. Восстание, вероятно, было спланировано, так как его возглавил лично великий князь Александр Михайлович, собравший вооружённый отряд «созва тверичи» — то есть не только свою дружину , а погромы ордынцев состоялись и за пределами Твери в других городах Тверского княжества. Гибель Чол-хана в горящем княжеском дворце в Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века.

Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам.

Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен. Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н. Воронин, И. Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г. Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой».

Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам». Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу. Откуда взяла песня эти сведения? Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам. Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г.

О четырех шуринах Узбека, отправленных им на Русь, говорит и песня о Щелкане. Можно отметить даже некоторые созвучия имен, фигурирующих в летописи и в песне: Тегриберди — Гордей, Алтамырь — Ахрамей. Мне думается, вполне возможно предположить, что песня поэтически обобщила материал русско-ордынских отношений второй четверти XIV и начала XV в. Это предположение подтверждается и некоторыми дальнейшими наблюдениями. Песня указывает, что Щелкан Дюдентевич первоначально не получил в дар от хана города на Руси, так как в тот момент, когда хан распределял города, «его дома не случилося, уезжал то млад Щелкан в дальнюю землю Литовскую, за моря синие[1634], брал он, млад Щелкан, дани, невыходы, царски невыплаты». Итак, Щелкан поехал из Орды собирать дань в Литву в тот момент, когда в Орде шел раздел русских городов между ханскими шурьями. Значит, «царь Азвяк» и его приближенные стремятся поживиться и за счет русских и за счет литовских земель. Конечно, перед нами памятник поэтического творчества, непременным элементом которого является вымысел, фантастика.

Но и вымысел обычно возникает на основе сплетения каких-то элементов реальной действительности. И в песне о Щелкане, думается, отразился какой-то период в истории Орды, когда она, наступая на Русь, старалась усилиться и за счет ослабления Литвы. Таким периодом было время Едигея, который, по свидетельству русской летописи, натравливал друг на друга Московское и Литовское княжества «…вражду положи межи има…» [1635]. Картина сбора дани Щелканом в Литве характерна, поскольку она показывает, как в народном сознании запечатлелись те насилия и бесчинства, которые творили татаро-монгольские захватчики на Руси. Щелкан «с князей брал по сту рублев, с бояр попятидесят, с крестьян по пяти рублев; у которого денег нет, у того дитя возмет; у которого дитя нет, у того жену возмет; у которого жены-то нет, того самого головой возмет». Здесь перед нами не только поэтические образы. Здесь ряд бытовых деталей, характеризующих социальные отношения и осознание этих отношений народом. Хотя, говорит песня, с князей и бояр Щелкан брал гораздо большие денежные суммы, чем с крестьян, но вся тяжесть сбора недоимок падала на крестьянство под этим термином, очевидно, имеется в виду и сельское и городское население , у которого уже ничего не осталось для уплаты татарам.

Должникам приходилось продавать в рабство жен, детей, самим отрабатывать долг по выплате дани, становясь холопами. Пожалуй, еще более красочная картина фискального нажима на население, проводившегося Щелканом Дюдентевичем, дана в тех вариантах песни, которые приведены Гильфердингом: «Он де с поля брал по колосу, с огороду по курици, с мужика по пяти рублей» или: «чорт-от с улицы брал по курицы, со избы брал он по петуху, со бела двора он по добру коню». Интересно, что, во-первых, объектом взысканий здесь являются не князья и бояре, а тяглое население; во-вторых, хорошо показан урон, который наносили эти взыскания народному хозяйству в городе и деревне. Характеристика результатов деятельности Щелкана, приведшей к массовому разорению и закабалению народа, дана в песне в вариантах, записанных Гильфердингом в следующих выражениях: «у Щелкана не выробишься, со двора вон не вырядишься» или: «где ли Щелкан побывал, как будто Щелкан головней покатил». Образ Щелкана Дюдентевича, возвратившегося из Литвы на дорогом коне, с богатой сбруей, олицетворяет облик татаро-монгольского захватчика, разбогатевшего на грабеже завоеванного трудового населения. В то же время вырисовывается фигура ханского приспешника, для которого «царь Азвяк» не жалеет даров и который хвастается царской милостью. Не тем узда дорога, что вся узда золота, она тем узда дорога — царское жалованье, государево величество; а нельзя, дескать тое узды ни продать, ни променять и друга дарить, Щелкана Дюдентевича». Приехав из Литвы, Щелкан обращается к хану с просьбой пожаловать его «Тверью старою, Тверью богатою» другой вариант: «Тверью славною», «Тверью богатою» , «двумя братцами родимыми, дву удалыми Борисовичами».

Здесь песня воспроизводит реальный факт посылки в Тверь в 1327 г. В эпитетах, которыми награждается этот город, чувствуется гордость за него. Можно думать, что песня возникла в среде горожан и отразила их настроения. Удалые братья Борисовичи — это, как хорошо доказал Я. Лурье а его доказательства подкрепил дополнительными соображениями Н. Воронин , тверской тысяцкий с братом, потомки Бориса Федоровича Полового. Характерно, что в песне Тверской посад неразрывно связывается с тысяцкими, как представителями городского населения. Щелкан просит хана пожаловать его Тверью и передать под его власть тверского тысяцкого с братом.

Не лишнее ли это доказательство того, что песня сложилась в среде горожан? Тысяцкие были выходцами из боярства, но их политический авторитет в значительной мере определялся тем, в какой мере их поддерживают горожане. Щелкан выполнил предложение хана, и тот отдал ему Тверь. В чем смысл этого эпизода? Прежде всего подчеркивается кровожадность Щелкана. Прототипом для этого образа злодея, упивающегося кровью своего сына, мог служить не только Чол-хан вторая четверть XIV в. Характерно, что летопись называет последнего «кровожелательным зверем»[1637]. При этом летопись указывает, что кровавые замыслы Едигея распространялись на московского князя Василия I Дмитриевича, которого он, скрывая эти замыслы, называл своим сыном «зломысленыи же Едигеи, иже иногда зовыится отцомь Васильеви, яд же аспиден под устнами его скрывая ношаше, ненавидя любляше, на любимаго еже именоваше сына собе Василья время похыщь, вместо добра съгубительством неусыпно грядаше»… [1638].

Если сопоставить между собой имеющуюся в песне деталь с кровью убитого сына, выпитой Щелканом, и рассказ летописи о кровожадном Едигее, расставляющем сети своему названному сыну — московскому князю, то, может быть, можно более глубоко понять значение первого эпизода в общем поэтическом замысле всего произведения. Не означает ли по этому замыслу испытание, предложенное ханом Щелкану, своего рода проверку: сможет ли он повести себя в Твери так, чтобы сломить сопротивление местного князя, хватит ли у него для этого злобы и коварства? И характерно, что тверской князь в песне не фигурирует. Очевидно, потому, что по идее песни, князя Щелкан сумел смирить, устранить, на это у него хватило тех качеств, при наличии которых, как думал хан, он только и мог рассчитывать удержаться в Твери. Но он не мог сломить народ. Собственно говоря, здесь проводится та же идея, которая пронизывает и летописный рассказ о восстании в Твери, помещенный в Рогожском летописце и в Тверском сборнике: народ восстал помимо князя. Так, вероятно, было и в действительности. В вариантах песни, приведенных Гильфердингом, содержится один эпизод, отсутствующий в записи Кирши Данилова.

Щелкан перед отъездом в Тверь заехал проститься к своей сестре Марии Дюдентевне. Она возмущенная его поступком с сыном встретила и проводила его неласково, назвала «окаянным братом» и пожелала ему гибели: «Да чтобы тебе, брателку, да туда-то уехати, да назад не приехати, да остыть бы те, брателко, да на востром копье, на булатнем на ножичке». В поэтическую канву песни картина встречи и прощания Щелкана с сестрой вставлена и для того, чтобы еще раз охарактеризовать последнего устами Марии Дюдентевны как кровожадного злодея, и с тем, чтобы придать этой встрече значение своего рода пророчества относительно будущей судьбы Щелкана в Твери. Историческую основу рассматриваемого эпизода могли составить поэтически преломленные, реальные факты того участия, которое вольно или невольно принимали представительницы ордынской знати в русских делах. Не послужила ли прототипом Марии Дюдентевны сестра хана Узбека Кончака после крещения Агафья , ставшая женой московского великого князя Юрия Даниловича и по слухам отравленная в Твери? Оценивая поведение Щелкана Дюдентевича в Твери, песня подчеркивает два момента: 1 Тверь — это город, население которого живет давними традициями городских «вольностей»; 2 Щелкан стал эти «вольности» подавлять и за это поплатился. В самом деле, когда в песне говорится, что «и в те поры млад Щелкан он судьею насел в Тверь ту старую, в Тверь ту богатую», определения «старая», «богатая», встречавшиеся не раз и раньше, нельзя рассматривать как простой припев.

Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси. Благодаря дипломатическим способностям князя Московского его земли не страдали от ордынских вторжений, а рачительность в финансовых делах укрепила казну княжества. Это качество и послужило прозвищу Ивана Даниловича: «Калита» означало кошель или сумку. Во время правления Ивана Калиты Москва заметно выросла, Кремль обнесли частоколом из дуба, построили Успенский и Архангельский соборы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий